Реорганизация в форме выделения. право собственности на недвижимое имущество

25.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация в форме выделения. право собственности на недвижимое имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Реорганизация в форме выделения. Право собственности на недвижимое имущество

      Выделение – это форма реорганизации, предполагающая возникновение нового субъекта. Этому субъекту передается часть прав основного субъекта. Возможно появление сразу нескольких организаций. Компания, из которой выделились новые субъекты, продолжает свое функционирование. Реорганизация в форме выделения актуальна при наличии этих обстоятельств:

      • Фирма специализируется сразу на нескольких направлениях деятельности. К примеру, она занимается строительством домов и продажей мебели. Сочетание направлений работы – это не очень эффективно. А потому имеет смысл разделить субъект на строительную компанию и фирму, продающую мебель. Выделение в рассматриваемом случае поможет оптимизировать деятельность. Кроме того, значительно упростится учет.
      • Необходимо провести реструктуризацию задолженностей. Новому субъекту переходит часть долгов. Это позволит оптимизировать задолженности.
      • Между учредителями организации возникли существенные противоречия. Выделение в рассматриваемом случае поможет и сохранить дело, и обеспечить соблюдение интересов управленцев.
      • Есть необходимость в расширении быстроразвивающегося бизнеса. Расширение легче провести через передачу активов другой фирме.
      • Требуется быстро ликвидировать фирму.
      • Потребность в финансовом оздоровлении компании.

      Реорганизация в форме выделения может вызвать подозрения со стороны налоговых структур. Связано это с тем, что разделение субъекта может осуществляться с целью ухода от налогов.

      Как и в любом институте права, существуют свои особенности реорганизации юридических лиц. В чем они состоят?

      • Субъект проведения реорганизации может трансформироваться не во все организационно-правовые формы, а лишь в те, которые допускает действующее законодательство. Например, ООО не может реорганизоваться в государственное предприятие, а коммерческие – в благотворительные;
      • Сама реорганизация может проходить в рамках, которые определены ГК РФ;
      • Виды, типы или способы реорганизации юридических лиц могут быть как добровольными, так и принудительными. Первый случай рассматривался выше. Во втором – решения могут приниматься судом или Антимонопольным комитетом;
      • Возможность привлечения арбитражного управляющего в случае, если субъект не проводит необходимые действия по реорганизации;
      • Реорганизация проходит с передачей прав (всех или части, в зависимости от формы) и обязанностей правопреемнику. В этом есть особенность и основное отличие от ликвидации предприятия.

      Общие признаки реорганизации юридического лица сводятся к возможному созданию нового субъекта и передаче прав и обязанностей правопреемнику.

      Реорганизация в форме выделения – это образование одного или нескольких новых субъектов. Осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим алгоритм проведения процедуры:

      1. Собрание участников. В процессе утверждается постановление о проведении мероприятия. Также устанавливаются дополнительные положения: распределение обязанностей, сроки процедуры, раздел капитала. Принятые решения фиксируются в Протоколе.
      2. Инвентаризация. Нужна для установления общей стоимости фирмы.
      3. Формирование разделительного баланса. Этот баланс представляет собой документ, нужный для разделения активов, финансов и прав между субъектами, возникающими в процессе мероприятия.
      4. Уведомление ФНС. Отправить его нужно в течение 3 суток с даты появления решения о реорганизации.
      5. Уведомление кредиторов. Кредиторы являются заинтересованными лицами, а потому их нужно уведомлять о реорганизации. Сделать это требуется не позднее 5 дней с даты отправки уведомления в ФНС.
      6. Размещение объявления. Публикуется оно в «Вестнике госрегистрации» в течение 60 суток с даты принятии соответствующего решения.
      7. Создание устава для каждого возникающего субъекта. Этот устав нужно утвердить. Кроме того, на этом этапе назначаются органы контроля и управления новых субъектов.
      8. Регистрация субъектов. Необходимо также занести все корректировки в уставные документы.
      9. Организация деятельности нового субъекта. Нужно получить коды статистики для новой фирмы, заказать печать и открыть р/с в банке.

      Процедура считается оконченной с даты госрегистрации нового субъекта. Обычно она занимает 2-3 месяца. Однако этот срок может растянуться при возникновении затруднений. Наиболее распространенные проблемы: споры из-за раздела имущества или разделения долгов перед кредиторами.

      К СВЕДЕНИЮ! Иногда выделение выполняется по судебному решению. Последнее обычно связано с антимонопольным законодательством.

      В ФНС предоставляются эти документы:

      • Заявка.
      • Изменения в учредительных бумагах, уставе.
      • Протокол о выделении.
      • Бумага, подтверждающая, что кредиторы уведомлены о реорганизации.
      • Разделительный баланс.

      Для регистрации ЮЛ потребуются эти бумаги:

      • Заявка.
      • Устав.
      • Разделительный баланс.
      • Подтверждение того, что в СМИ было размещено объявление о мероприятии.
      • Подтверждение того, что кредиторы уведомлены о реорганизации.

      Иногда могут потребоваться другие документы.

      Переход прав на недвижимость в связи с реорганизацией

      Выделение, как и любая реорганизация, начинается с принятия собственниками соответствующего решения. В течение трех рабочих дней организация должна письменно сообщить о нем в «регистрирующую» налоговую инспекцию и туда же принести само решение. Также в течение трех рабочих дней нужно проинформировать Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

      После этого дважды (с периодичностью раз в месяц) необходимо опубликовать в специальных изданиях уведомление о реорганизации. Кроме того, в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления в инспекцию, необходимо оповестить всех известных кредиторов (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

      Затем следует подготовить новый устав и учредительный договор для выделяемой компании и провести инвентаризацию имущества и обязательств «старой» организации. Об этом говорится в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

      Разделительный баланс – это главный документ, на основании которого осуществляется реорганизация в форме выделения. В нем фиксируется распределение активов, передача их новой фирме. Законом не установлена форма этого документа. То есть она может быть свободной. Но в балансе должны содержаться эти существенные условия:

      • Наименование основного и возникающего субъекта, их организационные формы.
      • Дата реорганизации.
      • Размер активов, пассивов и прочих элементов финансовой структуры.
      • Порядок распределения активов и обязательств между субъектами.
      • Приложение к балансу отчетности за период, предшествующий реорганизации.

      Перед оформлением разделительного баланса осуществляется инвентаризация. Нужна она для учета и оценки стоимости имущества.

      Основание для реорганизации — есть принятое решение учредителей на этот счет.

      Что касается слияния или присоединения, то вершить дальнейшую судьбу предприятия могут не только учредители, но и все субъекты, принимающие участие в этом процессе.

      Если, например, общество с ограниченной ответственностью решило разделиться на два, три или более отдельных субъектов, тогда высший орган (общее собрание) решает также вопросы порядка, сроков, иные условия.

      То есть, прекращение юридического лица путем реорганизации происходит по инициативе его высшего органа (если такой предполагается в той или иной организационной структуре).

      Вид услуги Описание Стоимость/Сроки
      Выделение Выделение — при реорганизации путем выделения образуется новое юр. лицо, которое выделилось из действующего юр. лица.

      50 000 руб / 3 месяца

      Реорганизация юридического лица в форме выделения кардинально отличается от других способов реорганизация организаций. Она является единственным вариантом, при котором первоначальное (реорганизуемое) предприятие не только не прекратит свое существование, но и продолжит после выделения осуществление экономической деятельности на прежних условиях. Данный способ преобразования – реорганизация в виде выделения — позволяет юридическому лицу после выделения сохранить свои, учредительные документы, действующую печать, открытые в кредитных учреждениях расчетные счета.

      Суть такой формы реорганизация юридических лиц путем выделения, заключается в образовании (создании) путем выделения из первоначального одного или нескольких предприятий с передачей им определенной части прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц. Это позволяет провести под видом реорганизация и выделения фактическую ликвидацию части кредитных обязательств юридических лиц, которые при определенных обстоятельствах могут полностью перейти на вновь образованную путем выделения организацию.

      Практическими причинами реорганизация в юридических лиц в форме выделения могут являться:

      • финансовое оздоровление в форме оптимизации деятельности предприятия путем выделения проблемных обязательств и передачи их вновь образованному юридическому лицу в процессе реорганизация (выделения);
      • возникновение конфликта между учредителями юридических лиц, повлекшего невозможность дальнейшей совместной работы без реорганизация и требующего выделения;
      • расширение сферы деятельности юридических лиц и выделения их на новые регионы и территории путем проведения реорганизация (выделения).

      В процессе реорганизация в виде выделения создается, как минимум, одно совершенно новое юридическое лицо, которое не будет иметь никакого отношения к первоначальной организации.

      Реорганизация в форме выделения: цели, налоги и претензии кредиторов

      Процесс реорганизация юридических лиц путем выделения начинается с принятия решения о реорганизация. Решение о реорганизация в виде выделения юридических лиц может быть принято по трем основаниям:

      • реорганизация с помощью выделения в добровольном порядке – решение о реорганизация лиц в форме выделения принимается общим собранием учредителей или решением единственного участника юридического лица;
      • реорганизация с помощью выделения в судебном порядке – реорганизация по иску антимонопольного органа с целью повышения уровня конкуренции в определенном сегменте экономической деятельности;
      • Принятие решения о реорганизация с помощью выделения в добровольном порядке подразумевает, что всех участники организации дали согласие на реорганизация компании в форме выделения.

      Вынесение судебного решения о принудительной реорганизация в виде выделения исполняется в форме и сроки, указанные в судебном акте. Процедура реорганизация в виде выделения в этом случае осуществляется собственником юридических лиц либо иным органом, получившим данные полномочия.

      Каждое из вновь образованных юридических лиц после реорганизация в виде выделения получает определенный объем прав и обязанностей первоначального юридического лица. Статья 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при реорганизация в виде выделения из состава юридических лиц одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом.

      Требования и обязательные условия передаточного акта при реорганизация в виде выделения определены в статье 59 Гражданского кодекса: передаточный акт при реорганизация в виде выделения должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства при реорганизация с помощью выделения в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт реорганизация.

      Данные требования обязательно должны присутствовать в передаточном акте при реорганизация лиц в форме выделения, в противном случае регистрирующий орган вынесет решение об отказе в государственной регистрации реорганизация в виде выделения.

      Первый этап. Проведение общего собрания учредителей юридического лица и принятие решения о реорганизация лиц в форме выделения.

      Решение о реорганизация компании в форме выделения оформляется протоколом общего собрания учредителей или единоличным решением единственного участника. Данные документы должны содержать условия и порядок распределения имущества при реорганизация, прав и обязательств, сроки подготовки и утверждения передаточного акта, общий срок проведения процедуры реорганизация в виде выделения.

      Второй этап. Подготовка к составлению передаточного акта, проведение внутренней инвентаризации имущества и активов для выделения лица при реорганизация.

      В процессе инвентаризации происходит оценка всех активов организации: определяется общая стоимость имущества и финансовых активов.

      Третий этап. Утверждение передаточного акта для реорганизация.

      По итогам проведения инвентаризации составляется передаточный акт реорганизация, который предусматривает разделения всех активов лица при реорганизация организации в форме выделения.

      Четвертый этап. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизация компании в форме выделения.

      Не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о начале реорганизация компании в форме выделения юридическое лицо обязано уведомить об этом Инспекцию Федеральной налоговой службы. Такое уведомление оформляется заявлением по форме Р12003. Регистрирующий орган внесет сведения о начале реорганизация лиц в форме выделения в Единый государственный реестр юридических лиц.

      Пятый этап. Уведомление кредиторов лица о начале процедуры реорганизация компании в форме выделения.

      На этом этапе юридическое лицо обязано уведомить всех кредиторов о начале реорганизация в виде выделения. Кредиторы, у которых право требования по обязательствам возникло до момента начала процедуры реорганизация компании в форме выделения, имеют право потребовать досрочного исполнения обязательств. Если досрочное исполнение обязательств невозможно, кредитору получают право требовать досрочного прекращения обязательства и возмещения всех убытков.

      Шестой этап. Публикация объявления о проведении процедуры реорганизация компании в форме выделения в официальном печатном издании, «Вестнике государственной регистрации».

      Реорганизуемое юридическое лицо обязано дважды публиковать подобное объявление о реорганизация, второй раз – спустя месяц после публикации первого сообщения.

      Седьмой этап. Утверждение учредительных документов каждого выделенного юридического лица, формирование структуры их управления и назначение исполнительных органов этих организаций.

      Восьмой этап. Государственная регистрация юридических лиц, созданных в процессе реорганизация компании в форме выделения.

      Самым важным этапом в проведении процедуры реорганизация лиц в форме выделения является подача документов в регистрирующий орган по поводу реорганизация. Законодательством определен список обязательных документов, которые требуются для государственной регистрации реорганизация в виде выделения юридического лица:

      • заявление по поводу выделения в Инспекцию Федеральной налоговой службы по форме Р12001;
      • изменения в учредительные документы юридического лица по поводу выделения;
      • передаточный акт по поводу выделения;
      • документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления кредиторов юридического лица о реорганизация лица в форме выделения;
      • устав вновь создаваемой в результате выделения организации;
      • протоколы общих собраний учредителей (реорганизуемого и вновь образовавшегося в результате выделения юридического лица);
      • документ, подтверждающий публикацию уведомления по поводу выделения в «Вестнике государственной регистрации»;
      • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за совершение регистрационных действий по поводу выделения.

      Сведения о государственной регистрации вновь образованных юридических лиц вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Также регистрации подлежат изменения в учредительные документы организаций, участвующих в реорганизация компании в форме выделения. Регистрационные действия осуществляет Инспекция Федеральной налоговой службы.

      Девятый этап. Уведомление о факте выделения во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; территориальный фонд обязательного медицинского страхования).

      Данное уведомление происходит автоматически с регистрацией вновь образованных в результате выделения юридических лиц.

      Десятый этап. Получение из регистрирующего органа документов, подтверждающих факт государственной регистрации реорганизация лиц в форме выделения.

      На завершающей стадии реорганизация юридические лица получат от регистрирующего органа следующие документы:

      • свидетельство о государственной регистрации вновь образованного в результате выделения юридического лица;
      • свидетельство о постановке на налоговый учет вновь образованного в результате выделения юридического лица;
      • свидетельство о внесении изменений в учредительные документы реорганизованного с помощью выделения юридического лица;
      • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (в отношении каждой организации);
      • копии учредительных документов с внесенными изменениями по поводу выделения.

      После этого вновь созданные организации получают полную правоспособность юридического лица: открывают расчетные счета в кредитных учреждениях, заказывают печать, получают статистические коды в органах Росстата.

      С учетом двух месяцев, отведенных на процедуру публикации объявлений в «Вестнике государственной регистрации» по поводу выделения, общий срок реорганизация лиц в форме выделения составляет почти три месяца. Официальным окончанием процедуры реорганизация лиц в форме выделения является момент государственной регистрации выделенных юридических лиц и внесение по итогам выделения сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц.

      В ходе реорганизация компании в форме выделения могут возникать спорные ситуации относительно раздела имущества и обязательств между юридическими лицами. Дело в том, что реорганизуемое юридическое лицо может полностью избавиться от кредиторской задолженности, передав ее выделенному юридическому лицу. Именно поэтому законодательство устанавливает жесткие требования по уведомлению кредиторов реорганизуемого общества.

      Требования кредиторов, предъявленные на стадии уведомления, могут привести к длительным судебным процессам и затянуть на неопределенный срок окончание реорганизация компании в форме выделения. Нередко тяжба с кредиторами заставляет учредителей реорганизуемого юридического лица прекратить процедуру реорганизация в виде выделения и отложить ее на неопределенный срок.

      Если вновь создаваемая организация в результате выделения, по сути, проходит полную процедуру государственной регистрации, то для реорганизуемого лица реорганизация его в форме выделения подразумевает только внесение изменений в устав в части изменения размера уставного капитала, а также отражение сведений по итогам выделения в Едином государственном реестре юридических лиц.

      Правом подачи заявления в инспекцию Федеральной налоговой службы о преобразовании в форме выделения лица обладает единоличный исполнительный орган реорганизуемого предприятия (руководитель). Также на совершение данных действий может быть уполномочено иное лицо путем выдачи нотариальной доверенности.

      Срок на проведение регистрационных действий в регистрирующем органе не должен превышать пять рабочих дней. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем преобразования в форме выделения, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого лица.

      Статьей 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции от 03 июля 2016 года) предусмотрены случаи отказа в государственной регистрации при реорганизации юридического лица в форме выделения:

      • непредставления организацией документов, необходимых для регистрации, за исключением случаев предоставления документов или сведений по межведомственному запросу регистрирующего органа (Инспекции Федеральной налоговой службы) или органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации лица;
      • представления документов для регистрации преобразования в форме выделения в ненадлежащий регистрирующий орган;
      • несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
      • подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации по поводу выделения или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
      • несоответствия наименования выделяемого лица требованиям федерального закона;
      • несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
      • если в течение срока, установленного для государственной регистрации выделения, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом действий по регистрации реорганизация лиц в форме выделения;
      • если физическое лицо – учредитель выделяемой коммерческой организации, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
      • если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени лица, является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
      • при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений;
      • неисполнения юридическим лицом в процессе преобразования в форме выделения обязанности уведомить кредиторов;
      • несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры реорганизация лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации выделения юридического лица.

      Ряд указанных оснований может быть оперативно устранен (например, изменено наименование выделяемого юридического лица). Однако большинство подобных случаев представляют существенное нарушение законодательства Российс��ой Федерации, которое вынуждает организацию начать процедуру выделения заново.

      Решение об отказе в государственной регистрации выделения в течение одного рабочего дня выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности.

      Выделение – это форма реорганизации, предполагающая возникновение нового субъекта. Этому субъекту передается часть прав основного субъекта. Возможно появление сразу нескольких организаций. Компания, из которой выделились новые субъекты, продолжает свое функционирование. Реорганизация в форме выделения актуальна при наличии этих обстоятельств:

      • Фирма специализируется сразу на нескольких направлениях деятельности. К примеру, она занимается строительством домов и продажей мебели. Сочетание направлений работы – это не очень эффективно. А потому имеет смысл разделить субъект на строительную компанию и фирму, продающую мебель. Выделение в рассматриваемом случае поможет оптимизировать деятельность. Кроме того, значительно упростится учет.
      • Необходимо провести реструктуризацию задолженностей. Новому субъекту переходит часть долгов. Это позволит оптимизировать задолженности.
      • Между учредителями организации возникли существенные противоречия. Выделение в рассматриваемом случае поможет и сохранить дело, и обеспечить соблюдение интересов управленцев.
      • Есть необходимость в расширении быстроразвивающегося бизнеса. Расширение легче провести через передачу активов другой фирме.
      • Требуется быстро ликвидировать фирму.
      • Потребность в финансовом оздоровлении компании.

      Реорганизация в форме выделения может вызвать подозрения со стороны налоговых структур. Связано это с тем, что разделение субъекта может осуществляться с целью ухода от налогов.

      Реорганизация в форме выделения

      Есть организация с капиталом 10 тысяч рублей. Учредители приняли решение о том, что из нее будет выделена организация с капиталом 10 тысяч рублей. Он образован из нераспределенной прибыли первого субъекта. По балансу второй организации передается сырье стоимостью 20 тысяч рублей, дебиторский долг в размере миллиона рублей, обязательство в размере полмиллиона рублей. В учете фиксируются эти проводки:

      • ДТ00 КТ10. Передача сырья в размере 20 тысяч рублей.
      • ДТ00 КТ62. Передача дебиторской задолженности.
      • ДТ67 КТ00. Передано обязательство по покрытию долга в размере 500 тысяч рублей.
      • ДТ84 КТ00. Списание прибыли на создание капитала.

      То есть в учете отражается переход активов и обязательств реорганизуемой фирмы.

      Законодательство не содержит термина «производственно-имущественный комплекс». Можно говорить о понятии «имущественный комплекс», которое встречается в Гражданском кодекса РФ.

      По смыслу статей 132, 133.1 ГК РФ под имущественным комплексом понимается совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку. Законодательством выделяется 2 вида имущественных комплексов: предприятие (ст. 132 ГК РФ) и единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ).

      В связи с этим здесь и далее, отвечая на вопросы о «производственно-имущественном комплексе» будет подразумеваться «имущественный комплекс» в виде предприятия.

      ЕНК в отличие от предприятия представляет собой единый объект только вещных прав, в то время как предприятие включает в себя также и обязательственные, и исключительные права.

      В отличие от предприятия норма о ЕНК не указывает прямо, что в его состав входит земельный участок. Вследствие этого на практике зачастую делается вывод о том, что земельный участок, в пределах которого находится единый недвижимый комплекс, не является частью единого недвижимого комплекса.

      В отличие от предприятия конструкция единого недвижимого комплекса получила широкое распространение на практике. На наш взгляд, при наличии необходимости регистрации имущественного комплекса лучше использовать конструкцию с ЕНК, чем с предприятием.

      В данном случае нормы права дают возможность прийти к выводу, что регистрация ЕНК возможна, если сведения о регистрируемых объектах недвижимости содержатся в ЕГРН. Ситуация очевидна и не требует дополнительных разъяснений со стороны Росреестра.

      Какие последствия могут быть у такой регистрации, будет ли какое-либо ограничение в пользовании нашим имуществом, в предоставлении его в аренду (отдельных объектов)?

      К единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 ГК РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями), а именно:

      • составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу, в частности, не может быть признана самовольной постройкой (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016));
      • впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости.

      ГК РФ предусматривает, что при присоединении одной фирмы к другой, к последней переходят права и обязанности присоединенной компании. (ст.58 ГК РФ). Что это означает на практике? Что все кредиторы ликвидированной в результате реорганизации в форме присоединения фирмы имеют возможность предъявлять свои требования к правопреемнику и требовать их исполнения на общих основаниях (суд, приставы и т.п). См., например, ФАС СКО по делу №А22-563/2013 от 28.02.2014, постановление Пятнадцатого ААС по делу №А53-20766/2014 от 07.07.2015, постановление Седьмого ААС № А45-13648/2013 от 29.04.2014

      С 2014 г. участники, и директор могут быть привлечены к солидарной ответственности по обязательствам реорганизуемого общества (ст.60 ГК РФ). Это означает, что долг ликвидированного общества может стать вашим личным долгом. Вместе с тем, справедливости ради, необходимо отметить перечень условий, при одновременном соблюдении которых такая ответственность может возникнуть:

      — обращение кредитора в суд с требованием о досрочном исполнении обязательства в срок не позднее 30 дней с даты второй публикации уведомления о реорганизации;

      — завершение реорганизации без предоставления исполнения или надлежащего обеспечения;

      — виновные действия или бездействие директора, участников способствовавшие неисполнению обязательств перед кредитором и причинно-следственная связь с причиненными убытками.

      Судебной практики еще не много, но она складывается не в пользу кредиторов. Заявителям отказывается в привлечении директора/участника к солидарной ответственности по причине недоказанности всей совокупности условий указанных выше. См., например, постановление Одиннадцатого ААС по делу N А55-6852/2015 от 22.12.2015 г., апелляционное определение Московского городского суда по делу №33-30533 от 02.09.2015 г. В тоже время в судах общей юрисдикции встречается и абсолютно противоположная практика. Например, решение Куйбышевского районного суда г. Самары по делу №2-2093/2015 от 14.10.2015 г.

      Учитывая, что после ликвидации ООО все права и обязанности вашей фирмы переданы правопреемнику, его последующая судьба не может быть безразличной.

      Так, сам правопреемник может, например, инициировать процедуру взыскания задолженности со всех ваших кредиторов. Подобные мероприятия могут инициировать и кредиторы правопреемника через его процедуру банкротства.

      Отсутствие у правопреемника каких-либо первичных документов не является проблемой. Требования о возврате денежных средств или предоставлении первичных документов могут быть разосланы веером по всем отраженным в выписке по счету получателям денежных средств.

      Идентичные риски возникают и от фирм, ранее или позднее присоединившихся к вашему правопреемнику.

      Резюмируя. Процедура реорганизации не является механизмом погашения долгов. Требования кредиторов даже после исключения вашей фирмы из реестра могут быть предъявлены и к правопреемнику и, при соблюдении установленных законно условий, непосредственно к директору/участнику.

      Основные претензии налоговых органов, преследующие выделение, — это восстановление НДС. Возникают они, как правило, в случае «изъятия» недвижимого имущества у реорганизуемой компании после предоставления ей вычетов по производственным затратам на строительство и последующей передачи такой недвижимости правопреемнику, применяющему УСН. Напомним, Налоговый кодекс в п. 8 ст. 162.1, подп. 2 п. 3 ст. 170 прямо указывает на отсутствие необходимости восстанавливать НДС в такой ситуации.

      С данной нормой, в целом, никто не спорит, к самой реорганизации претензий нет. Вопросы возникают по поводу передачи имущества на спец. режим. Налоговые органы видят в таких действиях схему, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованно полученных вычетов по НДС.

      Суть претензий заключается в том, что вычет прежний владелец получил, а объект в НДС-ной деятельности использовать не стал, а значит с реализации налог не заплатит1. Итого — бюджет в убытке. Неудивительно, что налогоплательщикам доначисляют налоги.

      Результат оспаривания решения ИФНС в приведённой ситуации во многом зависит от наличия разумной хозяйственной (деловой) цели2 в действиях налогоплательщика. Если таковая отсутствует, велика вероятность победы инспекции в споре.

      Судебная практика3 даёт следующий, мягко говоря, «сухой», комментарий по поводу деловой цели реорганизации: «целью реорганизации является оптимизация предпринимательской деятельности юридического лица». Очевидно, что данный тезис требует расшифровки. Рассмотрим пример из судебной практики4.

      Дано: общество строит торгово-развлекательный центр, заявляя при этом вычеты по НДС. По окончанию строительства общество объявляет реорганизацию в форме выделения двух юридических лиц. К правопреемникам, в том числе, переходят права собственности на построенный ТРЦ. При этом, один из правопреемников через 2 месяца переходит на УСН. Здание ТРЦ в дальнейшем сдаётся в аренду третьим лицам без НДС.

      Если декларируемая деловая цель едва уловима, то претензии налоговых органов могут получить поддержку в суде. Снова проиллюстрируем на примере6.

      Дано: две компании ООО «Хранитель активов» на ОСН и ООО «Операционная компания» на УСН. Первая владеет имуществом — рестораном. Вторая это имущество арендует и использует по назначению. Важно, что само помещение приобретено совсем недавно и в налоговом периоде, предшествовавшем описанным далее событиям, получено возмещение НДС из бюджета.

      У собственников бизнеса возник нехитрый план: перевести активы на УСН, избежав восстановления НДС. Для этого собственник принял решение о реорганизации в форме выделения.

      Далее события развивались следующим образом:

      (1) Выделение ООО «Промежуток» с передачей ему недвижимости. Напомним, что решение о выделении было принято в следующем квартале после подтверждения вычета по НДС и получение возмещения из бюджета;

      (2) После регистрации ООО «Промежуток» применяет ОСН, а вот с 1 января следующего года переходит на УСН. Одновременно такое же заявление подает исходная компания — «Хранитель», которая избавилась от ценного имущества;

      (3) Спустя несколько месяцев начинается процедура присоединения ООО «Промежуток» к «Операционной компании» (ресторану).

      Результат реорганизации в форме выделения должен быть самодостаточным и конечным. Если это один из «подготовительных этапов» к чему-то, то деловую цель выделения обосновать не получится.

      Например, продажа имущества правоопреемником на УСН сразу после реорганизации7 поставит справедливый вопрос, что единственной целью выделения была уплата налога при продаже по пониженным ставкам. Намерения вести самостоятельную деятельность не было.

      К аналогичному выводу придут налоговая и суд в случае проведения повторной реорганизации после покупки очередного объекта и принятия НДС к вычету. То есть нельзя проводить выделение регулярно.

      При этом передача имущества в аренду от выделенной (новой) организации в компанию, из которой она и была выделена — не поможет. Важны другие контрагенты, денежные потоки и наличие сотрудников. Соответственно, если у компании один арендатор и один сотрудник, а арендная плата не выплачивается регулярно, доказать, что всё это дело — реальный бизнес не получится8.

      Общее правило устанавливает, что выделенное юридическое лицо не отвечает по обязательствам (в том числе налоговым) компании-предшественника. Однако при выполнении определённых условий между новой и старой организациями возникает солидарная ответственность10.

      В части налоговых обязательств это: отсутствие возможности заплатить налоги и направленность реорганизации на уклонение от уплаты налогов. В части гражданско-правовой ответственности: передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства распределены несправедливо.

      Важно, что для привлечения лица в качестве солидарного должника необходимо обратиться в суд, а значит налоговый орган или иной кредитор должен доказать наличие обозначенных условий.

      Отсутствие возможности заплатить налоги доказывается достаточно просто. В ходе мероприятий по взысканию налоговой задолженности с основного должника, инспекция выявляет «0» на расчётном счёте. После этого выносит постановление о взыскании задолженности за счёт имущества, которое отправляется к судебным приставам — исполнителям. Последние, в свою очередь, устанавливают факт отсутствия у должника имущества, в связи с чем исполнительное производство оканчивается.

      Следующая задача — доказать, что реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов. Для этого инспекция, в частности, может ссылаться на факты выполнения налогоплательщиком действий, направленных на сокрытие денежных средств, за счёт которых можно было погасить долг перед бюджетом. Например, если налогоплательщик, при наличии картотеки на банковском счёте, просит клиентов платить напрямую его контрагентам11 или в ходе реорганизации все ликвидные активы были переданы правопреемнику.

      Важно, что правопреемник может быть привлечен только к оплате налоговых долгов за три года, предшествовавших выделению. Через три года после окончания выделения можно спать спокойно.

      Собранные документы плюс квитанция об уплате государственной пошлины (ее можно оформить на сайте ФНС) необходимы для регистрации. Иногда регистраторы требуют также представления договора аренды или гарантийных писем, поэтому целесообразно вовремя подготовить копии этих документов.

      Если организация имеет на сайте инспекции личный кабинет, через него можно отправить один экземпляр электронного пакета документов. И потребуется два экземпляра, если подавать их лично или почтой.

      Список документов для регистрации новообразованного юридического лица:

      • заявление, составленное по форме Р12001;
      • решение о проведении реорганизации компании;
      • два экземпляра устава выделенной новой организации;
      • разделительный баланс;
      • копии страниц двух выпусков «Вестника»;
      • копии уведомительных сообщений кредиторам, отправленных ранее;
      • квитанция об уплате государственной пошлины;
      • гарантийное письмо;
      • заявление на применение упрощенной системы налогообложения (по решению новой компании).

      После регистрации самое время приступить к регулированию вопросов собственности. Если материнской организации принадлежала недвижимость на правах собственности, это право переходит к новой организации независимо от регистрации права собственности на правах правопреемства (п.2, ст. 218 ГК РФ). Соответственно, выделенная организация может не оформлять права собственности. Но материнская организация будет платить налоги на недвижимость, транспортные средства в течение того времени, пока не проведена перерегистрация средств на новое юридическое лицо. Судебная практика имеет множество примеров разрешения споров, связанных с защитой права собственности. Поэтому руководители новых организаций часто принимают решения о регистрации прав собственности. Регистрация проводится Федеральной службой государственной регистрации (Росреестр), в которую нужно представить пакет документов. Бланки документов размещены на сайте Росреестра.

      Документы для оформления права собственности:

      • заявление на регистрацию;
      • заверенная нотариусом копия свидетельства о госрегистрации нового юридического лица;
      • свидетельство на объект недвижимости, выданный ранее материнской компании;
      • разделительный баланс с подробным описанием имущества, которое подлежит передаче;
      • квитанция об уплате пошлины;
      • заверенная нотариусом доверенность на заявителя.

      Иногда в Росреестре требуют дополнительные документы (акты, экспликацию, план БТИ). Период регистрации – 18 календарных дней. Несмотря на немалый объём действий, процедура регистрации права собственности на финише. Теперь реорганизация в формате выделения завершена. Руководитель новой организации получает новое свидетельство права собственности на объекты недвижимого и движимого имущества, все юридические документы и права.

      Одной из форм реорганизации является выделение компании из существующей компании. При этом вновь созданной компании передается часть активов и обязанностей реорганизуемой компании без прекращения деятельности последней (п.1 ст.55 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ).

      Зачастую реорганизацию проводят для того, чтобы избежать ликвидации (банкротства) всей компании. Однако при проведении реорганизации путем выделения необходимо учитывать ряд особенностей.

      РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕМ ВЫДЕЛЕНИЯ НОВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ЭТАПЫ

      Реорганизация компании путем выделения не влечет за собой в отношении выделенной компании обязанностей по уплате налогов, пеней и штрафов (п.8 ст.50 НК РФ). Это означает, что задолженность по налогам (страховым сборам) остается за «старой» (реорганизуемой) компанией и к вновь созданному юридическому лицу не переходит, за исключением единственной ситуации (Письмо ФНС РФ от 27.06.2012 г. №БС-4-11/10561).

      Важно! Если «старая» компания не может исполнить обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов в полном объеме, то суд может обязать погасить налоговую задолженность солидарно (п.8 ст.50 НК РФ). Доказательства невозможности реорганизуемой компанией погасить налоговые долги должна представить в суде налоговая инспекция. Как свидетельствует арбитражная практика, сделать это достаточно сложно (Постановление АС Волго-Вятского округа от 12.03.2015 г. №А28-3813/2014).

      Но в подобных ситуациях возникают налоговые риски признания получения необоснованной налоговой выгоды вновь созданным юридическим лицом.

      Как отмечают судьи, проявлением недобросовестности является создание (выделение) юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности. Особенно это касается применения спецрежимов ради получения налоговой выгоды.

      Если новое юридическое лицо создано исключительно с целью недопущения превышения предельного размера дохода, дающего право на применение УСН, установленного п.4 ст.346.13 НК РФ, то налоговые обязательства будут пересчитаны по общему режиму налогообложения.

      Так, в одном из налоговых споров (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 г. №А04-6709/2014) апелляционная судебная коллегия согласилась с позицией налоговых органов о том, что имело место создание схемы дробления бизнеса в связи с увеличением выручки общества, притом что при превышении ограничений доходов, установленных ст.346.13 НК РФ в размере 60 млн руб., оно утрачивало бы возможность применять УСН.

      Реорганизация: регистрация перехода прав на недвижимость

      Как уже было отмечено выше, реорганизация компании путем выделения зачастую затевается для избавления от «плохих» долгов.

      Накапливая долги перед контрагентами, имея убытки в отчетности, компания принимает решение перевести бизнес на новую компанию. При этом убыточная компания, с огромными долгами перед кредиторами, неликвидными («плохими») активами, в дальнейшем, банкротиться.

      А вновь созданная компания, куда переведены активы, не имеет на балансе кредиторской задолженности.

      Реорганизуемая компания обязана уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации путем публикации сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (абз.2 п.1 ст.60 ГК РФ, п.5 ст.51 Закона №14-ФЗ).

      Важно! Основными признаками, свидетельствующими о преднамеренном (фиктивном) банкротстве реорганизуемой компании, является передача активов вновь выделенной компании, в результате которой реорганизуемая компания неспособна удовлетворить требования кредитора (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 г. №А59-5465/2014).

      РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕМ ВЫДЕЛЕНИЯ: КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ИНФОРМАЦИЮ НУЖНО ПРЕДОСТАВИТЬ ЮРИСТАМ КОМПАНИИ РОСКО?

      Реорганизация — это комплексные и взаимосвязанные изменения структур, обеспечивающих функционирование организации в целом. Реорганизация предприятия не может проводиться одномоментно, внезапно, без глубокой и всесторонней предварительной работы специалистов разного профиля на основе заранее разрабатываемых программ и комплекса, обоснованных мер. Она должна предусматривать целый ряд этапов, охватывающих подготовку, сбор информации, определение направлений работы и их последствий, организационно-техническое и социальное проектирование, практическую реализацию подготовленных изменений.

      Намеченные этапы должны осуществляться последовательно. Завершение каждого этапа представляет собой важный рубеж в выполнении всего проекта. Этапы подразделяются на задачи, реализуемые в разной последовательности: одни задачи раньше других, некоторые — одна задругой, а ряд из них — параллельно.

      При регистрации изменений происходит замена всех учредителей и генерального директора, в результате чего по всем вопросам государственные органы должны будут обращаться к новым представителям компании.

      Главной положительной стороной «ликвидации» в виде регистрации изменений является — скорость «избавления» от уже не нужного бизнеса (не больше недели) и значительная дешевизна данной процедуры.

      Отрицательная сторона — правопреемство новой фирмой прав и обязанностей от ликвидированной фирмы при реорганизации, в результате чего часть требований могут быть выставлены новообразованной фирме.

      При реорганизации происходит слияние двух или более юридических лиц, в результате которого они ликвидируются (официально) и создается одна новая фирма.

      Реорганизация может осуществляться в следующих целях:

      • 1. — раздел бизнеса;
      • 2. реструктуризация активов;
      • 3. объединение бизнеса;
      • 4. вывод активов;
      • 5. отчуждение активов, когда прямые сделки

      Реорганизация юридического лица может осуществляться в следующих формах:

      • 1. — слияние (несколько юридических образуют новую организацию, к которой переходят все права и обязанности каждого из реорганизованных юридических лиц, а сами прекращают свою деятельность);
      • 2. присоединение (присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому оно присоединилось);
      • 3. разделение (реорганизованное юридическое лицо прекращает свою деятельность путем разделения на несколько самостоятельных юридических лиц, при этом распределяя между ними все свои права и обязанности);
      • 4. выделение (реорганизованное юридическое лицо не прекращает своего существования, а передает часть принадлежащих ему прав и обязанностей выделившимся организациям);
      • 5. преобразование (происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, в результате чего реорганизованная организация прекращает свое существование и передает все свои права и обязанности создаваемой организации).

      Юридическое лицо— организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, а также может от своего имени приобретать и осуществлять

      имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

      Признаки:

      Реорганизация – это изменение юридического лица. При этом все права и обязанности либо их часть переходят к другому юридическому лицу, которое образовано в процессе реорганизации. Вновь организованной фирме (компании) в итоге реорганизации передаются надлежащие права и обязанности организации (организаций), которые существовали ранее. Реорганизация проводится в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами, которые регулируют работу отдельных видов коммерческих организаций. Решение о реорганизации юридического лица вправе принять его учредители (участники) или орган юридического лица, уполномоченный на проведение такой процедуры учредительными документами. Такая реорганизации считается добровольной. Существует и принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения либо выделения. Проводится в случаях, установленных законом, для этого необходимо решение уполномоченных государственных органов или суда. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в следующих формах.

      1. Слияние. Таким образом возникает новая организация, происходит передача ей всех прав и обязанностей организаций, участвующих в слиянии, с прекращением последних. Передача прав и обязанностей осуществляется в соответствии с передаточным актом.

      2. Присоединение означает прекращение одной или нескольких организаций с последующей передачей всех их прав, а также обязанностей другой организации. Оформляется передаточным актом.

      [2]

      3. Разделение. Это прекращение организации и передача ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям. При разделении все права и обязанности организации переходят к двум или нескольким новым, вновь создаваемым организациям. Оформляется разделительным балансом.

      4. Выделение. Это создание одной или нескольких организаций.

      Им передается часть прав и обязанностей реорганизуемой организации, однако без прекращения последней. Передача прав и обязанностей проводится в соответствии с оформлением разделительного баланса. Организация может преобразовываться в коммерческую организацию иной организационно-правовой формы.

      Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

      1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

      Реорганизация организации – один из видов организационных действий, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц.

      Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

      В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

      Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

      В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

      Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

      При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

      При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

      При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

      При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

      При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

      При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

      [3]

      Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

      Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

      Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

      Учитывая иерархию норм права российского законодательства, первостепенную роль разрешения вопроса реорганизации юридических лиц играет Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ). Специальными источниками права выступают федеральные законы:

      • «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 (далее — Закон № 208-ФЗ);
      • «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 (далее — Закон № 14-ФЗ);
      • «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее — Закон № 129-ФЗ);
      • иные нормативно-правовые акты.

      Законодательство в данной сфере отличается своей масштабностью и детальным регламентированием. Рассмотрим представленные нормы права применительно к каждой форме реорганизации.

      Ст. 57 ГК РФ закреплены следующие формы возможной реорганизации:

      • слияние привлекательно равноправными потерями каждой из участвующих сторон. Характеризуется прекращением существования двух или более организаций и переходом их прав к новому юрлицу.

      Обратите внимание!

      Универсальное правопреемство при реорганизации характеризуется переходом всего имущества, соответствующих вещных прав, обязательств.

      Основание — передаточный акт (ст. 59 ГК РФ) и разделительный баланс (до 2016 года ГК РФ содержал понятие разделительного баланса, но с связи с изменениями в ГК РФ термин был исключен, тем не менее он присутствует, как в тексте Закона № 14-ФЗ, так и Закона № 208-ФЗ).

      • Присоединение — реорганизация, проводимая путем передачи комплекса прав и обязанностей одного юридического лица к другому существующему без сохранения первого.
      • Разделение — противопоставление процессу слияния, прекращение деятельности организации с одновременным созданием нескольких новых.
      • Выделение — выход как минимум одного юрлица из состава существующего. При выделении происходит частичный переход прав.
      • Преобразование — изменение организационно-правовой формы (к примеру, преобразование ООО в ЗАО).

      Рассмотрим ряд ключевых моментов указанной процедуры (на примере ООО и АО) и соответствующий общий порядок действий.

      При слиянии руководящие органы организаций преследуют цель по созданию нового юрлица с большим объемом прав и возможностей в рамках предпринимательской деятельности. Государственной регистрации подлежит факт ликвидации двух или более фирм и внесение сведений о вновь созданной организации.

      В рамках акционерного общества решение о слиянии закрепляется в договоре (ст. 16 Закона № 208-ФЗ), а у ООО присутствует только решение собрания участников о слиянии (ст. 52 Закона № 14-ФЗ). Из процесса нельзя исключить обязательное уведомление кредиторов о текущем принятом решении прекратить деятельность. По общему правилу ГК РФ правопреемство происходит в рамках передаточного акта. Имущество, права и обязанности переходят к вновь созданному юрлицу при внесении изменений в ЕГРЮЛ.

      При реорганизации в виде присоединения руководители преследуют цель объединения своих активов и принимают решение прекратить деятельность одной организации в пользу другой. Очевидными плюсами присоединения являются увеличение фирмы, стоимости ее имущества, возможностей и влияния на экономический рынок.

      Присоединение подлежит обязательной государственной регистрации, как и факт ликвидации присоединенного юрлица и изменения, вносимые в его учредительные документы. При этом данная фирма сохраняет за собой все первоначальные реквизиты (ОГРН, ИНН).

      Выбранный метод подразумевает под собой составление и подписание заинтересованными сторонами договора о присоединении (ст. 17 Закона № 208-ФЗ) или принятия решения о таковой форме реорганизации (ст. 53 Закона № 14-ФЗ). Оно предусматривает обязательное надлежащее уведомление кредиторов о том, что деятельность юрлица прекращается, а все обязательства переходят к присоединяющей стороне.

      Процедура реорганизации в форме выделения достаточно давно используется на практике в разных сферах хозяйственной жизни. В этой связи основные правила ее проведения зафиксированы в таких нормативных актах, как ГК, НК и отраслевых федеральных законах. Особенностью рассматриваемого процесса выступает тот факт, что образованная вновь компания является частью существовавшей ранее, но при этом ее учредители выступают как владельцы отдельной структуры. Они имеют возможность издавать собственные нормативные акты и распоряжаться своим расчетным счетом.

      Оформление права собственности на недвижимость

      Процедура реорганизации в форме выделения считается самым сложным вариантом преобразования предприятия. В результате процесса образуется одна или несколько новых компаний. Следует сказать, что этот итог характерен практически для всех форм преобразования. Образованным структурам передается определенная доля обязанностей и прав при продолжении функционирования основного предприятия. Реорганизации в форме выделения свойственно сингулярное преемство. Оно невозможно при иных видах преобразования компании.

      В соответствии с законодательными положениями, такое изменение структуры предприятия может быть как принудительным, так и добровольным. В первом случае оно происходит по ФЗ, регламентирующему защиту конкуренции. Например, если предприятие ведет предпринимательскую деятельность и обладает монополией на ту или иную услугу либо продукцию, государство может принудить его к реорганизации в форме выделения. Это обеспечит создание искусственной конкуренции. Аналогичная ситуация может возникнуть и с компанией, являющейся некоммерческой. Если ее монополия приносит значительную прибыль, она вынуждена будет провести преобразование. При этом реорганизация юридического лица в форме выделения допускается, если отдельное предприятие сможет существовать на рынке товаров или услуг в одиночку. Такие процессы должна рассматривать судебная инстанция. В случае принятия соответствующего решения владелец компании либо уполномоченные органы должны провести преобразование в установленный срок. В соответствии с нормами законодательства, он должен длиться не менее полугода.

      Самый сложный случай, так как, помимо всего прочего, нужно еще решить вопросы, связанные с ценными бумагами.

      1. С территориальным органом по ЦБ заключается договор на депозитарное обслуживание.
      2. Кроме того, если речь идет о ЗАО, подписывается документ об оказании консультационных услуг на рынке ценных бумаг.
      3. В территориальный орган по ЦБ подается заявление установленного образца с приложением решения о выпуске акций, копии свидетельства о регистрации АО, подтверждения перечисления госпошлины. В результате акции регистрируются и передаются на хранение в депозитарную систему. На эту процедуру отводится до 15 дней, а если еще направляются запросы в другие органы – до 1 месяца. Если следует отказ, он должен быть мотивированным. В случае положительного исхода выдается свидетельство о государственной регистрации ценных бумаг.

      Как видите, сделать предстоит немало. Чтобы Вы еще больше убедились в сложности данной процедуры, предлагаем рассмотреть некоторые значимые особенности, которые в обязательном порядке следует учитывать в таких случаях. Кстати, юристы «МК-Правовые технологии» прекрасно с ними знакомы и готовы выполнить всю работу за Вас. С учетом времени, которое Вы сэкономите, стоимость услуг совсем незначительна, тем более, что мы постоянно отслеживаем рынок и предлагаем такой прайс, который интересен широкому кругу потенциальных клиентов.

      Существуют разные факторы, под действием которых реорганизация ООО в форме выделения может стать необходимой. Например, один из собственников, участвующих в трудовом процессе, решил вести дела самостоятельно. Необходимость в преобразовании может возникнуть с целью оптимизации менеджмента в нескольких структурах. Зачастую для предотвращения ликвидации проводится реорганизация общества. Форме выделения свойственно предоставление не только прав, но и обязанностей. При этом последние могут быть и долговыми. После этого дочернюю структуру можно признать банкротом. С мелкими долгами в таком случае рассчитается основное предприятие, продолжив, таким образом, свое функционирование.

      Также стоит сказать, что вновь сформированная компания не обязана по НК платить пошлины, налоги и сборы за старое предприятие. Реорганизация ООО в форме выделения, таким образом, может использоваться как способ предотвратить накопление задолженности. Безусловно, есть вероятность, что судебная инстанция обяжет компанию ее выплатить. Однако это возможно только в том случае, если будет доказано, что целью ее создания было именно уклонение от уплаты.

      Может касаться ситуаций, когда учредительные документы создаются с нуля или речь идет о корректировке уже существующих бумаг. На данном этапе важно не просто подготовить все необходимое, но и сделать это правильно, чтобы процедура регистрации не затянулась.

      1. Подается заявление установленного законом образца, к которому нужно приложить устав в 2 экземплярах и его электронную копию, подтверждение уплаты госпошлины, выписка из торгового регистра того государства, в котором учреждено предприятие, или иное доказательство юридического статуса (выписка должна датироваться не позднее 1 года до обращения в регистрирующий орган). Если учредитель – физлицо, то необходимо подать копию документа, удостоверяющего личность. Язык бумаг – русский или белорусский. Если потребовался перевод, подпись лица, его производившего, нотариально заверяется.
      2. Регистрирующий орган оформляет юрлицо или мотивированно отклоняет обращение. При положительном исходе на уставе ставится штамп и выдается свидетельство, при отрицательном – заявление со штампом об отказе.

      Изменения и дополнения в учредительные документы вносятся по следующей схеме:

      • реорганизация в форме выделения в РБ выполняется на основании решения собственника или протокола собрания участников юрлица;
      • подготавливаются изменения и дополнения, которые впоследствии регистрируются в соответствующем органе на основании заявления установленного образца;
      • при положительном исходе ставится штамп на устав в новой редакции, при отрицательном – мотивированный отказ. Отрицательный ответ должен иметь письменную форму. Кроме того, его причины должны вытекать из действующего законодательства страны.

      Действия, совершаемые после регистрации организации, образованной в результате выделения

      1. В мастерскую подается заявление на изготовление печати с приложением титульной и первой страниц устава со штампом регистратора, а также доверенности, если обращается представитель компании, а не ее глава. Обычно именно эта стадия вызывает меньше всего трудностей.
      2. Руководитель отдает распоряжение о внесении изменений в трудовые книжки, оформляемое в виде приказа.
      3. В банк подается заявление на открытие счета (необходимо приложить копию устава со штампом, карточки с образцами подписей и оттиск печати). На это требуется до 2 дней, но возможно и более оперативное развитие событий. Все зависит от конкретного финансового учреждения. Правоотношения фиксируются в договоре.
      4. В налоговой инспекции по месту постановки на учет лица, созданного в результате реорганизации ООО в форме выделения, формируется дело. Для этого нужно предоставить: копию свидетельства о госрегистрации, копию решения о назначении директора, копии приказов и договоров (контрактов) с руководителем и главным бухгалтером, копию договора на оказание услуг (если управлять будет сторонняя компания; то же самое касается бухгалтерии на аутсорсинге) и иные бумаги. Кроме того, регистрируется книга учета проверок. Если подразумевается переход на «упрощенку», необходимо приложить и уведомление об этом.
      5. В ФСЗН отправляется письмо-уведомление с приложением копии устава со штампом регистратора, копии свидетельства о госрегистрации, копий приказов о назначении директора и главбуха, копию приказа о сроках выплаты зарплаты.
      6. Отправка уведомления в Белгосстрах с приложением сведений о юридическом лице, его руководителе и главном бухгалтере, их контактных данных и сроках выплаты вознаграждения за труд. На практике нужно предоставить лишь сведения о руководителях, так как регистрирующий орган сам уведомляет о новом юрлице.
      7. В лицензирующий орган отправляется заявление о дополнениях/изменениях с приложением копии устава со штампом регистратора, копии свидетельства о государственной регистрации, подтверждение уплаты госпошлины и иные документы, требуемые для конкретного вида деятельности. В результате выдается новая лицензия.
      8. В соответствующий территориальный орган необходимо направить заявление о внесении изменений в Госреестр ценных бумаг с приложением документа, свидетельствующего об уплате пошлины. В результате сокращается количество акций и выдается письмо с приведением внесенных корректировок вследствие реорганизации (выделения) юридического лица.
      9. Для приобретения книги замечаний и предложений следует предоставить подтверждение оплаты этого документа, оригинал и копию, свидетельствующую о служебном положении руководителя, доверенность (если книга вручается уполномоченному лицу) и данные об адресе, по которому будет она находиться.


      Похожие записи: