Приватизация квартиры в оперативном управлении учреждения

25.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация квартиры в оперативном управлении учреждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Муниципальным жильем признается принадлежащее администрации муниципального образования помещение, являющееся ее собственностью и входящее в состав жилого фонда. Между муниципалитетом и основным съемщиком заключается соглашение о социальном найме.

Принадлежащие муниципалитету квартиры предоставляются:

  • лицам, стесненным в жилищных условиях, которым требуется расширить жилплощади в связи с прибавлением в семье;
  • сотрудникам муниципальных учреждений (учителям, медицинским работникам, служащим администрации);
  • сиротам;
  • малоимущим;
  • живущим в аварийном старом доме (узнайте, как производится признание дома аварийным);
  • лицам, имеющим заболевания, исключающие возможность совместного проживания (перечень утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н);
  • льготным категориям граждан (ветеранам, инвалидам, пострадавшим на АЭС в Чернобыле);
  • лицам, имеющим площадь меньше утвержденной нормы.

Каждый субъект РФ самостоятельно определяет величину нормы, учитываемой при расчете размера предоставляемой площади по договору социального найма. Как правило, общепринятый средний размер площади на одного человека составляет 18 кв. м.

Жилой фонд, принадлежащий государственным предприятиям и муниципальным учреждениям, закреплен за ними на праве оперативного управления либо находится в их хозяйственном ведении.

Статьей 6 Закона о приватизации № 4199-1 предусмотрено, что передача жилья производится госорганом или муниципалитетом, наделенным полномочиями владельцем недвижимости.

Рассмотрением обращений и принятием заявлений о проведении процедуры безвозмездной передачи жилищного помещения в собственность занимаются:

  • специализированный отдел администрации населенного пункта или района (если жилье принадлежит муниципалитету);
  • Комитет или Департамент жилищной политики (если недвижимость является собственностью региона или государства).

Подать бумаги можно любым доступным способом:

  • в отделение «Мои документы» многофункциональных центров;
  • онлайн через портал Госуслуг;
  • лично посетив жилищный отдел администрации.

Заявителями могут стать граждане РФ, за которыми сохранено право пользования жильем. От имени недееспособных граждан или малолетних детей в их интересах вправе опекуны и родители.

Самостоятельно подать бумаге вправе несовершеннолетние, которым исполнилось 14 лет. При этом требуется обязательного согласования (разрешения) родителей.

Форма заявления законодательно не утверждена, документ составляется в письменном виде произвольно либо заполняется принятый в администрации бланк.

Административным регламентом, принятым в регионе, устанавливающим процесс предоставления муниципальной жилплощади, также утверждается шаблон обращения.

Документ можно напечатать на компьютере или написать от руки. Текст должен содержать:

  • наименование уполномоченного органа;
  • точное местонахождение квартиры;
  • информацию о квартиросъемщике и живущих родственниках (ФИО, место проживания, паспортные реквизиты);
  • согласие родных на приватизацию;
  • список участников процедуры;
  • отказ от приобретения муниципальной квартиры во владение;
  • технические параметры квартиры;
  • подпись заявителя и прописанных лиц;
  • дату составления.

Скачать образец заявления.

Для получения согласия и оформления права владения следует представить:

  • технический паспорт;
  • соглашение о социальном найме;
  • справку о полном составе семьи и указанием постоянного места пребывания всех ее членов;
  • документы, удостоверяющие личности всех зарегистрированных лиц;
  • отказ от приватизации;
  • выписку из государственного кадастра (кадастровый паспорт);
  • справку о неприменении права на приватизацию;
  • доверенность на полномочия представителя;
  • выписку из лицевого счета или домовой книги;
  • поквартирную карточку (форма 10).

Согласие зарегистрированных родственников на приватизацию квартиросъемщиком без их участия должно быть удостоверено нотариусом либо написано в присутствии уполномоченного специалиста, принимающего документы.

Лицо, отказавшееся от своей доли, имеет все основания пребывать в квартире и продолжать оставаться в ней прописанным, даже при продаже недвижимости.

Вас может заинтересовать: как оформить куплю-продажу квартиры.

Доля распределяется между участниками приватизации. Если по каким-либо причинам, в том числе в связи с заявленным отказом, родственники квартиросъемщика не приняли участия в процедуре оформления недвижимости, они вправе рассчитывать на предоставление жилья себе в будущем по такой программе.

Такие лица не являются сторонами сделки купли-продажи отчуждаемой недвижимости и не могут рассчитывать на получение компенсации от продажи доли.

Муниципальное жилье после подписания соглашения о приватизации. Процедура оформления приватизации производится в течение 60 календарных дней. Названый срок начинает течь с момента подачи заявления.

По итогам рассмотрения обращения и после проведения проверки представленных бумаг муниципальный орган принимает одно из двух решений:

  1. Подписать соглашение о передаче недвижимого имущества квартиросъемщику.
  2. Отказать в удовлетворении заявления.

Сторонами договора выступают администрация и лица, постоянно пребывающие в квартире, принадлежащей муниципалитету.

В соглашении необходимо прописать все существенные условия:

  • полное наименование административного органа и реквизиты собственника гражданина;
  • размер доли каждого из участников сделки;
  • технические и индивидуальные характеристики квартиры;
  • права и обязанности владельцев собственности;
  • факт безвозмездной передачи имущества;
  • основания предоставления квартиры во владение.

Договор подписывают все лица, принявшие участие в процедуре, с одной стороны, и представитель муниципалитета либо жилищного органа, наделенный полномочиями на подписание соглашения, с другой.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 6 названного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками этих жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В 2006 г. произошли важные изменения: во-первых, ФЗ от 30.06.2006 № 93-ФЗ срок приватизации жилых помещений был продлен до 1 марта 2010 г., а во-вторых, постановлением от 15.06.2006 № 6-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ запрет на приватизацию жилья для граждан, получивших его после 1 марта 2006 г. Иначе говоря, в настоящее время этим правом пользуются все граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма.

Приватизировать квартиру или комнату могут только граждане России, причем необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения могут быть переданы в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц (в том числе несовершеннолетних).

Нашей клиентке фактически было безосновательно отказано в заключении договора приватизации занимаемой ей более 18 лет квартиры, при этом отказ даже не был материализован на бумаге, а был облечен лишь в устную форму.

ФАС России от 10.02.2010 N 67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
На балансе казенного учреждения числится объект недвижимости — квартира, переданная учреждению в оперативное управление. Квартиросъемщик приватизировал квартиру, учреждение списывает квартиру с баланса. По данному объекту начислена амортизация в размере 78% от балансовой стоимости. Дополнительных решений по пересмотру амортизации ни в учреждении, ни в органе, осуществляющем функции и полномочия собственника данного имущества, не принималось. Как отразить в учете казенного учреждения данное списание?

В самом Законе о приватизации нет положений, раскрывающих понятия «аварийные жилые помещения», «общежития», «закрытые военные городки», «служебные жилые помещения». Квартира относится к федеральной собственности и принадлежит на праве оперативного управления Министерству обороны РФ, что подтверждается выпиской из домовой книги и справкой БТИ.

Приватизировать государственное жилье совершеннолетний гражданин имеет право только один раз. Ребенок, участвовавший в приватизации в возрасте до 18 лет, может приватизировать другое жилье еще раз после совершеннолетия. Согласно ст. 2 указанного Закона приватизации государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственного и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственного или муниципальное имущество).

Иных условий для проведения приватизации закон не содержит. Нередко на практике встречаются случаи, когда управляющие компании не дают приватизировать жилье, если имеется задолженность по оплате коммунальных услуг. Однако указанная практика является незаконной.
Какие права Ты имеешь в сфере приватизации жилья, что это такое, каковы ее последствия, какие существуют условия для приватизации жилья, какое жилье нельзя приватизировать и некоторые другие вопросы приватизации.

После приватизации жилое помещение переходит в собственность лиц, которые участвуют в приватизации. Подтверждением права собственности является свидетельство о регистрации права собственности и договора передачи зарегистрированного в установленном порядке. Приватизацией жилья называется бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Приватизация проводится только на добровольной основе, до 1 марта 2013 г. — безвозмездно.

Начиная с 1 марта 2005 г. данный перечень включал все жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма. То есть право на приватизацию занимаемого жилья было сохранено только для граждан, которые на указанную дату уже имели жилые помещения. Для них в соответствии со ст. 2 Вводного закона был установлен конкретный срок окончания приватизации жилья – 1 января 2007 г.

Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.

Приватизация служебного жилья: миф или реальность?

Правовой основой для приватизации в РФ служит ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г.
Таким образом, для приватизации жилья необходимо согласие всех проживающих (зарегистрированных) в квартире граждан, в том числе детей с 14 лет.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истица, как лицо, которому спорное жилое помещение принадлежит на праве социального найма, вправе приватизировать его на условиях, установленных названным законом.
В соответствии со ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». Истице на праве социального найма с 12 февраля 1996 года принадлежит квартира № 76 дома № 42 по ул. Петровской в г. Новосибирске (далее: спорная квартира), что подтверждается прилагаемыми к исковому заявлению ордером от 13 февраля 1996 года № 867978, выданным Администрацией Калининского района г. Новосибирска и выпиской из домовой книги.

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 13, 14, 21; № 43, ст. 5084; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 39, ст. 4542; № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6153; 2010, № 19, ст. 2278; № 31, ст. 4206; № 49, ст. 6424; 2011, № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7027, 7061; № 50, ст. 7337, 7343, 7359; 2012, № 10, ст. 1163; № 14, ст. 1552; № 24, ст. 3072; № 26, ст. 3446; № 27, ст. 3587; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7596; 2013, № 14, ст. 1646, № 27, ст. 3477, № 52, ст. 6982; 2014, № 23, ст. 2937, № 26, ст. 3388, № 26, ст. 3406, № 30, ст. 4218, 4256, 4264) и постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 13, ст. 1511; 2014, № 46, ст. 6369) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и порядок предоставления служебных жилых помещений в федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова.

Министр А.Г. Силуанов

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 13, 14, 21; № 43, ст. 5084; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 39, ст. 4542; № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6153; 2010, № 19, ст. 2278; № 31, ст. 4206; № 49, ст. 6424; 2011, № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7027, 7061; № 50, ст. 7337, 7343, 7359; 2012, № 10, ст. 1163; № 14, ст. 1552; № 24, ст. 3072; № 26, ст. 3446; № 27, ст. 3587; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7596; 2013, № 14, ст. 1646, № 27, ст. 3477, № 52, ст. 6982; 2014, № 23, ст. 2937, № 26, ст. 3388, № 26, ст. 3406, № 30, ст. 4218, 4256, 4264), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 13, ст. 1511; 2014, № 46, ст. 6369) и определяет правила включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации (далее — организации), в специализированный жилищный фонд (далее — специализированный жилищный фонд организации), правила исключения жилого помещения из данного фонда, а также правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда организации в пользование работникам организации.

2. Специализированный жилищный фонд организации состоит из служебных жилых помещений (далее — служебные жилые помещения организации).

3. Служебные жилые помещения организации предоставляются в пользование работникам организации, не обеспеченным жилыми помещениями по месту работы в соответствующем населенном пункте, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.

4. Служебные жилые помещения организации не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Порядком.

5. Включению в специализированный жилищный фонд организации подлежат жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, переданные организации в оперативное управление (хозяйственное ведение).

6. Включению в специализированный жилищный фонд организации в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовым договором найма служебного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 6, ст. 697) (далее — Правила, Типовой договор, Постановление) подлежат жилые помещения в виде отдельной квартиры, пригодной для постоянного проживания граждан (отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), благоустроенной применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

7. Включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд организации не допускается, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в собственности Российской Федерации жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

8. Решения Минфина России о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд организации с отнесением жилого помещения к служебному жилому помещению организации, об исключении жилого помещения из указанного фонда принимаются на основании следующих документов, предусмотренных пунктом 13 Правил:

— заявление, подписанное руководителем организации, о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд организации на имя Министра финансов Российской Федерации;

— документ, подтверждающий право оперативного управления (хозяйственного ведения) на жилое помещение;

— технический паспорт жилого помещения;

— заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанное заявление рассматривается Минфином России в течение 30 дней с даты подачи документов.

9. Отнесение жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда организации (исключение служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда организации) осуществляется в соответствии с Правилами.

10. В случае признания служебного жилого помещения организации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 6, ст. 702; 2007, № 32, ст. 4152; 2013, № 15, ст. 1796), непригодным для проживания, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, такое жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда организации.

11. Минфин России в срок, предусмотренный в пункте 8 настоящего Порядка, принимает решение об отнесении жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда организации либо об отказе в таком отнесении, а также об исключении жилого помещения из указанного фонда.

Отказ в отнесении жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда организации допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.

Решения Минфина России о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд организации с отнесением такого помещения к служебному жилому помещению, об исключении жилого помещения из указанного фонда оформляются приказом Минфина России, подготавливаемым Административным департаментом.

12. В соответствии с пунктом 14 Правил информация о принятом Минфином России решении направляется Административным департаментом руководителю организации в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Решение Минфина России об отнесении жилого помещения к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда организации (исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда организации) направляется Административным департаментом также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения указанного жилого помещения, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

13. Предоставление и использование жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду организации в соответствии с Постановлением.

14. Служебные жилые помещения организации предоставляются работникам организации, не обеспеченным жилыми помещениями по месту работы в соответствующем населенном пункте.

Служебные жилые помещения организации предоставляются работникам организации на срок их работы в организации, указанный в трудовом договоре.

15. Решение о предоставлении работнику организации служебного жилого помещения организации принимается руководителем организации и оформляется приказом организации.

16. Для рассмотрения вопроса и подготовки предложений о предоставлении служебного жилого помещения работник организации подает заявление на имя руководителя организации, к которому прилагаются следующие документы:

1) справка из отдела кадров организации, содержащая сведения о составе семьи работника и сроке, на который с ним заключен трудовой договор;

2) ходатайство руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник;

3) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии в собственности работника и членов его семьи жилых помещений по месту работы в соответствующем населенном пункте;

4) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту регистрации работника и членов его семьи.

17. Договор найма служебного жилого помещения заключается между организацией (Наймодатель) и работником организации (Наниматель) на основании приказа руководителя организации в соответствии с Типовым договором.

18. Передача (прием) Нанимателю служебного жилого помещения осуществляется организацией по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения.

19. Пользование Нанимателем предоставленным служебным жилым помещением осуществляется в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 5, ст. 546), и иными требованиями, установленными жилищным законодательством Российской Федерации.

20. Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

21. Прекращение договора найма служебного жилого помещения осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае увольнения работника, с которым заключен договор найма служебного жилого помещения, из организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

22. Договор найма служебного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Наниматель служебного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма служебного жилого помещения.

Договор найма служебного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию Наймодателя при неисполнении Нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма служебного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях.

23. В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения Наниматель и члены его семьи должны освободить служебное жилое помещение, которое они занимали по данному договору. В случае отказа освободить служебное жилое помещение Наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

24. При освобождении служебного жилого помещения Наниматель обязан сдать его в надлежащем состоянии по акту приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения с предоставлением документов, свидетельствующих об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

Как приватизировать квартиру находящуюся в оперативном управлении.


Определен порядок включения жилых помещений жилищного фонда, закрепленных на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за ФГУ и ФГУПами Минфина России, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.

Речь также идет о предоставлении последних.

Служебные жилые помещения предоставляются в пользование работникам организации, не обеспеченным жильем по месту работы в соответствующем населенном пункте. Их нельзя отчуждать, передавать в аренду, внаем (за исключением некоторых случаев). Перечислены документы, которые необходимы для получения работником помещения.

Решения Минфина России о включении (об исключении) помещения в специализированный жилищный фонд организации с отнесением к служебному принимается на основании заявления организации, документа о праве оперативного управления (хозяйственного ведения), техпаспорта, заключения о соответствии объекта предъявляемым к нему требованиям.

Заявление рассматривается в течение 30 дней с даты подачи материалов. Оформляется приказ.

Главным основанием для приватизации служебной квартиры является согласие собственника. Все остальные факторы зачастую не играют особой роли и остаются на совести владельца помещения. По усредненным данным, потенциальные собственники квартиры обязаны соответствовать следующим требованиям:

  • Они должны заключить договор найма данного помещения с собственником-предприятием.
  • Жильцы или жилец, который заключил договор найма должен проработать в данной компании не менее 10 лет. И столько же он должен прожить в квартире. Следует учитывать, что эта норма нигде не закреплена и формально, не обязательна к исполнению. Однако компании, которая все же пойдет на приватизацию, важно, чтобы сотрудник, оформивший недвижимость в собственность, продолжал успешно трудиться.
  • Бесплатная приватизация возможна только один раз в жизни, потому важно, чтобы сотрудник компании ранее в ней не участвовал. С другой стороны, так как помещение принадлежит непосредственно предприятию, его можно просто подарить жильцу, благодаря чему право на приватизацию не будет использовано.

Исходя из стати 4 закона «О приватизации», право на приватизацию служебного жилья имеют только те лица, которые обитают в помещениях, относящихся к жилищному фонду совхозов или аналогичных сельскохозяйственных предприятий, при условии, что они располагаются в сельской местности. Сюда же относятся сходные по назначению квартиры, которые принадлежат стационарным организациям, занимающимся социальной защитой населения.

В любом случае, именно собственники решают, смогут ли жильцы реализовать свои права на приватизацию или нет.

Договор найма служебного жилья заключается между работником и работодателем, будь то компания или государственная структура. Основные положения, исходя из ЖК РФ:

  • Договор заключается на добровольной основе. Работодатель не может принудить работника его заключить. Верно и обратное, работник не имеет права требовать предоставления отдельного места жительства, если договоренность об этом не была достигнута ранее и не была зафиксирована в других документах.
  • Наниматель служебного жилья не имеет права сдавать его третьим лицами или обменивать. Следует учитывать, что обычно в договоре прописываются все потенциальные жильцы, начиная непосредственно с работника и заканчивая членами его семьи.
  • Договор заключается исключительно в письменной форме и заверяется подписями сторон. Нотариальное заверение не требуется.
  • Договор расторгается в случае увольнения.
  • Работодатель не обязан регистрировать жильцов служебного помещения.

Приватизировать служебную квартиру можно двумя способами:

  1. Получить разрешение наймодателя на подобную процедуру, при условии, что помещение относится к тем, которые вообще можно приватизировать (основное требование – находятся в сельской местности).
  2. Превратить служебную квартиру в муниципальную и потом приватизировать на общих основаниях. Это также возможно только с разрешения наймодателя. Такую систему можно использовать в том случае, если помещение расположено не в сельской местности.

Вне зависимости от выбранного/доступного варианта, общая процедура приватизации, за исключением обязательного требования разрешения от наймодателя, полностью соответствует обычной.

Приватизация квартиры в многоквартирном доме

Рассмотрим процедуру подробнее. Первым делом нужно получить разрешение работодателя. Обычно, если наймодатель в принципе согласен выдать такой документ, он же выдвигает и встречные требования.

На самом деле, подобные ситуации встречаются очень редко. Чаще всего они связаны с желанием привязать к компании особо ценного сотрудника либо действительно относятся к сельской местности, где постоянно испытывается кадровый голод.

Чтобы заявка на приватизацию не была отклонена, нужно подготовить следующий пакет документов:

  • Паспорта всех жильцов.
  • Доверенность на представителя (если требуется).
  • Свидетельство о рождении несовершеннолетних лиц (если они проживают в помещении и у них еще нет паспорта).
  • Разрешение из органов опеки о приватизации (при условии проживания в служебной квартире лиц, не достигших совершеннолетия).
  • Согласия всех жильцов, включая сюда детей в возрасте от 14 лет и старше.
  • Разрешение на приватизацию от собственника квартиры.
  • Техпаспорт БТИ.
  • Справка о том, что лица ранее не участвовали в приватизации.
  • Отказ от участия в приватизации (если требуется).
  • Выписка со счета о том, что по квартире нет задолженности.

Если не учитывать возможные требования работодателя, то единственным видом расходов на приватизацию будет оплата госпошлины за регистрацию права собственности. Это всего 200 рублей.

Также могут потребоваться услуги нотариуса по составлению и заверению доверенности и/или отказа от приватизации (от 200 до 2000 рублей в зависимости от региона проживания). Так как документы на руках у собственника, отдельно их заказывать и тратить на это деньги не нужно.

Договор на право оперативного управления имуществом имеет примерно такую структуру:

  • сведения об участниках договора;
  • перечень переданного имущества, его характеристики;
  • сведения о недвижимости берутся из реестра прав на недвижимые объекты;
  • стоимость переданного имущества;
  • перечень прав, которые получает юридическое лицо – получатель;
  • права и обязанности участников;
  • срок действия, порядок продления;
  • порядок внесения изменений в текст соглашения;
  • условия его досрочного прекращения.

Как осуществляется приватизация служебной квартиры

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ.

В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения.

В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Договор оперативного управления недвижимым имуществом — что это?

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Стандартный перечень документов для приватизации жилья:

  • Паспорта всех участников процесса, свидетельства о рождении детей.
  • Договор социального найма.
  • Ордер (при наличии). Если ордер утерян, следует взять копию распоряжения о предоставлении квартиры в городском архиве.
  • Справка о неучастии в приватизации для всех членов семьи (БТИ) – нужна, если гражданин менял место прописки с 1991 года.
  • Согласие на приватизацию от всех зарегистрированных в квартире лиц. Дети от 14 до 18 лет ставят подпись в присутствии родителей (опекунов), от лица детей до 14 лет подают заявление родители.
  • Выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года.
  • Заявление на приватизацию.

Скачать заявление на приватизацию муниципальной квартиры (образец/бланк)

Скачать образец заполнения заявления

В Октябрьский федеральный районный суд

г. Екатеринбурга

Истцы:

Ч.

Ответчик: Администрация города

Екатеринбурга

620014, г. Екатеринбург,

пр. Ленина, 24-а

Третье лицо: ФГУПСУ

«Уральского военного округа 353 завод ЖБИ»

г. Екатеринбург, ул. Испытателей, 1

Исковое заявление

о признании права на приватизацию квартиры

21.10.1968 г. со мной был заключен договор социального найма и было предоставлено право на занятие жилой площади по адресу г. Екатеринбург, ул. Испытателей, состоящей из двух комнат, жилой площадью 27, 7 кв. м. Жилая площадь была предоставлена ФГУП «СУ УрВО». Согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2005 ФГУП «СУ УрВО» признано несостоятельным (банкротом).

В соответствии с п. 2.4. Постановления главы г. Екатеринбург № 975 от 25.12.1997 г. «О приеме в муниципальную собственность жилищного фонда, встроенно-пристроенных нежилых помещений, сооружений внешнего благоустройства, основных производственных форм от «353 завода ЖБИ» наш дом был передан службе заказчика Октябрьского района г. Екатеринбурга в оперативное управление.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Приватизация государственного и муниципального имущества

  • Для того чтобы пройти процедуру регистрации вашего права владения жильем, вам необходимо будет подготовить следующий список документов:
  • В справке необходимо указать дату, когда вы были приняты в кооператив, а также дату выплаты вами паевых взносов, поставить роспись кооперативного председателя и соответствующую печать.
  • Если вы оформляете справку повторно, тогда обязательно следует указать, что выдается дубликат, в противном случае могут возникнуть вопросы и заминки в вопросе выяснения прав на собственность.

Также владельцам следует подготовиться к тому, что регистрационный орган может запросить более расширенный пакет документов.

Это связано с тем, что, возможно, кооператив не подал государственному регистрационному органу полный список документов в момент ввода дома в пользование. Также могут появиться тонкости в ходе оформления права на собственность непосредственно по кооперативу.

Так, кооператив может использовать схему, когда правовая собственность на все квартиры зарегистрирована под кооперативом.

В таковых ситуациях между кооперативными членами и кооперативом необходимо заключить договорные отношения мены. В его условиях пай меняют на квартиру, и только после этого правовая собственность на жилье может быть зарегистрирована на члена кооператива.

Некоторые владельцы кооперативных квартир приватизацией не интересуются, считая, что недвижимость у них уже собственности. Но это не всегда соответствует действительности: у многих владельцев кооперативных квартир право собственности до сих пор не оформлено.

Кооперативная квартира – что это?

Понятие кооперативного жилья возникло в 80-х годах прошлого века. Для советских граждан ЖСК (жилищно-строительный кооператив) был единственной возможностью получить квартиру не от государства после долгого ожидания, а построить её самостоятельно.

Отдельные граждане или юридические лица объединяются друг с другом в кооперативы, чтобы иметь возможность коллективно пользоваться материальными благами, которые находятся у них во владении.

Получение равного со всеми членами сообщества права на коллективную собственность оплачивается через внесение соответствующего пая.

Таким образом, член объединения постепенно выкупает свою долю.

Когда вся стоимость уже внесена, по мнению большинства граждан, следующим этапом должна стать приватизация кооперативной квартиры.

  • Процедура приватизации представляет собой бесплатную передачу гражданам прав собственности на государственное недвижимое имущество.
  • Но кому принадлежит кооперативная квартира, нужна ли приватизация этой жилплощади после внесения пая?
  • Такие объекты не находятся во владении у государства.

Кооперативное жилище не является государственным, либо муниципальным, поэтому приватизировать его просто не нужно.

Однако в случае с ЖСК (которые законодательно были заменены на ТСЖ – товарищества собственников жилья) объект находится в собственности у юридического лица, а потому его нельзя будет получить бесплатно.

Значит, начинать нужно с выплаты пая, а после приступать к оформлению своего права собственности на жилплощадь, поскольку оно не регистрируется автоматически, даже в случае выполнения всех поставленных условий. Этим нужно заниматься самостоятельно.

Без регистрации права владения недвижимость нельзя будет продать, завещать или обменять.

Вопреки всем трудностям, связанным с регистрацией кооперативного жилья, она также дат ряд неоспоримых преимуществ:

  • участие в ТСЖ обходится значительно дешевле ипотеки;
  • не приходится долго ждать, как участникам долевого строительства;
  • для участия в ТСЖ и последующей реализации прав требуется небольшой пакет документов.

В итоге, гражданин становится полноправным владельцем сразу после внесения необходимых записей в базу ЕГРН (до 31 декабря 2019 – ЕГРП) и получения соответствующего свидетельства.

Размеры и состояние квартир, предоставляемых предприятиями, как правило, оставляют желать лучшего. Поскольку такое жильё является временным, вселяются жильцы в него ненадолго и сменяются часто.

Понятно, что никто из проживающих не вкладывает каких-то значительных средств на поддержание удовлетворительного состояния квартиры, да и предприятие-собственник не уделяет таким квартирам особого внимания. В результате состояние жилплощади с каждым годом ухудшается.

Можно ли приватизировать ведомственную квартиру? Решение о приватизации ведомственной квартиры принадлежит предприятию – собственнику. Для его получения нанимателю необходимо написать заявление на приватизацию. Документ рассматривается администрацией предприятия в течение двух месяцев.

По истечении данного срока сотрудник – наниматель получает официальное решение по вопросу. Отказ предприятия означает окончание процедуры приватизации.

Как приватизировать служебную квартиру? Прежде чем приступать к приватизации специализированного жилого помещения, полученного ранее от конкретного предприятия, необходимо выяснить, осталось ли оно на балансе организации в настоящий момент.

Количество ведомственного жилья на настоящее время резко сократилось, и возможно, ваша квартира уже не является собственностью конкретного предприятия и уже передана на баланс муниципалитета.

Если конкретное предприятие перестало существовать или реорганизовано, но собственный жилфонд по документам не предало органам местного самоуправления, прежде всего нужно решить данный вопрос.

Можно ли приватизировать арендное жилье? Граждане, проживающие и зарегистрированные в подобных помещениях, вправе выставлять требования о заключении с ними договора соц. найма для участия в приватизации.

Основополагающим в принятии решения является изучение договора найма. Вселение в служебную квартиру проводится по двум типам договоров: социального или служебного найма.

Если квартира в Росреестре не значится, как ведомственное служебное помещение, положительный исход дела, скорее всего, возможен. Если помещение приобрело статус служебного после вашего вселения, то данный статус не действителен, и вы можете оспорить его в суде.


Похожие записи: