Заявление о постановке на учет недвижимого бесхозяйного имущества

24.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление о постановке на учет недвижимого бесхозяйного имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РГ + Россия 24: Обновлен порядок признания недвижимости бесхозяйной

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 августа 2014 г.

Регистрационный N 33405

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40, 43; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3611; N 52, ст. 6410, 6419; 2010, N 15, ст. 1756; N 25, ст. 3070; N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4562, 4594; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7056, 7061; N 50, ст. 7347, 7359, 7365; N 51, ст. 7448; 2012, N 24, ст. 3078; N 27, ст. 3587; N 29, ст. 3998; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7619, 7643; 2013, N 14, ст. 1651; N 19, ст. 2328; N 30, ст. 4072, 4077, 4083, 4084; N 44, ст. 5633) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Министр А. Улюкаев

Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.

Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав. Если вами была найдена вещь, имеющая приблизительную ценность не более 29 000 рублей (не более 5 минимальных окладов) – нужно написать заявление в полицейский участок о найденной вами пропаже.

После 6 месяцев ожидания, при условии, что хозяин утерянной вещи не будет обнаружен – вы имеете право на её присвоение.

Если стоимость вещи превышает обозначенную минимальную стоимость – её присвоение может осуществляться через суд, в порядке возбуждения искового производства. Исключение составляет нахождение кладов, их присвоение запрещено законом.

Однако собственник земельного участка, на котором был обнаружен клад или лицо его нашедшее имеют право на материальную компенсацию. Для того чтобы её получить, также необходимо сдать находку в фонд государства, оформив её надлежащим образом.

В некоторых случаях объекты незавершённого строительства, при условии, что они не были поставлены на кадастровый учёт, могут быть отнесены к имуществу, не имеющему хозяев.

В этом случае муниципалитет имеет право выступить с иском о признании данного объекта бесхозным.

При условии, что владелец объекта предъявит на него свои права – администрация может, как передать объект в собственность на основании решения административной комиссии, так и лишить его права на владение объектом. В этом случае претенденту на право собственности в отношении бесхозного объекта придётся обращаться в суд.

В первую очередь заинтересованное лицо предоставляет бумаги, удостоверяющие признание имущества бесхозяйным. К ним в том числе относят документы, подтверждающие, что объект не включен в федеральные, государственные и муниципальные реестры. Заинтересованное лицо предоставляет также бумагу, удостоверяющую, что соответствующие органы власти не регистрировали право собственности. Бесхозяйное имущество может стать таковым в случае, когда законный владелец отказывается от него. Этот факт должен также подтверждаться документально. Это обеспечивается документами, удостоверяющими право собственности субъекта и письменным отказом от владения объектом.

Форма заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Если ваше имущество признано бесхозным и в его отношении осуществляется попытка изъятия в пользу администрации (третьих лиц), вам придётся отстаивать своё право собственности в суде.

Основанием для подачи иска в суд станут следующие ситуации или их совокупность:

  1. Ваше имущество или объект незавершённого строительства было признано бесхозяйственным.
  2. На ваше имущество было совершено покушение со стороны третьих лиц, с претензией на то, что оно не имеет владельца.
  3. Вами была обнаружена бесхозная вещь, и вы планируете вступить во владение ею после проведения досудебной процедуры.
  4. Вы имеете право претендовать на владение вещью, признанной бесхозной или объектом незавершённого строительства.
  5. У вас имеются факты, подтверждающие ваше право на владение имуществом, в отношении которого возбужден иск.
  6. Вы открыто пользуетесь бесхозной вещью более 15 лет, предполагая правомочность пользования.

Подсудность данного вопроса относится к суду общей юрисдикции первой инстанции, в порядке искового производства.

Если речь идёт о движимом имуществе, то исковое заявление необходимо подавать по месту нахождения ответчика или по месту нахождения вещи, как правило, документы в суд подготавливаются сотрудниками полиции, к которым обратилось лицо с находкой.

Если речь идёт о недвижимом имуществе – обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости. Также поступают и при наличии объекта незавершённого строительства, если хотим признать право собственности на земельный участок. О признании права на квартиру можно узнать здесь.

Исковое заявление составляется по обычной форме, предусмотренной для составления исковых заявлений. Оно подаётся на имя мирового судьи, который уполномочен рассматривать гражданские дела на участке, куда вами подано заявление. Обязательно укажите свои данные в качестве истца, а ниже – сведения об ответчике.

Если вы вступили в судебный спор с должностным лицом (представителем администрации) – укажите его должность, фамилию, имя и отчество. Если вы не можете определиться с тем, кто из должностных лиц препятствует признанию вашего права собственности – можете определить в качестве истца главу местной администрации.

В основной части изложите суть дела по вопросу, в отношении которого возбужден иск. Обязательно дайте характеристики вещи или объекта незавершённого строительства, на право собственности, в отношении которых вы претендуете. Далее поясните:

  1. На каком основании оспариваемое имущество признано бесхозяйственным.
  2. По какой причине вы не согласны с этой формулировкой.
  3. Чем вы можете подтвердить факт вашей причастности к владению оспариваемым имуществом.

В заключение просите суд:

  1. Признать ваше право собственности на имущество или объект незавершённого строительства.
  2. Внести соответствующие сведения в записи кадастра.

Образец заявления на признание права собственности на бесхозяйную вещь.

Приложение № 5

к постановлению администрации

муниципального образования «Намский наслег»

Верхневилюйского улуса (района)

Республики Саха (Якутия)

от 15.07.2014 № 10

Положение о порядке выявления,

учета и оформления права муниципальной собственности

на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное в границах территории

муниципального образования «Намский наслег» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)

1. Общие положения

Настоящее Положение о порядке выявления, учета и оформления права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное в границах территории муниципального образования «Намский наслег» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», методическими рекомендациями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).

2. Выявление, обеспечение учета бесхозяйного недвижимого имущества

иоформление документов, необходимых для его постановки на учет

Об учете бесхозяйного имущества

Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 225 ГК РФ. Бесхозяйной является вещь, которая

  • не имеет собственника или
  • собственник которой неизвестен либо,
  • от права собственности на которую собственник отказался, если иное не предусмотрено законами.

Если это не исключается правилами ГК РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности .

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

См. также Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899).

Судебный процессуальный порядок признания имущества бесхозяйным (движимые и недвижимые вещи) регулируется гл. 33 ГПК РФ.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.

Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц .

Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь (что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке), принимает решение:

  • о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею – для движимых вещей;
  • о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь — для недвижимых вещей.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Москва, ул. 1-я Останкинская, дом 35 24 декабря 2015 года Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Меньшовой О.А., при секретаре Лоскутовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6919/2015 по заявлению Управы района Ростокино города Москвы о признании брошенной движимой вещи бесхозяйным имуществом,

Заявитель Управа района Ростокино города Москвы обратилась в суд с заявлением о признании брошенной движимой вещи бесхозяйным имуществом, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в результате проверки территории района Ростокино города Москвы, по адресу: г.Москва, *выявлено *, имеющее признаки бесхозяйного, * «*», *отсутствует, *.

Владелец уведомлен об эвакуации посредством размещения на стекле уведомления о необходимости приведения *в состояние, не позволяющее идентифицировать его как брошенное, или перемещения его собственником в места, позволяющие хранить * без создания помех в организации благоустройства территории в срок до 05.06.2015 г. Указывая на то, что * в настоящее время перемещен на стоянку временного хранения по адресу: г.Москва, ул. Джамгаровская, вл. 7, установить владельца *не представляется возможным, заявитель просил признать * * «*», *отсутствует, * бесхозяйным и признать право собственности города Москвы на данное *.

Представитель заявителя Соловьев А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица ГБУ «*ные дороги СВАО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил объяснения относительно заявленных требований, в соответствии с которыми * * «ВАЗ», *отсутствует, цвет зеленый поступило на хранение ГБУ «*ные дороги СВАО» на основании акта №383/13 от 17.06.2015 г., и в настоящее время находится по адресу: г.Москва, ул.

Джамгаровская, вл. 7, просил рассматривать

дело в его отсутствие.

Представитель Департамента городского имущества города Москвы в

судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил, об отложении слушания дела не просил.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть

отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 г. №157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы», Управа района как орган исполнительной власти наделена правом на обращение в суд в целях признания бесхозяйных объектов, за исключением объектов капитального строительства и бесхозных объектов наружного освещения и архитектурно-художественной подвески, собственностью города Москвы.

Судом установлено, что на территории района Ростокино города Москвы по адресу: г. Москва, ул. *районной комиссией по работе с брошенным разукомплектованном автотранспортом района Ростокино, в составе представителя управы района Ростокино, представителя управляющей организации ГБУ «Жилищник района Ростокино», представителя ОМВД по району Ростокино было выявлено разукомплектованное *: «*», *отсутствует, *. Данный факт подтверждается актом №13 от 03.06.2015г. о выявленном разукомплектованном *, имеющем признаки брошенного, составленный комиссией по работе с брошенным разукомплектованном автотранспортом района Ростокино.

Глава 33 ГПК РФ устанавливает порядок признания движимой вещи бесхозяйной и признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Введение в данную главу положений, устанавливающих порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, обусловлено наличием норм материального права в ГК, согласно которым признание права муниципальной собственности на такую вещь осуществляется в судебном порядке (ст. 225 ГК).

Кроме того, поскольку ГК (ст. 225, 226) предусматривает различный порядок признания бесхозяйными движимых и недвижимых вещей, то это также нашло свое отражение в комментируемой главе, посвященной регулированию вопросов рассмотрения и разрешения дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь.

Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:

  1. Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
  2. Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
  3. Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.

После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности.

Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

  • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
  • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

  • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
  • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

Компетентными сотрудниками судебного органа принимаются заявления на рассмотрение только в сопровождении определенного пакета актов. Заявителю требуется собрать следующий список документов, прилагаемых к иску о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:

  • паспорт истца;
  • бумаги, заполненные специальной комиссией, которая проводила осмотр бесхозяйной недвижимости;
  • квитанция об уплаченной пошлине за подачу иска;
  • акт, взятый из ЕГРП;
  • доказательная база;
  • акты, свидетельствующие о права владения предыдущих хозяев строения.

Важно! Весь перечень указанных актов в суд требуется предоставлять в нескольких копиях. Количество экземпляров должно соответствовать количеству человек, принимающих участие в судебном разбирательстве.

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

Порядок признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»1 (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 29, ст. 4344.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации2.

2 В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

Оно оформляется:

  1. власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
  2. Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.

Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

Бесхозяйное имущество исключается из реестра в случаях:

  1. Принятия объекта вновь во владение субъектом, ранее отказавшимся от этого.
  2. Госрегистрации прав собственности на имущество в порядке, предусмотренном в законодательстве.
  3. Передачи объекта лицу в силу приобретательной давности.
  4. Госрегистрации права лица, ранее неизвестного, в соответствии с чем имущество и было поставлено на учет.

Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.

Право на бесхозяйные вещи возникает:

  • у муниципальных образований;
  • у населенных пунктов федерального уровня.

Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.

Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и снятие таковых с него производится согласно положениям Постановления Правительства № 580.

Регистрационные действия с бесхозяйными имущественными ценностями уполномочены осуществлять:

  • Росреестр – по объектам, располагающимся на территории двух и более регистрационных округов;
  • местные органы Росреестра – по иной недвижимости, находящейся в рамках территории одного определенного округа.

В заявлении необходимо указать:

  1. Наименование объекта.
  2. Описание основных характеристик.
  3. Доказательства отказа хозяина от права собственности на вещь.
  4. Подтверждения тому, что субъект вступил во владение объектом.

Для недвижимости дополнительно указывают дату внесения сведений в ЕГРП и орган, осуществивший данную процедуру. Кроме этого, предъявляются доказательства, свидетельствующие об отсутствии законного владельца у объекта.

В Зейский районный суд

Амурской области

Заявитель:

Рахмонов Иван Александрович,

с. Сосновый бор, ул. Мухина, 211

телефон: 89111002534

Заинтересованное лицо:

Зайцев Александр Васильевич,

с. Сосновый бор, ул. Слонова, 112

телефон: 89111002533

17.12.2012 г. я приобрел у Зайцева Александра Васильевича, 14.11.1951 г.р., земельный участок по адресу: с. Сосновый бор, пер. Мирный, д. 479, а также здание на нем. На участке находился горизонтально-фрезерный станок 6К81Г, который в предмет договора не входил.

Я написал письмо Зайцеву А.В. с просьбой забрать этот станок, но 09.01.2013 г. получил ответ, что данный станок ему не нужен. Таким образом, с 17.12.2011 г. я фактически владею указанным станком.

Руководствуясь гл. 33 ГПК РФ,

Прошу:

Признать горизонтально-фрезерный станок 6К81Г бесхозяйной вещью, передать его в мою собственность.

Приложение:

  1. Копия заявления

  2. Договор купли-продажи № 1243 от 17.12.2011 г.

  3. Свидетельство государственной регистрации 17АН1456218763 от 17.12.2011 г.

  4. Письмо Зайцева А.В.

    Правовые аспекты постановки и снятия с учета бесхозяйного имущества

    Вещь является бесхозяйной, когда отсутствует или не известен ее собственник, либо когда он отказался от вещи и прав на нее. При этом бесхозяйным может быть и движимое, и недвижимое имущество, ценные бумаги, имущественные права, деньги.

    Правом подачи в суд заявления о признании недвижимого имущества бесхозяйным наделены только органы муниципальной власти и государственные органы г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Право собственности на недвижимость признается соответственно только муниципальной или субъектов РФ.

    Гражданин может приобрести право на брошенный объект недвижимости через институт приобретательской давности и никак иначе. Если правилами Гражданского кодекса не установлен особый порядок, то приобрести право собственности на бесхозяйную вещь тоже можно через приобретательскую давность.

    Заявление подается в суд по месту жительства физического лица, а если о признании вещи бесхозяйной ходатайствует юридическое лицо – по месту нахождения организации.

    Заявитель к моменту обращения в суд должен фактически владеть указанной вещью (имуществом). Если вещь была изъята уполномоченными органами власти, то заявление в суд подается финансовым органом по месту нахождения имущества.

    В заявлении обязательно отражаем следующие моменты:

    • общие сведения (о заявителе, о суде);

    • просьбу признать вещь бесхозяйной и намерение принять ее в свою собственность;

    • описываем основные признаки бесхозяйной вещи, доказательства, что у вещи отсутствует собственник, приводим доказательства владения таким имуществом (например, выписки бухучета, что имущество состоит на балансе).

    Судья до рассмотрения дела выясняет, кто может пояснить по поводу спорной вещи (физические, юридические лица). Запрашивает сведения о собственниках и владельцах, вызывает таких лиц в судебное заседание. Если вдруг возникнет спор о праве (например, появится бывший собственник, который свидетельствует, что не отказался от права собственности), заявление остается без рассмотрения, а стороны могут подать исковое заявление.

    Когда суд примет решение признать вещь бесхозяйной, одновременно принимается решение передать эту вещь в собственность новому владельцу (заявителю). Решение суда является документом, подтверждающим права нового собственника на брошенное имущество.

    • Административные иски
    • Исковые заявления
    • Исполнение решений
    • Комментарии законов
    • Личные документы
    • Обжалование судебных актов
    • Приложения к иску
    • Ходатайства в суд
    • Заявление о зачете госпошлины
    • Частная жалоба на определение суда
    • Заявление об исправлении актовой записи
    • Характеристика для награждения работника
    • Возражение на экспертизу
    • Уведомление о смене адреса юридического лица
    • Паспортные данные гражданина РФ
    • Заявление об отложении исполнительных действий
    • Акт осмотра транспортного средства
    • Характеристика на женщину, многодетную мать

    Как признать имущество бесхозным

    Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (ст. 225 Гражданского кодекса РФ).
    На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

    Бесхозяйную недвижимость принимает на учет Росреестр.

    За постановкой на учет бесхозяйных объектов недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия должны обратиться следующие органы:
    — местного самоуправления – по общему правилу;
    — исполнительной власти субъекта РФ – если объект находится в гг. Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе.

    Если сведений об объекте недвижимости, который нужно учесть как бесхозяйный, нет в ЕГРН, то его принятие на учет будет проводиться одновременно с кадастровым учетом.

    К заявлению нужно приложить документы, которые подтверждают, что у объекта нет собственника:
    — выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества;
    — документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества не были зарегистрированы;
    — в случае отказа собственника от права собственности на объект к документам прилагается его заявление об отказе.

    Принятие объекта недвижимости на учёт осуществляется путём внесения соответствующих записей в ЕГРН. Госпошлина не взимается. Производится правовая экспертиза документов, чтобы установить, всё ли в порядке и нет ли причин для отказа в принятии на учет.
    При принятии на учёт объекта недвижимого имущества органу, направившему заявление, направляется уведомление о принятии на учёт объекта недвижимости.

    Государственная регистрация права муниципальной или государственной собственности на бесхозяйный объект осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда.
    С этого момента данный объект снимается с учета в качестве бесхозяйного.

    Оно оформляется:

    1. Местным органом власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
    2. Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.

    Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное недвижимое имущество располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.

    Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, должны быть зарегистрированы в Книге входящих бумаг. Заинтересованное лицо получает расписку. Решение о постановке на учет принимается не позже 18 дней (календарных) с момента приема документов. После внесения необходимой записи, субъекту, отказавшемуся от законного владения, направляется соответствующее сообщение.

    Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

    • на недвижимость – 15 лет;
    • на иные виды имущества – 5 лет.

    Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

    • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
    • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
    • при нахождении клада (ст. 233);
    • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

    Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

    Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.

    Право на бесхозяйные вещи возникает:

    • у муниципальных образований;
    • у населенных пунктов федерального уровня.

    Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.

    Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:

    • орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
    • по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
    • суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
    • после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.

    Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

    Tweet

    Как оформить «прирезку» по новому Земельному кодексу?

    После вступления изменений в Земельный кодекс законодатели прокомментировали, что граждане с 1 марта получают возможность оформить в собственность «прирезки» к своим участкам. Под «прирезками» понимаются те земельные участки, которые граждане уже фактически используют, огородили, обрабатывают и поль…

    Уточнение границ земельного участка

    В данной статье пойдет речь о таком виде работ, как уточнение земельного участка. Если земельному участку уже присвоен кадастровый номер, но в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении его границ, то данный земельный участок подлежит уточнению.

    Единый государственный реестр объектов недвижимости

    С 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон). База данных государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав (ЕГРП) станут единой базой данных – Единым государственным реестром объектов недви…

    Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

    Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи (действующая редакция)

    А в действительности так ли легко приобрести в собственность здание, которое никому не принадлежит?
    В современных условиях детальной законодательной регламентации и ведения Единого реестра прав на недвижимое имущество было бы странно обнаружить здание, которое никому не принадлежит. Однако такое случается.

    Для начала определимся с понятием бесхозной вещи. Не каждая вещь может быть признана таковой – для отнесения вещи к бесхозяйной имеются три основания (ст.225 ГК РФ): вещь не имеет собственника; собственник вещи не известен или собственник вещи отказался от права собственности.
    Последние вполне вероятно, поскольку ГК РФ позволяет гражданину или юрлицу отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество (ст.236 ГК РФ). Но для этого конкретному лицу необходимо объявить об этом или совершить другие действия, которые будут определенно свидетельствовать об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить права на него. При этом надо понимать, что такой отказ не повлечет за собой прекращения прав и обязанностей собственника, пока право собственности на эту вещь не приобретет другое лицо.

    Статья 17 . Выявление бесхозяйных объектов и признание прав муниципальной собственности на них

    1. Выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, учета и признание прав муниципальной собственности на них регулируются статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Признание права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного имущества в судебном порядке осуществляется в соответствии с требованиями главы 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    [1]

    2. В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество является бесхозяйным в случае, когда:

    — имущество не имеет собственника;

    — его собственник неизвестен;

    — собственник отказался от имущества.

    Оформить свой отказ собственник недвижимого имущества может путем подачи заявления в Администрацию. К заявлению прилагаются:

    — документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в т. ч. план данного объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией или органом по учету объектов недвижимого имущества;

    — кадастровый паспорт или кадастровый план земельного участка — в том случае, если объект недвижимости не прошел государственную регистрацию и не включен в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

    — правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества, подтверждающие право собственности у лица, отказавшегося от права собственности;

    — собственники — физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, а собственники — юридические лица — документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица. Собственник может предоставить и другие документы, относящиеся к вопросу отказа от имущества.

    3. Бесхозяйные объекты недвижимости выявляются:

    — в результате проведения инвентаризации и ремонтных работ;

    — на основании обращения предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности или отдельного гражданина по поводу обнаруженных объектов недвижимого имущества;

    — в ходе проверки использования объектов на территории муниципального образования.

    4. Функциональный орган Администрации в сфере имущественных отношений осуществляет учет бесхозяйного недвижимого имущества, оформление имущества в муниципальную собственность.

    5. Приобретателем недвижимого имущества (долей в праве собственности на имущество) является муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым.

    6. Выявление на территории муниципального образования недвижимого имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, осуществляет Городская межведомственная комиссия Администрации, в состав которой входят: заместитель Главы администрации города Алушты по направлению деятельности — председатель комиссии, представитель функционального органа Администрации в сфере капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства — секретарь комиссии, представители функциональных (отраслевых) органов Администрации, представители муниципальных предприятий, учреждений. Городская межведомственная комиссия осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о городской межведомственной комиссии, утверждаемом постановлением Администрации.

    Приложение
    к приказу Министерства
    экономического развития РФ
    от 10 декабря 2015 г. N 931

    Порядок
    принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

    1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»* (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

    2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав);

    территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).

    На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).

    3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

    В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

    4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

    прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

    проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

    внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

    5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

    органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

    исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

    В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

    6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.

    7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

    8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

    9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

    Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

    10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

    Наименование административной процедуры

    Орган, уполномоченный на осуществление административной процедуры

    Перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры

    Срок осуществления административной процедуры

    Срок действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административной процедуры

    Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры

    17.78. Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества

    территориальная организация по государственной регистрации

    заявление о постановке на учет или снятии с учета бесхозяйного недвижимого имущества

    решение44 местного исполнительного и распорядительного органа о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества

    решение44 местного исполнительного и распорядительного органа о снятии с учета бесхозяйного недвижимого имущества, или заявление собственника (уполномоченного им лица) недвижимого имущества, сведения о котором имеются в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, ранее отказавшегося от права собственности, о принятии вновь этого недвижимого имущества во владение, пользование и распоряжение, или решение суда об отмене решения местного исполнительного и распорядительного органа о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, или заявление собственника (уполномоченного им лица), по заявлению которого осуществлена государственная регистрация возникновения, перехода права собственности на имущество, принятое на учет как бесхозяйное, или иной документ – для снятия с учета бесхозяйного недвижимого имущества

    документ, подтверждающий внесение платы15

    1 месяц

    бессрочно

    1,2 базовой величины – за каждый объект, поставленный на учет

    Документы, прилагаемые к заявлению»:

    Оригинал в количестве_экз., на_л.

    Копия в количестве

    экз., на

    7.

    Примечание12:

    8.

    Подтверждаю свое согласие на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также иные действия, необходимые для обработки персональных данных в рамках осуществления органами регистрации прав в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных функций), в том числе в автоматизированном режиме, включая принятие решений на их основе органом регистрации прав в целях выполнения государственной функции_

    9.


    Похожие записи: