Функции генерального прокурора рф

08.12.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функции генерального прокурора рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Правовые основы деятельности — Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 205-ФЗ)

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 02.07.2013 N 156-ФЗ)

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. (в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 156-ФЗ)

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 156-ФЗ)

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 156-ФЗ)

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 171-ФЗ)

2. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки. (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления. (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

2.1. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора. (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

2.2. Сроки представления информации, документов и материалов или их копий, указанные в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, не распространяются на случаи исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных статьями 30 и 33 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

2.3. Прокурор не вправе требовать у органа (организации): (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки; (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

1. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В письме на имя главы государства генпрокурор указал, что внесенные в прошлом году в Конституцию поправки повысили статус прокуратуры. «На общем фоне понижения уровня сотрудничества европейских государств с РФ и в целом непростых взаимоотношений с партнерами по Совету Европы место Прокуратуры РФ в системе координат этой организации по-прежнему высоко, о чем свидетельствует предстоящая в июле 2021 г. в Санкт-Петербурге конференция руководителей прокуратур европейских государств», – отметил Игорь Краснов.

Он добавил, что отечественная прокуратура, выполняя функции, связанные с выдачей и взаимной помощью по уголовным делам, находится на острие взаимодействия с зарубежными партнерами по самым непростым вопросам защиты россиян, преследуемых в иностранных государствах. При этом ситуация с защитой интересов РФ, российских граждан и организаций по-прежнему остается сложной.

В письме также сообщается, что прокуратура России обладает необходимым инструментарием для наиболее эффективного обеспечения защиты государства, россиян и организаций в международных и зарубежных судебных процессах, поскольку может истребовать материалы уголовных дел в судах и следственных органах, запрашивать сведения, составляющие банковскую и налоговую тайну. Соответственно, сочетание полномочий прокурора и представителя интересов России в ЕСПЧ «позволит вмешиваться и устранять нарушение прав гражданина на всех этапах рассмотрения жалобы против России, а по необходимости и примириться с ним», – отметил Игорь Краснов со ссылкой на аналогичный опыт ряда государств (Албании, Исландии, Испании, Кипра, Мальты, Норвегии, Португалии и Словении). По его мнению, финансовое и кадровое обеспечение предложенных изменений возможно путем передачи в Генпрокуратуру соответствующих отделов Минюста и бюджетных ассигнований, выделенных на их работу.

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ

Определение 1

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.

Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.

Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.

К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.

Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.

Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.

Замечание 1

Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

  • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
  • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
  • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
  • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
  • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
  • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
  • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
  • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.
Замечание 2

Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

  1. Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
  2. Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
  3. Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
  4. Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
  5. Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
  6. Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

В систему органов прокуратуры входят несколько учреждений. Их перечень приведен ниже.

  1. Генеральная прокуратура России.
  2. Органы прокуратуры субъектов (городские, районные).
  3. Учреждения научного и образовательного характера.
  4. Иные специальные органы и военные прокуратуры.
  5. Следственный комитет, включающий в себя наличие специализированных управлений.

К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.

Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.

В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.

  • Ведение надзора.
  • Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
  • Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
  • Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
  • Выпуск определенных изданий.
  • Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
  • Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.

Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.

Условно функции прокуратуры можно разделить на две самостоятельных ветви. Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти.

В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.

Путин решил передать Генпрокуратуре функции представителя в ЕСПЧ

Для того чтобы претендовать на должность генерального прокурора РФ, кандидат должен отвечать требованиям, которые закреплены на законодательном уровне:

  • Гражданство Российской Федерации.
  • Возраст старше 35 лет.
  • Высшее образование, которое получено в аккредитованном государственном образовательном учреждении по юридической специальности.
  • Стаж службы свыше 10 лет в органах прокуратуры при условии занимания должности с присвоением классного чина.

В органы и подразделения прокуратуры на государственную гражданскую службу не может поступить лицо, которое:

  • Является иностранным гражданином.
  • Было ранее судимым либо имеет ее на момент подачи заявления.
  • Ограниченно дееспособное или недееспособное.
  • Имеет решение суда о запрете на право занимания государственных должностей гражданской службы.
  • Имеет медицинское заболевание, которое не позволяет поступить на службу в подразделения и органы прокуратуры РФ.
  • Отказывается от мероприятий по оформлению допуска к секретным сведениям и относящимся к государственной тайне.

Генеральной прокурор РФ имеет в подчинении очень большую структуру. Следующие за ним по иерархической лестнице — первые заместители, всего их два. В ведение одного входит руководство системой территориальных прокуратур: прокуратуры федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов и городов. Второй заместитель ведает отраслевыми прокуратурами, куда относятся транспортные, военные, торговые, технические, природоохранные и др., на территории субъектов и федеральных округов нашей страны.

В решении особых вопросов генпрокурору помогают старшие помощники (в том числе по особым делам), советники, помощники. Роль совещательного органа играет коллегия генпрокуратуры России.

Один из способов контроля — прокурорские проверки, под надзором могут оказаться как физические, так и юридические лица. Это не означает, что тот, кто назначает генерального прокурора РФ на должность, не может проконтролировать и его самого. Так, по поручению Президента Российской Федерации могут быть инициированы прокурорские проверки, которые касаются правомерности действий руководителей федеральных и государственных структур, органов власти. Сюда же относятся ведомства регионов и субъектов федерации.

Срок проведения проверки составляет тридцать календарных дней. Он может быть приостановлен на время для проведения дополнительных действий, экспертиз, испытаний, исследований, необходимых для подготовки окончального вывода. В целом длительность приостановлений проверки не должна быть более шести месяцев. Генеральный прокурор может дать разрешение, в исключительных случаях, на продление срока проверки. Однако на это должны быть веские основания.

В состав структуры ведомства входит:

  • Генпрокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • прокуратуры субъектов, областей, районов, городов;
  • научные и учебные заведения;
  • средства массовой информации.

На должность Генерального прокурора назначает и снимает с нее верхняя палата парламента после соответствующего представления главы державы. В руководство Генпрокуратуры РФ также входит его первый заместитель и заместители.

Кроме того, глава органа имеет помощников по особым поручениям, помощников, старших советников и советников. Статус помощников по особым поручениям равен заместителям руководителей управлений.

Структуру ведомства образовывают управления, отделы и главные управления.

Вопросы, связанные с планированием работы органа, решаются на специальной Коллегии. Ее председателем является Генпрокурор. Кроме него, в состав данной структуры входят его заместители и другие сотрудники ведомства.

Вопрос контроля работы государственного аппарата всегда волновал российскую власть. Разные правители искали на него свои ответы. За чиновниками надзирали опричники, сотрудники Тайной канцелярии, фискалы, а позже – гвардейские офицеры. Однако работало все это не слишком эффективно.

Прокуратура, как единый надзорный орган, была создана императором Петром I. Руководить новым ведомством он поставил Павла Ягужинского – своего близкого друга и соратника. Прокуратура получила серьезные полномочия, а Ягужинский считался едва ли не вторым после императора человеком в государстве. Сам Петр называл новый орган «государевым оком».

Генерал-прокурор надзирал за работой сенаторов, одновременно появилась должность обер-прокурора Синода, который занимался церковными делами. Ведомство Ягужинского следило за наполнением казны и ее расходами, контролировало порядок в местах лишения свободы.

После смерти царя-реформатора значение прокуратуры существенно снизилось, а Ягужинский поехал послом в Речь Посполитую.

Генеральный прокурор РФ и его полномочия

Новый закон о прокуратуре был утвержден в 1992 году. Принципы работы системы ведомства были записаны в Конституции РФ.

Первым прокуратуру России возглавил Валентин Степанков. Еще будучи Генеральным прокурором РСФСР, он возбудил уголовное дело против ГКЧП. В 1993 году он не встал на сторону Ельцина во время его конфликта с парламентом, поэтому после победы президента был уволен с должности.

В 1995 году ведомство возглавил Юрий Скуратов. Под его руководством Генпрокуратура расследовала целый ряд резонансных производств. К ним можно отнести дело о хищениях во время реконструкции Кремля, о пирамиде ГКО. Каденция Скуратова закончилась в 2000 году. Ранее против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в превышении полномочий. По центральным телеканалам было показано пикантное видео с его участием.

Следующим Генпрокурором стал Владимир Устинов, он занимал этот пост до 2006 года. Во время его каденции расследовались дела о взрывах домов в Москве и Волгодонске, захвате заложников на Дубровке, гибели подлодки «Курск». Под руководством Устинова Генпрокуратура вела громкое дело главаря чеченских террористов Радуева, открыла уголовное производство против Ходорковского.

В 2006 году прокуратуру возглавил Юрий Чайка. Он находился на этой должности до начала 2020 года. За это время ведомство сильно изменилось. В 2011 году у прокуратуры забрали функцию ведения уголовных дел и передали ее новому созданному органу – Следственному комитету.

В последние годы все чаще поднимается вопрос, нужна ли функция всеобщего надзора прокуратуре? В большинстве стран это ведомство руководит процессом расследования уголовных дел, а затем представляет сторону обвинения в суде.

В советское время количество специальных контролирующих органов было меньше, что в какой-то степени оправдывало данную функцию прокуратуры.

В современной России подобных структур достаточно, и их квалификация позволяет разбираться в поставленных вопросах. Работник прокуратуры – это человек, имеющий юридическое образование. У него нет детального представления о том, как работает фабрика, больница, институт или атомная станция. Поэтому расследования прокуратуры по подобным вопросам обычно носят формальный характер, а на жалобы граждан следуют отписки.

Существующая практика прокурорских проверок только увеличивает нагрузку на бизнес и является питательной средой для коррупции.

Работникам прокуратуры присваиваются классные чины. К младшему составу относятся юристы 1-го, 2-го и 3-го класса, советники юстиции. В состав высших чинов ведомства входят: действительные советники и советники юстиции 1-го, 2-го и 3-го класса.

Существуют в ведомстве и собственные награды. Например, знак «Почетный работник прокуратуры». Есть также медаль «За верность закону», она имеет три степени. Медалями награждают граждан, которые оказали весомую помощь органам прокуратуры.


1. Прокуратура РФ представляет собой систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что комментируемая статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом не осуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Будучи обязанной обеспечивать верховенство закона, единство законности на всей территории Российской Федерации, прокуратура организуется как единая централизованная система. Единство и централизованность этой системы поддерживается: общностью целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры; единством правовых основ деятельности; установленным порядком назначения прокуроров; финансированием всех органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета (п. 1 ст. 52 ФЗ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; с изм. и доп.); подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 11 Закона); запретом создания на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации (п. 3 ст. 11 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу иных специализированных прокуратур в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры, которые в основном входят в подсистему соответствующих прокуратур субъектов Федерации. Под эгидой Генеральной прокуратуры функционируют Академия Генеральной прокуратуры РФ, ряд научных и образовательных учреждений.

Подчинение всех нижестоящих прокуроров Генеральному прокурору проявляется в том, что именно этому должностному лицу предоставлено право образования, реорганизации и упразднения всех органов и учреждений прокуратуры (за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ), определения их статуса, компетенции, штатной численности и структуры; назначения и освобождения от должности нижестоящих прокуроров и директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений; принятия в рамках исключительной компетенции обязательных для исполнения решений по вопросам, связанным с осуществлением функций прокуратуры. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» (СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2830) в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, состоящий из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

Организация и порядок деятельности Следственного комитета помимо Конституции, ФЗ о прокуратуре, иных федеральных законов и международных договоров определяются Положением о Следственном комитете при прокуратуре РФ, а также другими нормативными правовыми актами Президента РФ.

В соответствии со ст. 20.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» Следственный комитет возглавляет первый заместитель Генерального прокурора — Председатель Следственного комитета, назначаемый на должность в том же порядке, что и Генеральный прокурор, — Советом Федерации по представлению Президента. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должности Президентом по представлению Председателя Следственного комитета. Председатель Следственного комитета самостоятельно определяет структуру и штатное расписание Следственного комитета и его структурных подразделений, полномочия следственных подразделений, устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от должности сотрудников.

С созданием Следственного комитета, таким образом, в прокуратуре оказался орган хотя формально и входящий в систему прокуратуры, но в организационном отношении функционирующий практически автономно, так как Закон фактически не наделяет Генерального прокурора полномочиями по определению как его структуры, так и стратегии и тактики деятельности. В значительной мере к Председателю Следственного комитета и руководителям следственных подразделений перешли и полномочи�� Генерального прокурора, его заместителей и нижестоящих прокуроров по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью следственных подразделений прокуратуры (а вместе с ними и следственных подразделений других правоохранительных органов).

В нее входит ряд учреждений. Речь идет о таких:

  • Генпрокуратура РФ;
  • департаменты субъектов (городские, районные, областные);
  • организации образовательного и научного характера;
  • военные прокуратуры и другие специальные ведомства;
  • следственный комитет, включая специализированные направления.

То есть система построена таким образом, чтобы охватить все уровни и направления прокурорской деятельности.

Если жилец не согласен с выселением, это усложняет процедуру. Если жилец прописан в квартире, это тоже сильно усложняет весь процесс. Начнем с прописки. Во-первых, стоит понимать, что процедура регистрации должна быть подвергнута сомнению. А именно:

  1. Зарегистрированный гражданин должен получить разрешение от собственника квартиры (в нашем случае это муниципалитет).
  2. Если в квартире живет кто-то еще, то придётся получить согласие и от этих жильцов.

Важно понимать, что при нарушении этих двух правил, регистрация вообще будет признана недействительной. В этом случае выселить гражданина будет значительно проще. Если же гражданин был прописан в квартире, то есть ряд ситуаций, когда жилье может быть предоставлено в обязательном порядке. На практике, не все основания для выселения позволяют получить альтернативное жильё.

Зачастую, вопрос о предоставлении альтернативного варианта жилья будет решаться в индивидуальном порядке на судебном заседании. Стоит помнить о том, что чисто теоретически, выбрасывать граждан на улицу у нас пока еще нельзя. Но на практике, возможно вообще все что угодно. Если же гражданин вообще не имел прописки, то судебная инстанция в любом случае выселит его из квартиры. Все предельно просто:

  1. Собственник передает требование о выселении.
  2. Дается определенное время для добровольного выселения.

Если гражданин не покинул квартиру вовремя, подается заявление в суд. И уже по решению суда будет осуществлено выселение. Оно даже на этом этапе еще может быть реализовано в добровольном порядке. Или уже сугубо в принудительном. Проще всего выселить гражданина из муниципальной квартиры по согласию сторон. Разумеется, согласие нужно получить в письменном виде. Потому что если жилец начнет оспаривать процедуру выселения, его согласие можно использовать как полноценный аргумент в суде. Разумеется, если гражданин согласен с выселением, то он может написать заявление самостоятельно. Для этого нужно подать заявление в УВМ. Ранее это была структура, именуемая УФМС.

Если же согласия нет, то возникает проблема. И без судебного разбирательства сделать ничего не удастся. Причина для отказа может быть любой. Например, не всегда члены семьи и наниматели согласны с предоставляемой альтернативой. В силу каких-то объективных причин. Разумеется, в этом случае придется помнить о том, что в суде это могут использовать против собственника.

Как снимают с регистрационного учета мы узнали. Практика по снятию с регистрационного учета уже давно существует. Подать исковое заявление о снятии с регистрационного учета достаточно просто, нужно обратиться к профессиональному юристу и он все сделает достаточно быстро.

Сейчас речь идет о муниципальной квартире, стоит об этом помнить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Уведомляем.
  2. Собираем доказательную базу.
  3. Составляем исковое заявление.
  4. Оплачиваем государственную пошлину.
  5. Передаем заявление в судебную инстанцию.
  6. Участвуем в разбирательствах.
  7. Получаем решение на руки.

После того как решение получено и оно положительное (в вашу пользу), стоит помнить о процедуре обжалования. Потому что вторая сторона может не соглашаться с выселением и обжаловать решение. В этом случае история повторится, но уже в вышестоящей инстанции. Если же обжалования нет или оно проиграно второй стороной, то следует выселение. Жилец может покинуть квартиру самостоятельно. А может и отказаться выселяться. В этом случае придется давить на представителей ФССП и привлекать их для завершения процедуры.

Давайте разберем весь процесс по порядку. Для начала нужно уведомить жильца и всех членов его семьи о том, что нужно покинуть жилое помещение. Это не просьба и не рекомендация, это требование. В требовании устанавливается срок исполнения требования собственника. Если жильцы отказались покидать жилье сразу, то сам факт передачи уведомления уже является доказательством досудебного урегулирования конфликта. Точнее доказательством попытки уладить конфликт без суда.

После этого нужно собрать доказательную базу. Это могут быть документы, свидетельские показания, фото и видеоматериалы. Разумеется, стоит учитывать тот факт, что универсальных рекомендаций здесь дать попросту не получится. Потому что каждая ситуация уникальна сама по себе. Исковое заявление, которое вы передадите в суд, должно соответствовать всем требованиям и нормам Гражданского Процессуального Кодекса России.

Не забудьте перед подачей иска оплатить государственную пошлину. Без квитанции об оплате сделать ничего не получится. После этого собираем пакет документов:

  1. Исковое заявление.
  2. Доказательная база.
  3. Квитанция об оплате государственной пошлины и т.п.

После чего весь этот пакет бумаг нужно доставить в суд. Это можно сделать как лично, так и посредством почтового отправления.

Разумеется, представители истца должны присутствовать на заседаниях суда. И желательно отстаивать свои требования. Ведь жилец может привести своего адвоката и начать сопротивляться.

После того как решение было получено, можно начинать процедуру выселения. Если выселяться жилец не хочет, значит его принудительно «вывезут» сотрудники Федеральной Службы Судебных Приставов. Все, на этом история с муниципальными (и не только) квартирами заканчивается. Пример муниципальных квартир универсален, ведь примерно по такому же регламенту могут выселить кого угодно из арендного жилья. Давайте поговорим об этом отдельно.

Теперь представим себе ситуацию, в которой арендодатель наткнулся на не очень честного арендатора. Был подписан типовой договор, в котором прописывали:

  1. Ответственность за просрочки.
  2. Возможность выселения за отсутствие оплаты.

И вот как раз все эти условия и были нарушены арендатором. Он кое-как платит за квартиру, при том выезжать по всей видимости вообще не собирается. По крайней мере, добровольно наниматель квартиру покидать не хочет. А вы являетесь собственником объекта недвижимости. Начнем с того, что несмотря на то, что квартира принадлежит вам, выселение возможно только двумя способами:

  1. По добровольному согласию.
  2. Через суд (принятие решения в соответствующей инстанции).

Конечно, если забыть о законодательстве РФ, вы можете силой вышвырнуть арендатора на улицу. Есть только одна проблема, он может просто подать на вас заявление в суд или в полицию. Да и применять силу не очень уместно в этом контексте. Фактически, регламент применения силы уместен для представителей ФССП. Но дело еще нужно довести до судебных приставов, а это не так уж и просто.

Все предельно просто. Изначально нам придется расторгнуть договор аренды. Но на каком основании? Как раз на основании того, что плата не вносится. По ГК РФ можно отказаться от частичной оплаты аренды. В случае, если просрочка по платежам уже достигла 60 дней, можно использовать это как основание для разрыва контракта. Впрочем, ничто не мешало вам прописать механизм расторжения договора заранее.

С юридической точки зрения, вышеописанная ситуация регламентируется 687 статьей действующего Гражданского Кодекса России. Эта статья подразумевает нарушение срока при внесении платы. Т.е. ее обойти ваш арендатор не сможет даже если платит с задержкой в 10 дней, но в полной сумме. Даже при подтверждении факта оплаты, вы можете расторгнуть договор. Это полноценное основание для расторжения договора и последующего выселения.

Есть и еще одна особенность. Вы не можете ограничивать доступ в квартиру должнику, до тех пор, пока суд не вынесет соответствующее решение. Уже на основании 35-й статьи Жилищного Кодекса России, вы можете выселить человека, с которым был расторгнут договор аренды.

Кроме того, выселить должника можно уже после 2 фактов просрочки. Если мы говорим о злостном неплательщике, то отдельным судебным разбирательством вы сможете взыскать все долги с него впоследствии. Вот только есть один интересный момент. Права собственника у нас с завидной регулярностью нарушают. При наличии хорошего адвоката, наниматель может получить 2 отсрочки:

  1. До 12 месяцев на погашение всех долгов.
  2. До 12 месяцев на выселение.

Да, процесс выселения нерадивого арендатора может сильно затягиваться. Проблема в том, что суд будет учитывать и права нанимателя.

Кроме того, отказ о принятии частичной оплаты нанимателю доказать скорее всего не получится. Очень часто в судебных решениях можно встретить отсрочки, предоставляемые даже самым злостным неплательщикам.

На практике, на все судебные тяжбы может уйти до полугода.

Стоит помнить о том, что до тех пор, пока договор не расторгнут официально, а решение о выселении не принято в судебном порядке разрешения конфликта, ограничивать доступ к помещению нельзя. И удерживать вещи, не пуская арендатора тоже нельзя. Потому что в противном случае вы рискуете получить встречное исковое заявление. И в этом случае придется участвовать еще в одном судебном заседании. А это, согласитесь, совсем не добавляет радости.

На сегодняшний день, существуют определенные правила, а также отдельные процедуры, которые при любых обстоятельствах в обязательном порядке должны соблюдаться всеми без исключения судебными приставами. Это касается всех без исключения ситуаций, где речь идет именно о снятии денежных средств с любой карты должника. И, первоначально, необходимо выделить последующие пункты:

  1. Розыск должника производится именно судебными приставами. Они занимаются поиском всего имеющегося имущества, а также различных счетов в банковских учреждениях.
  2. Приставы обязательно должны уведомить конкретного должника по поводу того, что с его счета может быть снята какая-то сумма денег. Все это обозначается в соответствующем исполнительном листе.
  3. Судебные приставы имеют полное право осуществлять снятие денежных средств не более, чем с одного банковского счета. Если счет изменяется, тогда происходит отзыв, еще раз оформляется исполнительный лист, и все происходит заново. Естественно, соответствующее уведомление также должно быть направлено по адресу самого должника. Одновременно с этим, счета, где не были списаны деньги, при необходимости могут быть просто арестованы. Это необходимо для того, чтобы имеющиеся там денежные средства были сохранены на период выполнения конкретного обязательства.
  4. В ситуации, когда денежных средств недостаточно, чтобы в полной мере выполнить соответствующие требования, тогда все остается и, в дальнейшем банковское учреждение будет каждый раз списывать средства при их непосредственном поступлении на счет. Все это будет продолжаться до того момента, пока не закроется полностью весь существующий долг.
  5. У судебных приставов имеется полное право осуществления и такого действия, как взыскание долга с заработной платы, или, к примеру, с пенсии, но не больше, чем 50 процентов. В определенных ситуациях, речь может идти даже об алиментах. Здесь же могут забрать до 70 процентов. В банковском учреждении чаще всего они не видят того, каким именно является счет социальным, обычным или зарплатным. В связи с этим, нередко встречаются и наиболее разнообразные неправомерные списания. Это происходит в том случае, когда должник не уведомил приставов по поводу того, с какого именно банковского счета они могут снимать денежные средства.
  6. Сам исполнительный лист может быть направлен на любой без исключения банковский счет, вне зависимости от использующейся валюты.

Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия

Естественно, всегда можно пожаловаться в ФССП. Как возвратить денежные средства, которые были списаны именно неправомерно? В той ситуации, когда приставами были сняты деньги, которые они не должны были трогать, тогда должником могут быть выполнены последующие действия:

  1. Потребовать у банковского учреждения информацию о наличии исполнительного листа. Также все это касается и имени судебного пристава. Необходимо сделать копию соответствующего документа, где речь идет о списании денежных средств. Банковское учреждение в обязательном порядке должно предоставить собственному клиенту такую информацию.
  2. Написать собственное заявление в местную службу самих судебных приставов. В обязательном порядке сюда стоит приложить и ту документацию, которая подтверждает присутствие реальных оснований для выполнения подобного действия.
  3. В ситуации, когда написанная жалоба так и осталась без ответа, тогда должник обладает полным правом обратиться в судебную инстанцию с собственным иском. Здесь также нужно приложить все документы.

В ситуации, когда есть решение суда о признании долга, а также сам исполнительный лист, и отсутствуют основания считать финансы на конкретном счете именно пособием, тогда судебные приставы обладают полным правом направить в банковское учреждение требование с необходимостью в снятии определенной суммы. А вот самим банковским учреждением подобное требование не может быть не исполнено. Согласие со стороны собственника банковского счета здесь не играет никакой роли.

Приставы согласно современному законодательству имеются полное право снимать денежные средства с любой зарплатной карты в той ситуации, когда на конкретного человека заведено дело, а также сам исполнительный лист был направлен в соответствующую службу. Не исключается и возможность наложения ареста на определенное имущество, а также на имеющиеся финансы. Естественно, все в дальнейшем направляется на погашение конкретной задолженности. Нередко допускается списание следующих средств:

  1. Заработной платы должника.
  2. Алиментов, но не всегда.
  3. Пенсии человека.

Другими словами, подобное списание может осуществляться даже без присутствия письменного уведомления. Согласие должника – совершенно не требуется.

В обязательном порядке необходимо понимать и то, что здесь абсолютно никого не волнует то, какие деньги присутствуют на карте. Это могут быть, как личные сбережения, так и кредитные средства. Поэтому, чтобы не попасть в слишком плохую ситуацию, необходимо разобраться в многочисленных нюансах этого процесса, которые существуют на сегодняшний день.

Когда приставы могут произвести взыскание денежных средств? Чаще всего вопросы, связанные с необходимостью в осуществлении изъятия денег на выплату задолженности, регламентируются ФЗ, который действует на территории всего государства.

Стоит отметить, что согласно этому самому закону, приставы на сегодняшний день имеют полное право осуществлять снятие денег с практически любого личного счета человека. Но все это может быть сделано только тогда, когда будет получено соответствующее решение суда.

Другими словами, все выше сказанное может свидетельствовать о том, что подобные действия пристава можно считать полностью законными только при присутствии последующих оснований:

  1. Существует решение суда, постановление или судебный приказ.
  2. Судебный пристав может получить соответствующее постановление о надобности во взыскании денежных средств, которое будет предоставлено и какими-то другими компетентными органами. В этой ситуации, речь может идти о Пенсионном Фонде.
  3. Наличие исполнительного листа, которое было передано в службу.

В остальных ситуациях, все действия против должника, которые касаются взыскания денег с карты можно считать полностью незаконными.

Жилое помещение – отдельное помещение, которое обособлено от остальных. Речь может идти даже об определенной его части. Оно должно относиться в категории имущества, обладающего недвижимым характером. Это понятие достаточно точно обозначено в современном ЖК.

Беря во внимание все это, можно сделать вывод, что подобное помещение зачастую должно быть именно изолированным. Не исключается и надобность в присутствии ограничения от остального пространства. В любой ситуации, помещение, которое обладает именно изолированным характером, представляется под видом специального строения, которое не считается отдельным именно на юридических соответственных основаниях. В связи с этим, к понятию этой разновидности жилого помещения на сегодняшний день не принято относить любую часть определенной комнаты.

Итак, что же все-таки подразумевается под таким понятием, как именно жилое помещение? Беря во внимание нынешнюю классификацию, которая была установлена современным законодательством, можно выделить последующие виды жилых строения, относящихся к жилому современному фонду:

  1. Квартира или любая ее часть.
  2. Дом, как и любая взятая в отдельности часть.
  3. Обычная комната.

Этот вид помещений всегда можно поделить и на те, что располагаются в собственности и являются частными. Они могут принадлежать, как какой-то организации, так и просто самому физическому лицу. Дополнительно, помещение может находиться в непосредственной собственности учреждений, обладающих муниципальным соответствующим характером. Другими словами, они просто могут являться государственными.

На сегодняшний день, принято выделять и те жилые помещения, которым характерно наличие именно специализированного предназначения. Все это относится к жилому специализированному фонду. К примеру, сюда принято относить:

  1. Комнаты, которые находятся в общежитии.
  2. Помещения, предназначающиеся для служебных целей.
  3. Помещения фонда, занимающегося расселением разнообразных беженцев.
  4. Различные жилые помещения, которые относятся к маневренному фонду.

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения:

  • главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;
  • следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;
  • следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.

Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

Генеральная прокуратура РФ. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Следственный комитет при прокуратуре РФ является органом прокуратуры РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции уголовно-процессуальным законодательством.

Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, который является первым заместителем Генерального прокурора РФ. Он назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В Следственном комитете при прокуратуре РФ создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.

Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.

Генеральная прокуратура РФ, полномочия и структура

Служба в органах и учреждениях прокуратуры – один из видов федеральной государственной службы. Прокурорами и следователями могут быть только граждане России, получившие высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме наличия высшего юридического образования кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненных к ним следственных отделов Следственного комитета при военных и специализированных прокуратурах в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

На должности прокурора района и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре РФ запрещает прокурорским работникам:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • состоять членом управлениякоммерческой организации;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  • использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  • получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры по соглашению с лицом, принимаемым на службу.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; б) прекращения гражданства Российской Федерации; в) нарушения Присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; г) несоблюдения ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры; д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

1. Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2. Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3. Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4. Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5. Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6. Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, частное и надзорное представление (жалобу) на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

Следственный комитет при прокуратуре — С 15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный комитет Российской Федерации. Соответствующий Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» подписал президент России 28 декабря 2010 года[4]. Новый закон преобразовал Следственный комитет в полностью самостоятельный федеральный государственный орган. Председатель Следственного комитета Российской Федерации напрямую подчинён президенту Российской Федерации.

Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре РФ присваиваются следующие классные чины:

Генеральный прокурор – его права и обязанности

На основании ст. 45 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.[6]

Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 10 января 2007 года № 1 «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „Почётный работник прокуратуры Российской Федерации“», от 2 февраля 2007 г. № 107-к «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „За безупречную службу“» и от 06 апреля 2007 года № 393 «О наградах прокуратуры Российской Федерации» были учреждены ведомственные награды прокуратуры Российской Федерации[7]:

Генеральный прокурор:

  • Чайка Юрий Яковлевич — генеральный прокурор.

Первые заместители:

  • Буксман Александр Эмануилович — первый заместитель генерального прокурора.

Заместители:

  • Винниченко Николай Александрович
  • Гринь Виктор Яковлевич
  • Гулягин Юрий Александрович
  • Гуцан Александр Владимирович
  • Зайцев Сергей Петрович
  • Карапетян Саак Альбертович
  • Кикоть Андрей Владимирович
  • Коржинек Леонид Геннадьевич
  • Лопатин Геннадий Борисович
  • Малиновский Владимир Владимирович
  • Петров Валерий Георгиевич
  • Пономарёв Юрий Александрович
  • Семчишин Иван Григорьевич
  • Сыдорук Иван Иванович

Советники генерального прокурора Российской Федерации:

  • Гурьев Руслан Владимирович
  • Каримов Салават Кунакбаевич
  • Розанов Александр Александрович
  • Сухарев Александр Яковлевич

Указом Президента Российской Федерации установлена общая штатная численность органов прокуратуры Российской Федерации в количестве 51 014 единиц, в том числе органов военной прокуратуры в количестве 3 102 единиц (из них военнослужащих 2 063 человек, гражданского персонала — 1 039 человек)[13].

В РФ прокурор – это должностное лицо, которое осуществляет надзор за соблюдением законодательства физлицами и организациями, а также выступает в роли государственного обвинителя.

Он возглавляет прокуратуру: субъекта РФ, города, района или другой территориальный орган.

Прокурору подчиняются помощники. Именно они чаще всего участвуют в судебных процессах на стороне истцов и устраивают выездные проверки. А сам прокурор обычно выполняет руководящие и координирующие функции.

В РФ система прокуратуры отделена от следственных органов. То есть, её сотрудники не участвуют в предварительном расследовании. Они лишь анализируют доводы и доказательства, собранные следователями, и принимают решение о направлении дела в суд.


Похожие записи: