Органы осуществляющие на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество

28.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы осуществляющие на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Рано или поздно каждому из нас приходится познакомиться с тем, что из себя представляет оформление недвижимого имущества в собственность.

Это может быть связано с покупкой земельного участка, квартиры, оформлением ипотеки или вступлением в наследство. Для того чтобы подтвердить свое право на владение этими категориями имущества, необходимо пройти процедуру ее регистрации в органах государственного Реестра недвижимости.

Данной процедуре подлежат такие сделки с недвижимостью:

Кроме них, главным документом, который упорядочивал действия при регистрации недвижимости, до 1 января 2017 года был Федеральный закон № 122. Однако в 2015 году был принят новый закон № 218-ФЗ «О регистрации недвижимости», он начал действовать с начала этого года.

Новый закон одновременно регулирует вопросы оформления недвижимости и кадастрового учета, которые раньше были закреплены в законе «О кадастровой деятельности».

По новому закону процесс регистрации происходит гораздо проще и быстрее. Это связано в первую очередь с объединением и созданием общего реестра ЕГРП и государственного кадастра. Теперь все эти процессы осуществляются одним органом – Росреестром.

Какой орган регистрирует право собственности на недвижимость

Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, образованная Указом Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии» (до 30.12.2008 — Федеральная регистрационная служба, а территориальные органы по субъектам РФ — Управление Федеральной регистрационной службы). Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Абзац 2 пункта 1 настоящей статьи определяет общие особенности регистрации протяженных объектов недвижимого имущества и объектов, расположенных в нескольких регистрационных округах (например, автомобильные и железные дороги, предприятия как имущественные комплексы, линии электропередач и др.), которые подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Однако текст статьи делает ссылку на то, что по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа в любом территориальном органе, через который проходит протяженный объект.

В пункте 2 настоящей статьи законодатель делает акцент на то, что структура регистрирующих органов определяется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.

Пункт 3 устанавливает перечень юридически значимых действий, относящихся к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

1. Установление регистрирующим органом:

— права Заявителя на представление документов в целях государственной регистрации;

— правового статуса объекта недвижимости, права на который подлежат

— наличия правопритязаний третьих лиц.

2. Осуществление действий, связанных с государственной регистрацией прав и перехода прав собственности на недвижимое имущество и выдача правоподтверждающих документов.

3. Выдача информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о зарегистрированных правах в виде выписок из ЕГРП.

4. Постановка на учет объектов недвижимого имущества не являющихся чьей-либо собственностью (бесхозяйных объектов);

5. Выдача архивных копий правоустанавливающих документов, поданных на государственную регистрацию.

Пункт 4 комментируемой статьи особо подчеркивает узкоспециализированную направленность деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Статья 4. Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

К недвижимому имуществу в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Таким образом, при отсутствии государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества является незаключенным. Если одна из сторон такого договора уклоняется от его государственной регистрации, другая сторона вправе на основании п. 3 ст. 165 ГК РФ предъявить иск об обязании зарегистрировать договор.

Оформление права собственности в данном случае имеет одну особенность. Дело в том, что регистрационную службу должен посетить не только правополучатель, но и предыдущий собственник жилья. В законодательстве многих других стран такой момент не предусмотрен.

Заявителю необходимо будет предоставить следующие документы:

Ст. 29 закона о регистрации предусматривает необходимость фиксирования данных о договоре ипотеки.

Хотя по своей юридической сути ипотека — это банковский кредит на приобретение клиентами жилья на первичном или вторичном, этот договор подлежит государственной регистрации, так как возникают юридические взаимоотношения, связанные с наличием залогового имущества.

Процедуру оформления ипотеки по российскому законодательству может инициировать нотариус, оформивший договор, и залогодержатель (зачастую это банк).

Какие документы необходимы:

  • оригинал и копия договора ипотеки;
  • квитанция про уплату госпошлины;
  • заявление залогодателя или залогодержателя.

Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция

  • Вклады в Сбербанке: какие бывают, как выбрать, можно ли открыть через Сбербанк Онлайн
  • За нарушение ПДД на железнодорожном переезде оштрафуют в 5 раз больше с 1 мая 2021 года
  • Страхование карты Сбербанка: стоимость и условия
  • ТОП-10 популярных статей из категории «Исполнительное производство», 08.09.2020
  • Подборка материала за ноябрь 2020 года, 05.12.2020
  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Гражданский процесс», 07.09.2020
  • ТОП-10 популярных статей из категории «Авторское право», 10.09.2020
  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Трудовое право», 20.10.2020

В случае успешного завершения процедуры регистрации заявитель получает Свидетельство о государственно регистрации права, а также документ, в котором отражена сущность сделки, с регистрационной надписью. Возвращаются документы, предоставленные ранее для прохождения регистрации права собственности. В противном случае сообщается о невозможности государственной регистрации недвижимости, и также возвращаются все полученные ранее документы.

  • Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  • По мнению многих собственников, государственная регистрация недвижимости – это долгий и утомительный процесс. На самом же деле, после подачи необходимых документов зарегистрировать объект недвижимого имущества можно будет в течение месяца, а сами этапы прохождения регистрации не представляют особых проблем. Все, что необходимо собственнику имущества – разобраться во всех тонкостях регистрационного процесса!

    Для каких объектов необходима обязательная государственная регистрация недвижимости? Недвижимым имуществом, право на которое необходимо зарегистрировать может быть представлено:

    Земельными участками;
    — участками недр;
    — обособленными объектами;
    — любыми объектами, связанными с землей настолько, что перемещение без нанесения им несоразмерного ущерба не представляется возможным;
    — нежилыми и жилыми помещениями;
    — зданиями и сооружениями;
    — предприятиями, выступающими в статусе имущественных комплексов;
    — лесами и многолетними насаждениями;
    — кондоминиумами и т.д.

    Регистрация права на недвижимость производится при участии собственников указанного имущества и обладателей других прав на него, если такие права подлежат государственной регистрации. В качестве таких обладателей прав могут выступать:

    Граждане РФ;
    — лица без гражданства и иностранные граждане;
    — иностранные и российские юридические лица;
    — иностранные государства;
    — международные организации;
    — Российская Федерация и ее субъекты;
    — муниципальные образования.

    Также непременными участниками данного процесса являются представители органов, посредством которых осуществляется государственная регистрация прав на недвижимость и сделки с ним.

    Процедуре государственной регистрации подлежат:

    Вещественные права лица на объект недвижимости, право собственности и хозяйственного ведения;
    — ипотека (залог недвижимости);
    — право оперативного управления;
    — право пожизненного наследуемого владения;
    — право бессрочного пользования земельным участком;
    — аренда недвижимого имущества;
    — передача недвижимости в доверительное управление;
    — аресты;
    — сервитуты;
    — другие запрещения и ограничения, которые устанавливаются действующим законодательством.

    Именно регистрация недвижимости представляет собой единственное доказательство того, что у собственника существует зарегистрированное право на определенный объект.

    К слову, его можно оспорить только в судебном порядке.

    В статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отмечается, что регистрация собственности на недвижимость включает в себя прохождение следующих этапов:

    1. Подача документов, которые необходимы для проведения государственной регистрации прав.

    С этой целью необходимо обратиться в Федеральную регистрационную службу, территориальные органы либо их обособленные подразделения, в которых осуществляется регистрация недвижимости. Документы для проведения этой процедуры выглядят следующим образом:

    Заявление о государственной регистрации объекта недвижимости;
    — документ, удостоверяющий личность заявителя;
    — доверенность, заверенная нотариусом (если заявитель выступает в статусе доверенного лица;
    — другие документы.

    Список документов может меняться в зависимости от условий регистрации и других параметров. Владельцу недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, желательно заранее получить информацию о том, какие документы необходимо предоставить в Федеральную регистрационную службу.

    2. Проверка законности сделки и проведение правовой экспертизы принятых документов.

    3. Установление факта отсутствия противоречий между уже зарегистрированными и заявленными правами на конкретный объект, определение других оснований, посредством которых регистрация сделок с недвижимостью может быть приостановлена или прекращена.

    4. Внесение записей в ЕГРП.

    ЕГРП или Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним включает в себя:

    Книги учета документов;
    — записи об объектах недвижимости, правах, правообладателях, прекращенных или существующих ограничениях и т.д.;
    — правоустанавливающие документы.


    ЕГРП – это государственный информационный ресурс, в котором содержатся сведения о прекращенных либо существующих правах на объекты недвижимости, а также данные о таких объектах.

    Организация оборота прав, которые были зарегистрированы в ЕГРП, осуществляется посредством применения положений государственного кадастра недвижимости.

    Государственный кадастр недвижимости представляет собой свод сведений и правил об объектах недвижимого имущества. Именно он является федеральным государственным информационным ресурсом. В процессе учета каждый объект недвижимости получает уникальные характеристики, посредством которых осуществляется его экономическая и качественная оценка. Также в процессе учета ему присваивается номер, который впоследствии заносят в кадастр объектов недвижимости.

    Организация государственного кадастра недвижимости – это задача, которую выполняет Федеральное агентство кадастра недвижимости . Именно эта структура обладает полномочиями для кадастровой оценки объектов. Кроме того, именно в его территориальный орган обычно подается заявление о постановке объекта недвижимости на учет с включением его в кадастр. Существует множество причин, по которым создается и ведется Федеральный кадастр недвижимости. В основном, все они касаются вопросов владения, пользования и распоряжения объектами недвижимого имущества. Конечно же, регистрация права на недвижимость также невозможна без занесения объекта в кадастр.

    Возвращаясь к ЕГРП, следует сказать, что сведения, которые в нем содержатся, являются общедоступными и открытыми. Всегда можно получить выписку из ЕГРП, которая подтверждает отсутствие или наличие зарегистрированного права собственности на недвижимость. Обычно в выписке из ЕГРП содержится следующая информация:

    Описание объекта;
    — данные о правообладателе-собственнике;
    — наличие или отсутствие зарегистрированных прав на недвижимость;
    — возможные ограничения и т.д.

    Получить выписку из ЕГРП можно, обратившись с запросом в Росреестр. Это можно сделать, используя следующие способы:

    Личное обращение (для этого необходимо предъявить удостоверение личности и написать заявление в письменной форме);
    — по почте (в этом случае по почте следует отправить нотариально заверенное заявление в письменном виде с прилагаемыми копиями документов);
    — по электронной почте (оформить запрос можно в форме электронного документа с цифровой подписью).

    В течение 5 рабочих дней территориальное подразделение Росреестра предоставляет заявителю требуемую информацию либо выдает ему отказ в письменной форме, который можно обжаловать в суде.

    5. Оформление правоустанавливающих документов и выдача удостоверений, подтверждающих тот факт, что государственная регистрация недвижимости и права на нее была проведена.

    Регистрация недвижимости часто проходит долго, и это обусловлено сложностями, возникающими именно в процессе сбора и подачи документов. Но что касается самой процедуры, то, как правило, государственная регистрация собственности на недвижимость должна быть проведена в течение 1 месяца.

    Важно знать, что собственнику могут отказать в государственной регистрации права на недвижимость по следующим причинам:

    Предоставление ложных сведений;
    — неправильное оформление документов или предоставление неполного пакета документации;
    — возникновение сомнений в подлинности документов у регистратора;
    — наличие запрета или ареста, наложенного на регистрируемый объект недвижимого имущества и т.д.

    О��каз в государственной регистрации всегда можно обжаловать в арбитражном суде.

    В числе документов для государственной регистрации значится и квитанция об уплате государственной пошлины. Этот платеж взимается в обязательном порядке. Размер государственной пошлины за регистрацию недвижимости определяется Налоговым Кодексом РФ и составляет 1000 и 1500 рублей для физических и юридических лиц соответственно. В зависимости от вида недвижимости размер пошлины за регистрацию может меняться.

    Если вы планируете осуществлять предпринимательскую деятельность в течение длительного периода времени, значит, вам потребуется специальное помещение для этих целей. Его можно арендовать или получить в собственность. В последнем случае происходит переход права собственности, и это означает, что оно должно быть зарегистрировано в соответствующем органе. И помните, что если вы не купили, а самостоятельно построили помещение, регистрация права на недвижимость такого типа также необходима.

    Основное отличие регистрации недвижимости юридическими лицами от подобных действий со стороны физических лиц состоит в том, что все документы, которые заявитель подает для регистрации, должны быть заверены не только его подписью, но и печатью.

    После процедуры регистрации предприниматель или его представитель должен получить кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества. При учете изменения недвижимости или части объекта орган кадастрового учета выдает кадастровую выписку с содержащимися в ней новыми сведениями об имуществе. Снятие объекта с учета предполагает, что предприниматель получит кадастровую выписку, в которой содержится информация о снятии недвижимости с учета.

    Если предприниматель получает отказ в проведении регистрации объекта недвижимости, он всегда может обжаловать его в судебном порядке.

    Если физическое лицо приобретает в собственность жилое либо нежилое помещение, важно проверить всю информацию относительно данного объекта недвижимости. Для этого можно использовать выписку из ЕГРП. Так появляется возможность определить, является ли собственником данного объекта конкретный человек, существуют ли ограничения на распоряжение недвижимостью и т.д. Что касается собственника помещения, то он может предъявить свидетельство о государственной регистрации, но вполне возможно, что сам объект, например, будет заложен. В свою очередь, государственный кадастр недвижимости содержит более достоверную информацию об объекте недвижимости и правами, связанными с ним.

    Итак, к числу документов, которые рассматриваются при переходе прав на объект недвижимости, могут учитываться следующие:

    • документ покупки/обмена/дарения;
    • свидетельство, подтверждающее право наследования;
    • договор о приватизации;
    • договор долевого участия (распространяется на строящиеся объекты) и т.д.

    Если в общих чертах затрагивать процесс регистрации прав на недвижимость, то можно выделить четыре наиболее важных этапа:

    1. подача документов;
    2. прохождение документами правовой экспертизы. На данном этапе сотрудник службы проверяют насколько совершаемая сделка соответствует нормам законодательства. Для того, чтобы сделка была одобрена не должно быть обнаружено каких-либо несовпадений между заявленными и существующими правами;
    3. перенесение в базу данных Росреестра информации о произошедшей регистрации прав (в том случае, если предыдущий этап прошел успешно, и работники не нашли поводов для отказа);
    4. передача бумаг заявителям, подтверждающих удачно завершенную регистрацию.

    Процедура государственной регистрации прав на объект недвижимости подразумевает четко обозначенные временные ограничения. Время, отведенное законодательством на данную процедуру, отличается в зависимости от того, какой именно метод регистрации выбирает заявитель. Существует несколько вариантов, которые приведены в таблице.

    Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И СДЕЛОК С НЕЙ

    Процедура регистрации относится к перечню государственных услуг, а потому облагается госпошлиной. Величина пошлин, вносящихся при оформлении собственности, регулируется Налоговым кодексом РФ и зависит от того, кто именно участвует в данной сделке:

    • физические лица оплачивают пошлину в размере 2 000 рублей;
    • юридические лица платят за регистрацию 22 000 рублей.
    • Типовые бланки, договоры
    • Законодательство РФ
    • Законодательство Москвы
    • Законодательство Московской области
    • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
    • Постановления и Указы
    • Медицинское законодательство
    • Законопроекты
    • Документы СССР
    • Международное законодательство
    • Комментарии к законам
    • Общая судебная практика
    • Судебная практика: Москва и Московская область
    • Судебная практика: Поволжье
    • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
    • Судебная практика: Северо-Запад
    • Судебная практика: Урал
    • Судебная практика: Волговятский регион
    • Судебная практика: Восточная Сибирь
    • Судебная практика: Западная Сибирь
    • Юридические статьи
    • Бухгалтерские консультации
    • Финансовые консультации
    • Статьи бухгалтеру

    Государственная регистрация права собственности на квартиру и другую недвижимость проводится только при уплате государственной пошлины. Сумма государственной пошлины устанавливается Налоговым кодексом РФ.

    Согласно пункту 22 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию права собственности на недвижимость взимается государственная пошлина с граждан – в размере 2 000 (Две тысячи) руб., с организаций – 22 000 (Двадцать две тысячи) руб.

    С января 2020 года отменена обязанность представлять для оформления собственности документ об уплате государственной пошлины.

    Рекомендует все таки самостоятельно при подаче заявления предоставить подлинник платежного документа и его копию.

    Подробнее о размере государственной пошлины при регистрации прав, при регистрации ипотеки, при регистрации ДДУ и иных случаях читайте здесь.

    Федеральным законом № 218-ФЗ порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не поменялся кардинальным образом, однако стал эффективнее, быстрее по срокам оформления документов, и надежнее по степени защиты информации.

    Среди основных особенностей нового нормативного правового акта можно выделить:

    • объединение в единую систему процедур регистрации и кадастрового учета, которые ранее проводились в ходе самостоятельных отдельных мероприятий;
    • предоставление возможности совершать регистрационные действия не только по месту расположения объекта, но и в любом подразделении Росреестра, на территории РФ;
    • вследствие объединения кадастрового учета и регистрации суммарный срок единой процедуры составит всего 10 дней, после чего собственник сможет получить правоустанавливающие документы;
    • сокращение срока на получение выписки из ЕГРН по запросу граждан – три дня вместо пяти;
    • подтверждение права собственности осуществляется путем выдачи выписки из ЕГРН вместо свидетельства (данное правило было введено в июле 2020 года и подтверждено Законом № 218-ФЗ).

    4.1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

    Оформление прав на объект завершенного строительства (многоквартирный дом, здание, сооружение) осуществляется по итогам ввода его в эксплуатацию. Исключение составляют только здания и строения, на возведение которых не требовалось получения разрешения на строительство.

    По общему правилу, право собственности на дом возникает у лица, обладающего соответствующим правом на земельный участок под объектом.

    Особенности регистрации вновь построенных зданий регламентированы ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ:

    • регистрация права на здание проводится одновременно с кадастровым учетом и оформлением прав на земельный участок (если такие права ранее не были внесены в ЕГРН);
    • одновременно с регистрацией и кадастровым учетом дома проводятся аналогичные процедуры в отношении всех жилых и нежилых помещений в составе указанного здания, в том числе машино-места.

    Для регистрации и кадастрового учета необходимо представить технический план не только на целое здание, но и на каждое помещение в нем.

    Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен — здесь

    В отношении многоквартирного дома проводится регистрации права долевой собственности, которое распределяется между владельцами жилых помещений.

    Комментарий эксперта. Общее имущество дома находится в долевой собственности жильцов, а выдел конкретной доли в натуре прямо запрещен ст. 37 ЖК РФ.

    Право собственности в отношении имущества прекращается в следующих ситуациях (ст. 235 Гражданского кодекса РФ):

    • При отчуждении названного имущества собственником другим субъектам (например, по сделке купли-продажи недвижимости, при дарении и т. д.).
    • При отказе собственника от права (например, от права собственности на земельный участок или долю).
    • В связи с гибелью или уничтожением имущества (например, после сноса здания, см. постановление ФАС Северо-Западного окр. от 28.05.2010 по делу № А56-34920/2009). К этому же основанию можно отнести и утрату объектом свойств, позволяющих использовать его в соответствии с первоначальным предназначением (см. постановление ВАС РФ от 20.10.2010 № 4372/10).
    • В иных регламентированных законом случаях, в т. ч. при принудительном отчуждении имущества в силу закона (см. п. 2 названной статьи). Например, если на недвижимость было обращено взыскание по решению суда и т. д.

    Единый государственный реестр недвижимости включает информацию не только о правах и обременениях, существующих в данный момент, но и о тех, которые уже погашены (подп. 2 п. 2 ст. 7 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Согласно п. 12 Порядка ведения ЕГРН, утв. приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, записи о существовавшем ранее праве погашаются путем присвоения записи реестра статуса «погашенная».

    Оформление прав на землю может осуществляться в результате совершения сделок с участками, либо в случае формирования и образования нового земельного объекта при передаче его из состава государственного или муниципального фонда.

    Для обращения в органы Росреестра за регистрацией перехода прав по гражданской сделке потребуется представить следующие документы:

    • заявление по установленной форме;
    • договор, заключенный при совершении сделки отчуждения, мены или дарения;
    • правоустанавливающий документ на земельный надел (выписка ЕГРН, свидетельство и т.д.);
    • кадастровый паспорт участка;
    • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины за совершение регистрационных действий.

    Аналогичный комплект документов будет существенно отличаться, если регистрации подлежит участок, выделенный гражданам органами местной власти. Такие наделы граждане могут приобретать следующими способами:

    • на безвозмездной основе по основаниям, регламентированным ст. 39.5 ЗК РФ (например, при целевом использовании земли, предоставленной под строительство индивидуального жилого дома);
    • путем выкупа и заключения договора купли-продажи по правилам, зафиксированным в ст. 39.3 ЗК РФ.

    Для таких участков регистрация права собственности будет осуществляться одновременно с постановкой на кадастровый учет и присвоением уникального кадастрового номера объекта недвижимости. В органы Росреестра необходимо дополнительно представить:

    • договор купли-продажи, распорядительный акт местного органа власти, подтверждающие законность приобретения прав на земельный объект;
    • межевой план на участок, изготовленный в результате кадастровых работ.

    По итогам завершения процедуры собственникам участка выдается выписка из ЕГРН и кадастровый паспорт.

    Регистрация собственности на иностранца — процесс не совсем обычный и в ряде случаев требующий дополнительного изучения. Регистрация права собственности на иностранца отличается тем, что иностранец не является гражданином России, и следовательно, должен иметь отличные от резидента РФ документы.

    • Документы, необходимые для регистрации договора купли продажи и права собственности в Росреестре:
    • Копии паспортов. Для иностранного гражданина требуется перевод паспорта нотариально оформленный;
    • У иностранного гражданина – виза в паспорте либо вид на жительство или на временное проживание;
    • Квитанция о уплате госпошлины (подробнее — госпошлина);
    • Доверенность, нотариальная;
    • Договор купли-продажи;
    • Акт приема-передачи помещения.
    • В случае, если иностранный гражданин хочет доверить регистрацию своему представителю, требуется нотариальная доверенность. Если иностранец не владеет русским языком, у нотариуса должен присутствовать переводчик.

    Если доверенность выписывается по месту проживания иностранного гражданина, к примеру, в Болгарии, доверенность выписывается с апостилем на государственном бланке. Этой возможностью обладают только страны, входящие в состав Гаагской конвенции. В случае, если нужной страны нет в этом списке, например Англии, доверенность может быть заверена только посольство либо МИД России.

    4.2. СДЕЛКИ С ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ

    1. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ).

    Государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения — объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации. По инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества и сделок с ними по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации. Государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ) (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

    Федеральный орган в области государственной регистрации: координирует и контролирует деятельность органов по государственной регистрации;

    обеспечивает соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав, а также создание и функционирование системы ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ);

    разрабатывает и издает методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации;

    в определенных им регистрационных округах назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных подразделений или территориальных отделов органов по государственной регистрации (е ред. Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ);

    обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации;

    абзац утратил силу с 1 марта 2010 года. — Федеральный закон от 21.12.2009 № 334-ФЗ;

    осуществляет иные установленные законодательством полномочия.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Федеральный орган в области государственной регистрации:

    координирует и контролирует деятельность органов по государственной регистрации;

    обеспечивает соблюдение органами по государственной регистрации Правил ведения Единого государственного реестра прав, а также создание и функционирование системы ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде;

    разрабатывает и издает методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации;

    назначает и освобождает от должности государственных регистраторов, возглавляющих территориальные подразделения органов по государственной регистрации;

    обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации;

    осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

    осуществляет иные установленные законодательством полномочия.

    1. ПРАКТИКУМ
    2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
    3. 1.1. Регистрация прав на недвижимость как объективная необходимость гражданского оборота
    4. 1.2. Цели государственной регистрации прав на недвижимость
    5. 1.3. Понятие системы государственной регистрации прав на недвижимость. Характеристика системы регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации
    6. 1.4. Принципы государственной регистрации прав на недвижимость
    7. 1.5. Государственная регистрация прав на недвижимость в системе права и в системе законодательства
    8. 1.6. Понятие государственной регистрации прав на недвижимость
    9. 2.3. Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость
    10. 2.5. Объект регистрации прав на недвижимость

    4.3. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

    • Для оформления права собственности желающему лицу необходимо выполнить ряд требований, предъявляемых законом, касательно документов, которые предоставляются регистратору.
    • При этом, набор бумаг, предоставляемый регистратору, незначительно отличается в зависимости от того, кем он подается физическим или юридическим лицом:
    • Для физических лиц:
    • обратится в территориальный отдел Росреестра;
    • составить заявление об осуществлении регистрации;
    • предоставить документы, на основании которых возникает право собственности;
    • подтвердить свою личность;
    • в случае обращения через представителя, необходима доверенность и документы подтверждающие личность представителя.

    Для организаций:

    • обратится в отделение Росреестра;
    • составить заявление о регистрации права;
    • предоставить данные, на основании которых возникает право собственности;
    • уставные документы юридического лица;
    • для представителя, необходима доверенность и документы подтверждающие личность представителя;

    Процедура осуществление внесения сведений о новом собственнике производится в несколько этапов.

    К ним относятся:

    • подготовка и сбор документов;
    • составление и подача заявления о регистрации права собственности с прилагаемыми к нему бумаг, которые необходимы для осуществления регистрации;
    • подача в территориальный отдел Росреестра либо в МФЦ;
    • принятие документов должностным лицом;
    • рассмотрение заявления и принятие решения по существу;
    • внесение в реестр сведений или отказ в регистрации права собственности.

    Законодательными актами, а также положением, закрепляются строки, в которые эта услуга предоставляется обратившемуся лицу.

    По общему правилу внесение сведений регистратор должно осуществляется в течение десяти дней. Однако Законом могут устанавливаться и иные сроки для различных видов сделок.

    Например:

    • 5 дней – в случае фиксации покупки жилья с помощью ипотеки;
    • 3 дня – для предоставленных документов, которые были удостоверены нотариусом.
    • заявление об осуществлении регистрации;
    • правоустанавливающий документ (на основании чего осуществляется смен владельца);
    • документы удостоверяющие личность заявителя;
    • согласие на продажу имущества, если оно находится в совместном владении;
    • оплата государственной пошлины;
    • кадастровый паспорт;
    • разрешение органов опеки и попечительства (если в сделке принимает участие несовершеннолетний или нетрудоспособное лицо);
    • согласие залогодержателя (если квартира в залоге);
    • согласие получателя ренты (если в отношении квартиры ранее был заключен договор ренты);
    • отказ совладельцев от права преимущественной покупки;
    • национальный паспорт заявителя, для подтверждения личности.

    Чтобы зарегистрировать право собственности, нужно обратиться в ближайшее отделение Росреестра, где необходимо будет написать заявление и приложить к нему документы, которые необходимы регистратору для внесения данных о смене собственника земли.

    • заявление;
    • предоставить документ основание перехода права собственности;
    • квитанция об уплате гос. пошлины;
    • кадастровый паспорт;
    • паспорт заявителя;
    • нотариально заверенное согласие сособственника;
    • справка об отсутствии ареста или обременения наложенного на данный земельный участок;
    • иные документы, предусмотренные законом или договором.

    Закон Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310

    Бывают ситуации, когда орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, находится от граждан очень далеко, и добраться до него проблематично. Как поступить в данном случае?

    Закон дает возможность отправить документы на госрегистрацию тремя способами:

    1. Посредством почтового отправления. В этом случае подписи на всех бумагах должны быть нотариально удостоверены, а само письмо иметь опись вложения.
    2. Посредством отправления через Интернет. Сделать это можно через сайт Росреестра или госусулг. Однако для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Бумаги подаются в форме электронных документов или образов электронных документов.
    3. Посредством обращения к нотариусу. Нотариус при помощи специальных программ может отправить документы напрямую в Росреестр. Кроме того, специалист следит за законностью совершаемой сделки.

    Важно! Если вы хотите оформить свои права как можно быстрее — обращайтесь к нотариусу. Документы, поступившие от него, рассматриваются сотрудниками Росреестра в течение 1 рабочего дня. Если же вы хотите сэкономить, и у вас уже есть ЭЦП, рекомендуем отправить бумаги через Интернет.

    Если, по вашему мнению, сотрудник Росреестра нарушил закон, заявитель может обжаловать его действие (бездействие) в судебном или административном порядке.

    Так, например, если «провинился» рядовой служащий, жалобу можно подать руководителю подразделения Росреестра. В течение 30 суток жалоба должна быть рассмотрена, заявителю должен быть дать ответ по существу.

    Обратите внимание: анонимные жалобы, а также обращения, рукописный текст которого невозможно разобрать, остаются без рассмотрения.

    Есть и альтернативный вариант — обращение с административным иском в течение 3 месяцев со дня, когда физлицу стало известно о нарушении его прав и свобод. Причем гражданин обращается не в орган правосудия общей юрисдикции, а в арбитражный суд.

    Важно! Если вы столкнулись с нарушением служащими Росреестра ваших прав (например, необоснованным отказом в госрегистрации, требованием предъявить дополнительные бумаги и т.п.) — обратитесь к сотрудникам организации «Правовой Петербург». Мы готовы отстоять ваши интересы в споре с данным органом.

    Интересует более подробная информация об органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость? Задайте свои вопросы нашим адвокатам в разделе «Юридические консультации» или по телефону в Санкт-Петербурге +7(812)603-72-21.

    Регпалата, а до этого БТИ

    Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т.е. предоставляющий услугу регистрация недвижимости, ведет учет обращений и письменных запросов.

    С 1998 г. — Учреждения юстиции по регистрации прав. Конкретные названия в зависимости от региона (ГБР — СПб, Москомрегистрация — Москва и т. д. )
    До 1998 г. в зависимости от региона и в зависимости от жилье/не жилье. В Москве — жилье — Департамент муниципального жилья (в дальнейшем Департамент жилищной политики) , нежилье — Москомимущество.

    Нотариус. . ,а потом регистрировал сделку в БТИ.

    БТИ

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

    В едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.Регистрирующим органом является Управление Федеральной регистрационной службы УФРС , в области называются…

    Управление Фед. службы гос. регистрации. (раньше ГБР)

    4.4. органы государственной регистрации и порядок осуществления регистрации недвижимости.В Санкт-Петербурге государственную регистрацию прав на объекты недвижимости и сделок с ними осуществляет ГУ ГБР государственное…

    Может и будет! Но за эти копейки пени тоже копеечными будут. Если переживаете, обратитесь в налоговую после новогодних каникул.

    При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с недвижимостью одним из наиболее острых и неоднозначных является вопрос об ответственности органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимости…

    Обязательно начислят. А почему вас это беспокоит?

    В будущем году начислят за 6 дней.


    Похожие записи: