Закон об инвестировании накопительной части пенсии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об инвестировании накопительной части пенсии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года
Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
1. Законодательство Российской Федерации о накопительной пенсии состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», на накопительную пенсию. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем правила, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
1. Порядок финансового обеспечения выплаты накопительной пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
2. Гарантии сохранности средств пенсионных накоплений при назначении и осуществлении выплаты накопительной пенсии определяются Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
1. Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
2. Размер накопительной пенсии определяется по формуле:
1. Размер накопительной пенсии с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из суммы поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, которые не были учтены при определении суммы средств пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной пенсии при ее назначении или предыдущей корректировке, предусмотренной частью 2 настоящей статьи.
Федеральный закон № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (в действующей редакции от 10.01.2016) — устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ
«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Что надо знать о накопительной пенсии в 2020 году
В 2003 году УК «Лидер» успешно прошла отбор по конкурсу, организованному Министерством финансов РФ, в качестве управляющей компании, которой предоставлено право осуществления деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений граждан России.
С марта 2004 года Компания управляет пенсионными накоплениями граждан, сделавшими выбор в ее пользу.
Инвестирование пенсионных накоплений основывается на принципах высокой социальной ответственности управляющей компании перед будущими пенсионерами. Это, прежде всего обеспечение сохранности и прироста переданных в управление средств. Основная задача УК «Лидер» при работе с этими средствами — разработка такой инвестиционной стратегии управления, которая позволяет обеспечить сохранность и прирост переданных в управление средств граждан, доверивших Компании накопительную часть своей пенсии.
- Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
- Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
- Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
- Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
- Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
Отчисление на свои лицевые счета для формирования пенсионного обеспечения в будущем – право, которым наделён каждый гражданин.
Источники формирования таких поступлений:
- Работодатели.
- Личные взносы.
- Государственное финансирование.
Внимание! Гражданин получает дополнительное право выбрать страхователя, с которым будет сотрудничать в будущем.
Доступно сразу несколько вариантов:
- Негосударственные пенсионные фонды.
- Государственные.
- Управляющая компания.
Право менять страхователя даётся максимум 1 раз каждые пять лет. От индивидуальных особенностей ведения счёта и сотрудничества зависит то, как будут происходить отчисления. В отделении ПФР и в Личном Кабинете Госуслуг можно получать любую необходимую информацию.
Оформление выплат предполагает подачу соответствующего заявления, которое подкреплено другими доказательствами в письменной форме. Дополнительные требования предъявляются к тем, кто обращается за такими выплатами раньше назначенного срока.
Полезно также почитать: О Федеральном Законе 173
В ст.4 говорит, что граждане РФ и иностранцы получают право на выплаты, если соответствуют следующим условиям:
- Наличие пенсионной страховки. Или участие в системе, которая обозначалась как ОПС ПФР.
- Наличие пенсионных сбережений. Они массово формировались гражданами 1967 года рождения и более старшими. Ещё один период учёта – 2002-2005 года. Есть те, кто формировал свои накопления на добровольной основе помимо этого времени, при участии в специальных программах.
- При достижении пенсионного возраста, установленного общими правилами.
- Соответствие другим требованиям, которые установлены действующим законодательством.
За счёт сбережений пенсионера всегда дают возможность получать следующие виды выплат:
- Бессрочные накопительные пенсии. Обычно это приоритетная форма использования действующих сбережений.
- Единоразовые выплаты.
- Срочные накопительные выплаты. Их продолжительность определяет пенсионер. Но редко устанавливают время больше десяти лет.
Минтруд разработал законопроект «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2021 год». В соответствии с документом, который есть в распоряжении «Известий», со следующего года срок расчета выплаты накопительной части россиянам увеличится с 258 до 264 месяцев, или до 22 лет. То есть на это время будет делиться вся сумма накоплений, которую граждане смогут начать получать с момента наступления пенсионного возраста (55 лет у женщин и 60 — у мужчин). Если речь идет, например, о сумме в 100 тыс. рублей, то ежемесячно выплата пенсионерам составит 378 рублей, в случае 1 млн — 3,78 тыс. рублей. В 2020 году эти суммы составили бы 387 рублей и 3,87 тыс. рублей соответственно.
Закон об инвестировании накопительной части пенсии
В оппозиционных фракциях, напротив, уверены, что новый документ лишь способ сократить месячные выплаты.
— Создается опасность того, что сама доля накопительной пенсии уменьшится до критического минимума. Причем очевидно, что не все граждане доживают до цифр, указанных в документе. Поэтому вопрос о том, что все смогут получить свои деньги, на мой взгляд, не совсем однозначен. Кто-то, например, просто может не успеть написать завещание. От этой системы нам вообще надо отказаться, — считает первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов.
Разделение пенсионных накоплений на две части произошло ещё около двадцати лет назад. Раньше основным источником становились отчисления с зарплат. После 2002 года стали использовать личные накопительные счета, принадлежавшие гражданам. На страховую часть пенсии у работодателя с каждой выплаты идёт по 16%. 6% нужно для формирования накопительной части.
Справка! Взносы по накопительной части сохраняются на индивидуальных счетах. Именно из этих средств выплатят потом вознаграждения пенсионерам. Сейчас за них рассчитываются те, кто сохраняет официальные рабочие места.
Застрахованные лица могут получить накопления при выполнении целого ряда условий:
- Появление прав на выход на пенсию, в том числе – досрочный.
- Наличие отчислений на индивидуальном лицевом счету.
- По сравнению со страховой пенсией накопительная составила 5% и более от общей суммы.
Если размер меньше 5% — значит, средства можно получить в виде единовременных перечислений, одной суммой.
Назначения по другим видам обеспечения не влияют на накопительную часть. Если какие-либо изменения появляются – они основаны на корректировках Федерального закона, никак иначе.
Гражданин, который уже является пенсионером либо имеет право оформить страховую пенсию по старости при наличии сформированных пенсионных накоплений, может получить НЧП в виде единовременной выплаты. Порядок их проведения регулируется Постановлением Правительства РФ № 1048 от 21.12.2009 г. «Об утверждении Правил единовременной выплаты…».
Таким образом, право получить единовременно средства пенсионных накоплений есть далеко не у всех пенсионеров. Такую возможность согласно ст. 4 закона от 30.11.2011 г. № 360-ФЗ имеют граждане, которые:
- Получают пенсию по инвалидности, по потере кормильца, государственному обеспечению, при условии, что они не приобрели право получать страховую пенсию по старости по причине отсутствия требуемого законами страхового стажа, либо величины ИПК, но при этом достигли общеустановленного пенсионного возраста.
- Получатели страховой пенсии по старости, которые имели бы величину накопительной пенсии в случае ее назначения менее 5% от общего размера пенсионного обеспечения — то есть если пенсионных накоплений к моменту выхода на пенсию было сформировано мало и они не дадут прибавку более 5% к установленному размеру выплат.
Стоит указать, что единовременная выплата также не осуществляется гражданам, которые уже получают денежные средства из пенсионных накоплений в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии — срочной или пожизненной.
- 1. Что за накопительная часть?
- 2. Откуда берутся деньги?
- 3. Что из этого заморозили?
- 4. У меня была накопительная пенсия. Где она теперь?
- 5. У моего НПФ отобрали лицензию. Деньги пропали?
- 6. Хочу увеличить накопления. Что делать?
- 7. А что-то еще сделать можно?
- 8. Выхожу на пенсию. Как забрать деньги?
- 9. Что будет с накопленными деньгами в случае смерти владельца?
О господдержке формирования пенсионных накоплений
Подпункт «в» пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 9 мая 2005 года N 48-ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст.1755) признать утратившим силу.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки вступления в силу.
2. Подпункты «г» и «д» пункта 11 и подпункты «в» и «г» пункта 13 статьи 1, подпункт «а» пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.
3. Абзацы четвертый и пятый подпункта «а» пункта 9 статьи 1 и абзац третий подпункта «б» пункта 20 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2010 года.
4. Застрахованные лица, средства пенсионных накоплений которых ко дню вступления в силу настоящего Федерального закона находились в доверительном управлении государственной управляющей компании, вправе со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не позднее 30 сентября 2009 года подать заявление о выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании либо расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании. Такие заявления, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 30 сентября 2009 года, рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет соответствующий перевод средств пенсионных накоплений в срок не позднее 31 октября 2009 года.
5. Инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании формируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, из средств пенсионных накоплений:
1) застрахованных лиц, выбравших государственную управляющую компанию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не воспользовавшихся правом, предоставленным им частью 4 настоящей статьи;
2) застрахованных лиц, выбравших инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
6. Расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании формируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе инвестиционного портфеля государственной управляющей компании, сформированного ко дню вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением средств, переведенных в инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
7. Инвестирование средств пенсионных накоплений, входящих в состав расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании и инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), начинается с 1 ноября 2009 года.
Президент
Российской Федерации
Д.Медведев
Москва, Кремль
18 июля 2009 года
N 182-ФЗ
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
Единовременная выплата предполагает получение сразу всех пенсионных накоплений одной суммой. В соответствии со статьей 4 Закона N
— лица, которые при достижении возраста 55 лет для женщины, 60 лет для мужчины не приобрели право на страховую пенсию по старости
— лица, у которых размер накопительной пенсии составляет меньше 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.
Застрахованные лица, которым ранее была установлена накопительная пенсия (пожизненная, ежемесячная), не могут получить единовременную выплату.
Застрахованные лица, которые получили средства пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, вправе вновь обратиться за такой выплатой не ранее чем через пять лет со дня предыдущего обращения.
Срочная выплата — это ежемесячная выплата части пенсионных накоплений, сформированных за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N
Срочная пенсионная выплата может быть назначена по заявлению застрахованного лица с указанием определенного срока, в течение которого он желает получать данные средства, но срок выплаты не может быть меньше 10 лет (120 месяцев).
Срочная пенсионная выплата осуществляется ежемесячно.
ВЫПЛАТА СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
Документы могут быть поданы застрахованным лицом:
- лично в головной офис Фонда или к представителям Фонда в регионах,
- направлены почтой по адресу: 115054, г. Москва, Космодамианская наб., д. 52, стр. 5,
АО «НПФ Эволюция» .
В случае, если заявление и документы направляются по почте, то необходимо из общего перечня требуемых документов заверить нотариусом следующие документы:
- подлинность подписи на заявлении на выплату;
- копию паспорта застрахованного лица;
- копию документа, подтверждающих изменение персональных данных(если были изменения);
- копию СНИЛС.
- Заявления на единовременную выплату рассматриваются в течение месяца со дня получения заявления и документов. По Заявлениям на накопительную пенсию и срочную пенсионную выплату не позднее 10 дней с даты предоставления/получения всех необходимых документов для назначения выплаты
- Фонд направляет Решение почтой по фактическому адресу, указанному в заявлении.
- Если застрахованному лицу назначена накопительная пенсия — первая выплата производится не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем принятия Решения.
Если застрахованному лицу назначена единовременная выплата средств пенсионных накоплений — средства будут выплачены в срок, не превышающий 1 месяца с даты принятия Решения (в соответствии с Правилами единовременной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 1048).
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) существуют в Украине с 2004 года. По данным Нацкомфинуслуг, участниками НПФ на конец 2018 года являлось 840 тыс. человек.
НПФ есть трех видов: открытые, корпоративные и профессиональные. Участником открытого НПФ может стать любой украинец. Корпоративные фонды создаются для сотрудников отдельного предприятия (например, КНПФ «Стирол»), профессиональные – для представителей одной профессии.
Жесткий подход к пенсионным выплатам. НПФ позволяют копить исключительно на пенсию. Срок наступления пенсионного возраста человек определяет для себя самостоятельно, но от законодательно определенного он может отличаться не более, чем на 10 лет.
Период выплат должен составлять не менее 10 лет, если размер накоплений превышает 60 прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан на момент окончания накопления. Забрать всю сумму сразу можно лишь в случае, если размер среднемесячной выплаты окажется меньше 50% месячного минимального прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан за 10 лет.
Сейчас прожиточный минимум для этой категории граждан составляет 1497 грн. То есть по состоянию на 2019 год, участник фонда может забрать сразу весь накопленный капитал, если сумма составит до 89 820 грн. Если накопления превысят эту планку, он будет получать деньги в виде регулярных выплат.
Причина такого ограничения связана с философией продукта. «Государство стимулирует повышение уровня пенсионного обеспечения после выхода на пенсию. Участник сам выбирает, как долго он хочет ежемесячно получать дополнительную сумму, но этот срок не должен быть менее 10 лет. Если же ему не удалось накопить значительную сумму, что делает эту прибавку незначительной, то он может получить и потратить ее сразу», — рассказывает глава подразделения по управлению локальными активами группы ICU Григорий Овчаренко.
Также забрать единоразово средства из НПФ можно в случае получения инвалидности или критического заболевания к моменту окончания периода пенсионных накоплений.
Даже после того, как НПФ начнет делать выплаты участнику, на его накопления продолжает начисляться инвестиционный доход. Это может значительно увеличить его сбережения и итоговую сумму выплат, — пояснил Виталий Дышловой.
Наследование только по закону. В случае смерти участника НПФ, причитающиеся ему пенсионные накопления могут перейти к его наследникам только на общих основаниях и не ранее, чем через 6 месяцев. Для сравнения: в страховании, например, клиент может указать в качестве наследника любого человека, не обязательно родственника.
Никаких гарантий. В отличие от банковских депозитов, ставка по которым оговаривается до заключения договора, и страхования жизни, где гарантируется минимальная доходность 4%, НПФ не гарантирует своим участникам конкретный доход. Инвестиционный результат, полученный управляющими компаниями, может быть и отрицательным. То есть НПФ может потерять деньги клиентов из-за неэффективной инвестиционной политики.
Тут кроется основной риск НПФ – компании даже умышленно могут выводить средства клиентов за счет вложений в низколиквидные и недоходные инструменты. Более того, даже показывая «минусы», они вполне могут брать плату за обслуживание. НПФ может удерживать до 7% от пенсионных активов, вне зависимости от того, была ли деятельность фонда прибыльной.
Но большинство НПФ в Украине сегодня придерживаются очень консервативных стратегий инвестирования. Они вкладывают средства преимущественно в ОВГЗ и депозиты. Доля недвижимости, корпоративных облигаций и акций в сумме составляет менее 10% активов всех НПФ. Тем не менее, несколько НПФ по итогам прошлого года показали убытки.
Показатели доходности в открытых НПФ на 18.03.2019 г.
Название НПФ |
Доходность за 365 дней |
Джерело |
12,16 |
Династия |
11,73 |
ОТП Пенсия |
11,25 |
ВПФ «Социальный стандарт» |
10,17 |
Взаимопомощь |
9,92 |
Пенсионный капитал |
9,84 |
Фонд пенсионных сбережений |
8,5 |
Инициатива |
7,79 |
Украинский пенсионный контракт |
7,7 |
Надежная перспектива |
7,61 |
Социальная перспектива |
5,71 |
Арта |
5,52 |
Украинский пенсионный союз |
2,69 |
Фри Флайт |
-0,91 |
Данные: Административный центр персонифицированного учета
Накопления только в гривне. Закон обязывает делать отчисления в НПФ только в гривне. Следовательно, накопить на старость в твердой валюте не получится. Но НПФ, в свою очередь, могут инвестировать в валютные финансовые инструменты, например, депозиты в валюте и валютные ОВГЗ. Таким образом они защищают накопления клиентов от девальвации.
Важный момент – НПФ начисляют доходность не в процентах, как с банковским депозитом, а в стоимости пенсионной единицы. На момент создания фонда стоимость пенсионной единицы составляет 1. По мере роста пенсионных активов и инвестдохода, ее стоимость меняется. «Наш пенсионный фонд «ОТП Пенсия» работает 10 лет и сейчас единица пенсионных взносов стоит 4,05 грн. Таким образом, рост активов составил более 300%. Это значительно больше инфляции за тот же самый период (190%)», — рассказали в «ОТП Пенсия».
Другой пример: с начала управления фондом «Династия» (с 2013 года), его среднегодовая доходность составляет 23%. «За этот период ваши взносы в размере 70 тысяч гривен (по 10 тысяч в год) увеличились бы на 73.5 тысячи, а общие сбережения составили бы 143,5 тысячи гривен», — подсчитали в ICU.
Налогообложение НПФ. При получении единоразовой выплаты из НПФ она облагается 18% налогом на доходы физлиц. Дополнительно удерживается 1,5% военного сбора.
Срок. Из-за того, что депозит размещается на короткий срок, у вкладчика всегда есть соблазн и возможность снять и потратить деньги по окончании депозита.
Отсутствие помощников. Клиент должен самостоятельно заниматься размещением накоплений на следующий период, а также самостоятельно анализировать и искать лучшие предложения по размещению средств. В случае с НПФ и страховой компанией это делают обслуживающие компании.
Ограничение по наследованию. В случае смерти клиента забрать депозит можно будет только спустя 6 месяцев после смерти. Унаследовать средства может только наследник по закону или завещанию. Это усложняет возможность получения средств людьми, не находившимися в законном браке.
Регина Дацюк
Рассылка про депозиты от «Минфина»
Дважды в месяц рассказываем о важных новостях для вкладчиков
Предложение Минтруда России о резком увеличении минимального размера пенсионных накоплений, при котором они выплачиваются не сразу, а ежемесячно и пожизненно, относится к тому редкому виду государственных инициатив, которые идут на пользу пенсионеру. Потому что позволят ему вместо буквально нескольких сотен рублей в месяц получить сразу всю сумму накоплений, а это уже сотни тысяч рублей, уверяет руководитель консультационной практики «Управленческие решения деловых проблем» Евгений Змиев. Даже если пенсионер эту сумму потом сам отнесёт в банк, то он выберет банк с процентами, явно более высокими, чем копеечная доходность пенсионных фондов, рассуждает эксперт.
Пенсионные накопления являются совокупностью денежных средств, которые включают в себя сумму всех страховых взносов, которые направлены на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Со временем денег на указанном счете человека будет становиться больше. В итоге именно они станут основой пенсионных выплат гражданина в будущем, после того как он достигнет установленного законом возрастного ценза или опыта работы.
В соответствии с законодательством РФ данные денежные средства являются государственной собственностью. В то же самое время они не участвуют в формировании федерального или соответствующего регионального бюджета.
По закону существует несколько различных источников, из которых деньги могут попадать на пенсионный счет человека. Он может пополняться за счет:
- обязательных страховых взносов;
- дополнительных страховых взносов;
- добровольных взносов, производимых работодателями;
- материнского капитала либо его части;
- полученных доходов от инвестирования.
Пенсионные накопления гражданина подлежат обязательному учету на специальном лицевом счете, содержащим в себе всю совокупность поступлений из вышеперечисленных источников.
В недавнем прошлом Государственная Дума России приняла федеральный закон, по которому любой гражданин наделяется правом производить инвестирование средств пенсионных накоплений по собственному усмотрению.
При этом следует учитывать, что пока от человека не поступило его заявление о том, как следует распоряжаться данными денежными средствами, они находятся в ведении Внешэкономбанка. Начиная с 2003 года, эта компания представляет из себя государственную управляющую компанию (ГУК), осуществляющую доверительное управление деньгами пенсионных накоплений граждан.
Итак, на сегодняшний день любой человек может доверять собственные пенсионные накопления:
- частным управляющим компаниям (УК);
- государственной управляющей компании.
От правильности сделанного выбора во многом будут зависеть конечные результаты по осуществляемым инвестициям. Управляющие компании являются специализированными предприятиями либо организациями, имеющими особые права, позволяющие осуществлять исключительный вид деятельности и управлять пенсионными накоплениями граждан.
Все УК обязательно должны получать особые лицензии, которые позволяют им заниматься подобной инвестиционной деятельностью.
Накопить на пенсию: НПФ или депозит
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.
Виды пенсионных систем |
Способы финансирования пенсионных систем |
---|---|
Солидарно-распределительная (нефондируемая) |
Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения). |
Накопительная (фондируемая) |
За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем. |
Смешанная |
Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений. |
По данным Международной организации труда (МОТ), в мире преобладает распределительная пенсионная система: среди 58 наиболее развитых стран мира этот способ финансирования практикуют 44 государства.
В западных странах пенсионные модели традиционно делят условно на два типа: построенные по модели Бисмарка (континентальной) и Бевериджа (англо-саксонской).
Модель Бисмарка используется в Германии, Австрии, Бельгии, Дании, Швеции, Франции, Италии, Греции. По этой модели средства для выплаты пенсий аккумулируются за счет взносов работающих и пропорционально распределяются между всеми, кто имеет право на пенсию. Уравнительный принцип формирования пенсий порождает в обществе социальное иждивенчество, снижает у населения интерес к сбережениям. Системы дополнительного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и собственных средств работников существуют, но не носят повсеместного характера.
По модели Бевериджа построены пенсионные системы Великобритании, Ирландии, США, Канады, Голландии, Австралии. В соответствии с ней государство обеспечивает населению минимальный уровень пенсионного обеспечения, который, как правило, не коррелирует с величиной заработка. Поэтому в странах, где используется англо-саксонская модель, получили распространение дополнительные режимы пенсионного обеспечения, построенные по накопительному принципу.
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Конституцией и законодательством Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выполнение в течение трудовой деятельности особых функций (пенсии госслужащих), а также по ряду социальных показателей.
Право на получение того или иного вида пенсии зависит от разных обстоятельств и может производиться в рамках обязательного пенсионного страхования или государственного пенсионного обеспечения.
Обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, которое регулирует Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». «Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения».4
Виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию:
- по старости,
- по инвалидности,
- по потере кормильца.
Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов. «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете».5
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.
Плательщиками страховых взносов (страхователями) признаются физические и юридические лица, которые производят выплаты наемным работникам (работодатели), а также граждане, обеспечивающие себе работу самостоятельно – частные предприниматели, нотариусы, частные детективы, адвокаты и другие.
«Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».6
Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
- пенсия за выслугу лет;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- социальная пенсия.
Формирование пенсии по государственному пенсионному обеспечению происходит за счет средств государственного бюджета.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
- федеральные государственные гражданские служащие;
- военнослужащие;
- участники Великой Отечественной войны;
- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
- космонавты;
- граждане из числа работников летно-испытательного состава;
- нетрудоспособные граждане.
Пенсии по старости выплачиваются по достижении общеустановленного пенсионного возраста:
- для мужчин – 60 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 65 лет);
- для женщин – 55 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 63 года.
Пенсия по старости выплачивается либо как трудовая – в рамках системы обязательного пенсионного страхования, либо как социальная – в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.
Трудовая (страховая) пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе ОПС лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности.
Социальная пенсия – это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж.
«Гражданам, имеющим право на различные пенсии, устанавливается только одна из них, по их выбору, кроме инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны и других категорий, оговоренных в ст. 3 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».7
С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.
Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.
По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.
При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.
Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.
«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9
Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.
Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Вид выплаты |
Особенность выплаты |
Кто может получить |
---|---|---|
Единовременная выплата |
Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов. |
Срочная пенсионная выплата |
Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений) |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Накопительная пенсия |
Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
У работающих граждан 1966 года рождения и старше страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.
Формирование пенсионных накоплений для лиц этой возрастной категории может происходить только за счет добровольных взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию.
Сценарий ликвидации: условия выплаты накопительной пенсии могут изменить
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Программа с установленными выплатами гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, исходя из размера зарплаты и стажа работы в компании. Как правило, программы с установленными выплатами формируются за счет отчислений работодателей, а программы с установленными взносами финансируются одновременно работодателями и наемными работниками. «При этом работник получает свой персональный счет в пенсионном фонде и может принимать решение об инвестировании своих накоплений в ту или иную сферу (и тем самым может некоторым образом влиять на увеличение объема своего пенсионного капитала). Данные пенсионные программы не предусматривают установленного размера выплат. Пенсионные пособия определяются суммой накоплений и не зависят от стажа работы и величины заработка».11
Персональные пенсионные накопления в США имеют две основных разновидности:
- личный пенсионный счет (Individual retirement account – IRA) в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях;
- накопительный вклад по месту работы (Deferred Compensation Plans).
Оба варианта позволяют выбирать схему инвестирования, так что работник сам несет ответственность за результаты своих вложений.
В Великобритании работники имеют возможность выбирать, получать либо государственную пенсию по выслуге лет (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS), либо негосударственную пожизненную пенсию по выслуге (Occupation Pension Scheme) в рамках корпоративных пенсионных программ. Пенсионные взносы выплачивают в обязательном порядке, как правило, и работодатель, и работник.
Британцы могут увеличить размер пенсии за счет добровольных отчислений и инвестиций в страховые компании, кооперативы, инвестиционные компаний. Независимое бюро (Income Drawdown Advisory Bureau) предоставляет населению индивидуальные консультации по выбору правильной стратегии инвестирования.
«В частности, как в США, так и в Великобритании пенсионные программы с установленными выплатами вытесняются программами с установленными взносами (последние не гарантируют определенных выплат, а зависят от накопленного пенсионного капитала работника). Расширяется использование программ личного пенсионного страхования, основанных на накопительном принципе».12
В Австралии накопительная часть пенсии формируется за счет отчислений в частный пенсионный фонд, которые на паритетных началах обязаны делать и работник и работодатель. Выбор фондов для пенсионных накоплений ограничен, а их деятельность строго контролируется государством, чтобы не допустить инвестирования пенсионных накоплений в высокорисковые активы. При этом назначение пенсии зависит еще и от результатов проверки уровня сбережений – обеспеченным людям государственная пенсия не положена. В то же время, австралийцы могут добровольно делать отчисления в негосударственные пенсионные фонды, чтобы увеличить свою пенсию.
На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.
Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.
Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.
Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.
Современная пенсионная система Российской Федерации подразумевает индивидуальную ответственность граждан нашей страны в части их личного распоряжения накопительной частью трудовой пенсии. Управление накопительной частью предназначено для сохранения пенсионных средств от инфляции и возможности получения благодаря им инвестиционного дохода.
Почему инвестирование средств пенсионных накоплений так важно для любого гражданина нашей страны? Ответ достаточно прост. В случае если ваши сбережения в виде накопительной части просто лежат на пенсионном счету, они подвержены инфляции, и эта самая инфляция будет постепенно нивелировать казалось бы увеличивающуюся общую сумму средств. А в случае, когда накопительная часть передана под управление одной из лицензированных и аттестованных управляющих компаний, она вкладывается в различные инструменты инвестирования, благодаря чему, она, во-первых защищается от инфляции, а во вторых приумножается благодаря осуществленным инвестициям.
Смысл в том, что существуют управляющие компании, уполномоченные министерством финансов Российской федерации распоряжаться средствами граждан нашей страны с целью сохранить и преумножить средства накопительной части пенсии, переданные им в управление, путем их инвестирования в доступные и разрешенные финансовые инструменты. Данные управляющие компании несут высокую социальную ответственность перед гражданами.
Данный закон говорит о том, что граждане страны не имеют ограничений в части принятия решения о размещении собственной накопительной части пенсии в управляющие компании для последующего сохранения и увеличения размещенных средств. В данном законе для подобного рода операций предусматривается открытие лицевого накопительного счета для каждого из граждан с целью последующего ежемесячного перечисления накопительной части на данный счет.
Также данный закон определяет все необходимые правовые основы и нормы по порядку формирования и инвестирования пенсионных накоплений граждан, а также нормы регулирования, надзора и контроля над данным процессом.
Согласно федеральному закону, инвестирование средств пенсионных накоплений разрешено только в бумаги следующих эмитентов:
Принят
Государственной Думой
26 июня 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Нет, не можете. Всех граждан уже разделили на две категории:
— у одних продолжит формироваться накопительная пенсия за счет уплаты работодателем страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, после отмены моратория на их уплату. К ним относятся застрахованные лица, которые хоть раз выбирали способ управления пенсионными накоплениями, т.е. не являющиеся «молчунами»,
— у других формирование накопительной пенсии за счет уплаты работодателем страховых взносов прекращено. К ним относятся те, кто ни разу не выбирал способ управления, т.е. так называемые «молчуны» и те граждане, которые сознательно отказались от дальнейшего формирования накопительной пенсии, подав в Пенсионный фонд заявление об отказе от формирования накопительной пенсии.
- А если моя трудовая деятельность только началась с 1 января 2014 года?
Только для этой категории граждан законом предусмотрена возможность в течение 5 лет с момента первого начисления выбирать, на финансирование какой пенсии направить 6% тарифа страховых взносов работодателя. До принятия ими решения все страховые взносы будут перечисляться на формирование страховой пенсии. Если гражданин по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов не достиг возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором гражданин достигнет возраста 23 лет.
- Что можно сделать с накопительной пенсией в 2017 году?
Накопительная пенсия не индексируется, а увеличивается только за счет дохода от инвестирования, полученного выбранным вами страховщиком.
От правильно сделанного Вами выбора зависит размер вашей будущей накопительной пенсии. Чем выше доход от инвестирования, тем выше размер пенсии, поэтому каждый человек может распоряжаться своими пенсионными накоплениями.
Основная цель распоряжения пенсионными накоплениями – грамотное инвестирование средств с целью получения максимального дохода до момента выхода на пенсию.
- Кто такие страховщики?
Страховщик – это или Пенсионный фонд России (ПФР), или выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд (НПФ), то есть та организация, которая инвестирует пенсионные накопления гражданина и будет выплачивать их, когда он выйдет на пенсию.
Действующим законодательством для застрахованных лиц предусмотрена возможность выбора способа формирования накопительной пенсии.
В случае, если Вас не устраивает ранее выбранный страховщик, то Вы имеете право в любой момент его изменить, путем подачи заявления в ПФР.
- Узнал, что мои пенсионные накопления перевели в НПФ, хотя заявления я не подавал, что делать?
В этом случае, Вам необходимо:
— направить претензию в НПФ, в который Вас перевели без вашего ведома, с требованием предоставить Вам надлежащим образом заверенные копии заявления и договора, поданных от вашего имени;
— обратиться в суд с исковым заявлением о признании договора недействительным или заключенным ненадлежащими сторонами. Только в этом случае, возврат средств предыдущему страховщику будет произведен НПФ не позднее 30 дней со дня получения соответствующего решения суда и Вы не потеряете доход от инвестирования средств у последнего страховщика.
- Хочу поменять страховщика, могу ли я понести какие-либо потери при переходе? Как этого избежать?
Действительно, досрочный переход может повлечь потерю инвестиционного дохода, а при отрицательном результате инвестирования – уменьшение средств пенсионных накоплений (исключение составляют застрахованные лица, подавшие заявление о досрочном переходе в год пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений текущим страховщиком).
Для того, чтобы избежать потерь при переходе размещаем Памятку застрахованному лицу об особенностях расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче текущим страховщиком новому страховщику по заявлениям о переходе и досрочном переходе, поданным в 2017 году
- Почему ПФР не уведомил меня о том, что меня не перевели в НПФ?
ПФР может уведомить застрахованное лицо об отказе в переводе средств с указанием причин отказа только при наличии заявки о предоставлении уведомления об отказе, а также электронного адреса для его направления, следующими способами:
— при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган ПФР;
— путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
- Где можно получить информацию о доходности управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов?
Принят
Государственной Думой
26 июня 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:
- формировать только страховую пенсию
- формировать страховую и накопительную пенсию одновременно
Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.
В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:
- заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
- либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной «управляющей компании».
Зарегистрирован в Минюсте 26 декабря 2005 г.
Регистрационный N 7301
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3028; 2003, N 1, ст. 13, N 46. ст. 4431; 2004, N 31, ст. 3217; 2005, N 1, ст. 9, N 19, ст. 1755) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
Порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3028; 2003, N 1, ст. 13, N 46, ст. 4431; 2004, N 31, ст. 3217; 2005, N 1, ст. 9, N 19, ст. 1755) (далее — Федеральный закон) и устанавливает правила расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации (далее — Фонд) в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по конкурсу, и государственной управляющей компании (далее — управляющие компании>.
2. Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений рассчитываются для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц не реже одного раза в год в случае наступления каждого из ниже перечисленных событий:
завершение отчетного года;
завершение передачи средств Фонду управляющей компанией вследствие прекращения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
3. Для целей отражения результатов инвестирования средств пенсионных накоплений в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц для каждого инвестиционного портфеля каждой управляющей компании рассчитываются:
относительная величина дохода, полученного управляющей компанией за расчетный период в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных Фондом и сформировавших инвестиционный портфель, с учетом понесенных расходов по инвестированию средств пенсионных накоплений и начисленного управляющей компании вознаграждения за данный период — коэффициент прироста инвестиционного портфеля;
относительная величина расходов, понесенных управляющей компанией за расчетный период в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных Фондом и сформировавших инвестиционный портфель, включая начисленное управляющей компании вознаграждение за данный период — коэффициент расходов инвестиционного портфеля.