Внесение недвижимого имущества при учреждении

28.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внесение недвижимого имущества при учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наши сотрудники помогут внести недвижимость в единый государственный реестр, чтобы вы могли выполнять сделки с ней. Мы изучим ваш случай, соберем недостающие документы и предложим консультацию. Обращайтесь к нам, чтобы поручить оформление права собственности профессионалам.

Наши преимущества:

  • Большой опыт деятельности с оформлением недвижимости.
  • Штат квалифицированных сотрудников для работы над вашей задачей.
  • Быстрое разрешение сложностей с объектом.
  • Гарантия отличного результата работ.
  • Полноценное юридическое сопровождение процесса.

Чтобы воспользоваться услугой и пройти процедуру по 218 ФЗ О государственной регистрации недвижимости, оставьте онлайн-заявку на нашем сайте.

Подать заявку на услугу

Проверка регистрации движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения

Написать комментарий

      На решение вопросов, связанных с распоряжением имуществом автономного учреждения, прежде всего влияют два условия: согласно федеральному законодательству собственником любого имущества АУ является его учредитель (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество АУ закрепляется за ним собственником имущества на праве оперативного управления[1].

      В связи с этим следует помнить: никакого разделения имущества автономного учреждения на государственное (муниципальное) и некое «собственное», «негосударственное (немуниципальное)» (пусть и купленное за счет внебюджетных средств) не может быть в принципе. Не может быть у автономного учреждения и какого-либо имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления.

      В силу гражданского законодательства собственник имущества вправе изъять у автономного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением либо приобретенное им за счет средств, выделенных собственником на эту цель (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Здесь тоже имеется в виду любое имущество. А значит, и то, которое учреждение приобрело за счет средств от оказания платных услуг или выполнения платных работ, может быть изъято учредителем (собственником), если последний сочтет, что данное имущество излишнее, не используется АУ или используется не по назначению (к примеру, не в рамках реализации полномочий учредителя).

      Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

      Порядок изъятия имущества, находящегося в собственности конкретного публично-правового образования, устанавливается в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих управление и распоряжение таким имуществом.

      Так, в Кировской области принятие решения об изъятии имущества, закрепленного на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями (в том числе АУ), возложено на региональный орган по управлению госсобственностью[3]. Решение должно приниматься с учетом мнения соответствующего отраслевого органа исполнительной власти (то есть органа, выполняющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения). Больше никаких правил здесь не установлено и ссылок ни на какие подзаконные акты не дается.

      Отметим, что довольно часто встречаются ситуации, когда правила очень лаконичные. Например, в Ленинградской области они ограничиваются тем, что решение о таком изъятии принимает региональное правительство[4].

      Но бывает и так, что правила изъятия имущества прописаны подробно. В частности, в Ангарске (Иркутская область), где данное решение тоже принимает соответствующий орган городской администрации (комитет по управлению муниципальным имуществом), правила изъятия сформулированы следующим образом[5].

      1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество изымается из оперативного управления муниципального учреждения по распоряжению комитета с момента поступления заявления от учреждения либо выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

      2. Имущество, изъятое из оперативного управления, должно быть передано муниципальным учреждением и принято комитетом по акту приема-передачи. После прекращения права оперативного управления имущество поступает в состав муниципальной казны.

      3. Прекращение права муниципального учреждения на оперативное управление недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации.

      4. Муниципальное учреждение оплачивает расходы по подготовке документов для госрегистрации, платит государственную пошлину за ее проведение, а также представляет документы в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

      5. Учреждение обязано подать в комитет копию документа, выданного названным органом и подтверждающего прекращение права оперативного управления недвижимым имуществом, в течение месяца со дня подписания акта приема-передачи данного имущества.


      Использование автономным учреждением своего имущества (любого – независимо от источника его появления) неправомерно, если не соотнесено ни с одним установленным полномочием учредителя.


      В Хабаровске при выявлении излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества учреждению дается определенный срок на исправление ситуации[6]. Департамент муниципальной собственности не позднее 10 дней со дня выявления названного имущества и до принятия решения о его изъятии направляет в отраслевое структурное подразделение городской администрации и учреждению требование об устранении нарушений. Оно подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня получения. Если учреждение не устранило нарушения, департамент принимает решение об изъятии имущества и оформляет соответствующее распоряжение в течение месяца со дня выявления допущенных учреждением нарушений.

      А вот в Темрюкском районе Краснодарского края порядок изъятия у муниципальных учреждений имущества даже напоминает процедуру следственных действий[7].

      1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, выявляется в процессе проведения администрацией района мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью имущества.

      2. При выявлении названного имущества в акте, составляемом по окончании проверки, должна быть отражена следующая информация:

      • соответствие фактического наличия объектов и их характеристик учетным данным Реестра муниципальной собственности и данным бухгалтерской отчетности;
      • вид неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, его технические характеристики и индивидуализирующие признаки (площадь, количество этажей, объем, мощность, номера силовых агрегатов и узлов, инвентарный номер и т. д.);
      • период неиспользования учреждением имущества или использования его не по назначению;
      • связанные с этим расходы учреждения;
      • причины неиспользования имущества либо его использования не в соответствии с уставной деятельностью учреждения;
      • предложения по повышению эффективности использования имущества;
      • срок, предлагаемый для устранения выявленных нарушений.

      3. В ходе проверки разрешается фото- и видеосъемка имущества.

      4. Руководитель (уполномоченное должностное лицо) учреждения, имущество которого подлежит изъятию, обязан присутствовать при проведении контрольных мероприятий и составлении акта, давать пояснения о причинах неиспользования имущества либо использования его не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.

      5. При неустранении учреждением в установленный срок нарушений, изложенных в акте, администрация района готовит предложения о мере воздействия (расторжение трудового договора с руководителем, реорганизация юридического лица, направление материалов в правоохранительные органы и др.).

      6. Решение об изъятии имущества из оперативного управлен��я учреждения принимается главой района в форме постановления. В нем указываются причины изъятия имущества и определяются виды его дальнейшего использования.

      Какое же имущество в этих и других нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению? Определение такого имущества можно встретить нечасто (в основном данные понятия остаются без уточнений). В частности, в Новосибирской области введены следующие определения[8]:

      1) излишним признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять уставную деятельность;

      2) неиспользуемым признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;

      3) используемым не по назначению признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.


      Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств от платной деятельности, учредитель тоже может изъять, если сочтет, что данное имущество излишнее, не используется АУ или используется не по назначению.


      В данном примере все соотносится с «уставной деятельностью» учреждения. Вместе с тем на практике не так уж редко встречаются случаи, когда в уставах АУ в нарушение федерального законодательства прописывается деятельность, не отвечающая целям создания этих учреждений (установленным полномочиям учредителей). И если ориентироваться только на устав, может сложиться следующая ситуация: АУ использует имущество не в соответствии с указанными целями, но используемым не по назначению данное имущество не считается, поскольку «несоответствующий» вид деятельности «по недосмотру» попал в устав АУ. Нормы законодательства здесь не соблюдены, а значит, в данном вопросе учреждениям вряд ли стоит надеяться на «близорукость» контрольных органов.

      В силу федерального законодательства автономное учреждение не может самостоятельно распоряжаться имуществом, которое относится к недвижимому и особо ценному движимому, закрепленному за учреждением учредителем (собственником имущества) или приобретенному за счет средств, выделенных учредителем на эту цель (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ[11], п. 2 ст. 298 ГК РФ). Всем остальным имуществом (в том числе недвижимым – в отличие от бюджетных учреждений) АУ вправе распоряжаться самостоятельно. Исключением здесь будут случаи, когда учреждение вносит имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передает имущество другим юрлицам в качестве их учредителя или участника. Учреждение вправе делать это только в отношении недвижимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на данную цель, а также в отношении находящегося у учреждения особо ценного движимого имущества и лишь с согласия учредителя (собственника имущества) (ч. 2, 5 и 6 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Иными словами, автономное учреждение не может, например, внести в уставный капитал создаваемого им ООО имущество, приобретенное на средства от оказания платных услуг, – такой вклад возможен только с использованием имущества, «доставшегося» от учредителя.

      Однако и самостоятельность автономного учреждения в распоряжении «заработанным» имуществом оказывается весьма сомнительной. Дело в том, что на основании того же федерального законодательства об автономных учреждениях любое имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления (ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). И никакого имущества (как недвижимого, так и движимого), которое бы не было закреплено за учреждением на этом праве, быть не может. Если, допустим, автономное учреждение на заработанные на платных услугах деньги приобрело недвижимость (например, квартиру в качестве служебного жилья) или движимое имущество (например, автомобиль), все это должно быть закреплено за учреждением учредителем (становится собственником этого имущества) на праве оперативного управления. Следовательно, данные объекты автоматически начинают относиться к имуществу, которым АУ не вправе распоряжаться без согласия учредителя (собственника имущества). Таким образом, несмотря на имеющуюся в законодательстве декларацию самостоятельности автономного учреждения в распоряжении какой-то частью своего имущества, на практике можно говорить только об однозначном праве АУ самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, не относящимся к категории особо ценного. Распоряжаться другим имуществом автономное учреждение может только с согласия учредителя (собственника имущества).

      Отметим, что в федеральном законодательстве нет определения понятия «распоряжение имуществом». Но по общему правилу под ним понимается продажа имущества, сдача его в аренду или передача в безвозмездное пользование, использование в качестве залога (например, при получении банковского кредита).

      В отношении АУ федеральное законодательство определяет особо ценное движимое имущество как движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (абз. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Перечни такого имущества утверждают соответствующие органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя АУ, с учетом положений Постановления № 538[12]. При этом перечни могут устанавливаться категориально в отношении всех автономных и бюджетных учреждений, подведомственных тому или иному органу-учредителю, либо в отношении определенных учреждений. В последнем случае перечень может содержать конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и пр.

      Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

      Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

      Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

      • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
      • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
      • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

      Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

      На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

      Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

      9. Имущество государственных (муниципальных) учреждений

      Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

      • Объекты учета операционной аренды.
      • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

      Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

      • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
      • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

      Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

      Продолжим пример.

      Информация о здании тира, переданного в пользование в 2017 году, отражалась на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» по балансовой стоимости здания. В соответствии с СГС «Аренда» учет здания у арендодателя по договору операционной аренды на забалансовом счете 25 следует продолжить.

      Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

      1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа):
        Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121
      2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду:
        Дебет 2 401 10 121 Кредит 2 303 04 730
      3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу:
        Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730
      4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам):
        Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135
      5. Получены денежные средства за аренду тира:
        Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660
      6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов:
        Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660
      • Дайджест изменений за апрель. Новое по НДС и НДФЛ
      • КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений
      • Главные новости марта для бухгалтера бюджетной сферы
      • Как развивается современный бухучет и чего ждать от 2021 года
      • Бюджетный учет: курсы повышения квалификации для бухгалтеров
      • 5 главных изменений за февраль. Обзор для бухгалтера бюджетной сферы

      Законодательство не содержит термина «производственно-имущественный комплекс». Можно говорить о понятии «имущественный комплекс», которое встречается в Гражданском кодекса РФ.

      По смыслу статей 132, 133.1 ГК РФ под имущественным комплексом понимается совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку. Законодательством выделяется 2 вида имущественных комплексов: предприятие (ст. 132 ГК РФ) и единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ).

      В связи с этим здесь и далее, отвечая на вопросы о «производственно-имущественном комплексе» будет подразумеваться «имущественный комплекс» в виде предприятия.

      Переход прав на недвижимость в связи с реорганизацией

      В данном случае нормы права дают возможность прийти к выводу, что регистрация ЕНК возможна, если сведения о регистрируемых объектах недвижимости содержатся в ЕГРН. Ситуация очевидна и не требует дополнительных разъяснений со стороны Росреестра.

      Какие последствия могут быть у такой регистрации, будет ли какое-либо ограничение в пользовании нашим имуществом, в предоставлении его в аренду (отдельных объектов)?

      К единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 ГК РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями), а именно:

      • составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу, в частности, не может быть признана самовольной постройкой (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016));
      • впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости.

      Исчерпывающий перечень объектов, которые в 2019 году должны быть в обязательном порядке зарегистрированы, содержится в статьях Гражданского кодекса. Перечень такого имущества включает:

      • жилые дома и помещения;
      • коммерческие помещения;
      • сооружения иного назначения;
      • имущественные комплексы;
      • земля и недра;
      • объекты лесного фонда;
      • иные объекты, определяемые как недвижимое имущество.

      И в соответствии с Законодательством организации имеют право обладать любыми из перечисленных видов. В то же время количество, масштабы и стоимость имущества, которым распоряжается юр.лицо, могут быть ограничены, если они нарушают интересы общества.

      Важно!
      не допускается оформление юридическими лицами в собственность объектов, пользоваться которыми имеет право только государство.

      Правом на регистрацию недвижимости в собственность в РФ наделены различные категории субъектов:

      • граждане России и других стран, а также лица без гражданства;
      • юридические лица независимо от организационной формы, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ или иного государства;
      • международные организации различного профиля;
      • муниципальные образования;
      • непосредственно РФ и входящие в нее субъекты;
      • другие страны.

      Как видно из приведенной информации, Законом возможности организаций оформлять в собственность недвижимые объекты практически не ограничиваются. Не имеет принципиального значения ни форма компании, ни место ее регистрации. Однако в Гражданском кодексе прописаны некоторые нюансы, уточняющие особенности прав собственности юрлиц.

      В частности, организация, зарегистрировавшая свои права на то или иное имущество, становится его единоличным владельцем, получающим полный перечень полномочий. Другими словами, недвижимость, зарегистрированная на компанию, де-юре принадлежит ей – не руководителю, а именно организации.

      Получение ее членами и руководством доли в регистрируемом имуществе возможно только в том случае, если это условие допускается выбранной организационно-правовой формой. Право собственности может быть оформлено не только на покупаемое юрлицом имущество, но и внесенное в качестве доли в уставной капитал.

      Коммерческие предприятия могут полноценно распоряжаться принадлежащим им имуществом, в том числе и для выведения прибыли. Некоммерческие же организации в силу характера своей деятельности может выводить доходы чрез недвижимость только для их использования в своей деятельности.

      Единственным способом, которым может проводиться регистрация объекта недвижимости юридическим лицом, является внесение соответствующих сведений в ЕГРП. После выполнения данной процедуры право собственности закрепляется официально – в дальнейшем его можно оспорить только в судебном порядке.

      Одной из характерных особенностей этой процедуры является то, что недвижимость может быть получена в результате разных действий. В частности, это может быть договор купли-продажи, дарения, получение имущества по праву наследования.

      Поэтому и комплект документов, которые надо подать в Росреестр, существенно различается в зависимости от ситуации. Для упрощения процедуры подготовки и непосредственно регистрации рекомендуется своевременно заручиться поддержкой компетентных юристов, имеющих достаточный опыт работы с имущественными правами юридических лиц.

      Действующим законодательством процедура регистрации недвижимости на юр.лицо максимально унифицирована. В частности, в Федеральном законе №122-ФЗ отражена единая последовательность действий, которой должны придерживаться все компании независимо от регистрационной формы:

      • Направление полностью готового пакета документов в территориальный регистрирующий орган. Сделать это можно как лично, так и через портал «Госуслуги», собственный сайт Службы госрегистрации, МФЦ или отделение Федеральной кадастровой палаты. Можно также отправить бумаги почтой.

      Важно!
      При отправке документов Почтой России в обязательном порядке делайте опись всего содержимого – это будет вашим подтверждением отправки полного комплекта документации в спорных ситуациях.

      • Проверка сотрудниками Росреестра полноты поданного пакета документов. Как показывает практика, нехватка какой-либо бумаги в первоначальном комплекте может существенно затянуть процедуру регистрации.
      • После подтверждения полноты пакета документации – получение расписки, подтверждающей принятие заявления к рассмотрению.
      • Экспертная оценка подготавливаемого перехода права собственности на предмет возможности проведения и законности.
      • Анализ ситуации на предмет расхождений между фактическими и заявляемыми правами на регистрируемый объект.
      • Обновление либо добавление сведений об искомом недвижимом имуществе в ЕГРН.
      • При успешном проведении процедуры – предоставление организации-собственнику выписки, подтверждающей ее права.

      Как правило, вся процедура регистрации занимает до 12 рабочих дней. После того, как юридическому лицу выдается свидетельство о праве собственности, оно получает полный спектр прав использовать зарегистрированное имущество.

      В определенных случаях в оформлении права собственности будет отказано. Причины отказа в регистрации могут быть различными:

      • предоставление в Росреестр неверных либо изначально сфальсифицированных сведений об имуществе;
      • при подготовке необходимых документов не были соблюдены те или иные законодательные требования;
      • подлинность предоставленных документов вызывает у специалистов Росреестра обоснованные сомнения;
      • на имущество наложен запрет на проведение с ним операций любого характера;

      При вынесении отказа в регистрации заявитель имеет право обжаловать его в судебном порядке. Однако для оспаривания негативного решения Росреестра необходимо составить достаточную доказательственную базу, подтверждающую неправомерность отказа.

      Для этого рекомендуется заручиться поддержкой компетентных юристов, имеющих достаточный практический опыт разбирательств с регистрирующими органами.

      Регистрация недвижимости на юр.лицо, как квартиры в жилом доме, так и офисного здания, требует сбора достаточно большого пакета документации. И этому этапу нужно уделить особое внимание, поскольку неправильно оформленные документы могут существенно затянуть выполнение поставленной задачи. И в это время права организации на использование еще не зарегистрированного имущества будут существенно ограничены.

      Вот стандартный перечень документов, которые необходимо предоставить в Росреестр:

      • заявление, заполненное по установленной форме;
      • квитанция об оплате госпошлины – для юридических лиц она на сегодняшний день составляет 22 000 рублей;

      Важно!
      Размеры пошлины, уплачиваемой за проведение регистрационных действий, различаются по сумме в зависимости от характера таких действий.

      • паспорт представителя организации-собственника и доверенность на проведение регистрационных действий;
      • документы, подтверждающие правоспособность юрлица, которое заявляет свои права на искомый объект недвижимости;
      • справка о наличии сооружений на земельном участке (если регистрируется право собственности на землю);
      • документы, подтверждающие правомерность эксплуатации регистрируемого объекта;
      • подтверждение прав на земельный участок, на котором планируется вести строительство (если регистрируется право собственности именно на участок под застройку);
      • разрешение на ведение строительства (при регистрации недавно завершенного сооружения);
      • сведения об источниках финансирования приобретения недвижимости;
      • документация, подтверждающая отсутствие каких-либо претензий со стороны третьих лиц;
      • документы из кадастровой службы и БТИ;
      • справка о присвоении регистрируемому объекту недвижимости постоянного адреса.

      Предоставление госрегистратору полного пакета необходимых документов – обязательное условие быстрого и легкого проведения процесса регистрации.

      В то же время нужно учитывать, что в зависимости от индивидуальной специфики ситуации могут требоваться дополнительные документы.

      Поэтому для определения их полного перечня, а также соблюдения всех требований Росреестра рекомендуется обращаться за помощью к опытным юристам, знающим все тонкости регистрации прав юридического лица на объект недвижимости.

      При проведении любых сделок и других процедур, сопровождающихся возникновением или изменением права собственности на недвижимое имущество, в кадастровую службу в обязательном порядке должны предоставляться соответствующие сведения.

      На сегодняшний день уведомить контролирующий орган можно непосредственно в процессе регистрации имущества в Росреестре – именно эта организация уполномочена на ведение кадастрового учета. Если же проигнорировать это требования, то дальнейшие регистрационные действия станут невозможны.

      В то же время Законом №221-ФЗ предусмотрены некоторые случаи, при которых возможна регистрация прав собственности на недвижимость без постановки ее на кадастровый учет. К таким исключениям относятся ситуации, когда недвижимый объект продается либо покупается, меняет собственника по договору дарения, получает обременение или избавляется от него, сдается или берется в аренду.

      Важно!
      Указанные исключения касаются только тех объектов, сведения о которых уже внесены в ОГРН.

      Возможна и обратная ситуация – постановка недвижимости на государственный кадастровый учет без регистрации права собственности. Это возможно в том случае, если искомое имущество физически перестает существовать, не является чьей-либо собственностью либо если меняются его основные параметры.

      Все нижеперечисленные признаки являются существенными и имеют отношение ко всем предприятиям и организациям.

      Они получили нормативное закрепление в статьях Гражданского кодекса Российской Федерации:
      • юридическое лицо выступает в качестве единственного собственника, обладающего всеми правомочиями;
      • в зависимости от формы внутреннего устройства юридического лица, его руководство и иные члены либо имеют доли в собственности, либо они отсутствуют;
      • собственностью юр лица признается как приобретенное во время его существование имущество, так и полученное под видом взноса или вклада;
      • юр лицо, единолично реализуя права собственника имущества, имеет право совершать любые действия с принадлежащим ему имуществом. Естественно, что под запрет попадают противоправные и незаконные действия.

      Организации могут преследовать в качестве основной цели извлечение прибыли (коммерческие) и не обладать таковой (некоммерческие). Они обладают разными правами по отношению к своему имуществу. Так, закон выделяет в качестве основной цели коммерческого юридического лица – извлечение и получение прибыли. На основании этого, юридическое лицо может использовать свое имущество для выведения прибыли. Некоммерческое юридическое лицо может извлекать доходы только с целью осуществления и реализации основной цели своего существования. Данное правило в основном относится к фондам, религиозным и иным общественным организациям.

      ВНИМАНИЕ !!! За государством остается право в любой момент ограничить правомочия юридического лица. Однако для этого требуются весомые основания. В результате этого, собственник будет частично или полностью лишен своих прав.

      Так, юридическое лицо может быть ограничено в возможности быть собственником объектов, разрешенных к использованию только государством. Сюда следует относить изъятое имущество или находящиеся в ограниченном обороте (оружие, наркотические вещества, определённые виды недвижимого имущества).

      Законодательно разрешено владение любым имуществом. Однако существуют исключения, которые строго закреплены в законе. Юридическое лицо может быть владельцем как движимого, так и недвижимого имущества. Размер, стоимость и количество имущества не ограничивается, кроме случаев, когда это может представлять угрозу общественным интересам. Все вышеперечисленные нюансы актуальны в 2018 году.

      Согласно действующему законодательству, любая недвижимость подлежит обязательной государственной регистрации. Для этой процедуры предусмотрен специальный порядок, без соблюдения которого недвижимое имущество не будет являться полноценным объектом гражданских правоотношений. Например, с ним нельзя будет совершать какие-либо сделки, влекущие наступление юридических последствий. При отсутствии сложностей и проблем, на проведение регистрации должно уйти не более 1 месяца.

      Не все имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

      Регистрация объекта недвижимости для юридических лиц

      • Семейное право
      • Наследственное право
      • Земельное право
      • Трудовое право
      • Автомобильное право
      • Уголовное право
      • Недвижимость
      • Финансы
      • Налоги
      • Льготы
      • Ипотека

      Когда принято решение о передачи недвижимого имущества в оперативное управление, необходимо следовать определенным правилам, чтобы все было оформлено по закону. Рассмотрим пошаговую инструкцию такой передачи.

      1. Первое это достижение предварительной договоренности о передаче и принятии недвижимого имущества в оперативное управление. Она достигается между двумя юридическими лицами (муниципалитетом), ИП. По желанию объект может быть осмотрен, проведена его предварительная оценка.
      2. После того, как такая договоренность достигнута, стороны проверяют наличие арестов и других запретов на действия с имуществом, и, если таковых нет, готовят договор. О его обязательных реквизитах будет рассказано ниже.
      3. Следующий шаг — это подписание соглашения. Оно должно быть письменным, нотариальная регистрация не обязательна. В нем прописываются все права и обязанности сторон, порядок расторжения договора.
      4. После подписания соглашения, сторона передавшая имущество в оперативное управление, снимает его со своего баланса, а принявшая ставит на свой учет. Именно с этого момента нужно уведомить налоговую инспекцию, чтобы тому лицу, кто передал, не насчитывались налоги.
      5. Последний шаг состоит в том, что сторона принявшая объект в оперативное управление, обязана взять оригинал договора и отвезти его в специальную регистрационную службу, чтобы соглашение попало в специальный государственный реестр.

      Когда следует подписывать дополнительное соглашение к договору аренды, ответ находится здесь.

      Договор об оперативном управлении имуществом, должен иметь обязательные реквизиты, о которых и пойдет речь.

      1. Предмет соглашения. Это конкретный объект недвижимого имущества, который имеет индивидуальные признаки (материал, из которого он сооружен, квадратуру, а также находящиеся в нем пристройки, подсобные помещения и оборудование). Это в обязательном порядке нужно описать, и приложить техническую документацию.
      2. Цена договора. Как было указано выше, это безвозмездная передача имущества, поэтому никакой цены указано не будет.
      3. Права лица, которое передает имущество. В этих пунктах нужно четко прописать что, без его разрешения управителю запрещается передавать имущество в аренду, продавать, дарить, а также совершать с ним иные действия, кроме использования по назначению в своей хозяйственной деятельности. Также следует указать, что представители владельца имеют право доступа к имуществу в любое время, без каких-либо ограничений, для проверки технического состояния. Последнее, это пункты, содержащие возможность ремонта, и улучшения помещения.
      4. Права управителя. Эти пункты предусматривают использование помещения по назначению, проведение некоторого ремонта, в случае необходимости, а также иные действия по согласованию с владельцем.
      5. Обязанности собственника. Он обязан передать помещение на условиях договора, а также в том техническом состоянии, которое выявлено при проведении предварительного осмотра. Кроме этого он не должен препятствовать хозяйственной деятельности в этом помещении.
      6. Обязанности управителя. Такой субъект хозяйственной деятельности обязан содержать объект недвижимого имущества в надлежащем состоянии, умышленно не портить его товарную стоимость, уплачивать все обязательные налоги и взносы. Без разрешения собственника не передавать его в пользование и собственность третьих лиц.
      7. Форс мажорные обстоятельства. В принципе во всех договорах они стандартные, это отсутствие вины в случае повреждения имущества при стихийных бедствиях, а также иных непредвиденных обстоятельствах.

      Как правильно расторгнуть договор купли-продажи, узнаете по ссылке.

      Важно запомнить, что по всем возникшим разногласиям, стороны должны подписывать дополнительные соглашения.

      Трудности признания имущества недвижимым: что с налогом на имущество

      1. Договор на передачу муниципального имущества юридическому лицу в оперативное управление заключается на основании постановления главы муниципального образования .
      2. Договор оперативного управления имуществом заключается между собственником и лицом, способным эффективно использовать переданное имущество.
      3. В договор вносятся данные сторон договорных отношений, кроме того указывается :
      1. Основные сведения о передаваемом имуществе (наименование, адрес местоположения, технические характеристики);
      2. Указывается стоимость передаваемого имущества, по которой оно будет учтено в балансе стороны получившей имущество;
      3. Права юридического лица, которые распространяются на имущество;
      4. Обязанности сторон договорных отношений;
      5. Срок действия договора;
      6. Условия по внесению изменений и дополнений в договор;
      7. Условия досрочного расторжения договора ;
      8. Реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.

      К договору прилагается акт о передаче и приеме имущества. в котором указывается полный перечень объектов, передаваемых в оперативное управление, с описанием технических характеристик, состояния и стоимости имущества.

      Если в оперативное управление было передано помещение, то к договору прилагается копия поэтажного плана здания, в котором находится передаваемое помещение. Если передается в оперативное управление здание целиком, то прилагается план всего здания и земельного участка на котором оно расположено .

      Договор оперативного управления имуществом обязателен для государственной регистрации. если предметом договора является недвижимость.

      Право оперативного управления недвижимостью возникает у организации только после государственной регистрации.

      Имущество, полученное в оперативное управление, отражается в балансе предприятия в стоимости указанной в постановлении и в договоре. На имущество полученное в оперативное управление начисляется амортизация в общепринятом порядке .

      Подготовку проекта договора оперативного управления муниципальным (федеральным) имуществом доверьте квалифицированным юристам. Их знания и опыт при составлении договора помогут учесть все нормы действующего законодательства, что избавит вас от возникновения возможных конфликтных ситуаций в период действия договорных отношений.

      Собственник может передать своё имущество в оперативное управление другому юридическому лицу, которое после заключения соответствующего договора получит право управления имуществом, но исключительно для выполнения задач и функций, указанных собственником. Таким образом, оперативное управление – это одна из форм ограниченного вещного права. Подобная практика применялась в нашей стране еще в 60-х гг. XX века. В наши дни составление договоров оперативного управления остается актуальным, поскольку передача в оперативное управление различного имущества позволяет вовлекать в хозяйственные процессы большее число организаций. При этом благодаря делегированию прав управления имуществом его собственник может наладить более эффективное использование своих мощностей.

      Общение ребенка с отцом после развода

      • конкретное месторасположение и обособленность
      • невозможность перемещения
      • высокая стоимость (когда утрата такого имущества может нанести непоправимый ущерб собственнику)

      В качестве примера имущества, передаваемого в оперативное управление, можно рассматривать целое предприятие. В данном случае это недвижимость со всей совокупностью имущества: движимого, недвижимого, денежными средствами, ценными вещами и т.д. Здесь договор оперативного управления предусматривает оперативное управление предприятием, как единым целым. При составлении данного документа стороны соглашения должны руководствоваться нормами ГК, НК, БК РФ, федерального законодательства, а также положениями, прописанными в актах органов местного (муниципального) самоуправления. В целом же, и направление деятельности получившей имущество на правах оперативного управления организации, и выполняемые ею функции четко определяются и жёстко ограничиваются собственником данного имущества.

      Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

      Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

      Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

      В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

      Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

      Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

      Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

      Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

      Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

      По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

      Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

      Вопросы и ответы юристов

      Как и в большинстве случаев, первая процедура, с которой необходимо разобраться, чтобы оформить недвижимость – это сбор и подготовка необходимого комплекта документов, без которого Ваше обращение в Росреестр будет просто бессмысленным.

      Для каждого вида недвижимости, право на который Вам необходимо оформить, потребуются разные комплекты документов.

      Оформление прав на недвижимость и перечень необходимых для этого документов во многом зависит от того, к какому виду недвижимости относится объект, и каким образом он был получен. В законодательных рамках понятие недвижимости весьма широко, однако оформить имущество в собственность необходимо:

      • для регистрации прав собственности на земельный участок после заключения сделки (купля-продажа, обмен, дарственная, рента, завещание, наследование по закону, прочее);
      • для регистрации купленного строения полностью или его доли (в случае с квартирой, комнатой, домом, нежилым помещением);
      • для регистрации построенного здания.

      Договор оперативного управления недвижимым имуществом — что это?

      Поскольку существует множество видов недвижимого имущества, данные объекты имеют свой порядок оформления их в собственность и свой список документов, однако все без исключения должны пройти государственную регистрацию.

      Она обязательна для недвижимого имущества, которое было получено в ипотеку, после приватизации, приобретено по сделке купли-продажи, было подарено или завещано, унаследовано или получено по договору долевого строительства, построено или получено по решению суда.

      Исходя из действующих законодательных норм, оформить с собственность необходимо недвижимость, которая относится к категории:

      Подавать собранные документы на оформление прав собственности относительно недвижимого имущества следует в местное отделение Росреестра или Многофункциональный центр.

      После подачи заявления оно будет зарегистрировано, а заявителю выдадут расписку о получении документов и назначат дату, когда их и свидетельство прав собственности можно будет забрать в готовом виде.

      Сроки оформления собственности зависят от того, насколько полный пакет документов был подан, но в Многофункциональном центре в любом случая придётся ждать на несколько дней дольше.

      Само же заявление и необходимые документы подать можно несколькими способами:

      • при личном визите – надёжно, но требует немалых затрат времени;
      • при личном визите доверенного лица по оформленной у нотариуса доверенности, или когда помощь предоставляет специалист – также в принципе надёжно, экономит время, но финансово затратный вариант;
      • электронный запрос через официальный сайт – удобно для юридических лиц с электронной подписью;
      • почтовым отправлением – отправляются только копии, заверенные нотариусом, а само письмо нужно оформить заказным и с уведомлением, обязательно заполнив опись вложений.

      Сам принцип государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, оформленной в установленный законом порядок, заключается во внесении определённых сведений об объекте и его владельце в единую государственную реестровую базу и выдаче соответствующего свидетельства. В конфликтных ситуациях, когда владельцу кто-либо препятствует в оформлении, вопрос можно и нужно решать в судебном порядке. Там же решаются вопросы касательно юридической нечистоты недвижимости, непредвиденных посягательств со стороны, нарушения гражданских прав, прочее.

      Получение в собственность квартиры, как правило, становится приятным и радостным событием, а часто – началом нового жизненного этапа.

      Но не стоит забывать о таком важном аспекте, как оформление необходимых документов на объект недвижимости, ведь беспечность в этом вопросе может дорого обойтись впоследствии.

      Даже купив самостоятельно новую квартиру, человек не будет ее полноправным хозяином, пока не зарегистрирует право собственности на жилье.

      Важно различать такие понятия, как владелец квартиры и ее собственник. Владельцем считается человек, к которому перешла квартира в результате тех или иных обстоятельств (например, приобретения или получения в дар). Он может проживать в квартире, но не имеет права распоряжаться приобретенным объектом недвижимости до тех пор, пока не закончит оформление жилья в установленном законом порядке.

      Оформление недвижимости в собственность: документы, порядок и правила

      Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

      При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

      Для того чтобы разобраться в том, какое имущество может передаваться в оперативное управление, нужно понимать, что подразумевается под этим действием.

      Оперативное управление предусматривает факт передачи имущество в полное распоряжение одной из сторон. Такое право несколько ограничено, поскольку объект не может стать собственностью управителя, и без согласия владельца передаваться по аналогичному договору третьей стороне.

      Хотите продать дачу? Для этого нужно составить договор, а что он должен включать — читайте в этой статье.

      Сторона, получившая объект недвижимости в оперативное управление должна использовать его по назначению, имеет право ремонтировать, улучшать (с разрешения собственника). По окончании срока договора, имущество должно быть передано назад со снятием с баланса владельцу в таком же или улучшенном состоянии.

      Субъектами таких правоотношений выступают только лица, ведущие экономическую деятельность, а также органы муниципалитета или государственной власти. В эту категорию можно отнести и индивидуальных предпринимателей, которые будут выступать не как физическое лицо, а как ИП.

      Что такое оперативное управление, смотрите в этом видео:

      Муниципальное имущество имеет особый статус, поскольку принадлежит государству в лице местного образования. Закон не накладывает запрет на передачу его в оперативное управление, но требует специальной процедуры.

      Его распорядителем является глава образования, и только ему принадлежит право передачи имущества и подписания соответствующего договора. Как было указано выше, данные органы также являются субъектами таких правоотношений.

      Перед тем, как передать муниципальное имущество в оперативное управление, должно быть вынесено соответствующее разрешение, и выдан приказ за подписью главы образования. Это будет основанием снятия его с баланса муниципалитета, и соответственной постановки на учет в субъекте хозяйственной деятельности.

      В квартире можно жить по договору социального найма, а что это такое и есть ли в таком договоре преимущества, читайте по ссылке.

      Исходя из этого, особенности такого договора будут следующие:

      • сторонами будут выступать муниципалитет в лице главы, а также юридическое лицо;
      • должна быть проведена оценка передающегося имущества, если нет его кадастровой стоимости.

      Кроме этого к самому договору должна быть приложена заверенная копия приказа о разрешении на передачу имущества в оперативное управление, а также справка, о том, что оно снято с баланса муниципального органа.

      Что входит в оперативное управление компанией, расскажет это видео:

      Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

      • Непрерывность для достижения результатов;
      • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
      • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
      • Лежит в основе долгосрочных планов.

      Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.

      Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

      Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».


      Похожие записи: