Как зарегистрировать право на недвижимое имущество бюджетного учреждения

25.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как зарегистрировать право на недвижимое имущество бюджетного учреждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наши сотрудники помогут внести недвижимость в единый государственный реестр, чтобы вы могли выполнять сделки с ней. Мы изучим ваш случай, соберем недостающие документы и предложим консультацию. Обращайтесь к нам, чтобы поручить оформление права собственности профессионалам.

Наши преимущества:

  • Большой опыт деятельности с оформлением недвижимости.
  • Штат квалифицированных сотрудников для работы над вашей задачей.
  • Быстрое разрешение сложностей с объектом.
  • Гарантия отличного результата работ.
  • Полноценное юридическое сопровождение процесса.

Чтобы воспользоваться услугой и пройти процедуру по 218 ФЗ О государственной регистрации недвижимости, оставьте онлайн-заявку на нашем сайте.

Подать заявку на услугу

Проверка регистрации движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения

В соответствии с федеральным законодательством заключение договора аренды государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, должно осуществляться по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров[1].

Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).


Без проведения конкурса или аукциона учреждение может сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.


Обратим внимание, что в число исключений входит и случай, когда имущество сдается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев – это, например, позволяет учреждению без проведения конкурса или аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал каким-либо организациям для проведения разовых массовых мероприятий.

Исключения предусмотрены в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о конкуренции). К таким организациям как раз относятся бюджетные образовательные учреждения. Сдача в аренду имущества этих учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения договоров аренды: 1) с медицинскими организациями – в целях охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 2) с организациями общественного питания – в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 3) с физкультурно-спортивными организациями – в целях создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Также отметим, что без проведения конкурса или аукциона государственные и муниципальные научные и образовательные учреждения могут сдавать в аренду имущество своим «дочкам», то есть созданным ими хозяйственным обществам[4]. Но при этом необходимо одновременное выполнение двух условий: 1) деятельность арендаторов должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы; 2) договором аренды следует установлен запрет на сдачу в субаренду указанного имущества, предоставленного хозяйственным обществам по такому договору аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление имущества в безвозмездное пользование, залог арендных прав.

Если в аренду сдается имущество, распоряжаться которым бюджетное учреждение вправе только с согласия собственника имущества (учредителя), то для определения цены аренды или начальной (минимальной) цены аренды необходимо предварительное проведение оценки рыночной стоимости объекта аренды[5]. Напомним, что в соответствии с федеральным законодательством бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом (ч. 10 ст. 9.2 Закона об НКО). Следовательно, при сдаче в аренду такого имущества учреждению придется потратиться на оплату услуг оценщика (оценочной организации).

Регистрация права оперативного управления на недвижимость

Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, то по истечении срока этого договора заключение его на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса или аукциона, если иное не установлено договором, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ[6]; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (данный срок может быть уменьшен, но только на основании заявления арендатора)[7]. При этом учреждение не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, кроме следующих случаев: 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды[8]. При отказе учреждения в заключении на новый срок договора аренды по каким-либо другим основаниям и заключения в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора нового договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством (ч. 11 ст. 17.1 Закона о конкуренции).

Обратим внимание, что в соответствии с гражданским законодательством договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (ч. 2 ст. 609 ГК РФ). Исключением является ситуация, когда речь идет о договоре аренды здания или сооружения, составленном на срок менее одного года (ч. 2 ст. 651 ГК РФ ). Поэтому по причине стремления «упростить жизнь» распространенной практикой является указание арендодателями (в том числе бюджетными учреждениями) срока договора аренды на 11 месяцев.

Продажа имущества бюджетным учреждением происходит в основном по тем же правилам, что и сдача имущества в аренду. Здесь тоже действуют общие исключения, когда такую продажу можно осуществить без проведения конкурса или аукциона[11], порядок проведения конкурсов или аукционов тоже установлен ФАС[12]. В случае, когда продается имущество, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника (учредителя), требуется проведение оценки рыночной стоимости имущества (ст. 8 Закона об оценке).

Но к ситуации продажи имущества не относятся рассмотренные выше специфические правила-исключения сдачи в аренду имущества государственных и муниципальных бюджетных образовательных учреждений[13].

В соответствии с бюджетным законодательством в случае продажи имущества бюджетным учреждением доход от такой продажи не является доходом бюджета и поступает учреждению в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества, а если же было продано недвижимое имущество, то полученные средства должны быть направлены в бюджет (абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).

Продажа

Движимое имущество

Недвижимое имущество

Средства поступают учреждению в самостоятельное распоряжение

Средства направляются в бюджет

Стоит отметить: по букве закона такая же судьба должна постигнуть и доход, полученный бюджетным учреждением от продажи недвижимого имущества, которое оно приобрело ранее на внебюджетные средства (например, служебные квартиры для персонала). Это обусловлено тем, что из неналоговых доходов бюджета от продажи государственного или муниципального имущества исключаются только доходы от продажи любого движимого имущества автономных и бюджетных учреждений – следовательно, доходы от продажи любого недвижимого имущества данных учреждений являются доходами бюджета(абз. 3 ч. 3 ст. 41 БК РФ).

Исчерпывающий перечень объектов, которые в 2019 году должны быть в обязательном порядке зарегистрированы, содержится в статьях Гражданского кодекса. Перечень такого имущества включает:

  • жилые дома и помещения;
  • коммерческие помещения;
  • сооружения иного назначения;
  • имущественные комплексы;
  • земля и недра;
  • объекты лесного фонда;
  • иные объекты, определяемые как недвижимое имущество.

И в соответствии с Законодательством организации имеют право обладать любыми из перечисленных видов. В то же время количество, масштабы и стоимость имущества, которым распоряжается юр.лицо, могут быть ограничены, если они нарушают интересы общества.

Важно!
не допускается оформление юридическими лицами в собственность объектов, пользоваться которыми имеет право только государство.

Правом на регистрацию недвижимости в собственность в РФ наделены различные категории субъектов:

  • граждане России и других стран, а также лица без гражданства;
  • юридические лица независимо от организационной формы, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ или иного государства;
  • международные организации различного профиля;
  • муниципальные образования;
  • непосредственно РФ и входящие в нее субъекты;
  • другие страны.

Как видно из приведенной информации, Законом возможности организаций оформлять в собственность недвижимые объекты практически не ограничиваются. Не имеет принципиального значения ни форма компании, ни место ее регистрации. Однако в Гражданском кодексе прописаны некоторые нюансы, уточняющие особенности прав собственности юрлиц.

В частности, организация, зарегистрировавшая свои права на то или иное имущество, становится его единоличным владельцем, получающим полный перечень полномочий. Другими словами, недвижимость, зарегистрированная на компанию, де-юре принадлежит ей – не руководителю, а именно организации.

Получение ее членами и руководством доли в регистрируемом имуществе возможно только в том случае, если это условие допускается выбранной организационно-правовой формой. Право собственности может быть оформлено не только на покупаемое юрлицом имущество, но и внесенное в качестве доли в уставной капитал.

Коммерческие предприятия могут полноценно распоряжаться принадлежащим им имуществом, в том числе и для выведения прибыли. Некоммерческие же организации в силу характера своей деятельности может выводить доходы чрез недвижимость только для их использования в своей деятельности.

Как зарегистрировать права на недвижимость

Действующим законодательством процедура регистрации недвижимости на юр.лицо максимально унифицирована. В частности, в Федеральном законе №122-ФЗ отражена единая последовательность действий, которой должны придерживаться все компании независимо от регистрационной формы:

  • Направление полностью готового пакета документов в территориальный регистрирующий орган. Сделать это можно как лично, так и через портал «Госуслуги», собственный сайт Службы госрегистрации, МФЦ или отделение Федеральной кадастровой палаты. Можно также отправить бумаги почтой.

Важно!
При отправке документов Почтой России в обязательном порядке делайте опись всего содержимого – это будет вашим подтверждением отправки полного комплекта документации в спорных ситуациях.

  • Проверка сотрудниками Росреестра полноты поданного пакета документов. Как показывает практика, нехватка какой-либо бумаги в первоначальном комплекте может существенно затянуть процедуру регистрации.
  • После подтверждения полноты пакета документации – получение расписки, подтверждающей принятие заявления к рассмотрению.
  • Экспертная оценка подготавливаемого перехода права собственности на предмет возможности проведения и законности.
  • Анализ ситуации на предмет расхождений между фактическими и заявляемыми правами на регистрируемый объект.
  • Обновление либо добавление сведений об искомом недвижимом имуществе в ЕГРН.
  • При успешном проведении процедуры – предоставление организации-собственнику выписки, подтверждающей ее права.

Как правило, вся процедура регистрации занимает до 12 рабочих дней. После того, как юридическому лицу выдается свидетельство о праве собственности, оно получает полный спектр прав использовать зарегистрированное имущество.

В определенных случаях в оформлении права собственности будет отказано. Причины отказа в регистрации могут быть различными:

  • предоставление в Росреестр неверных либо изначально сфальсифицированных сведений об имуществе;
  • при подготовке необходимых документов не были соблюдены те или иные законодательные требования;
  • подлинность предоставленных документов вызывает у специалистов Росреестра обоснованные сомнения;
  • на имущество наложен запрет на проведение с ним операций любого характера;

При вынесении отказа в регистрации заявитель имеет право обжаловать его в судебном порядке. Однако для оспаривания негативного решения Росреестра необходимо составить достаточную доказательственную базу, подтверждающую неправомерность отказа.

Для этого рекомендуется заручиться поддержкой компетентных юристов, имеющих достаточный практический опыт разбирательств с регистрирующими органами.

Регистрация недвижимости на юр.лицо, как квартиры в жилом доме, так и офисного здания, требует сбора достаточно большого пакета документации. И этому этапу нужно уделить особое внимание, поскольку неправильно оформленные документы могут существенно затянуть выполнение поставленной задачи. И в это время права организации на использование еще не зарегистрированного имущества будут существенно ограничены.

Вот стандартный перечень документов, которые необходимо предоставить в Росреестр:

  • заявление, заполненное по установленной форме;
  • квитанция об оплате госпошлины – для юридических лиц она на сегодняшний день составляет 22 000 рублей;

Важно!
Размеры пошлины, уплачиваемой за проведение регистрационных действий, различаются по сумме в зависимости от характера таких действий.

  • паспорт представителя организации-собственника и доверенность на проведение регистрационных действий;
  • документы, подтверждающие правоспособность юрлица, которое заявляет свои права на искомый объект недвижимости;
  • справка о наличии сооружений на земельном участке (если регистрируется право собственности на землю);
  • документы, подтверждающие правомерность эксплуатации регистрируемого объекта;
  • подтверждение прав на земельный участок, на котором планируется вести строительство (если регистрируется право собственности именно на участок под застройку);
  • разрешение на ведение строительства (при регистрации недавно завершенного сооружения);
  • сведения об источниках финансирования приобретения недвижимости;
  • документация, подтверждающая отсутствие каких-либо претензий со стороны третьих лиц;
  • документы из кадастровой службы и БТИ;
  • справка о присвоении регистрируемому объекту недвижимости постоянного адреса.

Предоставление госрегистратору полного пакета необходимых документов – обязательное условие быстрого и легкого проведения процесса регистрации.

В то же время нужно учитывать, что в зависимости от индивидуальной специфики ситуации могут требоваться дополнительные документы.

Поэтому для определения их полного перечня, а также соблюдения всех требований Росреестра рекомендуется обращаться за помощью к опытным юристам, знающим все тонкости регистрации прав юридического лица на объект недвижимости.

При проведении любых сделок и других процедур, сопровождающихся возникновением или изменением права собственности на недвижимое имущество, в кадастровую службу в обязательном порядке должны предоставляться соответствующие сведения.

На сегодняшний день уведомить контролирующий орган можно непосредственно в процессе регистрации имущества в Росреестре – именно эта организация уполномочена на ведение кадастрового учета. Если же проигнорировать это требования, то дальнейшие регистрационные действия станут невозможны.

В то же время Законом №221-ФЗ предусмотрены некоторые случаи, при которых возможна регистрация прав собственности на недвижимость без постановки ее на кадастровый учет. К таким исключениям относятся ситуации, когда недвижимый объект продается либо покупается, меняет собственника по договору дарения, получает обременение или избавляется от него, сдается или берется в аренду.

Важно!
Указанные исключения касаются только тех объектов, сведения о которых уже внесены в ОГРН.

Возможна и обратная ситуация – постановка недвижимости на государственный кадастровый учет без регистрации права собственности. Это возможно в том случае, если искомое имущество физически перестает существовать, не является чьей-либо собственностью либо если меняются его основные параметры.

Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:

  • договоры, содержащие условия сделок;
  • судебные решения;
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
  • документы, удостоверяющие полномочия сторон;
  • платежное поручение на оплату госпошлины.

Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.

Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

C кaкoгo вoзpacтa мoжнo зapeгиcтpиpoвaть пpaвo?

3apeгиcтpиpoвaть пpaвo coбcтвeннocти мoжeт дeecпocoбный чeлoвeк cтapшe 14 лeт. 3aявки пpинимaют кaк oт гpaждaн PФ, тaк и oт инocтpaнныx гpaждaн или лиц бeз гpaждaнcтвa. Oт лицa нecoвepшeннoлeтниx и нeдeecпocoбныx coбcтвeнникoв мoгyт выcтyпaть poдитeли, ycынoвитeли, oпeкyны и пoпeчитeли.

В случае успешного завершения процедуры регистрации заявитель получает Свидетельство о государственно регистрации права, а также документ, в котором отражена сущность сделки, с регистрационной надписью. Возвращаются документы, предоставленные ранее для прохождения регистрации права собственности. В противном случае сообщается о невозможности государственной регистрации недвижимости, и также возвращаются все полученные ранее документы.

  • Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  • По мнению многих собственников, государственная регистрация недвижимости – это долгий и утомительный процесс. На самом же деле, после подачи необходимых документов зарегистрировать объект недвижимого имущества можно будет в течение месяца, а сами этапы прохождения регистрации не представляют особых проблем. Все, что необходимо собственнику имущества – разобраться во всех тонкостях регистрационного процесса!

    Оформление права собственности на недвижимость

    В статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отмечается, что регистрация собственности на недвижимость включает в себя прохождение следующих этапов:

    1. Подача документов, которые необходимы для проведения государственной регистрации прав.

    С этой целью необходимо обратиться в Федеральную регистрационную службу, территориальные органы либо их обособленные подразделения, в которых осуществляется регистрация недвижимости. Документы для проведения этой процедуры выглядят следующим образом:

    Заявление о государственной регистрации объекта недвижимости;
    — документ, удостоверяющий личность заявителя;
    — доверенность, заверенная нотариусом (если заявитель выступает в статусе доверенного лица;
    — другие документы.

    Список документов может меняться в зависимости от условий регистрации и других параметров. Владельцу недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, желательно заранее получить информацию о том, какие документы необходимо предоставить в Федеральную регистрационную службу.

    2. Проверка законности сделки и проведение правовой экспертизы принятых документов.

    3. Установление факта отсутствия противоречий между уже зарегистрированными и заявленными правами на конкретный объект, определение других оснований, посредством которых регистрация сделок с недвижимостью может быть приостановлена или прекращена.

    4. Внесение записей в ЕГРП.

    ЕГРП или Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним включает в себя:

    Книги учета документов;
    — записи об объектах недвижимости, правах, правообладателях, прекращенных или существующих ограничениях и т.д.;
    — правоустанавливающие документы.


    ЕГРП – это государственный информационный ресурс, в котором содержатся сведения о прекращенных либо существующих правах на объекты недвижимости, а также данные о таких объектах.

    Организация оборота прав, которые были зарегистрированы в ЕГРП, осуществляется посредством применения положений государственного кадастра недвижимости.

    Государственный кадастр недвижимости представляет собой свод сведений и правил об объектах недвижимого имущества. Именно он является федеральным государственным информационным ресурсом. В процессе учета каждый объект недвижимости получает уникальные характеристики, посредством которых осуществляется его экономическая и качественная оценка. Также в процессе учета ему присваивается номер, который впоследствии заносят в кадастр объектов недвижимости.

    Организация государственного кадастра недвижимости – это задача, которую выполняет Федеральное агентство кадастра недвижимости . Именно эта структура обладает полномочиями для кадастровой оценки объектов. Кроме того, именно в его территориальный орган обычно подается заявление о постановке объекта недвижимости на учет с включением его в кадастр. Существует множество причин, по которым создается и ведется Федеральный кадастр недвижимости. В основном, все они касаются вопросов владения, пользования и распоряжения объектами недвижимого имущества. Конечно же, регистрация права на недвижимость также невозможна без занесения объекта в кадастр.

    Возвращаясь к ЕГРП, следует сказать, что сведения, которые в нем содержатся, являются общедоступными и открытыми. Всегда можно получить выписку из ЕГРП, которая подтверждает отсутствие или наличие зарегистрированного права собственности на недвижимость. Обычно в выписке из ЕГРП содержится следующая информация:

    Описание объекта;
    — данные о правообладателе-собственнике;
    — наличие или отсутствие зарегистрированных прав на недвижимость;
    — возможные ограничения и т.д.

    Получить выписку из ЕГРП можно, обратившись с запросом в Росреестр. Это можно сделать, используя следующие способы:

    Личное обращение (для этого необходимо предъявить удостоверение личности и написать заявление в письменной форме);
    — по почте (в этом случае по почте следует отправить нотариально заверенное заявление в письменном виде с прилагаемыми копиями документов);
    — по электронной почте (оформить запрос можно в форме электронного документа с цифровой подписью).

    В течение 5 рабочих дней территориальное подразделение Росреестра предоставляет заявителю требуемую информацию либо выдает ему отказ в письменной форме, который можно обжаловать в суде.

    5. Оформление правоустанавливающих документов и выдача удостоверений, подтверждающих тот факт, что государственная регистрация недвижимости и права на нее была проведена.

    Регистрация недвижимости часто проходит долго, и это обусловлено сложностями, возникающими именно в процессе сбора и подачи документов. Но что касается самой процедуры, то, как правило, государственная регистрация собственности на недвижимость должна быть проведена в течение 1 месяца.

    Важно знать, что собственнику могут отказать в государственной регистрации права на недвижимость по следующим причинам:

    Предоставление ложных сведений;
    — неправильное оформление документов или предоставление неполного пакета документации;
    — возникновение сомнений в подлинности документов у регистратора;
    — наличие запрета или ареста, наложенного на регистрируемый объект недвижимого имущества и т.д.

    О��каз в государственной регистрации всегда можно обжаловать в арбитражном суде.

    В числе документов для государственной регистрации значится и квитанция об уплате государственной пошлины. Этот платеж взимается в обязательном порядке. Размер государственной пошлины за регистрацию недвижимости определяется Налоговым Кодексом РФ и составляет 1000 и 1500 рублей для физических и юридических лиц соответственно. В зависимости от вида недвижимости размер пошлины за регистрацию может меняться.

    Если вы планируете осуществлять предпринимательскую деятельность в течение длительного периода времени, значит, вам потребуется специальное помещение для этих целей. Его можно арендовать или получить в собственность. В последнем случае происходит переход права собственности, и это означает, что оно должно быть зарегистрировано в соответствующем органе. И помните, что если вы не купили, а самостоятельно построили помещение, регистрация права на недвижимость такого типа также необходима.

    Основное отличие регистрации недвижимости юридическими лицами от подобных действий со стороны физических лиц состоит в том, что все документы, которые заявитель подает для регистрации, должны быть заверены не только его подписью, но и печатью.

    После процедуры регистрации предприниматель или его представитель должен получить кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества. При учете изменения недвижимости или части объекта орган кадастрового учета выдает кадастровую выписку с содержащимися в ней новыми сведениями об имуществе. Снятие объекта с учета предполагает, что предприниматель получит кадастровую выписку, в которой содержится информация о снятии недвижимости с учета.

    Если предприниматель получает отказ в проведении регистрации объекта недвижимости, он всегда может обжаловать его в судебном порядке.

    Если физическое лицо приобретает в собственность жилое либо нежилое помещение, важно проверить всю информацию относительно данного объекта недвижимости. Для этого можно использовать выписку из ЕГРП. Так появляется возможность определить, является ли собственником данного объекта конкретный человек, существуют ли ограничения на распоряжение недвижимостью и т.д. Что касается собственника помещения, то он может предъявить свидетельство о государственной регистрации, но вполне возможно, что сам объект, например, будет заложен. В свою очередь, государственный кадастр недвижимости содержит более достоверную информацию об объекте недвижимости и правами, связанными с ним.

    Государственная регистрация прав собственности на недвижимость и сделок с ним будет осуществляться в небольшие сроки. Так, например, при постановке жилья на кадастровый учет и регистрация в Росреестре будет занимать не более 10 дней. При выполнении этих действий через МФЦ процедура займет не более 12 дней. Отдельно друг от друга эти процедуры занимают еще меньше рабочего времени.

    ВНИМАНИЕ !!! При простой регистрации прав на жилье в Росреестре потребуется затратить не более 7 дней, а при обращении в МФЦ – не более 9 дней. Также при простой постановке на кадастровый учет необходимо ждать 5 дней, а через МФЦ – 7.

    В Федеральном законе №218-ФЗ устанавливаются сроки, в которые должна происходить регистрация в Росреестре и МФЦ после получения судебных решений, которые вступили в законную силу. Также установлены сроки при получении актов от государственных органов, которые имеют право на их издание, а также при регистрации ипотеки, получении наследства и иных действий.

    Если же собственник утрачивает право собственности на свое жилье в связи с тем, что попал на различные рода махинаций, в законе имеется несколько условий, при выполнении которых собственнику будет выплачена однократная компенсация. Эти условия распространяются только на тех владельцев, которые являются добросовестными владельцами или приобретателями. Такие выплаты будут производиться за счет финансового бюджета, причем сумма выплаты по сравнению с большинством производимых сделок будет незначительной. Ее размер не будет превышать 1 миллиона рублей для физических и юридических лиц.

    ВНИМАНИЕ !!! Для того чтобы проверить готовность документов необходимо перейти на официальный сайт Росреестра. Там перейдя по соответствующей вкладке, откроется страница проверки. На ней необходимо указать номер заявки (его выдают после передачи заявления в регистрирующий орган), пройти спам проверку произведя введение указанных на картинке символов в специальное поле и нажать кнопку проверить.

    Процедура занимает всего несколько секунд. После чего гражданину открывается возможность просмотреть статус готовности документов.

    • Семейное право
    • Наследственное право
    • Земельное право
    • Трудовое право
    • Автомобильное право
    • Уголовное право
    • Недвижимость
    • Финансы
    • Налоги
    • Льготы
    • Ипотека

    Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

    При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

    Для того чтобы разобраться в том, какое имущество может передаваться в оперативное управление, нужно понимать, что подразумевается под этим действием.

    Оперативное управление предусматривает факт передачи имущество в полное распоряжение одной из сторон. Такое право несколько ограничено, поскольку объект не может стать собственностью управителя, и без согласия владельца передаваться по аналогичному договору третьей стороне.

    Хотите продать дачу? Для этого нужно составить договор, а что он должен включать — читайте в этой статье.

    Сторона, получившая объект недвижимости в оперативное управление должна использовать его по назначению, имеет право ремонтировать, улучшать (с разрешения собственника). По окончании срока договора, имущество должно быть передано назад со снятием с баланса владельцу в таком же или улучшенном состоянии.

    Субъектами таких правоотношений выступают только лица, ведущие экономическую деятельность, а также органы муниципалитета или государственной власти. В эту категорию можно отнести и индивидуальных предпринимателей, которые будут выступать не как физическое лицо, а как ИП.

    Что такое оперативное управление, смотрите в этом видео:

    Государственная регистрация недвижимости

    Муниципальное имущество имеет особый статус, поскольку принадлежит государству в лице местного образования. Закон не накладывает запрет на передачу его в оперативное управление, но требует специальной процедуры.

    Его распорядителем является глава образования, и только ему принадлежит право передачи имущества и подписания соответствующего договора. Как было указано выше, данные органы также являются субъектами таких правоотношений.

    Перед тем, как передать муниципальное имущество в оперативное управление, должно быть вынесено соответствующее разрешение, и выдан приказ за подписью главы образования. Это будет основанием снятия его с баланса муниципалитета, и соответственной постановки на учет в субъекте хозяйственной деятельности.

    В квартире можно жить по договору социального найма, а что это такое и есть ли в таком договоре преимущества, читайте по ссылке.

    Исходя из этого, особенности такого договора будут следующие:

    • сторонами будут выступать муниципалитет в лице главы, а также юридическое лицо;
    • должна быть проведена оценка передающегося имущества, если нет его кадастровой стоимости.

    Кроме этого к самому договору должна быть приложена заверенная копия приказа о разрешении на передачу имущества в оперативное управление, а также справка, о том, что оно снято с баланса муниципального органа.

    Что входит в оперативное управление компанией, расскажет это видео:

    Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

    • Непрерывность для достижения результатов;
    • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
    • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
    • Лежит в основе долгосрочных планов.

    Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.

    Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

    Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».

    На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.

    Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.

    Законодательство не содержит термина «производственно-имущественный комплекс». Можно говорить о понятии «имущественный комплекс», которое встречается в Гражданском кодекса РФ.

    По смыслу статей 132, 133.1 ГК РФ под имущественным комплексом понимается совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку. Законодательством выделяется 2 вида имущественных комплексов: предприятие (ст. 132 ГК РФ) и единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ).

    В связи с этим здесь и далее, отвечая на вопросы о «производственно-имущественном комплексе» будет подразумеваться «имущественный комплекс» в виде предприятия.

    ЕНК в отличие от предприятия представляет собой единый объект только вещных прав, в то время как предприятие включает в себя также и обязательственные, и исключительные права.

    В отличие от предприятия норма о ЕНК не указывает прямо, что в его состав входит земельный участок. Вследствие этого на практике зачастую делается вывод о том, что земельный участок, в пределах которого находится единый недвижимый комплекс, не является частью единого недвижимого комплекса.

    В отличие от предприятия конструкция единого недвижимого комплекса получила широкое распространение на практике. На наш взгляд, при наличии необходимости регистрации имущественного комплекса лучше использовать конструкцию с ЕНК, чем с предприятием.

    В данном случае нормы права дают возможность прийти к выводу, что регистрация ЕНК возможна, если сведения о регистрируемых объектах недвижимости содержатся в ЕГРН. Ситуация очевидна и не требует дополнительных разъяснений со стороны Росреестра.

    Какие последствия могут быть у такой регистрации, будет ли какое-либо ограничение в пользовании нашим имуществом, в предоставлении его в аренду (отдельных объектов)?

    К единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 ГК РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями), а именно:

    • составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу, в частности, не может быть признана самовольной постройкой (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016));
    • впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости.

    Я предлагаю рассмотреть это на примере изменений, произошедших буквально в прошлом году в сфере регистрации прав на недвижимое имущество. До октября 2016 года у граждан, желавших заключить, например, договор купли-продажи (или дарения) недвижимости (скажем, квартиры), была альтернатива.

    Они могли подать документы для проведения процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество либо в МФЦ, либо непосредственно в органы Росреестра. Если сейчас зайти на сайт Росреестра, там можно будет прочесть примерно такую фразу:

    «Документы на предоставление государственных услуг Росреестра принимаются и выдаются в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг». То есть, теперь альтернативы нет. Как мы уже понимаем, с одной стороны, это хорошо. В регистрационных палатах всегда была жуткая давка, а в МФЦ все тихо и спокойно – записался по Интернет в электронную очередь, подошел к указанному времени – и без проблем сдал оператору МФЦ все документы.

    Разумеется, мы, простые граждане, вправе ожидать, что сотрудник МФЦ, который будет у нас принимать документы по нашей сделке, является профессиональным и «специально обученным» работником, при получении все это у нас проверит, если что не так – попросит поправить… В общем, мы можем 10 дней до получения документов с отметками о государственной регистрации сделки спать спокойно, верно?А вот и не тут-то было…

    Как зарегистрировать право собственности

    Все необходимые документы для регистрации права на недвижимость при заключении сделки по приобретению должны быть подготовлены и переданы через МФЦ на любой недвижимый объект, это:

    • жилое помещение – комната или квартира, а также доля в них;
    • жилой дом, в том числе доля в нем;
    • нежилой или промышленный объект:
    • дачный домик в рамках «дачной амнистии»;
    • гараж или гаражный бокс;
    • участок земли и т.д.

    «Вторичкой» называют квартиры, на которые права уже регистрировались в реестре ЕГРН, т.е. происходит смена собственника. Поэтому процедура будет складываться из двух регистрационных действий: перехода прав от предыдущего обладателя и регистрации нового собственника в качестве правообладателя.

    Перечень документов для представления в МФЦ в 2021 году будет следующим:

    Отделение Росреестра производит регистрационные действия в установленный срок, который определен Административным регламентом оказания услуги и составляет 7 рабочих дней.

    Если документы передаются через МФЦ, то этот срок увеличивается на 2 рабочих дня для передачи документов в ведомство и получения ответа.

    Нотариально удостоверенные документы обрабатываются 3 рабочих дня (через МФЦ – 5 дней). В расписке специалист указывает дату, когда следует явиться за результатом оказания услуги.

    Важно понимать, что многофункциональный центр лишь посредник между гражданами и ведомствами, оказывающими государственные услуги. Поэтому попытки выяснять с ними отношения по поводу состава документов, которые необходимо представить, или иным вопросам не обоснованны. Они лишь принимают установленный перечень обязательных бумаг и передают их на обработку в государственный регистрационный орган.

    Бланков договоров сделки в МФЦ нет и помочь его составить они не имеют возможности. Поэтому важно участникам заранее самостоятельно позаботиться о составлении и подписании его, а затем передать уже готовый для регистрации. Это довольно просто, если не требуется нотариального заверения.

    Квартира, купленная с привлечением ипотечного кредитования, сразу регистрируется за владельцем, но в выписке из ЕГРН будет указано, что существует соответствующее обременение. Снять его можно только после полного погашения долга перед банком.

    Право на квартиру в новостройке могут зарегистрировать собственники самостоятельно или доверить это компании-застройщику. Правда, во втором случае на это может уйти больше времени.


    Похожие записи: