Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма

25.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

1.Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги.

2. Представление документов, утративших силу (данное основание применяется в случаях истечения срока действия документа, если срок действия документа указан в документе либо определен законодательством, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы).

3. Представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.5.1.1 Административного регламента предоставления услуги, подлежащих обязательному представлению заявителем.

4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения.

5. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

6. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги.

7. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.

8. Несоблюдение срока предоставления документов, указанного в Уведомлении Департамента городского имущества города Москвы.

Жилые помещения по договорам социального найма

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1. Утрата заявителем права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающихся в жилых помещениях и принятие в отношении него соответствующего распоряжения Департамента городского имущества города Москвы.

2. Истечение срока приостановления предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным пунктами 2.9.1.1, 2.9.1.2 Административного регламента предоставления услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги.

3. Выявленное в процессе предоставления государственной услуги отсутствие оснований для предоставления предложенного жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

4. Обращение заявителя, одного из членов семьи заявителя и (или) его законного представителя уполномоченного в установленном порядке, об отсутствии намерений оформлять договоры социального найма жилого помещения, найма жилого помещения, мены жилого помещения или договора безвозмездного пользования жилым помещением.

5. Изменение паспортных и (или) иных персональных данных в период предоставления государственной услуги.

6. Изменение состава лиц, совместно зарегистрированных по месту жительства с заявителем, в период предоставления государственной услуги.

7. Решение органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, об отказе в государственной регистрации прав (перехода прав) на предоставленное жилое помещение в случаях, когда причина отказа не может быть устранена самостоятельно Департаментом городского имущества города Москвы.

8. Обстоятельства, открывшиеся в процессе предоставления государственной услуги (арест жилого помещения, изменение адреса для предоставления ответа, изменение состава семьи заявителя, изменение состава семьи лиц, совместно проживающих в жилом помещении с заявителем, изменение жилищной и (или) имущественной обеспеченности, ухудшение жилищных условий заявителя, членов семьи заявителя).

В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 «О правовых актах города Москвы», положениями части 4 статьи 27 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Порядок выкупа занимаемых жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями, либо предоставления иных жилых помещений по договорам купли-продажи жилых помещений (приложение 1).

1.2. Порядок предоставления по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы занимаемых жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями, либо предоставления иных жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы (приложение 2).

2. Действие настоящего постановления не распространяется на граждан, состоящих на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также на граждан, занимающих жилые помещения по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями в малоэтажных домах жилищного фонда города Москвы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 8 августа 2017 г. N 520-ПП

1. Методика расчета выкупной стоимости занимаемых жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями, либо предоставляемых иных жилых помещений по договорам купли-продажи жилых помещений (далее — Методика) определяет порядок расчета выкупной стоимости жилых помещений жилищного фонда города Москвы, предоставляемых по договорам купли-продажи жилых помещений в соответствии с Порядком выкупа занимаемых жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями, либо предоставляемых иных жилых помещений по договорам купли-продажи жилых помещений.

2. В рамках Методики используются понятия, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.

Как оформить договор социального найма

1. Порядок предоставления по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы занимаемых жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями, либо предоставления иных жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы (далее — Порядок) определяет условия и процедуру предоставления гражданам, не состоящим на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, на условиях договора найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы занимаемых жилых помещений, предоставленных по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, или предоставления иных жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы в случае истечения срока действия договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями и при отсутствии оснований для их заключения на новый срок.

2. Основанием для заключения Департаментом городского имущества города Москвы (далее — Департамент) договора найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы является распоряжение Департамента о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы.

3. Размер площади предоставляемого по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы иного жилого помещения определяется согласно положениям статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее — Закон города Москвы N 29) с учетом суммарной площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, и (или) кто-либо из членов их семьи, определяемых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона города Москвы N 29, обладают самостоятельным правом пользования либо правом собственности.

Количество комнат и площадь представляемого иного жилого помещения не может быть больше количества комнат и площади занимаемого жилого помещения.

Предоставляемые иные жилые помещения должны быть пригодны для постоянного проживания и расположены в пределах административных границ города Москвы.

Гражданам предлагается один вариант предоставляемого иного жилого помещения.

4. По истечении срока действия договора найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы (пункты 8.1, 8.2 настоящего Порядка) граждане имеют право на заключение этого договора в отношении занимаемого жилого помещения на новый срок при соблюдении условий договора найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы.

5. Предоставление гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы не лишает их права на заключение договора купли-продажи в отношении таких жилых помещений в порядке, установленном приложением 1 к настоящему постановлению.

6. Жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, до их предоставления гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы подлежат переводу Департаментом в жилищный фонд коммерческого использования города Москвы.

7. В случае если граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, после истечения срока действия договора безвозмездного пользования жилым помещением и при отсутствии основания для заключения этого договора на новый срок не заключили договор найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы в отношении занимаемого жилого помещения или иного предоставляемого жилого помещения либо в отношении граждан принимается решение об отказе в предоставлении по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы занимаемого жилого помещения или иного жилого помещения либо решение об отказе в предоставлении по договору купли-продажи жилого помещения занимаемого жилого помещения или иного жилого помещения, они подлежат выселению в установленном законодательством порядке.

8. Граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, подают в Департамент заявление:

8.1. О предоставлении по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы занимаемого жилого помещения, предоставленного из жилищного фонда города Москвы по договору безвозмездного пользования жилым помещением.

8.2. О предоставлении по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы иного жилого помещения.


Утвержден порядок выкупа занимаемых жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда Москвы по договорам безвозмездного пользования, или предоставления иного жилья по договорам купли-продажи. Основанием для заключения Департаментом городского имущества договора купли-продажи жилого помещения является его распоряжение. Расчет выкупной стоимости жилых помещений осуществляется Департаментом на основании утвержденной методики.

