Жилищные вопросы вынужденных переселенцев

25.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищные вопросы вынужденных переселенцев». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статьей 92 Жилищного кодекса предусматривается, что в специализированном фонде жилых помещений происходит выделение временного жилья, которое предназначено исключительно для временного поселения таких категорий, как беженцы и вынужденные переселенцы. Статья 97 ЖК России определяет, что жилье, предназначенное для временного поселения лиц, относящихся к вынужденным переселенцам или имеющих статус беженца, должно использоваться для проживания этих граждан.

Условия, на которых происходит предоставление помещений из фондов временного поселения данной категории, устанавливаются двумя законами «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах». Заполучить такое жилище может семейство беженца или же переселенной особы в порядке очереди, за формирование которой отвечает территориальная структура миграционной службы.

Жилье для переселенцев и беженцев как социальная гарантия от государства

К вынужденным переселенцам принадлежат граждане России, которые оставили место постоянного проживания из-за насилия или любой травли по отношению к ним или членам их семейств. Учитывая это определение, к данной группе относятся граждане России, которые жили на территории другой страны и были вынуждены покинуть ее в силу вышеперечисленных причин, а также российские граждане, которые были вынуждены переселиться из одного субъекта РФ в другой.

Также к этой категории могут относиться граждане бывшего СССР, которые на постоянной основе проживают на территории бывшей республики СССР, получившие статус беженца в РФ и утратившие его после получения российского гражданства, если имеют место обстоятельства, которые препятствуют их обустройству на территории России.

Этот статус также может быть присвоен иностранному гражданину или особе, которая не имеет гражданства, при условии постоянного проживания на законных основаниях в России и смене места проживания в пределах РФ.

Согласно российскому законодательству беженцем является особа, которая не имеет российского гражданства и в силу возможности преследования из-за расы, гражданства, политических взглядов, вероисповедания или прочих признаков не может находиться в государстве собственной гражданской принадлежности и не пользуется зашитой данной страны в результате опасений за личную безопасность; или, если человек без гражданства не может пребывать в стране, где он проживал ранее, что является следствием таких опасений. Однако важно понимать, что статья 2 ФЗ «О беженцах» устанавливает, что действие закона не относится к некоторым особам, которые отвечают определению беженца:

если есть весомые причины полагать, что особой было содеяно преступление, направленное против мира или человечества, или военное преступление, определение которым дано в документах международного уровня, подготовленным для принятия соответствующих мер в случае совершения подобного деяния;

  • если особа содеяла тяжкое преступление, не имеющее политического окраса за пределами территории России и случилось это до того, как человек попал в РФ в качестве лица, которое ходатайствует о получении статуса беженца;
  • если человек совершил поступок, который противоречит задачам и принципам ООН;
  • в случае признания компетентными властями за особой прав и обязанностей, которые взаимосвязаны с его гражданством;
  • если человек уже имеет защиту или получает помощь иных органов или структур ООН, помимо Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Процедурные моменты выделения жилища для вынужденных переселенцев и особ со статусом беженца из числа помещений для временного поселения устанавливается двумя документами, разработанными специально для этой категории:

  • Положение о жилищном обустройстве, которое было утверждено Правительством России (Постановление №845 от 08.11.2000 г.);
  • Положение о фонде жилья и его использовании, утвержденном Правительством РФ (Постановление №275 от 09.04.2001 г.).

Эти документы содержат одинаковые нормы, которые определяют механизм формирования жилищного фонда, проведение учета особ для предоставления им из данного фонда жилья и непосредственно выделения помещений. Положения устанавливают, что получить помещение для возможности временного поселения семейства вынужденного переселенца/беженца можно в таких ситуациях если:

  • они не в состоянии самостоятельно определиться с новым местом проживания в России;
  • никто из членов семейства не является обладателем жилья, которое предоставляется по контракту наема;
  • никто из семейства не обладает собственническими правами на жилое помещение.

Выделение жилища из фондов временного поселения возможно исключительно на период, когда действителен статус беженца. Он составляет 36 месяцев.
Решение о выделении жилого помещения принимается комиссией по месту учета тех, кто испытывает нужду в выделении жилья для временного поселения. Плата за эксплуатацию жилища из фондов временного поселения и коммуналку проводится по тарифам, которые установлены для помещений социспользования структурами местного самоуправления по месту нахождения жилья.

Обеспечение жильем вынужденных переселенцев в 2020 году

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Стоит понимать, что статус переселенца означает не только обретение определенных прав. На людей, его имеющих, возлагаются и конкретные обязанности. Так, они должны:

  • предоставить в ГУВМ МВД РФ все сведения о себе, на основании которых принимается решение, предоставлять статус переселенца или нет;
  • если люди получили приют в специальном центре для переселенцев, предстоит придерживаться правил проживания в нем;
  • каждый переселенец обязан своевременно проходить медобследование, как это предписано законодательством России.

ФЗ о вынужденных переселенцах в последней редакции ред. от 30.12.2015 устанавливает четкий алгоритм того, что нужно сделать для получения такого статуса. Здесь же указывается, что его предоставляют не навсегда. Переселенец сохраняет статус в течение 5 лет. Далее возможно его продление, но при условии, что для этого есть веские основания.

Действует установленный законом порядок, как получить статус переселенца в России. Особенно актуален этот вопрос для жителей Украины. В связи с обострением политической и социальной обстановки в стране, немало украинцев стали внутренними переселенцами. Поэтому и в этом государстве обновлены правила оформления гражданина для получения такого статуса.

Если украинец вынужден покидать родной дом и переезжать в другой регион, ему предстоит обратиться в Управление соцзащиты по новому месту пребывания. В некоторых городах есть еще и специальные Промежуточные пункты помощи. В них также можно решить вопрос с получением статуса.

В этом случае выдается справка переселенца. Получить ее можно на основании паспорта, в котором четко должно быть указано, что человек зарегистрирован на той территории страны, где протекает внутренний конфликт. Еще потребуется составить соответствующее заявление. В нем называют состав семьи, описывают обстоятельства вынужденного переезда. Полученный документ дает переселенцу право на адресную помощь от государства.

Некоторые украинцы предпочитают выезжать в РФ. В таком случае им стоит заранее ознакомиться с правилами, как в России получить статус беженца. Поскольку он тоже предусматривает определенные преференции.

Если вынужденные переселенцы покидают дома и раздумывают, куда поехать жить и работать в России, стоит помнить о том, что от них требуется соблюдение законов принимающей страны. И начинать нужно с пересечения российских границ. Делать это необходимо на легальных основаниях. Для подавляющего числа иностранных граждан обязательным является предъявление на пункте пропуска через кордон загранпаспорта, а для украинцев делают исключение: они могут въезжать в Россию по внутреннему паспортному документу.

Претендуя на получение статуса беженца, человеку предстоит легализоваться по новому месту жительства. О том, как встать на миграционный учет, что нужно, чтобы добиться особого статуса, — далее.

Социальные гарантии беженцам и вынужденным переселенцам в 2021 году

Учетом беженцев и вынужденных переселенцев, которые нуждаются в получении жилища для поселения на определенное время, занимается комиссия территориального органа по распределению жилых помещений при Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в определенном Министерством порядке. Эта же комиссия выносит решение о возможности выделения такого жилья. Обращаться нужно в орган, который находится по месту пребывания таких особ.

Вполне логично, что статус переселенца в России дается не навсегда. Поскольку обстоятельства могут поменяться: возможно, человек захочет вернуться на родину, если сочтет, что сможет там наладить жизнь. Но закон допускает также, что статус переселенца можно продлить. Правда, на практике выясняется, что в первый раз его проще получить. Если же есть основания просить, чтобы компетентные органы вновь выдали соответствующее удостоверение, предстоит собрать документы.

Продление статуса вынужденного переселенца осуществляется на основании представления нескольких бумаг. В первую очередь предстоит вновь писать ходатайство. К нему прилагают удостоверение переселенца. Еще понадобится справка из ЕГРП. Повторное заявление рассматривается в течение 21 дня.

Российское государство предоставляет социальные гарантии переселенцам на основании . В частности, в нем прописывается обязанность органов исполнительной власти по вопросам миграции обеспечить их жильем, компенсировать стоимость проезда и провоза багажа, предоставить бесплатное медицинское обслуживание.

Изучите более подробную информацию о предоставляемой .

В широком понимании беженцы (от слова «бежать») – это лица, вынужденные покинуть обжитое место в силу определенных обстоятельств. Конкретное определение термина дается в , принятой Конференцией полномочных представителей ООН в Женеве 28 июля 1951 года.

Под под термином «беженец» подразумевается лицо, которое выезжает из своей страны и не желает туда возвращаться, опасаясь преследований по признакам:

  • расы;
  • религии;
  • гражданства;
  • отношения к социальной группе;
  • ориентации;
  • политических убеждений.

Часто причиной вынужденной миграции становятся природные катаклизмы или военные конфликты. Так, с востока соседней Украины за время военных действий (с 2014 по 2021 годы) в Россию приехали 427,2 тыс. человек. Это статистика ООН по состоянию на август 2017 г. Еще 9,6 тыс. отправились в Германию, 9,3 тыс. – в Италию. Для убежища выбирали также Польшу, Швецию, Францию.

Возможности социальной работы с вынужденными переселенцами

Социальную помощь беженцы получают только лишь в том случае, если они доказали свой статус и получили соответствующее удостоверение.

Правовой статус вынужденных «беглецов» в Российской Федерации определяется:

  • Федеральным законом «О беженцах» (№ 4528-1 от 19 февраля 1993 года);
  • Женевской конвенцией, принятой 28 июля 1951 года;
  • Нью-Йоркским протоколом, подписанным 31 января 1967 года.

В этих нормативных актах прописаны права и обязанности беженцев, а также регулируются взаимоотношения с принимающим государством. Основная идея всех нормативных документов: нельзя высылать и принудительно возвращать «беглецов» обратно на родину.

Алгоритм получения статуса беженца включает несколько этапов, в ходе прохождения которых рассматривается конкретная ситуация и по ней принимается решение.

Удостоверение выдается на 3 года, после его можно продлить еще на 1 год.

Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:

  • временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
  • денежные выплаты (единовременные и суточные);
  • бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
  • юридические консультации и психологическая помощь;
  • льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
  • возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.

Первое, на что надеются люди, которые были вынуждены оставить свою страну и искать убежища в другой – защита и кров. Затем остро встает вопрос материального обеспечения, медицинского обслуживания, трудоустройства. Наконец, беженец и его семья могут получить ВНЖ и в отдельных случаях даже гражданство России. Но для этого сначала необходимо стать официальным беженцем и получить соответствующее удостоверение.

Выдача всех пособий и компенсаций осуществляется из федерального бюджета. Различий между приезжими из Украины и других конфликтных стран нет. Размеры обозначены законодательно правительством РФ, и для всех они едины.

Выплачиваются:

  • Ежедневное пособие;
  • Однократное пособие.

Кроме того, беженцам положены:

  • Компенсация проезда;
  • Предоставление жилья;
  • Бесплатное профессиональное обучение;
  • Помощь в трудоустройстве;
  • Услуги переводчика;
  • Медицинская помощь;
  • Льготные лекарства.

Защита вынужденных переселенцев

  1. Категория «Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления»
  2. Категория «Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица»
  3. Категория «Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами»
  4. Категория «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
  5. Общепрограммные вопросы

Категория «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

Подлежит ли вычету из размера жилищной субсидии стоимость квартиры, отчужденной по договору мены:

  • в случае обмена на равноценное по стоимости жилое помещение (при этом гражданин готов предоставить обязательство о сдаче жилого помещения)?
  • в случае договора мены, предусматривающего доплату одной из сторон?

Подлежит ли вычету из размера жилищной субсидии стоимость квартир, отчуждённых по договору мены, заключенному с родственниками получателя жилищной субсидии одного сертификата и ими представлены обязательства о сдаче обоих жилых помещений?

Необходимо определить порядок расчета социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, для граждан, имеющих в собственности жилые помещения с обременением «ипотека».

В соответствии с абзацем 5 статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров.

Данный порядок установлен для граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей. Полагаю, что и для других категорий участников подпрограммы вопрос расчета размера социальной выплаты при наличии жилья в собственности с обременением, в том числе с обременением «ипотека», должен решаться аналогичным образом.


За какой период должны учитываться гражданско-правовые сделки по отчуждению жилых помещений в целях определения размера жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, предоставляемой в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. №153, в рамках реализации мероприятий Федерального закона от 25 октября 2002г. №125-ФЗ?

Засчитывается ли календарная выслуга военной службы (службы) в частях и подразделениях, дислоцированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в общую продолжительность стажа работы граждан, учитываемой при определении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002г. №125-ФЗ?

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (статья 20) в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в статье 10 определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 11 определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионной обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности».

Специально вопрос о включении периодов военной службы, службы в органах внутренних дел на территории районов Крайнего Севера в стаж работы, дающий гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, законодательством не урегулирован.


Сохраняется ли за гражданином номер очереди в планируемом году, в случае, если гражданин-участник подпрограммы категории выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которому был выдан государственный жилищный сертификат, не реализовал его в установленный срок?

Пунктом 47 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, определено, что в случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин-участник подпрограммы не приобрел жилье с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Гражданин, не реализовавший сертификат в установленный срок, может быть повторно включен в список граждан-участников подпрограммы на планируемый год на основании его заявления о повторном выделении сертификата в соответствии с датой постановки на учет имеющих право на получение жилищных условий с учетом очередности, установленной статьей 2 Закона.


Стоит понимать, что статус переселенца означает не только обретение определенных прав. На людей, его имеющих, возлагаются и конкретные обязанности. Так, они должны:

  • предоставить в ГУВМ МВД РФ все сведения о себе, на основании которых принимается решение, предоставлять статус переселенца или нет;
  • если люди получили приют в специальном центре для переселенцев, предстоит придерживаться правил проживания в нем;
  • каждый переселенец обязан своевременно проходить медобследование, как это предписано законодательством России.

ФЗ о вынужденных переселенцах в последней редакции ред. от 30.12.2015 устанавливает четкий алгоритм того, что нужно сделать для получения такого статуса. Здесь же указывается, что его предоставляют не навсегда. Переселенец сохраняет статус в течение 5 лет. Далее возможно его продление, но при условии, что для этого есть веские основания.

В законодательстве России оговорено, что вынужденным переселенцем не может быть лицо, которое совершило тяжкое преступление. Имеются в виду не только деяния, квалифицируемые статьями Уголовного кодекса, а и любые поступки против мира, безопасности. Статус переселенца дают исключительно на основании ходатайства от заинтересованного лица. Так что предстоит самостоятельно заявить о такой просьбе и пройти все необходимые инстанции. Но если человек бежал из родной страны из-за голода, по экономическим причинам, из-за техногенной катастрофы, ему не получить статус вынужденного переселенца.

Квартиры и другие жилые помещения на территории России предоставляются как вынужденным, так и добровольным переселенцам.

В этом случае необходимо получить соответствующий статус, отвечающий нескольким критериям (они описаны в ст. 1 ФЗ №467). Вынужденный переселенец – это гражданин России, который покинул постоянное место жительства на территории другого государства по чрезвычайной причине

:

  1. Преследование по национальной, расовой принадлежности.
  2. Преследование в связи с вероисповеданием и языком.
  3. Преследование из-за политических убеждений.

Получить статус вынужденного переселенца можно в органе УФМС. Члены семьи также могут быть признаны вынужденными переселенцами, но только по решению суда. Поэтому, если гражданин просто иммигрировал в Россию по другим причинам, он не может получить такой статус и претендовать на льготное жилье.

Важно!

Вынужденным переселенцем признается не только гражданин, который уехал из другого государства, но и гражданин, прибывший из другого субъекта РФ (например, если там он или члены его семьи подвергались преследованию по национальному признаку).

Оформление жилищного сертификата переселенцам

Действует установленный законом порядок, как получить статус переселенца в России. Особенно актуален этот вопрос для жителей Украины. В связи с обострением политической и социальной обстановки в стране, немало украинцев стали внутренними переселенцами. Поэтому и в этом государстве обновлены правила оформления гражданина для получения такого статуса.

Если украинец вынужден покидать родной дом и переезжать в другой регион, ему предстоит обратиться в Управление соцзащиты по новому месту пребывания. В некоторых городах есть еще и специальные Промежуточные пункты помощи. В них также можно решить вопрос с получением статуса.

В этом случае выдается справка переселенца. Получить ее можно на основании паспорта, в котором четко должно быть указано, что человек зарегистрирован на той территории страны, где протекает внутренний конфликт. Еще потребуется составить соответствующее заявление. В нем называют состав семьи, описывают обстоятельства вынужденного переезда. Полученный документ дает переселенцу право на адресную помощь от государства.

Некоторые украинцы предпочитают выезжать в РФ. В таком случае им стоит заранее ознакомиться с правилами, как в России получить статус беженца. Поскольку он тоже предусматривает определенные преференции.

Если вынужденные переселенцы покидают дома и раздумывают, куда поехать жить и работать в России, стоит помнить о том, что от них требуется соблюдение законов принимающей страны. И начинать нужно с пересечения российских границ. Делать это необходимо на легальных основаниях. Для подавляющего числа иностранных граждан обязательным является предъявление на пункте пропуска через кордон загранпаспорта, а для украинцев делают исключение: они могут въезжать в Россию по внутреннему паспортному документу.

Претендуя на получение статуса беженца, человеку предстоит легализоваться по новому месту жительства. О том, как встать на миграционный учет, что нужно, чтобы добиться особого статуса, — далее.

Чтобы переселенец с Украины мог официально стать беженцем в России, ему предстоит собрать пакет бумаг. И на первом месте — заявление. Это своего рода ходатайство, имеет установленную форму. Переселенец заполняет документ, указывая исключительно достоверные сведения, а также объясняя, почему в РФ он может быть признан беженцем.

Стоит напомнить, что из-за ложной информации человека наверняка ожидает отказ в предоставлении особого статуса. Закон допускает, что и иностранец может получить в России удостоверение вынужденного переселенца. Рассчитывать на присвоение особого статуса не приходится раньше чем через три месяца с момента направления всех бумаг чиновникам ГУВМ МВД.

Государство сотрудничает с банками для поддержки льготных категорий граждан, которые не могут самостоятельно в полном объеме взять и погасить банковский кредит на покупку жилья.

Специальных программ для переселенцев при покупке жилья в РФ не существует. Таким лицам помощь предоставляется в рамках программы по переселению в качестве стимулирования смены места жительства при условии выполнения всех требований. Получить льготы при оформлении ипотеки переселенец может в случае, если он относится к категориям социально незащищенных граждан на тех же основаниях. Ниже перечислены следующие льготные категории граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и не могут это осуществить за собственные средства:

  • многодетные семьи;
  • молодые семьи (один из супругов младше 35 лет);
  • военные;
  • молодые учителя;
  • лица, проживающие в коммуналках и общежитиях, квартире или доме, находящемся в аварийном состоянии.

Обеспечение жильем вынужденных переселенцев в 2021 году

Срок действия статуса вынужденного переселенца – пять лет. Сюда вносят сведения о несовершеннолетних в семье.

Продление статуса вынужденного переселенца происходит следующим образом: необходимо предоставить в соответствующие органы пакет документов. Он включает в себя:

  • заявление;
  • соглашение об обработке личных данных;
  • выписка.
  1. Человек, которым были совершены тяжкие преступления.
  2. Человек, который без уважительных причин несвоевременно обратился или вообще не обратился в соответствующие службы для получения статуса вынужденного переселенца. Сделать это необходимо в течение 12 месяцев с момента переезда.
  3. Человек, который сменил место жительства по причинам, связанным с чрезвычайными ситуациями, экономическим кризисом или эпидемией и другими.

Следовать всем законам и Конституции РФ. Строго придерживаться установленного порядка проживания в местах проживания вынужденных переселенцев.

Когда вынужденный переселенец переезжает на другое место, не покидая РФ, он должен встать на учет на новом месте в исполнительном государственном органе. На оформление всех требуемых бумаг у вынужденного переселенца есть 30 дней с момента переезда. При этом на старом месте жительства с учета он снимается после предоставления в исполнительный орган документа, подтверждающего факт регистрации на новом месте.

ВНИМАНИЕ: не забывайте своевременно отмечаться в соответствующих инстанциях.

Если вынужденный переселенец получает или приобретает другое жилье или завершает строительство собственного жилья, то он теряет право на проживание в предоставленном временном и должен его освободить. Также он обязан освободить предоставленное ранее жилье, если теряет статус вынужденного переселенца или длительное время отсутствует без уважительной причины (свыше 6 месяцев).

  1. Жилые помещения, предназначенные для временного поселения, находятся в федеральной собственности и должны соответствовать существующим санитарно-техническим нормам, быть пригодными для проживания.
  2. Жильё предоставляется лицу со статусом вынужденного переселенца, и его несовершеннолетним детям, даже если дети такого статуса не имеют. При условии отсутствия собственного или съемного жилья (по договору социального найма) на территории РФ.
  3. Выделение жилья проводится в порядке очереди на срок, равный действию статуса вынужденного переселенца. Площадь выделяемого места для проживания определяется из расчета не менее 6 кв. м на одного человека.
  4. Если на территории региона, где проживают вынужденные переселенцы, отсутствует специальный фонд для временного поселения, то для их расселения может использоваться жильё в других регионах.
  5. Размер платы за жилое помещение, полученное в рамках фонда для временного переселения, определяется Правительством РФ.
  6. При окончании срока или в случае расторжения договора найма жилья в фонде временного поселения переселенцы в обязательном порядке должны освободить помещение на протяжении тридцати дней.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Льготы при покупке жилья для переселенцев в РФ в 2021 году

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

(в ред. Федеральных законов от 20.12.95 N 202-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 16.10.2010 N 274-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1. Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично, через уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителя или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал) обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее — ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего нового пребывания. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1.1. В случае, если ходатайство подается в форме электронного документа с использованием единого портала, оно должно быть подписано простой электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — электронный документ, подписанный простой электронной подписью). К ходатайству прилагаются следующие документы: (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

1) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2) свидетельство о рождении — для лиц, не достигших возраста четырнадцати лет; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) свидетельство о заключении брака — для лиц, состоящих в браке; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

4) две фотографии заявителя и две фотографии каждого из достигших возраста восемнадцати лет членов семьи, указанных в ходатайстве; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

5) документы, подтверждающие родственные отношения; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

6) документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения через уполномоченного представителя). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

1.2. Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, может обратиться с ходатайством в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

В случае подачи ходатайства с использованием единого портала информирование заявителя о ходе рассмотрения ходатайства осуществляется с использованием единого портала. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:

1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей; (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

2) получение в письменной форме или в форме электронного документа направления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Отнесение лиц, получивших свидетельства о регистрации ходатайства, к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;

5) медицинскую помощь и обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения в медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

2. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:

1) при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;

2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3) сообщать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в письменной форме или в электронной форме с использованием единого портала достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

2. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление о результатах рассмотрения ходатайства в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение не может быть выдано в форме электронного документа. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Сведения о лице, получившем свидетельство о регистрации ходатайства, и членах его семьи, сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по межведомственному запросу территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в связи с предоставлением этим территориальным органом государственных услуг. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

1. Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев. Указанное направление выдается вынужденному переселенцу в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единого портала; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Отнесение лиц, признанных вынужденными переселенцами, к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2. Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) при перемене места жительства в пределах территории Российской Федерации встать на учет в течение одного месяца в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по новому месту жительства. Снятие с учета вынужденного переселенца по прежнему месту жительства осуществляется после получения сведений о постановке его на учет в качестве вынужденного переселенца из территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по новому месту жительства; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

4) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 30.12.2015 N 467-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

2) осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

4) предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 274-ФЗ)

5) содействуют вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

6-7) подпункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

8) предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в организации социального обслуживания; (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

9) оказывают содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

10) рассматривают обращения вынужденных переселенцев, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал, и дают на них ответы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, направляется по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал, либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 467-ФЗ)

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1) содействуют в реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Для каждой категории граждан, которые имеют право получить подобного вида помощь от государства, пакет документов отличается. Но есть основные документы, которые необходимы всем категориям.

  • Самый первый необходимый документ – заявление для того, чтобы участвовать в программе по получению государственной субсидии.
  • Также вам понадобится справка, которая подтверждает, что вам необходимо улучшение жилой площади.
  • Документы, подтверждающий вашу личность. Это может быть паспорт или любой другой документ, который удостоверяет вашу личность.
  • Справка – выписка из домой книги по прошлому месту проживания (она как раз и будет подтверждать тот факт, что вам необходимо улучшение ваших жилищных условий).
  • Копия лицевого счета, который относится к прошлому месту проживания лица, который подает документы на получение государственной субсидии на приобретение собственного жилья.
  • Если в документах, которые вы подали на субсидию, были указаны ваши родственники, то вам потребуется предоставить и официальные бумаги, которые будут подтверждать родство с каждым человеком, которого указали ранее в документах.


Похожие записи: