Институт государственной регистрации недвижимого имущества

26.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Институт государственной регистрации недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Государственная регистрация недвижимости

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

  • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
  • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Государственная регистрация права собственности является одним из важнейших признаков абсолютного характера и исключительности самого права собственности, поскольку дает возможность собственнику, опираясь на закон, отстранять всех третьих лиц от «хозяйственного господства» над принадлежащим ему имуществом, если на то нет его воли. Государственную регистрацию следует рассматривать как систему охранительных правоотношений, выражающуюся в признании государством прав субъекта гражданских правоотношений на недвижимое имущество. При этом такой способ защиты права собственника на недвижимое имущество, как оспаривание самой государственной регистрации, не может привести к желаемым правовым результатам.

Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

  1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
  2. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

    Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

    Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

    Книги учета документов содержат данные о:

    принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях;
    выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;
    выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

  3. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.

    Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.

    В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в области юстиции.

    Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

  4. Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется Правительством Российской Федерации.

    Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь, прокурор должны возвратить указанные разделы и документы в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

  5. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством Российской Федерации.

    Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов определяются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

  6. Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

    Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.

    Каждый раздел состоит из трех подразделов.

    Институт государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним

    Oтличиe oднo. B EГPП xpaнилиcь cвeдeния o пpaвax coбcтвeннocти, a в EГPН xpaнятcя нe тoлькo cвeдeния o пpaвax coбcтвeннocти, нo и инфopмaция o caмиx oбъeктax нeдвижимocти. B EГPН мoжнo пoлyчить дoкyмeнты, кoтopыe paньшe пpиxoдилocь пoлyчaть в EГPП и ГКН пo oтдeльнocти.

    B ocтaльнoм EГPН cxoж c EГPП. B нeм нyжнo peгиcтpиpoвaть кaждyю cдeлкy c нeдвижимocтью, в бaзe дaнныx тaкжe xpaнятcя cвeдeния o пpaвax coбcтвeннocти, oбpeмeнeнияx, oгpaничeнияx пpaв, apecтax и дpyгиx видax cдeлoк.

    Paнee, дo 2016 гoдa, coбcтвeнникaм выдaвaли кpacивыe cвидeтeльcтвa нa cпeциaльнoм цвeтнoм блaнкe. Oни выпoлняли фyнкции пoдтвepждeния пpaвa coбcтвeннocти нa нeдвижимoe имyщecтвo. B 2016 гoдy cвидeтeльcтвa oтмeнили, a пpaвo coбcтвeннocти cтaли пoдтвepждaть выпиcкoй из EГPП. Пocлe тoгo, кaк EГPП пpeoбpaзoвaли в EГPН, cвидeтeльcтвa yпpaзднили. Иx зaмeнили выпиcки из EГPН — cпpaвки нa oбычнoй бyмaгe, зaвepeнныe yпoлнoмoчeнным coтpyдникoм Pocpeecтpa. B выпиcкe yкaзывaют ocнoвныe xapaктepиcтики нeдвижимocти — нaпpимep, тoчный aдpec и кaдacтpoвый нoмep, нaличиe oбpeмeнeний, фopмy coбcтвeннocти и дaнныe coбcтвeнникoв oбъeктa. Ecли иx нecкoлькo, вcex coбcтвeнникoв yкaзывaют в oднoй выпиcкe, либo выдaют oтдeльнyю выпиcкy c yкaзaниeм дoли, ecли дoкyмeнт нyжeн oднoмy чeлoвeкy.

    Te, ктo нe coвepшaл никaкиx cдeлoк c нeдвижимocтью дo 2016 гoдa, дo cиx пop влaдeют cвидeтeльcтвaми o пpaвe coбcтвeннocти cтapoгo oбpaзцa. Oни yпpaзднeны, нo пpoдoлжaют дeйcтвoвaть. Coглacнo зaкoнoдaтeльcтвy, paнee выдaнныe cвидeтeльcтвa ocтaютcя в cилe, нo дyбликaты и пoвтopныe cвидeтeльcтвa тeпepь выдaвaтьcя нe бyдyт. Ecли вы пoтepяли cвидeтeльcтвo cтapoгo oбpaзцa — нa цвeтнoй бyмaгe — и oбpaтилиcь зa пoдтвepждeниeм пpaвa coбcтвeннocти в Pocpeecтp, вaм выдaдyт oбычнyю выпиcкy.

    EГPН — этo eдиный гocyдapcтвeнный peecтp нeдвижимocти. Teпepь в нeм peгиcтpиpyютcя вce cдeлки c жилыми и нeжилыми oбъeктaми, xpaнитcя пepeчeнь нeдвижимoгo имyщecтвa, a тaкжe eгo xapaктepиcтики. Bнeceниeм измeнeний в EГPН зaнимaeтcя Pocpeecтp — Фeдepaльнaя cлyжбa гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции, кaдacтpa и кapтoгpaфии. B cлyжбe гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции xpaнятcя cвeдeния o бoлee, чeм 150 миллиoнoв oбъeктoв. Coглacнo дeйcтвyющeмy зaкoнoдaтeльcтвy, зa бoльшинcтвo oбpaщeний в Pocpeecтp гpaждaнe дoлжны oплaчивaть гocyдapcтвeннyю пoшлинy. Ee paзмep зaвиcит oт типa зaпpoca и cдeлки, кoтopyю нyжнo oфopмить.

    ✅ 3apeгиcтpиpoвaть пpaвo coбcтвeннocти. Ecли к вaм пepexoдит пpaвo coбcтвeннocти нa нeдвижимoe имyщecтвo, eгo нyжнo зapeгиcтpиpoвaть. Инaчe cдeлкa нe пpoйдeт, a вы мoжeтe пoтepять нeдвижимocть. B EГPН peгиcтpиpyют пepexoд пpaвa coбcтвeннocти пo paзным ocнoвaниям, нaпpимep, пo:

    ▪ дoгoвopy кyпли-пpoдaжи, кoгдa пpoдaвeц пepeдaeт пpaвo coбcтвeннocти пoкyпaтeлю;

    ▪ пpaвy нacлeдoвaния, кoгдa нacлeдник cтaнoвитcя oблaдaтeлeм нeдвижимocти yмepшeгo;

    ▪ дoгoвopy oбмeнa, кoгдa y двyx oбъeктoв пpocтo мeняютcя coбcтвeнники;

    ▪ дapeния, кoгдa дapитeль бeзвoзмeзднo пepeдaeт нeдвижимoe имyщecтвo oдapяeмoмy;

    ▪ cyдeбнoмy peшeнию — нaпpимep, в cлyчae, ecли пpeдыдyщaя cдeлкa былa ocпopeнa, и вaм вoзвpaщaeтcя пpaвo coбcтвeннocти;

    ▪ пo дpyгим ocнoвaниям.

    ✅ 3apeгиcтpиpoвaть apeндy. Oбязaтeльнoй peгиcтpaции в eдинoм peecтpe пoдлeжaт тaкжe cдeлки, пo кoтopым пpoиcxoдит apeндa кoммepчecкoй нeдвижимocти или cъeм жилoй нeдвижимocти. B этoм cлyчae apeндaтopы или cъeмщики пoлyчaют пpaвo пpoживaния или пoльзoвaния apeндyeмым oбъeктaм, a apeндoдaтeль мoжeт плaтить нaлoги нa ocнoвaнии дoгoвopa, зapeгиcтpиpoвaннoгo в EГPН.

    ✅ Пoдтвepдить пpaвo coбcтвeннocти. Coглacнo зaкoнoдaтeльcтвy, cвeдeния, xpaнящиecя в EГPН, являютcя oбщeдocтyпными — иx мoжeт пoлyчить кaждый чeлoвeк. Нaпpимep, кaждый мoжeт пoлyчить выпиcкy из EГPН. Oнa пoдтвepдит вaшe пpaвo coбcтвeннocти. Ceгoдня выпиcкy из EГPН иcпoльзyют в cдeлкax кyпли-пpoдaжи, oфopмлeния ипoтeки и мнoгиx дpyгиx.

    ✅ Нaлoжить, cнять oгpaничeниe пpaвa coбcтвeннocти. Чepeз Pocpeecтp тaкжe мoжнo нaлoжить oгpaничeниe пpaвa coбcтвeннocти, oбpeмeнeниe, apecт нa нeдвижимoe имyщecтвo. B этoм cлyчae в peecтp нeдвижимocти и пpaв нa нee внecyт инфopмaцию o тoм, чтo oбъeкт нaxoдитcя пoд oбpeмeнeниeм, oгpaничeниeм и apecтoм, a нeкoтopыe cдeлки c ним cтaнyт нeвoзмoжными. Cнятиe oгpaничeний, oбpeмeнeний, apecтoв, дpyгиx фopм пpoиcxoдит тoжe чepeз Pocpeecтp, c coглacия лицa, нaлoжившeгo oбpeмeнeниe. Нaпpимep, пpи oфopмлeнии ипoтeки бaнк нaклaдывaeт oбpeмeнeниe, чтoбы coxpaнить пpeдмeт зaлoгa, и cнимaeт eгo, кoгдa вы пoлнocтью oплaчивaeтe дoлг.

    ✅ Пoлyчить cвeдeния o нeдвижимocти. B EГPН xpaнятcя вce cвeдeния o нeдвижимocти. Нaпpимep, oдним зaпpocoм мoжнo yзнaть, ктo являeтcя coбcтвeнникoм квapтиpы, дoмa или yчacткa, кaдacтpoвyю cтoимocть нeдвижимocти, ee кaдacтpoвый нoмep, нaличиe или oтcyтcтвиe paзнooбpaзныx oгpaничeний пpaв coбcтвeннocти.

    ✅ Измeнить инфopмaцию o нeдвижимыx oбъeктax. Ecли в oпиcaнии oбъeктa былa дoпyщeнa oшибкa, мoжнo иcпpaвить ee oбpaщeниeм в Pocpeecтp. Нaпpимep, мoжнo внecти измeнeния в oбщyю плoщaдь, paзмepы yчacткa, eгo pacпoлoжeниe. Для внeceния измeнeний, кaк и для дpyгиx cдeлoк, пoтpeбyютcя вecкиe ocнoвaния — дoкyмeнты.

    ✅ Пocтaвить oбъeкт нa кaдacтpoвый yчeт. C нeдaвниx пop Pocpeecтp тaкжe мoжeт cтaвить oбъeкты нa кaдacтpoвый yчeт, выдaвaть кaдacтpoвый плaн и кaдacтpoвый пacпopт нa нeдвижимoe имyщecтвo. Paньшe этим зaнимaлocь тoлькo БTИ — Бюpo тexничecкoй инвeнтapизaции.

    Mы пepeчиcлили дaлeкo нe вce фyнкции EГPН и Pocpeecтpa. Чтoбы yзнaть пoлный cпиcoк ycлyг, oбpaтитecь в MФЦ или пoceтитe oфициaльный caйт гocyдapcтвeннoй cлyжбы.

    Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И СДЕЛОК С НЕЙ

    • Новая статья на сайте: «Новая программа от Сбербанка «СберПремьер»: особенности и условия», 15.05.2021
    • Новая статья на сайте: «Банковский вклад: что такое, виды, обязанности банка, права вкладчиков», 11.05.2021
    • Новая статья в разделе «Блог», 08.05.2021
    • Вклады в Сбербанке: какие бывают, как выбрать, можно ли открыть через Сбербанк Онлайн
    • За нарушение ПДД на железнодорожном переезде оштрафуют в 5 раз больше с 1 мая 2021 года
    • Страхование карты Сбербанка: стоимость и условия
    • Подборка материала по теме: «Ребёнок и семья», 23.09.2020
    • Подборка материала за сентябрь 2020 года, 01.10.2020
    • Подбор материала по теме: «Судебный пристав-исполнитель», 30.08.2020
    • ТОП-10 популярных материалов из категории «Семейное право», 08.10.2020
    • Подборка материала за октябрь 2020 года, 01.11.2020

    Проведенный нами обзор научной литературы свидетельствует о том, что «система органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним достаточно сложна и сегодня весьма далека до окончательного формирования».1 Прежде всего, это связано с тем, что сегодня преобладает проблема правового регулирования совершения таких сделок, которые раньше не бьши характерны для гражданского оборота России, а в условиях рыночной экономики выдвигаются на первый план — сделки с недвижимостью. Ибо, как отмечалось выше, право собственности делится на правомочия: владения, пользования и распоряжения. От того, что именно будет превалировать в праве собственности, зависит и построение системы органов государственной регистрации. Как показал исторический экскурс, ранее преобладало право владения, то есть господства над вещью. Но в последующее время в связи с экономическими преобразованиями все стремительно меняется. Поэтому совершенно очевидно, что доминирующую роль будет иметь право распоряжения, то есть юридическое закрепление движения вещи в отношении собственников. От этого зависит и право пользования, то есть извлечения полезных свойств вещи. Следовательно, система органов государственной регистрации будет формироваться в соответствии с новыми тенденциями развития института сделок между собственниками. Поэтому, мы полагаем, что в будущем органы государственной регистрации должны максимально быть приближены к движению объектов собственности, поскольку они, являясь юридическими лицами, имеют обособленный правовой статус, и основу их деятельности составляют нормы гражданского и смежных с ним отраслей права1.

    Известно, что государственный аппарат исторически складывался последовательно, имеет свою структуру и наделяется определенными функциями. С появлением органов государственной регистрации прав на объекты недвижимости они вошли в общую систему государственного аппарата, где сложились определенные устойчивые взаимосвязи.

    Изучение правового статуса органов государственной регистрации обусловлено тем, что к ним можно отнести органы и организации, участвующие в процессе создания учреждений юстиции по регистрации прав (например, органы власти субъектов Российской Федерации), а также в процессе подготовки ряда документов, необходимых для функционирования органов регистрации (например, органы технического и кадастрового учета объектов недвижимости) и др. Поэтому опираясь на результаты проведенного нами исследования, мы полагаем, что органы государственной регистрации прав на недвижимость должны иметь самостоятельную структуру с учетом положений главы 2 Закона о регистрации. Наше утверждение основано на том, что согласно ст.9

    Закона о регистрации «учреждение юстиции по регистрации прав -государственный орган (выделено нами — Е.П.), который является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и наименованием своего учреждения».

    Более того, государственная регистрация, как таковая, представляет собой «юридический акт признания и подтверждения государством, то есть Российской Федерацией (вставка наша — Е.П.), возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации».1

    В связи с этим мы разделяем позицию А.Р. Кирсанова, который считает, что «такую деятельность должны осуществлять организации федерального подчинения»,2 то есть учреждениям юстиции по регистрации прав должен быть придан статус федеральных. В этом нам видится тенденция централизации всей деятельности по фиксации права собственности, включая и объекты недвижимости, и сделки с ними.

    Введение.3

    Глава 1. Правовая характеристика института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.17

    § 1. История становления и развития института регистрации в гражданском праве.17

    § 2. Правовое регулирование института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.46

    Глава 2. Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — как средство обеспечения прочности права собственности в гражданском обороте.83

    § 1. Правовые формы взаимодействия органов государственного управления в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.83

    § 2. Основные направления совершенствования законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.128

    4.1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

    На правахрукописи №43/1/3999 от24.12.2004г.

    ПОЛУНЕЕВА Елена Валентиновна

    ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ (ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

    Специальность: 12.00.03

    — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

    АВТОРЕФЕРАТ

    диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

    Москва 2004

    Работа выполнена на кафедре гражданского права Московского университета МВД России

    Научный руководитель: кандидат юридических наук, профессор Еремичев Иван Андреевич

    Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Молчанов Александр Александрович;

    кандидат юридических наук, доцент Зубарьков Владимир Григорьевич

    Ведущая организация: Омская академия МВД России

    Зашита состоится «??..» года В. .., часов на заседании

    диссертационного совета Д 203.019.02 при Московском университете МВД России (117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12).

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

    Автореферат разослан

    ……200^года.

    Ученый секретарь диссертационного совета

    доктор юридических наук К. К. Гасанов

    L ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность темы исследования. Переход крыночным отношениям вызвал кардинальные изменения в отечественном законодательстве. С появлением многообразия форм собственности появилась потребность активного использования современных правовых механизмов по упорядочению имущественного оборота, учету и контролю объектов недвижимости и фиксации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним в целях защиты прав добросовестного приобретателя.

    Вместе с тем становление рыночной экономики в России осложнило проблему обеспечения устойчивости имущественных отношений. Основные начала правового разрешения данной проблемы нашли отражение в положениях Конституции Российской Федерации, закреплены в нормах действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и других федеральных и нормативно-правовых актах.

    Существенное обновление законодательства в России связано с введением в практику новых понятий и институтов, которые рассчитаны на рыночные отношения и нуждаются в определенных ориентирах. В связи с чем и возникает объективная потребность в теоретическом анализе и научном обобщении складывающихся реалий и, прежде всего, тех правовых механизмов, юридических конструкций и конкретных правовых норм, которые характерны для рыночной экономики. Среди них, несомненно, одно из ведущихмест принадлежит институту государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

    В цивилистике отдельным проблемам теории сделок с объектами недвижимости посвящен ряд научных публикаций, в которых частично был исследован правовой механизм регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними. Однако в настоящее время в связи с принятием новых законодательных актов право собственности значительно расширило свой субъектный состав: граждане российской Федерации, иностранные граждане и лила без граж-

    данства, российские и

    шличных

    I БИБЛИОТЕКА I С. Петербург

    Ш1

    организационно-правовыхформ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Соответственно в правовом регулировании сделок появились новации, что и требует пристального теоретического анализа института государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Социально-экономическое значение института государственной регистрации недвижимости и сделок с ним определяется его ролью в системе рыночных отношений, сущностью и особенными юридическими свойствами. С точки зрения гражданского законодательства обладание объектами недвижимого имущества-до-мом, квартирой, дачей, землей, предприятием, имущественным комплексом и т.п., и совершение с ними различного рода сделок во многом детерминирует экономическую свободу и самостоятельность участников имущественного оборота, определяет их законные права и обязанности, то есть юридические пределы свободы своего поведения. Совершая сделки с недвижимостью, участники имущественного оборота реализуют субъективные гражданские права, распоряжаются социально-экономическими благами, принадлежащими им, и приобретают блага, принадлежащие ранее другим. Именно в результате совершения сделок с недвижимостью удовлетворяются те или иные потребности субъектов гражданских правоотношений.

    Актуальность темы исследования объективно предопределена также и тем, что специфика распределения объектов недвижимости требует установления особого правового механизма их учета и контроля, по обеспечению законности сделок с недвижимым имуществом, предупреждению злоупотреблений со стороны участников имущественного оборота. Важная роль в этом отводится всем ветвям органов государственного управления, которые призваны выступать гарантом правового регулирования имущественного оборота в рыночных отношениях.

    Для решения этой задачи необходимы деятельные правовые и организационные механизмы, которые, с одной стороны, способствовали бы развитию инициативы и самостоятельности участии-

    ков имущественного оборота недвижимости, с другой — содержали необходимые меры и способы защиты рынка недвижимости от злоупотреблений и других правонарушений. Результаты проведенных ранее исследований свидетельствуют о том, что в недалеком прошлом только на вторичном рынке жилья ежегодно совершалось около 95% правонарушений в этой сфере, а в Москве свыше 10% сделок с недвижимостью связаны с криминалом1. Важно отметить, что новые экономические отношения в России обусловили исследование не только исторического аспекта становления и развития отечественного института государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, но и международного опыта с целью его применения к российским условиям.

    Введение.3

    Глава 1. Правовая характеристика института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.17

    § 1. История становления и развития института регистрации в гражданском праве.17

    § 2. Правовое регулирование института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.46

    Глава 2. Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — как средство обеспечения прочности права собственности в гражданском обороте.83

    § 1. Правовые формы взаимодействия органов государственного управления в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.83

    § 2. Основные направления совершенствования законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.128

    bp

    Актуальность темы исследования. Переход к рыночным отношениям вызвал кардинальные изменения в отечественном законодательстве. С появлением многообразия форм собственности появилась потребность активного использования современных правовых механизмов по упорядочению имущественного оборота, учету и контролю объектов недвижимости и фиксации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним в целях защиты прав добросовестного приобретателя.

    Вместе с тем становление рыночной экономики в России обострило проблему обеспечения устойчивости имущественных отношений. Основные начала правового разрешения данной проблемы нашли отражение в положениях Конституции Российской Федерации и закреплены в нормах действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

    Практика показывает, что в связи с существенным обновлением системы законодательства в нормы права вводятся новые понятия и институты, которые рассчитаны на рыночные отношения и нуждаются в определенных ориентирах. В связи с этим возникает объективная потребность в теоретическом анализе и научном обобщении складывающихся реалий и прежде всего тех правовых механизмов, юридических конструкций и конкретных правовых норм, которые характерны для рыночной экономики. Среди них, несомненно, одно из ведущих мест принадлежит институту государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

    В цивилистике отдельным проблемам теории сделок с объектами ^ недвижимости посвящен ряд научных публикаций, в которых частично исследуется правовой механизм регистрации объектов недвижимости и сделок с ними. Однако в настоящее время в связи с принятием новых ^ законодательных актов право собственности значительно расширило свой субъектный состав: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица различных организационно-правовых форм, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Соответственно в правовом регулировании сделок появились новации, что и требует пристального теоретического анализа института государственной регистрации права на недвижимое ^ имущество и сделок с ним.

    Социально-экономическое значение института государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней определяется его ролью в системе рыночных отношений, сущностью и особенными юридическими свойствами. С точки зрения гражданского законодательства, обладание объектами недвижимого имущества -домом, квартирой, дачей, землей, предприятием, имущественным комплексом и т.п. — и совершение с ними различного рода сделок во многом детерминирует экономическую свободу и самостоятельность ^ участников имущественного оборота, определяет их законные права и обязанности, то есть юридические пределы свободы их поведения. Совершая сделки с недвижимостью, участники имущественного оборота реализуют субъективные гражданские права, распоряжаются социально-экономическими благами, принадлежащими им, и приобретают блага, принадлежащие ранее другим. Именно в результате совершения сделок с недвижимостью удовлетворяются те или иные потребности субъектов гражданского оборота.

    Актуальность темы исследования объективно предопределена также и тем, что специфика положения объектов недвижимости требует установления особого правового механизма их учета и контроля, ^ обеспечивающего законность сделок с недвижимым имуществом, предупреждение злоупотреблений пользования правом собственности со стороны участников имущественного оборота. Важная роль в этом отводится всем ветвям государственной власти и управления, которые призваны соответствующим образом фиксировать права собственника в отношении конкретного объекта недвижимости, возможные обременения и ограничения в отношении такого имущества и тем самым выступать гарантом правового регулирования социально-экономических связей и ^ устойчивости имущественного оборота в рыночных отношениях.

    В связи с этим в настоящее время остро встал вопрос о создании наиболее оптимальной модели участия государства и других участников гражданского оборота в формировании рынка недвижимости как равноправных партнеров-собственников. Для решения этой задачи необходимы деятельные правовые и организационные механизмы, которые, с одной стороны, способствовали бы развитию инициативы и самостоятельности участников имущественного оборота недвижимости, с другой содержали бы необходимые меры и способы защиты рынка ^ недвижимости от злоупотреблений и правонарушений.

    Результаты проведенных ранее исследований свидетельствуют о том, что в недалеком прошлом только на вторичном рынке жилья ежегодно совершалось около 95% правонарушений в этой сфере, а в Москве свыше 10% сделок с недвижимостью были. связаны с криминалом.1

    Важно отметить и то, что новые экономические отношения в России обусловили проведение анализа не только исторического развития

    Ч»

    1 Маметова Д.О. Экономическая безопасность и риэлторская деятельность. Проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. М., 1999. С.54-55. отечественного института государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, но и международного опыта с целью его применения к российским условиям.

    Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, образованная Указом Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии» (до 30.12.2008 — Федеральная регистрационная служба, а территориальные органы по субъектам РФ — Управление Федеральной регистрационной службы). Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.

    Абзац 2 пункта 1 настоящей статьи определяет общие особенности регистрации протяженных объектов недвижимого имущества и объектов, расположенных в нескольких регистрационных округах (например, автомобильные и железные дороги, предприятия как имущественные комплексы, линии электропередач и др.), которые подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Однако текст статьи делает ссылку на то, что по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа в любом территориальном органе, через который проходит протяженный объект.

    В пункте 2 настоящей статьи законодатель делает акцент на то, что структура регистрирующих органов определяется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.

    Пункт 3 устанавливает перечень юридически значимых действий, относящихся к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    1. Установление регистрирующим органом:

    — права Заявителя на представление документов в целях государственной регистрации;

    — правового статуса объекта недвижимости, права на который подлежат

    — наличия правопритязаний третьих лиц.

    2. Осуществление действий, связанных с государственной регистрацией прав и перехода прав собственности на недвижимое имущество и выдача правоподтверждающих документов.

    3. Выдача информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о зарегистрированных правах в виде выписок из ЕГРП.

    4. Постановка на учет объектов недвижимого имущества не являющихся чьей-либо собственностью (бесхозяйных объектов);

    5. Выдача архивных копий правоустанавливающих документов, поданных на государственную регистрацию.

    Пункт 4 комментируемой статьи особо подчеркивает узкоспециализированную направленность деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Центр кадастра и регистрации «Стар-Сервис» — это надежный партнер в области оформления сделок с недвижимостью, профессиональных юридических консультаций и юридических экспертиз. Наши сотрудники оперативно подготовят полный пакет документов для регистрации недвижимости, заключения договора аренды.
    К сожалению, процесс получения технической документации и заключения договоров в органах государственного учета сопровождается волокитой, потерей огромного количества времени и средств. Клиенты нашей компании получают:

    • Абсолютно прозрачную, профессиональную и быструю помощь при регистрации права собственности на недвижимость, получении выписок и справок;
    • Сжатые сроки решения задач любой сложности, связанных с договорами, изготовление и получение технических планов и паспортов;
    • Надежную юридическую защиту всех правовых интересов;
    • Полное юридическое сопровождение всех договоров и сделок,купле/продаже недвижимости, аренде;
    • Оперативную доставку договоров, выписок и других документов удобным для вас способом.

    Компания «Стар-Сервис» выполнит оформление недвижимости любого типа – земельные участки, промышленные объекты, здания, отдельные помещения, частные дома и квартиры, а также объектов, которые еще не введены в эксплуатацию и находятся на этапе строительства. Согласно букве Закона РФ, все договора должны проходить обязательную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации Росреестра. Мы поможем расторгнуть, изменить, подтвердить или зарегистрировать собственность на различные объекты недвижимости путем правильного оформления документов.
    Типовыми услугами, которые востребованы нашими клиентами являются:

    • Оформление и сопровождение сделок с земельными участками;
    • Правильное сопровождение сделок с использованием залогового имущества;
    • Формирование достаточного пакета документов для регистрации в Управлении Росреестра;
    • Регистрация перехода недвижимости (дарение, договор мены, купля/продажа);
    • Договоры аренды с различными условиями.

    Юридическое сопровождение ваших сделок с недвижимостью заключается в полноценной консультации специалистов по вашему вопросу до заключения договоров, проведение экспертизы документов на проверку их подлинности и правильности оформления, подготовка полного пакета документов для быстрой регистрации с любыми объектами, оперативная подача всех материалов в Управление Росреестра, предоставление результата клиенту.

    Центр регистрации недвижимости «Стар-Сервис» возьмет на себя обязанности по защите интересов своих клиентов. Регистрация права собственности – очень затянутый и запутанный процесс, требующий внимания со стороны оформителя. Более того, регулярные поправки в законодательстве могут привести неподготовленного человека к срыву планов, дополнительным финансовым расходам.
    Обращаясь в узкоспециализированную компанию, вы обезопасите себя от ошибок при оформлении договоров, заявлений и прочих документов, которые могут поставить под удар проведение сделок с недвижимостью.
    Наша команда состоит из опытных юристов, кадастровых инженеров, специалистов в области строительства. Мы защитим все ваши сделки, сделаем процесс оформления права собственности простым, удобным, быстрым. Комплексный подход позволит, сотрудничая с одной компанией, получить помощь при регистрации недвижимого имущества, в кадастровом учете, проведении инвентаризации, правовом анализе документов различного типа.

    Узнай всё про недвижимость
    от 10 минут!

    Онлайн — сервис для получения информации об
    объектах недвижимости из Росреестра

    Выписка из ЕГРН?

    С 1 января 2017 года, на основании закона №218-ФЗ, объединили ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав) и ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости), вместо выписки из ЕГРП, теперь будет выписка из ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости). Если раньше вы заказывали выписку или кадастровый паспорт (кадастровую выписку), то теперь вы получите два документа в одном.

    Что я узнаю из Выписки ЕГРП (ЕГРН)?

    Выписка из ЕГРН (ЕГРП) онлайн в городе Москва поможет узнать кто собственник объекта недвижимости, и их количество. Так же вы узнаете:

    • Ограничения, аресты, обременения;
    • Дату регистрации права собственности;
    • Кадастровая стоимость;
    • Точный адрес;
    • Площадь;
    • Назначение объекта недвижимости;
    • Местоположение;
    • План (если есть).

    Посмотреть образец

    Точно укажите адрес или кадастровый номер объекта недвижимости. Наш сервис в реальном времени покажет все записи в базе Росреестра соответствующие вашему запросу. Внимательно проверьте все данные, укажите почту и телефон, далее перейдите к оплате.

    Оплата заявки осуществляется посредством сервиса WalletOne, любым удобным для вас способом. Обратите внимание, что в зависимости от способа оплаты WalletOne взимает дополнительную комиссию.

    После получения сведений об оплате, специалисты нашего сервиса формируют соответствующий запрос в Россреестр. Время ответа официального сервиса в зависимости от его нагрузки, в среднем составляет от 10 минут до 2 часов.

    Сразу после получения ответа от официальной базы Росреестра на указанный вами адрес электронной почты вам придет файл и смс оповещение на ваш мобильный телефон.

    1

    См.: Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе / под общ. ред. В. В. Витрянского, О. М. Козырь, А. А. Маковской. М., 2004. С. 8. (Далее — Концепция развития законодательства о недвижимости.)

    2

    См.: Петров Д. В. Управление имуществом. Актуальные вопросы арбитражной практики КУГИ Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 72. См. также: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2013 по делу № А56-56244/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.03.2013 по делу № А55-15943/2012.

    3

    См.: Петров Д. В. Указ. соч. С. 70.

    4

    Отдельные исключения из этого предположения (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.06.2013 по делу № А72-3301/2012) его общего характера не колеблют.

    5

    Васьковский Е. В. Учебник гражданского права. М., 2003. С. 75.

    6

    См., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / под ред. Н. Д. Егорова, А. П. Сергеева. М., 2005. С. 305 (автор комментария — А. П. Сергеев).

    7

    Близкая к этому идея, по какой-то причине оставленная без внимания при формулировании основного определения недвижимости в § 293 Австрийского гражданского уложения (далее — АГУ), содержится в его § 297: «К недвижимым вещам относятся те, которые возведены на земле с тем, чтобы они всегда на ней оставались, такие, как дома и другие здания».

    8

    См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2010 по делу № А05-7226/2010, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 № 18АП-243/2012, Постановление Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2010 № А05-959/201.

    9

    См. п. 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2010. № 6; постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 № 12576/11, от 04.09.2012 № 3809/12.

    10

    См., например: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.03.2011 по делу № А32-4447/2010.

    11

    См.: Петров Д. В. Указ. соч. С. 73–74. См. также: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.05.2010 по делу № А17-4938/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2012 по делу № А74-3839/2011, Постановление ФАС Московского округа от 21.08.2012 по делу № А40-132980/11-116-357.

    12

    См., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.03.2013 по делу № А45-12747/2012, Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2013 по делу № А40-146845/10-41-666, Постановление ФАС Поволжского округа от 28.05.2013 по делу № А57-1399/2012.

    13

    Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 30.07.2007. № 31. Ст. 4017.

    14

    Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ // СЗ РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3594.

    15

    Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 9.

    16

    См.: Концепция развития законодательства о недвижимости (с. 7), а также § 95 Германского гражданского уложения (далее — ГГУ), в соответствии с которыми не относятся к недвижимым вещи, географическая привязка которых непостоянна, временна, преходяща (строения на чужой земле — в частности).

    Российское гражданское законодательство в большинстве случаев рассматривает государственную регистрацию как один из элементов фактического состава, лежащего в основании возникновения, изменения или же прекращения субъективных гражданских прав на недвижимое имущество.
    Институт государственной регистрации прав, цель которого — гарантировать существование гласной, исчерпывающей и достоверной информации о субъективных правах на недвижимость, может предусматривать весьма разнообразные способы и средства достижения этой цели. Выбор той или иной их комбинации предопределяет как конкретные гражданско-правовые (материально-правовые) последствия, увязываемые законом с актом государственной регистрации, так и общий эффект, оказываемый рассматриваемым институтом на оборот недвижимости в целом.
    Настоящая работа посвящена рассмотрению предпосылок, главных целей и основных начал, приемов осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество: способам организации информации…

    Валентина Синельникова

    Валентина Синельникова — все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

    В современной российской юридической литературе нет однозначного вывода о том, чем является государственная регистрация: формирующейся отраслью российского права, комплексным правовым институтом, смешанным институтом, институтом административного или гражданского права.
    Изучение общественных отношений, которые регулируются законодательством РФ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, показывает, что они являются двухуровневыми. Их первый уровень составляют отношения между сторонами, желающими заключить сделку. Такие отношения носят гражданско-правовой характер, также они имеют частный характер и регулируются нормами материального права. Второй уровень общественных отношений, регулируемых законодательством о государственной регистрации, образуют отношения между органом госу-дарственной регистрации и заявителем. По мнению Кирсанова А. Р., эти правоотношения имеют публичный, административно-правовой характер. В случае конфликтных ситуаций могут возникнуть еще гражданско-процессуальные отношения, возникающие между судом и заявителем, а при вынесении положительного решения — судом и регистрирующим органом.
    В.Д. Сорокин отмечает, что гражданско-правовые нормы института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним тесно связаны с административно-правовыми. Это проявляется и при оспаривании зарегистрированных прав. А.Л. Ильченко указывает, что использование способов оспаривания зарегистрированного права связано с разрешением споров, вытекающих из административных правоотношений, и до разрешения в суде спора о праве неприменимо. В этом проявляется тесная связь норм гражданско-правовых и административно-процессуальных. Таким образом, мы видим, что взгляд на государственную регистрацию как институт исключительно административно-правовой или преимущественно административно-правовой не совсем верен. Этот институт представляет собой в структуре российского права комплексное образование.
    М.Г. Пискунова полагает, что институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит смешанный характер, поскольку содержит нормы, характерные для разных отраслей права. С.С. Алексеев отмечает, что смешанные институты возникают на стыке отдельных правовых сфер, в точках их соприкосновения проникают элементы, свойственные другой отрасли. В областях функционирования родственных отраслей, то есть отраслей, образующих конгломерат, формирование подобных смешанных институтов логично.
    Существует точка зрения на государственную регистрацию как комплексный правовой институт. Подобное мнение разделяет А.Р. Кирса-нов, он утверждает, что регистрационное право — формирующаяся отрасль российского права. По моему мнению, это утверждение является спорным по следующим причинам. Прежде всего, отсутствует достаточное количество тех источников, чем практика руководствуется в решении юридических дел и на базе которых можно было бы сформировать новую самостоятельную отрасль права. Любая отрасль права тяготеет к тому, чтобы иметь собственный кодифицированный акт. Закон о госрегистрации, как мы убедились выше, не может претендовать на роль акта, регулирующего все без исключения отношения по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Во многом недостаток правового регулирования восполняется за счет подзаконных нормативных актов. Кодифицированный же акт (как, например, ГК РФ в гражданском праве РФ) должен быть направлен на максимальное урегулирование отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Безусловно, отрасль права может существовать и без единого кодифицированного акта, однако при этом обязательно должно быть принято несколько федеральных законов, которые бы подробно регламентировали соответствующие отношения. В рамках регистрационного права мы этого не наблюдаем. Существует ГК РФ и Закон о госрегистрации, в которых закреплены основополагающие нормы о государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом, но они регламентируют эти отношения не в полной мере. Существуют и иные федеральные законы, о которых я упомянула выше и предметом регулирования которых не выступает государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью, однако при этом они имеют отдельные нормы, посвященные регулированию отношений по данной регистрации. Многие технические вопросы урегулированы подзаконными нормативными актами и судебной практикой. Все это свидетельствует о сдержанном внимании законодателя к деятельности регистраторов, что, в конечном счете, не позволяет сделать вывод о возможности появления самостоятельной отрасли регистрационного права. Наконец, в такой отрасли права как административное право существует мнение, которое высказано представителями юридического факультета МГУ им. Ломоносова Алехиным и Кармолицким о том, что не стоит в рамках административного права выделять отдельные отрасли права, а админи-стративно-процессуальное право нуждается в унификации, тем более что рядом ученых-правоведов предлагаются проекты по кодификации административно-процессуального законодательства.

    государственный кадастровый учет, недвижимое имущество, Единый государственный реестр недвижимости, государственная регистрация прав на недвижимое имущество недвижимое имущество, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, Единый государственный реестр недвижимости, государственный кадастровый учет

    • Как издать спецвыпуск?
    • Правила оформления статей
    • Оплата и скидки

    Петров е.ю. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок

    Правовой режим объектов недвижимого имущества основан на необходимости обеспечения особой устойчивости прав на это имущество и установления специального порядка распоряжения им. Как подчеркивал еще А. Егорова «…общественное, общенациональное значение недвижимости, вследствие чего перед правом стоит бесконечно трудная задача сочетания двух противоположных тенденций»[7]. Ученый говорит о двух тенденциях: учете права собственности на недвижимое имущество и публичных (государственных) интересов.

    Указанные тенденции нашли свое законодательное закрепление. Действующее законодательство предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

    Правовой основой становления института и развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество является основной закон – Конституция РФ, провозгласившая, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8); право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35).

    В развитии положений основного закона РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 131) закрепляет обязательность государственной регистрации: Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами [47].

    Наряду с ГК РФ правила о государственной регистрации прав на недвижимое имущество стали неотъемлемой частью ряда кодифицированных законодательных актов: Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ.

    Легальное понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним закреплено законодателем в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона «О государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

    В теории и практике гражданского права неоднократно ставился вопрос о неконституционности положений Гражданского кодека РФ, устанавливающих обязательную государственную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также положений ГК РФ, связывающих государственную регистрацию с действительностью сделки (договора). В последнее время в юридической литературе вновь звучат предложения «полного устранения из закона требования о государственной регистрации сделок с недвижимостью» [42].

    По мнению противников государственной регистрации, п. 1 ст. 165 и п. 3 ст. 433 ГК РФ лишают заинтересованных лиц возможности заключить договор на основе свободного волеизъявления и приобрести права и обязанности по сделке без санкции со стороны органа государственной власти, осуществляющего регистрацию договора, и тем самым необоснованно ограничивают конституционное право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1, Конституции РФ), а в том случае, если договор не зарегистрирован, лишают сторону в договоре права на судебную защиту (ст. 46, ч. 1, Конституции РФ).

    Правовое понятие о государственной регистрации прав на недвижимое имущество дано в основном нормативном акте, регулирующем данные правоотношения — Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)1 (далее — Закон о регистрации). Согласно ст. 2 указанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    Часть вторая данного статьи Закона о регистрации указывает, что государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав).

    Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

    Регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой новую проблему для права нашей страны. Это признается практически всеми исследователями правового регулирования оборота недвижимого имущества. Однако всякий, кто обратится к истории вопроса, не может не признать относительность такой новизны. Более того, многие вопросы, которые сегодня вызывают оживленные дискуссии, были предметом обсуждения много лет назад как среди российских правоведов (Г. Ф. Шершеневич, Л. А. Кассо, В. Б. Ельяшевич, И. А. Покровский и др.), так и среди ученых других стран1.В данном случае мы приводим источники, не обладающие новизной, но сохраняющие свою актуальность в исследовании истории вопроса регистрации прав на недвижимое имущество.

    И эта новизна, и ее относительность являются весьма яркими иллюстрациями того обстоятельства, что регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой объективную необходимость во всякой правовой системе, допускающей оборот недвижимости.

    Исторический взгляд на проблему правового регулирования оборота недвижимого имущества позволяет сделать вывод о том, что именно объективные свойства недвижимых вещей стали причиной формирования особого правового режима недвижимости, ядром которого является то, что мы сегодня называем регистрацией прав на недвижимое имущество.

    Исследователи отмечают, что на ранних этапах развития различных правовых систем не существовало выраженного разделения имущества на движимое и недвижимое, а, следовательно, не было и специального правового режима последнего. В Древнем Риме основным делением вещей было деление на манципируемые и неманципируемые вещи, критерием для которого было применение или неприменение обряда манципации для перехода права на вещь2.

    Очевидно, что даже на весьма ранних этапах развития права одним из элементов правового режима недвижимого, а также особо значимого имущества, было придание публичности актам его отчуждения.

    На территории современной России первоначально для фиксации прав прибегали к использованию символов, мистических ритуалов, обрядов, оказывавших значительное влияние на сознание личности и передававшихся через устные рассказы из поколения в поколение. Постепенно человечество переходит к письменной форме укрепления прав, которая, как отмечает Д.И. Мейер, «появилась, прежде всего, в отношении прав на недвижимость, в частности на земельные участки, как наиболее значимый вид собственности в гражданском обороте того времени»1. Подтверждением этому является появление в конце XV в. писцовых книг, представлявших оценочное описание частных имений, пашен, лесов, лугов, выгонов, вод, угодий и служивших законным удостоверением владения. Однако, как отмечает К.П. Победоносцев, право ими не устанавливалось, так как основывалось на купчих, а затем на крепостях, независимо от писцовых книг.

    Таким образом, проведенный анализ законодательства того периода позволяет сделать вывод, что запись в поместном приказе «вотчины за купцом» с момента принятия Уложения царя Алексея Михайловича (Соборное Уложение 1649 г.) приобрела обязательный характер, так как именно с ней отождествлялось понятие о переходе вещного права.

    Петр I установил иной порядок, получивший название «крепостного», который имел преимущественно фискальные цели. Это также было связано с желанием Петра I пресечь злоупотребления в приказах со стороны подьячих2. Кроме того, в этот же период (в январе 1714 г.) в законодательстве Российской империи появляются термины «недвижимое» и «движимое» имущество (в соответствии с Указом Петра I «О единонаследии»)1. ем самым было введено единое понятие, регулировавшее правовое положение земельных участков и строений в отличие от движимых вещей.

    Наличие полной, фактически правильной (достоверной) и гласной информации о правах на недвижимое имущество является условием стабильности его оборота, а поэтому – и непосредственной целью гражданско-правового регулирования операций с недвижимостью во всех развитых правопорядках истории и современности[46].

    В тех правовых системах, где эта задача была осознана скорее, постепенно стали вырабатываться особые юридико-технические средства, направленные на то, чтобы обеспечить в отношении недвижимостей режим исчерпывающей, достоверной и открытой правовой информации. В силу своей рациональности и эффективности выработанные приемы с теми или иными коррективами воспроизводились в других правопорядках и стали в конце концов восприниматься в качестве именно общих, основных способов обеспечения наиболее полного и правильного «очерка правовых отношений недвижимого имущества».

    А. Изначально эти средства сводились к особо торжественному, «символико-сенситивному»[47] обряду установления права, предполагавшему обязательное присутствие представителей общества, которые в случае необходимости могли бы впоследствии напомнить о том, какое именно право было передано приобретателю (римская mancipatio, старогерманская Sale и др.). При этом народная смекалка подсказывала и оригинальные способы, которые могли бы закрепить сделочный обряд в памяти поколений.

    В случае с Sale среди свидетелей сделки необходимо присутствовали несколько мальчиков, которых драли за уши по наступлении юридической кульминации действа. Значительность собственной роли, сыгранной в совершении акта об установлении права, надолго запечатлевала это событие в их памяти, и даже по прошествии многих лет всегда можно было отыскать одного из тех, кто мог бы авторитетно засвидетельствовать факт проведения обряда[48].

    В других случаях к процессу привлекалось и само государство. Удовлетворяя свой собственный фискально-политический интерес в надзоре за распределением земельных участков, государственная власть попутно помогала и реализации частных потребностей: авторитет содействующего совершению сделки государства с легкостью замещал свидетельства всех прочих очевидцев (римская in iure cessio, германская Auflassung[49]). После заключения сторонами сделки о передаче права на недвижимость соответствующее государственное установление (обычно суд) постановляло особый акт, имеющий своей целью подтвердить, что переход права и в самом деле состоялся. Этим формальным документом как раз и обеспечивалось наилучшее доказательство прав нового собственника недвижимости[50].

    Особый авторитет акта, составленного и утвержденного властью самого государства, приводил к тому, что право на недвижимость признавалось отныне именно таким, каким оно было подтверждено в самом этом акте: незаявленные претензии третьих лиц считались погашенными и уже не могли навредить управомоченному, ведь обратное подрывало бы доверие к публичной власти[51]. Для объяснения этого зачастую прибегали к фикции. Утверждалось, в частности, что участие государства сводится в этих случаях не к тому, чтобы только разрешить или же засвидетельствовать состоявшийся переход права на недвижимость, а будто бы к тому, чтобы первоначально его пожаловать управомоченному: «Право переходило не прямо от отчуждателя к приобретателю, а сначала от отчуждателя к судье, а потом от судьи к приобретателю»[52]. Естественно, что частные лица оспаривать такое пожалование не смели и не могли. Тем не менее возможностью заявить о своих претензиях до окончательного утверждения права они все-таки располагали, ведь публичный характер процесса предполагал, что о нем знают все заинтересованные лица, а если же они своих требований не заявляли, то делали это, скорее всего, именно потому, что не имели в этом соответствующего интереса.

    Наряду, а возможно, еще и до этих способов публичного установления прав на недвижимое имущество[53] стал формироваться и более эффективный подход к их оглашению, принятый впоследствии за основу в большинстве развитых правопорядков. Решение сводилось к тому, что в целях обеспечения полного, достоверного и гласного списка всех прав на недвижимость учреждались специальные («городские», «ипотечные», «вотчинные», «поземельные»[54] и т. п.) книги, реестры, заполнение которых поручалось отдельным государственным органам (судам, городским магистратам и т. п.)[55].

    Книги эти велись таким образом, что в каждой из них сосредоточивались записи обо всех правах на все объекты недвижимости, расположенные на данной территории. Этим достигался вполне определенный практический результат: сведения о правовом положении какого-либо объекта недвижимого имущества могли быть почерпнуты только из той книги, которая специально предназначалась для данной территории.

    Б. Техническая сторона внесения соответствующих записей предполагает возможность их размещения либо в разделе (листе), приуроченном к отдельному объекту недвижимости (реальная система ведения книги), либо же в разделах (листах), посвященных каждому из обладателей прав на недвижимость (персональная система).

    Конкретные комбинации всевозможных приемов обеспечения полноты, формальной правильности (достоверности) и гласности правового положения объектов недвижимости разнятся от государства к государству, и вряд ли могут быть обнаружены два национальных законодательства, в которых эти приемы были бы полностью идентичными.

    Тем не менее общий исторический ход зарождения и последующего целенаправленного развития различных типов организации заполнения поземельных реестров привел к тому, что любая из существующих регистрационных систем в своих принципиальных моментах может быть сведена к одному из трех основных исторически сложившихся типов: германскому, французскому или же англо-колониальному типу, возникшему в праве бывших английских колоний.

    В основании подразделения большинства регистрационных систем на три указанных типа находятся существенные различия в тех материально-правовых последствиях, которые придаются записи субъективного права на недвижимость в поземельную книгу.

    А. Регистрационная система современной Германии имеет своим истоком прусское законодательство XVIII в., в свою очередь черпавшее основные идеи организации поземельных книг из права отдельных торговых городов Германии XII–XIV вв.[90] Свое законченное выражение система ведения поземельных книг получила в отдельных нормах ГГУ, устанавливающих материально-правовые последствия записи прав в книгу, и в положениях специального Закона о порядке ведения поземельных книг от 24 марта 1897 г. (ред. 10.10.2013), регулирующего формальную, организационную сторону устройства регистрационной системы (Положение о поземельной книге, Grundbuchordnung).

    Ключевые черты германского регистрационного порядка (воспринятого также в Австрии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Словакии, Словении, Хорватии, Швейцарии, Эстонии и др.) состоят в следующем.

    1. Ведение поземельных книг организовано на основе реальной системы их заполнения: вносимые в книгу записи размещаются соответственно разделам (листам), приуроченным к каждому из объектов недвижимости, расположенных в данной местности (§ 2, 3 Положения о поземельной книге).

    2. В целях обеспечения полноты сведений о правовом положении недвижимого имущества в германском законодательстве последовательно реализуется начало внесения: § 873 ГГУ устанавливает, что для передачи права собственности на земельный участок (а согласно § 94 ГГУ возведенные на нем сооружения считаются его составной частью), для обременения земельного участка правом, а также для передачи или обременения такого права необходимы соглашение правомочного лица и другой стороны об изменениях в правах и внесение изменений в поземельную книгу.

    С учетом положений § 435 ГГУ, содержащего понятие обременения правом, возникновение, изменение или прекращение упомянутых в Книге 3 ГГУ вещных прав на недвижимое имущество (право собственности, земельные сервитуты, узуфрукт, преимущественное право покупки земельного участка, так называемое вещное обременение земельного участка – возложение на каждого его собственника обязанности натуральных выдач, ипотека, поземельный и рентный долги – как право на получение единовременной или же периодических денежных выплат с каждого собственника земельного участка) подлежат записи в поземельной книге.

    Старшинство прав определяется моментом их записи (§ 879 ГГУ). Таким образом, в германской регистрационной системе используется наиболее действенное из известных средств обеспечения полноты сведений поземельной книги: изменение указанных прав признается лишь постольку, поскольку они внесены в реестр, и только лишь записанное в этом качестве лицо является, за редкими исключениями (например, в случае принудительного отчуждения), управомоченным на какие-либо распоряжения значащейся в реестре недвижимостью (§ 13 Положения о поземельной книге)[91]. Оборот недвижимого имущества осуществляется в рамках реестра.

    Тем не менее сама по себе, в отрыве от материально-правовых оснований возникновения субъективного права, запись его не порождает: германская регистрационная система воспроизводит афоризм о том, что «нельзя быть обладателем права, не будучи записанным в книгу в этом качестве; но, даже будучи записанным, можно и не быть еще таковым, если эта запись состоялась неправильно». Запись является не основанием, а только лишь способом приобретения права на недвижимость. Основанием же этого права являются те или иные юридические факты, которые в соответствии с гражданским законодательством необходимы для возникновения субъективных прав на любое, не только недвижимое, имущество.

    • Алеф-Пресс
    • Вече
    • Высшая Школа Экономики (Государственный Университет)
    • Дашков и К
    • Дело
    • Дело и сервис
    • ЗАО Юстицинформ
    • ИД Алеф-Пресс
    • Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара
    • Инфотропик
    • Инфотропик Медиа
    • ИНФРА-М
    • Инфра-М, Норма
    • Кнорус
    • Кучково поле
    • Лань
    • Ленанд
    • МАГИСТР-ПРЕСС
    • Международные отношения
    • Норма
    • Норматика
    • Омега-Л
    • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
    • Прометей
    • Проспект
    • РАНХиГС
    • Риор
    • Рипол-Классик
    • Статус
    • Уральская государственная юридическая академия
    • Юнити-Дана
    • Юрайт
    • Юридическая Норма
    • Юстицинформ
    • Юстиция

    1 октября — 1 октября 2021 г. Имущественный комплекс предприятия: эффективное управление в условиях изменения законодательства 1 октября — 1 октября 2021 г. Эффективное обслуживание и техническая эксплуатация зданий, сооружений, инфраструктуры 1 ноября — 1 ноября 2021 г. Договор аренды: правовые и практические аспекты

  7. После регистрации на сайте Вы сможете получать электронную рассылку семинаров ЦНТИ Прогресс, упростить регистрацию на семинар, откладывать понравившиеся семинары для сравнения.

    Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:

  • договоры, содержащие условия сделок;
  • судебные решения;
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
  • документы, удостоверяющие полномочия сторон;
  • платежное поручение на оплату госпошлины.

Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.

Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.

ФЗ номер 218 с последними изменениями на этот год устанавливает порядок приказного порядка регистрации сделок, добровольного порядка, разделение собрания участков и др. Для того чтобы сделка могла соответствовать НПА и являться законной, нужно указать все сведения, содержащиеся в ФЗ в заявлении на регистрацию.

Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости. Данный закон с ми представлен в системе консультант.

Он содержит в себе основные сведения, касающиеся перечня имущества, подлежащего закреплению в реестре, порядок производства регистрационных действий, а также порядок ведения самого реестра.

Положения последней действующей редакции данного законодательства устанавливают, что все необходимые действия граждане могут совершать не только в регистрационных центрах и отделениях, но и путем обращения в многофункциональные центры по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Этот документ не распространяется на правила регистрации особых объектов недвижимого имущества, например:

  1. Недра.
  2. Воздушные суда.
  3. Объекты внутреннего плаванья и др.

Порядок регистрации вышеуказанных объектов регламентируется иными правовыми актами.

Эта статья 218-го ФЗ является очень важной, так как именно она закрепляет основания для проведения регистрационного учета. В росреестре для госрегистрации и кадастра предусмотрена такая аббривеатура, как ЕГРН – единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Таковыми основаниями являются:

  1. Свидетельства о вступлении в наследство.
  2. Решения органов судебной власти.
  3. Решения органов государственной власти и ОМС.
  4. Межевые и технические планы и др.

Новеллой с 2035 года станет то, что теперь публичные кадастровые карты основаниями для регистрации считаться не будут.

В данной статье рассматривается круг субъектов, которые имею право на осуществление действий, описанных выше. Это, например, собственники, наследники, кадастровые инженеры, должностные лица органов государственной власти и др.

Это очень важная статья, закрепляющая форму документальных актов, на основании которых и происходит учет: кадастровые и земельные акты, акты подтверждающие наличие права собственности, акты о наличии имущества и др. С января текущего года были внесены изменения, согласно которым допускается подача данных актов в форме электронных носителей, например, на диске. Ранее же допускался исключительно бумажный документальный носитель.

Здесь предъявляются требования непосредственно к межевому плану. При оформлении объектов при вступлении в право собственности нужно предоставить межевую документацию.

Там обязательно должно быть указано:

  1. Данные о земле.
  2. Новые сведения для реестра.
  3. Проект регистрации права.
  4. Данные о плане расположения земли.

Межевая документация включает в себя не только текстовой фрагмент так и зарисовку, выполняемую специально уполномоченными лицами – кадастровыми инженерами, которые имеют на то соответствующую лицензию.


Похожие записи: