Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в СПБ

23.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в СПБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приказ Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-П «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»

Приказ Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 26.05.2020 № 48-П «О внесении изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-П»

Приказ Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 02.07.2020 № 55-П «О внесении изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-П»

Приказ Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 22.03.2021 № 22-П «О внесении изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-П»

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 10.06.2020 по делу № 3а-112/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30.09.2020, об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 3389 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 02.07.2020 по делу № 3а-139/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23.09.2020, об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 3462 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 27.07.2020 по делу № 3а-200/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 28.10.2020, об удовлетворении требования о признании недействующим:

— пункта 2908 Приложения к приказу Комитета от 26.12.2018 № 216-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»;

— пункта 1506 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу с 09.12.2020 решения Санкт‑Петербургского городского суда от 15.09.2020 по делу № 3а-216/2020, которым удовлетворено административное исковое заявление ООО «Петро» о признании недействующим со дня принятия пункта 5349 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга от 23.12.2019 № 166-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Комитет по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга информирует о вступлении в законную силу решения Санкт‑Петербургского городского суда от 01.10.2020 по делу № 3а-221/2020, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20.01.2021, об удовлетворении требования о признании недействующим пункта 1634 Приложения к приказу Комитета от 23.12.2019 № 166-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Часть VI. Важные нюансы налога на имущество

Ставка Объект обложения налогом
0,3

объекты недвижимого имущества, находящихся на балансе гаражно-строительных кооперативов

Физлица Юрлица ИП

1,25

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы)площадью свыше 1000 кв. м. и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания площадью свыше 1000 кв. м.; 3) жилые помещения.

Физлица Юрлица ИП

2

объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

Физлица Юрлица ИП

2,2

Организации, кроме иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства и объектов недвижимого имущества, поименованных в ст. 1-1 Закона Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций», а также объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе гаражно-строительных кооперативов.

Физлица Юрлица ИП

Льгота Категория
50%

организации, основными видами экономической деятельности которых являются виды экономической деятельности в соответствии с кодом 55 «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания » (за исключением вида экономической деятельности, предусмотренного кодом 55.9 «Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания»,к одом 86.90.4 «Деятельность санаторно-курортных организаций» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014.

Условие размер средней месячной заработной платы работников организации и её обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, за 2020 год равен размеру минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, действующему в 2020 году, или превышает его. Основание Уплата налога в размерер 50% от подлежащей уплате суммы налога, исчисленного за 2020 год в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Основной вид экономической деятельности определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Согласно

пункт 8 статьи 2

Физлица Юрлица ИП

В отношении первого пунктом 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Необходимо подчеркнуть, что в предыдущей редакции содержалось ограничение по площади для таких объектов недвижимого имущества – «общей площадью свыше 3000 кв. метров», — однако с 12 июля 2017 года такое ограничение снято. Поэтому со следующего года мы ожидаем существенное дополнение Перечня всеми зданиями, которые ранее имели площадь менее 3000 кв. метров.

На основании абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ч. 4 ст. 37 ГрК РФ организация вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбрать вид разрешенного использования земельного участка из всех видов разрешенного использования, указанных в градостроительном плане земельного участка и установленных градостроительным регламентом территориальной зоны.

Частью 3 ст. 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка до утверждения правил землепользования и застройки применительно к городу Москве установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП «О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве» пунктом 3.2 которого в действующей на сегодня редакции предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». В предыдущей редакции 363-ПП было установлено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее — Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии — на основании фактического использования такого земельного участка.

С 1 января 2020 года налог на имущество будут платить все

В заключение нашей статьи, посвященной уменьшению затрат компаний по налогу на имущество путем исключения из Перечня самого здания – объекта налогообложения, отметим, что практика составления Перечня Правительством Москвы тем интересна, что даже достижение успеха предприятием по исключению своего объекта недвижимости из Перечня в конкретном году путем получения соответствующего решения суда абсолютно не означает, что тот же самый объект недвижимости не будет включен в Перечень на следующий год. В судебной практике можно проследить такие случаи, когда налогоплательщики вынуждены ежегодно обращаться в Мосгорсуд по исключению одного и того же здания из перечня. Примером могут послужить ежегодные процессы между Правительством Москвы и АО «Косметическое объединение «СВОБОДА», когда предприятие методично каждый год исключает свое здание заводоуправления из действующих редакций Перечня на 2015, 2016, 2017 года, а Правительство Москвы на основании ежегодных осмотров Госинспекции также регулярно добавляет это здание на следующий же год (см. Определение ВС РФ от 02 сентября 2015 года № 5-АПГ15-43, Апелляционное определение ВС РФ от 21 июля 2016 года № 5-АПГ16-42, Апелляционное определение ВС РФ от 22 июня 2017 года № 5-АПГ17-53).

управляющий партнер консалтинговой компании TOP LINE

Наталья Ненашева рекомендует сначала обратиться к профессиональному оценщику и провести экспертизу его заключения через оценочное СРО.

После этого нужно подать исковое заявление в суд, который назначит дополнительную экспертизу за счет истца, если разница стоимости по кадастру и оценке составляет более 5%. Вся процедура может занять до четырех месяцев. Если суд принят решение в пользу истца, то будет установлена новая кадастровая стоимость объекта недвижимости, — уточнила эксперт.

Сейчас продажа коммерческой недвижимости без консультаций юриста является задачей практически невыполнимой. Все из-за особенностей законодательства, которое менялось на протяжении последних лет. При создании договора должен учитываться тип здания, его назначение, кадастровая оценка – все это влияет на ставку налога на недвижимость, а значит, и на расходы для обеих сторон сделки.

Если рассматривать сценарий для физических лиц, то им нужно сначала уплачивать НДФЛ, ставка которого определяется местными властями – обычно это 13% от суммы, которая уплачивается по договору купли-продажи, но она не может быть меньше 70% от кадастровой стоимости (часть нового законодательства).

Юридические лица могут снизить свои налоги через вычет. Для этого нужно документальное подтверждение расходов при продаже, после чего они могут быть вычтены из итоговой суммы, которая подпадает под налогообложение. Так можно спуститься ниже отметки в 70% от кадастровой оценки. Для иностранных резидентов налоговая ставка выше – 20% от сделки или ранее указанной кадастровой стоимости, причем в этом случае налоговый вычет применять нельзя.

С 2021 года был изменен только один критерий, определяющий необходимость расчета и уплаты налога с продажи. Все объекты, приобретенные с этого времени, должны быть во владении хозяина не меньше 5 лет. В этом случае платить налог с продажи не нужно.

Если недвижимость куплена до 2021 года, то налог не нужно платить от продажи помещений, которые в собственности больше 3 лет. В новых правилах есть исключения. Необходимо 3 лет владения, чтобы не платить налог:

  • недвижимость получена как подарок;
  • передана в наследство;
  • была приватизирована.

Есть право использования налогового вычета. Его размер равен 250 тыс. рублей. Доход от продажи объекта является прибылью гражданина, поэтому для физических лиц применяется ставка НДФЛ – 13%. Если он не живет в России 183 дня в году и не получал за это время доходы, то считается нерезидентом. В этом случае ставка равна 30%.

Для раскрытия темы налогообложения коммерческой недвижимости необходимо сначала определиться с понятием коммерческой недвижимости. Само определение достаточно широко и включает множество объектов. Если обобщить и попытаться вывести общее правило, то можно заключить, что коммерческим имуществом можно назвать любую недвижимость, не являющуюся жилой без арендатора, предназначенную для получения прибыли и прочих коммерческих целей.

Все нормы и правила налогообложения изложены в Налоговом Кодексе РФ, а конкретнее в его 32 главе.

Ранее Налог на недвижимость назывался Имущественным налогом. В настоящее время ( в 2021 году) налог на недвижимость рассчитывается из Кадастровой стоимости объекта, размера доли владения недвижимостью и налоговой ставки. Величина налога варьируется в зависимости от региона и назначения коммерческого объекта, но на подавляющем большинстве территорий действует ставка с максимумом в 2 % от этой стоимости.

  • Здания сетей общественного питания (от столовых и до баров).
  • Торговые центры.
  • Офисные помещения.
  • Цехи производства.
  • Складские помещения и т.д.

Также, коммерческая недвижимость делится на разные виды по своему назначению. Недвижимость бывает:

  • Свободного назначения.
  • Социальная (например, библиотека).
  • Индустриальная (складские помещения).
  • Предназначенная для сдачи в аренду.

В Управлении ФНС России по Нижегородской области напомнили, что для собственников-организаций исчисление налога исходя из среднегодовой стоимости имущества производится по ставке 2,2%, исходя из кадастровой стоимости — по ставке 2%. Для отдельных категорий плательщиков, включая субъектов инвестиционной деятельности, предусмотрены дифференцированные ставки.

Налоговая ставка в Нижегородской области составляет 2% по отношению к таким объектам, как административное-деловые и торговые центры, недвижимость иностранных организаций и нежилые помещения, предусматривающие по документам размещение в них офисов, торговых точек, а также точек общественного питания и бытового обслуживания.

юрист юридической службы «Единый центр защиты»

Управляющий партнер Консалтинговой компании TOP LINE Наталья Ненашева, в свою очередь, обратила внимание на то, что ставки устанавливаются в каждом субъекте РФ самостоятельно, но федеральные власти утверждают максимальную планку, выше которой ставка быть не должна. Физические лица Юридические лица и ИПЖилая недвижимость (кадастровая стоимость)— 0,1% (жилые дома, квартиры, комнаты, недостроенные дома, гаражи, хозяйственные строения или сооружения с площадью меньше 50 кв.м.) Ставка может быть уменьшена до 0% или увеличена, но не более чем в 3 раза законодательством муниципальных образований или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — 0,5% (прочие объекты имущества)Жилая недвижимость (кадастровая стоимость)не более 2,0%Коммерческая недвижимость (кадастровая стоимость)не имеет права сдавать без регистрации ИП (регулярный доход)— 0,5% (прочие объекты имущества)Коммерческая недвижимость (кадастровая стоимость)

не более 2,0%

Исключение: 0% для конкретных объектов (магистральные газопроводы, газодобыча, производство и хранение гелия, разработка месторождений полезных ископаемых, участков недр). Исключение действует при соблюдении особых условий

Жилая недвижимость (инвентаризационная стоимость)

— до 0,1% включительно (стоимость до 300 тыс. руб. включительно)

— свыше 0,1% до 0,3% включительно (стоимость свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. включительно)

— свыше 0,3% до 2,0% включительно (стоимость свыше 500 тыс. руб.)

Жилая и коммерческая недвижимость (среднегодовая остаточная стоимость)не более 2,2%Налоги на доходы по коммерческой деятельности13% — НДФЛ— 0,5% (прочие объекты имущества)Налоги на доходы по коммерческой деятельностиОСНО — 13% (для ИП) и 20% (для юрлиц) УСН — 6% или 15% (для ИП или юрлиц) ПСН — 6% от предполагаемого дохода (для ИП)

  • Совет стратегического развития
  • Общественный совет
  • Государственные программы
  • Бюджетные инвестиции
  • Инициативное бюджетирование
  • Материалы по агломерациям Свердловской области
  • Мониторинг
  • Прогноз
  • Налоговая и финансовая политика
  • Реформа контрольной деятельности
  • Кадровое обеспечение экономики
  • Комиссия по ценообразованию в строительстве на территории Свердловской области
  • План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности
  • Повышение качества государственных и муниципальных услуг в Свердловской области
  • Совершенствование регуляторной политики в Свердловской области
  • Социальная политика
  • Поддержка НКО
  • Поддержка коренных малочисленных народов Севера
  • Реализация в Свердловской области Указов Президента РФ по социально-экономическому развитию
  • Оказание бесплатной юридической помощи
  • 300-летие основания города Екатеринбурга
  • 300-летие основания города Нижний Тагил
  • Проектный офис Свердловской области
  • Противодействие терроризму
  • Меры поддержки экономической стабильности
  • Конкурс «Лучшие практики наставничества» в Свердловской области

С 2015 года в качестве официального способа установлен расчет налога на недвижимость по кадастровой стоимости. Данная система должна применяться во всех регионах России до 2020 года. Следует отметить, что закон о новом налоге на недвижимость с 2016 года дал право муниципальным властям самостоятельно устанавливать базу, срок уплаты и процентную ставку, поэтому все данные нужно перепроверять на региональном уровне.

^К началу страницы

В соответствии с п. 2

(далее – Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций (далее – налог) в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со

. При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих видов недвижимого имущества:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

  4. жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Новый закон ввел и новые ставки налогообложения.

  • 0,1% — эта ставка коснется большинства граждан, в числе которых владельцы квартир, домов, гаражей, недостроя и хозпостроек;
  • 0,5% — прочие здания и сооружения;
  • 2% — данная ставка налога затронет только элитную недвижимость, стоимость которой превышает 300 млн. рублей. В эту категорию попадают также торговые и офисные центры.

Поскольку налог относится к местным налогам, муниципалитетам и региональным органам власти разрешено изменять ставки данного налога, снижая ее до 0% или повышать от 0,1% до 0,3%.

В 2015 году законодательство предусматривает применение понижающего коэффициента, который равен 0,2. В последующие годы он будет снижаться:

  • в 2016 он будет равен 0,4;
  • в 2017 – 0,6;
  • в 2018 – 0,8.

Данный коэффициент призван предотвратить резкий скачок налога. Применение понижающего коэффициента позволяет увеличивает налог постепенно, в результате чего он будет расти не более чем на 20% в год. Применение данного коэффициента предусмотрено до 2019 года, После чего он будет отменён.

Налог на недвижимость раз в год начисляет Федеральная налоговая служба: во второй половине года она начисляет плату за объекты, которыми вы владели в прошлом отчетном периоде. ФНС формирует налоговое уведомление — квитанцию — с указанием, за что и сколько нужно заплатить, и направляет собственнику. Мы уже писали, где получить это уведомление и как проверить свои долги.

Если у вас есть личный кабинет на сайте налоговой, по умолчанию никакие их уведомления почтой вам не приходят. Чтобы они приходили почтой, от вас нужно заявление на бумажную отправку. После регистрации в личном кабинете можно выбрать, продолжить получать бумажные квитанции о задолженности почтой или отказаться от этого.

Налог = (Кадастровая стоимость недвижимости — Налоговый вычет) * Налоговая ставка * Размер доли

Исходя из формулы, изначально необходимо определить кадастровую стоимость данного имущества. Как правило, эта цифра находится в кадастровом паспорте или других документах на объект. Рассмотрим также другие элементы из нашей формулы, которые нам понадобятся.

Данная величина представляет собой определенную сумму, которую принято вычитать из дохода, из которого платят налог. То есть, в РФ это такие доходы, которые облагаются ставкой в 13%. Налоговые вычеты бывают социальными, стандартными, профессиональными и т.д. В нашем случае налоговый вычет будет определяться в соответствии с типом объекта, за который производится уплата:

  • если это квартира, то вычет составит 20 кв. м от цены;
  • в случае с комнатой вычет будет равен стоимости 10 кв. м комнаты;
  • если налог платят за жилой дом, то вычитать нужно будет стоимость 50 кв. м дома.
Налоговая ставка Тип объекта
0,1% Жилые объекты — частные дома, комнаты, помещения, квартиры
Недостроенные объекты
Гаражи и места для парковки
0,1-0,3% Объекты, стоимостью 300-500 млн. рублей
0,3-2,0% Имущество, цена которого превышает 500 млн. рублей

Гражданка А является долевой владелицей квартиры. Её доля составляет 50%. Размер квартиры составляет 50 кв. м., а её кадастровая стоимость оценивается в общей сложности в 3 000 000 рублей. Согласно современному законодательству, налоговый вычет в данном случае будет равен 1 200 000 рублей. Актуальная налоговая ставка в регионе проживания гражданки А — 0,1%.

Налог на недвижимость = (3 000 000 — 1 200 000) * 0, 001 * 0,5

В результате проделанных вычислений получим размер налога, подлежащего уплате — 900 рублей.

Налог на недвижимость = Инвентаризационная стоимость * Налоговая ставка * Размер доли

500 000 х 1 х 0, 001 = 500 рублей

Налоговая нагрузка = (Налог по кадастровой стоимости — Налог по инвентаризационной стоимости)* Коэффициент Налог по кадастровой стоимости

Коэффициент фиксированный: в 2016 году — 0,2%, в 2017 — 0,4%, в 2018 — 0,6%, в 2019 — 0,8%.

Расчет налога при дарении — достаточно сложная процедура, встречающаяся в юридической практике. Важно отметить, что она требуется далеко не всем, поскольку от уплаты налога освобождаются следующие лица, в пользу которых осуществлялось дарение:

  • супруги;
  • родители;
  • опекуны;
  • бабушки;
  • дедушки;
  • внуки;
  • сестры;
  • братья;
  • дети.

Соответственно, если вы не относитесь к обозначенным выше группам лиц, то вы обязаны будете заплатить за дарение налог. Так, например, тети и дяди будут обязаны выплатить сумму налога и подать вместе с тем декларацию в налоговую инспекцию.

Данный налог, согласно современному законодательству, может вычисляться как по кадастровой стоимости, так и без неё по сумме, указанной в договоре дарения. Какие особенности в данной ситуации важно знать:

  • В договоре дарения может быть предоставлена сумма, в которую оценивается недвижимость, либо её доля. Однако даже в таком случае специалисты будут сравнивать предложенную сумму с реально существующей кадастровой.
  • В случае если сумма, прописанная в договоре дарения, меньше 70% от той, что указана по кадастру, то расчет будет вестись от 70% кадастровой стоимости.
  • Лицо, в пользу которого был заключен договор дарения, должно в срок не позднее 30 апреля года, последующего за годом дарения, подать в местную налоговую инспекцию декларацию, заполненную по форме 3-НДФЛ. Иногда декларацию требуется подать, но налог при этом платить будет не нужно. Данные особенности являются региональными и их необходимо уточнять в местной налоговой инспекции.

• 10 квадратных метров – для комнаты;

• 20 «квадратов» – для квартиры;

• 50 квадратных метров – для частного домовладения.

Эти необлагаемые «квадраты» можно смело вычитать из общей площади, а на остаток платить налог в казну.

Исходя из указанных параметров, следует, что если площадь жилых помещений не превышает нормативную (достаточную для проживания), то и платить ничего не придется.

  • Пример: Возьмем обычную квартиру площадью 46 «квадратов» и предположим, что кадастровый орган оценил ее в 1,38 млн. рублей. Чтобы вычислить стоимость одного квадратного метра, делим эту сумму на площадь и получаем 30 тысяч рублей. Далее вспоминаем правило понижения и находим налогооблагаемую площадь, вычитая 20 квадратных метров из общей площади. Получаем 26 квадратных метров, которые государство почему-то посчитало налогооблагаемой «роскошью».

  • Теперь умножаем эту величину на 30 тысяч рублей и получаем 780 тысяч рублей. Применив установленную законодателями ставку 0,1%, получаем 780 рублей, таким, в среднем, и будет налог на обычную «двушку».

Если посмотреть в годовом измерении, сумма налога оказывается совсем не «заоблачной», и средняя семья может позволить себе ее выплатить. Но если в собственности есть еще дача, участок земли, обширные хозяйственные постройки и, например, гараж, то налог вполне может оказаться достаточно ощутимым бременем.

Стоит знать также, что регионам дано право уменьшать ставку или увеличивать ее до 0,3% в связи с различными причинами, поэтому перед проведением расчетов стоит уточнить этот нюанс.

Бывает, что человек обзавелся имуществом и по всем показателям должен вносить платеж в бюджет, но соответствующие уведомления и квитанции от налоговых органов не получает. Налоговики вполне могут что-то упустить, но ответственность за несвоевременное пополнение казны или уклонение от налога на имущество все равно возлагается на собственников.

Дело в том, что в 2018 году гражданам вменено в обязанность самостоятельно уведомлять органы ФМС о получении имущества, которое должно облагаться налогом. Полностью избежать платежей все равно не удастся. Налоговики рано или поздно исправят свои недочеты и вместе с суммой обязательного сбора начислят штраф, составляющий 25% от невнесенной своевременно налоговой выплаты, и суды однозначно будут на их стороне.

^К началу страницы

^К началу страницы

  1. Определить, по какому критерию объект был включен в Перечень (см. вопрос № 3).
  2. В случае если здание было включено в Перечень, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение торговли, офисов, бытового обслуживания или общественного питания, но данный участок фактически не используется под заявленные цели, Вы можете:
      обратиться в Департамент городского имущества города Москвыв ближайшее времядля исключения указанных видов размещения из вида разрешенного использования земельного участка и внесения данных изменений Росреестром в ЕГРН до 31 декабря 2020 года(подробнее), либо
  3. если изменение вида разрешенного использования нецелесообразно, либо не было произведено до 31 декабря 2020 года, но при этом объект недвижимости фактически используется для вышеуказанных видов деятельности менее чем на 20% площади, обратиться до 30 апреля 2020 года в Госинспекцию по недвижимости для составления акта обследования до 30 июня 2020 года. Это позволит снизить налог в 4 раза, заявив соответствующую льготу (см. вопрос № 5, льгота № 1).
  4. В случае если объект недвижимости был включен в Перечень по акту Госинспекции, как фактически использующийся не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания, Вы можете:
      в случае если акт был составлен в 2020 году и Вы с ним не согласны – обратиться в Департамент до 31 марта 2018 годадля рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией повторного акта, подтверждающего отсутствия данных видов использования объекта (подробнее);
  5. в случае если с даты составления акта фактическое использование объекта изменилось и сейчас он используется для вышеуказанных видов деятельности менее, чем на 20% общей площади – обратиться в Департамент для рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией по недвижимости акта, подтверждающего отсутствие данных видов использования объекта до 31 декабря 2017 года (подробнее).

Если объект недвижимости включен в Перечень одновременно по нескольким критериям и Вы с ними не согласны, то необходимо осуществить действия, описанные выше в подпунктах 2 и 3.

Правки в Закон №286-ФЗ от 30.09.2020 все же были внесены. К примеру, льготы на общем уровне были отменены в пользу льгот, устанавливаемых регионами. То есть, перечисленные выше условия каникул действительны лишь в том случае, если принят подходящий закон на местном уровне. Пока что большая часть регионов таких законов о льготировании не приняла, а значит, организациям приходится платить налог на общем уровне.

Рекомендуем прочесть: Материнский капитал покупка машины

Например, за 2020 год подать декларацию в электронном или бумажном виде можно до 30.03.2020. Документ подается в налоговую либо по месту регистрации организации, либо по месту нахождения указанного на балансе имущества. Для тех субъектов, кто владеет большим количеством движимых и недвижимых средств на балансе, определяется конкретный адрес учета.

Кадастровая стоимость квартир в Санкт-Петербурге наоборот выросла на 5,9%, что сравнимо с уровнем инфляции. Средняя кадастровая стоимость 1 кв.м квартир, расположенных в многоквартирных домах составила 95 662 рубля в то время, как рыночная стоимость таких метров по городу составляет 103 646 рублей.

  • Банки
  • Военкомат
  • ГИБДД
  • Роспотребнадзор
  • Таможня
  • Полиция
  • Прокуратура
  • Налоговая

Как рассчитать налог на недвижимость: формулы, примеры

  • Налоги
  • Медицинские услуги
  • Газоснабжение
  • ЖКХ
  • Налог на имущество
    • Распублика Башкортостан
    • Удмуртская Республика
    • Нижегородская область
    • Московская область
    • Самарская область
    • Краснодарский край
    • Ленинградская область
    • Республика Татарстан
    • Челябинская область
    • Ставропольский край
    • Новосибирская область
    • Кемеровская область
    • Уральский ФО — налог на имущество
    • Южный ФО — налог на недвижимость

В соответствии с новым порядком, действующим с 2017 г., в Санкт-Петербурге расчет налога на имущество осуществляется на основании кадастровой стоимости. Такой порядок уплаты налога распространяется на следующее имущество:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

Обратите внимание, что жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Срок уплаты налога в г. Санкт-Петербурге

Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на недвижимость за 2017 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2018 г., за 2018 г. – до 1 декабря 2019 г., а за 2019 год — до 1 декабря 2020 года.

Налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости объектов налогообложения установлены в г. Санкт-Петербурге на 2019-2020 годы в следующих размерах (исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения):

Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении:

1) жилых домов в следующих размерах:

Кадастровая стоимость, руб.

Ставка налога на 2016-2019, 2020 годы

До 5000000 (включительно)

0,1 процента

Свыше 5000000 до 10000000 (включительно)

0,15 процента

Свыше 10000000 до 20000000 (включительно)

0,2 процента

Свыше 20000000

0,25 процента

2) жилых помещений (комнат, квартир) в следующих размерах:

Кадастровая стоимость, руб.

Ставка налога на 2016-2020 годы

До 7000000 (включительно)

0,1 процента

Свыше 7000000 до 20000000 (включительно)

0,15 процента

Свыше 20000000

0,2 процента

3) гаражей и машино-мест — в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения;

4) объектов незавершенного строительства (далее — ОНС) в следующих размерах:

Тип объекта налогообложения

Ставка налога на 2016-2020 годы

Для ОНС в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом

0,1 процента

Для ОНС иного назначения

0,5 процента

5) единых недвижимых комплексов в следующих размерах:

Кадастровая стоимость, руб.

Ставка налога на 2016 — 2020 годы

До 10000000 (включительно)

0,1 процента

Свыше 10000000 до 25000000 (включительно)

0,2 процента

Свыше 25000000

0,3 процента

6) нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые фактически используются в целях, указанных в пунктах 3, 4, 4.1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, — в размере 1 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения;

7) прочих объектов налогообложения — в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Ставки налога такие же как и большинстве городов Ленинградской области.

Сумма налога рассчитывается от кадастровой стоимости, установленной на 1 января текущего налогового периода пропорционально периоду владения.

При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены налоговые вычеты (уменьшение кадастровой стоимости) на величину кадастровой стоимости:

  • 10 кв.м. в отношении комнаты,
  • 20 кв.м. в отношении квартиры,
  • 50 кв. м. в отношении жилого дома.
  • 1 миллион рублей — в отношении единого недвижимого комплекса с жилым домом.

В случае, если при применении налоговых вычетов, налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Поправочные коэффициенты

В связи с тем, что сумма налога, рассчитанная от кадастровой стоимости, как правило, значительно выше рассчитываемой от инвентаризационной стоимости, установлены поправочные коэффициенты, применяемые при расчете суммы налога:

  • 0,2 – при расчете налога за 2016 г.;
  • 0,4 — при расчете налога за 2017 г.;
  • 0,6 — при расчете налога за 2018 г.;
  • 0,8 — при расчете налога за 2019 г..

Начиная с 2020 г. поправочный коэффициент не применяется.

При этом сумма налога рассчитывается по формуле:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2, где

  • Н — сумма налога, подлежащая уплате;
  • Н1 — сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости без учета поправочного коэффициента;
  • Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;
  • К – поправочный коэффициент.

Перечень недвижимого имущества 2021

  • Алименты
  • Усыновление
  • Права работников
  • Прописка
  • Банкротство физлиц
  • Расписка
  • Должностная инструкция
  • Оборот оружия
  • Недееспособность
  • Правила охоты
  • Правила рыбалки
  • Выгул собак
  • Пчеловодство
  • Полеты

Налог на имущество юридических лиц в Санкт-Петербурге регулируется Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций».

Налог на имущество юридических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости:

  • административно-торговые и деловые центры площадью свыше 3000 кв.м. и помещений в них;
  • отдельно стоящие нежилые здания площадью свыше 3000 кв.м., предусматривающие размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных компаний, которые не осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • объекты недвижимости иностранных компаний, не относящиеся к деятельности данных компаний в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • жилых фонды, не учитываемые в качестве объектов основных средств.

В таблице рассмотрены льготы для физических лиц:

Физические лица Льготы
· Герои Советского Союза

· Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы

· Ветераны Великой отечественной войны

· Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства

· Граждане, подвергшиеся воздействию радиации во время аварии на Чернобыльской АЭС

· Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по выслуге лет, состоянию здоровья, оптимизации штата, имеющие стаж военной службы 20 лет и более

· Лица, принимавшие участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия

· Члены семей военнослужащего, потерявшие кормильца

· Пенсионеры

· Граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и в других странах

· Лица, получившие лучевую болезнь в результате испытаний ядерных установок

· Родители и супруги военнослужащих и гос.служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей

· квартира или комната

· жилой дом

· гараж или машино-место.

Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика

Основание для предоставления льготы:

· заявление

· документ, подтверждающий право пользования льготой

Физические лица, занимающиеся профессиональной творческой деятельностью Льгота действует в отношении специально оборудованных помещений и на протяжении всего периода использования:

· творческие мастерские

· ателье

· студии

· жилые помещения, используемые в качестве музеев, галерей, библиотек

Владельцы земельных участков Льгота применяется в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м., расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС
· Дети-сироты

· Дети, оставшиеся без попечения родителей

· Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

На период пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и на период службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации.

Основание для предоставления льготы:

· документ, подтверждающий утрату гражданином родительского попечения в возрасте до 18 лет;

· документ, подтверждающий пребывание в образовательном учреждении или прохождение службы в рядах ВС РФ.

Имеющие право собственности на жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, введённые в эксплуатацию в 2015-2016 гг. Условие предоставления льготы: право собственности зарегистрировано на основании заключённого в период 01.04.2016 г. – 31.12.2016 г. договора на участие в долевом строительстве или договора купли-продажи.

Право пользования льготой до 31.12.2021 г., но не более трёх налоговых периодов, начиная с даты регистрации прав собственности.

Основание для предоставления льготы:

· документ, удостоверяющий государственную регистрацию права собственности;

· копия договора участия в долевом строительстве или купли-продажи;

· копия разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома;

· копия агентского договора, уполномоченного застройщиком заключать договоры долевого строительства или договоры купли-продажи.

В таблице рассмотрены ставки для физических лиц:

Объект налогообложения Кадастровая стоимость Налоговая ставка
Жилой дом до 5 000 000 рублей 0,1%
5 000 000,01 – 10 000 000 рублей 0,15%
10 000 000,01 – 20 000 000 рублей 0,2%
20 000 000,01 рублей и более 0,25%
Жилые помещения (квартиры, комнаты) до 7 000 000 рублей 0,1%
7 000 000,01 – 20 000 000 рублей 0,15%
20 000 000,01 рублей и более 0,2%
Гараж, машино-место 0,3%
Объект незавершённого строительства (ОНС)
ОНС по проекту – жилой дом 0,1%
ОНС иного назначения 0,5%
Единый недвижимый комплекс до 10 000 000 рублей 0,1%
10 000 000,01 – 25 000 000 рублей 0,2%
25 000 000,01 рублей и более 0,3%
Нежилые здания и помещения площадью свыше 3000 кв.м., используемые в соответствие со ст. 378.2 НК РФ 1%
Прочие объекты 0,1%

Налог на имущество в Санкт-Петербурге в 2021

Физические лица производят уплату налога на имущество в срок до 1 декабря года, следующего за отчётным налоговым периодом. Сроки уплаты авансовых платежей налога на имущество юридических лиц регулируются ст.379 НК РФ, Законом от 26.11.2003 г. № 684-96 и зависят от отчётных периодов:

  • Первый квартал;
  • Полугодие;
  • Девять месяцев календарного года.

Вопрос № 1. Я проживаю в Санкт-Петербурге. Почему пришло уведомление об уплате налога на имущество с перечнем всех объектов недвижимости, расположенных в разных регионах Российской Федерации?

Ответ: С 2015 года налогоплательщику предоставляется налоговое уведомление с данными из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), где содержатся сведения о всех объектах недвижимости.

Вопрос № 2. Я проживаю в многоквартирном доме, введённом в эксплуатацию в июне 2016 года. Почему до сих пор не предоставлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество?

Ответ: В Вашем случае Вы имеете право пользоваться льготой на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц вплоть до 31.12.2021 года. Но в налоговые органы всё же необходимо предоставить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий государственную регистрацию права собственности;
  • копию договора участия в долевом строительстве или купли-продажи;
  • копию разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома;
  • копию агентского договора, уполномоченного застройщиком заключать договоры долевого строительства или договоры купли-продажи.

Вопрос № 3. Есть ли у налоговых органов какой-то принцип выбора объекта налогообложения для начисления льготы?

Ответ: в случае, если налогоплательщик не предоставил в налоговые органы заявление о предоставлении льготы на определённый объект – налоговый объект выбирается, исходя из максимальной кадастровой стоимости.

Поиск в Перечне осуществляется по кадастровому номеру или по адресу объекта недвижимости. Обращаем внимание, что поиск по кадастровому номеру более точен, в то время как поиск по адресу может не дать корректного результата в связи с индивидуальными особенностями написания адреса объекта (например, использование буквы «е» или «ё» в названии улицы).

Кадастровый номер объекта можно увидеть в свидетельстве о праве собственности на объект, выписке из ЕГРН, кадастровом паспорте на объект, на сайте Росреестра

Результаты поиска носят исключительно информационный характер, не являются доказательством наличия или отсутствия объекта недвижимого имущества в Перечне соответствующего года и не могут служить основанием для расчета налога.

В результатах поиска указывается также информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем Ваше внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно. Более подробную информацию о критериях включения объекта в Перечень можно найти в пунктах 2 и 3 раздела «Часто задаваемые вопросы».

Официальную информацию о наличии или отсутствии объекта недвижимого имущества в перечне соответствующего года Вы найдете в постановлениях Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. № 772-ПП (действует в 2014 году) и от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП (вступил в силу с 1 января 2020 года), в 2020 году – в редакции от 26 ноября 2015 г. № 786-ПП, в 2020 году — от 29 ноября 2020 г. № 789-ПП, в 2018 году — от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП.

В Перечень на 2020 год включены объекты, соответствующие следующим условиям:

  • Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования, включающим размещение торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания;
  • Нежилое здание (площадью свыше 1 тыс.м2) либо нежилое помещение в жилом доме (если совокупная площадь нежилых помещений превышает 3 тыс.м2)фактически используется не менее чем на 20% общей площади для торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости;
  • Нежилое здание либо нежилое помещение, расположенное на пешеходных зонах (список таких зон см. здесь), фактически используется не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости, либо имеет соответствующее назначение в документах технического учета.

Ознакомиться с критериями включения объектов недвижимого имущества в Перечни на 2014-2018 год можно здесь.

  • В результатах поиска объекта недвижимости в сервисе указывается информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно.
  • Проверить, проводилось ли обследование Госинспекцией по недвижимости (здесь).
    Если обследование не проводилось, значит, объект недвижимости включен в Перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка (либо документов технического учета для объектов, расположенных на пешеходных зонах, подробнее о критериях см. Вопрос № 2).
  • Обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы за разъяснениями, по каким критериям Ваш объект недвижимости был включен в Перечень, а также узнать о порядке его налогообложения и возможных льготах (подробнее).

Ознакомиться с порядком налогообложения Вашего объекта недвижимости налогом на имущество, уплачиваемым от кадастровой стоимости, можно здесь.

Как рассчитывается налог на имущество организаций в 2019 году в Санкт-Петербурге

Кадастровая стоимость квартир в Санкт-Петербурге наоборот выросла на 5,9%, что сравнимо с уровнем инфляции. Средняя кадастровая стоимость 1 кв.м квартир, расположенных в многоквартирных домах составила 95 662 рубля в то время, как рыночная стоимость таких метров по городу составляет 103 646 рублей.

По результатам проведенных работ существенного изменения кадастровой стоимости недвижимости Санкт-Петербурга не произошло, т.к. суммарное увеличение кадастровой стоимости по всем видам объектов недвижимости составило только 1%.

Рекомендуем прочесть: Как Учитывается Трудовой Стаж До 2020 Года

С 2014 года ежегодно Приказом министерства имущественных отношений Самарской области утверждается «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области в собственности юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения».

  • в Республике Татарстан числилось 307 позиций.
  • в Свердловской области 342 объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
  • в Саратовской области 212 объектов.
  • в Республике Башкортостан 3129 объектов.
  • в Пензенской области 1595 объектов.
  • в Самарской области этот список состоял из 24 882 объектов.

Это связано с работой, направленной на справедливое распределение налоговой нагрузки. Он напомнил, что в столице создана сбалансированная система льгот для включенных в перечень торгово-офисных, которые относятся к социально значимым либо производственным сферам деятельности. В 2020 году для трех тысяч объектов недвижимости сумма налоговых льгот составила около трех миллиардов рублей.

Для того что бы узнать точную сумму налога, обязательным условием является значение стоимости объекта недвижимости Точно укажите адрес или кадастровый номер объекта недвижимости . Наш сервис в реальном времени покажет все записи в базе Росреестра соответствующие вашему запросу.

О налоге на имущество организаций (с изменениями на 16 апреля 2018 года)

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

О налоге на имущество организаций

с изменениями на 31 мая 2019 года

В целях предупреждения необоснованного применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 4-1 настоящего закона, исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга на координацию деятельности по осуществлению промышленной политики Санкт-Петербурга, обязан в течение пяти рабочих дней со дня расторжения специального инвестиционного контракта направить соответствующее уведомление с указанием причин его расторжения в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу. — См. статью 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 апреля 2018 года N 189-39.

В силу прямого указания НК РФ приведенный выше перечень объектов налогообложения определяется ежегодно и действует в течение соответствующего налогового периода.

При этом органы исполнительной власти субъектов РФ, которые составляют данные перечни, вправе в случае необходимости вносить в них изменения.

Пунктом 1 ст. 4 НК РФ предусмотрено, что в том числе органы исполнительной власти субъектов РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Запрета на внесение уполномоченным органом изменений в свой нормативный правовой акт, которым утвержден перечень, НК РФ не установлено. Таким образом, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в перечень уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения.

На основании п. 2 и 5 ст. 5 НК РФ представители контролирующих органов полагают, что нормативные правовые акты уполномоченного органа, предусматривающие внесение изменений в перечень и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (Письмо Минфина России от 14.01.2020 № 03-05-04-01/881, направленное в территориальные налоговые органы Письмом ФНС России от 15.01.2020 № БС-4-21/340@).

При этом ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется судебная защита их прав и законных интересов. Соответственно, правомерность включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, может быть оспорена налогоплательщиком в судебном порядке (Письмо Минфина России от 29.12.2018 № 03-05-06-01/96315).

Данным правом и воспользовалась гражданка Л., начав с административного искового заявления в Краснодарский краевой суд.

Собственник спорного объекта недвижимости считает: поскольку данное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», оно не предназначено для использования и фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, как видно из материалов административного дела, принадлежащее истцу здание было включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исключительно исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в документах технического учета (инвентаризации).

Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости, собственником которого является гражданка Л., представляет собой нежилое здание с наименованием «аптека с пристройками». Из технического паспорта на данное здание, составленного по состоянию на 16.08.2006, следует, что здание состоит из трех частей: аптеки и двух пристроек общей площадью 50,8 кв. м, из них 17,1 кв. м, то есть более 20 %, занимает торговый зал.

Гражданка Л. оспорила правомерность включения данного здания в перечень на 2017 и 2018 годы.

Интересно, что первая судебная инстанция – Краснодарский краевой суд – удовлетворила иск, указав, что в ЕГРН, документах технического учета (инвентаризации) не содержится сведений, которые позволяли бы однозначно отнести принадлежащее административному истцу здание к зданиям, предназначенным для использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ. Наличие слова «аптека» в наименовании объекта недвижимости нельзя считать достаточным основанием для включения данного объекта в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества. При этом ответчиком не проводилось обследование объекта в целях определения вида его фактического использования на момент включения в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.

Но департамент имущественных отношений Краснодарского края оспорил данное решение, и Судебная коллегия по административным делам ВС РФ отменила его (Апелляционное определение от 13.03.2019 № 18-АПА19-4).

Верховный суд указал: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Как видно из материалов дела, принадлежащее истцу здание было включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исключительно исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и в документах технического учета (инвентаризации):

  • спорный объект недвижимости представляет собой нежилое здание с наименованием «аптека с пристройками»;

  • из технического паспорта на данное здание следует, что здание состоит из трех частей – аптеки и двух пристроек, из которых более 20 % занимает торговый зал.

Высшие судьи сделали вывод, что включение данного здани в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества следует признать правильным. При этом акт обследования, представленный гражданкой Л., признан недопустимым доказательством по рассматриваемому административному делу, поскольку обследование было проведено после принятия и вступления в силу оспариваемых нормативных правовых актов.

Не было принято в качестве допустимого доказательства и техническое описание нежилого здания, составленное коммерческой организацией по инициативе гражданки Л., поскольку оно не является документом технического учета (инвентаризации).

Верховный суд указал: в настоящее время основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются:

  • межевой план;

  • технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке;

  • утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В то же время такого основания для осуществления государственного кадастрового учета, как «техническое описание», законом не предусмотрено.

Гражданка Л. решила отстаивать свои права в КС РФ, а именно она оспаривала конституционность положений п. 1, 3, 4 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ, определяющих критерии нежилых зданий (строений, сооружений) для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций с учетом их кадастровой стоимости (Определение от 23.04.2020 № 820-О[1]).

Конституционный суд отметил: ВС РФ отказал гражданке Л., указав, что принадлежащее заявительнице здание включено в оспариваемые перечни имущества правомерно, поскольку с учетом сведений, содержащихся в техническом паспорте объекта (аптека с пристройками), более 20 % его площади занимает торговый зал.

По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют ст. 15, 17, 34, 35 и 37 Конституции РФ, поскольку позволяют произвольно (лишь на основании документов технического учета) относить здание к объектам недвижимости, подлежащим налогообложению исходя из его кадастровой стоимости. Но КС РФ не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Положения ст. 378.2 НК РФ, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения КС РФ от 23.06.2015 № 1259-О, от 26.11.2018 № 3058-О, от 19.12.2019 № 3525-О и от 30.01.2020 № 8-О).

Оспариваемые заявителем положения ст. 378.2 НК РФ сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.

Правомерность включения в перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, часто оспаривается налогоплательщиками. Рассмотренные судебные решения интересны тем, что в них можно выделить следующие важные выводы, которые сделали высшие судебные инстанции – ВС РФ и КС РФ, а именно:

  • объекты включаются в перечень исключительно исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и в документах технического учета (инвентаризации);

  • акт обследования и техническое описание объекта не являются допустимыми доказательствами в суде, поскольку они не считаются документами технического учета (инвентаризации). Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

  • положения ст. 378.2 НК РФ устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.


[1] «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Литвиненко Нины Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1, 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации».


Похожие записи: