Отнесение недвижимого имущества к федеральному имуществу

24.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отнесение недвижимого имущества к федеральному имуществу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение об отнесении объектов основных средств к движимому или недвижимому имуществу и сообщает.

В полномочия ФНС России не входит направление общеобязательных разъяснений законодательства Российской Федерации об условиях классификации видов имущества, в т.ч. в целях бухгалтерского учета и гражданского оборота, а также предварительное определение (подтверждение) видов объекта имущества на предмет соответствия их правовым критериям, предъявляемым к движимым или недвижимым вещам.

Вместе с тем, по указанному вопросу, учитывая проработку оснований для налогообложения отдельных видов имущества, полагаем возможным направить следующие рекомендации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Согласно статье 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Понятие «недвижимое имущество» в Кодексе, а также и в правилах ведения бухгалтерского учета не определено.

В соответствии со статьями 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в федеральном законе.

Кроме того, квалификация объектов недвижимого имущества (зданий и сооружений) определена Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.

Вышеперечисленные правовые акты содержат следующие критерии для квалификации объекта имущества в качестве недвижимости:

— наличие записи об объекте в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН);

— при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, в т.ч. наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках.

Дополнительно в ходе налоговой проверки налоговыми органами (при наличии предусмотренных Кодексом оснований) могут проводиться осмотры, назначаться экспертизы, привлекаться специалисты, потребоваться документы (информация).

Также полагаем необходимым учитывать по рассматриваемому вопросу сложившуюся судебную практику, в т.ч. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 N 305-КГ18-20539 по делу N А40-176218/2017, от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241 по делу N А05-879/2018.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук


С 2019 г. налогом на имущество организаций облагается только недвижимость, учитываемая в качестве основных средств. ФНС указала, какими критериями нужно руководствоваться при квалификации объектов. Это наличие записи в ЕГРН или оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Во внимание принимаются документы техучета, разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация. Следует учитывать и судебную практику.

Размер налога на имущество зависит от того, к какой группе относится рассматриваемый вариант. Существует несколько видов, которые подразделяются на простые и сложные. К простым следует причислять отдельно стоящие объекты, а также вещи. Сложными являются цельные большие здания, заводы, а также шахты.

Группы Виды
Земли и недра (включая водоемы) Для жилья
Жилые помещения Для общественных целей
Нежилые строения Для бизнеса и предпринимательства
Прочие сооружения (в том числе инженерные) Для сельскохозяйственных нужд

В соответствии со статьей No 130 Гражданского кодекса РФ, к объектам недвижимого имущества можно отнести следующее:

  1. Прежде всего это участки земли и все что с ними связано (здания, строения, помещения, объекты незавершенного строительства, располагающиеся на них; содержимое земных недр: полезные ископаемые, подземные источники, гейзеры, шахты, прииски и т.д.). То есть такое имущество, перемещение которого невозможно, либо повлечет за собой несоразмерные затраты и нанесет ущерб его функциональности.
  2. Объекты капитального строительства, относящиеся к жилому и нежилому фонду. В этой категории разделяют жилую и коммерческую недвижимость. К жилой относят все строения, предполагающие наличие условий для длительного проживания людей: одноэтажные и многоэтажные дома, квартиры, комнаты, коттеджи, дачные капитальные строения и т.д. Коммерческой недвижимостью считаются нежилые постройки, приносящие непосредственный или создающие условия для получения опосредованного дохода. К ним относят торговые центры, гостиницы, автостоянки и паркинги, офисные здания, производственные комплексы, цеха и заводы.
  3. Крупные воздушные, речные и морские суда, а также объекты космического назначения (космические станции, спутники, ракеты). Несмотря на отсутствие привязки к земле, данные виды собственности относятся к категории недвижимого имущества и требуют государственной регистрации.
  4. Инженерные коммуникации. В отдельную категорию недвижимого имущества инженерные коммуникации были вынесены Постановлением Правительства РФ «О государственном тех. учете и инвентаризации объектов градостроительной деятельности» в 2000 году. На основании этого законодательного акта собственники любых сооружений, оснащенных тепло-, электросетями, газо- и водопроводом, а также имеющие во владении объекты хозяйственного назначения, включенные в перечень инженерных коммуникаций (станции мелиорации, водозаборные скважины, трансформаторные подстанции), обязаны отдельно зарегистрировать их в Росреестре и получить право собственности.

Письмо от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@

Для бюджетного учреждения имущественные отношения также очень важны. Подобное имущество классифицируется стандартным образом — делится на движимое и недвижимое. Происходит это в соответствии с обычными правилами, применяемыми для классификации собственности физических или юридических лиц. В моменты расчета налога и его последующей оплаты необходимо будет руководствоваться стандартными и едиными для всех законодательными нормами. Также имеются некоторые отличия. Заключаются они прежде всего в режиме владения определенными объектами и применяемом к ним налогообложении.

Со всеми тонкостями процесса деления имущества на движимое и недвижимое нужно ознакомиться всем собственникам. Очень важно сделать это прежде, чем возникнет необходимость его регистрации, так как имеются особые моменты, позволяющие в некоторых случаях экономить финансовые средства.

Таким образом, объекты, находящиеся в собственности, относятся к недвижимому имуществу. Люди могут владеть землей, домами, зданиями или производственными мощностями, а также лодками или воздушными судами. В каждом из этих случаев перед собственником возникает необходимость не только следить за сохранностью, но и оплачивать полагающиеся налоги и сборы. Все расчеты, относящиеся к имуществу, производятся в рамках правовых норм.

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Комплексное развитие территорий (КРТ) коснется, прежде всего, Москвы, Казани, Тюмени, Новосибирска, Кемерово, т. е. городов с населением не менее миллиона жителей. Не исключаются и другие населенные пункты в более, чем 15 регионах страны. Закон о КТР регулирует замену ветхого или аварийного жилья при имеющейся адресной программе.

Программа запускается только при наличии согласия не менее двух третей жильцов дома, который предполагается снести. Право принятия решения имеют региональные органы власти и правительство, она может быть начата и по инициативе собственников земли и недвижимости в границах территории реновации.

В отличие от предыдущей версии закона, КТР можно проводить и на территориях с процентом ветхого и аварийного жилья менее 50 – теперь точное количество домов не оговаривается.

Цель закона – ускоренное расселение и решение проблем граждан, проживающих в аварийно-опасных объектах.

На протяжении этого года вступят в силу новации закона об участии в долевом строительстве, Перед заключением первого договора об участии с гражданами, застройщик должен предоставить всю проектную декларацию на планируемые к возведению дома.

Неприятным моментом для девелоперов станет существенное расширение списка с причинами для отказов в выдаче заключения соответствия проектных документов и самого застройщика актуальным законам. Сюда же входит ужесточение требований к застройщикам, которые используют для расчетов только эскроу-счета. Их шанс получить заключение уменьшается и регулируется статьей закона № 214-ФЗ.

Отдельно оговариваются изменения, которые относились к ослаблению требований к строительным организациям в связи с пандемией коронавируса. С первого же дня текущего года вновь будет идти неустойка, проценты, считаться убытки за нарушение обязательств, вновь появится возможность обращаться в суд с заявлением о временном запрете использования денег дольщиков, а сами объекты, для которых надо найти средства, включать в реестр проблемных.

Экономика недвижимости: конспект лекцийДенис Шевчук

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2009 N 352, от 12.08.2010 N 614, от 22.12.2011 N 1092, от 04.02.2011 N 47, от 30.01.2013 N 67, от 17.12.2013 N 1166, от 16.06.2015 N 590, от 30.05.2016 N 481, от 16.03.2018 N 284, от 29.07.2020 N 1133)

В целях совершенствования порядка учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества (далее — реестр), а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об учете федерального имущества (далее — Положение).

2. Установить, что Положение не распространяется на учет федерального имущества: (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2018 N 284)

сведения о котором составляют государственную тайну; (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2018 N 284)

движимого имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у органов внешней разведки Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2018 N 284)

В случае засекречивания сведений о федеральном имуществе, учтенном в реестре, или наличия в реестре сведений о движимом имуществе, находящемся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у органов внешней разведки Российской Федерации, все сведения об указанном имуществе и документы, подтверждающие эти сведения, подлежат исключению из реестра. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2018 N 284)

3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2020 N 1133)

4. Федеральным органам исполнительной власти, иным федеральным органам государственной власти и организациям, наделенным в соответствии с законодательством Российской Федерации правом владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом (далее — федеральные органы и организации):

представить в 9-месячный срок сведения об указанном имуществе в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом;

обеспечить в 9-месячный срок представление соответствующих сведений подведомственными юридическими лицами в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом;

привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые и иные акты в соответствие с настоящим постановлением.

5. Федеральной службе по финансовым рынкам в 3-месячный срок по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации определить порядок представления Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (его территориальным органам) сведений из реестров акционерных обществ, участником (акционером) которых является Российская Федерация и (или) в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении ими («золотая акция»), держателями соответствующих реестров.

6. Установить, что при совершении сделок с федеральным имуществом федеральными органами исполнительной власти и иными организациями в соответствии с возложенными на них законодательством Российской Федерации полномочиями федеральное имущество, являющееся предметом сделки, должно быть учтено в реестре в соответствии с Положением.

1. Настоящее Положение устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества (далее — реестр), а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

«реестр федерального имущества» — федеральная информационная система, представляющая собой совокупность содержащихся в единой базе данных сведений (документов) о федеральном имуществе и информационных технологий, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем;

«учет федерального имущества» — получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом;

«правообладатель» — федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти (федеральный государственный орган), федеральное государственное бюджетное учреждение, федеральное казенное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на вещном праве или в силу закона.

3. Объектами учета федерального имущества (далее — объекты учета) является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом следующее федеральное имущество:

а) недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, помещения в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому имуществу);

б) движимые вещи (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество);

в) иное имущество, в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам.

4. Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется законодательством о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде и бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Учет находящегося в федеральной собственности имущества Центрального банка Российской Федерации регулируется в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учет федерального движимого имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у органов внешней разведки Российской Федерации, регулируется в порядке, установленном соответствующим органом внешней разведки Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2018 N 284)

6. Учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют:

а) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом — в отношении находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляет Агентство или иной федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация;

б) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее — территориальные органы), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, — в отношении:

имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах;

19. Правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:

а) карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению N 1;

б) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.

20. В отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона и не учтенного в реестре, правообладатель обязан в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества направить карты сведений об объекте учета и документы в систему учета.

21. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, указанных в пункте 12 настоящего Положения, правообладатель для внесения в реестр новых сведений об объекте учета либо о соответствующем лице обязан в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), направить в систему учета:

а) запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению N 2 (далее — запись об изменениях сведений) в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;

б) документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.

22. Правообладатели, возникшие в результате реорганизации являющегося правообладателем юридического лица, или учредитель указанного лица, которому передано оставшееся в случае ликвидации этого лица федеральное имущество, направляют записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения сведений, в систему учета в установленном порядке.

При изменении места государственной регистрации (места жительства) правообладателя записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения сведений, направляются им в установленный срок в систему учета для внесения изменений территориальным органом в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировался (постоянно или преимущественно проживает) правообладатель и в который территориальным органом, ранее осуществившим учет в реестре принадлежащего правообладателю объекта учета, передаются карты сведений об объекте учета и записи об изменениях сведений, а также документы, подтверждающие содержащиеся в них сведения. Такой порядок направления и передачи карт сведений об объекте учета, записей об изменениях сведений и документов действует также в случае перехода права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения в отношении объекта учета к другому правообладателю, зарегистрированному (постоянно или преимущественно проживающему) на территории иного субъекта Российской Федерации.

Порядок взаимодействия территориальных органов при изменении сведений о федеральном имуществе в случаях, когда изменившиеся сведения о федеральном имуществе, ранее учтенном в реестре одним территориальным органом, должны быть исключены из реестра другим территориальным органом, включая поступление объекта учета в государственную казну Российской Федерации, устанавливается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

23. В случае если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права направить в систему учета:

а) запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению N 3 (далее — запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;

45. Информация о расположенном на территории Российской Федерации федеральном имуществе из реестра предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 481)

46. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и территориальные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно предоставляют информацию о расположенном на и вне территории Российской Федерации федеральном имуществе из реестра соответственно: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 481)

а) органам государственной власти Российской Федерации, в том числе Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, а также Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителям, аудиторам Счетной палаты Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам;

б) правоохранительным органам, судам, судебным приставам-исполнителям по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам, органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, территориальным органам государственных внебюджетных фондов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов федерального недвижимого имущества, нотариусам в связи с совершаемыми нотариальными действиями, а также иным определенным федеральными законами органам, организациям и правообладателям в отношении принадлежащего им федерального имущества.

47. Предоставление информации иным юридическим и физическим лицам осуществляется при представлении копий документов, подтверждающих полномочия представителя юридического лица, если информация предоставляется его представителю, и документов, удостоверяющих личность (для физического лица). Непредставление указанных копий является основанием для отказа в предоставлении информации, за исключением случая, когда ее предоставление осуществляется при личном обращении физического лица или представителя юридического лица в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, соответствующий территориальный орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр). В этом случае изготовление и заверение копий указанных документов в форме электронных образов документов осуществляются Агентством, территориальным органом или многофункциональным центром самостоятельно.

При этом взимается плата в размере 200 рублей за информацию об одном объекте учета на соответствующую дату. Также за плату в том же размере осуществляется предоставление информации об отсутствии в реестре сведений об имуществе, которое не учтено в реестре.

Плата за предоставление информации из реестра подлежит перечислению в доход федерального бюджета в полном размере.

48. Запрос о предоставлении информации может быть направлен в электронном виде, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и межведомственного портала в порядке и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работе с указанными системами.

49. Предоставление информации об объектах учета осуществляется в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа, в том числе с использованием единого портала, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и межведомственного портала либо через многофункциональный центр, или в форме документов на бумажном носителе по надлежащим образом оформленным запросам.

51. Правообладатели и федеральные органы исполнительной власти, иные органы и (или) организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за непредоставление или ненадлежащее предоставление сведений о федеральном имуществе либо предоставление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и (или) территориальные органы.

Приложение N 1
к Положению об учете
федерального имущества

Разграничение движимого и недвижимого имущества

Форма Подраздел ___________ Карта N _________ Лист _________ ЗАПИСЬ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ИМУЩЕСТВО

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.06.2015 N 590) Документы — основания ____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Особые отметки должностного лица _________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Руководитель (заместитель руководителя) ______________________________ ________ __________ _______________ (наименование правообладателя) (дата) (подпись) (Ф.И.О.) Руководитель (заместитель руководителя) __________________________________ ________ _________ ____________

(наименование структурного (дата) (подпись) (Ф.И.О.) подразделения Росимущества или его

территориального органа)

Приложение N 4
к Положению об учете
федерального имущества

1. Настоящие Правила устанавливают порядок заполнения форм реестра федерального имущества (далее — реестр) и записей об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, и о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество (далее соответственно — запись, формы) правообладателями, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами.

2. Контроль за соблюдением настоящих Правил правообладателями, зарегистрированными в субъекте Российской Федерации, осуществляет соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

На необходимость регистрации таких прав (их возникновения) указано в п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 3, 6 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Помимо права собственности должны быть зарегистрированы, в частности, следующие права (п. 1 ст. 216 ГК РФ):

  • хозяйственного ведения;
  • оперативного управления;
  • постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • сервитут (также регистрируется как ограничение, обременение).

Определения понятий движимого и недвижимого имущества Налоговый кодекс не содержит. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ их следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.

О том, что такое недвижимое имущество, сказано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также недвижимостью являются:

— подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

— жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В пункте 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам законом может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Юридическое разделение имущества на виды, т.е. на движимые объекты и недвижимость зародилось еще во времена римской империи. Римское право использовало классификацию предметов на движимые и недвижимые виды, применяя критерий физической невозможности перемещения недвижимых вещей, прежде всего, земли и того, что с ней неразрывно связано. Согласно законам древнего Рима, движимые предметы могли быть свободно перемещены в пространстве без повреждений.

Соответственно, физический критерий прочной связи предмета с землей и невозможности его передвижения предопределил классификацию недвижимости сначала в римском праве, а потом и повсеместно на уровне основополагающей государственной доктрины. Сегодня недвижимое имущество является базой, без которой невозможно существование ни одного развитого общества и государства.

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Суды не признают недвижимым имуществом следующие объекты:

площадка, покрытая бетоном. Укладка на земельном участке определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), в том числе для прохода или для проезда, стоянки автомобилей, не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.12.2018 N Ф01-5740/2018 по делу N А43-47512/2017). Рекомендуем публикации по теме: «Асфальтовое покрытие – объект недвижимости? Судебная практика»; «Является ли бетонная площадка объектом недвижимости? Судебная практика».

Как мы уже говорили, если объект не удовлетворяет критериям признания недвижимости, он считается движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Между тем на практике с определением «движимости» имущества зачастую возникают проблемы.

Некоторые виды промышленного оборудования монтируются на фундаменте. А поскольку одним из критериев признания имущества недвижимостью является его связь с землей, возникает вопрос: к какому виду имущества относится такое оборудование?

Разъяснения на этот счет содержатся в упомянутом ранее письме Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12.

Это важно знать: Правила поведения и права и обязанности жильцов многоквартирного дома

Минпромторг как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию промышленной политики, считает необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу. Объясняется это тем, что недвижимость участвует в гражданском обороте только в комплексе с земельным участком (правами на земельный участок), на котором она расположена. Поэтому к объекту недвижимого имущества кроме самого земельного участка могут быть отнесены только здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте с ним единым объектом.

Специалисты ведомства указали, что технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то что оно может быть смонтировано на фундаменте, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования. Для него возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций.

Минпромторг России также отметил, что поименованные в разделе 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты» ОКОФ машины и оборудование (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, поскольку предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.

— оно учитывается как отдельный инвентарный объект в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

— может использоваться по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества;

— демонтаж оборудования не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимости независимо от того, входит ли соответствующее оборудование в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект.

В этом деле компания заменила на плавучей буровой установке палубные краны на более мощные. Поскольку краны можно демонтировать и установить на другое судно, компания учла их как отдельные инвентарные объекты и для целей налога на имущество рассматривала краны как движимое имущество, не подпадающее под обложение данным налогом.

Однако суды выяснили, что без кранов буровая установка неработоспособна. Старые краны числились в составе установки и составляли вместе с ней единый объект. Исходя из этого, суды пришли к выводу, что палубные краны являются неотъемлемой технологической (функциональной) частью буровой установки и, соответственно, также признаются недвижимым имуществом. Верховный суд этот вывод поддержал.

Отличие движимого имущества от недвижимого

Проблемы, которые порождаются предпринимательской практикой в сфере коммерческой недвижимости, оборотом жилой недвижимости, а также судебно-арбитражной практикой, в конечном итоге восходят к понятию недвижимости. Будучи фундаментальной гражданско-правовой категорией, понятие недвижимости лежит в основе всей системы права недвижимости, правового регулирования сделок с недвижимым имуществом.

  • Во-первых, недвижимое имущество всегда является индивидуально-определенным имуществом. Это означает, что каждая недвижимая вещь выступает в качестве отдельного объекта гражданского права. «С юридической точки зрения недвижимое имущество неделимо, а если происходит физическое разделение недвижимой вещи, то, как следствие, это ведет и к юридическому «разделению» этого имущества: вместо одного объекта права появляются два новых. В том случае, если объект недвижимости неразделим физически (является физически неделимой вещью), то его «юридическое разделение» возможно только по правилам, регулирующим общую собственность: допустимо отчуждение доли в праве общей собственности на эту недвижимую вещь».
  • Во-вторых, недвижимость по общему правилу является материальным объектом, вещью. В этом смысле к недвижимости не могут быть отнесены имущественные права, например, права требования.
  • В-третьих, для объектов недвижимости характерна неразрывная связь с землей. Причем эту связь необходимо рассматривать как такую прикрепленность объекта недвижимости к земле, утрата которой влечет и утрату функциональности самого объекта. Как следствие, недвижимость стационарна, неперемещаема, прикреплена к одному месту. Указанный признак расценивается исследователями в качестве общего системного признака недвижимой вещи.

Современное понятие недвижимости, сформулированное в Гражданском кодексе РФ, также несвободно от недостатков.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 132 ГК РФ недвижимостью признается предприятие в целом как имущественный комплекс. И в завершение законодатель допускает, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В целях устранения пробелов в законодательстве и недопущения противоречащих друг другу толкований целесообразно расширить перечень объектов недвижимости в статье 130 ГК РФ и добавить в него такие объекты недвижимого имущества как жилые и нежилые помещения. Права на эти объекты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о госрегистрации. Необходимо также внести объекты незавершенного строительства в качестве объектов недвижимости в статью 1 Закона о госрегистрации и в этом же Законе выделить нормы, касающиеся объектов незавершенного строительства, в отдельную статью.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» расширяет примерный перечень объектов недвижимости и указывает в качестве примеров недвижимых вещей на жилые и нежилые помещения (ст. 1). Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» также указывает новые примеры недвижимых вещей: дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения (п. 1 ст. 5). В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» к недвижимому имуществу относятся сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи (п. 1 ст. 8).

Полагаю, что вышеуказанные законодательные определения недвижимости не исчерпывают перечень объектов, которые понимаются в качестве недвижимых вещей. Так, например, «в качестве недвижимого имущества рассматривается самовольная постройка (п. 1 ст. 222 ГК). Однако законодатель не вводит этот термин в базовое понятие недвижимости. Толкование указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что термин «постройка» является родовым понятием для искусственно созданных (но с нарушением установленного порядка) на земельном участке недвижимых объектов».

  1. его индивидуализация, заключающаяся в кадастровой оценке, выделении из общего массива земельной территории государства, что фиксируется в кадастровых книгах;
  2. определение юридической судьбы этого участка путем фиксации прав на него в определенных реестровых книгах за определенными субъектами гражданского права (в Российской Федерации эта процедура осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП)).

Признак недвижимости, изначально лежащий в ее законодательном определении, имеет объективный характер, поскольку предполагает неперемещаемость этих объектов гражданского оборота и, как следствие, необходимость наделения их особым правовым статусом, во всяком случае, предполагающим неизбежную специфику их оборота по сравнению с оборотом движимых по природе вещей. «Именно специфика самого объекта (недвижимости) объективно требует специальной организации его оборота, но никак не особенности оборота определяют специфичность объекта правового регулирования».

Это же обстоятельство влечет необходимость наделения режимом недвижимости всех сопряженных с землей объектов гражданского права. Их связь с земельными участками имеет столь существенный с экономической точки зрения характер, что приводит к появлению такого юридического термина, как неразрывная связь с землей.

При этом, в современной российской цивилистике идут споры о том, является ли понятие недвижимости юридическим, либо оно отражает фактически существующий объект. «Часть ученых (Е.А. Суханов, О.М. Козырь, М.В. Кротов, В.И. Сенчищев, И.Д. Кузьмина) полагает, что недвижимость, будучи юридическим понятием, появляется только в результате государственной регистрации прав на нее». Другие «юристы (Б.М. Гонгало, Б.Л. Хаскельберг, В.В. Ровный, Е.С. Болтанова, С.А. Степанов) высказывают мнение, что недвижимость, будучи объективно существующим явлением, не зависима от процедуры государственной регистрации».

Российский законодатель при формулировании понятия недвижимого имущества использовал как экономический, так и юридический критерии. Однако следует отметить, что основой законодательной дефиницией недвижимости является все-таки характеристика, базирующаяся на его естественных признаках (т.е. экономический критерий). В этой связи сложно согласиться с мнением Е.А. Суханова о том, что «объявление имущества недвижимостью основано… на его юридических, а не естественных особенностях».

В основе законодательной дефиниции недвижимости должно быть отражено фундаментальное качество таких специфических объектов, как земля (земельные участки) и неразрывно связанные с ней недвижимые вещи; принципиальная невозможность их перемещения, фиксированность местонахождения с точки зрения существования человека. Именно объективные естественные свойства недвижимостей в глазах человеческого сообщества предопределяют дифференциацию движимых и недвижимых вещей и, как следствие, необходимость различного правового регулирования их оборота, их разный правовой режим в существующем правопорядке.

Это, конечно, не означает недооценки юридического критерия определения недвижимости – государственной регистрации прав на нее. Однако в этом случае следует говорить скорее о неразрывном единстве экономического и юридического критерия, при помощи которых недвижимое имущество определяется как специфический объект гражданского права.

Между тем противоположное мнение достаточно широко распространено в юридической науке. О.М. Козырь полагает, что недвижимостью является такое имущество, «на которое может быть установлено право собственности и иные права. А для возникновения таких прав необходима соответствующая государственная регистрация».

Однако в юридической литературе высказываются и иные мнения. В качестве противоположной позиции можно сослаться на точку зрения, которую высказала Е.С. Болтанова применительно к объектам незавершенного строительства и которая основана на классификационном критерии «прочной связанности с землей», то есть фактически опирается на объективные признаки, характерные для недвижимого имущества.

Полагаю, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество не делает его из движимого недвижимым, не изменяет юридический статус недвижимого имущества. Признаки недвижимости как объекта гражданских прав определены в законе и, следовательно, недвижимость не может возникнуть в силу государственной регистрации прав на нее. «Государственная регистрация – явление вторичного порядка, которое не отменяет и не изменяет статуса вещи, а лишь фиксирует права на нее. В противном случае пришлось бы говорить о том, что государственная регистрация является первоначальным способом приобретения прав на недвижимое имущество».

Между тем классификационная характеристика вещей имеет объективный характер, поскольку основывается на устойчивых признаках, определяемых и фиксируемых позитивным правом. Изменение статуса вещи в силу субъективного волеизъявления (государственной регистрации) по поводу частной вещи не может изменить сущностных объективных характеристик вещи, которые были выявлены законодателем и отражены в законе – того обстоятельства, что данная вещь является движимой либо недвижимой.

Объект может считаться недвижимостью, даже если он не зарегистрирован в ЕГРН как недвижимое имущество. На указал Верховный Суд РФ:

«По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ)» (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).

Вместе с тем, регистрация права на объект в ЕГРН также не является безусловной гарантией того, что объект является недвижимым имуществом. Если у зарегистрированного объекта не имеется признаков недвижимости, указанных в ст. 130 ГК РФ или при возведении объекта были допущены нарушения закона, собственник земли сможет оспорить право собственности на такой объект, добиться исключения из ЕГРН записи о правах на него, а затем и сноса. На этот счет также имеются разъяснения Верховного Суда РФ:

В случаях, когда право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Общие положения о движимом и недвижимом имуществе и некоторых его видах содержатся в ГК РФ. Особенности, связанные с оборотом некоторых видов имущества, раскрываются в отдельных нормативно-правовых актах. В качестве примера можно назвать:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (предусматривает порядок регистрации прав на недвижимое имущество и учет объектов недвижимого имущества);
  2. Жилищный кодекс РФ (определяет особенности права собственности и иных прав на жилые помещения (глава 2 раздела I, разделы II — IV), предусматривает государственный учет жилищного фонда — п. 4 ст. 19);
  3. Земельный кодекс РФ (определяет особенности прав на земельные участки);
  4. Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (определяет особенности земель сельскохозяйственного назначения как вида недвижимости);
  5. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (предусматривает необходимость и порядок регистрации прав на транспортные средства);
  6. Воздушный кодекс РФ (ст. 33 предусматривает государственную регистрацию и учет воздушных судов);
  7. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (ст. 16 предусматривает государственную регистрацию и учет водного транспорта);
  8. Кодекс торгового мореплавания РФ (глава III предусматривает регистрацию судов, прав на них и сделок с ними);
  9. Закон о космической деятельности (ст. 17 предусматривает регистрацию прав на космические объекты);
  10. Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (предусматривает особенности оборота ценных бумаг);
  11. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (предусматривает особенности оборота денежных средств).

Список нормативных актов, которые регламентируют особенности оборота отдельных видов имущества, не является исчерпывающим. Правовое регулирование связано с признаками и особенностями отдельных видов движимого и недвижимого имущества, о которых было сказано выше.

Главный принцип регламентации — выделение законодателем отдельных, имеющих особое значение, видов имущества и определение порядка возникновения, изменения, перехода, прекращения прав на него, особенностей его оборота. Особенности такого имущества могут быть связаны с его значимостью (например, земельные участки, здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения), общественной опасностью (автомобили, оружие, лекарственные, наркотические средства и т.д.), особой правовой природой (например, деньги, ценные бумаги).

В связи с этим законодателем предусмотрено отдельное регламентирование оборота отдельных видов как движимого, так и недвижимого имущества.

Рассматривая вопрос о правовом регулировании, необходимо обратить внимание на то, что разная материальная и правовая природа движимого и недвижимого имущества часто предопределяет разницу в порядке приобретения, реализации и защиты прав на такое имущество. Можно обратить внимание на следующие случаи:

  • различен порядок приобретения права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи (ст. 225 ГК РФ). Основание возникновения права собственности на движимые бесхозяйные вещи — истечение срока приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ). Для признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество дополнительно предусмотрен особый порядок приобретения прав. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ);
  • с признаком значимости движимых и недвижимых вещей связано то, что законодатель предусматривает возможность принятия в собственность движимых вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ), в упрощенном порядке: в некоторых случаях достаточно совершить действия, которые свидетельствуют об обращении таких вещей в собственность (абз. 1 п. 2 ст. 226 ГК РФ), в остальных — необходимо признание таких вещей бесхозяйными в судебном порядке;
  • в случае приобретения прав на имущество в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) для движимого имущества установлен срок владения 5 лет, для недвижимого — 15 лет;
  • при определении места открытия наследства после смерти наследодателя, последнее место жительства которого неизвестно или находится за пределами РФ, состав движимого и недвижимого имущества имеет существенное правовое значение (ст. 1115 ГК РФ). Место нахождения недвижимого имущества в таком случае является местом открытия наследства. В случае если имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения наиболее ценной части недвижимого имущества. В случае если такого имущества нет, место открытия наследства определяется по месту нахождения движимого имущества (или наиболее ценной его части);
  • в случае обращения в суд наличие спора о недвижимости влияет на подсудность. Споры о правах на недвижимость рассматриваются по месту нахождения имущества (ст. 30 ГПК РФ), иные споры — по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ) или выбору истца (ст. 29 ГПК РФ).

Таким образом, отнесение имущества к движимому или недвижимому влияет на порядок приобретения, реализации и защиты прав на него.

С 2013 года действуют правила, согласно которым необходимо обозначить принадлежность приобретения к определенной категории (движимое/недвижимое имущество) в бухгалтерском учете сразу после покупки. Как правило, с очевидными объектами вроде строительной техники или машины проблем не возникает. Эти вещи однозначно относятся к движимому имуществу.

Статья 130 Гражданского кодекса дает определение недвижимому имуществу. Там сказано, что им называют все, что неразрывно связано с землей. То есть, по идее, не должно возникнуть вопросов и при классификации сооружения. Движимое это имущество или недвижимое ? Если имеется капитальный фундамент, то оно причисляется к недвижимому.

В чем же тогда проблема? Она заключается в том, что в бухгалтерском учете и гражданском праве понятие этих объектов разное. К примеру, Гражданский кодекс оперирует понятиями «сложная» и «неделимая вещь», в то время как в бухучете таких определений нет.

В том же Гражданском кодексе говорится о том, что если несколько вещей образуют одно целое и используются по единому назначению, то называться это будет уже сложной вещью. Когда невозможно разделить объект без изменения его значения, вещь признается неделимой.

В бухгалтерском учете нет таких понятий, зато все вещи называются инвентарными объектами. Это может быть как отдельный элемент, который выполняет свои функции, так и объект со всеми сопутствующими приспособлениями.

Получается, что неделимая вещь по понятиям гражданского права в бухучете будет выглядеть как несколько инвентарных объектов, у которых разный срок полезного использования.

Чтобы было понятнее, приведем пример. Возьмем за основу здание с коммуникациями. Гражданский кодекс называет такой объект неделимой вещью. В то время как в Госстандарте от 1994 года рассматриваться здание будет по частям. То есть будет сеть канализации и газопровода, электросеть, сигнализационная сеть, телефонная и прочие.

Оформляя документы на владение дачным участком либо частным домом, многие сталкиваются с проблемой: как правильно классифицировать забор. К какой категории отнести ограждающую конструкцию. Что это: строение, сооружение, движимое либо недвижимое имущество? Следует ли подтверждать документами, право собственности на заборные конструкции и необходимо ли юридически обозначать это право? Как видим в данном случае возникает немалое количество вопросов, на которые не всегда находятся ответы.

В начале 2013 года на законодательном уровне были обозначены критерии, по которым определяется статус имущества. Согласно данным критериям, забор – сооружение, выполняющее определенную функцию по обозначению и защите территории. Данная конструкция признается имуществом, которое имеет определенную стоимость и технические характеристики. Забор ограждает обусловленную территорию, находящуюся в собственности. В документации, подтверждающей право собственности земельным участком, ограждение указывается, как одно из сооружений и объект владения собственником земельного надела.

Многие владельцы загородных домов и дач, задаются вопросом: забор это движимое или недвижимое имущество? Ответ на данный вопрос кроется в особенностях конструкции ограждения. Капительное сооружение на фундаменте, которое невозможно переместить в данном виде, следует отнести к недвижимому имуществу. То есть, если участок огражден бетонным забором из монолитных плит, данное сооружение может называться недвижимостью. Одновременно с этим, если ограждение будет частично демонтировано и продано, то эта часть будет считаться движимым владением.

Если же ограждающая конструкция, создана из металлических профилей, не связанных с грунтом фундаментом, ее можно отнести к движимому имуществу. То есть, владелец участка в любой момент имеет право демонтировать изгородь и переместить ее в другое место. Если при выполнении работ, конструкция и ландшафт участка не будут повреждены, данное ограждение будет считаться движимым владением.

Что показывает практика

На практике споры о том, является ли забор недвижимым имуществом и является ли забор сооружением, часто приводят в тупик. Дело в том, что конкретного описания, которое бы безошибочно обозначило статус ограждения, не существует. Более того, сегодня существует масса вариантов заборных конструкций, которые сооружаются с использованием самых разных технологий. К примеру, изгородь вокруг дома, может быть создана из капитального фундамента и опорных столбов, на которых закреплены металлические листы. С одной стороны, фундаментальная часть не может быть перемещена в другое место без нарушения целостности и привлекательного внешнего вида. А значит должна быть признана недвижимостью. С другой же – металлические панели, можно легко демонтировать и транспортировать. И их следует классифицировать, как движимое имущество. Более того, строение, признанное недвижимостью, подлежит документальному подтверждению права собственности.

Надо отметить, что нынешнее законодательство, касаемо ограждающих конструкций трактуется сотрудниками соответствующих инстанций субъективно в каждом конкретном случае. Для того, чтобы определить, забор — это сооружение или нет, недвижимая или движимая конструкция, важно учесть массу сопутствующих критерий.

Таким образом, правильная классификация забора и определение категории, к которой можно отнести данное имущество, должна определяться в каждом конкретном случае. Окончательный вывод, соответствующий нормам и требованиям действующего законодательства, может сделать специалист, работающий в сфере юриспруденции. Если объект признан, как недвижимое имущество, владельцам участка следует помнить о его обязательном документальном оформлении, которое подтвердит право собственности на данное сооружение.

Вопросы разграничения движимого и недвижимого имущества

Понятие «недвижимое имущество» в Налоговом кодексе и правилах ведения бухгалтерского учета не определено. К недвижимому имуществу будут относиться объекты, которые соответствуют критериям, вытекающим из положений ст. 130 и 131 Гражданского кодекса:

  • наличие прочной связи объекта с землей (например, строение имеет монолитный железобетонный фундамент и функциональное или технологическое соединение с подземными коммуникациями – кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях, и т.п.);
  • невозможность перемещения объекта без ущерба его назначению, способность выступать в качестве самостоятельного объекта сделок (в отличие от объектов, выполняющих вспомогательную функцию по отношению к объектам недвижимости, например ограждение);
  • наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, где он находится, и других объектов недвижимости (в отличие, например, от открытой автостоянки или части имущественного комплекса);
  • доказательства возведения объекта в порядке, установленном законом и иными нормативными актами; получение разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил (в том числе разработка проектной документации, получение разрешения на строительство, сдача в эксплуатацию и т.д.). В некоторых случаях для осуществления строительства не требуется разрешение (ч. 17 ст. 51 ГрК РФ). Вместе с тем строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию как объекты капитального строительства на основании полученного разрешения, скорее относятся к объектам недвижимости.

Дополнительными критериями отнесения объекта к недвижимости могут служить:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости.

Отметим, что по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости2. При этом законом к недвижимости могут быть отнесены вещи, которые не имеют перечисленных признаков, но подлежат госрегистрации. Например, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Любые вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, прямо указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Проблема с квалификацией вещи как движимого имущества у организаций обычно возникает в отношении основных средств. Напомним: основные средства – это часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

Основой классификации объектов основных средств выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный в действие Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-с.

Согласно этому классификатору, например, оборудование формирует самостоятельную группу основных средств и не относится к зданиям или сооружениям. Исключение составляют случаи, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок; водо, газо- и теплопроводные устройства; устройства канализации).

Машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов и не подлежат налогообложению (п. 1 ст. 374 НК РФ).

  • отнесение к недвижимости земельных участков;
  • отнесение к недвижимости объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • отнесение к недвижимости движимых по природе вещей – подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов.

Из этого следует, что легальное понятие недвижимости определено не путём установления признаков данного явления, а путём установления их перечня, приведения примеров недвижимых вещей.

  • земельные участки;
  • части земельных участков;
  • участки недр;
  • части участков недр;
  • объекты, прочно связанные с землёй, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • здания;
  • сооружения;
  • жилые помещения;
  • нежилые помещения;
  • части помещений;
  • воздушные суда;
  • морские суда;
  • суда внутреннего плавания;
  • космические объекты;
  • предприятия как имущественные комплексы;
  • части предприятий как имущественных комплексов;
  • иные имущественные комплексы;
  • объекты незавершенного строительства.

Законодательство не раскрывает понятий «здание», «сооружение», «нежилое помещение». Данный законодательный пробел должен быть устранён. Также, в целях устранения пробелов в законодательстве и недопущения противоречащих друг другу толкований можно расширить перечень объектов недвижимости в статье 130 ГК РФ, и добавить в него такие объекты недвижимого имущества как жилые, и нежилые помещения.

Права на эти объекты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о госрегистрации. Следовало бы также внести объекты незавершённого строительства в качестве объектов недвижимости в статью 1 Закона о госрегистрации и в этом же Законе выделить нормы, касающиеся объектов незавершённого строительства, в отдельную статью.

Дополнить статью 134 ГК РФ указанием на такую сложную вещь, как комплекс недвижимого имущества. Оборотоспособность такого рода вещей (комплексы газо- и электростанций, насосных станций и т.п.) не вызывает сомнений. Для признания недвижимой вещью комплекс должен отвечать критериям недвижимости, закреплённым в ст. 130 ГК РФ. Специальной отличительной особенностью комплекса могло бы стать объединение разнородных вещей хозяйственным единым назначением.

  • Новая статья на сайте: «Новая программа от Сбербанка «СберПремьер»: особенности и условия», 15.05.2021
  • Новая статья на сайте: «Банковский вклад: что такое, виды, обязанности банка, права вкладчиков», 11.05.2021
  • Новая статья в разделе «Блог», 08.05.2021

За какое имущество юрлицам не придется уплачивать налоги?

  • Вклады в Сбербанке: какие бывают, как выбрать, можно ли открыть через Сбербанк Онлайн
  • За нарушение ПДД на железнодорожном переезде оштрафуют в 5 раз больше с 1 мая 2021 года
  • Страхование карты Сбербанка: стоимость и условия
  • Подборка материала по теме: «Некоммерческие организации», 21.09.2020
  • Подборка материала за ноябрь 2020 года, 05.12.2020
  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Конституционное право», 07.10.2020
  • Подборка статей за январь 2021 года, 01.02.2021
  • Подборка материала за октябрь 2020 года, 01.11.2020

Сейчас бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» вы можете купить на 9 месяцев всего за 10 980 рублей вместо 16 980 рублей. То есть вы получите скидку 6 000 рублей и доступ к бератору на 3 месяца в подарок.

У вас будет:

  • Бератор
    «Практическая энциклопедия бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Нормативные акты для бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Практическая бухгалтерия»
  • Онлайн-сервисы «Учетная политика» и «Алгоритмы для бухгалтера»

Просто заполните форму, и мы вышлем вам на почту письмо с льготным счетом.

  • Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
  • Без ошибок заполнить документы и отчеты.
  • Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
  • Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
  • Уверенно действовать при проверках и в судах.

Для российских и иностранных организаций объектом налогообложения налогом на имущество является (п. 1 ст. 374 НК РФ):

  • недвижимое имущество, в том числе переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность и полученное по концессионному соглашению, которое они учитывают на балансе в качестве основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если налоговая база определяется как среднегодовая стоимость;
  • недвижимое имущество, которое находится на территории РФ и принадлежит организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.

Иностранные организации с 1 января 2020 года при исчислении налога на имущество руководствуются общими правилами.

С 1 января 2019 года налог на имущество организаций в отношении движимого имущества не уплачивается. Это установлено Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ. Движимые ОС больше не считаются объектом обложения налогом на имущество.

В конце 2018 года Конституционный суд РФ принял постановление, которое дает возможность компаниям, платившим налог на движимое имущество на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ, вернуть уплаченные деньги. В этой норме сказано, что движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, налогом не облагается, кроме случаев, когда оборудование поступило от взаимозависимых лиц или в результате реорганизации или ликвидации другой фирмы.

КС РФ согласился, что и в таких случаях налог на имущество взиматься не должен. Если прежний собственник имущества не платил с него налог, то и новый не должен — даже если они являются взаимозависимыми, или прежний владелец был реорганизован или исключен из ЕГРЮЛ.

Иное толкование пункта 25 статьи 381 НК РФ теперь недопустимо (Постановление КС РФ от 21 декабря 2018 г. № 47-П/2018).

Что такое недвижимое имущество и договор купли-продажи недвижимости

Объектами налогообложения признается недвижимое имущество (ст. 374 НК РФ).

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (ст. 130 ГК РФ).

С 2019 года движимость больше не облагается налогом на имущество. Соответствующие поправки в пункт 1 статьи 374 и другие нормы НК РФ внес закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ.

В письмах от 2 августа 2018 г. № БС-4-21/14968@, 25 марта 2019 г. № БС-4-21/5305@ ФНС РФ разъяснила инспекциям, как проверять правомерность отнесения имущества к движимому или недвижимому у организаций в целях налогообложения.

При отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу нужно исходить из норм статей 130–131 ГК РФ: возможно или невозможно перемещать объект и обязан ли владелец регистрировать права на недвижимость.

С учетом этого для подтверждения правильности отнесения имущества к недвижимости контролерам рекомендовано устанавливать следующие обстоятельства:

  • есть ли запись об объекте в ЕГРН;
  • если сведений в реестре нет, есть ли прочная связь объекта с землей и действительно ли его невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и иных объектов, относящихся к недвижимости в силу прямого указания федерального закона: земельные участки, жилые помещения и др.).

В сложных случаях налоговики будут проводить осмотры, назначать экспертизы, привлекать специалистов, истребовать документы или информацию.

Понятие недвижимости пока четко не прописано в гражданском законодательстве, этим вопросом занимается Минэкономразвития. Минфин в письме от 24 декабря 2018 г. № 03-05-05-01/94044 подсказал, чем нужно руководствоваться при отнесении объектов к недвижимости в целях налогообложения налогом на имущество.

В первую очередь, это статьи 130 и 131 ГК РФ. Они гласят, что недвижимостью являются:

  • подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Для квалификации зданий и сооружений рекомендовано использовать два документа:

  • Федеральный закон от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 № 2018-ст.

Для имущества инженерного и технологического оборудования промышленного производства финансисты советуют руководствоваться письмами Минпромторга РФ:

  • от 23 марта 2018 г. № ОВ-17590/12;
  • 2 апреля 2018 г. № 19919/17.

По объектам капитального строительства должны оцениваться наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и о его характеристиках.

Статьей 1 Градостроительного кодекса определено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (ст 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).

Объектом капитального строительства также является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ГрК РФ).

В ряде случаев установить, относится объект к недвижимости или движимости только на основе норм ГК РФ и классификаторов невозможно. Поэтому в отношении объектов, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН и которые только лишь по своему наименованию не могут быть однозначные отнесены к недвижимым вещам, налоговая служба рекомендует руководствоваться судебной практикой (Письмо ФНС РФ от 18 октября 2018 г. N БС-4-21/20327@).

Так, суды признали недвижимостью:

  • технологическое оборудование цеха по производству древесных гранул (комплексная трансформаторная подстанция, оборудование линии по производству древесных гранул, поперечные транспортеры подачи щепы, опилок, коры, автоматическая система защиты от пожаров и пылевых взрывов «Firefly») (Постановление АС Северо-Западного округа от 18 января 2019 г. № Ф07-15984/18);
  • технологические трубопроводы и газоходы, установленные на фундаменте, прочно связанные с землей (Определение ВС РФ от 11 декабря 2018 г. № 305-КГ18-20539);
  • самоподъемную плавучую буровую установку вместе с палубными кранами (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2018 г. N Ф07-6257/18 по делу N А42-5598/2017);
  • трансформаторную подстанцию с установкой новой модульной КТП (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2018 г. N Ф07-5328/18 по делу N А05-1595/2017).

Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, понятия «движимого» и «недвижимого имущества» не определены. Но дано понятие «единица бухгалтерского учета».

Принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве ОС не связано с государственной регистрацией прав собственности на него. Соответственно, организация, получающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав собственности.

Исключается (в целях бухучета) объект из состава основных средств в момент фактического выбытия. До госрегистрации выбытия рекомендуется учитывать имущество на счете 45 «Товары отгруженные» (субсчет «Переданные объекты недвижимости»). При этом необходимо подтвердить передачу объекта, используя передаточный акт или другой документ о передаче (например, договор купли-продажи.

Не важно с точки зрения налогообложения также и то, имеется или нет разрешение на ввод в эксплуатацию основного средства. Ведь оно только свидетельствует о том, что объект соответствует проекту и строительным нормам и правилам.

Сначала рассмотрим позицию налоговых органов. В случае сноса объекта недвижимости платить налог на имущество нужно до даты регистрации прекращения права собственности на объект.

Объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению у их собственника или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения (п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Право собственности прекращается:

  • при отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
  • при отказе собственника от права собственности;
  • в случае гибели или уничтожении имущества;
  • при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ).

Госрегистрация прав осуществляется в заявительном порядке. Значит, для внесения записи о регистрации прекращения права собственности на объект в связи с его ликвидацией в ЕГРН нужно заявление собственника.

Таким образом, исчисление налога на имущество организаций в случае сноса объекта недвижимости производится до даты регистрации прекращения права собственности на этот объект (в том числе на жилые дома и жилые помещения).

Однако право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. Поэтому в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него, а вместе с ним и обязанность по уплате налога, прекращается по факту уничтожения. Основание — положения статей 373 и 374 Налогового кодекса: «плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество… ».

Этот вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 20 сентября 2018 г. № 305-КГ18-9064. Компания снесла принадлежащее ей здание и списала его с бухучета в апреле. С учетом этой даты рассчитала налог за отчетный год. Однако инспекция доначислила ей налог, сославшись на то, что запись о прекращении права собственности фирмы на это здание в связи с его ликвидацией была внесена в ЕГРН лишь в сентябре. Суды трех инстанций поддержали ИФНС, сославшись на пункт 5 статьи 382 НК РФ. Но ВС РФ встал на сторону компании.

С арендуемого имущества, учитываемого арендатором на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», арендатор не должен платить налог на имущество. Это должен делать арендодатель (письмо Минфина России от 14 июня 2018 г. № 03-05-05-01/40659).

Платить налог на имущество со стоимости неотделимых улучшений арендованного недвижимого имущества также должна та сторона договора аренды, на балансе которой они учтены (письмо Минфина России от 8 сентября 2017 г. № 03-05-05-01/57901).

Под капитальными вложениями в основные средства подразумеваются затраты на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта. Они учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». После завершения работ они включаются в стоимость основных средств (п. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).

Капитальные вложения в арендованные объекты сами по себе признаются основными средствами (абз. 2 п. 5 ПБУ 6/01). Следовательно, они облагаются налогом на имущество на общих основаниях (п. 1 ст. 374 НК РФ). А налогоплательщиком, напомним, является тот, кто учитывает указанные объекты на счете 01 «Основные средства» (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Если капитальные вложения осуществляет арендатор, именно он и формирует первоначальную стоимость неотделимых улучшений на счете 08. В момент передачи неотделимых улучшений в эксплуатацию арендатор должен включить их в состав основных средств (п. 4 ПБУ 6/01), и с даты их ввода в эксплуатацию он становится налогоплательщиком налога на имущество.

Когда договор аренды заканчивается или арендодатель в соответствии с договором возмещает арендодатору стоимость произведенных улучшений, происходит выбытие неотделимых улучшений. Передачу нужно оформить актом. На дату передаточного акта арендатор списывает стоимость неотделимых улучшений со своего баланса, а арендодатель включает их в состав своих основных средств. С этого момента плательщиком налога в отношении неотделимых улучшений становится арендодатель.

Может возникнуть вопрос: если неотделимые улучшения в арендованное являются самостоятельным объектом налогообложения, то исходя из какой базы нужно рассчитывать налог?

Капвложения в арендуемую и состоящую на учете арендодателя недвижимость являются объектом обложения вплоть до окончания аренды. Для целей налога база на неотделимые усовершенствования определяется исходя из среднегодового метода расчета. Даже несмотря на то, что у арендодателя базой по этому объекту является кадастровая стоимость (письмо ФНС России от 28 декабря 2018 г. № БС-4-21/25917).

В ситуации, когда когда одна из сторон договора аренды досрочно перешла на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (утв. Приказом Минфина от 16 октября 2018 г. № 208н), а вторая еще нет, во избежание двойного налогообложения налог на имущество должен платить арендодатель.

Это имеет отношение только к аренде имущества, налог по которому рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости.

Что же касается «кадастровой» недвижимости, то с 1 января 2020 года налог на имущество с такого объекта должен уплачивать тот, кому это имущество принадлежит на праве собственности или праве хозяйственного ведения, независимо от применяемых правил бухучета (Письмо Минфина от 21 января 2020 г. № 03-05-04-01/2993).

Обязанность применять ФСБУ 25/2018 установлена на 2022 год (начиная с отчетности за 2022 год). Организация может принять решение о его применении и до указанного срока.

Недвижимое имущество входит в состав ОС. Это:

  • здания, сооружения;
  • многолетние насаждения (кустарники и деревья);
  • участки;
  • объекты природопользования;
  • прочие объекты, согласно ГК РФ (ст. 130), являющиеся недвижимостью и требующие госрегистрации.

Проводки синтетического учета аналогичны уже приведенным для ОС. Аналитический учет организовывают таким способом, чтобы различать движимые и недвижимые ОС. Некоторые категории недвижимого имущества не амортизируются: земля, объекты природопользования. Недвижимое имущество обязательно должно быть поставлено на государственный учет (ст. 131 ГК РФ, ФЗ №218 от 13/07/15 г.).

Процедура госрегистрации и постановка на бухгалтерский учет объектов недвижимости не связаны между собой. До завершения регистрации можно отразить недвижимое имущество проводкой Дт 01 Кт 08, открыв по счету 01 отдельный субсчет, например, «ОС с незарегистрированным правом собственности», а затем перевести его на другой субсчет внутренней проводкой по 01.


Похожие записи: