Инвестиционный договор строительство школы

26.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвестиционный договор строительство школы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Выступаю ли я в качестве инвестора, заказчика или исполнителя, планируя строительство недвижимости, при заключении договора о строительстве недвижимости мне важно убедиться, что моя деятельность оправдана не только экономически, но и юридически. Иными словами, пусть понятия и не существует, но законодательные акты, которыми я мог бы обосновать свою деятельность, обнаружить не так-то трудно.

Соглашение о долевом строительстве недвижимости, в отличие от инвестиционного соглашения, не тождественно соглашению о совместной деятельности. Хотя бы потому, что граждане, заключившие его с организацией, не могут рассчитывать как на часть прибыли (не имеют коммерческой заинтересованности), так и на участие в управлении общими делами предприятия.

Стороны у долевого участия всего две: застройщик и дольщики. А соглашение об инвестировании в строительство недвижимости может включать:

  • инвесторов;
  • заказчиков;
  • подрядчиков;
  • пользователей объектов капиталовложений.

Согласно уже упомянутому ФЗ № 39, существенные положения (пункты, без которых соглашение о строительстве недвижимости не может быть признано заключенным) таковы:

  1. Обязательство о передаче некоторой доли площади помещений пользователю объектов капиталовложений и срок этого обязательства.
  2. Доля упомянутой площади.
  3. Обязательство сторон заключить дополнительное соглашение, где будут описаны жилые и нежилые помещения недвижимости и их площадь, на которую может рассчитывать пользователь.
  4. Обязанность арендатора не распоряжаться упомянутыми помещениями объекта до их государственной регистрации.
  5. Право арендатора распоряжаться ими только после регистрации договора в пункте 3.

Не имеет значения, жилые или же нежилые помещения – объект соглашения строительства недвижимости.

  • Инвестор — физическое и юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший обязательство вложить инвестиции в объект инвестиционной деятельности;

  • Получатель инвестиций — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, испрашивающий инвестиции.

Договор финансирования (инвестирования)

  • права и обязанности Сторон Договора;

  • ответственность Сторон за ненадлежащее исполнения принятых обязательств;

  • порядок разрешения споров;

  • порядок расторжения Договора;

  • иные условия, вытекающие из существа правоотношений и обычаев делового оборота.

  • Гражданским кодексом РФ;

  • Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

  • иными нормативно-правовыми актами, связанными и регулирующими данные правоотношения.

Имеются существенные условия, на основании которых происходит установление особых требований к соглашению, к данным условиям будут относиться:

  • Предмет, при котором происходит основание по согласованию обязанностей сторон, в которые входит указание параметров объекта. Разберем пример, при строительстве объекта, необходимо указать местонахождение земельного участка, расположение самого объекта, его целевое назначение и других составляющих;
  • Стоимости, есть несколько методов, благодаря ним можно осуществлять указание стоимости договора. Одним из них является указание фиксированной суммы, она не меняется на протяжении всего срока реализации проекта. Другим из них является, приблизительная прибыль, при этом методе происходит осуществление итоговой оплаты, она будет зависеть от размера прибыли;
  • Сроки. В данном случае происходит установка особых дат, при этом необходимо провести анализ составляющих проекта.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном аукционе 44 ФЗ 2021 г.Скачать образец заполнения формы КС-3 2021 г.Что такое справка КС-3 Унифицированная форма под номером 0322001 по ОКУД «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» — это неотъемлемая часть документации по приемке организацией-заказчиком выполненных подрядчиком строительно-монтажных и ремонтных работ. На основании справки производятся итоговые взаиморасчеты между заказчиком и исполнителем. Форма утверждена и регламентируется Постановлением Госкомстата России № 100 от 11.11.1999.Запрос в ТПП на получение сертификата о подтверждении форс-мажора: образцы заявлений и запросов на получение сертификатов 2021 г.Образец заполнения первой части заявки на аукцион по 44 ФЗ 2021 г.

Первая часть заявки по 44 ФЗ должна содержать в себе согласие на поставку товара/выполнение работ/оказание услуг. В случае если аукцион проходит на поставку товара, заявка должна содержать конкретные его показатели, страну происхождения или наименование производителя, товарный знак.

Специальный инвестиционный контракт 2021 г.

Отдельного закона для договора долевого инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома нет. На данный тип договора распространяется действие законов № 1488-1 РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» и положения части 1 и 2 Гражданского кодекса РФ. В ряде случаев возможно применение норм № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…».

  • Не регистрируется в Госреестре, поскольку не является сделкой с недвижимостью, а лишь регулирует оформление и передачу прав собственности.
  • Оформление права на собственность выполняется на основании договора и акта приема-передачи недвижимости.
  • Для оплаты могут быть использованы не только деньги, но и ценные бумаги или имущественные права.
  • Инвестор может стать собственником приобретаемого жилья в целом или некой доли. Иными словами, одна квартира может принадлежать нескольким инвесторам.
  • Один инвестор может стать собственником сразу нескольких квартир.
  • Ответственность застройщика (например, за срыв сроков или некачественное строительство) не определяется законодательством, а регулируется собственно договором.

Форма договора инвестирования не утверждена законодательно. Единственное требование: его положения не должны противоречить законам, регулирующим данный тип договора. Поскольку отдельного закона не существует,

механизмы защиты интересов инвестора прописываются в самом договоре. Поэтому его нужно читать особенно внимательно.

В правильно составленном договоре должны быть указаны:

  • стороны (между кем заключается договор), включая правообладателей;
  • подробные параметры приобретаемого жилья;
  • конкретные сроки сдачи дома;
  • алгоритм действий в случае, если жилье не соответствует заявленным параметрам, и предлагаемые компенсации;
  • порядок передачи жилья в собственность инвестора;
  • стоимость сделки и порядок выплат;
  • порядок перерасчета выплат;
  • контроль инвестора за строительством (доступ к смете и отчетам);
  • ответственность сторон: размер денежного возмещения за срыв сроков строительства, возможность возврата вкладов в случае решения инвестора разорвать договор и иные компенсации и штрафы;
  • условия изменения и расторжения договора.

Жилищный кодекс РФ лишь декларирует возможность одностороннего расторжения договора. Конкретные положения устанавливаются самими договаривающимися сторонами. Поэтому нужно уделить особое внимание тому, какой порядок расторжения предлагается в договоре и каковы возможности возврата вложенных денег.

Как взыскать неустойку

Возможности и порядок взыскания неустойки также прописываются в самом договоре инвестирования. В ряде случаев можно добиться применения Закона «О защите прав потребителей» и № 214-ФЗ.

возможно, если доказать, что инвестор приобрел квартиру исключительно для проживания (своего или правообладателя). То есть пользование жильем не связано с получением дохода.

Цели приобретения жилья должны быть четко прописаны в договоре: только для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. В противном случае договор трактуется в соответствии с законами об инвестиционной деятельности.

Договор долевого инвестирования: как защитить свои интересы и вернуть деньги

возможно, если доказать, что конкретный договор инвестирования фактически является договором ДДУ. Для этого необходимо установить, что в документе соблюдены существенные условия договора ДДУ, а раз соблюдены, значит, это долевое строительство и должны быть применены нормы соответствующего закона.

Помощь юриста

Форма строительства многоквартирных жилых домов по договору инвестирования имеет неоднозначное правовое положение и довольно слабую законодательную базу. Защита интересов дольщика зависит большей частью от инициативы и знаний самого дольщика. Поэтому при заключении и расторжении подобных договоров настоятельно рекомендуем воспользоваться помощью опытного юриста.

Решение о строительстве детского сада или о его отсутствии принимается ещё на этапе проектирования. Здесь девелопер определяет потребности своего ЖК в объектах социальной инфраструктуры.

Как отмечают эксперты, на данный момент, вопрос об обязанности застройщика возводить социальные объекты, с правовых позиций, не урегулирован. Сам факт строительства жилья не влечет за собой обязательств строить школы, детские сады и поликлиники, особенно, если земля находится в частной собственности девелопера.

Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»:

«Когда строительство идёт на государственных или муниципальных участках, между властями и девелопером заключается договор о развитии застроенных территорий. Одним из его пунктов предусматривается финансирование строительства или реконструкция объектов инженерной, социальной или коммунально-бытовой инфраструктуры

Вторым возможным вариантом является возложение на девелопера социальной нагрузки – предоставление участка застройщику для комплексного освоения в целях жилищного строительства. В рамках комплексного освоения договор застройщика с властями также предусматривает не только жилищное, но и «иное» строительство.

Кроме того, есть схема, которая реализуется с помощью заключения инвестиционного контракта. Прямо в нем не указывается, что застройщик должен самостоятельно возводить «социалку», но он обязуется профинансировать такое строительство.

Таким образом, формальных оснований для того, чтобы обязать застройщика возводить детские сады, школы и другие объекты у властей нет. Но на практике они возникают: чиновники могут создавать бюрократические «препоны» в получении и утверждении разрешительной документации, а испортить отношения с властями – значит лишить себя новых контрактов в будущем.»

По словам экспертов, ДДУ не предусматривает направление денежных средств, полученных от дольщиков, на строительство детских садов и школ. Деньги на возведения подобных объектов находятся в государственных или муниципальных бюджетах, следовательно, обязать застройщика к постройке может только договор с органами власти.

Алексей Зубик, коммерческий директор компании BSA:

«Если застройщик не связан никакими обязательствами с дольщиками или властями относительно постройки социальной инфраструктуры, то он имеет право отказаться от ее постройки. Не существует единых норм для строительства социальных объектов рядом с ЖК, это зависит от индивидуальных требований к проекту и территории».

Рекламные буклеты не гарантируют строительство социальной инфраструктуры. Главный документ, который обязывает застройщика возвести «социалку» – проектная декларация, опубликованная на официальном сайте ЖК. В ней перечислены все социальные объекты, их количество, площадь и сроки строительства. Кроме того, обязательство застройщика возвести социальную инфраструктуру может быть прописано отдельно в договоре долевого участия.

Андрей Колочинский, управляющий партнер ГК «ВекторСтройФинанс»:

«Застройщик имеет право расходовать средства на строительство социальной инфраструктуры только при условии последующей передачи объектов в общую собственность жильцов, на баланс муниципалитета или федерального субъекта. Таким образом, гарантией строительства таких объектов, как школа, детский сад, досуговый центр и другая инфраструктура, может являться только наличие этих объектов в проектной декларации».

С 1 января 2017 года 214-й федеральный закон дополняется новой статьей 18.1, которая позволяет застройщику использовать денежные средства дольщиков для возмещения затрат, понесенных на строительство объектов социальной инфраструктуры. Эта возможность обременена условием передачи объекта после введения в эксплуатацию в общую долевую собственность дольщиков или безвозмездной передачи государству.

Однако специалисты не уверены в эффективности такой меры для решения проблем с нехваткой образовательных учрждений в Петербурге и Ленинградской области.

Михаил Куцый, генеральный директор ОАО «Стройпроект»:

«Это дополнение проблему потенциально решает. Но сложные формулировки и неоднозначность описанных процедур вызывают сомнения в эффективности применения статьи. Эти изменения никак не повлияли на фактический источник финансирования объектов – дольщиков. Но принесет ли правоприменение этой статьи какие-либо облегчения для застройщика в работе с этими объектами пока остается загадкой.

Договор инвестирования в строительство

Артемий Маринин, вице-президент компании «Лидер Инвест»:

«Старые инвестиционные контракты предусматривали обязательную передачу городу объектов социальной инфраструктуры. Сейчас, когда инвесторы строят на принадлежащих им участкам, они не обязаны передавать эти помещения городу и могут продать или сдать нежилые площади коммерческим учреждениями. Однако получается это не всегда – спрос на такие помещения невысок, и нередко инвесторы предпочитают сдавать их городу, тем самым избавляясь от неликвидных площадей, которые надо отапливать и обслуживать».

Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»:

«Если же застройщик ведет строительство объектов инфраструктуры на собственные средства, то он может изменить их назначение, ведь, по сути, речь идет о его собственности. Нередко таким образом «социальные» детские сады превращаются в коммерческие. Однако нужно понимать, что такие «трюки» сильно вредят репутации девелопера, поэтому они относительно редки на рынке».

Согласно статистике, с учетом уже имеющейся поблизости инфраструктуры, цены на жилье, расположенное вблизи элитных школ, обычно на 5-10% выше. При этом эксперты отмечают, что достоверно неизвестно, связано ли это с желанием покупателей обучать детей в этих школах, или просто более высоким статусом самого района, где такие школы расположены.

Алексей Зубик, коммерческий директор компании BSA:

«Наличие развитой инфраструктуры рядом с новостройкой существенно влияет на стоимость жилья. Стоимость квартир рядом со школой или детским садом выше на 2%».

Руслан Соешев, владелец компании MegaAgent:

«Вопрос относительно скидок за неиспользованные места интересен. На мой взгляд, скидку можно просить всегда. Вопрос в другом: кто и как умеет торговаться. Я знаю случаи, когда при покупке трёхкомнатной квартиры покупателю шла в подарок «однушка» или место в паркинге. Такие примеры становятся если не нормой, то регулярной практикой, так как сейчас рынок принадлежит покупателю».

Андрей Колочинский, управляющий партнер ГК «ВекторСтройФинанс»:

«Застройщик предлагает на рынке определенный комплексный продукт, который включает не только квартиру, но и общественные пространства (подъезды, чердаки, подвалы, лестничные площадки), землю под зданием, инженерное оборудование, элементы благоустройства, а также социальные объекты. Помимо квартиры, всё это передается в общую долевую собственность жильцов. В цене договора уже вложены расходы на возведение данных элементов, которые покупатель либо соглашается оплачивать, либо ищет другой подходящий себе жилой комплекс без инфраструктуры. Просить застройщика исключить стоимость «социалки» из ДДУ – все равно, что просить продавца арбуза предварительно удалить косточки из плода».

Правительство позволяет определенному поставщику выступать единственным по СПИК при соблюдении следующих условий:

  • СПИК заключен РФ (субъектом или муниципальным образованием);
  • объем инвестиций по СПИК (в создание, модернизацию, освоение продукции) превышает 3 млрд руб.;
  • в качестве производителя выступает российское юридическое лицо;
  • страной происхождения такой продукции является РФ;
  • наличие в СПИК отлагательных условий (поставки по СПИК не должны превышать 30 % от всего производимого количества данного товара, ответственность за нарушения данного требования в размере 50 % стоимости такого превышения, обязанность производителя формировать отчет в единой информационной системе об объеме поставок).

Требования к ИК поставщика-инвестора предусмотрены ст. 111.4 44-ФЗ:

  • возложение на поставщика-инвестора обязанности по созданию, модернизации и (или) освоению производства определенного товара в РФ;
  • срок действия договора не более 10 лет;
  • минимальный объем инвестиций в создание, модернизацию, освоение производства не менее 1 млрд руб.;
  • страной происхождения товара, являющегося предметом заказа, должна являться РФ.

Обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту проверяется органом исполнительной власти на основе изучения отчетов производителя; впоследствии выдаются заключения о выполнении или невыполнении инвестором обязательств, о достижении (полном, частичном) целей ИК.

Инвестиционный контракт в строительстве, фармацевтической, лесной, медицинской и иных отраслях можно создать на основе типовой формы ИК.

Относительно новым инструментом взаимодействия государства и частного бизнеса является специальный инвестиционный контракт (СПИК). Заключение СПИК носит разрешительный характер и урегулировано в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» и в ФЗ от 31.12.

Все заключенные СПИК включают в специальный реестр — базу данных, содержащую наиболее полную информацию об актуальном статусе контракта. Инвесторы отчитываются о соответствии реализации проекта планам-графикам и подтверждают обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту.

СПИК — это договор, по которому частная сторона в определенный срок обязана создать на территории России (в том числе на континентальном шельфе, в особой экономической зоне) новое производство промышленной продукции либо модернизировать действующее производство, либо освоить производство такой продукции, которая еще не имеет аналогов в России, а публичная сторона гарантирует стабильность налоговых и других условий в отношении целевой продукции и предоставляет частной стороне другие специальные меры стимулирования и государственной поддержки.

Внедрение и разработка современных технологий позволяет осуществлять производство инновационной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. Перечень технологий, в которых заинтересовано государство, формируется и актуализируется Правительством РФ.

Таким образом, выделяются сразу четыре отличительные черты СПИК:

  1. Специальный предмет контракта.
  2. Особый порядок заключения контракта.
  3. Одной стороной в контракте всегда является Российская Федерация (субъект Российской Федерации, муниципальное образование), второй стороной — частная компания.
  4. Инвестор в результате инвестиционной деятельности получает определенные преференции и поддержку со стороны государства (меры стимулирования). Такая конструкция позволяет модернизировать промышленность благодаря предоставлению льгот заинтересованным инвесторам, создавать рабочие места, повышать инвестиционную привлекательность конкретных отраслей промышленности.

На первом этапе инвестор оформляет пакет документов, в который входят:

  • заявление по установленной форме;
  • проект СПИК, пример: специальный инвестиционный контракт между муниципальным образованием и частным инвестором;
  • бизнес-план и финансовая модель проекта с указанием результативной цели инвестирования, основой проекта. В нем описываются доходная и расходная части, конечный результат, запланированные страховые взносы, налоги, сборы, пошлины;
  • подтверждение легальности происхождения вложений, подтверждение их размера;
  • информация о планируемой конечной продукции: планы-графики финансирования и реализации проекта.

Пакет документов предоставляется на рассмотрение в Минпромторг (либо исполнительный орган власти субъекта), затем вместе с предварительным заключением специальный инвестиционный контракт Минпромторг передает в Межведомственную комиссию (МВК).

Комиссия проводит анализ внесенного на рассмотрение проекта и принимает положительное либо отрицательное решение о возможности подписания договора. Срок рассмотрения проекта комиссией — 30 рабочих дней.

Срок рассмотрения замечаний комиссии инвестором — 10 рабочих дней.

Порядок расторжения СПИК закреплен в соответствующем разделе. Расторжение по инициативе инвестора подразумевает, что в случае невыполнения своих обязательств его привлекают к материальной ответственности. Инвестор обязан возместить ущерб, нанесенный государству (субъекту).

Инвестиционный контракт (ИК) заключатся между непосредственно инвесторами и прочими субъектами инвестиционной деятельности, которые производятся в форме капитальных вложений, в соответствии с положениями ГК РФ (ст.

6 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 25.02.1999). Такой контракт заключает предприятие при ведении определенной деятельности.

При его заключении инвестор передает объекты имущественного характера либо денежные средства в собственность, оперативное управление другому лицу — пользователю.

Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется инвестиционный контракт в строительстве, по условиям которого вкладчик инвестирует денежные средства в строящийся объект с целью получения готовой недвижимости по результатам завершения строительства.

В качестве мер по реализации государственной инвестиционной деятельности было принято ПП РФ № 708 от 16.07.2015, согласно которому появилось такое понятие, как специальный инвестиционный контракт.

В соответствии со СПИК, инвесторы могут напрямую участвовать в развитии и модернизации различных производственных отраслей, а государство оказывает им материальную помощь, предлагая возможные средства и методики для развития конкретного бизнеса.

Орган исполнительной власти, с которым инвестор заключает специальный инвестиционный контракт, — Минпромторг.

Законодательное регулирование СПИК осуществляется посредством применения норм 488-ФЗ от 31.12.2014.

Согласно ст. 16 488-ФЗ, СПИК заключается между инвесторами (физическими и юридическими лицами) и РФ, в том числе ее субъектами и муниципальными образованиями. Главное условие такого договора состоит в том, что инвестор обязуется модернизировать и развивать производство исключительно в территориальных пределах РФ.

Регламент заключения специальных инвестиционных контрактов указан в 488-ФЗ. Сведения, которые необходимо внести в СПИК, закреплены ст. 16 488-ФЗ.

Договор может заключаться только между государством (субъектом или муниципальным образованием) и вкладчиком. При заключении СПИК он обязан предоставить подтвердительную документацию о том, что объем вложенных в проект инвестиций составляет не менее 750 миллионов рублей.

Подавая заявку, заявитель в качестве приложения к ней должен подготовить следующий пакет документов:

  • копии, иллюстрирующие фактический объем вложений в проект (нотариально заверенные);
  • расчетный перечень мероприятий по стимулированию планируемых к использованию в ходе реализации ИК;
  • перечень обязательств инвестора, которые необходимо исполнить в течение срока действия СПИК;
  • сведения о технических и технологических характеристиках планируемой к созданию продукции;
  • ежегодная финотчетность предприятия;
  • документы, указывающие на приобретение, аренду земли на длительный срок;
  • разрешение на строительство, модернизацию зданий и сооружений;
  • детальный план разработки.

Объем инвестиций по СПИК должен превышать 3 миллиарда рублей. Инвестором может выступать только налоговый резидент РФ. Страна-изготовитель производимой продукции также должна быть РФ.

В СПИК должны быть включены отлагательные условия, согласно которым поставка по договору не может превышать 30 % от общего произведенного количества продукции. За нарушение данного условия предполагается ответственность в размере 50 % от величины такого превышения.

Производитель обязан публиковать отчет об объеме поставок в ЕИС.

Обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту проверяют уполномоченные органы исполнительной власти путем изучения опубликованных поставщиком-инвестором отчетов.

После проведения проверки орган готовит заключение о выполнении (невыполнении) вкладчиком указанных в СПИК обязательств и об эффективности и результативности реализации целей договора.

СПИК — это долговременный договор, который заключается на длительный срок (до 10 лет). Минимальный срок действия контракта — 5 лет.

Почти всегда на начальный стадиях становления бизнес предпринимателю необходимы дополнительные денежные средства на его развитие. Но банковские кредитные ставки зачастую остаются неподъёмными.

Что в таком случае делать? Одним из способов дополнительного финансирования является поиск инвестора и заключение с ним инвестиционного договора на предоставление денежных средств на развитие бизнеса с условием их возврата в согласованный срок.

Почему у инвестора нет и не может быть права собственности на строящийся объект

Инвестиционный контракт — это соглашение, которое заключается с инвесторами в рамках действующего законодательства. 44-ФЗ позволяет заключить специальный инвестиционный контракт, который направлен на модернизацию или создание промышленности. Разберемся с его особенностями.

Особенности инвестиционного договора

Образец инвестиционного контракта подписывается между инвестором и заказчиком.

Заказчиком выступает тот, кто непосредственно ведет проект, в который инвестировала другая сторона соглашения — вкладчик. Инвестиционный контракт в строительстве, например, может еще иметь в качестве стороны соглашения подрядчика (его основная задача — решение организационных вопросов, к примеру, поиск заказчика и поставщика с целью реализации очередного проекта).

Существует и такое понятие, как специальный инвестиционный контракт (СПИК), который заключается по нормам 44-ФЗ. Это соглашение содержит обязанности инвестора создать, модернизировать либо освоить производство промышленной продукции на территории России. А вторая сторона (РФ либо субъект РФ) обязуется стимулировать деятельность в сфере промышленности в соответствии с нормативными правовыми актами. Таким образом, подобный инструмент создан с целью модернизации промышленности путем предоставления льгот и преференций вкладчикам. Специальный инвестиционный контракт Минпромторг заключает от имени Российской Федерации.

К существенным условиям относятся:

  1. Предмет. С целью согласования стороны должны указать характеристики объекта. К примеру, если речь идет о строящемся объекте: местонахождение земельного участка, расположение объекта, целевое назначение, наличие балконов, гаражей, подвалов, мансард, общая площадь объекта.
  2. Стоимость. Существуют несколько возможных способов указать стоимость договора. Первый — указать фиксированную сумму, которая остается неизменной на весь период реализации проекта. Второй — приблизительную прибыль, то есть конечные выплаты будут зависеть от полученной прибыли.
  3. Сроки. Такое условие определяется в виде конкретных дат (важно использовать принцип разумности срока, то есть необходимо объективно оценивать возможности и особенности того или иного проекта).

Реализация инвестиционных контрактов со стороны заказчика включает в себя, к примеру, предоставление отчетов о реализации проекта, участка или офиса, привлечение необходимых лиц, а со стороны вкладчика — передачу денежных средств, принятие объекта после его сдачи, а также выплату вознаграждения заказчику.

Законодательством предусматривается обязанность публикации инвесторами отчетов по исполнению СПИК в Единой информационной системе и на официальном сайте компании (при необходимости). На основании этой отчетности контролирующие инстанции проверяют обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту. После анализа отчетности уполномоченные органы федерального или муниципального уровня формируют заключение о выполнении или невыполнении поставщиками своих обязательств.

Заключение договорных обязательств производится поэтапно.

Шаг 1. Вкладчик готовит требуемую документацию. В составе пакета документов необходимо предоставить:

  1. Бизнес-план проекта, в котором четко устанавливаются финансовая и результативная цели инвестирования. Бизнес-план является основой проекта. В нем должны быть прописаны не только доходы, расходы и конечный результат, но также планируемые страховые взносы, налоговые пошлины, таможенные сборы, количество создаваемых рабочих мест и иные важнейшие характеристики.
  2. Регистры, подтверждающие наличие свободного капитала, который и будет использован в инвестиционных целях.
  3. Информацию о планируемой конечной продукции.

Шаг 2. После сбора документов проводится процедура подписания проекта. СПИК заключается с государством в лице Министерств промышленности и торговли или сельского хозяйства или субъекта РФ. СПИК заключается, если после анализа подготовленных справок и бланков государственные инстанции примут положительное решение о возможности подписания договора. На изучение документации и принятие решения отводится до 30 рабочих дней.

С 2018 года действуют новые правила расторжения СПИК. Последствия расторжения контрактных условий по инициативе вкладчика прописываются в условиях соглашения в момент его заключения. Теперь вкладчики несут материальную ответственность в случае невыполнения своих обязательств. Эта мера государственной политики принята с целью стимулирования поставщиков-инвесторов на выполнение своих контрактных обязательств в полной мере. При расторжении договора вкладчики обязаны возместить ущерб государству.

Срок действия СПИК составляет от 4,5 месяцев до 10 лет. Он варьируется в зависимости от целей и задач специального проекта инвестирования.

В самом договоре в обязательном порядке прописываются:

  • специфика, характерные особенности и объемы продукции, производство которых модернизируется или осваивается;
  • комплекс мер, направленных на создание, освоение или модернизацию товаров;
  • объем направляемых инвестиций;
  • размер страховых, налоговых и таможенных отчислений;
  • список обязанностей привлекаемых к исполнению проекта лиц в целях совместной реализации произведенных товаров, а также перечень стимулирующих мероприятий для привлечения третьих лиц.

Сумма вносимых инвестиций — это не фиксированная величина. Причем в некоторых регионах устанавливаются различные инвестиционные лимиты. К примеру, СПИК, который заключается на государственном уровне, должен привлечь средства в размере 750 000 000 рублей. В Московской области предельная величина вложений составляет 1 миллиард, в Пермском крае можно инвестировать до 300 миллионов рублей.

Льгота предоставляется на основании акта Правительства РФ, если соблюдаются следующие условия:

  • заключается РФ (субъектом РФ либо муниципалитетом);
  • производство продукции будет осуществляться российской организацией;
  • страна происхождения продукции — Российская Федерация.

В соглашении необходимо указать отлагательные условия, которые касаются возможности инвестора заключать договоры на поставку продукции в качестве единственного поставщика, а также предельное количество поставляемой продукции и ответственность за его превышение.

Необходимо обратить внимание, что указанный критерий вступает в силу с момента издания Правительством РФ акта о назначении единственным поставщиком инвестора.

Формат специальных инвестконтрактов становится популярным среди инвесторов из различных промышленных и производственных отраслей. В России существуют 10 действующих СПИК.

Государственный проект такой модели инвестиций привлекает все больше частных ресурсов в промышленную и производственную национальные сферы.

Законодательная и исполнительная базы, регулирующие СПИК, постоянно совершенствуются. В настоящий момент готовятся нормативы, действие которых направлено на расширение списка потенциальных инвесторов, на рассмотрение нового порядка изучения предложений по инвестициям, на расширение временного диапазона действия соглашений, на упрощение правил налогообложения.

Для правильного оформления обязательно соблюдение некоторых пунктов:

  1. Все предполагаемые взаимные действия между инвестором и заказчиком должны быть подтверждены документально.
  2. Деньги, получаемые на развитие проекта, тратятся только на цели, описанные в инвестиционном договоре. Другие расходы инвестируемых средств запрещены.
  3. Документ составляется в письменном виде, закрепляется подписями, печатями или иным средствами, удостоверяющими подлинность. Устные договоренности, даже при свидетелях, силы не имеют.
  4. Обязательно учитывать особенности налоговой системы для каждой стороны, подписавшей документ.
  5. Прибыль, которая возникает при реализации инвестиционного договора, может выплачиваться как в процентах, так и в виде зафиксированной, конкретной суммы.
  6. Инвестиции могут быть одновременными или выплачиваться частями, как это будет происходить, нужно оформить документально.

Типы инвестиционных договоров:

  • купли-продажи;
  • мены;
  • ренты;
  • финансовой аренды (лизинга);
  • подряда на строительство;
  • займа, с выплатой процентов, кредита денежного или товарного;
  • финансирования под уступку денежного требования;
  • вклада в банке;
  • страхования;
  • концессии;
  • простого товарищества;
  • создания хозяйственных обществ;
  • отчуждения исключительного права;
  • лицензионные.

Инвестор, предоставляющий средств, — с одной стороны. Заказчик, берущийся за осуществление проекта, — с другой. С каждой стороны могут быть физические и юридические лица.

Поэтому соглашения бывают между:

  • двумя физическими лицами;
  • юридическими лицами;
  • физическим и юридическим лицом (как с одной, так и с другой стороны).

В этом случае компания или организация передает другой средства на осуществление оговоренного проекта. Следует учитывать формы организации юр. лиц и особенности налогообложения.

Такого рода соглашения разрешены законодательством. В этом случае чаще платится налог на доходы физических лиц, но при торговле на бирже учитываются вычеты за выплаченные дивиденды.

Обязан ли застройщик строить детский сад и школу

В общем случае инвестиционный документ заключают с любым физическим или юридическим лицом. Если дело касается строительства объекта недвижимости, заказчиком может быть только юридическое лицо (не индивидуальный предприниматель).

При этом застройщик:

  • имеет необходимые разрешения на строительство;
  • является собственником/арендатором земли, выделенной под застройку.

От имени инвестора может выступать как юридическое, так и физическое лицо, в т. ч. иностранные представители или лица без гражданства. Вкладчик может быть и заказчиком.

Акт передачи финансов обязательно должен содержать всю сумму прописью, дату оформления, подписи. Кроме того, нужно четкое указание на передавшую и принявшую деньги сторону. Чтобы из текста было понятно, кто, сколько передал и принял.

Для вложения в бизнес нужно учитывать конъюнктуру рынка, при этом сфера инвестирования практически ничем не ограничена.

Это может быть строительство, бизнес-проекты — от торговли на бирже до финансирования торговой точки или сети. Можно купить землю или жилье для сдачи в аренду. Помочь организации или физлицу купить автомобили разного назначения, получать часть прибыли от их эксплуатации.

Перечислю самые распространенные риски:

  • застройщик не имеет полный пакет разрешительной документации на строительство (часть документов просрочена);
  • заканчивается срок аренды земли под объект строительства;
  • привлечение на один и тот же объект еще одного вкладчика;
  • изменения в проектной документации;
  • отклонение от строительных норм.

В этих случаях объект не примут в эксплуатацию, инвестор потеряет вложения.

Документ может быть юридически неграмотно составлен:

  • нет конечных сроков ввода объекта недвижимости в эксплуатацию;
  • не прописаны характеристики объекта;
  • нет компенсационных выплат;
  • неизвестна вся цепочка исполнителей (подрядчиков).

На начальной стадии инвестиционно-строительного проект заказчик определяет его цели, заказывает расчеты рисков и сроков окупаемости, основные технико-экономические показатели. На этой стадии принимается принципиальное решение о том, какой объект можно построить на участке, исходя из его видов разрешенного использования, каковы коммерческие перспективы при эксплуатации или возможной перепродаже зданий и сооружений.

Управление инвестиционно-строительным проектом начинается непосредственно после разработки бизнес-плана и других базовых документов. Получение разрешений, проведение проектно-изыскательских и других работ, контроль за осуществлением строительства требует не только времени, но и специальных познаний. Поэтому разграничение функций управления ИСП возможно по следующим направлениям:

  • заключение договора с инвестиционной или управляющей компанией, которая будет заниматься финансовыми вопросами, привлечением инвесторов;
  • заключение договора с техническим заказчиком, который возьмет на себя все полномочий на предпроектной стадии, изысканиях и проектировании, строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
  • заключение договора с генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком, которые будут отвечать за результат проектирования и строительства.

Такое распределение полномочий и ответственности не означает, что заказчик будет только ждать результатов реализации проекта. Он может координировать общую деятельность, вносить корректировки в цели и задачи проекта, участвовать в согласовании концепции и основных решений объекта. Так как управление ИСП будет передано профессиональным специалистам, заказчик сэкономит вое время и деньги. оптимизирует расходы, которые пришлось бы нести при самостоятельной реализации проекта.

Комментарий специалиста. От компаний и специалистов, привлеченных к управлению проектом, зависит успех и сроки его реализации. Случаи, когда даже самый перспективный и экономически обоснованный проект завершился провалом по причине ненадлежащего управления, встречаются постоянно. При выборе компании для управления ИСП нужно обращаться внимание на множество факторов – личные качества и деловую репутацию руководителей, финансовая надежность, опыт работы, иные показатели.

Управление разными видами проектов существенно отличается по целям и задачам, перечню необходимой документации, вариантам согласований и экспертиз, нормам безопасности к объектам. Ниже рассмотрим нюансы управления инвестиционно-строительным проектом на наиболее распространенные типы объектов – многоквартирные дома, общественные и производственные здания.

Под категорию общественных зданий подпадают объекты государственных и муниципальных учреждений, школ, детских садов, торговых и медицинских центров. Поэтому заказчиком проекта может быть не только коммерческая структура, но и бюджетные организации, госорганы. Это влияет на процесс управления ИСП:

  • при бюджетном финансировании выбор технического заказчика, генерального проектировщика и генподрядчика происходит на основе тендеров;
  • при реализации проекта коммерческих объектов можно заранее определить основных арендаторов, спроектировать здание под их цели, заключить предварительные договоры с привлечением средств;
  • при выборе архитектурных и иных решений нужно уделять повышенное внимание транспортной доступности объекта, организации парковок, схем привлечения потребителей.

Коммерческие общественные здания имеют максимально высокий срок окупаемости, относительно быстро проектируются и возводятся. Проект таких объектов может предусматривать помещения с разным функциональным назначением, от кинотеатров и заведений общепита до детских развлекательных площадок. Это будет учитываться при изысканиях, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию.

Существуют два общепринятых способа инвестирования.

  1. Инвестиционная сумма передается заказчику в полном объеме после подписания договора.
  2. Инвестиционная сумма перечисляется заказчику частями, после осуществления очередного этапа развития проекта.

Какой бы способ не выбрали участники договора, он должен быть оговорен в тексте контракта.

Так или иначе, все права и обязанности сторон договора инвестиции строятся вокруг факта вложения в проект инвестиционных денег. Так, заказчик принимает на себя обязательства:

  • Выдерживать этапы и сроки запуска проекта, предусмотренные в договоре;
  • Предоставлять инвестору всю документацию, касающуюся распоряжения инвестиционными деньгами;
  • Выполняет все возможные действия для выполнения проекта (в том числе и организационные, связанные с подысканием офиса, подбору кадров и т.д.);
  • Подготавливает отчетность по этапам осуществления проекта;
  • Возвращает инвестору вложенную им сумму;
  • Выплачивает инвестору вознаграждение.

Договорные обязанности инвестора сводятся к:

  1. Передаче инвестиционных средств в сроки и способом, установленным соглашением сторон;
  2. Приему законченного проекта;
  3. Регистрации законченного проекта;
  4. Выплате вознаграждения заказчику.

Следует предельно четко нотифицировать следующие основополагающие элементы инвестиционного договора:

  1. данные участников договора и дату его составления и подписания;
  2. размер инвестиционного вливания в проект;
  3. срок, в течение которого будет осуществляться проект;
  4. на достижение какой цели направлен проект;
  5. облигационные и правовые условия контракта;
  6. адрес и разрешительные документы на проект, если он относится к сфере строительства;
  7. общая стоимость проекта, не подлежащая изменению;
  8. размеры вознаграждения, выплачиваемого заказчику и подрядчику;
  9. оплата труда привлеченных к проекту специалистов;
  10. стоимость осуществляемых по проект работ;
  11. риски;
  12. ответственность участников договора;
  13. форс-мажорные обстоятельства;
  14. рассмотрение возникающих разногласий.


Похожие записи: