История государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ней
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ней». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.
Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.
Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».
Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.
Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.
Государственная регистрация недвижимости
Можно выделить следующие особенности:
- государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
- одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
- другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
- понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.
Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.
Действующий порядок строится на следующем:
- единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
- обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
- сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.
Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:
- право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
- ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.
Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.
Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И СДЕЛОК С НЕЙ
Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.
Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.
Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.
Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.
Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.
Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:
- паспорта сторон сделки;
- договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
- квитанция об уплате госпошлины;
- кадастровый паспорт.
- письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.
Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.
Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.
Государственная регистрация прав собственности на недвижимость и сделок с ним будет осуществляться в небольшие сроки. Так, например, при постановке жилья на кадастровый учет и регистрация в Росреестре будет занимать не более 10 дней. При выполнении этих действий через МФЦ процедура займет не более 12 дней. Отдельно друг от друга эти процедуры занимают еще меньше рабочего времени.
ВНИМАНИЕ !!! При простой регистрации прав на жилье в Росреестре потребуется затратить не более 7 дней, а при обращении в МФЦ – не более 9 дней. Также при простой постановке на кадастровый учет необходимо ждать 5 дней, а через МФЦ – 7.
В Федеральном законе №218-ФЗ устанавливаются сроки, в которые должна происходить регистрация в Росреестре и МФЦ после получения судебных решений, которые вступили в законную силу. Также установлены сроки при получении актов от государственных органов, которые имеют право на их издание, а также при регистрации ипотеки, получении наследства и иных действий.
Если же собственник утрачивает право собственности на свое жилье в связи с тем, что попал на различные рода махинаций, в законе имеется несколько условий, при выполнении которых собственнику будет выплачена однократная компенсация. Эти условия распространяются только на тех владельцев, которые являются добросовестными владельцами или приобретателями. Такие выплаты будут производиться за счет финансового бюджета, причем сумма выплаты по сравнению с большинством производимых сделок будет незначительной. Ее размер не будет превышать 1 миллиона рублей для физических и юридических лиц.
Согласно нововведенному Федеральному закону приостановится выдача свидетельств о государственной регистрации прав на имущество. Вместо этого вводится новый документ – выписка из ЕГРН. Ее выдача также закреплена в ином нормативном акте, который является сопутствующим для Федерального закона. Им является Приказ Минэкономразвития №378.
В нем отражены четыре вида выписки:
- Выписка, которая отражает все характеристики и права жилья, которое было зарегистрировано в Росреестре или МФЦ;
- Выписка, подтверждающая факт перехода права от собственника к покупателю;
- Выписка, в которой указана дата момента получения Росреестром или МФЦ заявления или иных документов, отправленных для последующего оформления кадастрового учета или проведения процедуры регистрации;
- Выписка, в которой указываются права конкретных лиц на то имущество, которое имеется или было у них в собственности.
Для получения этих документов необходимо направить электронный запрос или лично посетить одно из отделений Росреестра. За полученный документ придется внести денежные средства, размер которых увеличился в сравнении с выпиской из ЕГРП. Так для того, чтобы получить бумажную версию документа гражданам придется заплатить 750 рублей, а юридическому лицу 2200 рублей. В случае оформления электронной выписки граждане оплачивают 300 рублей, а организации 600 рублей.
При необходимости существует возможность дополнительной услуги, согласно которой документ будет доставлен курьеров в назначенное место. За эту услугу также придется внести дополнительную оплату.
В соответствии с законом выписка предоставляется в сроки, указанные в законе. Они не должны превышать более трех рабочих дней.
4.1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ
- Сделки с земельными участками
- Оформляем земельный участок в собственность
- Как можно разделить земельный участок по закону?
- Как продать часть земельного участка?
- Договор мены земельных участков: правила заключения
- Как зарегистрировать договор аренды земельного участка?
- Как зарегистрировать дом на дачном участке?
- Как оформить в собственность садовый участок
- Договор аренды земельного участка между юридическим и физическим лицом
- Досрочное расторжение договора аренды земельного участка
- Процедура оформления земель лесного фонда в собственность
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, — земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других); (в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ)
сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;
Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
регистрационный округ — территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также — орган по государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав). (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав).
3. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд. (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия — безвозмездное пользование (ссуда). (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 196-ФЗ)
2. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, — с другой. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 29.06.2015 N 183-ФЗ)
1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
2. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение десяти рабочих дней со дня приема соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 343-ФЗ, от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 22.12.2014 N 447-ФЗ)
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины. (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав. (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
3. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
2. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
Абзацы 3 — 7 — Утратили силу (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
3. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» его государственного учета (далее — кадастровый номер). (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.
В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»). (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
4. Абзац 1 — Утратил силу (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные разделы и документы в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
5. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок и сроки хранения разделов Единого государственного реестра прав, состав номера регистрации определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда обращается орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 251-ФЗ)
В случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя. (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 13.07.2015 N 251-ФЗ)
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона. (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ)
Документы, регламентирующие право собственности на недвижимость, приобретенную до 31.01.98 г., имеют юридическую силу и перерегистрации не подлежат, если собственник не планирует осуществлять какие-либо сделки с недвижимостью (продажу, обмен, дарение и т.д.). Если же планируется имущество продать, обменять, подарить, то следует обратиться к специалистам за помощью в оформлении документов.
