О признании права муниципальной собственности на невостребованные доли

28.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О признании права муниципальной собственности на невостребованные доли». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 10 сентября 2015 г. по делу N 33-2780/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи — председательствующего Прасол Е.В.

судей Тимофеевой С.В., Аврамовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Шумиловой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 сентября 2015 г. гражданское дело по исковому заявлению Администрации Васькинского сельсовета Целинного района Курганской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области, о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли

по апелляционной жалобе Администрации Васькинского сельсовета Целинного района Курганской области на решение Целинного районного суда Курганской области от 15 июля 2015 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Администрации Васькинского сельсовета Целинного района Курганской области к территориальному управлению Росимущества в Курганской области о признании права собственности на невостребованные земельные доли отказать».

Заслушав доклад судьи Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация Васькинского сельсовета Целинного района Курганской области обратилась в Целинный районный суд Курганской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее по тексту — ТУ Росимущества в Курганской области), о признании права муниципальной собственности Васькинского сельсовета Целинного района Курганской области на невостребованные земельные доли.

Невостребованные земельные доли

Существует несколько вариантов того, к кому переходят правомочия на такие объекты.

В том числе:

  • Российская Федерация;
  • регионы;
  • муниципалитеты.

К муниципальным органам переходит масса, представленная жилым фондом. Находиться квартира должна на территории конкретного МО и не принадлежать государству.

Субъектам передается преемство на объекты в соответствии с установленными положениями в местном законодательстве. Остальная собственность покойного переходит к РФ.

Судебная практика о признании имущества выморочным указывает на то, что в настоящее время часто встречается ошибка, связанная с подачей иска о признании прав на доли в земельных наделах, которые остались невостребованными после кончины лица.

В данной ситуации нужно учитывать то, была востребована такая доля в наделе при жизни лица или нет. Если гражданин никогда не приобретал правомочия на участок или его часть, то это имущество не может входить в наследственную массу.

Это указано в решении Пономаревского районного суда Оренбургской области по делу 2-197/2019 от 28.03.2019 г. Суть дела: гражданка И. подала исковое заявление и желала получить надел, оставшийся после гибели ее матери Т. Однако, администрация муниципалитета оспаривала такой иск, так как земля не принадлежала Т.

Суд указал, что при жизни Т. не оформила право собственности на участок. По этой причине он не входит в наследственную массу и является имуществом муниципального образования.

По-другому складывается ситуация, при которой муниципальным органам передаются права на невостребованные доли в участках, на основании ЗК РФ. Чаще всего такие иски подлежат удовлетворению.

Другим образом складывается ситуация, когда изначально наследство передается властным органам, после чего объявляются правопреемники погибшего. К примеру, по Решению Комсомольского районного суда г. Тольятти от 27.02.2019 года № 2-197/2019 удовлетворил требования гражданки З. и установил за ней право собственности на имущество, принадлежащее ее покойному отцу.

По материалам установлено, что в собственности гражданина И. – отца истца З., находился дом и участок. После его гибели дочь З. не смогла оформить право собственности, так как при жизни И. не получил всей необходимой документации на имущество.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет

Прокуратура области (Курская область). 20 мая 2016

Одно из основных экономических богатств Курской области – земельные ресурсы. В этой связи регион по праву считается аграрным, и органы прокуратуры области уделяют пристальное внимание соблюдению земельного законодательства на территории области.

По итогам 2015 года прокуратурой области пресечено более 2600 нарушений земельного законодательства. В соответствие с измененным федеральным законодательством в 2015 году приведено более 250 нормативных актов органов местного самоуправления. Разработаны и утверждены административные регламенты государственных и муниципальных услуг, регулирующие порядок распоряжения земельными участками.

Активная работа прокуроров позволила выявить и пресечь более 2600 нарушений, связанных с незаконным использованием земельных участков, переводом земель в иные категории. Не допущено незаконное распоряжение сельскохозяйственными землями, защищены права граждан и предпринимателей на своевременное предоставление земельных участков в установленном порядке. Благодаря принятым мерам устранено более 740 нарушений порядка и сроков предоставления земельных участков. Пресечены отдельные случаи незаконного предоставления земельных участков с нарушением порядка проведения аукционов.

Мерами прокурорского реагирования обеспечено надлежащее информационное взаимодействие между уполномоченными органами при осуществлении кадастрового учета земельных участков. За нарушение порядка взаимодействия в 2015 году более 60 должностных лиц органов местного самоуправления привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.35 КоАП РФ.

Особое внимание прокуратурой области уделяется оценке законности и полноте мер, принимаемых органами местного самоуправления при обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Общая площадь всех земель на территории Курской области составляет около 3 млн. га.

Землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, а также зданиями, сооружениями. В структуре земель сельскохозяйственного назначения Курской области сельскохозяйственные угодья составляют более 92 %.

Одной из наиболее актуальных проблем на территории области в последние годы является использование невостребованных земельных долей и включение таких земель в гражданский оборот на законных основаниях.

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение 3-х и более лет подряд.

Проблема использования невостребованных земельных долей заключается в том, что собственники – (в большинстве случаев это бывшие работники колхоза) – умерли, а их наследники своевременно не зарегистрировали право собственности, не имеют права распоряжаться землей и в большинстве случаев не желают ее использовать.

Органы местного самоуправления также не уполномочены распоряжаться такими земельными долями до принятия их в муниципальную собственность.

Специальный порядок признания земельных долей невостребованными и принятия их в муниципальную собственность определен законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

До прохождения установленной законом процедуры и признания судом права муниципального образования на земельные доли никто не вправе распоряжаться ими. Любой случай их использования является незаконным.

Анализ состояния законности показал, что в 2011 году на территории Курской области имелось более 240 000 га земель, в отношении которых было необходимо проводить процедуру признания невостребованными и принимать их в муниципальную собственность для дальнейшего включения в оборот и законного предоставления для использования фермерами и сельскохозяйственными организациями.

Однако в ходе прокурорских проверок установлено, что работа на данном направлении органами местного самоуправления не велась. Такая ситуация являлась крайне недопустимой, поскольку препятствовала законному включению земель в оборот и извлечению местными бюджетами доходов от их использования.

Прокуратура области занимает принципиальную активную позицию и принимает полный комплекс мер, направленных на понуждение поселковых администраций формировать списки и обращаться в суд для принятия земель в свою собственность, чтобы иметь законные основания распоряжения ими.

В результате принятых мер прокурорского реагирования работа была активизирована.

Имущество наследодателя, у которого нет наследников, либо же они добровольно отказались от наследства, или, в силу тех или иных обстоятельств, являются недостойными его, будет считаться выморочным. Согласно Гражданскому кодексу, в редакции действующей и поныне, порядок оформления имущества выморочным должен быть урегулирован законом.
Но на сегодняшний день такой закон не принят, в то же время, выморочная собственность оформляется. Поэтому важную роль в определении процедуры обретения имущественных прав на выморочное имущество играет судебная практика.

Основания и порядок перехода имущества государству зафиксированы в статье 1151 Гражданского кодекса РФ. Речь идет не только о материальных ценностях покойного, но и о его долгах. Если законные наследники приняли только часть собственности умершего родственника, то оставшуюся долю передают государству (возможность отказа исключается на законодательном уровне).

Собственность становится государственной в таких случаях:

  • законные выгодополучатели умерли до вступления в права наследования;
  • преемники отказались от принятия наследства;
  • кандидаты были признаны недостойны (чаще всего это происходит по причине совершения преступлений в отношении наследодателя);
  • никто из наследников не заявил о своих правах в течение отведенного срока.

Существует несколько особенностей признания имущества выморочным:

  • ценности переходят в собственность государства или муниципалитета;
  • сроки принятия выморочного имущества государством никак не ограничены;
  • объекты признаются муниципальной собственностью по истечении срока, отведенного для принятия наследства.

Порядок оформления выморочного имущества включает в себя несколько обязательных процедур. Пока процесс не завершен, отчуждаемые объекты считаются бесхозными.

Если в течение отведенного временного периода никто из преемников умершего не заявил о своих правах на наследство, отчуждение в пользу государства происходит автоматически. Соответственно, законные наследники больше не могут претендовать на собственность покойного.

Действующее законодательство определяет следующие сроки вступления в наследство:

  • общий срок наследования составляет полгода с момента смерти наследодателя;
  • на переход собственности по праву трансмиссии отводится 9 месяцев.

Кто вправе зарегистрировать ОНС

Если у умершего наследодателя нет ни одного преемника во всех очередях наследования, его собственность будет признана выморочной. Но нотариус, который открывает наследственное дело, хотя и имеет доступ во все реестры Минюста не может с уверенностью утверждать об отсутствии преемников у наследодателя, который не имел близких родственников по прямой линии.

Если ни один наследник не подаст в течение 6 месяцев с момента открытия преемства (кончины наследодателя) заявления о его принятии, такое наследство также будет считаться выморочным. Но такие преемники могут продлить срок для принятия наследства через суд, и как правило, подобные процессы имеют место быть.

Основанием для положительного решения могут стать весомые причины, по которым был пропущен срок, например, болезнь или длительная командировка преемников. Поэтому в наследовании собственности как выморочной часто отказывают, в связи с наличием информации о преемниках, пропустивших срок принятия наследства, но желающих его обжаловать.

Например, получили официальный письменный отказ нотариуса – обязательный документ для продления срока принятия преемства через судебные инстанции.

По сути такое обстоятельство является частным случаем отсутствия преемников. По закону, наследники, которые в силу своих деяний являются недостойными, отстраняются от права на преемство, а посему более не считаются таковыми. К нерадивым преемникам относятся:

  • Наследники, не выполнившие свои обязанности, перед умершим. В частности, относительно организации его погребения.
  • Преемники, покушавшиеся на жизнь наследодателя, или убившие его. В том случае если такой факт подкреплён приговором суда.
  • Наследники, пытавшиеся незаконным способом увеличить в наследственной собственности свою долю. Здесь также требуется соответствующее судебное решение.

Отстранение претендентов не всегда происходит уже после отхода наследодателя в мир иной. Но наличие установленных фактов, являющихся основанием для отстранения претендентов, по умолчанию, исключает наследование такими преемниками. Например, есть приговор суда по делу о законченном покушении наследника на убийство наследодателя.

Если на момент его смерти, будет в силе такой приговор, осуждённый преемник не будет иметь право на преемство без каких-либо дополнительных заключений или решений суда. Но наследодатель, если останется жив вопреки неправомерным действиям его нерадивых преемников имеет право вновь завещать им своё достояние. При наличии завещания оформленного нотариально уже после возникновения вышеописанных обстоятельств, преемники вновь получат право на преемство.

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

Момент возникновения ОНС как объекта недвижимости

Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 138-ФЗ)

1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона.

5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

7. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

Абзац второй — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

Абзацы 3. — 4. — Исключены. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

Абзац 6. — Исключен. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

1. Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

2. Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

3. В целях принятия решений о подсчете голосов участников долевой собственности размеры земельных долей должны быть определены единым способом в соответствии со следующими условиями: (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

1) площадь земельного участка определяется как площадь, указанная в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2) при определении одним способом размеры земельных долей должны быть не менее чем размеры равноценных земельных долей, определенные другим способом. В случае, если такое соотношение размеров невозможно в отношении всех земельных долей, равноценность их определения обеспечивается за счет пропорционального уменьшения размеров невостребованных земельных долей; (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

3) при определении единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий, используются коэффициенты, установленные субъектами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

4) если размеры некоторых земельных долей определены в виде простой правильной дроби, размеры всех других земельных долей также должны быть определены в виде простой правильной дроби. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

4. Порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 352-ФЗ)

Правовой режим ОНС до его госрегистрации

  • Земли водного фонда
  • Земли запаса
  • Земли лесного фонда
  • Земли населенных пунктов
    • ИЖС
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
  • Земли промышленности и иного специального назначения
  • Земли сельскохозяйственного назначения

В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей

  • Аренда земли
  • Инженерные изыскания
  • Кадастр
  • Категории земель
  • Межевание
  • Порядок застройки
  • Приватизация
  • Специальные программы
  • Границы участка
  • Данные из ЕГРН
  • Кадастровые работы

Для признания земли невостребованной требуется правильное оформление, состоящее из нескольких последовательных действий.

Признание земли невостребованной реализуется по воле администрации муниципального образования, на территории которого надел располагается. Чаще всего это сельские поселения, но ситуация возможна и в городах.

Так, администрации нужно выполнить следующие мероприятия:

  • подготовить перечень наделов, которые могут быть признаны невостребованными. Осуществляется на основании имеющейся документации;
  • опубликовать их перечень в местных печатных изданиях и иных СМИ;
  • организовать общее собрание собственников, объявить о намерении признать определённые наделы невостребованными;
  • утвердить перечень таких земель. Если на собрании не удаётся достичь соглашения, оформляется постановление;
  • подготовить исковое заявление о признании права собственности за муниципальным образованием на невостребованный участок;
  • подать иск и принять участие в судебном разбирательстве;
  • получить заверенную копию решения, обратиться с ней в Росреестр и провести регистрацию надела на администрацию образования.

Цель процедуры — признание муниципального права собственности и последующее использование земли по её прямому назначению.

Чтобы признать участок земли невостребованным, необходимо пройти процедуру оформления, выполняя последовательные действия. Признание надела невостребованным происходит по воле муниципалитета, на территории которого располагается земельный участок.

Для этого администрации муниципального образования следует пройти порядок оформления невостребованных земельных долей:

После признания земельных долей невостребованными, местные органы самоуправления имеют право обратиться в суд с иском об изъятии пая и передаче им в право собственности на эти участки. Целью оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность является признание права собственности для использования надела в дальнейшем по прямому назначению.

Не всегда владельцы земельных участков согласны, что их доли оказываются в числе невостребованных. Любой несогласный собственник вправе выразить несогласие в течение 3 месяцев после оглашения перечня. Для этого можно воспользоваться процедурой оспаривания, согласно п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Владелец вправе высказать возражения на общем собрании, на этапе утверждения перечня невостребованных долей. Зачастую этого достаточно для вывода спорного пая из списка невостребованных.

Также он может написать заявление о возражении администрации своего территориального региона. Лучше одновременно использовать оба способа, выразив возражение на собрании, а также подав опровержение статуса в органы администрации в письменном виде.

Иск может быть составлен отдельно по умершим гражданам и по живым дольщикам. Документы по умершим гражданам запрашиваются в органах ЗАГСа или у нотариуса.

Примерное составление иска в 2021 году:

В районный суд (город, область)

Истец: Администрация муниципального образования (название, адрес)

Ответчик: Территориальное управление по управлению государственным имуществом (город, область)

Третьи лица:

Управление государственной регистрации, кадастра и картографии (адрес)

Департамент имущественных и земельных отношений (адрес)

Исковое заявление

Органом местного самоуправления (наименование) было принято постановление (название нормативного правового акта, номер и дата), в соответствии с которым на правах общей долевой собственности членам коллектива был предоставлен земельный участок, площадью (га) для использования в сельскохозяйственном производстве (адрес). На основании постановления (ФИО владельца) было выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю общей площадью (га) без выдела в натуре в праве общей долевой собственности на земельный пай (адрес).

Согласно 5 п. ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ N 101. Положениями Закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

В соответствии со ст. 12.1 невостребованной долей может быть признана земля, принадлежащая лицу, которое не передало этот пай в аренду или не распоряжалось им в течение 3 и более лет. Органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка имеют право обратиться в суд с требованием о признании права муниципалитета на участки земли, признанные невостребованными (основания, по которым земля признана невостребованной). В силу положений ст. 12.1, указанные обстоятельства дают возможность признать принадлежащий (ФИО владельца) земельный участок невостребованным.

Истцом был составлен список граждан, земельные паи которых могут быть признаны невостребованными. Перечень опубликован в СМИ (наименование и дата), размещен на официальном сайте истца и на информационных щитах муниципалитета. Возражений относительно включения земельного пая (ФИО владельца) не поступило. Кроме списка земельных участков, в газете было опубликовано объявление о проведении общего собрания участников, на котором был утвержден список невостребованных наделов.

Истцом были соблюдены все процедуры для признания земельного пая невостребованным, и он вправе просить признать за ним право муниципальной собственности на указанный участок земли.

Руководствуясь ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 131 и 132 ГПК Российской Федерации, прошу:

1) Прекратить право собственности (ФИО и дата рождения владельца) на земельную долю площадью (га) в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

2) Признать право муниципалитета (наименование) на невостребованный земельный участок, площадью (га), принадлежавший (ФИО владельца), в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

Согласно ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, к исковому заявлению в суд на невостребованные земельные доли необходимо приложить следующие копии:

Признание права собственности на ОНС в судебном порядке

В Красногорский районный суд

Брянской области

пгт.Красная Гора, ул.Советская д.3

Истец: Перелазская сельская администрация

243151, Брянская область, Красногорский район , село Перелазы, ул. Советская , д.41

Ответчик:

1. Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области

г. Брянск пл. Карла Маркса д.2

Имущество наследодателя, у которого нет наследников, либо же они добровольно отказались от наследства, или, в силу тех или иных обстоятельств, являются недостойными его, будет считаться выморочным. Согласно Гражданскому кодексу, в редакции действующей и поныне, порядок оформления имущества выморочным должен быть урегулирован законом.
Но на сегодняшний день такой закон не принят, в то же время, выморочная собственность оформляется. Поэтому важную роль в определении процедуры обретения имущественных прав на выморочное имущество играет судебная практика.

В статье 1151 кодекса определена процедура перехода имущества в пользу государства, а, следовательно, признания его выморочным.
В кодексе закреплены ситуации, в которых имущество будет признанно таковым. В общем, это полное отсутствие наследников по одной или нескольким причинам:

  • Никого из них нет в живых;
  • лишены права наследования;
  • отказались от принятия наследства, причем, безусловно;
  • никто не заявил о желании принять наследство.

Если у умершего наследодателя нет ни одного преемника во всех очередях наследования, его собственность будет признана выморочной. Но нотариус, который открывает наследственное дело, хотя и имеет доступ во все реестры Минюста не может с уверенностью утверждать об отсутствии преемников у наследодателя, который не имел близких родственников по прямой линии.

Поэтому прецедентов по признанию преемства выморочным, до истечения срока, в течение которого оно может быть принято, в России ещё не было.

Если ни один наследник не подаст в течение 6 месяцев с момента открытия преемства (кончины наследодателя) заявления о его принятии, такое наследство также будет считаться выморочным. Но такие преемники могут продлить срок для принятия наследства через суд, и как правило, подобные процессы имеют место быть.

Основанием для положительного решения могут стать весомые причины, по которым был пропущен срок, например, болезнь или длительная командировка преемников. Поэтому в наследовании собственности как выморочной часто отказывают, в связи с наличием информации о преемниках, пропустивших срок принятия наследства, но желающих его обжаловать.

Например, получили официальный письменный отказ нотариуса – обязательный документ для продления срока принятия преемства через судебные инстанции.

Споры о разделе ОНС между супругами

По сути такое обстоятельство является частным случаем отсутствия преемников. По закону, наследники, которые в силу своих деяний являются недостойными, отстраняются от права на преемство, а посему более не считаются таковыми. К нерадивым преемникам относятся:

  • Наследники, не выполнившие свои обязанности, перед умершим. В частности, относительно организации его погребения.
  • Преемники, покушавшиеся на жизнь наследодателя, или убившие его. В том случае если такой факт подкреплён приговором суда.
  • Наследники, пытавшиеся незаконным способом увеличить в наследственной собственности свою долю. Здесь также требуется соответствующее судебное решение.

Отстранение претендентов не всегда происходит уже после отхода наследодателя в мир иной. Но наличие установленных фактов, являющихся основанием для отстранения претендентов, по умолчанию, исключает наследование такими преемниками. Например, есть приговор суда по делу о законченном покушении наследника на убийство наследодателя.

Если на момент его смерти, будет в силе такой приговор, осуждённый преемник не будет иметь право на преемство без каких-либо дополнительных заключений или решений суда. Но наследодатель, если останется жив вопреки неправомерным действиям его нерадивых преемников имеет право вновь завещать им своё достояние. При наличии завещания оформленного нотариально уже после возникновения вышеописанных обстоятельств, преемники вновь получат право на преемство.

Наследники имеют право отказаться от преемства, для чего оформляют письменный отказ, который заверяется нотариально. Если все преемники во всех очередях откажутся от преемства, наследуемая собственность будет считаться выморочной.
Вот только на практике такое сложно представить, ведь наследники четвёртой и всех последующих очередей могут не только не общаться с первой очередью, но даже и не быть с ними знакомы.

А задачей нотариуса, открывшего дело о преемстве, будет разыскать всех живых родственников, которые могут наследовать за усопшим. Имея возможность ознакомиться с данными реестра актов гражданского состояния, в этом не будет проблем, если такие преемники проживают в России.

Важно знать, что отказаться принимать наследство можно в пределах установленного срока для его принятия, поэтому если преемники, проживавшие вместе с умершим, а значит, считающиеся такими что приняли наследство автоматически, не откажутся от наследства на протяжении шести месяцев, они уже не смогут этого сделать в дальнейшем, даже через суд. Продление срока для отказа от преемства действующим законодательством не предусмотрено.

В 90-х годах двадцатого века руководством страны осуществлялось выделение гражданам прав на владение земельными наделами. Указанные доли передавались без исключения труженикам колхозов и совхозов. Все это происходило единожды и на бесплатной основе. Доля выделялась из общего массива имеющейся земли. При этом передаваемый гражданину участок не обозначался какими-либо четкими границами.

Суть процедуры состояла во вручении человеку ограниченного размера будущего надела, который находился на определенной местности. Помимо этого, определялся его финансовый эквивалент. Практическое использование права владения земельным наделом планировалось реализовывать исключительно в интересах сельского хозяйства, принимая во внимание права иных землепользователей, что и было осуществлено.

Невостребованными земельными долями явились территории, оставшиеся бесхозными и заброшенными на длительный промежуток времени. Причинами указанного обстоятельства явились как отсутствие невозможности, так и нежелание некоторых граждан обрабатывать свои земли.

Согласно статье 12.1 ФЗ «Об обороте земель…» поводом для определения земельного пая в качестве бесхозного, является факт нераспоряжения физическим лицом своим участком в течение 3 лет, а также отсутствия у администрации надлежащих данных о собственнике выдела, который на практике является необрабатываемым и заброшенным. Земельная доля считается невостребованной в следующих ситуациях:

  1. Землевладелец «покинул этот мир», а наследники и письменное завещание отсутствуют.
  2. После наступления смерти гражданина — землевладельца наследники не желают принять это недвижимое имущество.
  3. Потенциальные наследники не могут быть таковыми в связи с нормами действующего закона, например, в случае совершения умышленных преступных действий, направленных против жизни и здоровья наследодателя.

Помимо вышеизложенного? в ситуациях, при которых земельный пай передан гражданину в аренду, при этом собственник участка умер, а наследники затягивают с процедурой вступления в наследство, доля может перейти к категории невостребованных выделов. Указанное действие по переходу земли к бесхозной осуществляется в судебном порядке.

Процесс признания надела земли невостребованным, включает в себя нижеприведенные этапы:

  1. Определение администрацией муниципального органа официального перечня граждан, чьи земли следует считать невостребованным ввиду того, что они ничего не предприняли действий с участком в течение 3 лет.
  2. Подготовка списка всех невостребованных земельных долей, которые подходят под эту категорию исходя из дополнительных правил, отраженных в законе.
  3. Размещение данного списка в СМИ (газетах) и на интернет-сайте местной власти для всеобщего обозрения. Это действие осуществляется за 3 месяца до сбора совещания совладельцев долевой собственности.
  4. Анализирование составленного списка на собрании собственников земли с целью принятия решения о его утверждении.
  5. При неутверждении перечня владельцами долей по истечении 4 месяцев со дня официального опубликования этот список вступает в законную силу в соответствии с позволением администрации.

Наглядно процесс признания земли бесхозной отражена в нижеприведенной таблице.

п/нЭтап 1: Подготовка администрацией местной власти списка граждан, земельные паи которых планируется признать бесхознымиЭтап 2: Опубликование составленного списка в СМИ и на интернет-сайте администрации
1 Документ готовится органом местного самоуправления по месту фактического расположения участка земли. Орган местной власти должен опубликовать напечатанный документ.
2 До подготовки и оформления документа осуществляется анализ данных архива, направляются специальные запросы в органы Росреестра и ЗАГСа (процедура осуществляется в течение 2 месяцев) Документ должен быть опубликован не позднее чем за 3 месяца до созыва на собрание членов долевой собственности

Участки земли признаются бесхозными в официальном порядке с момента утверждения соответствующего перечня. После этого местная власть получает возможность обратиться с требованием в суд на предмет передачи в их собственность земельных наделов. При вынесении судом решения в пользу местной администрации последняя после регистрации участков в установленном порядке имеет возможность выставить их на продажу.

В процессе реализации земли органам власти предписано проинформировать об этом факте через СМИ местное население поселения или иного населенного пункта, имеющее право на приобретение земель в свое владение. При этом расценка на выделы составляет не более пятнадцати процентов от кадастровой стоимости земли, общая же сумма является неизменной, так как устанавливается на законодательном уровне.

Преимущественное право на получение рассматриваемых земель в свое владение имеют крестьянские хозяйства, которые пользуются по прямому назначению землей (обрабатывают ее, выращивают различные сельскохозяйственные культуры), входящей в долевую собственность не менее половины года после перевода бесхозного куска земли в ведение администрации.

Если по прошествии шести месяцев покупатель не определен, то надел переводится местной властью в собственные земельные доли. При этом руководствуются принципом минимального размера земельных площадей. После этого земля целиком реализовывается через сделку, заключающуюся в процедуре купли-продажи.

На данный момент самого термина о невостребованной земельной доле не существует, поскольку он исчез из законодательства после внесения изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Вместо термина о невостребованности пая, появился свод правил, согласно которому долю можно причислить к землям данной категории.

Важно уточнить — новая редакция закона предупреждает о том, что земельный пай не может являться невостребованным, он может лишь считаться таковым, в случае если он никоим образом не эксплуатируется и не передается в аренду долевым собственником в течение 3-х лет подряд с момента получения прав на владение землей.

Кроме того, земельная доля обозначается как невостребованная в следующих дополнительных случаях:

  1. Если собственник доли земли умер, а наследники отсутствуют, также как и завещание.
  2. Если после смерти собственника земельный пай отвергается и не признается наследниками, при этом не передается ими другим наследникам.
  3. Если возможные наследники отстранены от права наследования в порядке, установленном Законодательством.
  4. Если в момент приватизации сельхозугодий в решении, принятом органами местного самоуправления, будет отсутствовать информация о собственниках этого земельного пая. Иными словами, если владелец земельного пая неизвестен и о нем не найдено никакой информации.

На основании предыдущей редакции упомянутого закона, признать земельный пай невостребованным было невозможно, поскольку владелец, он же наследодатель, так или иначе, распоряжался принадлежащей ему собственностью. После внесения поправок возможность признания пая невостребованным стала реальной.

Кроме того, в случае если земельная доля передана в аренду, ее собственник скончался, а наследники тянут со вступлением в права наследования, пай на законных основаниях можно причислить к невостребованным землям.

На основании существующих правил для признания земельных паев невостребованными, производится процедура официального причисления земель к таковым.

Процесс включает следующие этапы:

  1. Составление администрацией конкретного региона официального списка лиц, чьи земельные паи можно отнести к невостребованным на основании того, что указанные граждане не распорядились таковыми на протяжении 3-х лет.
  2. Формирование отдельного списка всех земель, подходящих под категорию невостребованных согласно дополнительным правилам, прописанным в законе.
  3. Публикация списка невостребованных паев земли в СМИ местного значения либо на официальном сайте администрации в сети интернет, если таковой имеет место быть. Предоставление списка на всеобщее обозрение должно быть осуществлено не менее чем за 3 месяца до сборана совещательное собрание всех партнеров долевой собственности.
  4. Обсуждение и утверждение списка на общем сборе долевых собственников.

В случае если перечень невостребованных земельных паев не будет утвержден собранием владельцев долей земли в течение 4-х месяцев с момента его официальной публикации, он получит законную силу с разрешения органов местной администрации.

Далеко не во всех ситуациях владельцы земельных паев согласны с тем фактом, что принадлежавшие им доли вдруг оказываются в числе невостребованных. Для разрешения подобных ситуаций существует отдельная процедура оспаривания, основанная на п. 6 ст. 12.

1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Здесь указывается, что любой владелец, несогласный с применением определения «невостребованный» в отношении его земельного пая, может и должен выразить имеющиеся возражения в течение 3-х месяцев с момента оглашения перечня.

Прежде всего, стоит уточнить, что гражданин вправе высказать несогласие еще на этапе утверждения списка невостребованных земель, а именно, на собрании долевых собственников. Подобное нередко является весомым аргументом для вывода спорного объекта из перечня невостребованных.


Похожие записи: