Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приобретение недвижимого имущества бюджетными организациями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, которое: 1) не относится к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением собственником имущества, или приобретенному за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества; 2) не относится к недвижимому имуществу[1]. Распоряжение имуществом этих двух категорий осуществляется при согласии собственника. Однако в силу того же законодательства любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления[2], а потому никакого особо ценного движимого имущества, которое не было бы закреплено за учреждением на данном праве (как, впрочем, и любого другого имущества), у учреждения быть не может.
В то же время в гражданском законодательстве декларируется право бюджетного учреждения самостоятельно распоряжаться любым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доходы деятельности (то есть на средства, полученные от оказания платных услуг или выполнения платных работ)[3], но, опять же, правовое противоречие есть и здесь – в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях и в том же гражданском законодательстве установлен запрет на самостоятельное распоряжение бюджетным учреждением любым недвижимым имуществом[4]. Таким образом, с учетом всех этих противоречий на практике можно вести речь о существовании у бюджетного учреждения однозначного права самостоятельно распоряжаться только тем движимым имуществом, которое не относится к категории особо ценного движимого. Распоряжаться другим имуществом бюджетное учреждение может только с согласия собственника.
Также отметим: хотя в федеральном законодательстве не существует определения понятия «распоряжение имуществом», по общему правилу под этим распоряжением понимается продажа имущества, сдача его в аренду или безвозмездное пользование, использование в качестве залога (например, при получении банковского кредита).
О строительстве и приобретении жилья за бюджетные средства
В отношении бюджетных учреждений федеральное законодательство о некоммерческих организациях определяет особо ценное движимое имущество как «движимое имущество, без которого осуществление БУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено»[5]. Перечни такого имущества устанавливаются соответствующими органами, выполняющими функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, с учетом положений Постановления Правительства РФ № 538[6]. При этом данные перечни могут устанавливаться категориально для всех учреждений, подведомственных конкретному органу, выполняющему функции и полномочия учредителя, а могут – для конкретных учреждений. В последнем случае перечень содержит конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и прочей информацией.
Например, для своих подведомственных учреждений Минздрав отнес к такому имуществу автомобили, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.; медицинское и хирургическое оборудование, балансовая стоимость которого превышает 3 тыс. руб.; любое движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб.[7] В Пензенской области в сфере здравоохранения подход еще более жесткий – здесь к такому имуществу отнесены транспортные средства, компьютерная техника, машины и оборудование, оргтехника, балансовая стоимость которых за единицу превышает 3 тыс. руб., производственный и хозяйственный инвентарь, балансовая стоимость которого за единицу превышает 10 тыс. руб.[8]
Следует понимать, что фактически независимо от стоимости имущества учредитель может причислить к особо ценному любое движимое имущество, если сочтет, что без этого имущества осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено[9]. Но подход собственника имущества может быть и вполне либеральным – например, в г. Астрахани в отношении муниципального бюджетного учреждения «Детская школа искусств № 20» в перечень особо ценного движимого имущества были включены только два объекта: рояль с балансовой стоимостью в 66 тыс. руб. и баян с балансовой стоимостью 56 тыс. руб.[10] Но такой подход встречается не очень часто – все же учредитель (собственник имущества) стремится максимально ограничить самостоятельность учреждения в распоряжении движимым имуществом и отнести к категории особо ценного движимого имущества как можно больше различных объектов. Например, для муниципального бюджетного учреждения «Усть-Цилемская детская музыкальная школа» (Республика Коми)[11] к этой категории, в отличие от предыдущего случая, был отнесен 21 объект, в том числе не только дорогостоящая звуковая аппаратура, но и дешевые гитары.
Учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество.
В результате появления у бюджетного учреждения новых имущественных объектов в перечни особо ценного движимого имущества могут вноситься изменения. Иными словами, собственник имущества, которое приобретается бюджетным учреждением, может «добавлять» его в перечень особо ценного движимого. Например, в июле 2016 года администрация г. Шахты Ростовской области внесла в соответствующий перечень такой имущественный объект, как теневой навес с балансовой стоимостью 1,5 млн руб., закрепив его за муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 37»[12].
Порядок согласования бюджетным учреждением с собственником имущества правил распоряжения имуществом обычно устанавливается в нормативных правовых актах, утвержденных конкретным собственником имущества. Для примера рассмотрим соответствующие правила, определенные для федеральных учреждений здравоохранения[18].
На первом этапе учреждение должно направить в департамент имущественного комплекса министерства перечень особо ценного движимого имущества, которым учреждение планирует распорядиться, с указанием цели использования данного имущества; обоснование целесообразности распоряжения имуществом; технико-экономическое обоснование; отчет об оценке рыночной стоимости имущества (оценка должна быть проведена не ранее, чем за три месяца до предоставления отчета); сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.
Затем в течение одного месяца министерство рассматривает полученное обращение и принимает решение о согласовании распоряжения имуществом или о мотивированном отказе. Основаниями для отказа могут быть следующие обстоятельства: 1) в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения; 2) в результате распоряжения имуществом осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено или невозможно.
На завершающем этапе министерство направляет в учреждение письмо со своим решением. Решение о согласовании распоряжения имуществом действительно в течение одного года со дня его принятия.
Учет и контроль имущества в бюджетных учреждениях
Под списанием имущества, как правило, понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения (например, если имущество было похищено).
Правила списания имущества определяет нормативными актами собственник.
Порядок списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными и муниципальными (в том числе бюджетными) учреждениями, определяются в нормативных правовых актах, утвержденных на уровне собственника данного имущества (учредителя учреждений). Это могут быть как законы (правовые акты, утвержденные представительными органами местного самоуправления), так и нормативные правовые акты, утвержденные исполнительными органами государственной власти и местными администрациями. Например, в Республике Крым имеется соответствующий республиканский закон[19], в Хабаровском крае – постановление краевого правительства[20], в Волгоградской области – приказ областного комитета по управлению государственным имуществом[21], в г. Орел – решение городского совета народных депутатов[22], в Чудовском районе Новгородской области – постановление районной администрации[23].
Правила списания имущества могут быть различными. Рассмотрим для примера основные положения соответствующих правил, действующих в Республике Крым[24] – недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество списывается по решению республиканского совета министров, согласованному с профильным комитетом Госсовета и с учредителем.
1. Движимое имущество с балансовой стоимостью до 200 тыс. руб. списывается по решению республиканского органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, согласованному с учредителем.
2. Движимое имущество с балансовой стоимостью до 40 тыс. руб. списывается учреждением самостоятельно.
3. Для списания имущества в учреждении создается комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер (его заместитель), материально ответственное лицо в отношении объекта списания, представитель республиканского органа, управляющего госимуществом, представитель учредителя.
Как видим, процедура списания имущества в данном случае может быть достаточно сложна – в особенности это связано с необходимостью обеспечения функционирования в учреждении комиссии, куда должны входить два представителя, не входящих в число сотрудников самих учреждений.
А вот в Волгоградской области[25] согласование списания бюджетным учреждением имущества с отраслевыми органами государственной власти и областным комитетом по управлению госимуществом требуется только в тех случаях, когда речь идет о списании недвижимого или особо ценного движимого имущества. При этом здесь, в отличие от ситуации в Республике Крым, от учреждения не требуется включать в состав комиссии по списанию имущества представителей указанных госорганов (тут такие комиссии называются «постоянно действующими комиссиями по поступлению и выбытию активов»).
В нормативных правовых актах могут быть конкретизированы случаи, когда имущество подлежит списанию. Например, в Хабаровском крае государственное имущество, относящееся к основным средствам и материальным активам, подлежит списанию в следующих случаях[26]:
1) имущество изношено по истечении установленных сроков эксплуатации и (или) непригодно для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
2) имущество изношено до истечения установленных сроков эксплуатации и (или) непригодно для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
3) имущество морально устарело, при этом оно не может быть реализовано за плату или передано для дальнейшего использования другим учреждениям, предприятиям или в муниципальную собственность;
4) имущество утрачено или уничтожено в результате аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций;
5) объект недвижимого имущества признан аварийным и подлежащим сносу;
6) недостача или порча имущества, выявленные при его инвентаризации или проверке сохранности имущества.
Также в нормативных правовых актах могут приводиться перечень документов, которые готовятся учреждением для списания имущества, порядок действий, сроки выполнения этих действий.
В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение данной статьи.
[1]Часть 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО).
[2] Часть 9 ст. 9.2 Закона об НКО.
[3]Абзац 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.
[4] Часть 10 ст. 9.2 Закона об НКО, абз. 1 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.
[5] Часть 11 ст. 9.2 Закона об НКО.
[6] Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
[7] Приказ Минздрава РФ от 02.06.2015 № 296н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации».
[8] Приказ минздрава Пензенской области от 26.11.2013 № 503 «Об утверждении Перечня видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных учреждений Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство здравоохранения Пензенской области».
[9] Подпункт «б» п. 4 Постановления Правительства РФ № 538.
[10] Постановление администрации города Астрахани от 11.05.2012 № 3956 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 20 города Астрахани».
[11] Постановление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 24.10.2013 № 10/2142 «Об утверждении перечня особо ценного движимого имущества муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Усть-Цилемская детская музыкальная школа».
[12] Постановление администрации г. Шахты от 21.07.2016 № 3633 «О внесении изменений в постановление администрации города Шахты от 26.07.2011 № 3333 «Об утверждении перечней особо ценного движимого имущества муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования г. Шахты».
[13] Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (утратило силу с 01.01.2011).
[14] Письмо Минфина РФ от 26.09.2012 № 02-06-10/3912.
[15] Постановление администрации Ангарского городского округа от 20.11.2015 № 1667-па «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного, бюджетного учреждения Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов».
[16] Постановление мэрии городского округа Тольятти от 07.02.2011 № 343-п/1 «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных или автономных учреждений городского округа Тольятти».
[17] Постановление мэрии г. Ярославля от 02.03.2011 № 525 «О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения».
[18] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1125н «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, либо приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества».
[19] Закон Республики Крым от 25.12.2014 № 51-ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым».
[20] Постановление правительства Хабаровского края от 02.03.2009 № 64-пр «Об утверждении Порядка списания государственного имущества, находящегося в собственности Хабаровского края».
Учреждения
Казенное
Бюджетное
Автономное
Финансовый документ для организации деятельности
Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»
Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»
(в ред. Приказа Минфина России от 02.10.2012 N 132н)
Финансовое обеспечение
На основании бюджетной сметы
(ст. 6, «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ)
Субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
(п. 6 ст. 9.2, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»>)
Субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иные не запрещенные федеральными законами источников.
Учреждения
Казенное
Бюджетное
Автономное
Необходимость оказания платных услуг в соответствии с нормативными документами
Может заниматься приносящей доход деятельностью, если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ)
Вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которого оно создано. Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и быть указана в учредительных документах данного учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в распоряжение учреждения (п .п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ)
Вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которого оно создано. Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и быть указана в учредительных документах данного учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в распоряжение учреждения (п .п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, часть 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ)
Лицензирование отдельных видов деятельности
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Планирование платных услуг
Бюджетная смета учреждения (приказ Минфина РФ от 20.11.2007г. № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений», далее — приказ № 112н)
Задание учредителя, план финансово- хозяйственной деятельности (п. 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждения, утвержденных приказам Минфина РФ от 28.07.2010г. № 81н, далее приказ- № 81н)
Задание учредителя, план финансово- хозяйственной деятельности
(п. 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждения, утвержденных приказам Минфина РФ от 28.07.2010г. № 81н, далее приказ- № 81н)
Алгоритм по сферам деятельности
1. Законодательная база
2. Перечень платных услуг
3. Цена платной услуги
4. Правила предоставления платной услуги
5. Использование доходов
Медицинская деятельность
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2.- 3. С целью совершенствования и развития финансово-экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно принимает решение о формировании и утверждении единого исчерпывающего перечня платных услуг (услуг), а государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения определяют, какие услуги (работы) из данного перечня они оказывают. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе утверждать предельные цены (тарифы) на каждую платную услугу (работу), оказываемую подведомственными ему учреждениями.
При формировании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяющих порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, находящихся в их ведении, могут быть использованы ведомственные нормативные правовые акты, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе:
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 351н «Об утверждении Методики расчета платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок, осуществляемые в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг»;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 349н «Об утверждении Методики расчета платы за экспертизу качества, эффективности и безопасности изделий медицинского назначения в целях государственной регистрации изделий медицинского назначения и размера платы за экспертизу качества, эффективности и безопасности изделий медицинского назначения в целях государственной регистрации изделий медицинского назначения».
Виды налогов и сборов
Учреждения
Казенное
Бюджетное
Автономное
НДС (гл. 21 НК РФ)
Уплачивают только со средств от приносящей доход деятельности, выполняют обязанности налогового агента [п. 3, ст. 161] и уплачивают налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации [п. п. 5п. 1, ст. 151]
Имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (со ст. 145 НК РФ)
Акцизы (гл. 22 НК РФ)
Учреждения, осуществляющие производство спиртосодержащих лекарственных средств, отвечающих установленным в п. п. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ условиям освобождения их от обложения акцизом, не являются плательщиками акцизов по этой продукции. Кроме того, отдельные операции по реализации освобождаются от налогообложения (п. п. 6 п. 1 ст. 183 НК РФ)
Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)
Признается налоговым агентом
Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ)
Не учитывает доходы от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств
Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с субсидий и целевых средств
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)
Являются плательщиками при наличии объектов обложения в соответствии со ст. 333.2 НК РФ
Водный налог (гл. 25.2 НК РФ)
Признаются плательщиками учреждения, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование, признаваемое объектом налогообложения (ст. 333.9 НК РФ)
Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ)
Уплачивают налог при добыче полезных ископаемых по отдельным видам, приведенным в п. 2 ст. 337 НК РФ
Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)
Уплачивает в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования [ст. 356 НК РФ]
Налог на имущество (гл. 30 НК РФ)
Признается плательщиком, если не предусмотрены налоговые льготы законами субъектов Российской Федерации [п. 2, ст. 372 НК РФ]
Земельный налог (гл. 31 НК РФ)
Уплачивает с земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования [п. 1 ст. 388 НК РФ], если налог установлен в соответствии с Кодексом нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований [ п. 1 ст. 387 НК РФ]. При установлении налога нормативно-правовые органы муниципальных образований могут предусматривать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков
Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ)
Не уплачивает [п. п. 1 п. 1 ст. 333.35]
Уплачивает, за исключением отдельных льгот, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Прямого указания на запрет применения НК РФ не содержит, применяется добровольно
Упрощенная система налогообложения
Не вправе применять [5, подп. 17 п. 3 ст. 346.12]
Ограничений по применению нет, кроме общих условий по ограничениям [5, ст. 346.12]
Нюансы, при уплате сбора в ПФ с операций купли-продажи недвижимого имущества
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.06.2012 N 541, от 20.12.2012 N 1355, от 11.06.2016 N 527, от 05.03.2020 N 233)
1. Настоящее Положение определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами (далее соответственно — федеральное имущество, организации), за исключением: (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.06.2012 N 541)
а) федерального имущества, изъятого из оборота;
б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;
в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.
2. В настоящем Положении под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
3. Решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:
а) федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
б) федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
4. Решение о списании федерального имущества принимается в отношении:
а) федерального движимого имущества, находящегося у федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных академий наук на праве оперативного управления, — указанными организациями самостоятельно;
б) федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных академий наук на праве оперативного управления, — указанными организациями самостоятельно;
в) федерального движимого имущества, находящегося у территориальных органов федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подведомственных организаций государственных академий наук на праве оперативного управления, — указанными территориальными органами и подведомственными организациями самостоятельно, за исключением движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный соответствующими федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственными академиями наук, и списание которого подлежит согласованию с этими организациями;
Бухучет и отчетность
Налоги
Трудовое право
Гражданское право
Госзакупки
Бюджетный учет
1. Право собственности приобретается на основаниях, которые не запрещены законом, в частности со сделок.
2. Право собственности считается приобретенным правомерно, если иное прямо не вытекает из закона или незаконность приобретения права собственности или необоснованность активов, находящихся в собственности, не установлены судом.
1. Юридическое лицо публичного права приобретает право собственности на имущество, переданное ему в собственность, и на имущество, приобретенное им в собственность на основаниях, не запрещенных законом.
1. Если имущество отчуждено лицом, которое не имело на это права, добросовестный приобретатель приобретает право собственности на него, если согласно статье 388 настоящего Кодекса имущество не может быть истребовано у него.
Покупка и продажа ОС, бывших в употреблении
1. Переработкой является использование одной вещи (материала), в результате чего создается новая вещь.
2. Лицо, которое самовольно переработало чужую вещь, не приобретает право собственности на новую вещь и обязано возместить собственнику материала его стоимость.
3. Право собственности на движимую вещь, созданную лицом путем переработки из материала, что ему не принадлежит, приобретается собственником материала по его желанию, если другое не установлено договором или законом.
4. Если стоимость переработки и созданной новой вещи существенным образом превышает стоимость материала, право собственности на новую вещь приобретает по ее желанию лицо, которое осуществило такую переработку. В этом случае лицо, которое осуществило переработку, обязано возместить собственнику материала моральный ущерб.
5. Собственник материала, который приобрел право собственности на изготовленную из него вещь, обязан возместить стоимость переработки лицу, которое ее осуществило, если другое не установлено договором.
1. Лицо, собравшее ягоды, врачебные растения, поймавшее рыбу или получившее другую вещь в лесу, водоеме и т.п., является их собственником, если оно действовало согласно закону, местному обычаю или общему разрешению собственника соответствующего земельного участка.
1. Право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если другое не установлено договором или законом.
2. Передачей имущества считается вручение его приобретателю или перевозчику, организации связи и т.п. для отправления, пересылки приобретателю имущества, отчужденного без обязательства доставки.
К передаче имущества приравнивается вручение коносамента или другого товарно-распорядительного документа на имущество.
3. Право собственности на имущество по договору, который подлежит нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента обретения законной силы решением суда о признании договора, не удостоверенного нотариально, действительным.
4. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
1. Бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен.
2. Бесхозные недвижимые вещи берутся на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они размещены. О взятии бесхозной недвижимой вещи на учет делается объявление в печатных средствах массовой информации.
После истечения одного года со дня взятия на учет бесхозной недвижимой вещи она по заявлению органа, уполномоченного управлять имуществом соответствующей территориальной общины, может быть передана по решению суда в коммунальную собственность.
3. Бесхозные движимые вещи могут приобретаться в собственность по приобретательской давности, кроме случаев, установленных статьями 336, 338, 341 и 343 Гражданского кодекса Украины.
1. Лицо, которое завладело подвижной вещью, от которой собственник отказался (статья 347 Гражданского кодекса Украины), приобретает право собственности на эту вещь с момента завладения ею.
1. Лицо, которое нашло утерянную вещь, обязано немедленно сообщить об этом лицу, которое ее потеряло, или собственнику вещи и возвратить найденную вещь этому лицу.
Лицо, которое нашло утерянную вещь в помещении или транспортном средстве, обязано передать его лицу, которое представляет владельца этого помещения или транспортного средства. Лицо, которому передана находка, приобретает права и обязанности лица, которое нашло утерянную вещь.
2. Если лицо, которое имеет право требовать возвращения утерянной вещи, или место его пребывания неизвестны, лицо, которое нашло утерянную вещь, обязано сообщить о находке Национальной полиции или органу местного самоуправления.
3. Лицо, которое нашло утерянную вещь, имеет право сохранять ее у себя или сдать на хранение Национальной полиции, или органу местного самоуправления, или передать находку лицу, которое они указали.
Вещь, которая быстро портится, или вещь, затраты на сохранение которой являются непропорционально большими сравнительно с ее стоимостью, может быть продана лицом, которое ее нашло, с получением письменных доказательств, которые подтверждают сумму выручки. Сумма денег, полученная от продажи найденной вещи, подлежит возвращению лицу, которое имеет право требовать ее возвращения.
4. Лицо, которое нашло утерянную вещь, отвечает за ее потерю, уничтожение или повреждение в границах ее стоимости лишь в случае своего умысла или грубой неосторожности.
Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834
Определения понятий зданий и сооружений даны в Налоговом кодексе, НС № 2, ДБН А.2.2-3-2012, а в последнем — еще и определение дома.
Каждое из определений применяется в контексте соответствующего нормативного акта. Вместе с тем они дают достаточно полное представление о соответствующих недвижимых объектах.
Как и в случае с земельными участками, здания и сооружения можно продать, только если право собственности на них зарегистрировано согласно требованиям Закона о госрегистрации, кроме определенных исключений.
Объекты незавершенного строительства — здания, сооружения или передающие устройства, которые фактически не эксплуатируются вследствие того, что находятся в недостроенном состоянии (п. 2 НС № 2).
Согласно части третьей ст. 331 Гражданского кодекса до завершения строительства (создания имущества) лицо считается собственником материалов, оборудования и т. п., использованных в процессе этого строительства (создания имущества). В случае необходимости такое лицо может заключить договор об объекте незавершенного строительства, право собственности на который регистрируется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании документов, подтверждающих право собственности или пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, разрешения на выполнение строительных работ, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Статьей 1 Закона о госрегистрации определено, что государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства и их обременений в случаях, установленных законом, проводится в порядке, определенном этим Законом, с учетом особенностей правового статуса такого объекта.
Из изложенного следует, что полноценным объектом недвижимости, который можно продавать, объект незавершенного строительства становится только после его государственной регистрации. Поэтому если юридическое лицо планирует продать такой объект, оно должно его прежде всего зарегистрировать у государственного регистратора.
Согласно части первой ст. 181 Гражданского кодекса режим недвижимой вещи может быть распространен законом на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а также другие вещи, права на которые подлежат государственной регистрации.
В этой статье такие специфические объекты не рассматриваются.
Если юридическое лицо планирует продать только часть принадлежащего ему объекта недвижимости (кроме земельного участка), то необходимо прежде всего осуществить выдел такой части. Особенности осуществления этой процедуры определены Инструкцией № 55.
Переход права собственности или пользования на земельный участок, на котором расположены продающиеся здания (кроме многоквартирных домов), сооружения
Следует отметить, что согласно ст. 377 Гражданского кодекса к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, право пользования земельным участком, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения, в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землевладельца (землепользователя). Размер и кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с переходом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, являются существенными условиями договора, предусматривающего получение права собственности на эти объекты (кроме многоквартирных домов).
То есть продавать здание (кроме многоквартирных домов), сооружение можно только вместе с земельным участком, на котором оно размещено.
Договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, кроме договоров купли-продажи имущества, находящегося в налоговом залоге (ст. 657 Гражданского кодекса).
Кроме того, согласно части первой ст. 182 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
В соответствии с частями третьей и четвертой ст. 334 этого Кодекса право собственности на имущество по договору, подлежащему нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора, не удостоверенного нотариально, действительным. Права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают со дня такой регистрации в соответствии с законом.
Частью пятой ст. 3 Закона о госрегистрации установлено, что государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства проводится нотариусом, которым совершено такое действие.
Из изложенного следует, что нотариальное удостоверение договора купли-продажи недвижимого имущества и государственная регистрация прав на него осуществляются нотариусом одновременно. Именно в этот момент (нотариального удостоверения договора и осуществления государственной регистрации прав) право собственности переходит от продавца недвижимости к покупателю.
Следует отметить, что фактическая (физическая) передача недвижимости от продавца покупателю может осуществляться как до, так и после этого момента передачи права собственности, что должно предусматриваться договором купли-продажи. Оформляется такая передача Актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая форма № ОЗ-1, утвержденная приказом № 352).
Реализация имущества казенным учреждением
Согласно п. 1.2 Инструкции № 127 техническая инвентаризация проводится в следующих случаях:
перед принятием в эксплуатацию завершенных строительством объектов, в том числе после проведения реконструкции и капитального ремонта;
перед проведением государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства;
перед проведением государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, который образовался в результате деления, объединения объекта недвижимого имущества или выделения доли из объекта недвижимого имущества, кроме случаев, когда в результате такого деления, объединения или выделения доли завершенный строительством объект принимался в эксплуатацию.
В других случаях техническая инвентаризация проводится по желанию заказчика.
Декларация.Собственно декларация состоит из двух частей: шапки и табличной части. В шапке декларации указываете, кроме всем известной информации о себе (своего названия, вида деятельности, адреса и налоговой, в которую подается декларация), также, что эта декларация является отчетной (ставите отметку «Х» в графе «звітна») и год, на который она подается (в графе 1.1 ставите «2020» ).
Что касается табличной части, то в нее переносят информацию о рассчитанном налоге отдельно из приложений 1 (стр. 5.1) и отдельно из приложений 2 (стр. 6.1), поданных к этой декларации. При этом
в табличной части декларации отражается только годовая сумма налога, поквартальная разбивка — только в приложениях
Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, осуществляет право оперативного управления (ст. 296, п. 1 ст. 298 ГК РФ).
В то же время учреждению законодательно предоставлена возможность осуществлять с согласия учредителя приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Возможность для бюджетного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность предусмотрена также в п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161, п. 1 ст. 232, п. 4 и 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, а также в ряде других нормативных актов, включая утверждаемые ежегодно законы о федеральном бюджете.
В перечисленных выше статьях Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) указанная деятельность определена как предпринимательская и иная приносящая доход.
Если денежные средства учреждения, полученные от разрешенной ему деятельности, приравниваются к дополнительному бюджетному финансированию от имени собственника (см., напр., ст. 28 Закона «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 N 186-ФЗ), то в расходовании данных средств учреждение формально не самостоятельно и режим пункта 2 ст. 298 ГК РФ на него не распространяется. Согласно действующему законодательству бюджетное учреждение самостоятельно лишь в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161 БК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Согласно ст. 128, 130 ГК РФ денежные средства являются вещью и признаются движимым имуществом, право собственности на которое также имеет учредитель.
В то же время имеются попытки закрепления за отдельными учреждениями права собственности на некоторые виды доходов и имущества (см., например, п. 7 ст. 39, п. 1 ст. 44 Закона «Об образовании»). Чаще всего при этом ссылаются на п. 3 ст. 120 ГК РФ, согласно которому особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и другими правовыми актами. Но заметим, что данные законы и правовые акты, регулируя вопросы собственности, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ), который, в свою очередь, не содержит положений о праве собственности учреждений, а прямо указывает на обратное (ст. 213, 214 ГК РФ и др.). Следовательно, имущество не может находиться в собственности учреждения.
Поскольку учреждение нередко финансируется собственником лишь частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ), оно, с согласия данного собственника, порой вынуждено заниматься несвойственной ему деятельностью, а именно изыскивать дополнительные средства для осуществления непосредственных уставных функций в соответствии с заданиями собственника.
Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, справедливо было бы предположить, что на заработанные таким образом денежные средства и приобретенное на них имущество учреждение должно получить дополнительные имущественные права. И закон это в принципе подразумевает. Согласно ст. 298 ГК РФ имущество учреждения, приобретенное за счет дополнительных доходов, как и сами дополнительные доходы, учитываются на отдельном балансе в целях обособления данного имущества от имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных учреждению по смете. А также, вероятно, в целях разделения различных правовых режимов по распоряжению имуществом, приобретенным по разным основаниям.
С денежными средствами, полученными из внебюджетных источников, в части самостоятельного ими распоряжения, учреждению несколько проще. В целях оперативного решения конкретных проблем учреждение, с учетом своих потребностей, самостоятельно планирует распределение указанных средств по предметным статьям кодов экономической классификации в рамках своей сметы доходов и расходов. А затем в порядке, установленном главным распорядителем денежных средств, при необходимости смету корректирует.
С другой позиции, высказываемой в юридической литературе, право на самостоятельное распоряжение имуществом рассматривается как еще одна разновидность права оперативного управления. Для такого утверждения также имеются основания.
Учреждение осуществляет право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) в отношении закрепленного за ним имущества. Как в данном случае быть с самостоятельно приобретенным имуществом? Считать ли его закрепленным за учреждением от имени учредителя? Если вспомнить ст. 214 ГК РФ, а также п. 2 ст. 48 и 299 ГК РФ, где соответственно говорится о праве собственности учредителя на все имущество учреждения и об основаниях приобретения права оперативного управления, то, возможно, так оно и есть.
Учредитель, разрешая учреждению получать дополнительный доход, видимо, желает, чтобы полученный доход использовался на нужды и развитие учреждения. В противном случае какой смысл разрешать учреждению отвлекаться на несвойственную ему деятельность? И поскольку учреждение не может иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то и приобретенное имущество, и доходы должны использоваться прежде всего на главную уставную деятельность, а не на хозяйственную, как это было бы при наличии права хозяйственного ведения. Хотя, с другой стороны, проблема в том, какой правовой режим применять при распоряжении имуществом, то есть как его использовать, а не в том, куда полученные средства направлять.
Кроме того, осуществляя деятельность, связанную с получением дохода, учреждение использует людской ресурс и материально-техническую базу, финансируемые собственником, и потому учредитель также непосредственно связан с такой деятельностью учреждения, а в установленных случаях несет ответственность по его обязательствам.
В связи с этим коснемся субсидиарной ответственности собственника учреждения.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Имущество бюджетного учреждения редко принадлежит ему на праве собственности. Обычно имущество закрепляется за учреждением следующим образом:
На праве оперативного управления, а собственником остается государство или муниципалитет
На праве постоянного (бессрочного) пользования
Особенности определяются специальным законодательством
Передача имущества в оперативное управление бюджетному учреждению, как правило, происходит по следующий схеме:
Этап 1 – право собственности
Если это не было сделано ранее, нужно оформить право собственности на недвижимость, которая будет передаваться.
Этап 2 – решение о передаче
Издаем распоряжение о том, что имущество передается в оперативное управление бюджетного учреждения.
Этап 3 – передача
Составляем акт приема-передачи.
Обратите внимание! Акт нужен исходя из п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно этой норме право оперативного управления возникает по общему правилу с момента передачи вещи.
Этап 4
По желанию собственника можно заключить договор оперативного управления.
Этап 5 – возникновение оперативного управления
Регистрация права оперативного управления (в случаях, когда требуется по законодательству, например регистрация прав на суда согласно приказу Минтранса РФ от 19.05.2017 № 191).
В п. 10 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) указано, каким имуществом бюджетное учреждение не может распоряжаться самостоятельно. К нему относится:
особо ценное движимое имущество в бюджетном учреждении, переданное собственником или купленное самим БУ из денег, выделенных собственником на его приобретение;
недвижимые вещи.
Поэтому, например, при продаже особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения или передаче бюджетным учреждением такого имущества в безвозмездное пользование нужно заручиться согласием собственника.
Передача имущества между учреждениями одного собственника оформляется приказом о передаче имущества. Зачастую приказ издается собственником (например, приказ Рособразования «О реорганизации Федерального государственного научного учреждения «Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред…»» от 23.08.2006 № 847). Конкретная процедура передачи прописывается учредителем, в приказах и регламентах госоргана.
Образец приказа о передаче имущества можно скачать у нас: Приказ о передаче имущества другому учреждению — образец.
Больше узнать о передаче имущества между учреждениями, подчиненными конкретному госоргану можно в системе КонсультантПлюс.Подключайте бесплатный доступ на 2 дня и находите нужную информацию.
Передача в безвозмездное пользование гражданам и организациям ценного имущества возможна без торгов или через торги (по чч. 3 и 5 ст. 17.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Остальным имуществом бюджетное учреждение распоряжается без необходимости согласования того собственником. Но есть ряд особенностей:
предварительное согласие учредителя требуется на заключение крупной сделки;
по общему правилу нельзя размещать деньги на депозитах в кредитных организациях, заключать сделки с ценными бумагами;
одобрение учредителя требуется в случае возможного конфликта интересов между интересами БУ и контрагента — заинтересованного лица.
Конкретные перечни особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения утверждаются федеральными, региональными или муниципальными властями. Но есть и общие правила отнесения имущества к особо ценному.
Так, балансовая стоимость особо ценного имущества превышает определенные границы. Они устанавливаются органами власти, являющимися учредителями, с учетом следующих интервалов:
Вид бюджетного учреждения
Стоимость особо ценного имущества,
Федеральные бюджетные учреждения
Региональные бюджетные учреждения
Муниципальные бюджетные учреждения
Также особо ценным признается имущество:
без которого затруднено осуществление основной уставной деятельности;
отчуждение которого осуществляется в особом порядке, например музейные коллекции.
Пример ведомственного определения перечня особо ценного имущества — приказ Федерального агентства по делам национальностей от 03.06.2020 № 67. Для подчиненных ему бюджетных учреждений особо ценным считаются, например:
любые движимые вещи с балансовой стоимостью более 500 тыс. руб.;
транспортные средства независимо от стоимости;
ноутбуки, компьютеры, другая техника дороже 200 тыс. руб.;
охранно-пожарные системы, системы видеонаблюдения с балансовой стоимостью выше 200 тыс. руб.;
нематериальные активы — результаты интеллектуальной деятельности.
Глава 24 — Гражданского кодекса
Для отчуждения или иных форм распоряжения имуществом казенного учреждения согласие собственника нужно получать всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
В этой связи перечни особо ценного имущества в казенном учреждении не составляются.
Минэкономразвития РФ в письме от 24.03.2011 № 5460-АЛ/Д08 отметило, что такие перечни нужны для бюджетных и автономных учреждений. Вместе с тем отсутствие необходимости в составлении перечней для казенных учреждений не снимает с учредителей обязанностей по предоставлению сведений для учета в реестре федерального имущества и по контролю за распоряжением и сохранностью госимущества.
Напомним, что под казенным учреждением понимается государственное или муниципальное учреждение, оказывающее услуги, выполняющее работы, исполняющее публичные функции для реализации полномочий органов власти. Финансовое обеспечение деятельности таких учреждений осуществляется бюджетом на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
По вопросам утилизации имущества в бюджетном учреждении следует руководствоваться:
постановлением Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16.07.2007 № 447;
постановлением Правительства РФ «Об особенностях списания федерального имущества» от 14.10.2010 № 834;
ведомственными документами.
Разберем на примере. Согласно приказу Россельхознадзора от 10.01.2017 № 4 списание имущества подведомственных ему БУ производится с учетом следующих особенностей:
Вид списываемого имущества
Особенности списания в учреждениях Россельхознадзора
Списание недвижимого имущества бюджетного учреждения (включая объекты незавершенного строительства)
Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора
Списание ОЦИ (движимого)
Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора
Списание иного имущества
Решение принимается учреждением самостоятельно
Списание имущества, влекущее прекращение деятельности учреждения
Итак, мы рассмотрели, как происходит управление и распоряжение имуществом БУ и каково участие собственника в этих процессах.
Вышеуказанная норма ГК РФ говорит буквально следующее: движимое имущество – это то, что нельзя отнести к категории недвижимости. Значит, прежде всего, нужно определить, что российское законодательство относит к недвижимому имуществу. Пункт 1 статьи 130 ГК РФ дает следующий перечень недвижимых объектов:
Земельные участки, участки недр и все, прочно связанное с землей (то, что невозможно переместить без ущерба для него).
Здания, сооружения, помещения (как нежилые, так и жилые).
Объекты незавершенного строительства.
Части сооружений (зданий), на которых размещают средства транспорта (машиноместа), при условии, что их границы описаны в установленном порядке, согласно законодательству о кадастровом учете.
Суда (морские, воздушные и внутреннего плавания), которые подлежат государственной регистрации.
Прочие объекты, которые законодательными актами отнесены к недвижимым вещам (например, космические объекты).
Соответственно, к движимым вещам можно отнести все, что не перечислено в вышеприведенном списке. Об этом говорит пункт 2 статьи 130 ГК РФ, относя к движимому имуществу также деньги и ценные бумаги.
В большинстве случаев владелец не должен регистрировать свое движимое имущество. Наглядный пример вещи, относящейся к движимому имуществу и подлежащей регистрации – автомобиль.
Сделки с движимым имуществом также не требуют обязательной госрегистрации, за некоторым исключением (например, если вещь, являющаяся предметом сделки, ограничена в обороте).
Родители требуют перерасчет, вышестоящие организации говорят не имеем право. А СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ КИРЮХИНА Н.В. который оскорбил нас социальными иждивенцами и халявщиками, мы не просто обратились к вам за помощью, значит нет возможности найти ответа у нас на месте, юрист в штат нам не полагается и если проблемы, то сотрудники их решают за свой личный счет. Вы оскорбили всех работников детских садов.
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».
Срок полезного использования определяется исходя из:
ожидаемого срока получения экономических выгод;
рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
гарантийного срока использования объекта;
др. методов, описанных в п. 35 Стандарта
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).
Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).
В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.
Об аренде и продаже недвижимого имущества бюджетного учреждения
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.
В настоящее время большинство учреждений возникают не в результате создания как абсолютно нового юридического лица, а при изменении типа, например, с бюджетного на автономное или с бюджетного на казенное. Важно отметить, что учреждение, созданное на базе имущества ранее существовавшего, автоматически не получает прав на его имущество. Имущество преображенного (но не преобразованного) учреждения подлежит передаче на основании распоряжения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. При этом порядок такой передачи зависит от типа, который устанавливается учредителем для конкретного учреждения.
Перечень имущества, в том числе недвижимого и особо ценного движимого имущества, передаваемого автономному учреждению, указывается в решении о создании автономного учреждения, а сам факт передачи оформляется соответствующим актом приема-передачи имущества. При этом стороной, передающей имущество, выступает орган исполнительной власти, на который возложено управление имуществом (далее — собственник), а принимающей стороной — автономное учреждение.
При преобразовании старого бюджетного учреждения в бюджетное учреждение нового типа не предполагается каких-либо процедур именно по передаче уже закрепленного за таким учреждением имущества.
Обратите внимание! Любое имущество, в соответствии с гражданским законодательством, относится к движимому или недвижимому. При этом для недвижимого имущества законодательно предусмотрены дополнительные правила по его учету, влияющие на возможность реализации прав на это имущество.
Таким обременением для недвижимого имущества является государственная регистрация. Отметим, что автономные и бюджетные учреждения не обладают какими-либо льготами в отношении данного правила. Поэтому общеобязательные нормы о госрегистрации недвижимого имущества будут действенны.
Приобретение недвижимого имущества государственным бюджетным учреждением
Как уже отмечалось выше, учреждениям (как автономным, так и бюджетным) имущество предоставляется на праве оперативного управления. Однако правовые статусы имущества бюджетного учреждения и имущества автономного учреждения отличаются.
Различия в правовом статусе имущества у бюджетных и автономных учреждений появляются на этапе принятия решений, связанных со спецификой распоряжения имуществом.
Так, для бюджетного учреждения установлены более жесткие запреты на отчуждение или иное распоряжение недвижимым имуществом. При этом законодательные нормы о возможностях автономного учреждения более лояльны.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также всем (вне зависимости от источника приобретения) недвижимым имуществом.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Если говорить о самостоятельности учреждения в возможности определять направления расходования финансовых ресурсов для достижения уставных целей, следует отметить исключения из правила о самостоятельности: если автономное или бюджетное учреждение желает распорядиться имуществом (в том числе денежными средствами) в виде внесения в уставный капитал иных юридических лиц, нужно получить на такое решение согласие учредителя, даже несмотря на то, что это имущество появилось по итогам деятельности, выходящей за рамки государственного (муниципального) задания. Также потребуется согласие наблюдательного совета для автономного учреждения, учредителя — для бюджетного учреждения при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Бюджетным учреждениям также запрещается (вне зависимости от источника получения финансов) размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, совершать сделки с ценными бумагами.
Приобретение учреждением имущества за счет средств, выделенных учредителем на выполнение задания, также не означает автоматического получения автономным учреждением права на его беспрепятственное использование. Для получения такого права учреждение должно пройти через определенные процедуры.
Несколько сложнее происходит оформление имущественного права в отношении объектов культурного наследия. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Общая процедура приобретения прав на объекты культурного наследия мало чем отличается от описанных выше. Вместе с тем у нового правообладателя в лице автономного учреждения появляется ряд дополнительных обязанностей, например получение паспорта объекта культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
При приобретении недвижимости организация-заказчик выбирает либо любой конкурентный способ проведения закупки (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), либо закупает жилье у единственного поставщика (ст. 93 44-ФЗ). Действия заказчика при выборе способа определения поставщика не ограничивают конкуренцию (ч. 5 ст. 24 44-ФЗ).
Если объект госзакупки — нежилое помещение, которое приобретается для обеспечения потребностей субъектов РФ, федеральных или муниципальных образований на основании решения о реализации бюджетных инвестиций, предоставления субсидирования на приобретение капитальных вложений (объектов недвижимости) в государственную или муниципальную собственность, то такой контракт заключают с единственным поставщиком независимо от цены контракта (п. 31 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Чтобы провести эту закупку без нарушений, заказчику необходимо соблюсти следующие условия:
предметом закупки должны выступать нежилые объекты;
недвижимое имущество закупается и переводится в муниципальную собственность;
в наличии утвержденное решение о реализации бюджетных инвестиций либо о выделении соответствующей субсидии;
решение принято территориальной администрацией.
По нормам 44-ФЗ проводят госзакупки квартир для сирот и других жилых помещений. Разделительный баланс — это обязательный документ при реорганизации путем отделения одной из частей предприятия и регистрации ее в качестве самостоятельного юрлица. Заказчики закупают служебное, социальное жилье (госзакупки недвижимости для детей-сирот). Категория жилья — экономическая, то есть предметом закупки выступают квартиры экономкласса.