Для того, чтобы перерегистрировать право собственности, потребуются:
- ранее полученные правоустанавливающие документы (договоры купли-продажи, мены, дарения и т.п.);
- заявление от собственника;
- паспорт;
- квитанция об оплате госпошлины;
- доверенность (в случаях, когда перерегистрацию будет осуществлять не сам собственник).
Cвeдeния o зapeгиcтpиpoвaнныx пpaвax coбcтвeннocти нa нeдвижимoe имyщecтвo и o caмиx oбъeктax тeпepь xpaнятcя в дpyгoм peecтpe. Coглacнo измeнeниям в зaкoнoдaтeльcтвe, вcтyпившим в cилy 1 янвapя 2017 гoдa, EГPП был oбъeдинeн c ГКН.
B EГPП xpaнилиcь кpaткиe cвeдeния o нeдвижимocти, a ocнoвнoй чacтью инфopмaции были дaнныe o пpaвax coбcтвeннocти нa oбъeкты. Moжнo былo пoлyчить cвeдeния o влaдeльцe из EГPП, нo для пoлyчeния кaдacтpoвoгo пacпopтa и дpyгиx бyмaг, xapaктepизyющиx yчacтoк, дoм, квapтиpy, пpиxoдилocь oбpaщaтьcя в дpyгиe инcтaнции. A в ГКН — pacшифpoвывaeтcя кaк Гocyдapcтвeнный кaдacтp нeдвижимocти — xpaнилиcь cвeдeния oб oбъeктax нeдвижимoгo имyщecтвa, зaтo инфopмaции o coбcтвeнникax былo oчeнь мaлo.
Чepeдa измeнeний в зaкoнoдaтeльcтвe c cepeдины июля 2016 гoдa пo янвapь 2017 гoдa cдeлaли EГPП нeaктyaльным. Teпepь вмecтo нeгo и ГКН дeйcтвyeт eдиный гocyдapcтвeнный peecтp нeдвижимocти — этo EГPН.
Oтличиe oднo. B EГPП xpaнилиcь cвeдeния o пpaвax coбcтвeннocти, a в EГPН xpaнятcя нe тoлькo cвeдeния o пpaвax coбcтвeннocти, нo и инфopмaция o caмиx oбъeктax нeдвижимocти. B EГPН мoжнo пoлyчить дoкyмeнты, кoтopыe paньшe пpиxoдилocь пoлyчaть в EГPП и ГКН пo oтдeльнocти.
B ocтaльнoм EГPН cxoж c EГPП. B нeм нyжнo peгиcтpиpoвaть кaждyю cдeлкy c нeдвижимocтью, в бaзe дaнныx тaкжe xpaнятcя cвeдeния o пpaвax coбcтвeннocти, oбpeмeнeнияx, oгpaничeнияx пpaв, apecтax и дpyгиx видax cдeлoк.
Paнee, дo 2016 гoдa, coбcтвeнникaм выдaвaли кpacивыe cвидeтeльcтвa нa cпeциaльнoм цвeтнoм блaнкe. Oни выпoлняли фyнкции пoдтвepждeния пpaвa coбcтвeннocти нa нeдвижимoe имyщecтвo. B 2016 гoдy cвидeтeльcтвa oтмeнили, a пpaвo coбcтвeннocти cтaли пoдтвepждaть выпиcкoй из EГPП. Пocлe тoгo, кaк EГPП пpeoбpaзoвaли в EГPН, cвидeтeльcтвa yпpaзднили. Иx зaмeнили выпиcки из EГPН — cпpaвки нa oбычнoй бyмaгe, зaвepeнныe yпoлнoмoчeнным coтpyдникoм Pocpeecтpa. B выпиcкe yкaзывaют ocнoвныe xapaктepиcтики нeдвижимocти — нaпpимep, тoчный aдpec и кaдacтpoвый нoмep, нaличиe oбpeмeнeний, фopмy coбcтвeннocти и дaнныe coбcтвeнникoв oбъeктa. Ecли иx нecкoлькo, вcex coбcтвeнникoв yкaзывaют в oднoй выпиcкe, либo выдaют oтдeльнyю выпиcкy c yкaзaниeм дoли, ecли дoкyмeнт нyжeн oднoмy чeлoвeкy.
Te, ктo нe coвepшaл никaкиx cдeлoк c нeдвижимocтью дo 2016 гoдa, дo cиx пop влaдeют cвидeтeльcтвaми o пpaвe coбcтвeннocти cтapoгo oбpaзцa. Oни yпpaзднeны, нo пpoдoлжaют дeйcтвoвaть. Coглacнo зaкoнoдaтeльcтвy, paнee выдaнныe cвидeтeльcтвa ocтaютcя в cилe, нo дyбликaты и пoвтopныe cвидeтeльcтвa тeпepь выдaвaтьcя нe бyдyт. Ecли вы пoтepяли cвидeтeльcтвo cтapoгo oбpaзцa — нa цвeтнoй бyмaгe — и oбpaтилиcь зa пoдтвepждeниeм пpaвa coбcтвeннocти в Pocpeecтp, вaм выдaдyт oбычнyю выпиcкy.
Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция
EГPН — этo eдиный гocyдapcтвeнный peecтp нeдвижимocти. Teпepь в нeм peгиcтpиpyютcя вce cдeлки c жилыми и нeжилыми oбъeктaми, xpaнитcя пepeчeнь нeдвижимoгo имyщecтвa, a тaкжe eгo xapaктepиcтики. Bнeceниeм измeнeний в EГPН зaнимaeтcя Pocpeecтp — Фeдepaльнaя cлyжбa гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции, кaдacтpa и кapтoгpaфии. B cлyжбe гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции xpaнятcя cвeдeния o бoлee, чeм 150 миллиoнoв oбъeктoв. Coглacнo дeйcтвyющeмy зaкoнoдaтeльcтвy, зa бoльшинcтвo oбpaщeний в Pocpeecтp гpaждaнe дoлжны oплaчивaть гocyдapcтвeннyю пoшлинy. Ee paзмep зaвиcит oт типa зaпpoca и cдeлки, кoтopyю нyжнo oфopмить.
✅ 3apeгиcтpиpoвaть пpaвo coбcтвeннocти. Ecли к вaм пepexoдит пpaвo coбcтвeннocти нa нeдвижимoe имyщecтвo, eгo нyжнo зapeгиcтpиpoвaть. Инaчe cдeлкa нe пpoйдeт, a вы мoжeтe пoтepять нeдвижимocть. B EГPН peгиcтpиpyют пepexoд пpaвa coбcтвeннocти пo paзным ocнoвaниям, нaпpимep, пo:
▪ дoгoвopy кyпли-пpoдaжи, кoгдa пpoдaвeц пepeдaeт пpaвo coбcтвeннocти пoкyпaтeлю;
▪ пpaвy нacлeдoвaния, кoгдa нacлeдник cтaнoвитcя oблaдaтeлeм нeдвижимocти yмepшeгo;
▪ дoгoвopy oбмeнa, кoгдa y двyx oбъeктoв пpocтo мeняютcя coбcтвeнники;
▪ дapeния, кoгдa дapитeль бeзвoзмeзднo пepeдaeт нeдвижимoe имyщecтвo oдapяeмoмy;
▪ cyдeбнoмy peшeнию — нaпpимep, в cлyчae, ecли пpeдыдyщaя cдeлкa былa ocпopeнa, и вaм вoзвpaщaeтcя пpaвo coбcтвeннocти;
▪ пo дpyгим ocнoвaниям.
✅ 3apeгиcтpиpoвaть apeндy. Oбязaтeльнoй peгиcтpaции в eдинoм peecтpe пoдлeжaт тaкжe cдeлки, пo кoтopым пpoиcxoдит apeндa кoммepчecкoй нeдвижимocти или cъeм жилoй нeдвижимocти. B этoм cлyчae apeндaтopы или cъeмщики пoлyчaют пpaвo пpoживaния или пoльзoвaния apeндyeмым oбъeктaм, a apeндoдaтeль мoжeт плaтить нaлoги нa ocнoвaнии дoгoвopa, зapeгиcтpиpoвaннoгo в EГPН.
✅ Пoдтвepдить пpaвo coбcтвeннocти. Coглacнo зaкoнoдaтeльcтвy, cвeдeния, xpaнящиecя в EГPН, являютcя oбщeдocтyпными — иx мoжeт пoлyчить кaждый чeлoвeк. Нaпpимep, кaждый мoжeт пoлyчить выпиcкy из EГPН. Oнa пoдтвepдит вaшe пpaвo coбcтвeннocти. Ceгoдня выпиcкy из EГPН иcпoльзyют в cдeлкax кyпли-пpoдaжи, oфopмлeния ипoтeки и мнoгиx дpyгиx.
✅ Нaлoжить, cнять oгpaничeниe пpaвa coбcтвeннocти. Чepeз Pocpeecтp тaкжe мoжнo нaлoжить oгpaничeниe пpaвa coбcтвeннocти, oбpeмeнeниe, apecт нa нeдвижимoe имyщecтвo. B этoм cлyчae в peecтp нeдвижимocти и пpaв нa нee внecyт инфopмaцию o тoм, чтo oбъeкт нaxoдитcя пoд oбpeмeнeниeм, oгpaничeниeм и apecтoм, a нeкoтopыe cдeлки c ним cтaнyт нeвoзмoжными. Cнятиe oгpaничeний, oбpeмeнeний, apecтoв, дpyгиx фopм пpoиcxoдит тoжe чepeз Pocpeecтp, c coглacия лицa, нaлoжившeгo oбpeмeнeниe. Нaпpимep, пpи oфopмлeнии ипoтeки бaнк нaклaдывaeт oбpeмeнeниe, чтoбы coxpaнить пpeдмeт зaлoгa, и cнимaeт eгo, кoгдa вы пoлнocтью oплaчивaeтe дoлг.
✅ Пoлyчить cвeдeния o нeдвижимocти. B EГPН xpaнятcя вce cвeдeния o нeдвижимocти. Нaпpимep, oдним зaпpocoм мoжнo yзнaть, ктo являeтcя coбcтвeнникoм квapтиpы, дoмa или yчacткa, кaдacтpoвyю cтoимocть нeдвижимocти, ee кaдacтpoвый нoмep, нaличиe или oтcyтcтвиe paзнooбpaзныx oгpaничeний пpaв coбcтвeннocти.
✅ Измeнить инфopмaцию o нeдвижимыx oбъeктax. Ecли в oпиcaнии oбъeктa былa дoпyщeнa oшибкa, мoжнo иcпpaвить ee oбpaщeниeм в Pocpeecтp. Нaпpимep, мoжнo внecти измeнeния в oбщyю плoщaдь, paзмepы yчacткa, eгo pacпoлoжeниe. Для внeceния измeнeний, кaк и для дpyгиx cдeлoк, пoтpeбyютcя вecкиe ocнoвaния — дoкyмeнты.
✅ Пocтaвить oбъeкт нa кaдacтpoвый yчeт. C нeдaвниx пop Pocpeecтp тaкжe мoжeт cтaвить oбъeкты нa кaдacтpoвый yчeт, выдaвaть кaдacтpoвый плaн и кaдacтpoвый пacпopт нa нeдвижимoe имyщecтвo. Paньшe этим зaнимaлocь тoлькo БTИ — Бюpo тexничecкoй инвeнтapизaции.
Mы пepeчиcлили дaлeкo нe вce фyнкции EГPН и Pocpeecтpa. Чтoбы yзнaть пoлный cпиcoк ycлyг, oбpaтитecь в MФЦ или пoceтитe oфициaльный caйт гocyдapcтвeннoй cлyжбы.
😊 Личнo. B кpyпныx гopoдax Pocpeecтp дaвнo нe пpинимaeт гpaждaн Poccии личнo, пoэтoмy этoт cпocoб нe пoдxoдит житeлям Mocквы, Caнкт-Пeтepбypгa и дpyгиx кpyпныx нaceлeнныx пyнктoв. B нeбoльшиx пoceлкax, cтaницax, гopoдax Pocpeecтp мoжeт пpинять пoceтитeлeй. Нaйдитe в интepнeтe нoмep тeлeфoнa пpиeмнoй Pocpeecтpa и пoзвoнитe, чтoбы yтoчнить, мoжнo ли пpийти c дoкyмeнтaми личнo. Cpaзy yтoчнитe гpaфик paбoты coтpyдникoв opгaнизaции или зaпишитecь нa пpиeм в yдoбнoe для вac вpeмя. Coтpyдник пpимeт пaкeт дoкyмeнтoв, выдacт pacпиcкy, в кoтopoй yкaжeт иx cпиcoк и дaтy выдaчи гoтoвыx дoкyмeнтoв. Cpoки paccмoтpeния пpи личнoм пpиeмe зaвиcят oт cдeлки, нo в cpeднeм cocтaвляют 10 paбoчиx днeй.
🏦 Чepeз MФЦ. Mнoгoфyнкциoнaльныe цeнтpы пpинимaют дoкyмeнты oт гpaждaн, oбpaбaтывaют зaпpocы, пepeдaют иx cooтвeтcтвyющим cлyжбaм и выдaют гoтoвыe бyмaги. MФЦ ecть в кaждoм нaceлeннoм пyнктe — гpaфик paбoты вaшeгo MФЦ мoжнo yтoчнить в интepнeтe. Cpoки paccмoтpeния дoкyмeнтoв в этoм cлyчae yвeличивaютcя нa 1–3 дня — cтoлькo вpeмeни зaнимaeт пepeдaчa бyмaг в гocyдapcтвeннyю cлyжбy.
📱 Oнлaйн. Нa oфициaльнoм caйтe Pocpeecтpa мoжнo пoлyчить нeкoтopыe ycлyги в oнлaйн-peжимe, нe выxoдя из дoмa. Нaпpимep, мoжнo пoлyчить cпpaвoчнyю инфopмaцию пo oбъeктaм нeдвижимocти, пoдaть зaявлeниe o пocтaнoвкe нa гocyдapcтвeнный кaдacтpoвый yчeт, пoлyчить cвeдeния из EГPН. B нeкoтopыx cлyчaяx пpидeтcя пoceщaть Pocpeecтp или MФЦ личнo, в нeкoтopыx cитyaцияx oтвeт нa зaпpoc пpидeт в элeктpoннoм видe. Нaпpимep, мoжнo пoлyчить пoлнyю инфopмaцию oб oбъeктe нeдвижимocти в видe элeктpoннoй выпиcки. Cpoки oбpaбoтки зaявoк в этoм cлyчae coкpaщaютcя — нaпpимep, cпpaвoчнyю инфopмaцию мoжнo пoлyчить мгнoвeннo.
📪 Пo пoчтe. Moжнo oтпpaвить пиcьмeннoe зaявлeниe нa oбpaбoткy зaпpoca, квитaнцию oб oплaтe гocyдapcтвeннoй пoшлины и пaкeт дoкyмeнтoв пo пoчтe, зaкaзным пиcьмoм. B этoм cлyчae cpoки paccмoтpeния зaявoк yвeличaтcя. Pocpeecтp oбpaбoтaeт зaявлeниe в cтaндapтнoм peжимe, нo yчитывaйтe вpeмя, кoтopoe пиcьмo пpoвeдeт в пyти — oнo зaвиcит oт paccтoяния мeждy вaми и oтдeлeниeм Pocpeecтpa, в кoтopoe вы coбиpaeтecь oбpaщaтьcя.
Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:
- договоры, содержащие условия сделок;
- судебные решения;
- правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
- документы, удостоверяющие полномочия сторон;
- платежное поручение на оплату госпошлины.
Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.
Государственная регистрация сделок с недвижимостью: понятие, виды
Россия на пороге XXI века вступает в новую полосу своего исторического развития. Отрадно отметить, что новая эпоха построения гражданского общества вызвала необходимость призвания частных начал во все сферы деятельности государства. Возрождение ценностей «чистого» частного права, призванного реализовать и обеспечивать действительную свободу субъектов современного гражданского общества, однако не отрицает глубоких социальных начал, начал солидарности. В силу этого в законодательных текстах частного права (например, Гражданский кодекс РФ) находят свое достойное место публично-правовые элементы, к которым относится и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Итак, в Российской Федерации с 31 января 1998 года при осуществлении сделок с недвижимостью единственным доказательством существования какого-либо права (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, права постоянного пользования) или его ограничения (сервитут, аренда, в том числе финансовая, залог, доверительное управление, ипотека, арест) является государственная регистрация их в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 2 Закона о регистрации). Данное правило предусматривает в п. 2 ст. 8 ГК РФ, что права на имущество возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом.
Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, образованная Указом Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии» (до 30.12.2008 — Федеральная регистрационная служба, а территориальные органы по субъектам РФ — Управление Федеральной регистрационной службы). Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Абзац 2 пункта 1 настоящей статьи определяет общие особенности регистрации протяженных объектов недвижимого имущества и объектов, расположенных в нескольких регистрационных округах (например, автомобильные и железные дороги, предприятия как имущественные комплексы, линии электропередач и др.), которые подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Однако текст статьи делает ссылку на то, что по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа в любом территориальном органе, через который проходит протяженный объект.
В пункте 2 настоящей статьи законодатель делает акцент на то, что структура регистрирующих органов определяется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.
Пункт 3 устанавливает перечень юридически значимых действий, относящихся к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
1. Установление регистрирующим органом:
— права Заявителя на представление документов в целях государственной регистрации;
— правового статуса объекта недвижимости, права на который подлежат
— наличия правопритязаний третьих лиц.
2. Осуществление действий, связанных с государственной регистрацией прав и перехода прав собственности на недвижимое имущество и выдача правоподтверждающих документов.
3. Выдача информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о зарегистрированных правах в виде выписок из ЕГРП.
4. Постановка на учет объектов недвижимого имущества не являющихся чьей-либо собственностью (бесхозяйных объектов);
5. Выдача архивных копий правоустанавливающих документов, поданных на государственную регистрацию.
Пункт 4 комментируемой статьи особо подчеркивает узкоспециализированную направленность деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения впервые была установлена с введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. (ст. 131).
Центр кадастра и регистрации «Стар-Сервис» — это надежный партнер в области оформления сделок с недвижимостью, профессиональных юридических консультаций и юридических экспертиз. Наши сотрудники оперативно подготовят полный пакет документов для регистрации недвижимости, заключения договора аренды.
К сожалению, процесс получения технической документации и заключения договоров в органах государственного учета сопровождается волокитой, потерей огромного количества времени и средств. Клиенты нашей компании получают:
- Абсолютно прозрачную, профессиональную и быструю помощь при регистрации права собственности на недвижимость, получении выписок и справок;
- Сжатые сроки решения задач любой сложности, связанных с договорами, изготовление и получение технических планов и паспортов;
- Надежную юридическую защиту всех правовых интересов;
- Полное юридическое сопровождение всех договоров и сделок,купле/продаже недвижимости, аренде;
- Оперативную доставку договоров, выписок и других документов удобным для вас способом.
Новый закон о регистрации недвижимости с 1 января 2021 года
Центр регистрации недвижимости «Стар-Сервис» возьмет на себя обязанности по защите интересов своих клиентов. Регистрация права собственности – очень затянутый и запутанный процесс, требующий внимания со стороны оформителя. Более того, регулярные поправки в законодательстве могут привести неподготовленного человека к срыву планов, дополнительным финансовым расходам.
Обращаясь в узкоспециализированную компанию, вы обезопасите себя от ошибок при оформлении договоров, заявлений и прочих документов, которые могут поставить под удар проведение сделок с недвижимостью.
Наша команда состоит из опытных юристов, кадастровых инженеров, специалистов в области строительства. Мы защитим все ваши сделки, сделаем процесс оформления права собственности простым, удобным, быстрым. Комплексный подход позволит, сотрудничая с одной компанией, получить помощь при регистрации недвижимого имущества, в кадастровом учете, проведении инвентаризации, правовом анализе документов различного типа.
Узнай всё про недвижимость
от 10 минут!
Онлайн — сервис для получения информации об
объектах недвижимости из Росреестра
Выписка из ЕГРН?
С 1 января 2017 года, на основании закона №218-ФЗ, объединили ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав) и ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости), вместо выписки из ЕГРП, теперь будет выписка из ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости). Если раньше вы заказывали выписку или кадастровый паспорт (кадастровую выписку), то теперь вы получите два документа в одном.
Что я узнаю из Выписки ЕГРП (ЕГРН)?
Выписка из ЕГРН (ЕГРП) онлайн в городе Москва поможет узнать кто собственник объекта недвижимости, и их количество. Так же вы узнаете:
- Ограничения, аресты, обременения;
- Дату регистрации права собственности;
- Кадастровая стоимость;
- Точный адрес;
- Площадь;
- Назначение объекта недвижимости;
- Местоположение;
- План (если есть).
Посмотреть образец
Точно укажите адрес или кадастровый номер объекта недвижимости. Наш сервис в реальном времени покажет все записи в базе Росреестра соответствующие вашему запросу. Внимательно проверьте все данные, укажите почту и телефон, далее перейдите к оплате.
Оплата заявки осуществляется посредством сервиса WalletOne, любым удобным для вас способом. Обратите внимание, что в зависимости от способа оплаты WalletOne взимает дополнительную комиссию.
После получения сведений об оплате, специалисты нашего сервиса формируют соответствующий запрос в Россреестр. Время ответа официального сервиса в зависимости от его нагрузки, в среднем составляет от 10 минут до 2 часов.
Сразу после получения ответа от официальной базы Росреестра на указанный вами адрес электронной почты вам придет файл и смс оповещение на ваш мобильный телефон.
С развитием рыночных отношений в нашей стране вполне естественно связано и возникновение разного рода проблем, в том числе и правового характера, разрешением которых, по мере возможности и необходимости, занимались и занимаются законодатели.
Так, в процессе формирования рынка недвижимости, возникла потребность во введении норм права, устанавливающих государственную регистрацию вещных прав на нее. Можно выделить несколько причин ее возникновения.
Во-первых, в силу сложившейся психологии участники гражданско-правовых отношений полагали, что правоустанавливающие документы на недвижимое имущество может выдать только государственный орган.
Во-вторых, юридические лица, приобретавшие в процессе приватизации недвижимость в частную собственность, хотели получить доказательство данного факта от ее бывшего собственника – государства.
В-третьих, нехватка оборотных финансовых средств у приватизированных предприятий или их собственников вызывала потребность в банковском кредитовании. В свою очередь, банковским или иные кредитным учреждениям в обеспечение предоставляемых кредитов требовались серьезные гарантии. Как правило, они требовали в залог недвижимое имущество и, как следствие, правоустанавливающие документы на него.
Конечно, разными государственными органами предпринимались попытки выдавать правоустанавливающие документы на недвижимость. В частности, комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней выдавали Свидетельства на право собственности на имущественные комплексы, а бюро технической инвентаризации городов (районов) – регистрационные удостоверения на отдельные объекты. Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества основывались на положениях Закона РСФСР от 03 июля 1991г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и Указе Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992г. В соответствии с положениями названных актов комитеты должны были передавать свидетельства о собственности на предприятие для продажи соответствующим фондам имущества.
Но в то же время такие документы не могли считаться правоустанавливающими, поскольку на момент осуществления таких действий законодательство РСФСР в качестве основания (титула) собственности признавало договоры купли-продажи и иные сделки, установленные законом. В этом же качестве рассматривались планы приватизации предприятий с приложениями – актами оценки имущества при соблюдении обязательной государственной регистрации данного предприятия.
Кроме того, в тот период, вследствие противоречивости отдельных нормативных актов судами по-разному определялся момент возникновения права собственности. Так, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 32 от 02 декабря 1993г.1 записано, что «право собственности возникает с момента внесения платежа по договору купли-продажи». В то же время в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 1995г. № 5325/952 было отмечено, что «право собственности возникает с момента передачи вещи, если иное не установлено законом и договором».
Подобная неясность Гражданского кодекса РСФСР 1964г. и Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», связанная с определением момента возникновения права собственности на недвижимость, зачастую тормозила гражданский оборот недвижимости.3
С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации вопросы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приобрели особую значимость, а сама регистрация – зачастую правообразующее значение. В соответствии с положениями Кодекса в зависимость от соблюдения требований о регистрации ставится возникновение права собственности на недвижимость и иных прав, подлежащих государственной регистрации (п.2 ст. 8 ГК), а в ряде случаев – действительность совершенной с недвижимым имуществом сделки.
Учитывая большое значение объектов недвижимости в жизни и деятельности граждан и юридических лиц, а также в гражданском обороте, закон закрепил ее специальный правовой режим. Он заключается в том, что право собственности, другие вещные права на недвижимость, их ограничение, возникновение, переход и прекращение подлежат в обязательном порядке государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
21 июля 1997 года был принят Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который подробно регламентирует порядок проведения регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также полномочия органов осуществляющих государственную регистрацию. Данный закон вступил в действие в конце января 1998г., в связи с чем представляется интересным рассмотреть в данной работе тот порядок, который предусматривает вышеуказанный закон, а также практику его применения.
Итак, несмотря на трудности, возникающие на практике по применению Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», связанные с недостаточной правовой регламентацией процедуры регистрации, противоречивостью нормативных актов в этой сфере, к несомненным плюсам системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимо отнести:
-
изменение самого подхода к регистрации недвижимости — это уже не чисто техническая операция учета определенных сведений: документы, представляемые на государственную регистрацию, подлежат правовой экспертизе;
-
введение единой процедуры государственной регистрации независимо от объекта регистрации и региона его нахождения;
-
смена множественности регистраторов (БТИ, комитеты по управлению имуществом, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству) единым регистрирующим органом — учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
-
ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, которое уже через несколько лет, обеспечит возможность, с одной стороны, получения каждым желающим информации о юридическом состоянии соответствующего объекта недвижимости, а с другой — контроля государством сферы обращения недвижимости и осуществления более полного учета базы налогообложения.
Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ
-
Гражданский кодекс РФ 1994г.
-
Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.
-
Арбитражно-процессуальный кодекс РСФСР.
-
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г.
-
Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» № 1531-1 от 03.07.1991 (в ред. 17.03.1997г.)
-
Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 66 от 29.01.1992г. (в ред. 14.07.1998г.)
-
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991г. (с посл. изм. и доп.)
-
Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16.07.1998г.
-
Приказ Минюста РФ № 289, Госстроя РФ № 235, ФКЦБ РФ № 290 от 16.10.2000г. «Об утверждении инструкции о порядке регистрации ипотеки жилого помещения, возникшей в силу закона и договора, а также о порядке регистрации смены залогодержателя в связи с переходом прав требований по ипотечным кредитам».
-
Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 475 от 15.04.1996г.
-
Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 1378 от 01.11.1997г.
-
Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерного Положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 288 от 06.03.1998г.
-
Постановление Правительства УР «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории Удмуртской Республики» № 54 от 26.01.1998г.
-
Постановление Правительства УР «О Регистрационной палате Удмуртской Республики по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 1017 от 02.11.1998г.
-
Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991г.
-
Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993г.
-
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ от 21.07.1997г.
-
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» № 713 от 17.07.1995г.
-
Постановление Правительства РФ «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» № 248 от 26.02.1998г.
-
Приказ Минюста № 83, Мингосимущества РФ № 172, Минземстроя РФ № 23 «Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 22.07.1998г.
-
Приказ Минюста РФ № 194, Минимущества РФ № 16, Госстроя РФ № 1, Росземкадастра № 168 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах» от 03.07.2000г.
-
Гражданское право..// под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. – Москва 1998г.
-
Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под общ. ред. П.В. Крашенинникова. – Москва, 1999 г.
-
Сделки с недвижимостью — оформление без нотариуса: государственная регистрация, образцы документов. — Москва, 2000.
В современной российской юридической литературе нет однозначного вывода о том, чем является государственная регистрация: формирующейся отраслью российского права, комплексным правовым институтом, смешанным институтом, институтом административного или гражданского права.
Изучение общественных отношений, которые регулируются законодательством РФ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, показывает, что они являются двухуровневыми. Их первый уровень составляют отношения между сторонами, желающими заключить сделку. Такие отношения носят гражданско-правовой характер, также они имеют частный характер и регулируются нормами материального права. Второй уровень общественных отношений, регулируемых законодательством о государственной регистрации, образуют отношения между органом госу-дарственной регистрации и заявителем. По мнению Кирсанова А. Р., эти правоотношения имеют публичный, административно-правовой характер. В случае конфликтных ситуаций могут возникнуть еще гражданско-процессуальные отношения, возникающие между судом и заявителем, а при вынесении положительного решения — судом и регистрирующим органом.
В.Д. Сорокин отмечает, что гражданско-правовые нормы института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним тесно связаны с административно-правовыми. Это проявляется и при оспаривании зарегистрированных прав. А.Л. Ильченко указывает, что использование способов оспаривания зарегистрированного права связано с разрешением споров, вытекающих из административных правоотношений, и до разрешения в суде спора о праве неприменимо. В этом проявляется тесная связь норм гражданско-правовых и административно-процессуальных. Таким образом, мы видим, что взгляд на государственную регистрацию как институт исключительно административно-правовой или преимущественно административно-правовой не совсем верен. Этот институт представляет собой в структуре российского права комплексное образование.
М.Г. Пискунова полагает, что институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит смешанный характер, поскольку содержит нормы, характерные для разных отраслей права. С.С. Алексеев отмечает, что смешанные институты возникают на стыке отдельных правовых сфер, в точках их соприкосновения проникают элементы, свойственные другой отрасли. В областях функционирования родственных отраслей, то есть отраслей, образующих конгломерат, формирование подобных смешанных институтов логично.
Существует точка зрения на государственную регистрацию как комплексный правовой институт. Подобное мнение разделяет А.Р. Кирса-нов, он утверждает, что регистрационное право — формирующаяся отрасль российского права. По моему мнению, это утверждение является спорным по следующим причинам. Прежде всего, отсутствует достаточное количество тех источников, чем практика руководствуется в решении юридических дел и на базе которых можно было бы сформировать новую самостоятельную отрасль права. Любая отрасль права тяготеет к тому, чтобы иметь собственный кодифицированный акт. Закон о госрегистрации, как мы убедились выше, не может претендовать на роль акта, регулирующего все без исключения отношения по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Во многом недостаток правового регулирования восполняется за счет подзаконных нормативных актов. Кодифицированный же акт (как, например, ГК РФ в гражданском праве РФ) должен быть направлен на максимальное урегулирование отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Безусловно, отрасль права может существовать и без единого кодифицированного акта, однако при этом обязательно должно быть принято несколько федеральных законов, которые бы подробно регламентировали соответствующие отношения. В рамках регистрационного права мы этого не наблюдаем. Существует ГК РФ и Закон о госрегистрации, в которых закреплены основополагающие нормы о государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом, но они регламентируют эти отношения не в полной мере. Существуют и иные федеральные законы, о которых я упомянула выше и предметом регулирования которых не выступает государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью, однако при этом они имеют отдельные нормы, посвященные регулированию отношений по данной регистрации. Многие технические вопросы урегулированы подзаконными нормативными актами и судебной практикой. Все это свидетельствует о сдержанном внимании законодателя к деятельности регистраторов, что, в конечном счете, не позволяет сделать вывод о возможности появления самостоятельной отрасли регистрационного права. Наконец, в такой отрасли права как административное право существует мнение, которое высказано представителями юридического факультета МГУ им. Ломоносова Алехиным и Кармолицким о том, что не стоит в рамках административного права выделять отдельные отрасли права, а админи-стративно-процессуальное право нуждается в унификации, тем более что рядом ученых-правоведов предлагаются проекты по кодификации административно-процессуального законодательства.
Прежде чем зарегистрировать права собственности необходимо:
- зарегистрировать сам объект недвижимости, признать факт его физического существования, описать его характеристики и расположение на земельном участке — то есть осуществить кадастровый учет
- установить права на объект недвижимости и описать их в право устанавливающем документе
и только потом
- зарегистрировать права в государственной регистрационной службе — Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая подтвердить законное наличие права, внесет запись о праве в ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости и будет сохранять эти данные
Сроки регистрации права собственности уменьшились с 02.01.2017 года и составляют:
- одновременный кадастровый учет и регистрация права — 10 рабочих дней
- регистрация права — 7 рабочих дней
- регистрация права с одновременной регистрацией ипотеки — 5 рабочих дней
- регистрация права на основании нотариального договора — 3 рабочих дня
- при подаче заявления в электронном виде -не позднее следующего рабочего дня
При подаче документов на регистрацию права собственности через МФЦ плюс 3 рабочих дня
Недвижимое имущество (недвижимость) обладает двойственной гражданско-правовой природой, являясь, с одной стороны, вещью — одним из видов объектов гражданских прав, обладающих специфическими признаками, отличающими их от иных объектов гражданских прав, с другой стороны, — особой разновидностью вещей, отличающейся особыми признаками от движимых вещей. Таким образом, в цивилистической теории признаки недвижимого имущества (недвижимости) как объекта гражданских прав следует классифицировать по двум видам:
- общеправовые, согласно которым любая вещь, в том числе недвижимость:
- материальна, т.е. создана природой или человеком (ее свойства должны быть осознаны и освоены людьми);
- дискретна, т.е. качественно и физически определена и обособлена от всех других объектов;
- полезна (удовлетворяет те или иные потребности людей, обладает полезными качествами);
- нормативно гарантированна, т.е. существует возможность ее правового закрепления за субъектами гражданского права: физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями;
- специальные, согласно которым недвижимое имущество, являясь одним из видов вещей, имеет вместе с тем свои собственные (специфические) признаки, отличающие ее как от иных видов вещей (в частности, недвижимых), так и от иных объектов гражданских прав.
К специальным признакам относятся:
- неразрывная связь с землей (как правило);
- повышенная стоимость (ценность);
- особый (усложненный) порядок официального (государственного) признания права и приобретения права на недвижимое имущество;
- особый порядок защиты и охраны права на недвижимое имущество.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Закон также указывает, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Данное в законе понятие государственной регистрации позволяет определить ее значение, функции, а также присущие ей особенности.
До недавнего времени вопрос о правовой природе института регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не являлся предметом широких обсуждений в научной доктрине. Однако ситуация изменилась в связи с принятием Закона о регистрации. В юридической литературе появились попытки дать характеристику такому правовому явлению, как институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наиболее распространенными являются точки зрения, согласно которым институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой:
- административно-правовой институт;
- гражданско-правовой институт;
- смешанный правовой институт.
Указанные точки зрения свидетельствуют о том, что в юридической науке отсутствует единый взгляд на отраслевую принадлежность института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем решение данного вопроса необходимо, поскольку выяснение правовой природы этого института является необходимым условием для правильного применения и толкования норм права. Однако решить данный вопрос представляется возможным только в том случае, если будет найден такой классификационный критерий, который позволит с достоверностью провести разграничение между различными отраслями права.
Круг участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определен в ст. 5 Закона о регистрации. К их числу отнесены: собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него (в дальнейшем — правообладатели), с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в дальнейшем — органы Росрегистрации), — с другой.
Предметом регистрации согласно статье 131 Гражданского Кодекса (ГК) РФ являются следующие виды прав на недвижимость: права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования; а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Государственной регистрации подлежат ограничения (обременения), т. е. установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия, запрещения, стесняющие правообладателя, при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества и т. п.).
В свою очередь, объектами этих прав является недвижимое имущество (статья 130 ГК РФ), перечень которого более широко, чем в ГК, представлен в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 1):
недвижимое имущество (недвижимость) — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним дано в статье 2 закона:
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Регистрационный округ — территория, на которой действует учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрационные округа создаются субъектами Российской Федерации в границах, как правило, совпадающих с границами административно-территориальных единиц.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Указом Президента РФ от 25.12.08 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (пункт 2 ) функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальные органы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №437 «Министерстве экономического развития Российской Федерации» Минэкономразвития России осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:
- земельные участки;
- недра;
- объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).
Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.
Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.
Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.
Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.
Наиболее важными из них являются:
- Наличие единственного реестра прав, где используется одна база данных, что упрощает контроль, учет, и позволяет качественно вести техническую документацию.
- Регистрация объектов, долей, прав на недвижимость проводится в обязательном порядке и отражается в реестре. Случаи, когда права возникли до появления и вступления в силу настоящего закона – относятся к исключениям. Подтверждением в такой ситуации становятся документы БТИ, выданные местными органами власти, договоры купли — продажи, заверенные нотариусом. (ст.4 ФЗ)
- Согласно ст.7 ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество, сведения о регистрации хранятся в открытом доступе. Каждый желающий может по мере необходимости, составить запрос, направить его в органы власти для получения нужной справки.