Выкуп осуществляется в отношении занимаемого жилого помещения, предоставленного из жилищного фонда Москвы по договору безвозмездного пользования, или предоставляемого по договору купли-продажи иного жилого помещения. Выкуп части жилого помещения не допускается. Жилье предоставляется в общую долевую собственность в равных долях лицам, с которыми заключен договор безвозмездного пользования, в том числе, несовершеннолетним детям. В случае, если с гражданами, проживающими в указанном жилом помещении, не заключен договор купли-продажи занимаемого жилья или договор найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, они подлежат выселению в установленном законодательством порядке. Приводится перечень документов, которые необходимо представить с заявлением в Департамент для заключения договора. Срок рассмотрения заявления — 45 рабочих дней.

Кроме того, утвержден порядок предоставления по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования занимаемых жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда Москвы по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями, либо предоставления иных жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования. Предоставление гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования не лишает их права на заключение договора купли-продажи в отношении таких помещений.

Установлено, что действие документа не распространяется на граждан, состоящих на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также на граждан, занимающих жилье по договорам безвозмездного пользования в малоэтажных домах жилищного фонда Москвы.

В силу ст. 35 Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Собственник может быть выселен из жилого помещения в следующих случаях:

  • Использование жилья не по назначению, нарушение интересов соседей, бесхозяйственное обращение с жильем, влекущее разрушение при наличии предупреждения о возможном выселении (ст. 293 Гражданского кодекса РФ (далее – «ГК РФ»), 29 ЖК РФ)
  • Выселение с выкупом жилья из-за изъятия земли под домом для муниципальных или государственных целей, его аварийного состояния (статья 32 ЖК РФ).
  • Обращение взыскания кредиторов на имущество в виде жилья (статьи 237, 256 ГК РФ) с учетом положенийст. 446 ГПК РФ, а также ипотека.
  • В порядке, предусмотренном «Законом о реновации» (актуально для города Москвы).

В законодательстве РФ отсутствует прямая норма, которая не допускала бы выселение собственника при наличии несовершеннолетних детей. Судебная практика также указывает, что наличие несовершеннолетних детей, которые совместно не проживают с нанимателем, не является основанием для отказа в выселении нанимателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 91 ЖК РФ без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.

О некоторых вопросах предоставления жилья по договору социального найма

Несмотря на то, что ЖК РФ направлен на уравнивание прав всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрены нормативным актом и случаи, когда происходит внеочередное предоставление квартиры из социального фонда. Подобные нюансы прописаны в ст. 57 ЖК РФ. Так, внеочередное предоставление жилого помещения возможно только для нескольких категорий граждан:

  • физлицам, которые проживают на территории жилого помещения, признанного непригодным для проживания или аварийными;
  • физлицам, которые страдают тяжелыми формами заболеваний в хронической стадии, что обуславливает невозможность их проживания на одной территории со здоровыми гражданами.

Совсем недавно выделялась и третья категория лиц, которые также имели право по договорам найма на внеочередное предоставление жилья. Сюда относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей. Однако, согласно ФЗ № 15-ФЗ, этот пункт ст. 57 ЖК РФ утратил свою законную силу.

Особое внимание следует уделить также тому вопросу, кого еще могут признать нуждающимся в улучшении жилищных условий по договорам найма. В частности, если углубиться в правовые нюансы, то можно сделать вывод о том, что реализовать своё право и заключить найм с государством вне очереди могут те граждане, которые были наделены данным статусом до наступления 1 марта 2005 года. Однако в этом случае лицо должно было быть принято на учет в жилищном фонде.

До наступления указанной даты многие категории граждан были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, но как показывает практика, мало кто об этом знал и еще меньше тех, кто смог реализовать свое законное право. Поэтому если субъект правоотношений имел возможность заключить по договорам с государством найм, но по каким-либо причинам не был внесен в список первоочередников, то он имеет право потребовать предоставить жилье через судебный орган.

Правом на внеочередное предоставление жилого помещения обладают граждане, которые лишились собственности в результате пожара.

Подобная норма закреплена позицией Конституционного Суда РФ. В частности, в Постановлении прописано, что ст. 57 не исключает возможности выдела жилого помещения по договорам найма погорельцам, даже если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, внеочередное предоставление жилого помещения по договорам соцнайма имеет ряд нюансов, разобраться в которых поможет только практикующий юрист или адвокат. Это связано с колоссальной гибкостью российского законодательства, в том числе и в жилищной сфере.

Как было указано выше, найм жилого помещения должен отвечать всем законным требованиям, прописанным в нормах права ЖК РФ. В частности, отдельное внимание уделяется квадратуре предоставляемого жилого помещения. Если обратиться к федеральному законодательству, то нормативно-правовыми актами закреплен стандарт жилой площади по договорам, когда заключается найм между государством и нанимателем. Так, в Правительственном Постановлении под № 541 закреплена норма квадратуры на 1 человека, которая равняется 18 кв. метрам.

Однако стоит помнить о том, что подобный параметр хоть и существует, но может видоизменяться в зависимости от региона, где проживает гражданин, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. Это связано с тем, что:

  • все субъекты РФ имеют различные доходы граждан, что, в общем, сказывается на благополучии всего региона. Иными словами, нельзя сравнивать Москву – как одну из самых преуспевающих агломераций России, и Саратов, Пензу и другие провинциальные города.
  • каждый регион имеет различный по своему объему жилищный фонд, который пополняется при строительстве новых комфортабельных домов за счет бюджетных средств. Но обеспечить всех граждан жильем по стандартному нормативу (18 метров) практически нереально, так как это будет наносить невосполнимый удар по региональному бюджету, что приведет субъект РФ к финансовому банкротству.

Кроме того, при улучшении жилищных условий по договорам, которые подразумевают социальный найм, учитываются два параметра:

  • норма предоставления;
  • учетная норма.

Что касается вопроса нормы предоставления, то определение данной дефиниции дано в ст. 50 ЖК РФ. В соответствии с НПА, норма предоставления – это минимальный размер полезной площади жилого помещения, которой ложится в основу для расчета общей площади жилья, если между субъектами правоотношений заключается найм.

Норма предоставления фиксируется указами органов местной власти в зависимости от условий, которые были указаны нами выше. Однако существует и более четкая градация нормы предоставления жилплощади, которая установлена федеральным и региональным законодательством:

  • Найм жилого помещения общей площадью 33 метра происходит в случае, если нуждающимся в улучшении жилищных условий признан одиноко проживающий гражданин РФ.
  • Если в улучшении жилищных условий нуждается семья из 2 человек, то в данном случае должно быть предоставлено жилье, квадратура которого составляет 42 кв. метра (общая площадь).
  • В том случае если найм заключает семья, в которой насчитывается 3 или более членов, тогда на каждого субъекта должно приходиться не менее 18 кв. метров.

В некоторых случаях гражданам РФ может быть предоставлена дополнительная жилая площадь, размер которой не будет превышать 10 кв. метров. При этом порядок и условия дополнительно обозначаются в федеральном или же региональном законодательстве. Возможны ситуации, когда нуждающимся лицам, которые заключили найм, выделяется квартира, размер которой на 10 % меньше положенной площади. Это происходит лишь в тех ситуациях, когда в жилищном фонде того или иного субъекта РФ отсутствует подходящее по требованиям жилье.

Определение учетной нормы также прописано в ст. 50 ЖК РФ. Так, под учетной нормой понимается минимальный размер жилой площади, приходящейся на гражданина, который ложится в основу для установления факта обеспеченности участников договора в жилой площади.

Учетная норма имеет непосредственную связь с нормой предоставления, так как именно от их пропорции и зависит сам расчет предоставления жилья нуждающимся категориям граждан, а также порядок постановки физлиц на жилищный учет.

Компетенция по установлению учетной нормы принадлежит органам МСУ. Но при ее фиксации учитывается условие, что учетная норма не должна превышать норму предоставления. В ином случае, получается замкнутый круг, выйти из которого будет просто невозможно.
Учетная норма может постоянно изменяться в зависимости от насущных условий. Во внимание принимается факт обеспеченности региона жильем социального предназначения, темпы возведения новых жилых объектов для пополнения специализированного фонда, а также техническое состояние домов, в рамках которых происходит выдел жилплощади.

Предусмотрена возможность осуществить отказ со стороны государственных органов гражданам в постановке их на учет в качестве нуждающихся. Подобная возможность регламентирована ст. 54 ЖК РФ. В данной правовой норме указан исчерпывающий перечень оснований для осуществления подобного правомочия, в частности:

  • Если в уполномоченный орган нанимателем не предоставлены документы, которые являются обязательным условием для постановки на учет.
  • Если субъект правоотношений предоставил документы, но они не подтверждают статус, который позволил бы принять лицо на учет в качестве нуждающегося.
  • Если не истек срок, зафиксированный в ст. 53 ЖК РФ. В частности, речь идет о 5-летнем сроке, который ведется с момента совершения нанимателем правонарушения, что является детерминантой наложения определенных санкций на субъект отношений.

Решение об отказе гражданину в постановке на учет принимается только компетентным на то лицом. Постановление должно в обязательном порядке содержать в себе аргументированные основания, которые и послужили причиной подобного решения. Документ отправляется заявителю в течение трех рабочих дней после его принятия в письменной форме, заверенной подписями уполномоченного представителя государственной власти РФ. Наниматель, если не согласен с вердиктом, имеет законодательную возможность оспорить принятие подобного решения в судебной инстанции.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Коммерческий найм жилья и его условия — Москва

Понятия социального и коммерческого найма различны тем, что хозяином сдаваемой жилплощади является государство, которое оказывает материальную помощь малоимущим, предоставляя выгодные условия аренды.

Единственным финансовым обязательством нанимателя является оплата коммунальных услуг, сумма которых регулируется статусом нового владельца социального жилья.

Социальная аренда жилья у государства берет свое начало со времен СССР, когда квартиры малоимущим еще раздавались бесплатно.

Тогда нуждающимся гражданам передавали социальное жилье путем приватизации недвижимости.

Однако, вследствие многочисленных рыночных реформ на территории РФ, многие претенденты на жилую площадь так и не успели ее приватизировать. Подобная недвижимость все еще находится во владении государства и люди проживают в ней по условиям соцнайма.

Именно поэтому недвижимость в муниципальной или государственной собственности называется социальной.

Социальный найм — это передача жилой площади от государственных фондов физическим лицам без определенных временных ограничений.

Условия получения социальной помощи в виде льготной аренды жилой площади и признания частного лица нуждающимся регулируются 51 статьей ЖК РФ «Основания признания граждан малоимущими для получения жилья по договору социального найма».

Среди основных отличий соцнайма от коммерческого можно выделить:

  1. Тип недвижимости: условия коммерческой аренды могут включать найм любого вида жилой площади, в то время как в качестве социального жилья выдаются свободные квартиры, владельцами которых выступают социальные фонды;
  2. Срок: коммерческая аренда подразумевает определение конкретного срока (до 60 месяцев с последующим переоформлением договора аренды). Социальное жилье передается в собственность на неограниченные сроки;
  3. Оформление документации: для признания договора социального жилья действительным, его должны подписать близкие родственники нанимателя. Для заключения сделки по обычному найму необязательно иметь родство;
  4. Определение условий аренды: обязанности сторон коммерческого договора оговариваются непосредственно друг с другом, в то время как решение по выдаче социального жилья определяется фондом;
  5. Выселение жильцов: при выселении государство предоставляет малоимущим замену. Собственник квартиры, заключивший коммерческий договор найма, не ответственен в подобных случаях;
  6. Льготы: граждане, подлежащие программе государственной помощи, могут рассчитывать на предоставление разных видов льгот и скидок, которые определяются количеством жильцов. При заключении обычного договора найма, все эти условия оговариваются заранее.

Процесс получения квартиры по соц. найму может длиться годами, так как большинство муниципальных образований не в состоянии строить новые дома или выкупать долю у застройщиков. Освобождаются указанные квартиры крайне редко – в случае смерти всех нанимателей, при выселении за долги, по ряду иных оснований.

Узнайте больше Определение порядка пользования земельным участком

Чтобы претендовать на получение квартиру по социальному найму, нужно встать в очередь. Вот общие правила этого этапа:

  • граждане, поставленные на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, могут не подтверждать статус малоимущей семьи;
  • для постановки на учет вновь нужно подтвердить отсутствие других квартиру в собственности или по соц. найму, либо несоответствие их площади учетной норме;
  • статус малоимущей семьи подтверждается через органы социальной защиты по месту жительства (порядок такой же, как и при назначении льгот и пособий).

Обращаться для включения в очередь нужно по месту постоянной прописки (регистрации). Более того, регионы могут вводить ограничение по минимально необходимому периоду проживания. Например, в Санкт-Петербурге нужно быть прописанным не менее 10 лет, прежде чем подавать заявление.

Учетная норма также определяется местными нормативными актами. В Санкт-Петербурге она составляет 9 кв.м. для отдельных квартир и домов, 15 кв.м. для коммуналок. В Москве учетная норма составляет 10 кв.м. на человека.

Статус малоимущего определяется по размеру среднедушевого дохода (обычно не более двух прожиточных минимумов на человека), совокупной стоимости недвижимости и автотранспорта (не выше 10-тикратной стоимости 1 кв.м. жилья на территории региона). Точные правила признания малоимущими и размеры учетной нормы могут отличаться в разных регионах.

Если заявитель или семья соответствуют всем критериям, выносится решение о включении в очередь. Исключить из нее могут только по собственному желанию граждан, при самостоятельном улучшении жилищных условий, либо при устранении признаком малоимущей семьи. Когда подойдет очередь, квартира будет выделена по следующим правилам:

  • будет учитываться состав семьи на момент предоставления жилья (супруги, совместно проживающие дети, нетрудоспособные родители или другие иждивенцы);
  • в каждом регионе есть своя норма предоставления квартир по соц. найму (например, для СПб это 33 кв.м. на одинокого гражданина, либо по 18 кв.м. на каждого из членов семьи);
  • на момент выделения квартиры будет вновь проверена нуждаемость, статус малоимущей семьи;
  • для вселения граждан в квартиру заключается договор социального найма.

Узнайте больше Проект перепланировки квартиры в МКД

Если площадь квартиры превышает норму предоставления, доплачивать за лишние квадратные метры не нужно. Более того, в некоторых случаях семья будет иметь законное право на дополнительную комнату или жилплощадь (например, при наличии в семье тяжелобольного по списку хронических заболеваний). После заключения договора можно оформить постоянную прописку для всех членов семьи.

Право претендовать на получение социальной помощи в виде жилья могут лишь физические лица, принадлежащие к следующим категориям:

  • Малоимущие люди;
  • Иностранцы без российского гражданства (по решению международного договора).

Кого можно отнести к малоимущим:

  1. Семьи, имеющие в собственности жилье, не соответствующее общепринятым жилым нормам (меньше 18 м² на человека, аварийная недвижимость);
  2. Люди без собственного жилья;
  3. Проживание на одной жилплощади с тяжелобольным человеком (может потребоваться заключение органов здравоохранения).

Советуем прочитать статью о государственной программе «Доступное жилье для молодой семьи».

Стоит помнить о том, что среди претендентов на получение подобной социальной помощи существует огромная конкуренция в связи с ограниченным числом свободного социального жилья.

Следовательно, все квартиры выдаются в порядке очереди, сформировавшейся на основании даты постановки претендента на учет.

Государственный резерв выделяет квартиры вне очереди следующим лицам:

Основания для участия в государственной программе перечислены в статье 51 ЖК РФ:

  1. У претендента не должно быть своего жилья в частной собственности. Он не должен являться нанимателем или быть членом семьи нанимателя или владельца жилого помещения;
  2. Если претендент имеет в собственности жилую недвижимость, является нанимателем или членом семьи собственника или квартиросъемщика, количество квадратных метров на каждого проживающего в помещении человека должно быть меньше установленного норматива;
  3. Жилищные условия кандидата не соответствуют требованиям, установленным для жилых помещений;
  4. Претендент живет в квартире с человеком, страдающим тяжелым заболеванием в хронической форме, при котором совместное проживание с ним невозможно.

Внимание! Если у кандидата и членов семьи имеется несколько жилых помещений в собственности или в найме норматив высчитывается с учетом суммы общей жилой площади всех объектов.

Квартиры или комнаты предоставляются людям, признанным нуждающимися в обеспечении жилплощадью, а также следующим категориям лиц:

  • инвалидам всех групп и семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • людям, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания в результате аварии на ЧАЭС, ликвидаторам, эвакуированным из зоны отчуждения;
  • ветеранам ВОВ;
  • инвалидам и ветеранам боевых действий;
  • людям, которые потеряли свою жилплощадь из-за чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Данным группам граждан право на соцнайм гарантировано федеральным законодательством.

Следующие категории граждан имеют возможность получить квартиру или комнату без учета очереди:

  • люди, у которых развилось тяжелое заболевание в хронической форме;
  • лица, жилье которых признано в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции.

Закрытый перечень тяжких заболеваний в хронической форме установлен законодательством.

Важно!Перечень льготных категорий отдан на регулирование региональным законодателям. В зависимости от принятых в субъекте РФ нормативно-правовых актов вышеприведенный перечень может быть расширен.

Термин социальный найм, в первую очередь, означает заключение договора установленной формы, регламентирующего права пользования и обязанности нанимателей. Данный договор является главным основанием для выделения и передачи жилья конкретному гражданину, в результате соблюдения установленной процедуры.

В отличие от других форм недвижимости, муниципальное или государственное жилье не подлежит безвозмездной или возмездной передаче третьей стороне, так как основным собственником по-прежнему остается официальная структура.

Заключение договора регулируется положениями Жилищного Кодекса (главой 8).

Сама по себе форма договора соцнайма является единой для всех нанимателей, не предполагая включения дополнительных пунктов и внесения корректировок.

Человек, заключивший договор с государственным органом, обретает право проживания на переданной площади и пользования коммунальными услугами и удобствами.

К их числу относят:

  • водоснабжение;
  • отопление;
  • обеспечение электричеством;
  • ремонт;
  • уборка общедомовой территории и другие блага.

Услуги по обслуживанию помещения являются платными, за пользование взимается плата в соответствие с тарифами. Квартплата за социальное жилье подлежит ежемесячной оплате.

К другим правам нанимателя относится право на последующую приватизацию (если данная мера не запрещена законом при определенных обстоятельствах). Так, например, приватизировать социальное жилье могут наниматели, получившие метры от государства ранее 2020 года.

Для лиц, проживающих по договору соцнайма, предусмотрен ряд ограничивающих факторов. Невозможно провести мероприятия по продаже, обмену, передаче в субаренду, по завещанию, дарению.

Подобные права появляются у нанимателя только по результатам проведенной приватизации, если она возможна в данном конкретном случае.

Согласно 40 статье Конституции РФ каждый гражданин имеет право на получение жилплощади.

Права на социальное жильё есть не у всех граждан, а лишь у некоторых категорий. Поскольку всех желающих сразу обеспечить жилой площадью не получится, то действуют некоторые критерии, по которым определяют особо нуждающихся в получении объекта недвижимости.

Правила предоставления соцжилья в аренду нуждающимся категориям населения закреплены в Жилищном кодексе РФ (раздел 3). В нём определено:

  • Категории льготников, которые могут получить жильё от государства (статья 91 и 51).
  • Порядок и условия получения такой жилплощади.
  • Процедура заключения договора соцнайма и другие вопросы.
  • Кого можно вселить в эту квартиру (статья 70).

А поскольку аренда соцжилья у государства возможна только при заключении договора, то вступают в силу нормы Гражданского Кодекса (глава 35). В нём установлено, как именно заключается договор аренды, на каких условиях возможно пользование жилплощадью, а также основания, при наличии которых можно расторгнуть соглашение.

При этом требования, при выполнении которых можно встать в очередь на получение жилой площади, помогают выявить, действительно ли человек не в состоянии решить жилищную проблему самостоятельно. Основания, согласно которым желающему должны предоставить социальное жильё, должны подтверждаться документально. После подачи пакета правоустанавливающей документации их внимательно проверят на соответствие законным требованиям.

  1. Если жилплощадь в сносимом доме — отдельная квартира, никто не имеет права урезать вас в общем метраже. То есть предоставляемое помещение должно быть не менее просторным, чем старое. Но о том, что число комнат в новой квартире будет тем же, в законе не говорится ничего.
  2. Если же наниматель, которого выселяют, вместе с семьей жил до этого в коммуналке и занимал, допустим, две комнаты, то и получит он ту же самую пару комнат в коммуналке.

Людям со скромными доходами не годится ни один из предложенных вариантов. Доплатить им нечем, а за выделенные взамен ветхого жилья копейки приобрести что-либо нереально. Кроме того, жилищным кодексом не предусмотрено никакого указания о равноценности предлагаемого собственнику жилья по метражу либо числу комнат. Речь идет лишь о стоимости квартиры, предлагаемой в качестве замены.

Рекомендуем прочесть: Продленка для многодетных семей в москве

Получателями социальной жилой недвижимости могут стать только:

  • Военнослужащие.
  • Собственники квартир в аварийных и ветхих домах, которые, по решению комиссии, решено сносить.
  • Лица, потерявшие жилую недвижимость не по своей вине (например, из-за стихийных бедствий).
  • Сироты без опекунов.
  • Ветераны ВОВ.
  • Чернобыльцы (как ликвидаторы последствий аварии, так и жертвы катастрофы).
  • Люди, страдающие от хронических заболеваний, опасных для живущих рядом граждан.
  • Лица, вынужденно переселившиеся с прежних мест проживания.

Помимо них, получателями муниципального жилья могут стать:

  • Малообеспеченные семьи (также нуждающиеся в квартирах).
  • Матери, воспитывающие детей в одиночку.

Тем семьям и гражданам, которые добиваются статуса малоимущих, следует помнить, что в каждом регионе действуют свои особенности его назначения. Заранее узнайте в компетентных органах, что для этого потребуется, и вы сэкономите время. Обычно разница касается заработка претендентов, при котором признают малоимущим. Также нужно помнить, что расчёты проводят не на одного заявителя, а на всех членов его семьи, живущих с ним совместно. А учитывать будут не только зарплату и иные выплаты, но и ту недвижимость и имущество, которая уже принадлежит претенденту. Если не учитывать это, вам могут отказать в предоставлении социальной жилплощади.

В законодательстве закреплено, что получателями социального жилья могут стать только те, кто имеет гражданство РФ.

Под социальным наймом жилья понимают письменный договор, наделяющий граждан правом пользования жилой площадью из государственного фонда (муниципального или регионального).

К основным признакам соцнайма относят:

  • Право на бессрочное проживание, использование жилого объекта из госфонда, с взиманием минимальной платы по найму.
  • Стороны договора заключают соглашение на основании законодательных актов и с учетом принятых нормативов вне зависимости от волеизъявления подписантов.

Социальный найм предполагает эффективный способ решения проблем с обеспечением граждан жильем, при условии отнесения их к социально незащищенной категории.

Подписываемый договор регулируется определенным режимом правоотношений, возникающих согласно положений российского законодательства. Правила, как получить жилье в социальный найм, регламентируются Жилищным Кодексом и множеством региональных актов.

В отличие от коммерческого найма, сторона наймодателя представлена государством или местной администрацией, с передачей жилья в пользование обычных граждан. Договор заключается на бессрочной основе, а плата за услугу определяется по принятым тарифам. Если плата за найм социального жилья устанавливается по соглашению сторон, а размер площади зависит только от возникшей договоренности, то в случае проживания на жилплощади из госфонда ставка фиксирована, а размер определяется нормами предоставления жилья.

Требования к социальному жилью определяются статьей 62 жилищного законодательства:

  • передаваемый объект должен быть изолирован (дом, квартира, часть дома, комната);
  • относиться к жилому фонду;
  • исключается использование общедомовой собственности под соцжилье;
  • адрес выделяемой недвижимости совпадает с местом проживания граждан.

Помимо определенных условий предоставления жилья должны соблюдаться законодательные нормативы с учетом региональных поправок:

  • 33 кв.м, если жилье передают одинокому нанимателю;
  • 42 метра предусмотрено на семью из 2 человек;
  • по 18 кв.м полагается каждому из семьи нанимателя более трех человек.

При отсутствии жилья, соответствующего нормативам, возможно уменьшение выделяемой площади, но не более, чем на 1/10.

Заявление и документы подаются в местные органы самоуправления.

Там же вам помогут уточнить состав пакета документов, который потребуется в вашем случае. Если же одно из условий было нарушено или был подан неполный список документов, в получении объекта недвижимости будет отказано (до тех пор, пока вы не исправите ошибки), при этом на повторную подачу документов и заявления потребуется длительное время.

Когда очередь, наконец, дошла до вас, местный муниципалитет должен заключить с человеком договор найма соцжилья, потому как он получает недвижимость, находящуюся на балансе местных органов власти. Договор составляют согласно типовой форме, установленной законными правилами, однако может немного изменяться в зависимости от конкретного случая.

Однако в нём необходимо обязательно прописать:

  1. Название населённого пункта, где подписывается договор, и администрация которого предоставляет жилплощадь. Также необходимо включить в заявление реквизиты сторон и дату заключения договора.
  2. Информацию о выданной недвижимости – её почтовый адрес, технические характеристики, количество комнат и т.п. Здесь же необходимо указать состояние объекта на момент предоставления новому жильцу (для этого чаще всего оформляют акт приёма-передачи).
  3. Права и обязанности сторон соглашения, а также ответственность за их нарушение. Уделите этому особое внимание, поскольку именно на основе этих пунктов и будут строиться дальнейшее сотрудничество между муниципалитетом и получателем социальной жилой площади.
  4. Сведения о ваших сожителях (ФИО, паспортные данные, родство и т.п.).

Законом выделено несколько категорий граждан, которые будут продвинуты в очереди, даже если они подали заявку и встали в очередь позже других. Среди них:

  1. Люди, ранее снимавшие социальное жильё, и обменивающие нынешнюю недвижимость на более просторную, которая соответствует установленным законом. Это происходит в тех случая, когда квадратура полученного жилья, в расчёте на количество проживающих в нём людей, более не соответствует нормам.
  2. Лица, проживающие в помещении, которое признано в настоящее время непригодным для жизни. Признание домов аварийными действует согласно статье 32 ЖК РФ.
  3. Граждане, живущие вместе с хронически больными людьми, либо же сам больной, который в силу своего состояния здоровья является угрозой своим сожителям. Среди таких болезней – СПИД, туберкулёз и иные тяжёлые и хронические заболевания. Полный перечень таких болезней в законодательстве пока не был зафиксирован.

Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.

Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.

Следует напомнить, что разработка закона Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и общественный Фонд содействия реформированию ЖКХ началась в середине 2018 года. За это время произведен анализ реализации программ переселения аварийных домов, выполнявшихся последние десять лет. В этом вопросе субъекты РФ и некоммерческий Фонд значительно продвинулись, а полученные выводы были положены в основу законопроекта.

Региональные исполнительные органы могут самостоятельно выбирать конкретные меры поддержки, требующиеся для осуществления процедуры расселения ветхого жилищного фонда. Бюджетные средства могут применяться для софинансирования ипотечного кредита на льготных условиях, формирования маневренного жилого фонда.

Российская Конституция является основополагающим правовым документом, закрепляющим главные принципы гражданских правоотношений и государственного устройства РФ. При этом высшим приоритетом провозглашаются гарантии прав и свобод человека. Согласно конституционным положениям, определяется структура, функции, полномочия государственной власти, устанавливаются формы взаимодействия органов управления, общества и гражданина.

В качестве основного закона государства Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории страны. Вся законодательная база, источники правоотношений, различные нормы и правила, разработанные и утвержденные органами законодательной, исполнительной власти РФ и ее субъектов, должны соответствовать конституционным положениям.

Недостаточно просто закрепить способы защиты основных прав. Важно также продумать эффективный механизм реализации законных возможностей. Для однозначной трактовки и четкого применения на практике предлагаемого акта нужно обеспечить следующее:

  • введение единых норм жилплощади;
  • универсальный подход к определению финансового положения ответчика;
  • введение санкций за сокрытие заработка и имущества с целью невыполнения родительских обязанностей по предоставлению средств на жилье;
  • установление предельно допустимых лимитов стоимости арендной платы.

Единый алгоритм определения максимально допустимой площади, необходимой для нормального проживания ребенка и одного из родителей, значительно упростит работу суда и позволит избежать потенциальных тяжб и обжалований. То же касается и оценки материальных возможностей плательщика. Ведь согласно действующим правилам допускаются ситуации, когда с должника может взиматься до 70% дохода. Конечно, в таком случае возложения дополняющих денежных взысканий станет непосильным бременем и фактически спровоцирует образование задолженности со всеми вытекающими последствиями.

Важной мотивацией для должника должна стать неотвратимая ответственность за невыполнение судебного решения. Часто при официально задекларированной минимальной прибыли бывший супруг фактически владеет достаточным состоянием для обеспечения достойного уровня жизни своего ребенка. Однако при этом должник сознательно скрывает реальное положение вещей, чтобы выплачивать минимальные алименты. В таких ситуациях важно применить жесткие санкции — административные и уголовные.

Норматив Квадратных Метров На Человека 2021 В Москве

Конституция предоставляет Президенту РФ полномочия устанавливать определенные нормы, правила в различных отраслях правоотношений и государственной деятельности, включая жилищную сферу. Такая нормотворческая компетенция, предусмотренная статьей 90 российской Конституции, выражается в форме президентских распоряжений и указов. Этим правовым подзаконным актам присущи отсутствие персонифицированного адресата, многократность применения, формирование общих правил и моделей поведения в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Важно! Указы Президента обладают юридической силой на все территории России, обязательны к исполнению органами государственной, региональной, муниципальной власти. При этом президентские распоряжения не должны нарушать конституционные нормы, выходить за рамки федерального законодательства.

Сегодня в продаже:

  • Ипотека в Российской империиИздательство: Издательский Дом ВШЭ. Год: 2014.

    Эта монография — первое обобщающее исследование по истории отечественных ипотечных банков, которые являлись важной частью кредитной системы как дореформенной, так и пореформенной России. В ней показана специфика дореформенной ипотеки, когда государство было монополистом в сфере банковского кредита. Большое внимание уделено пореформенным государственным, частным и кооперативным ипотечным банкам. Рассмотрен широкий круг вопросов, характеризующих деятельность…

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об ипотеке (залоге недвижимости)» №102-ФЗИздательство: Проспект. Год: 2021. Серия: Законы и Кодексы.

    Текст закона подготовлен с использованием профессиональной юридической системы «Кодекс», сверен с официальным источником и приводится по состоянию законодательства на 15 октября 2020 г…

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Процедура заключения договора:

Заключается договор купли-продажи с рассрочкой платежа сроком до 10 лет включительно.

Участник единовременно оплачивает от 20% до 60% от выкупной стоимости жилого помещения. При наличии в семье участника двух детей размер первоначального взноса может быть снижен до 15 процентов, а при наличии трех и более детей – до 10 процентов.

Выкупная стоимость квадратного метра жилого помещения и размер процентов за рассрочку платежа определяются в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы.

  1. Закон 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

    Статья 1. Основные понятия

    1. Малоимущие граждане (заявители) — жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены законом города Москвы.

    2. Члены семьи заявителя — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

    3. Площадь жилого помещения — состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас.

    4. Общая площадь жилого помещения — состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, исключая площади балконов, лоджий, веранд и террас.

    5. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее — норма предоставления) — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой.

    6. Учетная норма площади жилого помещения (далее — учетная норма) — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.

    7. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий — жители города Москвы, принятые на жилищный учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.

    8. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях — жители города Москвы, принятые на жилищный учет после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.

    9. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, — жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2-4 статьи 7 настоящего Закона, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

    10. Программа обеспечения жилыми помещениями — принятый в установленном порядке нормативный правовой акт города Москвы, на основании которого осуществляется предоставление в пользование или приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.

    11. Городская жилищная программа — утвержденная в установленном порядке Правительством Москвы городская целевая программа, в соответствии с которой отдельным категориям жителей города Москвы предоставляется помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность.
    (часть одиннадцатая введена Законом г. Москвы от 18.06.2008 N 24)

    Статья 2. Общие положения

    1. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

    2. Жители города Москвы, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами, в том числе долгосрочными городскими целевыми жилищными программами, утвержденными в порядке, установленном законом города Москвы.

    Статья 7. Условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях

    Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
    1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
    2) имеют гражданство Российской Федерации;
    3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
    4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
    5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.

    Статья 8. Основания для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях

    1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
    1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
    2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
    3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
    4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
    5) утратил силу. — Закон г. Москвы от 18.06.2008 N 24;
    6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).

    2. Жители города Москвы, утратившие жилые помещения в городе Москве и имеющие право на предоставление жилых помещений, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен, переоборудован, в ранее занимаемые жилые помещения вселены в установленном порядке иные лица), признаются нуждающимися в жилых помещениях при отсутствии у них и членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования либо правом собственности. Жители города Москвы, указанные в настоящей части, имеют право на предоставление жилого помещения при условии, что они не получали компенсацию в денежной или натуральной форме по предыдущему месту жительства.

    Статья 9. Учетная норма площади жилого помещения

    1. В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

    2. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

    3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

    4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

    5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона.
    (часть пятая в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)

    6. При определении числа проживающих в жилом помещении учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования им на срок их временного отсутствия.

    Статья 12.1. Учет граждан в целях реализации городских жилищных программ

    1. Учет граждан в целях реализации городских жилищных программ (далее — учет) ведется в виде:
    1) жилищного учета;
    2) учета граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
    3) учета участников городских жилищных программ.

    2. Учет граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, и учет участников городских жилищных программ ведутся в порядке, установленном Правительством Москвы.

    Статья 13. Жилищный учет

    1. Жилищный учет в городе Москве ведется в отношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и в отношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    2. Жители города Москвы, в отношении которых вынесено решение о признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включаются в список принятых на жилищный учет.

    3. Датой принятия на жилищный учет является дата подачи заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма.

    4. Жилищный учет ведется на основании сведений, содержащихся в документах, представляемых заявителями, и подтвержденных в результате проверки уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы, а также данных, выявляемых органами исполнительной власти города Москвы при постановке на жилищный учет и перерегистрации.

    Статья 14. Сохранение за жителями города Москвы права состоять на жилищном учете

    Право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы:
    1) до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий;
    (в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)
    2) до выявления предусмотренных статьей 15 настоящего Закона оснований для снятия их с жилищного учета.

    Статья 15. Снятие жителей города Москвы с жилищного учета

    1. Жители города Москвы снимаются с жилищного учета:
    1) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы;
    2) при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений;
    3) при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях;
    4) при перечислении в установленном порядке субсидии;
    (п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)
    5) при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы сведений, не соответствующих указанным в заявлении, а также в представленных заявителем документах;
    6) при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет;
    7) при подаче в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или об отказе от улучшения жилищных условий или предоставления жилого помещения в соответствии с частью 4 статьи 21 настоящего Закона;
    8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

    2. Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия данного решения.

    3. О принятом решении уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы сообщают заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного учета заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы.

    4. Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящих органах исполнительной власти города Москвы либо в судебном порядке.

    Статья 16. Порядок ведения жилищного учета и перерегистрации жителей города Москвы, принятых на жилищный учет

    1. Ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы.

    2. Порядок ведения документов жилищного учета, составляющих учетное дело, определяют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие функции, указанные в части 1 настоящей статьи.

    Статья 17. Очередность обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы

    1. Жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.

    2. Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

    1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании их пребывания в государственных и негосударственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно;
    2) жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями;
    3) жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

    2.1. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, установленной в рамках соответствующей городской жилищной программы.

    3. Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы при переселении осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством. При переселении граждан, состоящих на жилищном учете, жилые помещения предоставляются им без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

    Статья 18. Категории жителей города Москвы, обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств города Москвы

    1. За счет средств города Москвы обеспечивается право на жилые помещения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых помещениях, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также иных граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы, за исключением граждан, указанных в статье 19 настоящего Закона.

    2. Обеспечение прав жителей города Москвы в соответствии с настоящим Законом осуществляется в пределах финансирования, предусмотренного на эти цели законом города Москвы о бюджете, и за счет собственности города Москвы в жилищной сфере, выделенной на эти цели городскими жилищными программами.

    Статья 19. Категории граждан, обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета

    1. Отдельные категории граждан, предусмотренные федеральным законодательством, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями, в том числе из жилищного фонда города Москвы, за счет и в пределах лимита средств федерального бюджета в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством.

    2. Обеспечение граждан, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с федеральным законодательством после 1 января 2005 года, осуществляется в порядке, установленном соответствующими федеральными законами для данных категорий граждан.

    Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы

    1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

    2. При обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

    Глава3. Ведение учета граждан в целях реализации городских жилищных программ

    1. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

    2. Жители города Москвы, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами, в том числе долгосрочными городскими целевыми жилищными программами, утвержденными в порядке, установленном законом города Москвы.

    3. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, за исключением жителей города Москвы, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях и обладающим правом на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилых помещений вне очереди.

    4. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают свободный доступ к информации о количестве и категориях граждан, принятых на жилищный учет, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год.

    5. Обеспечение граждан жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы в случае принятия решения Правительства Москвы об освобождении или выкупе жилых помещений с предоставлением компенсации в натуральной форме, в том числе в связи с переселением, осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.

    6. Правительством Москвы в пределах финансирования, утвержденного законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год, могут быть установлены иные способы улучшения жилищных условий граждан в рамках городских жилищных программ.

    1. Жилищные комиссии формируются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы для рассмотрения документов по жилищным вопросам в целях выработки коллегиального мнения для принятия решения уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

    2. Председателем жилищной комиссии является руководитель уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы либо один из его заместителей. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы утверждает состав жилищной комиссии в соответствии с правовыми актами города Москвы.

    3. Жилищные комиссии в пределах полномочий исполнительных органов власти города Москвы, при которых они сформированы, осуществляют предварительное рассмотрение вопросов и дают заключения в форме рекомендаций для принятия решений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

    1. В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

    2. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

    3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

    4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

    5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона.

    6. При определении числа проживающих в жилом помещении учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования им на срок их временного отсутствия.

    7. Граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания, в число проживающих в жилом помещении не включаются.

    1. Жилищный учет в городе Москве ведется в отношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и в отношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    2. Жители города Москвы, в отношении которых вынесено решение о признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включаются в список принятых на жилищный учет.

    3. Датой принятия на жилищный учет является дата подачи заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма.

    4. Жилищный учет ведется на основании сведений, содержащихся в документах, представляемых заявителями, и подтвержденных в результате проверки уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы, а также данных, выявляемых органами исполнительной власти города Москвы при постановке на жилищный учет и перерегистрации.

    к Закону г. Москвы

    от 14 июня 2006 г. № 29

    Перечень стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в городе Москве

    Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.


    Похожие записи: