Функции государственного кадастрового учета недвижимого имущества

23.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функции государственного кадастрового учета недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.

Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.

Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
  • подробное описание границ объекта;
  • его месторасположение;
  • площадь объекта.

В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:

  • учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
  • кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
  • кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
  • кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
  • сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
  • сведения об обременении вещных прав;
  • другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:

  1. единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
  2. общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
  3. актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
  4. сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
  5. хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
  6. после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.

Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.

Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.

Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.

Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Ведение государственного кадастра недвижимости

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты » Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 05 апреля 2016 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О свободном порте Владивосток» ФЗ РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости Приняты изменения в ряд законов Приказ Минэкономразвития об утверждении требований к определению площади здания, помещения Приказ Минэкономразвития России о перечне специальностей среднего профессионального образования

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее — кадастровые отношения).

2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Что такое — ведение ГКН?

Прежде чем говорить об основных положениях, и о том, как именно осуществляется данное действие, вам необходимо ознакомиться с определением.

Итак, под ГКН понимают узаконенный, четко сформированный и систематизированный перечень или свод сведений, которые были предоставлены гражданами и характеризуют состояние их имущества, принадлежащего им на праве собственности.

[ФЗ «О кадастровой деятельности»] [Глава 2]
. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

. Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового учёта.

. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

. Истечение определённого периода со дня завершения кадастрового учёта объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

. В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учёта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учёта и кадастровой деятельности (далее — орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

Существуют специально сформулированные положения, которые строят основу работы рассматриваемого органа. С ними необходимо знакомиться не только сотрудникам данной организации, но и обычным гражданам, чтобы точно понимать специфику работы.

Первое, но очень важное правило заключается в том, что осуществлять его должно специальное управомоченное на это лицо. Это требование – не только прихоть руководителей государственной службы.

Это изложено в законодательстве, а именно, в федеральном законе 221 от 24 июля 2007 года.

Использование труда только квалифицированных сотрудников дает возможность вести реестр правильно и грамотно, а также формировать систематизированные и упорядоченные сведения и базы из них.

Следующее положение заключается в том, что деятельность кадастровой палаты основывается на следующих нормативных актах:

  • Конституция;
  • Земельный кодекс;
  • Гражданский;
  • Водный;
  • Лесной;
  • Жилищный;
  • Градостроительный.

Также стоит отметить, что осуществляет ведение реестра определенный орган – федеральная служба кадастра и картографии.

Узнайте из нашей статьи, как определить, стоит ли объект недвижимости на кадастровом учете.

Исключительно велико значение кадастра недвижимости для России, когда проводится земельная реформа, вводится многообразие форм собственности и владения землей, усиливается роль экономических методов регулирования и стимулирования рационального использования земли, возрастает материальная заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности.

В этой связи современный кадастр недвижимости выполняет следующие взаимосвязанные функции.

Юридическая (правовая) – определяет права на землю и осуществляет их защиту (регистрация правового статуса земельных участков, и прочно связанных с ним объектов недвижимости, контроль за законностью сделок, разрешение земельных споров и др.). Сведения ГКН имеют юридическую силу и государственный статус, а потому являются единственно достоверными для налоговых, финансовых, правоохранительных, судебных и иных органов.

Фискальная (налоговая) – в связи с развитием рынка земли и недвижимости. вовлечением их в гражданский оборот определяет необходимые рыночные атрибуты (ставки земельного налога, арендной платы, цену земли., стоимость земли, определяет налогооблагаемую базу (регистрация налогоплательщиков, накапливает информацию о поступлении налоговых платежей за земельные ресурсы и объекты недвижимости).

Учетная – охватывает учетом и управлением земельные ресурсы и объекты недвижимости как национальное достояние (количество, качественное состояние, местоположение, распределение по категориям, собственникам, пользователям). ГКН – единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта являются сведения о нем внесенные документы ГКН.

Экономическая – проводит экономическую оценку, определяет нормативную цену земли, создает основу экономического стимулирования рационального ее использования. Создание ГКН требует больших затрат, так как каждый объект недвижимости должен быть определен на местности, задокументирован, учтен, зарегистрирован. Помимо этого дорогостоящими являются работы по описанию и оценке объектов недвижимого имущества.

Экологическая – накапливает сведения о земле как об уникальном природном объекте и обеспечивает информацией природоохранные мероприятия.

Техническая – создает, обновляет, передает планово- картографические материалы( кадастровые карты, планы, схемы ).

Комментарий к статье 4

1. В комментируемой статье сформулированы основные начала ведения государственного кадастра недвижимости. К ним отнесены следующие принципы: — принцип единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации — он выражается в том, что во всех регионах страны (субъектах РФ) государственный кадастр недвижимости ведется с применением единых механизмов и систем; — принцип обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем кадастровых сведений — первое положение, касающееся общедоступности, закреплено дополнительно в п. 8 комментируемой статьи, второе же, в котором говорится о постоянном обновлении кадастровых сведений, отражает ценность государственного кадастра недвижимости как основного источника, содержащего актуальные сведения об объектах недвижимости; — принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, — его наличие объясняется тем, что государственный кадастр недвижимости является не единственным государственным ресурсом. К ним отнесена информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы. Это указано в п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ «Об информации»). При этом согласно ст. 13 указанного Закона государственные информационные системы — это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов. В качестве примера государственного информационного ресурса можно привести государственный лесной реестр, государственный земельный кадастр и т.д.

2. Исходя из приоритета, закрепленного в комментируемой статье, можно сделать вывод о том, что основным источником информации при ведении государственного кадастра недвижимости законодательно признаются бумажные носители. Это, в частности, обосновано тем, что в части 3 подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2007 годы)» (далее — подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости») предусматриваются проведение работ по преобразованию сведений с бумажных носителей в электронный вид, создание архивов электронных образов документов, включая документы архивов бюро технической инвентаризации, органов кадастрового учета, а также фондов землеустроительной документации. Таким образом, в данной ситуации первичными, конечно, являются именно те сведения, которые изначально содержались на бумажном носителе, а затем были преобразованы в электронный вид. Также не исключена возможность технической или автоматической ошибки при внесении записи. Поэтому в случае возникновения противоречия между информацией, содержащейся на бумажном носителе (первоисточник) и на электронном, приоритетными будут являться именно сведения, указанные на бумажном носителе.

3. В настоящем пункте рассмотрены условия хранения документов, по сути, являющихся теми самыми сведениями на бумажном носителе, приоритет которых установлен в предыдущем пункте. Сроки их хранения оговорены достаточно четко — если речь идет о документах, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, они должны храниться постоянно, за исключением случаев, когда иное было установлено комментируемым Федеральным законом. Кроме того, в комментируемой статье содержится указание в адрес Правительства РФ установить порядок и сроки их хранения органом кадастрового учета, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы. Некоторое противоречие содержится в том, что, с одной стороны, они должны храниться постоянно, на уничтожение и изъятие из них каких- либо частей наложен запрет. Но при этом Правительство РФ должно дополнительно установить иные сроки их хранения. По-видимому, в данной статье речь идет о том сроке, который должен быть установлен для хранения указанных документов в органах кадастрового учета, по истечении которого они подлежат передаче на хранение в государственные архивы.

4. При разработке подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости» за основу был выбран именно тот вариант, когда создание и ведение государственного кадастра недвижимости ведется на федеральном уровне. Поэтому государственный кадастр недвижимости включен в состав единой федеральной информационной системы. В нее наряду с указанным кадастром 7включен Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти государственные информационные ресурсы объединены в виде сведений, содержащихся на электронных носителях. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ «О государственной регистрации») Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. По мнению авторов подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости», вариант ведения государственного кадастра недвижимости на уровне федеральной информационной системы исключает возможность двойного учета объектов не��вижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

Так как рассматриваемая нами служба осуществляет помощь гражданам, а также, по сути, осуществляет процедуры, подвластные государственные органам, следовательно, его можно отнести к федеральным информационным ресурсам.

Основное его назначение – это осуществлять посредничество в оказании услуг гражданам, а также предоставлять им информацию обо всем, что происходит в отношении оформления недвижимого имущества.

Это большой, постоянно функционирующий свод правил, которые направлены на установление порядка в вопросах изменения сведений.

Регулируется процедура специально созданным для этого нормативным актом, который именуется приказом Министерства экономического развития и имеет присвоенный порядковый номер 42.

Этот нормативный акт включает в себя свод положений, начиная от общих и заканчивая конкретными вопросами. С основными положениями мы и ознакомимся в рамках статьи.

Как осуществляется информационное взаимодействие?

Не многих волнует вопрос внутреннего взаимодействия.

А, между прочим, это очень важный вопрос, который раскрывает всю суть взаимодействия этого органа и граждан.

Ранее сотрудники, осуществляющие свою деятельность, самостоятельно искали информацию об объектах недвижимости и вносили их в реестр, тем самым устраняя пробелы.

Сегодня ситуация несколько изменилась. Информацию предоставляют сами люди, которые должны необходимым образом узаконить осуществление новой сделки, приобретение или отчуждение недвижимости. Это основополагающий компонент информационного взаимодействия.

Но, кроме того, кадастр прекрасно взаимодействует и с другими организациями. Сейчас мы имеем ввиду Росреестр и Росимущество. Именно к работе двух этих организаций относят необходимость оповещать кадастр о получении государством новых объектов недвижимости.

Несмотря на то, что имущество находится не в частной, а в государственной собственности, оно также должно быть должным образом оформлено, а сведения для надлежащего оформления в кадастр превозносятся одним из государственных органов.

Кадастр взаимодействует и с правоохранительными органами. Так, при расследовании преступлений и других нарушений закона, не редко сотрудникам этих служб требуется достоверная информация о том, в чьей собственности находится конкретная недвижимость, какие сделки с ней были произведены и любые манипуляции, происходившие с ее внешним и внутренним обликом.

Кадастр обязан предоставить сотрудникам правоохранительных органов полный доступ в базы и всю необходимую информацию, но только при условии, что те надлежащим образом оформят факт обращения.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений и состоит из кадастра недвижимости и реестр прав на недвижимость.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

вид объекта недвижимости;

кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

описание местоположения объекта недвижимости;

описание основных характеристик объекта недвижимости (площадь, протяженность, материал стен, год ввода в эксплуатацию и другие);

сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

Закрепление характеристик объекта недвижимости в ЕГРН позволит вам защитить свои интересы в различных спорах, например, о расположении земельных участков, назначении или конфигурации объектов недвижимости и т.д. На данные ЕГРН вы сможете ссылаться и в суде, и при проведении различных проверок, и в спорах с соседями.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости.

В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним:

вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права;

сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях

сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости;

вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации;

сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения объекта недвижимости;

основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество. Именно с этого момента вы можете распоряжаться объектом недвижимости – совершать любые сделки (продавать, дарить, обменивать, передавать в аренду, в залог и т.д.).

Напомним, что сейчас в большинстве случаев кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость проводятся одновременно, в рамках одной процедуры. Указанную услугу в Тульской области выполняет Управление Росреестра по Тульской области. Заявление и необходимые документы можно подать через многофункциональные центры либо в электронном виде с помощью портала Росреестра (в этом случае потребуется электронная подпись). После прохождения процедур кадастрового учета и регистрации прав выдается выписка из ЕГРН.

В 2021 году, сроки остались прежними 5 рабочих дней для обратившихся в Росреестр и на 2 дня больше для обработки через МФЦ.

Регистрация ипотечного объекта недвижимости составляет семь рабочих дней. Договор с ипотекой в силу закона, заверенные нотариусом, проходят регистрацию в течении 3 рабочих дней. Ранее этот срок был больше, в пределах недели.

Функции государственного кадастра недвижимости и кадастрового учета

Изготовлением планов занимаются кадастровые инженеры. Его репутацию заранее лучше проверить на сайте Росреестра, введя ФИО в строку поиска раздела “Реестр кадастровых инженеров”. Здесь вы получите информацию о наличии или отсутствии у него аттестата, насколько он надежен и проверите контактные данные.

Работы выполняются по договору и имеют свою стоимость по тарифам. Их же определяют, соотнеся объемы работ, а также в зависимости от вида имущества и его местонахождения.

Примерные затраты на технический план:

  • за квартиру — 3 тыс. рублей;
  • на частный дом — 10 тыс. рублей;
  • нежилая недвижимость — 20 тыс. рублей.

Сама процедура постановки на кадастровый учет бесплатная, но облагается государственной пошлиной:

  • 2000 рублей для физических лиц;
  • 22000 рублей для юридических.

К ведению и заполнению ГКН привлекаются:

  • Органы местного самоуправления;
  • Органы власти;
  • Владельцы недвижимости;
  • Третьи лица;
  • Территориальные подразделения Росреестра;
  • Кадастровая палата.

Для физических лиц предусмотрена следующая процедура – внесение сведений в ГКН производится после обращения с соответствующим заявлением. Обращение проходит либо лично, либо через доверителя, либо через удаленный доступ к ресурсам Росреестра. Также можно использовать почтовые пересылки или выездное обслуживание сотрудников Росреестра.

При подаче заявления кадастрового учета, необходимо также предоставить межевой и технический план, паспорт гражданина и правоустанавливающие документы. После того, как сотрудник госрегистратора принимает документы, заявителю выдается расписка об изъятии документов, которые требуются для внесения сведений в ГКН, а также делается запись в журнале обращений граждан.

Алгоритм внесения сведений госрегистратором:

  • Получение заявления и документов от граждан;
  • Проверка полноты документов, их юридической чистоты, а также оснований и полномочий для обращения;
  • Принятие решение о внесении сведений в ГКН;
  • Получение уникального кадастрового номера, который выступит в будущем в роли идентификатора;
  • Выдача кадастрового паспорта (выписки) с внесенным кадастровым номером.

Законом предусмотрен максимальный срок внесения сведений в ГКН на протяжении 20 дней, однако, при необходимости проведения дополнительных экспертиз, оформлении запросов в другие госорганы, срок может существенно сдвигаться.

На этапе принятия решения о кадастровом учете, госрегистратор может отказать в кадастровом учете, в случаях, перечисленных в ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Государственная пошлина представляет собой установленный сбор, который взимается с граждан или юридических лиц, при проведении определенных действий, а также при предоставлении услуг госорганов. В Налоговом Кодексе РФ имеется положение, с категориями граждан, которые освобождены или имеют льготы при уплате госпошлины.

Обязательным условием предоставления услуг является подтверждение факта оплаты установленных пошлин для платных услуг, коим является чек или квитанция. Иных подтверждений выплаты пошлины не требуется, сборы, не предусмотренные установленным порядком, считаются незаконными.

Размер сбора определяется Налоговым Кодексом, в которые могут вноситься изменения, что приводит к изменению размера госпошлины. В текущей редакции, на июль 2016 года, установлены следующие размеры пошлин (Физические / юридические лица):

  • Госрегистрация прав собственности – физ. лица 2000 р., юр.лица – 22000 р.;
  • Регистрация долей – 2000/22000 р.;
  • Регистрация обременений – 1000 / 11000р.;
  • Регистрация права собственности на участок – 2000/22000р.;
  • Регистрация совместной собственности – 2000/22000р.;
  • Пожизненное наследование – 2000 рублей только для физических лиц;
  • Прекращение права собственности – 2000/22000р.;
  • Внесение сведений о договорах аренды – 2000/22000р.;
  • За каждое дополнительное соглашение к договору аренду необходимо доплатить – 350/1000р;
  • Регистрация договора ипотечного кредитования – 1000/4000р.;
  • Внесение изменений в Единый госреестр прав на недвижимое имущество – 350/1000р..

Данные пошлины предоставлены с учетом выдачи в территориальных отделениях Росреестра. Одним из нововведений после реформирования механизма кадастрового учета стало использование электронных документов и единого портала госуслуг, в котором можно заказать такие же услуги, как в отделении, но для юридических лиц со скидкой от 30 до 50 % от указанной стоимости. Если частное лицо осуществляет юридически значимое действие также через форму на сайте Росреестра, пошлина учитывается с коэффициентом 0.7 от первоначальной. Данное положение закреплено ФЗ №221 от 21 июля 2014 года и действует до конца 2018 года.

Оформление технического плана Сроки Цены
Москва МО
Технический план квартиры, комнаты 1 неделя 10 000 12 000
Технический план квартиры, комнаты СРОЧНО 1-2 дня 15 000 17 000
Технический план помещения 1 неделя от 25 000 от 30 000
Технический план помещения СРОЧНО 2-3 дня от 30 000 от 35 000
Технический план здания 1 неделя от 25 000 от 30 000
Вид услуги Сроки Цены
Постановка на кадастровый учет 10 рабочих дней от 15 000

Подать заявку на услугу

Суть кадастрового учета заключается в сборе, обобщении и систематизации данных о недвижимом имуществе в стране. Учету подлежат земельные наделы, помещения, различные типы строений. Единство всей информации о недвижимости обеспечивается ведением ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). С 2016 года он используется как аналог ЕГРП (Единый государственный реестр прав), ГКН (Государственный кадастр недвижимости), других федеральных кадастров и реестров. Информация из ГКН не аннулирована, была включена в новый реестр.

Кадастр недвижимости — это свод данных по всем объектам. До перехода на систему ЕГРН учет недвижимого имущества в России осуществлялся по нескольким реестрам и кадастрам (например, на землю и ОКС, на участки лесного фонда). Это не только осложняло получение официальной информации, но и приводило к разночтениям, ошибкам. С июля 2016 года эта проблема была устранена, так как все базы данных были объединены в ЕГРН.

Единый кадастровый реестр недвижимости нужен государству, юридическим лицам, рядовым гражданам. Государство получает точные данные обо всех объектах в стране, может контролировать совершение сделок, рассчитывать и взимать налоги, следить за соблюдением норм безопасности при проведении строительных работ. Для граждан и организаций объектовый учет в Росреестре тоже имеет практическое значение:

  • через учет в Росреестре осуществляется регистрация прав на недвижимость;
  • в ЕГРН не только отражаются сведения о параметрах объекта, но и информация обо всех их изменениях;
  • из реестра можно запросить справку о кадастровой стоимости (этот показатель применяется для налогообложения, для расчета пошлины при вступлении в наследство);
  • кадастровые документы нужны при совершении сделок, при наследовании, в иных целях.

По сути, кадастр недвижимости — это единый каталог недвижимости в стране. Ознакомиться с ним можно через ППК (Публичная кадастровая карта), либо по запросу выписки ЕГРН на отдельный объект. Только в исключительных случаях информация об участках и строениях будет скрыта от общего доступа (например, для земель и объектов оборонного значения).

Комментарий эксперта. С 2019 года в статью 14 Закона № 218-ФЗ введено еще одно важное правило. Совершение любых сделок с недвижимостью разрешено, если объект прошел учет в Росреестре, а сведения о нем содержатся в ЕГРН. Например, только постановка участка на кадастровый учет позволяет продать его, сдать в аренду, осуществить преобразование. Заказав технический или межевой план у кадастрового инженера, можно пройти учет одновременно с регистрацией прав.

Основные принципы и проблемы ведения государственного кадастра недвижимости

Порядок постановки на кадастровый учет регламентирован Законом № 218-ФЗ. Требования к подготовке документов для этой процедуры предусмотрены Приказами МЭР. Вот основные функции и задачи кадастрового учета в России:

  • получение точных сведений обо всей недвижимости в стране;
  • надлежащая идентификация каждого объекта;
  • систематизация сведений в едином реестре ЕГРН;
  • общедоступность данных реестра.

Исполнение указанных функций позволяет проверить постановку на кадастровый учет по запросу в Росреестр или МФЦ. Сделать это можно в письменной форме, либо через сайт Госуслуг. Основные данные доступны через ППК.

Сведения в кадастровый реестр недвижимости вносятся только на основании документов, изготовленных инженером. В этом перечень входит:

  • межевой план, в котором определяются границы земельного надела – по нему осуществляется постановка участка на кадастровый учет, различные формы преобразований (выдел, раздел, объединение);
  • технический план с характеристиками помещений, строений – по нему можно поставить на учет новый объект, узаконить изменения в параметрах после реконструкции, перепланировки;
  • акт обследования – этим документом подтверждается, что объект утратил физическое существование.

В некоторых случаях кадастровый реестр недвижимости заполняется или обновляется на основании решения суда. Например, если в судебных инстанциях решается спор о границах участках или правах на недвижимость, решение может представить в Росреестр выигравшая сторона.

Объектовый учет дает возможность закрепить права на участок или объект. Эта процедура также осуществляется через Росреестр, причем ее можно объединить с учетными действиями. Этапы процедуры регистрации:

  • правообладатель готовит документы-основания для прохождения учета (акт ввода в эксплуатацию или приемки работ, технический или межевой план, иные документы);
  • подается заявление в Росреестр или МФЦ;
  • сотрудники Росреестра проверяют соответствие документов Закону № 218-ФЗ, переносят информацию в ЕГРН;
  • объекту присваивается кадастровый номер;
  • после завершения учета заявитель получает выписку ЕГРН.

Выписка является правоустанавливающим документом. Ее можно использовать для проверки информации о недвижимости, для совершения сделок. В процессе владения можно неоднократно проходить учет, если будут меняться исходные характеристики объекта. Для этого нужно каждый раз обращаться к инженеру за кадастровой документацией.

Порядок постановки на кадастровый учет предусматривает обращение с документами в Росреестр. Это может сделать собственник, арендатор, иной владелец недвижимости. Вот общие правила проведения этой процедуры:

  • заявитель должен представить правоустанавливающий документ, технический или межевой план (в зависимости от типа объекта);
  • пошлина на указанную процедуру не взимается (при одновременной регистрации прав госпошлину нужно платить);
  • сроки кадастрового учета зависят от способа обращения (5 дней через Росреестр, 7 дней через МФЦ).

Если учет проводится одновременно с регистрационными действиями, продолжительность проверки документов увеличится. Сроки кадастрового учета и регистрации составляют 10 дней (Росреестр) или 12 дней (МФЦ).

Комментарий эксперта. После завершения учетных действий заявитель получит выписку ЕГРН. Документы-основания, которые были представлены с заявлением, утратят силу (но их можно использовать в информационных целях). При каждом последующем изменении объекта нужно заново получить межевой или технический план, пройти учет в Росреестре.

Кадастровый учет объектов недвижимости

Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.

Само слово «кадастр» согласно истории возникновения появилось в 27 году до нашей эры в Римской империи. Тогда император Август ввел дань для населения за используемую землю и одновременно учредил перепись населения, что называлось «caputigum registrum». Из двух слов сложили одно – «capitastrum», а после оно трансформировалось в «catastrum».

Кадастр современного типа появился в 1718 году, его изобрел Джакомо Мариони.

Суть в том, чтобы учитывать не только земли и их границы, но также и качество земель, их назначение и прибыль, которую имеет с этого участка его владелец. На основе такого кадастра можно было справедливо определить сумму земельного налога.

Земельные участки образуются путем преобразования существующих участков или посредством формирования участков из государственных или муниципальных земель.

Под преобразованием участков понимается их раздел, объединение, перераспределение, выдел. Создать участки этими способами можно из земель, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности.

Под формированием земельных участков понимается, по сути, их кадастровый учет. Именно внесение сведений об участке в кадастр свидетельствует о наличии определенного земельного участка с персональными характеристиками.

Во втором случае образование осуществляется не из конкретного участка, поэтому образование участка осуществляется впервые.

Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.

На основе данных ГЗК принимаются решения о:

  • Изменении целевого характера использования земель;
  • Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.

Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.

Ведение Государственного кадастра основано на следующих принципах:

  • Последовательная организация сбора, обработки, учета и хранения информации, полученной при помощи картографических, оценочных, топографических, землеустроительных, почвенных, картографических, топографических, геодезических, геологических и иных видов работ, связанных с постановка земли на учет.
  • Единая система ведения кадастра по всей территории РФ. При этом для ведения кадастровой деятельности используются единые методы, а для отчетности – единые документы.
  • Взаимодействие ГЗК с иными государственными кадастрами: лесным, градостроительным и т.д. Это необходимо для сбора всей необходимой информации о недвижимости в одно целое.
  • Непрерывность осуществления кадастровой деятельности. Периодически в ГЗК должны заноситься новые сведения: постановка земель на учет, назначение новой кадастровой стоимости.
  • Достоверность информации. Внесенные данные всегда должны отображать существующую реальность. Так, Росреестр не реже чем раз в 5 лет пересматривает кадастровую стоимость каждого земельного участка.
  • Полнота информации. Все учтенные земли систематизируются по единому принципу. Определяется их площадь, назначается кадастровый номер (КН) и кадастровая стоимость и т.д. Не допускается пропуск одной или нескольких строк при заполнении информации.
  • Ведение ГЗК на электронном и бумажном носителях и их одинаковая значимость. Но в случае, если по одному и тому же участку имеется расхождения, верным признается вариант, указанный на бумажном носителе.
  • Постоянность хранения данных. Информация из ГЗК не может быть удалена. Ее можно обновить, дополнить, изменить и т.д., но старые данные не удаляются, а остаются на хранении у ответственной службы.
  • Организация работы снизу вверх. Всю основную информацию в ГЗК поставляют низшие, местные структурные подразделения. Значит, любая оптимизация деятельности в первую очередь должна быть направлена на низшие уровни кадастровой службы.
  • ГЗК является основой для решения большинства земельных споров. Оспорить данные, указанные в кадастре, можно только через суд.
  • Доступность данных из ГЗК. Любой желающий может получить интересующую его информацию по учтенному Росреестром земельному участку.
  • Централизованность в руководстве. Любое решение, принимаемое руководителем кадастровой палаты, является обязательным для исполнения всеми территориальными отделами кадастровой службы.

Заявку можно оформить при личном посещении ГКН или заполнить онлайн. Чтобы поставить на учет участок земли, следует заполнить заявление, отдать пакет бумаг для регистрации недвижимости сотрудникам Кадастровой палаты. При отправлении бумаг по почте нужно заверить нотариально подпись под заявкой. Если отсылать заявление через сайты, она должна быть цифровой, электронной.

Подать документ можно такими способами:

  • лично посетить филиал ГКН;
  • обратиться к специалистам МФЦ (многофункционального центра);
  • отправить заказное письмо Почтой России с описью вложения;
  • воспользоваться порталом Госуслуг;
  • заполнить онлайн через сайт Росреестра.

Кадастровый учет при преобразовании объектов недвижимости. Причины отказов

Чтобы поставить на учет земельный участок, нужно представить оригиналы, копии бумаг:

  • Заполненное по форме заявление.
  • Удостоверение личности.
  • Документы, которые подтверждают право собственности, завещание, договор купли-продажи.
  • Межевой план.
  • Чек об уплате госпошлины.
  • Доверенность, если документы подает представитель владельца собственности.

Если нужно поставить на учет земельный участок, следует предварительно уплатить сбор. Сумму госпошлины устанавливает Налоговый кодекс РФ, она составляет 350 рублей.

Квитанцию после оплаты нужно приложить к заявлению.

Без нее через 5 дней после подачи документы вернут без рассмотрения. Реквизиты для оплаты есть на сайте Росреестра.

Понятие кадастрового учета – это совокупность процедур, которые проводятся государственным органом в целях постановки, изменения или прекращения действия сведений о недвижимом имуществе. Обязательный свод нормативов стал действительным с 01.01.2008.

Чтобы иметь полноценное подтверждение права на собственность и вступать в различные правовые отношения с использованием объектов недвижимости, совершать строительство, необходима регистрация имущества в государственном реестре.

Проблема постановки на учет является первой в процессе утверждения права владения имуществом в государственных органах. После лицо может получить свидетельство о государственной регистрации прав.

Кадастровый учет состоит из трех видов правовых процедур:

  1. Постановка объекта в реестр. Все операции с неперемещаемым имуществом без документа, подтверждающего статус учета в реестре, противозаконны и недействительны. Постановка на учет будет главным свидетельством права использования на конкретный земельный участок или строение.
  2. Снятие недвижимости с учета. Такую операцию производят при разрушении объекта правового отношения, при сносе строения, уничтожении постройки природными бедствиями и т. д.
  3. Внесение обновленной информации. Каждая существенная перемена в описании и характеристике недвижимого имущества должна быть отражена в документах на право собственности.

Учетная задача различных объектов:

  • придание объекту недвижимости индивидуальной характеристики для соответствия будущих операций с имуществом по всем нормам права;
  • выдача индивидуального кадастрового номера;
  • функция подтверждения государственными органами реального существования имущества;
  • документальное сопровождение прекращения существования строения;
  • фискальные вопросы создания базы налогоплательщиков, которая формируется на основе утвержденной кадастровой стоимости объекта.

Собственник не может самостоятельно заниматься подготовкой плана территории, помещения или квартиры. Эти обязанности выполняют кадастровые инженеры, прошедшие специальный курс подготовки. Работники также производят оформление межевания границ при согласовании с собственниками соседских земельных участков.

Особенности постановки на учет

Все недвижимое имущество можно разделить на 2 типа:

  1. Ранее учтенные объекты – в этом случае к участку или квартире уже прикрепили кадастровый номер с ранее составленными свидетельствами о регистрации объекта.
  2. Вновь созданное или образованное имущество – при таком варианте собственник еще не произвел операцию регистрации прав на недвижимость.

Исходя из законодательства РФ №221-ФЗ под названием «О государственном кадастре недвижимости» необходим следующий состав бумаг:

  1. Заявление от имени собственника о начале государственного регистра в отношении объекта недвижимости.
  2. Технический план строения в графическом варианте по нормам нормативного акта РФ №693 от 23.11.2011.
  3. Копия свидетельства о праве на собственность заявителя.
  4. Доверенность на имя уполномоченной личности, если интересы представляет уполномоченный представитель.
  5. Удостоверение личности гражданина РФ, если операция будет проводиться от имени физического лица.
  6. Квитанция об оплате госпошлины.

В случае оформления недвижимости от имени пользователя необходимый в обязательном порядке документ — согласие стороны арендодателя. Технический паспорт содержит данные регистра об объекте недвижимости или новую информацию, которую необходимо внести в госкадастр.

Внимание! С 1 января 2017 Государственный кадастр переформирован в Единый государственный регистр недвижимости. Технический паспорт старого образца сохраняет свое действие до замены на выписку из ЕГРН. Документ состоит из текстовой и графической части. В текстовый блок записаны сведения для регистрации, а во второй вносится план участка с линиями межевания.

В соответствии с законодательным актом «О государственной регистрации недвижимости» осуществлять внесение в Единый государственный реестр недвижимости должны официальные государственные органы. Лицо может заказать процедуру на сайте онлайн:

  • В случае госучета или регистрации права собственности. Сведения меняются при ограничении и обременениях на право использования недвижимости.
  • Во время межведомственных государственных отношений при передаче информации об объектах недвижимости.
  • В порядке уведомления, если вносятся данные при случаях, регулируемых законом РФ, о дополнительных сведениях, которые не влекут изменений и прав собственности на имущество.

Право оформления кадастрового учета имущества имеет собственник, арендатор (если срок сделки более 5 лет), носитель права наследования, лицо, которое использует недвижимый объект бессрочно. Если лицо хочет приобрести участок муниципальной собственности, орган должен предписать проводить работы с кадастровым учетом, после которого может производиться процедура выкупа.

Порядок действий:

  1. Для государственного регистра заинтересованное лицо может лично посетить кадастровую палату по официальной прописке или отдел МФЦ соответствующего населенного пункта.
  2. Далее необходимо написать заявление, соответствующее правилам, и подготовить перечень документов.
  3. Оформление письменной расписки о передаче работнику заявления и пакета приложенных свидетельств.
  4. Получение уведомления об успешной регистрации в кадастровом реестре или информации об отказе.
  5. Получение готового кадастрового паспорта (с 2017 года выписки из ЕГРН).

Заявителю для получения ответа требуется в назначенный срок посетить соответствующий орган, куда сдавались бумаги (кадастровая палата или местный МФЦ). Ему вручают выписку как факт внесения недвижимого имущества в государственный регистрационный список.

В случае сценария, когда лицо с правами собственности совершает процедуру разделения территории на несколько отдельных земельных наделов, все новые материальные ценности проходят отдельную процедуру учета в госреестре. При таком варианте событий старый вариант учета объекта приостанавливает свое юридическое действие.

Осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества

Законно провести сделку с объектом недвижимости невозможно, если свидетельство о праве отсутствует. Чтобы его получить, предварительно нужно провести кадастровый учет.

Требуется, если недвижимость полностью разрушена, что часто бывает при стихийных бедствиях или владелец провел снос старого строения.

По закону срок постановки на учет либо снятия с него — до 10 суток. При обращении через МФЦ отсчитывается не с дня подачи заявления, а с дня передачи пакета документов в Росреестр.

В некоторых ситуациях изменения в Росреестр вносятся не самим владельцем участка, а на основании обращения других заинтересованных лиц. Срок рассмотрения заявления в этом случае — месяц.

На практики иногда рассмотрение заявления может быть по объективным причинам приостановлено, что соответственно увеличивает и оформление кадастрового учета.

Отказать в регистрации могут:

  • Гражданину, не имеющему по закону на это права;
  • Если рассматриваемый объект не относится к недвижимости;
  • В межевом или техническом плане отсутствует подпись кадастрового инженера;
  • Не соблюдено правило о максимальной или минимальной площади земельного надела;
  • Строение от других объектов не обособлено так, как полагается по закону.
  • Приостановление доходит до 3-х и больше месяцев.

Если дело гражданина приостановлено, то для его возобновления необходимо в срок до 3-х месяцев оспорить решение. За это время нужно пополнить пакет документов нужными справками. В противном случае выносится отказ.

При получении отказа в срок до 30 дней нужно обратиться в апелляционную комиссию. Состоит она из кадастровых инженеров и уполномоченных должностных лиц. Если и эта комиссия решит, что отказ правомерен, то можно обратиться в суд. Для обжалования требуется составить исковое заявление в 3-х экземплярах, оплатить госпошлину и собрать все подтверждающие право постановки на учет справки.

Основания для оказания услуги, основания для отказа

Информацию об интересующем имуществе в реестре может получить каждый, как юридическое, так и физическое лицо. Она предоставляется по желанию заказчика в электронном виде и на бумажном носителе.

Существуют объекты, к которым общего доступа нет. Ограничение связано с их стратегической важностью для страны, особым режимом существования.

Все земельные участки и другая недвижимость, независимо от их принадлежности, должны быть зафиксированы.

Для этого ведется специальный учет, в котором отражаются все данные о территориях: место расположения, границы, площадь, собственник, номер, назначение. Он называется Государственный кадастр недвижимости.

Для внесения данных в него заинтересованному лицу следует подготовить определенные документы и обратиться в уполномоченный орган власти. Таковым является Росреестр.

В соответствии с требованиями действующего законодательства ведение кадастрового учета возложено на федеральные органы исполнительной власти. В данном случае основа системы – это Росреестр. На указанный орган возложен довольно большой круг обязанностей.

Некоторыми из них являются:

  1. Регистрация прав на недвижимость.
  2. Ведение ЕГРП.
  3. Государственный кадастровый учет.
  4. Ведение реестра соответствующих специалистов и органов, а также надзор за их деятельностью.
  5. Рассмотрение жалоб по вопросам ГКУ.
  6. Выдача лицензий по осуществлению кадастровой деятельности.
  7. Формирование каталогов и других баз данных.
  8. Определение кадастровой цены на недвижимость.

Также Росреестр вправе запрашивать информацию, необходимую для реализации своей деятельности, привлекать к решению поставленных задачи специалистов из других организаций.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Более подробный список обязанностей и прав содержится в Постановлении № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Кадастровый учет складывается из нескольких последовательных этапов. Прежде всего, осуществляется прием обращения заинтересованного лица. После этого заявление и все переданные документы подвергаются детальному анализу, на предмет их полноты и достоверности. Затем необходимые сведения надо вносить в ЕГРН.

Завершается процедура выдачей инициатору ответа. В некоторых случаях заинтересованное лицо может получить отказ. В таких ситуациях направленные документы должны быть возвращены заявителю. Для этого у Росреестра есть пять рабочих дней.

При этом орган кадастрового учета должен уведомить заявителя о самом факте отказа и о причинах, послуживших этому.


Похожие записи: