Водопровод и канализация недвижимое имущество

28.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водопровод и канализация недвижимое имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для решения вопроса об отнесении газопровода и кабельной линии к объектам недвижимос­ти учитываются как их размер, так и проектная до­кумен­тация, полученная при строительстве. Такой вопрос может быть решен при проведении кадастровых работ.

К недвижимым вещам относятся прочно связанные с землей объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

При этом линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, газопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ)).

Для строительства таких объектов необходимо получение разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ), а после его завершения — разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ).

Следовательно, линейные объекты являются недвижимым имуществом и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством. Однако не каждый газопровод и кабель, иные сети являются линейными объектами, а следовательно, объектами недвижимости.

Водопровод движимое или недвижимое имущество

Определения понятий движимого и недвижимого имущества Налоговый кодекс не содержит. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ их следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.

О том, что такое недвижимое имущество, сказано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также недвижимостью являются:

подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В пункте 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам законом может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

В комментируемом письме налоговики указали, что в этом случае нужно учитывать выводы, содержащиеся в Определении Верховного суда РФ от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638. Суд отметил, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания законодательства, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. При этом государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. Аналогичные разъяснения содержатся в Определении Верховного суда РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520.

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе могут быть представлены: документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.

в соответствии с ч. 1 ст. В норме сказано: «к недвижимым (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано

Недвижимые и движимые вещи 1.Важно Однако Минфин изложил свою позицию, ссылаясь на Общероссийский Классификатор основных фондов (ОКОФ): здание – это не только коробка, это все, без чего оно не может существовать. И закон №384-ФЗ о техническом регламенте эксплуатации зданий говорит нам то же самое. Но в Налоговом кодексе мы этого не видим, нет отсылки к уже существующим документам.

Наша организация в 1997г. приобрела часть здания в собственность из имущественного комплекса, приватизированного продавцом до вступления в силу ФЗ «О гос.

регист.». В пределах арендуемого у КУГИ земельного участка, расположенного рядом с этой частью здания, находится участок подземной хозбытовой канализации, длиной 50 м. (два колодца и трубопровод, соединяющий их).

При разделе земельного участка, на той части земельного участка, которая по схеме раздела должна остаться за нашей организацией, в настоящий момент отсутствует объект недвижимости, кроме данной части подземной канализации, не стоящей на кадастровом учете ( необходимое условие для оформления аренды на 49 лет — наличие объекта недвижимости). В договоре купли-продажи в предмете указано: 1.2. Недвижимое имущество, подлежащее продаже состоит из следующих объектов: 1.2.1.Часть здания____ цеха из след.

Данный объект не носит характер вспомогательного, не является временным. Функциональное назначение водопровода и цель его постройки — длительное использование.

Доказательства обратного Велькин С.Б.

не представил. Под разрешением на строительство в силу части 1 статьи Российской Федерации понимается документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Частью 17 статьи Российской Федерации установлены случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется, а именно: при строительстве гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменении объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитальном ремонте объектов капитального строительства, а также в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Чтобы поставить инженерные сети на кадастровый учет, недостаточно правильно составить заявление и подать его в Росреестр. Застройщик обязан собрать пакет документов, а именно: подготовить техплан на основе проектной документации и акта техприемки, дать подтверждение того, что он является правообладателем объекта недвижимости. Если с заявлением обращается представитель застройщика, то нужно документально подтвердить его полномочия.

Технический план готовит кадастровый инженер. Если этого документа нет или он содержит ошибочные сведения, то постановка на кадастровый учет невозможна. Поэтому очень важно предупредить сложности и заказать техплан в аккредитованном центре кадастра и регистрации.

Техплан обязателен для:

  • вновь построенных трубопроводов;
  • канализационных сетей после реконструкции;
  • ввода зданий в эксплуатацию;
  • изменения информации, внесенной в ЕГРН.

Срок подготовки технического плана обычно зависит от протяженности трубопровода, сложности коммуникаций, полноты пакета документов. Сотрудники «Стар-Сервис» справятся с задачами любой сложности, чтобы подать сведения об объекте в Росреестр.

Постановка на кадастровый учет линейного сооружения – это процедура, которую нельзя избежать. Госпошлина за выполнение этого процесса не взимается. Обращаясь в центр кадастра и регистрации, клиент платит за подготовку документов, оказание консультации и разрешение юридических сложностей.

Чтобы постановка объекта на кадастровый учет занимала мало времени, важно составить заявление по образцу и предоставить грамотный технический план (документ с текстовой и графической частью). Компания «Стар-Сервис» уладит все вопросы, чтобы вы могли получить выписку из ЕГРН.

Водопровод относится к недвижимому имуществу

Граждане, не связанные с применением закона, всегда назовут те или иные признаки, которыми характеризуется имущество любого вида.

Критерии, по которым происходит разделение этих вещей, установлены в ст. 130 ГК.

Согласно ч.1 ст. 130 ГК, недвижимым имуществом признаются земельные участки, участки недр и любые другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых в пространстве нанесло бы им несоразмерный ущерб (сооружения, здания, незавершенное строительство и другие объекты) их назначению.

Исходя из этого определения, можно установить основные особенности такого имущества.

С автомобильным транспортом практически никогда не возникает проблем. Данные объекты обладают всеми признаками движимого имущества, которые обозначены в 130 статье ГК России. Как говорилось выше, исключением являются только самолеты, водные суда, космические ракеты и другие объекты, такие как спутники и МКС. Они подлежат обязательной госрегистрации.

Но, большинство компаний на балансе не имеет данного имущества и этого, скорее всего, никогда не случится. Другой транспорт не попадает под налог на имущество. Налогом облагается только то транспортное средство, которое принимались на баланс как основные до 1 января 2013 года.

Легальное понятие недвижимости подразумевает наличие следующих свойств:

  • ими по факту являются земельные участки и участки, на которых расположены месторождения;
  • прочная связь с землей. Это означает наличие конструктивных или иных особенностей, благодаря которым, объекты недвижимости занимают устойчивое положение, за счет контакта с поверхностью земельного участка. В качестве таковых могут выступать корневая система деревьев в саду или лесу, а также фундамент или сваи под зданием или сооружением;
  • невозможность перемещения объекта в пространстве без нанесения несоразмерного ущерба их назначению. Именно эта характеристика проводит различия между временными конструкциями (ларьками и павильонами), входящими в число вещей движимого типа, и стационарными зданиями и сооружениями. Если некапитальный объект можно увезти на грузовике, то с капитальным так не поступить. Даже редко встречающиеся случаи перемещения зданий связаны с тем, что во время этого, их нельзя использовать по назначению (размещать в них офисы или предприятия).

Существуют и производные особенности. Они связаны с необходимостью регистрации прав собственности на недвижимость.

В статье 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует.

Вынесенный в заглавие вопрос – не пустой возглас. В судебной практике можно найти довольно много споров, когда физические лица или организации пытаются доказать, что принадлежащий им объект (пристройка, гараж, забор, строение, коммуникации и др.) является именно недвижимым имуществом. Ведь если суд признает возведенный объект движимым имуществом, последствия такого решения наверняка выльются в значительные финансовые затраты. Более того: зарегистрировать права на такое имущество невозможно, а если уже зарегистрированы – суд признает регистрацию недействительной. Раз имущество движимое, значит, принять решение о его сносе или переносе значительно проще. И вместе с тем следует иметь в виду, что самовольной постройкой может быть признано только недвижимое имущество (п. 1 ст. 222 ГК РФ). Приведем два примера из судебной практики: схожих, но разных по последствиям.

Пример 1

Фундамент торгового павильона – ленточный, стеновые панели облегченные типа «сэндвич». Таким образом, признаки недвижимого имущества отсутствуют. Оснований для регистрации права собственности на торговый павильон и признания его самовольной постройкой нет (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 апреля 2009 г. по делу № А38-1050/2008-15-87).

Пример 2

Согласно техническому паспорту, торговый павильон представляет собой здание с бетонным столбчатым фундаментом и имеет стены в виде трехслойных панелей по типу «сэндвич», перегородки из сборных панелей, односкатную железную крышу, дощатые, покрытые ДВП, линолеумом полы, металлопластиковые оконные проемы. Здание обеспечено центральным отоплением, водопроводом и канализацией. Следовательно, павильон прочно связан с землей. Перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. В связи с этим строение является недвижимым имуществом, признается самовольной постройкой и подлежит сносу (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 августа 2010 г. № Ф03-5467/2010 по делу № А04-8600/2009).

Имейте в виду: для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы он был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Тем самым прочная связь с землей – лишь один из признаков, по которому объект можно отнести к недвижимости. Сюда можно добавить, например, еще один существенный критерий – наличие стационарных подведенных коммуникаций.

Наличие фундамента не может однозначно свидетельствовать о недвижимом характере имущества. Сходную позицию можно встретить и в решениях арбитражных судов. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2008 г. № Ф04-7013/2008(15948-А46-9) по делу № А46-5563/2008 указано: наличие фундамента, на который установлен торговый павильон, не может служить основанием для отнесения данного павильона к недвижимому имуществу.

Вместе с тем в Градостроительном кодексе есть понятие «объект капитального строительства» (п. 10 ст. 1). Это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Заметим, что указанное понятие не тождественно понятию «объект недвижимости», хотя тоже не ограничивается критерием прочной связи с землей.

Не стоит забывать, что рано или поздно вторая часть Налогового кодекса будет дополнена главой о налоге на недвижимость, который заменит собой налог на имущество и земельный налог. В связи с этим вопрос о признании различных построек движимым либо недвижимым имуществом встанет более остро.

К сведению

Чтобы одному из супругов совершить сделку по распоряжению общим недвижимым имуществом (продать, обменять, подарить и др.), необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 ТК РФ). В отношении движимого имущества эта норма не применяется.

Наружный водопровод движимое или недвижимое имущество

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – обязательное условие легализации прав на него. Более того: возникает право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество только с момента такой регистрации. Этот принцип закреплен статьей 219 Гражданского кодекса.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является основным нормативным документом, который определяет общие правила и порядок государственной регистрации. К данному закону следует обращаться, если необходимо произвести государственную регистрацию следующих видов недвижимого имущества и прав на него:

– предприятия как имущественного комплекса и сделок с ним;

– прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах;

– прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков;

– прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах;

– права общей собственности на недвижимое имущество;

– права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества;

– договоров участия в долевом строительстве и прав участников долевого строительства на объекты долевого строительства;

– права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

– права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества;

– права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства;

– аренды недвижимого имущества;

– сервитутов (право ограниченного пользования чужим земельным участком);

– прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного или третейского суда;

– ипотеки;

– любых прав на недвижимое имущество, связанных с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки;

– права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю;

– прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него.

Правовое регулирование государственной регистрации недвижимого имущества не ограничено указанным законом. Например, в отношении воздушных судов действует отдельный Федеральный закон от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». Вопросам государственной регистрации посвящена отдельная глава в Федеральном законе от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Порядок государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов регламентируют различные кодексы (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта), а также иные законы и ведомственные приказы.

Таким образом, государственной регистрации подлежит не только право собственности на недвижимость, но и другие права (хозяйственное ведение, оперативное управление, пожизненно наследуемое владение, постоянное пользование, ипотека, аренда и др.), а также ограничения этих прав (сервитуты), их возникновение, переход и прекращение.

Внимание

Нормы о самовольной постройке (ст. 222 ГК РФ) применяются исключительно к объектам, отвечающим признакам недвижимого имущества.

От государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него следует отличать учет некоторых видов такого имущества. В данном случае речь идет о техническом учете жилищного фонда (БТИ), а также учете других объектов капитального строительства и отдельно федерального имущества по Положению об учете федерального имущества (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447).

Регистрировать права на движимые вещи по общему правилу не нужно. Однако в законе предусмотрены особые случаи. Например, оружие.

По Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» приобретенное оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия.

Особо отмечено, что юридическими лицами с особыми уставными задачами признаются предприятия и организации, на которые законом возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия.

Мы пытались получить ответ на этот вопрос в интернете, у специалистов по регистрации прав собственности. Но, увы, четкого ответа на момент создания статьи не получили.

Видимо по вопросам регистрации прав собственности на водозаборные скважины обращаются не так часто. Оказалось, найти специалистов для решения этой задачи не просто. Попросим наших специалистов подготовить подробную справку по данному вопросу.

Обещанная статья про порядок регистрирования скважины в качестве объекта недвижимости.

В рамках статьи мы выяснили, что водозаборный скважины и объекты, связанные с ними являются недвижимыми вещами по Гражданском кодексу и права связанные с этими объектами подлежат регистрации. Кроме этого разобрались в практической целесообразности регистрирования водяной скважины в качестве объекта недвижимости.

  • Юридические лица
    • СНТ
  • Физические лица
  • Лицензирование
  • Ответы эксперта
  • Новости

В недавние советские времена вопрос, чьей собственностью является квартира, был, скорее, праздный. Квартиры предоставлялись государством, и такие системы, как стояки – отопления, канализации, водоснабжения – ремонтировались тоже за счет государства. Но времена изменились. Большинство из нас приватизировали жилье и стали собственниками. А это как дает права, так и накладывает обязанности.

К вопросу, кто должен проводить замену труб, мы еще вернемся. Для начала давайте определимся, как устроена схема водоснабжения многоквартирного дома, по каким принципам она действует. Если говорить просто, то это инженерная система, в которую входят трубы, разведенные определенным образом, приборы, позволяющие регулировать давление воды, счетчики, фильтры и др.

Прежде чем попасть в дом, вода проходит несколько этапов. Из водозаборного узла она поступает на станцию водообработки, в резервуар для воды, в водопроводную насосную станцию, водопроводную сеть и только потом подается потребителю. В многоквартирном доме также существует специальная система, чтобы вода попала к потребителю. Делает она это по стоякам – вертикально расположенным трубам.

Обустройство системы, обеспечивающей снабжение потребителя водой, осуществляется в соответствии со строительными правилами, отраженными в СНиПе, принятом в 1997 году. Название СНиПа – внутренний водопровод и канализация зданий. В документе четко сказано, какие трубы, арматура, оборудование, материалы надо использовать. В нем отражены все технологические процессы, следовать которым нужно неукоснительно.

И все-таки, возвращаясь к вопросу в начале статьи, давайте выясним, кто должен менять стояки водоснабжения в многоквартирном доме. Чтобы иметь четкое понимание ситуации, надо обратиться к документам. Главный из них – постановление правительства под номером 491, а также одна из статей Жилищного кодекса. Эти документы устанавливают зону ответственности между собственником и выбранной жителями компанией.

Если произошла авария, то менять стояк придется в любом случае. Хотя зачастую управляющие компании всячески оттягивают эту работу, ограничиваясь ликвидацией свищей. Но желательно провести замену стояков, не доводя дело до аварии. Лучше всего делать это во время капитального ремонта.

Сегодня, кстати, существуют такие схемы водоснабжения, когда трубы убираются из поля зрения, скрываются различными способами. Это смотрится гораздо эстетичнее, чем когда они расположены на виду. Главное, чтобы материалы и работы были надлежащего качества.

Если эта статья оказалась полезной для вас, мы были бы рады получить отклики на нашем сайте. Оставляйте свои комментарии, замечания, дополнения. Надеемся на дальнейшее общение.

Перевод частной канализации на баланс водоканала

Для того чтобы не возникало спорных ситуаций между собственниками и УК, нужно знать, где проходит зона ответственности управляющей компании, которая касается вопросов по водоснабжению. Нередко в судебных заседаниях решается вопрос, который касается возникшего конфликта между РСО и управляющей компанией. Споры связаны с обязанностями эксплуатационного характера, касаемо участков сети инженерного назначения, в отношении которых не было достигнуто соглашение. В том случае, когда судья принимает позицию, заявленную РСО, то компания понесет серьезные убытки. Для того чтобы минимизировать такие риски, нужно заключить соглашение, где будет прописана зона ответственности управляющей компании.

На необходимость регистрации таких прав (их возникновения) указано в п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 3, 6 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Помимо права собственности должны быть зарегистрированы, в частности, следующие права (п. 1 ст. 216 ГК РФ):

  • хозяйственного ведения;
  • оперативного управления;
  • постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • сервитут (также регистрируется как ограничение, обременение).

Определения понятий движимого и недвижимого имущества Налоговый кодекс не содержит. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ их следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.

О том, что такое недвижимое имущество, сказано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также недвижимостью являются:

— подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

— жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В пункте 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам законом может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Юридическое разделение имущества на виды, т.е. на движимые объекты и недвижимость зародилось еще во времена римской империи. Римское право использовало классификацию предметов на движимые и недвижимые виды, применяя критерий физической невозможности перемещения недвижимых вещей, прежде всего, земли и того, что с ней неразрывно связано. Согласно законам древнего Рима, движимые предметы могли быть свободно перемещены в пространстве без повреждений.

Соответственно, физический критерий прочной связи предмета с землей и невозможности его передвижения предопределил классификацию недвижимости сначала в римском праве, а потом и повсеместно на уровне основополагающей государственной доктрины. Сегодня недвижимое имущество является базой, без которой невозможно существование ни одного развитого общества и государства.

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Нужно ли отдельно платить налог на имущество с инженерных сетей?

Суды не признают недвижимым имуществом следующие объекты:

площадка, покрытая бетоном. Укладка на земельном участке определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), в том числе для прохода или для проезда, стоянки автомобилей, не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.12.2018 N Ф01-5740/2018 по делу N А43-47512/2017). Рекомендуем публикации по теме: «Асфальтовое покрытие – объект недвижимости? Судебная практика»; «Является ли бетонная площадка объектом недвижимости? Судебная практика».

Как мы уже говорили, если объект не удовлетворяет критериям признания недвижимости, он считается движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Между тем на практике с определением «движимости» имущества зачастую возникают проблемы.

Некоторые виды промышленного оборудования монтируются на фундаменте. А поскольку одним из критериев признания имущества недвижимостью является его связь с землей, возникает вопрос: к какому виду имущества относится такое оборудование?

Разъяснения на этот счет содержатся в упомянутом ранее письме Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12.

Это важно знать: Правила поведения и права и обязанности жильцов многоквартирного дома

Минпромторг как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию промышленной политики, считает необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу. Объясняется это тем, что недвижимость участвует в гражданском обороте только в комплексе с земельным участком (правами на земельный участок), на котором она расположена. Поэтому к объекту недвижимого имущества кроме самого земельного участка могут быть отнесены только здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте с ним единым объектом.

Специалисты ведомства указали, что технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то что оно может быть смонтировано на фундаменте, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования. Для него возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций.

Минпромторг России также отметил, что поименованные в разделе 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты» ОКОФ машины и оборудование (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, поскольку предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.

— оно учитывается как отдельный инвентарный объект в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

— может использоваться по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества;

— демонтаж оборудования не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимости независимо от того, входит ли соответствующее оборудование в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект.

В этом деле компания заменила на плавучей буровой установке палубные краны на более мощные. Поскольку краны можно демонтировать и установить на другое судно, компания учла их как отдельные инвентарные объекты и для целей налога на имущество рассматривала краны как движимое имущество, не подпадающее под обложение данным налогом.

Однако суды выяснили, что без кранов буровая установка неработоспособна. Старые краны числились в составе установки и составляли вместе с ней единый объект. Исходя из этого, суды пришли к выводу, что палубные краны являются неотъемлемой технологической (функциональной) частью буровой установки и, соответственно, также признаются недвижимым имуществом. Верховный суд этот вывод поддержал.

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Кому принадлежат внешние инженерные сети, построенные на деньги дольщиков?

1. Настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее — органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно -абоненты, водоотведение).

К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.

2. В настоящих Правилах используются понятия, определенные в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении», иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, а также следующие понятия: (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

«авария» — опасное техногенное происшествие, приводящее к ограничению или прекращению водоснабжения и (или) водоотведения, создающее на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем, в том числе на водопроводных и (или) канализационных сетях, угрозу жизни и здоровью людей или приводящее к нанесению ущерба окружающей среде;

«баланс водопотребления и водоотведения» — документ, содержащий сведения о среднесуточном объеме воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, и (или) об объеме сточных вод, сброшенных абонентом в централизованную систему водоотведения, в том числе сведения о распределении объема сточных вод по канализационным выпускам; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

«граница балансовой принадлежности» — линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании;

«граница эксплуатационной ответственности» — линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

контрольная проба» — проба сточных вод, сбрасываемых абонентами (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная организацией, осуществляющей водоотведение, или иным уполномоченным ею лицом, в контрольном канализационном колодце или ином канализационном колодце (сооружении, устройстве), определяемом в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод), с целью определения состава и свойств таких сточных вод в аккредитованной лаборатории по заказу организации, осуществляющей водоотведение; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

82. Определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

83. Абоненты и организации, осуществляющие транспортировку сточных вод, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил, оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод в следующих случаях:

расчетный объем водоотведения по канализационным выпускам (для транзитных организаций — по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

абонент или транзитная организация используют собственные источники водоснабжения, не оборудованные приборами учета воды, введенными в эксплуатацию в установленном порядке;

абонент или транзитная организация осуществляют прием сточных вод, сбрасываемых с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

Для указанной категории абонентов и транзитных организаций допускается не устанавливать прибор учета сточных вод в случае установления совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, факта отсутствия технической возможности установки прибора учета с подписанием соответствующего акта. При этом объем сточных вод, сбрасываемых такими абонентами или транзитными организациями в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, представляемым в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

Абзацы пятый и шестой. — Утратили силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

Транзитные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности по транспортировке сточных вод, обязанные установить приборы учета объема отводимых сточных вод, устанавливают их на границах эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации) по канализационным сетям, которые определены по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, или в ином месте, определенном договором по транспортировке сточных вод. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

84. Абонент и транзитная организация обязаны в порядке, установленном настоящими Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам для следующих целей:

а) проверка исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятие показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями;

б) проведение поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замена средств измерений (приборов учета), если они принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или если такая организация обеспечивает обслуживание таких средств измерений (приборов учета);

в) контроль договорных условий подачи (получения) холодной воды, принятия (отведения) сточных вод, в том числе проверка состояния водопроводных, канализационных сетей и иных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

86. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

87. В случае если для подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, требуется создание и (или) модернизация (реконструкция) технологически связанных (смежных) объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения для обеспечения требуемой заявителем нагрузки, организация водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивает осуществление таких мероприятий иными лицами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании такими объектами, путем заключения с ними договоров о подключении, по которым выступает заявителем.

88. Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

89. В случае если для подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», заявителем или органом местного самоуправления были получены технические условия и срок, на который были выданы технические условия, не истек, исполнителем по договору о подключении является организация, выдавшая технические условия, правопреемники указанной организации или организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, на подключение (технологическое присоединение) к которым были выданы технические условия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

107. В зависимости от своего предназначения централизованные системы водоотведения подразделяются на следующие виды: (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее — хозяйственно-бытовые сточные воды), а также сточных вод, образовавшихся в результате производства продукции и (или) оказания услуг (далее — производственные сточные воды), при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;

в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

108. Отведение (прием) в централизованные системы водоотведения производственных сточных вод допускается при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, и при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод, определяемой в том числе по результатам технического обследования централизованной системы водоотведения, а также при наличии сведений о составе и свойствах сточных вод абонента. Оценка технической возможности производится при заключении договора о подключении, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

109. Отведение (прием) в централизованные ливневые системы водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и жидких бытовых отходов запрещено.

110. Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.

135. Нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам, за исключением абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год и товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, собственников и (или) пользователей жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

136. Нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам органами местного самоуправления с учетом: (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

а) мощностей централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод;

б) условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

в) рационального использования абонентами питьевой воды, а также исключения разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами, питьевой и иной водой. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

137. Мощности централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод (в том числе ее отдельных бассейнов водоотведения) определяются по результатам технического обследования централизованной системы водоотведения. В случае если по результатам технического обследования установлено регулярное превышение пределов возможности канализационной сети по транспортировке сточных вод, приводящее к попаданию неочищенных сточных вод в окружающую среду, или пределов возможности канализационных очистных сооружений очищать сточные воды абонентов до установленных нормативов и требований, органы местного самоуправления не вправе увеличивать нормативы по объему сточных вод для абонентов, отводящих сточные воды в указанную систему. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

138. Нормативы по объему сточных вод устанавливаются на весь объем сточных вод, отводимых абонентами в централизованные системы водоотведения после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, горячего, технического водоснабжения и пара от теплоснабжающей организации). (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

Срок действия норматива по объему сточных вод составляет 5 лет. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

139. Нормативы по объему сточных вод рассчитываются с учетом планов снижения сбросов и планов по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

140. Организация водопроводно-канализационного хозяйства при расчете норматива по объему сточных вод абонента вправе производить обследование объектов водоснабжения и водоотведения абонента с составлением соответствующего акта обследования и запрашивать у абонента дополнительную информацию, включая план снижения сбросов абонента, план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод или баланс водопотребления и водоотведения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

По поводу квалификации элементов благоустройства территорий как движимое или недвижимое имущество, по нашему мнению, нужно руководствоваться разъяснениями ВАС РФ, отраженными в постановлениях от 17.01.2012 N 4777/08 и от 28.05.2013 N 17085/12. Согласно позиции ВАС РФ объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью.

Важно

Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе. В связи с этим такие сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены.

Так, например, суды не признают объектами недвижимого имущества заасфальтированные площадки.

Газопровод высокого давления имеет свою классификацию:

Категория газопровода Характеристики
I-а Давление газа может быть выше 1,2 МПа.
Диаметр трубы 1000-1200 мм.

Применяется для подключения газовой системе паровых и турбинных установок, теплоэлектростанций.

I Давление газа 0,6-1,2 МПа.
Диаметр трубы 1000-1200 мм.

Применяется для передачи газа в газораспределительные пункты.

II Давление газа 0,3-0,6 МПа.
Диаметр трубы 500-1000 мм.

Применяется для передачи газа в газораспределительные пункты для жилых домов и в промышленные объекты.

Газопровод для высокого давления в бухгалтерском учёте в обязательном порядке отражается в качестве основных средств. Это вовсе не означает, что газопровод должен быть в собственности юридического лица и лишь в этом случае юридическое лицо будет являться плательщиком налога на имущество. Обязанность по уплате налога на имущество возникает и в тех случаях, когда юридическое лицо:

  • обладает правом оперативного управления;
  • получило газопровод во временное пользование, распоряжение, владение.

Обязанность по уплате налога возникает с месяца, следующего за месяцем определения прав на объект имущества.

Например:

К ООО «АБВ» на правах оперативного управления перешёл газопровод высокого давления с 14 апреля 2020 г., когда и был отражён в бухгалтерском учёте в качестве основных средств. Остаточную стоимость газопровода необходимо рассчитывать лишь с 01 мая 2017 г.

Как мы уже говорили, если объект не удовлетворяет критериям признания недвижимости, он считается движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Между тем на практике с определением «движимости» имущества зачастую возникают проблемы.

Некоторые виды промышленного оборудования монтируются на фундаменте. А поскольку одним из критериев признания имущества недвижимостью является его связь с землей, возникает вопрос: к какому виду имущества относится такое оборудование?

Разъяснения на этот счет содержатся в упомянутом ранее письме Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12.

Минпромторг как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию промышленной политики, считает необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу. Объясняется это тем, что недвижимость участвует в гражданском обороте только в комплексе с земельным участком (правами на земельный участок), на котором она расположена. Поэтому к объекту недвижимого имущества кроме самого земельного участка могут быть отнесены только здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте с ним единым объектом.

Специалисты ведомства указали, что технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то что оно может быть смонтировано на фундаменте, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования. Для него возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций.

Минпромторг России также отметил, что поименованные в разделе 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты» ОКОФ машины и оборудование (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, поскольку предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.

Налоговой базой для исчисления налога на газопровод является его среднегодовая стоимость, которая определяется исходя из данных бухгалтерского учёта. Если амортизационных начислений на газопровод не предусмотрено – его стоимость определяют по формуле:

Стоимость (С) = Первоначальная стоимость Величина износа*

* величина износа определяется по установленным нормам амортизационных отчислений.

Получив данные средней стоимости газопровода, можно переходить к расчётам налога на газопровод:

Необходимо получить расчёт средней стоимости:

СС = (С1 + С2 + С3) / (НП + 1)
  • СС – средняя стоимость
  • С1 – стоимость имущества на 1 число каждого месяца налогового периода
  • С2 – стоимость имущества на последнее число каждого месяца налогового периода
  • С3 – стоимость имущества на 1 число месяца, следующего за отчётным периодом
  • НП – количество месяцев налогового периода

Рассчитать размер авансового налогового платежа:

Ав = СС * СтН / 4
  • Ав – авансовый платёж
  • СС – средняя стоимость
  • СтН – ставка налога

Определить среднегодовую стоимость газопровода:

СГС = (С1 + С2 + + С13) / 13
  • СГС – среднегодовая стоимость
  • С1 – стоимость имущества на 1 января отчётного периода
  • С2 и …– стоимость имущества на 1 число каждого месяца налогового периода
  • С13 – стоимость имущества на 31 декабря отчётного периода

Рассчитать сумму налога:

Налог = СГС * СтН
  • СГС – среднегодовая стоимость
  • СтН – ставка налога

Рассчитать размер доплаты налога на газопровод в бюджет РФ:

Доплата = Налог Ав

Да, согласно ст. 130 ГК РФ. Кроме наружного освещения. Этот объект не во всех случаях регистрируют, но тоже могут. См. например Дело А45-10697/2020-24-248. Смотреть нужно из чего конкретно что состоит и каким образом строилось и вводилось в эксплуатацию.

Предприятию в собственность передали следующее имущество: наружные и подземные сети канализации, водоснабжения, наружное освещение. Относятся ли выше указанные инженерные коммуникации к объектам недвижимого имущества, подлежащим государственной регистрации.

В связи с тем что на сегодняшний день законодательство РФ не дает ответа на вопрос, кто и каким образом в отношении конкретного объекта (в частности, газопровода) должен определять невозможность либо возможность перемещения без несоразмерного для него ущерба, т.е. представляет ли этот объект собой недвижимость либо движимость, возникает ситуация, когда заинтересованному лицу предоставляется свобода выбора в использовании любых доказательств в подтверждение позиции об отсутствии у данного объекта прочной связи с землей.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 № 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе могут быть представлены: документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство. в соответствии с ч. 1 ст.

В норме сказано: «к недвижимым (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства». Так вот с формулировкой: «прочно связано с землей» у бухгалтеров и возникают сложности. Ведь непонятно: инженерные сети или, например, лифты – прочно ли они связаны с землей? Вот Минфин нам помог и в Письме 2012 года четко определить, что это – недвижимость.


Похожие записи: