Где производится регистрация прав на объект недвижимого имущества

26.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Где производится регистрация прав на объект недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В случае успешного завершения процедуры регистрации заявитель получает Свидетельство о государственно регистрации права, а также документ, в котором отражена сущность сделки, с регистрационной надписью. Возвращаются документы, предоставленные ранее для прохождения регистрации права собственности. В противном случае сообщается о невозможности государственной регистрации недвижимости, и также возвращаются все полученные ранее документы.

  • Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  • По мнению многих собственников, государственная регистрация недвижимости – это долгий и утомительный процесс. На самом же деле, после подачи необходимых документов зарегистрировать объект недвижимого имущества можно будет в течение месяца, а сами этапы прохождения регистрации не представляют особых проблем. Все, что необходимо собственнику имущества – разобраться во всех тонкостях регистрационного процесса!

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

    Для каких объектов необходима обязательная государственная регистрация недвижимости? Недвижимым имуществом, право на которое необходимо зарегистрировать может быть представлено:

    Земельными участками;
    — участками недр;
    — обособленными объектами;
    — любыми объектами, связанными с землей настолько, что перемещение без нанесения им несоразмерного ущерба не представляется возможным;
    — нежилыми и жилыми помещениями;
    — зданиями и сооружениями;
    — предприятиями, выступающими в статусе имущественных комплексов;
    — лесами и многолетними насаждениями;
    — кондоминиумами и т.д.

    Регистрация права на недвижимость производится при участии собственников указанного имущества и обладателей других прав на него, если такие права подлежат государственной регистрации. В качестве таких обладателей прав могут выступать:

    Граждане РФ;
    — лица без гражданства и иностранные граждане;
    — иностранные и российские юридические лица;
    — иностранные государства;
    — международные организации;
    — Российская Федерация и ее субъекты;
    — муниципальные образования.

    Также непременными участниками данного процесса являются представители органов, посредством которых осуществляется государственная регистрация прав на недвижимость и сделки с ним.

    Процедуре государственной регистрации подлежат:

    Вещественные права лица на объект недвижимости, право собственности и хозяйственного ведения;
    — ипотека (залог недвижимости);
    — право оперативного управления;
    — право пожизненного наследуемого владения;
    — право бессрочного пользования земельным участком;
    — аренда недвижимого имущества;
    — передача недвижимости в доверительное управление;
    — аресты;
    — сервитуты;
    — другие запрещения и ограничения, которые устанавливаются действующим законодательством.

    Именно регистрация недвижимости представляет собой единственное доказательство того, что у собственника существует зарегистрированное право на определенный объект.

    К слову, его можно оспорить только в судебном порядке.

    В статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отмечается, что регистрация собственности на недвижимость включает в себя прохождение следующих этапов:

    1. Подача документов, которые необходимы для проведения государственной регистрации прав.

    С этой целью необходимо обратиться в Федеральную регистрационную службу, территориальные органы либо их обособленные подразделения, в которых осуществляется регистрация недвижимости. Документы для проведения этой процедуры выглядят следующим образом:

    Заявление о государственной регистрации объекта недвижимости;
    — документ, удостоверяющий личность заявителя;
    — доверенность, заверенная нотариусом (если заявитель выступает в статусе доверенного лица;
    — другие документы.

    Список документов может меняться в зависимости от условий регистрации и других параметров. Владельцу недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, желательно заранее получить информацию о том, какие документы необходимо предоставить в Федеральную регистрационную службу.

    2. Проверка законности сделки и проведение правовой экспертизы принятых документов.

    3. Установление факта отсутствия противоречий между уже зарегистрированными и заявленными правами на конкретный объект, определение других оснований, посредством которых регистрация сделок с недвижимостью может быть приостановлена или прекращена.

    4. Внесение записей в ЕГРП.

    ЕГРП или Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним включает в себя:

    Книги учета документов;
    — записи об объектах недвижимости, правах, правообладателях, прекращенных или существующих ограничениях и т.д.;
    — правоустанавливающие документы.


    ЕГРП – это государственный информационный ресурс, в котором содержатся сведения о прекращенных либо существующих правах на объекты недвижимости, а также данные о таких объектах.

    Организация оборота прав, которые были зарегистрированы в ЕГРП, осуществляется посредством применения положений государственного кадастра недвижимости.

    Государственный кадастр недвижимости представляет собой свод сведений и правил об объектах недвижимого имущества. Именно он является федеральным государственным информационным ресурсом. В процессе учета каждый объект недвижимости получает уникальные характеристики, посредством которых осуществляется его экономическая и качественная оценка. Также в процессе учета ему присваивается номер, который впоследствии заносят в кадастр объектов недвижимости.

    Организация государственного кадастра недвижимости – это задача, которую выполняет Федеральное агентство кадастра недвижимости . Именно эта структура обладает полномочиями для кадастровой оценки объектов. Кроме того, именно в его территориальный орган обычно подается заявление о постановке объекта недвижимости на учет с включением его в кадастр. Существует множество причин, по которым создается и ведется Федеральный кадастр недвижимости. В основном, все они касаются вопросов владения, пользования и распоряжения объектами недвижимого имущества. Конечно же, регистрация права на недвижимость также невозможна без занесения объекта в кадастр.

    Возвращаясь к ЕГРП, следует сказать, что сведения, которые в нем содержатся, являются общедоступными и открытыми. Всегда можно получить выписку из ЕГРП, которая подтверждает отсутствие или наличие зарегистрированного права собственности на недвижимость. Обычно в выписке из ЕГРП содержится следующая информация:

    Описание объекта;
    — данные о правообладателе-собственнике;
    — наличие или отсутствие зарегистрированных прав на недвижимость;
    — возможные ограничения и т.д.

    Получить выписку из ЕГРП можно, обратившись с запросом в Росреестр. Это можно сделать, используя следующие способы:

    Личное обращение (для этого необходимо предъявить удостоверение личности и написать заявление в письменной форме);
    — по почте (в этом случае по почте следует отправить нотариально заверенное заявление в письменном виде с прилагаемыми копиями документов);
    — по электронной почте (оформить запрос можно в форме электронного документа с цифровой подписью).

    В течение 5 рабочих дней территориальное подразделение Росреестра предоставляет заявителю требуемую информацию либо выдает ему отказ в письменной форме, который можно обжаловать в суде.

    5. Оформление правоустанавливающих документов и выдача удостоверений, подтверждающих тот факт, что государственная регистрация недвижимости и права на нее была проведена.

    Регистрация недвижимости часто проходит долго, и это обусловлено сложностями, возникающими именно в процессе сбора и подачи документов. Но что касается самой процедуры, то, как правило, государственная регистрация собственности на недвижимость должна быть проведена в течение 1 месяца.

    Важно знать, что собственнику могут отказать в государственной регистрации права на недвижимость по следующим причинам:

    Предоставление ложных сведений;
    — неправильное оформление документов или предоставление неполного пакета документации;
    — возникновение сомнений в подлинности документов у регистратора;
    — наличие запрета или ареста, наложенного на регистрируемый объект недвижимого имущества и т.д.

    О��каз в государственной регистрации всегда можно обжаловать в арбитражном суде.

    Как зарегистрировать права на недвижимость

    Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

    Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

    Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

    Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

    Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

    Можно выделить следующие особенности:

    • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
    • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
    • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
    • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

    Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

    Действующий порядок строится на следующем:

    • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
    • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
    • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

    Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

    • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
    • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
    • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
    • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
    • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

    Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

    Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

    Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

    • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
    • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

    Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

    Государственная регистрация недвижимости

    Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

    Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

    Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

    Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

    Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

    Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

    • паспорта сторон сделки;
    • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
    • квитанция об уплате госпошлины;
    • кадастровый паспорт.
    • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

    Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

    Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

    Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:

    • договоры, содержащие условия сделок;
    • судебные решения;
    • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
    • документы, удостоверяющие полномочия сторон;
    • платежное поручение на оплату госпошлины.

    Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.

    Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.

    Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
    2. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

      Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

      Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

      Книги учета документов содержат данные о:

      принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях;
      выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;
      выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

    3. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.

      Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.

      В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в области юстиции.

      Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

    4. Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется Правительством Российской Федерации.

      Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь, прокурор должны возвратить указанные разделы и документы в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

    5. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством Российской Федерации.

      Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов определяются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

    6. Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

      Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.

      Каждый раздел состоит из трех подразделов.

      Регистрация собственности в 2021 году

      Все нижеперечисленные признаки являются существенными и имеют отношение ко всем предприятиям и организациям.

      Они получили нормативное закрепление в статьях Гражданского кодекса Российской Федерации:
      • юридическое лицо выступает в качестве единственного собственника, обладающего всеми правомочиями;
      • в зависимости от формы внутреннего устройства юридического лица, его руководство и иные члены либо имеют доли в собственности, либо они отсутствуют;
      • собственностью юр лица признается как приобретенное во время его существование имущество, так и полученное под видом взноса или вклада;
      • юр лицо, единолично реализуя права собственника имущества, имеет право совершать любые действия с принадлежащим ему имуществом. Естественно, что под запрет попадают противоправные и незаконные действия.

      Организации могут преследовать в качестве основной цели извлечение прибыли (коммерческие) и не обладать таковой (некоммерческие). Они обладают разными правами по отношению к своему имуществу. Так, закон выделяет в качестве основной цели коммерческого юридического лица – извлечение и получение прибыли. На основании этого, юридическое лицо может использовать свое имущество для выведения прибыли. Некоммерческое юридическое лицо может извлекать доходы только с целью осуществления и реализации основной цели своего существования. Данное правило в основном относится к фондам, религиозным и иным общественным организациям.

      ВНИМАНИЕ !!! За государством остается право в любой момент ограничить правомочия юридического лица. Однако для этого требуются весомые основания. В результате этого, собственник будет частично или полностью лишен своих прав.

      Так, юридическое лицо может быть ограничено в возможности быть собственником объектов, разрешенных к использованию только государством. Сюда следует относить изъятое имущество или находящиеся в ограниченном обороте (оружие, наркотические вещества, определённые виды недвижимого имущества).

      Законодательно разрешено владение любым имуществом. Однако существуют исключения, которые строго закреплены в законе. Юридическое лицо может быть владельцем как движимого, так и недвижимого имущества. Размер, стоимость и количество имущества не ограничивается, кроме случаев, когда это может представлять угрозу общественным интересам. Все вышеперечисленные нюансы актуальны в 2018 году.

      Согласно действующему законодательству, любая недвижимость подлежит обязательной государственной регистрации. Для этой процедуры предусмотрен специальный порядок, без соблюдения которого недвижимое имущество не будет являться полноценным объектом гражданских правоотношений. Например, с ним нельзя будет совершать какие-либо сделки, влекущие наступление юридических последствий. При отсутствии сложностей и проблем, на проведение регистрации должно уйти не более 1 месяца.

      Не все имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

      Имущество, внесенное в государственной реестр, уже имеет собственника и подтверждает право последнего на реализацию своих правомочий собственника. Оспорить собственность другого лица возможно только при наличии весомых обстоятельств и только в судебном порядке.

      К другому владельцу собственность может переходить несколькими способами. Соответственно, документы, подтверждающие право собственности на недвижимость в каждом случае будут разными. Этот документ является обязательным для осуществления регистрации государственным органами. Чаще всего в качестве подтверждающего переход права собственности выступает договор купли продажи, договор о дарении, приватизации или передачи по наследству.

      Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция

      • Семейное право
      • Наследственное право
      • Земельное право
      • Трудовое право
      • Автомобильное право
      • Уголовное право
      • Недвижимость
      • Финансы
      • Налоги
      • Льготы
      • Ипотека

      Кроме этого предусмотрены официальные основания для общероссийского регистрационного учета собственности, для этих целей предусмотрены следующие ситуации:

      • Субъект собственности создаётся вновь или образуется из другого кадастрового участка.
      • Недвижимость прекращает своё существования по определенным характеристикам, например, гибель земли, разрушение здания и т.д.
      • Недвижимость изменила свои первоначально заданные характеристики.
      • Объект был ранее учётный, но по каким-то причинам не попал в новую базу данных.

      Таким образом, любой объект собственности должен иметь не только категорию, но основания. Помимо этого, для основания необходимо предъявить ряд характеристик, которые обязательно учитываются для реестра базы данных кадастровой палаты:

      • Точный вид объекта недвижимости, все категории мы перечислили выше, допускается упоминание объекта, в соответствии с Классификатором объекта права в РФ.
      • Индивидуальный код объекта (номер по госкадастру) и дата постановки на учет.
      • Общая учётная площадь, в соответствии с документами права.
      • Адрес недвижимости, согласно федеральным классификаторам ФГИС.
      • Фактическое описание границ кадастрового объекта.
      • Степень подготовленности и вид объекта незавершенного строительства.
      • Количественный состав поэтажности для здания, в том числе перечень подземных и надземных этажей в совокупности.
      • Для всех категорий квартир, указывается номер этажа расположения.
      • Иные публичные сведения для объекта.

      Исчерпывающий перечень объектов, которые в 2019 году должны быть в обязательном порядке зарегистрированы, содержится в статьях Гражданского кодекса. Перечень такого имущества включает:

      • жилые дома и помещения;
      • коммерческие помещения;
      • сооружения иного назначения;
      • имущественные комплексы;
      • земля и недра;
      • объекты лесного фонда;
      • иные объекты, определяемые как недвижимое имущество.

      И в соответствии с Законодательством организации имеют право обладать любыми из перечисленных видов. В то же время количество, масштабы и стоимость имущества, которым распоряжается юр.лицо, могут быть ограничены, если они нарушают интересы общества.

      Важно!
      не допускается оформление юридическими лицами в собственность объектов, пользоваться которыми имеет право только государство.

      Правом на регистрацию недвижимости в собственность в РФ наделены различные категории субъектов:

      • граждане России и других стран, а также лица без гражданства;
      • юридические лица независимо от организационной формы, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ или иного государства;
      • международные организации различного профиля;
      • муниципальные образования;
      • непосредственно РФ и входящие в нее субъекты;
      • другие страны.

      Как видно из приведенной информации, Законом возможности организаций оформлять в собственность недвижимые объекты практически не ограничиваются. Не имеет принципиального значения ни форма компании, ни место ее регистрации. Однако в Гражданском кодексе прописаны некоторые нюансы, уточняющие особенности прав собственности юрлиц.

      В частности, организация, зарегистрировавшая свои права на то или иное имущество, становится его единоличным владельцем, получающим полный перечень полномочий. Другими словами, недвижимость, зарегистрированная на компанию, де-юре принадлежит ей – не руководителю, а именно организации.

      Получение ее членами и руководством доли в регистрируемом имуществе возможно только в том случае, если это условие допускается выбранной организационно-правовой формой. Право собственности может быть оформлено не только на покупаемое юрлицом имущество, но и внесенное в качестве доли в уставной капитал.

      Коммерческие предприятия могут полноценно распоряжаться принадлежащим им имуществом, в том числе и для выведения прибыли. Некоммерческие же организации в силу характера своей деятельности может выводить доходы чрез недвижимость только для их использования в своей деятельности.

      Единственным способом, которым может проводиться регистрация объекта недвижимости юридическим лицом, является внесение соответствующих сведений в ЕГРП. После выполнения данной процедуры право собственности закрепляется официально – в дальнейшем его можно оспорить только в судебном порядке.

      Одной из характерных особенностей этой процедуры является то, что недвижимость может быть получена в результате разных действий. В частности, это может быть договор купли-продажи, дарения, получение имущества по праву наследования.

      Поэтому и комплект документов, которые надо подать в Росреестр, существенно различается в зависимости от ситуации. Для упрощения процедуры подготовки и непосредственно регистрации рекомендуется своевременно заручиться поддержкой компетентных юристов, имеющих достаточный опыт работы с имущественными правами юридических лиц.

      Регистрация недвижимости на юр.лицо, как квартиры в жилом доме, так и офисного здания, требует сбора достаточно большого пакета документации. И этому этапу нужно уделить особое внимание, поскольку неправильно оформленные документы могут существенно затянуть выполнение поставленной задачи. И в это время права организации на использование еще не зарегистрированного имущества будут существенно ограничены.

      Вот стандартный перечень документов, которые необходимо предоставить в Росреестр:

      • заявление, заполненное по установленной форме;
      • квитанция об оплате госпошлины – для юридических лиц она на сегодняшний день составляет 22 000 рублей;

      Важно!
      Размеры пошлины, уплачиваемой за проведение регистрационных действий, различаются по сумме в зависимости от характера таких действий.

      • паспорт представителя организации-собственника и доверенность на проведение регистрационных действий;
      • документы, подтверждающие правоспособность юрлица, которое заявляет свои права на искомый объект недвижимости;
      • справка о наличии сооружений на земельном участке (если регистрируется право собственности на землю);
      • документы, подтверждающие правомерность эксплуатации регистрируемого объекта;
      • подтверждение прав на земельный участок, на котором планируется вести строительство (если регистрируется право собственности именно на участок под застройку);
      • разрешение на ведение строительства (при регистрации недавно завершенного сооружения);
      • сведения об источниках финансирования приобретения недвижимости;
      • документация, подтверждающая отсутствие каких-либо претензий со стороны третьих лиц;
      • документы из кадастровой службы и БТИ;
      • справка о присвоении регистрируемому объекту недвижимости постоянного адреса.

      Предоставление госрегистратору полного пакета необходимых документов – обязательное условие быстрого и легкого проведения процесса регистрации.

      В то же время нужно учитывать, что в зависимости от индивидуальной специфики ситуации могут требоваться дополнительные документы.

      Поэтому для определения их полного перечня, а также соблюдения всех требований Росреестра рекомендуется обращаться за помощью к опытным юристам, знающим все тонкости регистрации прав юридического лица на объект недвижимости.

      При проведении любых сделок и других процедур, сопровождающихся возникновением или изменением права собственности на недвижимое имущество, в кадастровую службу в обязательном порядке должны предоставляться соответствующие сведения.

      На сегодняшний день уведомить контролирующий орган можно непосредственно в процессе регистрации имущества в Росреестре – именно эта организация уполномочена на ведение кадастрового учета. Если же проигнорировать это требования, то дальнейшие регистрационные действия станут невозможны.

      В то же время Законом №221-ФЗ предусмотрены некоторые случаи, при которых возможна регистрация прав собственности на недвижимость без постановки ее на кадастровый учет. К таким исключениям относятся ситуации, когда недвижимый объект продается либо покупается, меняет собственника по договору дарения, получает обременение или избавляется от него, сдается или берется в аренду.

      Важно!
      Указанные исключения касаются только тех объектов, сведения о которых уже внесены в ОГРН.

      Возможна и обратная ситуация – постановка недвижимости на государственный кадастровый учет без регистрации права собственности. Это возможно в том случае, если искомое имущество физически перестает существовать, не является чьей-либо собственностью либо если меняются его основные параметры.

      Согласно ст. 131 ГК РФ и ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав осуществляется в едином государственном реестре (далее — ЕГРН) единственным органом, который занимается государственной регистрацией прав недвижимости — Росреестром.

      Регистрация права на земельный участок делится на: регистрацию прав на земельные участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

      Регистрация права собственности имеет большое практическое значение для правообладателя — существование зарегистрированного права могут подтвердить только сведения о праве, включенные в ЕГРН.

      Только с этого момента правообладатель имеет полное право владения, пользования, распоряжения недвижимым объектом.

      Согласно ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» существует целый ряд случаев, при которых правообладатель обязан осуществить государственную регистрацию права.

      Среди них законодатель называет акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, фиксирующие возникновение, изменение и прекращение прав в отношении недвижимого имущества.

      В законе также указываются сделки, совершенные в отношении недвижимого имущества, свидетельство о праве на наследство, вступившие в силу судебные решения, межевой или технический план, созданный в результате кадастровых работ на объекте и др.

      Таким образом, появление любых документов, устанавливающих наличие, возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимость, обязывает собственника объекта осуществить государственную регистрацию права.

      Успешно завершенные объекты

      За более чем 10 летнюю практику кадастровых работ на частных землевладениях на территории РФ — мы осуществили регистрацию прав собственности не одну сотню раз.

      Проработав множество ситуаций мы знаем как обойти большинство сложностей, сделав процедуру регистрации максимально легкой для нашего заказчика

      Перед подачей необходимого пакета документов, лучше проконсультироваться со специалистами. Специалисты Центра кадастра и регистрации «Стар-Сервис» выполнят оценку юридической чистоты договоров купли-продажи, подготовят документы для перехода права собственности. Во время государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости могут измениться обстоятельства, касательно права владения, порядка оформления, иногда требуются дополнительные справки, акты и выписки. Для упрощения процесса общения с регистратором, лучше доверить сопровождение сделок с недвижимостью опытным специалистам в области гражданских и имущественных прав.
      Наиболее популярными видами регистрации прав являются:

      • Сделки, связанные с недвижимым имуществом жилого и нежилого фондов;
      • Договора по сделкам с земельными участками, включая долевое участие владельцев;
      • Регистрация договоров аренды, мены, а также с наличие залога или ипотеки.
        На текущий момент проходит реформирование Росреестра, работы БТИ и Кадастровой палаты. Перед началом процесса регистрации, лучше связаться с консультантами Росреестра для уточнения процедуры.

      Был запущен информационный портал Росреестра, на котором можно найти он-лайн консультацию, электронные адреса приемных, актуальный алгоритм регистрации сделок с недвижимостью. О фактах злоупотребления служебными полномочиями, истребования не предусмотренных законом документов, о случаях отказа от регистрации (в качестве досудового разбирательства), вы можете сообщить напрямую в госрегистратор.
      Согласно Гражданскому Кодексу РФ, регистрация права собственности может быть в двух основных формах:

      • Регистрация перехода имущественных прав (сделки с недвижимостью);
      • Регистрация недвижимости (оформление права собственности на новые объекты).

      Именно на этот раздел регулирования прав граждан приходится львиная доля всех мошеннических операций, связанных с покупкой и продажей объектов недвижимости. Ситуация усугубляется также тем, что под понятием «собственность» можно считать сразу несколько понятий: право владения, право распоряжения и право использования.
      Недвижимое имущество также неоднородно в своих свойствах и характеристиках: дачи, дома, квартиры, земельные участки, недострои, промышленные комплексы, долевое участие во владении чем-либо, сооружения. Все эти объекты могут быть куплены, проданы, отданы в аренду, унаследованы, арестованы, переданы третьим лицам постановлением суда. Для каждого случая лучше обезопасить себя и обратиться к тем специалистам, которые имеют опыт сопровождения различных сделок.

      Порядок регистрации права собственности на недвижимое имущество
      Полноценное право владения объектом недвижимости, согласно ГК РФ наступает с момента регистрации этого права в ЕГРП. Говоря от обратного, если вы не прошли всю процедуру перехода права собственности, вы не можете продать свою недвижимость, получить лицевой счет для оплаты коммунальных услуг, и де-юре, не можете в ней даже проживать. Титульный же владелец может использовать недвижимость как собственность, предлагать ее как залог, дарить и продавать. Практика также показывает, что если имеется запись в ЕГРП, обжаловать право собственности третьими лицами по отношению к вашему объекту достаточно сложно и проблематично.

      Регистратор обязан производить юридическую экспертизу каждого полученного от будущего владельца документа, выявлять законность требований и права владения недвижимостью. Также проверяются сроки действительности документов, после чего выдается свидетельство о регистрации права по указанному адресу, с владением указанными лицами.
      Лучше всего с самого начала процесса перехода права собственности обратиться к одной компании или юристу, который будет сопровождать сделку от начала и до конца. Сама регистрация – достаточно простой процесс, который грубо говоря, заключается в подаче нескольких документов регистратору. Однако если в них были случайно или намеренно допущены ошибки, это повлечет за собой дополнительные расходы в лучшем случае, а как максимум – потерю недвижимости или задатка.

      Ключевой момент при покупке или продаже недвижимости – это оценка правомерности владения продавцом. В рамках подготовки объекта недвижимости в обязательном порядке должна исследоваться история данного объекта, похождение документов, и даже психического здоровья владельцев. Без этого, любая деталь может стать причиной аннулирования в судебном порядке даже зарегистрированного права владения.

      Закон о регистрации права собственности вступил в силу 31.01.98. Все объекты, которые были проданы ранее, могут регистрироваться по желанию их владельцев. Естественно, если вы хотите повысить безопасность владения, лучше пройти процедуру регистрации права собственности.
      Распространенные ошибки при регистрации и способы их решения
      Для того чтобы избежать намеренного внесения некорректной информации, Закон 250-ФЗ определил:

      • Технической ошибкой можно считать: опечатку (например, в названии улицы или ФИО владельца), описку (ошибка, при которой не искажено фонетическое значение), грамматическую ошибку или арифметическую неточность, либо некорректные данные, которые внесли при работе сотрудники территориальных органов регистрации.
      • Исправления технических ошибок органом регистрации допускаются, если это не влечет за собой искажения информации об объекте недвижимости, появления или прекращения права владения.
      • Госреристратор может самостоятельно, без информирования заявителя, вносить дополнительную информацию в ЕГРП, которая не влечет за собой перехода права собственности.

      Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

      1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

      2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

      3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

      4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

      5. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

      6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

      7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет).

      8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, участки недр.

      Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

      1. Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

      2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган нормативно-правового регулирования).

      Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав

      1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).

      Статья 7. Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости

      1. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.

      2. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

      1) реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);

      2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);

      3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ);

      4) реестровых дел;

      5) кадастровых карт;

      6) книг учета документов.

      3. Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

      4. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

      5. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.

      6. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.

      7. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

      8. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

      9. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

      10. Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

      11. Защита сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 8. Кадастр недвижимости

      1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

      2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений и помещений, перепланировки помещений.

      3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 — 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

      Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

      1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

      2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

      1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

      2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

      3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

      4) свидетельства о праве на наследство;

      5) вступившие в законную силу судебные акты;

      6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

      7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее — карта-план территории);

      8) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

      9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

      3. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

      1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;

      2) образованием объекта недвижимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 части 5 настоящей статьи;

      3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

      4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации.

      4. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:

      1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;

      2) возникновением права на образованный земельный участок в случае, указанном в пункте 8 части 5 настоящей статьи;

      3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

      4) переходом права на объект недвижимости;

      5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

      6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

      7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

      Статья 32. Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия

      1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов):

      1) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

      2) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;

      3) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента;

      4) об утверждении документации по планировке территории или о внесении изменений в такую документацию, если в случаях, предусмотренных законом, разрешенное использование земельных участков определяется на основании документации по планировке территории;

      5) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке);

      6) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;

      7) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;

      8) об установлении или изменении границ населенного пункта;

      9) об установлении, изменении границ территориальной зоны, а также об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;

      10) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории;

      11) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

      12) об установлении или изменении границ охотничьих угодий;

      13) об утверждении проекта межевания территории;

      14) об установлении или изменении границ территорий опережающего социально-экономического развития;

      15) об установлении или изменении границ зон территориального развития в Российской Федерации;

      16) об установлении или изменении границ игорных зон;

      17) о результатах проведения государственного земельного надзора;

      18) об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков.

      2. В случае, если в соответствии с федеральным законом решение, указанное в части 1 настоящей статьи, принимает Правительство Российской Федерации, документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляют уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.

      3. Органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов):

      1) о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

      2) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или об отказе включить его в данный реестр;

      3) об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

      4) об утверждении или изменении границ территории объекта культурного наследия и зон охраны объектов культурного наследия.

      4. Федеральный орган исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации направляет указанный документ в орган регистрации прав для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

      5. Оператор федеральной информационной адресной системы, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

      6. Орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

      Статья 35. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости

      1. Запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления лица, право собственности которого в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано ранее (далее в настоящей статье — предшествующий правообладатель), в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления.

      2. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости погашается на основании заявления предшествующего правообладателя, представленного в течение трех месяцев со дня ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления данного лица.

      3. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости погашается без заявления предшествующего правообладателя на основании решения государственного регистратора прав по истечении трех месяцев со дня ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если предшествующий правообладатель не оспорил данное право в суде (копия соответствующего судебного акта, свидетельствующего о принятии судом заявления к рассмотрению, в орган регистрации прав в указанный срок не поступила из суда или не была представлена этим лицом).

      4. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости погашается без заявления предшествующего правообладателя на основании решения государственного регистратора прав до истечения трех месяцев со дня ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

      1) в орган регистрации прав поступил документ, подтверждающий, что предшествующий правообладатель оспаривает данное право в суде одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости записи, указывающей на наличие заявленного в судебном порядке права требования;

      2) в орган регистрации прав поступило или представлено решение суда, которое вступило в законную силу и согласно которому данное право прекращено или установлено право иного лица либо в прекращении данного права отказано (независимо от того, по требованию какого лица указанное решение принято судом);

      3) осуществлена государственная регистрация прекращения права в связи с тем, что соответствующий объект недвижимости прекратил свое существование, в том числе в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости, образованием из него объектов недвижимости.

      5. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости погашается без заявления предшествующего правообладателя на основании вступившего в законную силу судебного акта о погашении этой записи.

      6. Заявление о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости возвращается представившему его предшествующему правообладателю без рассмотрения в случае, если:

      1) запись в Едином государственном реестре недвижимости о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости была погашена ранее на основании заявления указанного лица (независимо от срока, прошедшего с момента внесения и погашения такой записи, а также от наличия записи о государственной регистрации перехода данного права);

      2) запись в Едином государственном реестре недвижимости о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости была погашена на основании вступившего в законную силу судебного акта о погашении такой записи (независимо от срока, прошедшего с момента внесения и погашения такой записи, а также от наличия записи о регистрации перехода данного права);

      3) указанное заявление представлено предшествующим правообладателем повторно в течение трех месяцев со дня внесения по его заявлению в Единый государственный реестр недвижимости записи о наличии возражения в отношении того же зарегистрированного права на тот же объект недвижимости;

      4) указанное заявление представлено предшествующим правообладателем повторно по истечении трех месяцев со дня внесения по его заявлению в Единый государственный реестр недвижимости записи о наличии возражения в отношении того же зарегистрированного права на тот же объект недвижимости и ее погашения (независимо от того, было ли им оспорено зарегистрированное право в суде);

      5) указанное заявление представлено предшествующим правообладателем повторно в течение или по истечении трех месяцев со дня внесения по его заявлению в Единый государственный реестр недвижимости записи о наличии возражения в отношении того же зарегистрированного права на тот же объект недвижимости и погашения такой записи в связи с регистрацией права на этот объект недвижимости нового правообладателя на основании вступившего в законную силу решения суда об установлении права нового правообладателя;

      6) указанное заявление представлено предшествующим правообладателем повторно в течение или по истечении трех месяцев со дня внесения по его заявлению в Единый государственный ��еестр недвижимости записи о наличии возражения в отношении того же зарегистрированного права на тот же объект недвижимости и погашения такой записи в связи с поступлением решения суда, которое вступило в законную силу и согласно которому в прекращении данного права судом было отказано.

      Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства

      1. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.

      2. Государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.

      3. При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех помещений в таких здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений. Государственный кадастровый учет всех помещений в здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений.

      4. При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме.

      5. При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

      6. Государственный кадастровый учет помещений в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.

      7. При снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.

      8. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений в них и государственной регистрацией прав на них.

      Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости

      1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

      2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

      3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

      4. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

      5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

      6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

      7. По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.

      Законодательство не содержит термина «производственно-имущественный комплекс». Можно говорить о понятии «имущественный комплекс», которое встречается в Гражданском кодекса РФ.

      По смыслу статей 132, 133.1 ГК РФ под имущественным комплексом понимается совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку. Законодательством выделяется 2 вида имущественных комплексов: предприятие (ст. 132 ГК РФ) и единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ).

      В связи с этим здесь и далее, отвечая на вопросы о «производственно-имущественном комплексе» будет подразумеваться «имущественный комплекс» в виде предприятия.

      ЕНК в отличие от предприятия представляет собой единый объект только вещных прав, в то время как предприятие включает в себя также и обязательственные, и исключительные права.

      В отличие от предприятия норма о ЕНК не указывает прямо, что в его состав входит земельный участок. Вследствие этого на практике зачастую делается вывод о том, что земельный участок, в пределах которого находится единый недвижимый комплекс, не является частью единого недвижимого комплекса.

      В отличие от предприятия конструкция единого недвижимого комплекса получила широкое распространение на практике. На наш взгляд, при наличии необходимости регистрации имущественного комплекса лучше использовать конструкцию с ЕНК, чем с предприятием.

      4.1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

      В данном случае нормы права дают возможность прийти к выводу, что регистрация ЕНК возможна, если сведения о регистрируемых объектах недвижимости содержатся в ЕГРН. Ситуация очевидна и не требует дополнительных разъяснений со стороны Росреестра.

      Какие последствия могут быть у такой регистрации, будет ли какое-либо ограничение в пользовании нашим имуществом, в предоставлении его в аренду (отдельных объектов)?

      К единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 ГК РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями), а именно:

      • составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу, в частности, не может быть признана самовольной постройкой (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016));
      • впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости.

      Непосредственно постановка на государственный кадастровый учёт осуществляется бесплатно. Госпошлину (в размере 2000 рублей для физического лица и 22000 рублей для юридического лица) нужно заплатить только за государственную регистрацию прав.

      Стоимость услуги кадастровых инженеров по подготовке документов (подготовка планов помещений, межевание земельного участка, акты обследования и т.д.) очень сильно варьируются. В среднем подготовка документов для постановки на учёт жилого помещения будет стоить от 10.000 руб., жилого дома или нежилого помещения – от 25.000 руб., нежилого здания – от 50.000 руб.

      Постановка на кадастровый учёт займёт от 5 до 12 дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (это зависит от того, где и каким способом подано заявление).

      Но если в документах обнаружатся какие-нибудь неточности, этот срок может значительно растянуться. По некоторым обстоятельствам в постановке на учёт может быть отказано.

      В постановке на кадастровый учёт будет отказано в случае, если:

      • Заявленное имущество не подходит под категорию «объект недвижимости» (помещение не обособлено от других помещений здания);
      • Какой-то из документов или форма заявления не соответствует требованиям закона;
      • Объект, заявленный на кадастровый учёт, образуется из другого объекта недвижимости путём раздела или выдела доли, не предусмотренных законом;
      • Объект образуется из объекта, сведения о котором в Едином государственном реестре недвижимости, носят временный характер;
      • С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (не собственник и не его представитель);
      • Если межевой или технический планы заверены лицами, не имеющими данных полномочий.;
      • Обнаруженные в процессе проверки документов недостатки, не исправлены в предусмотренный для этого трёхмесячный срок.

      Если причина для отказа в постановке на учёт не может быть устранена или отказы следуют один за другим, можно обратиться с обжалованием решения об отказе в суд.

      Решение об отказе можно сразу обжаловать в суде, если же вынесено решение о приостановлении, его сначала нужно обжаловать в Апелляционной комиссии, которые созданы при Росреестре. Их адреса и контактные данные есть на сайте Росреестра.

      ВНИМАНИЕ! Заявление об обжаловании должно быть подано в течение 30 дней со дня вынесения решения. Комиссия рассмотрит его в течение месяца. Повторно подавать заявление об обжаловании, касающееся одного и того же объекта, нельзя. В случае отказа комиссии в удовлетворении заявления, снова остаётся обращение в суд.

      Если указанные недочёты не могут быть исправлены, если отказы или приостановления повторяются многократно, если причины отказа остаются не ясными или заявитель не согласен с ними, закономерным решением становится обращение в арбитражный суд. Судебная практика по подобным делам достаточно обширна, и подобные дела довольно часто заканчиваются решением в пользу граждан.

      • Уничтожение объекта;
      • Разрушение объекта, в результате чего он теряет своё функциональное назначение;
      • Разрушение части здания, в результате чего в нём уже не существует отдельное помещение;
      • Судебное решение, отменяющее постановку объекта на учёт;
      • Раздел объекта на два (или более) новых объекта недвижимости.

      4.2. СДЕЛКИ С ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ

      Постановка на кадастровый учет различных объектов недвижимости необходима для многих юридических операций.

      Собственникам зданий, сооружений и земельных участков полезно будет узнать, в чем особенности этой процедуры, когда и как следует ее проводить.

      Кроме того, следует помнить, что перед тем как поставить на кадастровый учет недвижимость, придется собрать определенные документы, без которых эта услуга будет невозможна.

      На самом деле, далеко не все имущество следует ставить на кадастровый учет. Некоторые объекты, приравненные к недвижимости, не подлежат данному типу регистрации. к ним относятся морские, космические и воздушные судна, предприятия. участки недр и пр. Тем не менее, в отношении некоторых объектов эта процедура является обязательной:

      1. Земельные участки (речь идет об участке целиком, отдельные доли на учет не ставятся).
      2. Здания, помещения, сооружения.

      Кадастровый паспорт, который выдается при регистрации объекта в уполномоченных государственных органах, является очень важным для собственников недвижимости. Практически при всех юридических операциях, проводимых в дальнейшем с данным объектом, будет требоваться этот документ.

      Без него владелец не сможет переоформить жилье или участок, зарегистрировать перепланировку или любые другие изменения, подтвердить свое право владения имуществом и пр.

      Кроме того, без кадастрового паспорта невозможны никакие судебные разбирательства и разрешения споров, связанных с этим объектом недвижимости.

      Таким образом, каждый владелец недвижимости, которая подлежит постановке на кадастровый учет, в обязательном порядке должен провести данную процедуру. Это позволит избежать множества юридических проблем, а также получить возможность всесторонне распоряжаться своей собственностью. Для проведения всех необходимых работ, обратитесь к нашим специалистам.

      В 2021 году, сроки остались прежними 5 рабочих дней для обратившихся в Росреестр и на 2 дня больше для обработки через МФЦ.

      Регистрация ипотечного объекта недвижимости составляет семь рабочих дней. Договор с ипотекой в силу закона, заверенные нотариусом, проходят регистрацию в течении 3 рабочих дней. Ранее этот срок был больше, в пределах недели.


      Похожие записи: