Твердые коммунальные (бытовые) отходы — какие установлены нормативы накопления

12.12.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Твердые коммунальные (бытовые) отходы — какие установлены нормативы накопления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
  • частоту вывоза отходов с территории;
  • определение необходимого количества единиц техники;
  • расчет затрат на топливо;
  • определение места для утилизации отходов на полигоне;
  • планирование возможностей по переработке мусора.

Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.

Что такое нормы накопления ТКО (ТБО)?

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:

  • наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
  • этажностью дома;
  • образ жизни и благосостояние жителей;
  • климатическими характеристиками территории.

Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:

  • федерального законодательства;
  • Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.

Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.

Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.

Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:

  • 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
  • 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
  • 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.

Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:

  • административные здания,
  • предприятия торговли,
  • дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
  • общепит и т.д.

Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:

G = Gо / (n × 7), где

  • Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
  • n — количество расчетных единиц;
  • 7 — дни проведения замеров, суток.

Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.

Среднеарифметический норматив по накоплению твердых бытовых отходов от 2,0 до 2,6 кубических метра на человека. Причем норма различна для различных типов зданий: многоквартирный или частный дом, заведение общественного питания, школы, детские сады и так далее.
Норматив ТКО на 1 человека в 2020 году для многоквартирных и индивидуальных домов установлен Постановлением правительства и приведён в таблице.

Норма рассчитывается индивидуально для каждого субъекта с учетом многих факторов:

  • география, природный и растительный мир конкретной местности;
  • степень развитости территории в плане обслуживания граждан: наличие предприятий, заводов, производств, готовых предложить бытовые товары и услуги;
  • уровень благоустройства земель субъектов РФ, качество развития инженерных сетей;
  • количественное соотношение возрастных категорий населения, основные демографические показатели;
  • порядок устройства мероприятий по сбору ТКО с придомовых, дворовых участков.

Норма накопления ТКО на 1 человека в 2021 году

Претензии по расчетам нормативов предъявляются региональному оператору, если с ним заключен договор, или ЖЭКу, если речь идет о многоэтажных или одноэтажных застройках. Конфликт решается в административном порядке. Если дело решить мирным путем не удается, то документы могут быт переданы в суд.
Введение расчетных нормативов ТКО призвано улучшить экологическую ситуацию в стране. Полученные средства должны идти на усовершенствование мероприятий по сбору, транспортировку, утилизации и переработке бытовых отходов.

Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.

Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа на вывоз мусора;
  • определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
  • расчет затрат на топливо;
  • выбор места для утилизации мусора;
  • планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.

При расчете нормативов принимают во внимание следующие факторы:

  1. наличие коммуникаций и мусоропровода;
  2. этажность дома;
  3. климатические особенности местности;
  4. образ жизни собственников жилья;
  5. время года;
  6. способ сбора ТКО.

Точные нормативы устанавливаются после проведения замеров и взвешиваний отходов на конкретной территории в течение недели в разные сезоны.

Среднесуточная норма накопления отходов рассчитывается по формуле:

А=В/(Сх7), где

  • В – это масса полученного мусора за период проведения замеров;
  • С – количество расчетных единиц;
  • 7 – количество дней проведения замеров.

При расчете нормативов для частных домов принимается во внимание их благоустроенность. Для помещений подключенных к отоплению, водоснабжению, канализации, нормативы ниже, чем для неблагоустроенных домов.

Стоимость услуги по вывозу отходов региональными операторами зависит от двух показателей: норматива накопления ТКО на человека и тарифа. Она рассчитывается по формуле:

Цена услуги=норматив*тариф*количество жильцов.

Нормативы устанавливаются местными органами власти. Тарифы рассчитываются региональными операторами и зависят от нескольких составляющих:

  • расстояния от места сбора мусора до полигона;
  • цены на топливо в данном регионе;
  • климатических условий;
  • установки контейнеров для раздельного сбора мусора;
  • других условий.

Юридические лица могут отказаться от договора с региональным оператором, если у них есть в собственности или на другом законном основании место для размещения ТКО, расположенное на территории, где образуются эти отходы или на смежном участке.

При отсутствии собственного объекта для размещения отходов, юридические лица заключают договор на вывоз ТКО с оператором.

Нормативы рассчитываются:

  • По факту, при наличии у организации собственной площадки для сбора мусора. Стоимость услуг зависит от объемов сданных отходов.
  • Согласно установленным нормативам, которые зависят от вида деятельности организации. Расчет нормы накопления отходов ведется также, как и для жилого фонда.

Опыт работы с новой системой тарификации для населения показал, что необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в области обращения с ТКО и пересмотреть расчеты стоимости вывоза отходов. Для более справедливой оплаты по фактическому объему вывезенных отходов, Правительством РФ рассматривается предложение, по которому стоимость услуги будет зависеть от количества мусорных контейнеров, установленных на площадке.

Норма накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 человека

  • Публикации
  • Версия для MS Word
  • Save as text
  • Версия для печати

Елена Шерешовец заметила, что УО/ТСЖ следует не только изучить нововведения в области обращения с ТКО, но и внедрить их в работу до начала весны, чтобы не получить предписания от надзорных органов. В том числе управляющим домами нужно проверить:

  1. Правильно ли расположены контейнерные площадки на придомовой территории МКД и есть ли у неё ограждение и подъезды.
  2. Соответствует ли новым правилам и нормам размещение урн у подъездов и периодичность их очистки от мусора.

Постановлением Правительства РФ №269 от 4 апреля 2020 года «Об определении нормативов твердых коммунальных отходов» устанавливаются среднесуточный за сезон, среднесезонный суточный, годовой и среднемесячный нормативы и приводятся формулы для их расчёта.

Новый регламент по обращению с ТКО призван получить точную картину количества и характеристик твёрдых коммунальных отходов. Это позволит увеличить эффективность работы с отходами. Также документ содержит в себе понятный алгоритм расчёта платы за утилизацию ТКО. Определение норматива накопления ТКО позволит рассчитывать правильный размер платы за коммунальную услугу по сбору и вывозу мусора.

Подробнее про ТКО как коммунальную услугу читайте в этой статье

Вычисления нормативов производятся для каждой расчетной единицы: проживающего человека или 1 м2 площади. Расчет проводится опытным путем на основании данных, получаемых при поступлении мусора в разных условиях. Методика расчета определена приказом Минстроя № 524/пр, где указано, что в течение недели в разные времена года необходимо производить замеры и взвешивание мусора.

Нормативы рассчитываются не реже чем раз в 5 лет. Субъекты федерации самостоятельно определяют критерии, по которым вычисляются нормы: отдельно по районам, общий показатель для всего региона, разделение на сельскую и городскую местность. Большинство регионов обновили нормы в 2016-2019 годах.

Средние показатели по стране за год:

  • вес – 200-300 кг;
  • объем – 1,1-1,5 м3.

При планировании деятельности в сфере обращения отходов массу или объем чаще всего переводят плотность. Этот показатель справочный для однородных отходов, а для бытового мусора значения различаются в зависимости от состава.

Плотность равна отношению массы в тоннах к объему в м3, при отсутствии измерений для твердых коммунальных отходов обычно применяется показатель 240 кг/м3. С учетом средних норм плотность мусора в России за 2020 год составляет 130-270 м3.

Новые нормативы накопления ТКО в РФ: тарифы изменились!

Особенность расчета норматива для физических лиц заключается в разнице между благоустроенными домами и теми, у которых нет канализации, отопления или электроснабжения. За счет отсутствия элементов коммуникации в неблагоустроенных домах образуется больше отходов, чем в благоустроенных. Увеличение количества мусора происходит за счет накопления остатков работы систем, заменяющих коммуникационные: например, продукты горения дров – уголь, пепел. Разница между благоустроенными и неблагоустроенными домами составляет 2-5%.

Другие факторы влияния: климатические условия, плотность населения, время года, используемые способы сбора мусора. Например, при отсутствии в регионе прессовочных установок показатель объема накопления отходов будет выше.

Юридические лица обязаны вести учет всех отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. Для обращения с ними необходимо получить лицензию, если отходы относятся к I-IV классу опасности. Для V класса применяется упрощенная схема учета, включающая подтверждающие документы, что предприятие работает именно с отходами V класса.

Для юридических лиц в качестве единицы расчета выбирается 1 кв. метр площади. Предприятиям I и II класса опасности необходима разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). В ходе разработки и утверждения проекта организации выполняют ряд действий для расчета норм:

  1. Инвентаризацию источников образования вредного воздействия (в т.ч. мусора).
  2. Замеры объемов или массы.
  3. Подготовка и утверждение комплекта документов по результатам измерений.

Для остальных предприятий расчет норм схожий: определение источников образования мусора, замеры, оформление результатов. Юридические лица подвергаются штрафам, если при проверке надзорными органами обнаруживается, что они превысили нормы. Относительно норм, установленных для физических лиц, нормативы для организаций ниже на 30-50%.

Это показатель, который рассчитывается из объёма и массы утиля. Прежде, чем подсчитывать, какова норма накопления, нужно установить расчётный показатель. В многоквартирном доме это один жилец. При использовании складских зданий — один квадратный метр площади.

Результаты диктуют частоту вывоза мусорных контейнеров, затраты на топливо, количество техники, площадь полигонов, число перерабатывающих предприятий. Поэтому так важно знать нормативы образования на человека.

Нормативы накопления ТКО зависят от вида образования: муниципалитет, регион. Измерения проводятся при помощи спецконтейнеров или пластиковых пакетов большого размера. Сбор производится отдельно для бытовых, заводских помещений, улицы. Операция по обмеру проводится в течение одной недели. В отчёте фиксируется каждый её день.

Среднесуточные нормативы вывоза тко вычисляют соотношением массы к единице расчета.

Средний месячный — общий к посуточному количеству.

Среднесезонный — вес за весь сезон к посуточному.

За год — усреднённый по сутками, помноженный на 365.

Оператор раз в сезон определяет объём, проводя специальные замеры. В крупных мегаполисах берётся район, в котором проживает не менее 0,5 % населения. В городах меньше миллиона жителей — 1 %, а в небольших — 2 %.

Численность населения, пользующегося мусоросборниками, влияет на количество необходимых контейнеров или бункеров. Устанавливается норматив для каждого региона отдельно. Ознакомиться с нормами и тарифами можно:

  • посетив сайт администрации области или республики;
  • ознакомившись с информацией на онлайн-ресурсе регионального оператора по вывозу ТКО;
  • просмотрев текст регионального закона «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».

Твердые коммунальные (бытовые) отходы — какие установлены нормативы накопления

Он должен соответствовать необходимому количеству контейнеров. Ранее число мусоросборников не могло превышать 5 штук. Сейчас разрешено на одной площадке устанавливать до 10 контейнеров для ТКО и не более 2 бункеров для накопления КГО — крупногабаритных отходов. Последние могут располагаться не только на площадке для сбора ТКО, но на специальных площадках, оборудованных ограждением с 3 сторон не менее 1 метра высотой, и имеющих водонепроницаемое покрытие.

Они должны иметь открывающуюся крышку, быть в исправном состоянии. Их регулярно необходимо промывать, но делать это непосредственно на площадках запрещено. Контейнеры для обработки вывозят в специально оборудованное место. Необходимы регулярные мероприятия по дезинсекции, дезинфекции и дератизации. Осуществлять эти манипуляции могут только специалисты, прошедшие подготовку. Допустимо для проведения подобных мероприятий привлекать специализированные организации.

Норматив определяется на основе среднесуточной температуры. В расчет берут 3 прошедших суток. При температуре выше +5ºС допустимо вывозить ТКО не реже раза в сутки. Если температура будет ниже +4ºС, вывоз можно осуществлять раз в 3 дня. Для КГО максимальный срок составляет 7 дней. Эти сроки могут быть откорректированы с учетом численности населения конкретного населенного пункта и температурных показателей среднесуточной температуры. Для изменения графика вывоза требуется проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

После вступления в силу нововведений в законодательстве, регламентирующем обращение с ТКО, в народе принятые меры прозвали «мусорной реформой». Разработаны они с целью ликвидировать незаконные свалки и полигоны, возродить плодородие земель для их последующего использования в сельскохозяйственных целях. У проекта есть и другие цели:

  • Организация раздельного сбора мусора. Подразумевается, что ТКО сортируются в различные контейнеры и вывозятся отдельно. Складируются на отдельных полигонах и утилизируются по различным технологиям.
  • Своевременная переработка отходов.
  • Передача органам местного самоуправления полномочий относительно создания мест накопления ТКО, определения схем их размещения и ведения реестра площадок.
  • Определение в каждом регионе оператора, который будет ответственен на сбор, транспортировку и утилизацию отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов

В основу расчета берется площадь жилья. В этом есть своя логика. Ведь люди могут приезжать и уезжать, а площадь от этого не меняется. Люди, проживающие в одиночестве на большой жилплощади, недоумевают. Ведь мусор сам не появляется, его оставляют проживающие люди. Поэтому норматив часто приходится корректировать, беря в учет фактические объемы вывоза.

В дальнейшем этот норматив используют в формуле расчета тарифа за вывоз и утилизацию ТКО, и здесь уже будет произведен расчет на одного человека, а не на квадратный метр.

Следует отметить, что норма накопления ТКО – величина непостоянная. На нее влияют благоустроенность жилья, возможность сортировки мусора (бумага, картон, пластик и т. д.) Раздельный сбор мусора позволяет сократить массу ТКО на человека до 20 кг, а если речь идет о вторичной переработке – до 30 кг. И это в итоге повлияет на норматив, а значит, и на тариф.

Также учитываются:

  • климатические особенности региона – продолжительность отопительного сезона, количество дней уборки придомовых территорий;
  • наличие в населенном пункте зеленых насаждений;
  • объемы потребления населением овощей и фруктов.

Нормы устанавливаются и вводятся в действие местными органами власти. Учитывается специфика производства и потребления, состояние жилого фонда, сезонные изменения количества ТБО и другие важные особенности. При этом учитываются рекомендации, изложенные в «Сборнике удельных показателей образования отходов производства и потребления» (Госкомэкология РФ, 1999 г) и «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» (СанПиН). Примерные рекомендательные значения в среднем по России:

• благоустроенные дома (с канализацией, водопроводом, газом и электричеством и отоплением) — до 280 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 220 кг/м3;

• то же, для городов с населением больше 100 тыс. человек — до 300 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 210 кг/м3;

• для неблагоустроенных домов с водоотводом — до 450 кг в год, до 1,5 м3 в год, до 190 кг/м3;

• для жилищ без водоотвода, оснащенных выгребными ямами — до 3,25 м3 в год, до 1000 кг/м3.

На территории столицы действует Постановление Правительства Москвы «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора» от 2008 г. В соответствии с ним:

• нормированное количество ТБО на жителя — 1,45 м3 или 272 кг в год при плотности 187,5 кг/м3;

• КГМ на жителя — 0,46 м3 или 98 кг в год, м плотностью 214 кг/м3.

Нормы устанавливаются и вводятся в действие местными органами власти. Учитывается специфика производства и потребления, состояние жилого фонда, сезонные изменения количества ТБО и другие важные особенности. При этом учитываются рекомендации, изложенные в «Сборнике удельных показателей образования отходов производства и потребления» (Госкомэкология РФ, 1999 г) и «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» (СанПиН). Примерные рекомендательные значения в среднем по России:

• благоустроенные дома (с канализацией, водопроводом, газом и электричеством и отоплением) — до 280 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 220 кг/м3;

• то же, для городов с населением больше 100 тыс. человек — до 300 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 210 кг/м3;

• для неблагоустроенных домов с водоотводом — до 450 кг в год, до 1,5 м3 в год, до 190 кг/м3;

• для жилищ без водоотвода, оснащенных выгребными ямами — до 3,25 м3 в год, до 1000 кг/м3.

Нормы накопления твердых коммунальных отходов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 ноября 2016 года N 1156

(с изменениями на 18 марта 2021 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор).
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094.

К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094)

(Дополнительно включен со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094)

8_1. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157_2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), -с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, — с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157_2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее — нежилые помещения), и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

8_2. При переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.

8_3. В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.

8_4. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее — заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

8_5. Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее — соглашение).

(Наименование в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094.

9. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094; в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1572.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094; в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1572.

10. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094; в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1572.

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

11. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094; в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1572.

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

31. При выборе технологий обработки твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки твердых коммунальных отходов.

32. При выборе технологий обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии, обеспечивающие получение конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью.

33. При осуществлении обработки твердых коммунальных отходов необходимо обеспечить извлечение отходов I и II классов опасности с целью исключения их попадания на объекты захоронения твердых коммунальных отходов.

34. В целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

35. По договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.

36. Существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;

в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;

г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;

д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

ж) права и обязанности сторон по договору;

з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

и) ответственность сторон.

40. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:

а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094.

б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;

в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

г) нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094.

д) нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. N 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».
(Подпункт дополнительно включен со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094)

41. Юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано:

а) исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора;

б) в течение 10 рабочих дней со дня определения нового регионального оператора передать ему все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая реестр договоров и копии заключенных договоров в сфере обращения с отходами.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 ноября 2016 года N 1156
(В редакции, введенной в действие
со 2 октября 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2018 года N 1094;
в редакции, введенной в действие
с 27 декабря 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2018 года N 1572. —
См. предыдущую редакцию)

ФОРМА ТИПОВОГО ДОГОВОРА
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

ТИПОВОЙ ДОГОВОР
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

«

«

20

г.

(место заключения договора)


Для муниципальных органов крайне важно точно определить и установить норматив накопления мусора. Без этого не получится организовать эффективную работу специализированных служб по своевременному вывозу и дальнейшей утилизации, либо переработке накапливаемого мусора.

Для потребителей услуг нормативы имеют иное значение. В ст. 24.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что на основании установленных нормативов происходит накопление твердых коммунальных отходов и рассчитывается итоговая плата за оказание услуг по вывозу и дальнейшей работе с образовавшимся мусором.

По действующим нормам рассчитываются и утверждаются:

  • общий тариф за осуществление работ с мусором;
  • специальный тариф на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО по отдельности.

Принятые нормативы учитываются местными властями и региональными операторами для определения будущей программы по строительству предприятий, работающих с ТКО. Нормы важны и для управляющих компаний, которые на их основании могут провести расчеты ежемесячного платежа для жителей МКД.

Вывоз коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ № 354. Сегодня формула выглядит следующим образом:

X = a × (B / 12) × Y.

При этом: X – это размер ежемесячного платежа, а – установленная в конкретном регионе расчетная единица, B — принятая норма, Y — действующий тариф за оказание услуг по вывозу ТКО.

До принятия данной формулы расчета, формирование стоимости оказанных услуг производилось согласно количеству вывезенных мусорных контейнеров.

С начала 2019 года действует новый порядок вывоза ТКО, который значительно отличается от действовавшего ранее.

С этого времени в каждом субъекте должна быть выбрана, либо создана организация, которая будет осуществлять все централизованные действия по обращению с отходами в регионе. Органы власти субъекта и оператор заключают между собой договор, в котором закрепляются основные положения ведения деятельности.

Предоставление услуги происходит на основании договора, заключенного с оператором. Возможно участие управляющей компании в качестве посредника. Региональный оператор должен выполнять обязанности, возложенные на него законом, в том числе сохранять чистоту окружающей среды, обеспечивать своевременный сбор, транспортировку, хранение, переработку и захоронение формирующегося в регионе мусора. Для выполнения работ оператор вправе заключать дополнительные договоры с другими организациями.

Важно отметить, что работа оператора по оказанию услуг начинается без заключения письменного договора. При этом все потребители обязаны оплачивать услуги. Однако рекомендуется составлять договор в письменной форме, поскольку в нем закрепляются права и обязанности сторон. Тогда в случае некачественного оказания услуг организацией, каждый человек сможет подать жалобу.

Региональный оператор обязан рассматривать все жалобы, поданные на некачественное оказание услуг и принимать по ним решение. При несогласии, потребитель вправе обратиться в суд с требованием возмещения причиненного ущерба.

Таким образом, нормативы накопления являются обязательным элементом для расчета стоимости предоставляемых услуг по вывозу мусора. В каждой области органы власти самостоятельно устанавливают нормы, поэтому размер платежей значительно варьируется.

Установленные нормативы накопления твердых бытовых отходов:

Категория жилфонда Норматив на 1 человека в месяц Норма накопления ТБО в год на человека Плотность (кг/м3)
кг/мес м3/мес кг/год м3/год
Многоэтажные дома с канализацией 16,666-23,333 0,092-0,125 200-280 1,1-1,5 220
Отходы из выгребов частного сектора 0,166-0,27 2-3,25 1000
Обобщенные значения для зданий в городах 21,666-25 0,108-0,042 260-300 1,3-1,5 210

Нормативы для государственных учреждений в больших городах – порядка 50% от установленных для жилфонда.

Норма накопления ТБО (ТКО) на 1 человека в год

Нормативы для организаций разрабатываются правительством. При этом учитывается допустимая концентрация веществ и отходов для предотвращения негативных последствий для экологии.

Ранее все предприятия должны были заводить документацию, отражающую вопросы образования отходов, а еще разрабатывать проекты управления ТБО. От этой обязанности были освобождены малый и средний бизнес.

Такие организации теперь оплачивают захоронение мусора на полигонах, эти деньги идут на снижение отрицательного влияния на экологию. Крупные промпредприятия по-прежнему должны ежегодно корректировать проекты по удалению ТБО. Они должны содержать такие сведения:

  • установление предельного объема ТБО;
  • нормативы с учетом класса опасности отходов, производственных мощностей, площадей;
  • экономическое обоснование отходов по всем направлениям деятельности;
  • допустимые способы обезвреживания мусора.

Нормативы определяют, применяя готовые формулы двух типов: устанавливающие предельный объем мусора на единицу выпускаемой продукции и рассчитывающие обновление, ремонт оборудования с учетом количества отходов и длительности эксплуатации. После подсчета показателей и подготовки необходимых документов проект передается в Росприроднадзор для регламентации.

Установлены следующие нормативы для столицы:

Объект Единица для расчета Нормы скопления мусора
кг/год куб. м/год
Универсам 1 кв. м 252 1,4
Киоск 866 5,09
Супермаркет 157 0,87
Рынок продовольственный 363 1,21
НИИ работник 156 1,42
Банки 75 0,62
Почта 104 0,95
Офисные помещения 131 1,19
Аптеки 1 кв. м 48 0,44
Больницы койка 402 2,01
Пансионаты 169 1
Поликлиники посещение 12 0,07
Автосервисы машиноместо 46 0,22
АЗС, стоянки, паркинг 23 0,11
Гаражи 22 0,16
Вокзалы, аэропорты, речные порты пассажир 145 0,8
Прачечные 1 кв. м 20 0,19
Мастерские по ремонту техники 15 0,07
Ателье 23 0,13
Салоны красоты место 32 0,23
Отели, общежития 192 1,13
Кафе, бары 215 1,13
Клубы, театры место 27 0,18
Стадионы 43 0,26
Детские садики место 80 0,4
Школы 1 обучающийся 24 0,12
Университеты 22 0,11
Детдома 215 1,13

Уборка медучреждений предполагает не только сбор ТБО, но еще дальнейшую отправку на спецплощадки для обработки.

Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.

Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа на вывоз мусора;
  • определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
  • расчет затрат на топливо;
  • выбор места для утилизации мусора;
  • планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:

  • квартир — 0,113 м3;
  • жилых домов — 0,123 м3.

Согласно региональных приказов «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории…» на 1 проживающего жителя норматив для благоустроенных МКД и ИЖД в 2020 году будет следующим:

Регион Многоквартирный дом Индивидуальный жилой дом
кг/год м3/год кг/год м3/год
Республика Бурятия 228 1,99 294 2.27
Республики Башкортостан 235,6 1,92 298,9 1,95
Республика Адыгея 194,52 1,95 199,27 2,00
Республики Алтай 264 1.43 303.6 1.64
Республики Ингушетия 2,2 3,0
Кабардино-Балкарской Республики 460 2.79 530 2.96
Республики Калмыки 320 1,5 310 1,4
Карачаево-Черкесской Республики 3,25 4,1
Республика Карелия 312 2,094 231,137 1,892
Республика Марий Эл 203,5 1,85 203.5 1.85
г. Иркутск 525 2,1 525 2,1
Иркутская область 392 1,56 392 1,56
Калининград 260 2,0 450 3,0
Калужская область 366.8 2.5 366,8 2,5
Камчатский край 567,36 2,856 601,8 2,784
Кемеровской области 247,027 2,073 247,027 2,073
г. Киров 1,732 1,732
Кировская область 1,45 1,45
Тверская область 1,805 1,805
Костромская область 284,24 2,18 382,15 2,88
г. Курган 327,3 1,9 327,3 1,9
Курганская область 234,8 1,7 234,8 1,7
Курская область 285 1,93 450 1,97
Ленинградская область 329,345 2,944 329,345 2,944
г. Санкт-Петербург 381,696 2,055 696,864 3,96
Липецкая область 2,04 2,7
г. Магадан 467,78 3,0 579,09 3,2
Мурманская область 284,36 1,6 284,36 1,6
Нижегородская область 8,88 (за 1 кв.м) 0,10 (за 1 кв.м) 194,16 2,33
Нижний Новгород 276,79 2,87
Омская область 304,41 1,825 304,41 1,825
г. Омск 292,9 2,16 306,6 2,19
г. Ханты-Мансийск 198,414 2,19 283,919 3,285
Свердловская область (Екатеринбург) 403,032 2,028 362,952 2,280
г. Ставрополь 2,5 2,8
г. Ростов-на-Дону 517,44 3,08 592,80 3,12
Воронежская область:
в городских округах 419,71 3,355 462,15 3,215
в муниципальных районах 387,81 3,1 387,81 3,1
Волгоградская область 421,44 2,472 371,124 2,436
г. Симферополь (Крым) 404,55 2,9 404,55 2,9
г. Краснодар 415,8 2,31 477 2,65

Если Вы не согласны с действующим нормативом, то отправьте заявление в УФАС.

Как и любой другой показатель, важный для жизнедеятельности людей, а также сохранения чистоты окружающей среды, параметр норм ТБО должен регулироваться на законодательном уровне. Основным законом, регулирующим соблюдение норм ТБО, является «Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Отдельные муниципальные образования прописывают свои местные законы, контролирующие и организующие процесс сбора, хранения, вывоза и переработки твердых бытовых отходов. Кроме того, порядок мероприятий, связанных с бытовыми отходами, также контролируется другими постановлениями и законами, регулирующими коммунальные, муниципальные, санитарно-эпидемиологические вопросы.

На контроль и регулировку «мусорного вопроса» нацелено немало государственных законов и нормативных документов. Вся эта правовая база позволяет контролировать все, что связано с бытовыми отходами на наивысшем уровне.

Стоимость услуги по вывозу отходов региональными операторами зависит от двух показателей: норматива накопления ТКО на человека и тарифа. Она рассчитывается по формуле:

Цена услуги=норматив*тариф*количество жильцов.

Нормативы устанавливаются местными органами власти. Тарифы рассчитываются региональными операторами и зависят от нескольких составляющих:

  • расстояния от места сбора мусора до полигона;
  • цены на топливо в данном регионе;
  • климатических условий;
  • установки контейнеров для раздельного сбора мусора;
  • других условий.

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Тарифы, как и остальные коммунальные платежи, скорее всего будут индексироваться два раза в год.

Применяются два способа расчета платы за вывоз ТКО:

  • в зависимости от количества человек, проживающих в жилом помещении;
  • в зависимости от площади жилого помещения.

В среднем выходит по 130-150 рублей с человека, в разных регионах показатели отличаются. Если в помещении никто не прописан, согласно п. 148(36) ПП РФ № 354, расчет размера платежа ведется от количества собственников жилья.

Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты Российской Федерации, что подтверждается ст. 6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, являющегося основным нормативным документом в сфере обращения с отходами, в народе названной «Мусорной реформой«. Уполномоченные органы устанавливают нормы дифференцировано для:

  • категорий объектов, образующих отходы;
  • территорий субъекта и зон, в которых действует региональный оператор, осуществляющий сбор, вывоз и утилизацию твердых отходов;
  • категорий потребителей услуги;
  • видов отходов.

Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Оплата производится в соответствии с:

  • Правилами, действующими в отношении предоставлении коммунальных услуг населению (утверждены Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354);
  • Жилищным кодексом.

На региональном уровне разрабатываются свои нормативы, утверждаемые законодательными актами субъекта.

Юридические лица могут отказаться от договора с региональным оператором, если у них есть в собственности или на другом законном основании место для размещения ТКО, расположенное на территории, где образуются эти отходы или на смежном участке.

При отсутствии собственного объекта для размещения отходов, юридические лица заключают договор на вывоз ТКО с оператором.

Нормативы рассчитываются:

  • По факту, при наличии у организации собственной площадки для сбора мусора. Стоимость услуг зависит от объемов сданных отходов.
  • Согласно установленным нормативам, которые зависят от вида деятельности организации. Расчет нормы накопления отходов ведется также, как и для жилого фонда.


Похожие записи: