Снятие с регистрационного учета это ухудшение жилищных условий

28.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снятие с регистрационного учета это ухудшение жилищных условий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Более-менее четко в статье 53 ЖК РФ определены:

  • условия, при которых применяется понятие «намеренное ухудшение жилищных условий». Под ним понимаются действия граждан с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,
  • последствия совершения таких действий. Это возможность реализации такого права не ранее 5 лет со дня совершения указанных действий.

По причине того, что определение «намеренного ухудшения жилищных условий» в законодательстве отсутствует, вопрос о наличии либо отсутствии таковых действий рассматривается в каждом случае индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. И, как правило, разрешать спорные ситуации практически всегда приходится судам (а как иначе – на то и нужны плохо проработанные законы, чтоб пополнять бюджет и не уменьшать поток судебных дел).

Так, действиями, отнесенными к намеренному ухудшению жилищных условий, судами в разное время признавались:

  • прекращение права собственности на жилое помещение (продажа, дарение и другие сделки, направленные на отчуждение жилья);
  • изменение статуса недвижимости (перевод из жилого помещения в нежилое);
  • отказ от заключения договора социального найма (когда предложенная квартира «не устраивает» нанимателей, хотя она соответствует всем требованиям законодательства);
  • действия, направленные на прекращение договора найма жилого помещения (одностороннее расторжение договора по инициативе нанимателя; невыполнение условий договора найма жилого помещения, повлекшее выселение граждан из данного жилого помещения, и т.п.);
  • выдел доли собственниками жилых помещений;
  • вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми, в результате чего доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в нем, становится менее учетной нормы;
  • расторжение брака с целью получения жилья;
  • намеренная порча жилого помещения, в результате чего оно приводилось в непригодное для проживания состояние;
  • незаконные переустройство, перепланировка жилого помещения в целях уменьшения общего размера его площади;
  • изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;
  • обмен занимаемого гражданином жилого помещения на жилое помещение меньшей площади.

Указанный перечень можно продолжать и продолжать.

Важно отметить, что далеко не все действия граждан, внешне соответствующие приведенному перечню, можно считать намеренными действиями, направленными на получение статуса нуждающихся в жилых помещениях.

Таковыми, например, не являются:

  • рождение в семье ребенка, вследствие чего доля общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, включая новорожденного, становится менее учетной нормы;
  • вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
  • вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей в жилые помещения в качестве членов семьи;
  • расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
  • возникновение проблем с жильем по причинам, не зависящим от заявителя (естественный износ жилища и признание жилого помещения, индивидуального дома или многоквартирного дома в целом аварийным, уничтожение жилища пожаром или иным чрезвычайным происшествием и т.д.);
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
  • отказ от принятия наследства (если потенциальный наследник не проживает в жилище, которое впоследствии может наследовать), дара, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Отдельные случаи, которые не считаются намеренными действиями, влекущими последствия, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ, могут применяться к определенным категориям граждан Российской Федерации.

Так, применительно к военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, неприменимы к последствиям применения статьи 53 ЖК РФ следующие случаи:

  • сдача военнослужащим занимаемого им жилого помещения квартирным органам Минобороны России по прежнему месту службы в связи с переводом к новому месту службы;
  • подача увольняемым военнослужащим, обеспеченным жилым помещением по последнему месту службы, рапорта о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения;
  • отказ увольняемого военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) от реализации выданного ему государственного жилищного сертификата;
  • отказ гражданина, поступившего на военную службу по контракту, от права пользования жилым помещением на правах члена семьи нанимателя по прежнему месту жительства со снятием с регистрационного учета в данном жилом помещении.

Вообще статья 53 ЖК РФ по своему характеру является императивной. То есть граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, по истечении 5 лет со дня их совершения принимаются на учет (а не «могут быть» приняты). Конечно, при этом они должны отвечать другим условиям признания их нуждающимися в получении жилых помещений.

Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий?

Как правило, вопрос по ухудшению жилищных условий встает при условии, что граждане состоят на учете по улучшению жилищных условий либо планируют принять участие в какой-либо социальной программе по их улучшению. Когда госорганы принимают подобные решения, они обычно оценивают все сделки, совершенные гражданами за предшествующие пять лет. Совершение гражданами или их ближайшими родственниками каких-либо сделок, влекущих за собой последующее ухудшение жилищных условий, могут оценить критически. Однако необходимо оценивать каждую ситуацию индивидуально. В Вашем случае можно рассмотреть снятие с регистрационного учета по суду.

Основной критерий для признания условий проживания ненадлежащими — слишком маленькая площадь помещения. В Петербурге одному человеку полагается не менее 9 кв. м общей площади квартиры. То есть на семью из трех человек — минимум 27 кв. м.

Кроме того, есть Постановление Правительства РФ № 47, содержащее требования к жилому помещению, среди которых есть следующие пункты:

  • целостность несущих конструкций и перекрытий;
  • исправность инженерных систем;
  • влажность не более 60% и средняя температура не менее 18 градусов;
  • наличие окон в квартире;
  • размещение жилого помещения не в подвале и не на чердаке.

Если ваша квартира слишком мала для вашей семьи и вы постоянно живете в Петербурге больше 10 лет — можно подавать документы на получение недвижимости от государства. Заявки рассматривает жилищная комиссия — постоянно действующее подразделение администрации каждого района. Одна из задач комиссии — выяснить, имело ли место намеренное ухудшение жилищных условий.

Споры об ухудшении жилищных условий военными регулируются Приказом Министра обороны № 1280. Там перечислены те же условия отказа военным в предоставлении квартиры. Повторно подать заявку на получение квартиры можно также через пять лет.

В этом же документе сказано, какие действия военнослужащих не лишают их права на бесплатное жилье:

  • вселение родственников, не имеющих жилплощади;
  • вступление в брак;
  • расторжение договора об аренде жилья по желанию арендодателя;
  • воссоединение с детьми;
  • сделка с недвижимостью признана недействительной, что привело к потере жилья.

Неумышленное, но «намеренное» ухудшение жилищных условий

В каждом регионе есть свои правовые акты, определяющие ответственность за ухудшение жилищных условий. В Петербурге это закон № 409-61, где в статье 3 перечислены основания для отказа в предоставлении квартиры:

  • раздел или обмен недвижимости;
  • вселение посторонних;
  • отчуждение помещения;
  • выселение гражданина по решению суда за невыполнение договора социального найма;
  • расторжение договора по инициативе нанимателя.

Там же сказано, что петербуржцы, которые получили новую квартиру от города, а потом намеренно ухудшили свои жилищные условия, должны ждать 10 лет, прежде чем подать новую заявку.

Также в региональном законе содержится важное уточнение: вселение в квартиру супругов и несовершеннолетних детей не является намеренным ухудшением жилищных условий. Поэтому семья, которой стало тесно в квартире, потому что родился ребенок, может смело подавать заявку на новое жилье.

Распространена ситуация, когда люди не знали, что их действия подпадают под определение статьи 53 ЖК РФ. Например, один из членов семьи дарит долю квартиры, в которой проживал до брака, родителям. Затем семья пытается встать в очередь на жилье от государства, но получает отказ. И неважно, что наличие доли в квартире никак не улучшало положение этой семьи — площадь была слишком мала для совместного проживания с родителями.

Но если жилищная комиссия отказала в постановке на учет безосновательно, можно восстановить справедливость через суд. Обращайтесь к нам, и вы получите:

  • консультацию юриста по жилищному праву;
  • помощь в составлении искового заявления;
  • защиту в суде.

Снятие с регистрационного учета по месту жительства происходит только при наличии оснований. К ним относится:

  • смена места жительства;
  • признание безвестно отсутствующим по решению судебного органа;
  • смерть или снятие с регистрационного учета умершего гражданина;
  • признание утратившим право пользования жилплощадью по решению суда;
  • обнаружение недостоверных данных в документах или некорректно составленных бумаг;
  • выявление неправомерных действий со стороны должностных лиц при регистрации гражданина;
  • выявление факта фиктивной регистрации по месту жительства.

Основания для выписки могут быть представлены заинтересованными лицами. После получения документов уполномоченные органы осуществляют требуемые действия в течение трех дней.

Если есть такая возможность и необходимость, отметка в паспорте о снятии с учета проставляется в день получения документов.

В зависимости от ситуации процедура снятия с регистрационного учета имеет определенные особенности. Рассмотрим возможные варианты подробнее.

Если необходимо выписать людей, которые фактически не проживают в квартире, возможны два варианта:

  • Гражданин не против выписаться, но не по каким-то причинам не может обратиться в паспортный стол или МФЦ. К примеру, он проживает за границей.
  • Гражданин отказывается выписываться с жилплощади добровольно.

Снять с учета «удаленно» невозможно – заявление должно быть подано в уполномоченные органы лично. Однако в этом правиле есть исключения. Если человек постоянно проживает за пределами территории РФ, он может написать заявление, заверить его в консульстве и отправить по месту регистрации. Этот документ будет иметь юридическую силу.

Когда человек не проживает, но выписываться не желает, придется действовать через суд. Подробно об этом расскажем ниже. Другого способа снятия с регистрационного учета не существует.

Снять с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка до 14 лет можно в добровольном или судебном порядке. Добровольное снятие происходит путем подачи заявления законными представителями ребенка. Если несовершеннолетнему более 14 лет, он подает заявление лично, но с согласия законного представителя. Заявление может быть подано по текущему или по новому месту жительства.

При снятии с учета по новому месту жительства необходимо предоставить следующие документы:

  • свидетельство о рождении/усыновлении или паспорт ребенка;
  • заявление о регистрации по месту жительства;
  • общегражданские паспорта законных представителей;
  • документ-основание для вселения (к примеру, выписка из ЕГРН, заявление родителя о предоставлении жилья и т.п.);
  • согласие второго родителя, если они проживают раздельно.

Сведения о новом месте жительства ребенка поступят по старому адресу в течение трех дней.

При подаче документов по старому месту проживания предоставляются:

  • свидетельство о рождении/усыновлении или паспорт ребенка;
  • заявление о снятии с регистрационного учета;
  • согласие второго родителя;
  • общегражданские паспорта законных представителей.

В некоторых случаях не допускается снятие несовершеннолетнего с регистрационного учета. Так, например, чтобы выписать ребенка без согласия родителей или опекунов, придется действовать через суд.

Если ребенок зарегистрирован в квартире, которая находится в собственности родителей, до наступления совершеннолетия выписка невозможна даже если родители разведутся, и ребенок фактически будет проживать с мамой или папой в другом месте. Это объясняется тем, что расторжение брака родителей юридически никак не влияет на отношения каждого из них с ребенком.

Если осужденный не против выписки, ему потребуется написать заявление и предоставить копию паспорта. Документы заверяются администрацией исправительного учреждения. После того, как он выйдет на свободу, у него будет возможность восстановить регистрационный учет.

Если осужденный отказывается выписываться, потребуется действовать через суд. В этом случае будут учтены различные правовые нюансы – тип жилья (муниципальное или в частной собственности), статус осужденного (собственник или нет) и др. Присутствие осужденного на судебном заседании не обязательно. После получения положительного решения суда его копия направляется в уполномоченный орган.

Снятие иностранных граждан с регистрационного учета на территории РФ происходит в следующих случаях:

  • смерть иностранца;
  • решение суда о снятии с учета;
  • выезд из России;
  • смена места постоянного проживания.

Процедура и сроки снятия с учета иностранца не отличаются от стандартных. Необходимо предоставить документы в уполномоченный орган. Выписка произойдет в течение трех дней.

В случае прекращения семейных отношений бывший член семьи (супруг/супруга, если он/она не является собственником) утрачивает право пользования жилым помещением (ст. 31, ст. 35 ЖК РФ). Исключение, если:

  • право пользования жильем обеспечивается соглашением между сторонами;
  • право пользования жильем сохраняется решением суда;
  • квартира была приватизирована, а бывший член семьи не принимал участия в приватизации, но пользовался жилплощадью изначально.

Во всех других ситуациях для выписки бывшего мужа/жены нужно действовать через суд, а именно:

  • Составить уведомление о необходимости освободить жилплощадь и вручить его бывшему члену семьи. В тексте уведомления прописывается дата освобождения помещения и выписки. Обязательно необходимо получить подтверждение того, что уведомление достигло адресата. Это может быть личная подпись на втором экземпляре или почтовое уведомление о вручении.
  • Если в указанный срок бывший член семьи не освободил помещение, обращаемся в суд. Иск подается в районный или городской суд по месту нахождения квартиры.
  • Решение суда вступит в законную силу через месяц. Истцу будет выдан исполнительный лист.
  • Исполнительный лист передается в службу судебных приставов (ФССП). Сотрудники ведомства обязаны выселить бывшего члена семьи принудительно по истечению срока добровольного исполнения судебного решения.
  • На основании решения суда происходит выписка бывшего члена семьи в уполномоченных органах.

Принудительное выселение подразумевает освобождение квартиры от вещей и домашних животных бывшего супруга/супруги. Кроме того, ему запрещается пользоваться данным жилым помещением.

Зачастую официальных и законных оснований для снятия с очереди на жилье нет, и снимают как правило незаконно, кому-то это дает право подняться в очереди на несколько пунктов вверх и стать ближе к улучшению жилусловий. Если вас сняли с очереди, то единственным способом вновь вернуться в очередь будет обжалование данного решения в судебном порядке.

  • Единственным законным основанием, по которому могут снять с очереди является приобретение вами жилья, что говорит о том, что вы улучшили свои условия и больше в очереди не имеете права стоять.
  • Также основанием будет являться не предоставление документов в отдел учета жилья, которые необходимо ежегодно подавать для нахождения в очереди (выписка из домовой книги, уведомление об отсутствии недвижимости у членов семьи и др.).

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Для оспаривания снятия с очереди на улучшение жилищных условий вам потребуется составить исковое заявление, в котором описать всю ситуацию, сложившуюся со снятием, описать свои доводы, по которым вы считаете, что решение было принято незаконно и подлежит отмене, сослаться на доказательства вашей правоты, и сформулировать требования – признать распоряжение о снятии с очереди незаконным и восстановить вас в очереди на улучшение жилищным условий.


Также необходимо оплатить госпошлину в размере 300 рублей, приложить квитанцию об ее оплате к иску, помимо нее к иску прикладываете

  • распоряжение о снятии вас с учета,
  • документы подтверждающие, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий (выписка из домовой книги, договор соц.найма либо свидетельство о гос.регистрации права, сведения о доходах членов семьи и др.).

Указанный пакет документов с иском необходимо сдать в суд либо отправить его почтой. Рассчитывайте на то, что процесс восстановления в очереди займет у вас значительное количество времени, заседаний будет около 5, а это месяца 4 точно, если не больше.


В суде вам предстоит бороться с администрацией, которая будет возражать и делать все возможное, чтобы вам отказали в удовлетворении исковых требований, поэтому к делу нужно хорошенько подготовиться и иметь множество документов, подтверждающих ваши доводы. Так как отдел по учету жилья будет бороться до последнего, поэтому готовьтесь отстаивать свои права на жилище.


К адвокату обратилась семья из 3 человек, которая раннее стояла в очереди на улучшение жилищных условий, так как проживали в 1-комнатной квартире, являются малоимущими. В очереди стояли на протяжении 5 лет, и на шестой год их сняли с очереди, сообщив об этом по телефону.


Семья решила воспользоваться юридической помощью и действовать совместно с адвокатом. Специалист обратился в отдел по учету и распределению жилья в Подольске, где предоставили распоряжении о снятии семьи с учета на том основании, что семья не соответствует установленным законом условиям, якобы было приобретена квартира. Урегулировать данный спор без суда не удалось, поэтому было принято решение обращаться в суд.


Семья жилья не приобретала, что подтверждается уведомлением об отсутствии недвижимости на территории РФ, которая была заказана в МФЦ и выступала главным доказательством. Было подготовлено исковое заявление, собраны необходимые документы. И за счет грамотно проведенной работы в досудебном порядке, судебный процесс занял у нас всего два месяца и было принято решение о восстановлении семьи в очереди на улучшение жилищных условий.

Несколько лет назад проживающая в столице семья Ильиных (все фамилии в статье изменены) чуть не лишилась квартиры от государства, положенной ей по закону, по вине чиновников. С 1989 года москвичка вместе с дочерью стояла в очереди на улучшение жилищных условий. Проблем, вроде как, не предвиделось: граждане исправно подавали в мэрию справки, не совершали сомнительных сделок с недвижимостью прежде, не прописывали в квартире посторонних людей. Но потом выяснилось, что их уже несколько месяцев как вычеркнули из списка на социальное жильё. В результате Ильины обратились в суд.

Департамент городского имущества своё решение суду объяснил просто: обещанную однокомнатную квартиру семье выдали ещё шесть месяцев назад. Однако Ильины не соизволили вовремя явиться в администрацию и подписать соответствующие документы. Следовательно, статья 41 городского закона № 29 от 14 июня 2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» дает муниципалитету право снять граждан с учета.

Казалось, чиновники все предусмотрели, поскольку статья 41 гласит, что после выхода распоряжения о предоставлении жилья гражданину даётся 30 дней для заключения с мэрией договора социального найма. Если он не уложился в этот срок без уважительных причин на то (например, из-за командировки, болезни или отпуска) либо отказался от предоставленного варианта, распоряжение признают недействительным, а очередника вычеркнут из списка или переставят в его конец – решает городская администрация. Чиновники также предъявили суду решения префектуры, согласно которым Ильины не уложились в предусмотренный законом срок. Однако нигде не значилось, что гражданам отправили почтовое уведомление о выдаче квартиры. По словам истца, о предоставлении жилья никто не сообщал ни устно, ни письменно. Следовательно, не было возможности вовремя заключить договор. Суд удовлетворил иск Ильиных и обязал городскую администрацию восстановить учётное дело.

Часто в качестве формального повода для снятия очередников с учета используют их чрезмерную (по мнению госслужащих) разборчивость. Прошлым летом в Уфе из очереди исключили семью Тереховых – ребенка с инвалидностью и его мать. Прежде городская администрация предлагала им переехать в «двухкомнатку», находящуюся в другой части города. Но женщина вынуждена была отказаться, поскольку дом располагался слишком далеко от больницы, в которой лечился сын. Чиновники решили не предлагать заявительнице другие варианты, а признать её «не нуждающейся» в улучшении жилищных условий.

К счастью Тереховых, вмешалась прокуратура, которая подала в суд иск с требованием отменить незаконное решение. Истец основательно аргументировал свою позицию. Во-первых, Тереховы не вселялись в предоставленное жилье, не заключали договор социального найма и не написали вовремя отказ от двухкомнатной квартиры. Во-вторых, основания для получения бесплатного жилья (инвалидность ребенка и 17-метровая комната в общежитии) по-прежнему остались. Суд посчитал, что муниципалитет не выполнил своих обязательств по улучшению жилищных условий граждан, и обязал власти вернуть Тереховых в очередь на квартиру.

Год назад во Владимирской области произошла еще одна типичная история. Чиновники исключили из квартирной очереди ветерана Великой Отечественной войны, посчитав, что 98-летняя пенсионерка Людмила Смирнова хочет обмануть государство. Двумя годами ранее она продала разваливающийся дом в деревне своему сыну, который проживал отдельно, и тем самым якобы намерено ухудшила свои жилищные условия. Чиновников не смутило, что недвижимость нуждается в капитальном ремонте и находится в глуши. Однако это заинтересовало районный суд, который при рассмотрении дела учёл плохое состояние дома, преклонный возраст женщины, то, что она нуждается в уходе, и родственные связи покупателя и продавца. Суд посчитал, что старушка не преследовала цель намеренно ухудшать свои жилищные условия, чтобы поучить бесплатную квартиру от государства. Более того, после продажи дома как таковых «ухудшений» в жизни пенсионерки не произошло. Благоустроенного жилья Смирнова не имела и прежде, проживает она в том же помещении, что и при постановке на учет, площадь дома в результате сделки не изменилась. Суд вынес решение в пользу пенсионерки.

Иногда, пытаясь сократить очередь на жилье, чиновники доходят до абсурда. К примеру, гражданину могут отказать в улучшении жилищных условий, если кто-то из членов его семьи удачно женился или вышел замуж.

Семья Васильевых (мать, отец и сын) более 20 лет жила в комнате в коммуналке площадью 18 «квадратов» и ожидала, что мэрия выделит им более просторное жилье. Когда до переезда оставалось считанное время, юноша женился. Невеста оказалась владелицей трехкомнатной квартиры в Подмосковье, которую ей подарили обеспеченные родители. Департамент городского имущества посчитал, что теперь у семьи с жильем все в порядке и пора исключить ее из квартирной очереди.

Суд не разделил позицию чиновников и пояснил: если гражданин не состоит на учете и имеет недвижимость, на которую очередники не имеют права (купленная до вступления в брак, приватизированная, унаследованная), власти не имеют права плюсовать эту жилплощадь к метражу заявителей. Другими словами, квартира невесты – ее личное имущество, которое никак не может улучшить жилищные условия родителей ее жениха.

Запрет на поставку на очередь в течение пяти лет действует только тогда, когда местные органы власти или судебный орган имеют неопровержимые подтверждения того, что действия, — предпринятые квартиросъемщиками и уменьшившие общую жилплощадь – это намеренное ухудшение жилищных условий.

При этом существует целый список обстоятельств, при которых говорить о нарушении ст.53 Жилищного кодекса нельзя:

  • вселение и прописка к любому из родителей детей в возрасте несовершеннолетия;
  • вселение и регистрация по месту жительства родителей, мужа/жены и иных близких родственников при соблюдении нормативов, предусмотренных законом;
  • отказ исполнения условий договора дарений квартиры (или доли) любой из сторон;
  • отказ от исполнения договора ренты по инициативе получателя и возврат жилого помещения рентодателю;
  • вселение жильцов на основании временной регистрации по месту пребывания;
  • объявление судебным органом сделки с недвижимостью незаконной.

Характерные черты деяний, относимых к умышленному ухудшению условий проживания, применительно к военнослужащим, описаны в Инструкции «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, служебных жилых помещений и помещений по договору социального найма». К таковым относятся:

  • сознательное изменение распорядка пользования жилыми помещениями;
  • обмен квартиры на меньшую, ведущий к снижению степени обеспеченности жилой площадью каждого члена семьи;
  • заключение брака на фиктивной основе и регистрация супруга/супруги на своей жилплощади;
  • расторжение брака и последующее выделение долей в квартире;
  • нарушение положений договора социального найма квартиры/комнаты, в том числе и продолжительный период неуплаты за пользование жилым помещением;
  • отчуждение квартиры или ее долей в результате дарения или сделки по купле-продаже, последствием которого стало уменьшение учетной нормы на военнослужащего и членов его семьи.

Вместе с тем инструкция содержит условия, когда результатом манипуляций с жильем учетная норма на каждого проживающего снижается, но эти действия не могут расцениваться как умышленное ухудшение кондиций проживания:

В жилое помещение при воинской части, занимаемое военнослужащим, могут быть вселены дети, супруги, родители или иные родственники (по судебному решению), если перечисленные лица:

  • не являлись собственниками жилых помещений;
  • имели жилье, впоследствии признанное непригодным для проживания;
  • потеряли право собственности на недвижимость в связи с вступлением в брак с военнослужащим и переездом к месту его службы;
  • потеряли жилье ввиду вступления в силу решения суда о признании сделки с недвижимостью недействительной и утратой права пользования им.

Норма, прописанная в ст. 53 Жилищного кодекса, далека от идеала при применении ее в реальной жизни. В законе обозначена трактовка действий, обозначенных термином «намеренное ухудшение жилищных условий» и указаны последствия, которые наступят при совершении подобных действий. Однако критерий применения правовой нормы в законодательстве не зафиксирован, как и признак, по которому можно однозначно определить преднамеренность правонарушающих действий.
На основании федерального законодательства региональным властям дано право издавать собственные нормативные акты по применению статьи 53 ЖК РФ. В настоящее время лишь 15 регионов ввели местные законы, регламентирующие действия по учету жилья, в которых содержится алгоритм отнесения деяний граждан, квалифицирующихся как намеренное ухудшение жилищных условий.

Несовершенство и разночтения в законодательной базе по вопросу ухудшения жилищных условий часто ведут к нарушению прав граждан со стороны органов местного самоуправления и немотивированным отказам в признании граждан остро нуждающимися в улучшении жилья. Однако, как показывает статистика, обращение в суд может восстановить справедливость. Количество признанных судом фактов умышленного ухудшения кондиций проживания с целью получения права на государственную помощь при приобретении новой жилплощади, достаточно редки. При вынесении решения суд должен доказать наличие прямой связи между операциями с имеющейся жилплощадью и постановкой на учет по причине улучшения жилья. Действия гражданина и имеющаяся цель должны быть взаимосвязаны, а доказать это практически невозможно.

Нарушение действующей нормы Жилищного кодекса и намеренное ухудшение жилищных условий могут привести к невозможности в течение пяти лет быть признанным нуждающимся в улучшении жилья. Во избежание этого гражданам следует тщательно планировать предстоящие сделки с квартирами, чтобы наличие «лишнего» жилья, которое существует только юридически, не стало препоной к реальной возможности улучшить свои условия с государственной помощью.

Следует знать, что санкция по ст.53 Жилищного кодекса, ограничивающая право граждан в течение пяти лет вставать на учет для получения жилья и участия в федеральных целевых программах, не касается тех, кто ранее был признан нуждающимся в улучшении кондиций проживания.

При получении отказа от регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, гражданину следует обжаловать действия органов государственной власти в суде.

Для того чтобы злоупотребления в области жилищного права были минимизированы, необходимо внесение изменений в жилищное законодательство, которое могло бы детально описать регламент признания факта умышленных действий гражданина, приведший к несанкционированной постановке на квартирную очередь.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Основной критерий для признания условий проживания ненадлежащими — слишком маленькая площадь помещения. В Петербурге одному человеку полагается не менее 9 кв. м общей площади квартиры. То есть на семью из трех человек — минимум 27 кв. м.

Кроме того, есть Постановление Правительства РФ № 47, содержащее требования к жилому помещению, среди которых есть следующие пункты:

  • целостность несущих конструкций и перекрытий;
  • исправность инженерных систем;
  • влажность не более 60% и средняя температура не менее 18 градусов;
  • наличие окон в квартире;
  • размещение жилого помещения не в подвале и не на чердаке.

Если ваша квартира слишком мала для вашей семьи и вы постоянно живете в Петербурге больше 10 лет — можно подавать документы на получение недвижимости от государства. Заявки рассматривает жилищная комиссия — постоянно действующее подразделение администрации каждого района. Одна из задач комиссии — выяснить, имело ли место намеренное ухудшение жилищных условий.

В надежде на более просторную квартиру семья может продать свое жилье и купить крошечную комнатушку. Или переписать ее на родителей, а себе снять квартиру. Но такие действия подпадают под статью 53 Жилищного кодекса РФ, регламентирующую ответственность за намеренное ухудшение жилищных условий. Так называют любые сделки, результатом которых стал дефицит площади: продажа, передача в безвозмездное пользование, дарение, обмен. Также запрещен перевод квартиры в нежилое помещение, фиктивный развод, подселение на свою площадь родственников (за исключением ситуаций, когда им действительно больше негде жить).

Если семью поймали на умышленном ухудшении жилищных условий, ей придется подождать пять лет, прежде чем подать новую заявку, которую жилищная комиссия может удовлетворить.

Споры об ухудшении жилищных условий военными регулируются Приказом Министра обороны № 1280. Там перечислены те же условия отказа военным в предоставлении квартиры. Повторно подать заявку на получение квартиры можно также через пять лет.

В этом же документе сказано, какие действия военнослужащих не лишают их права на бесплатное жилье:

  • вселение родственников, не имеющих жилплощади;
  • вступление в брак;
  • расторжение договора об аренде жилья по желанию арендодателя;
  • воссоединение с детьми;
  • сделка с недвижимостью признана недействительной, что привело к потере жилья.

В каждом регионе есть свои правовые акты, определяющие ответственность за ухудшение жилищных условий. В Петербурге это закон № 409-61, где в статье 3 перечислены основания для отказа в предоставлении квартиры:

  • раздел или обмен недвижимости;
  • вселение посторонних;
  • отчуждение помещения;
  • выселение гражданина по решению суда за невыполнение договора социального найма;
  • расторжение договора по инициативе нанимателя.

Там же сказано, что петербуржцы, которые получили новую квартиру от города, а потом намеренно ухудшили свои жилищные условия, должны ждать 10 лет, прежде чем подать новую заявку.

Также в региональном законе содержится важное уточнение: вселение в квартиру супругов и несовершеннолетних детей не является намеренным ухудшением жилищных условий. Поэтому семья, которой стало тесно в квартире, потому что родился ребенок, может смело подавать заявку на новое жилье.

  • изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
  • обмен жилыми помещениями;
  • невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  • изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
  • вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
  • выдел доли собственниками жилых помещений;
  • отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Распространена ситуация, когда люди не знали, что их действия подпадают под определение статьи 53 ЖК РФ. Например, один из членов семьи дарит долю квартиры, в которой проживал до брака, родителям. Затем семья пытается встать в очередь на жилье от государства, но получает отказ. И неважно, что наличие доли в квартире никак не улучшало положение этой семьи — площадь была слишком мала для совместного проживания с родителями.

Но если жилищная комиссия отказала в постановке на учет безосновательно, можно восстановить справедливость через суд. Обращайтесь к нам, и вы получите:

  • консультацию юриста по жилищному праву;
  • помощь в составлении искового заявления;
  • защиту в суде.

Основной критерий для признания условий проживания ненадлежащими — слишком маленькая площадь помещения. В Петербурге одному человеку полагается не менее 9 кв. м общей площади квартиры. То есть на семью из трех человек — минимум 27 кв. м.

Кроме того, есть Постановление Правительства РФ № 47, содержащее требования к жилому помещению, среди которых есть следующие пункты:

  • целостность несущих конструкций и перекрытий;
  • исправность инженерных систем;
  • влажность не более 60% и средняя температура не менее 18 градусов;
  • наличие окон в квартире;
  • размещение жилого помещения не в подвале и не на чердаке.

Если ваша квартира слишком мала для вашей семьи и вы постоянно живете в Петербурге больше 10 лет — можно подавать документы на получение недвижимости от государства. Заявки рассматривает жилищная комиссия — постоянно действующее подразделение администрации каждого района. Одна из задач комиссии — выяснить, имело ли место намеренное ухудшение жилищных условий.

В надежде на более просторную квартиру семья может продать свое жилье и купить крошечную комнатушку. Или переписать ее на родителей, а себе снять квартиру. Но такие действия подпадают под статью 53 Жилищного кодекса РФ, регламентирующую ответственность за намеренное ухудшение жилищных условий. Так называют любые сделки, результатом которых стал дефицит площади: продажа, передача в безвозмездное пользование, дарение, обмен. Также запрещен перевод квартиры в нежилое помещение, фиктивный развод, подселение на свою площадь родственников (за исключением ситуаций, когда им действительно больше негде жить).

Если семью поймали на умышленном ухудшении жилищных условий, ей придется подождать пять лет, прежде чем подать новую заявку, которую жилищная комиссия может удовлетворить.

Супруга и дочь не будут признаны добровольно ухудшившими свои условия проживания, поскольку в их деятельности не прослеживаются намерения, характерные для лиц, преследующих такие цели. Перечень действий, подпадающих под критерий намеренного ухудшения жилищных условий, можно сформулировать следующим образом.

В первую очередь, к ним будут относиться действия, связанные с вселением на свою жилплощадь других граждан, к примеру членов семьи, или же переселением в специализированные помещения на условиях найма. Отчуждение или неравноценный обмен жилого помещения, принадлежавшего на праве собственности, также будет считаться действием, намеренно ухудшающим жилищные условия.

Еще один критерий, с помощью которого можно выявить, относятся те или иные действия к подобным или нет, — это намерение субъекта встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Для признания нуждающимся с момента совершения намеренных действий должно пройти более пяти лет.

В данном случае супруга и дочь имеют право зарегистрироваться по месту пребывания при воинской части, если являются близкими родственниками военнослужащих.

Имеет ли сотрудник ФСИН право на улучшение жилищных условий?

Как расслужебить квартиру, если нет договора соцнайма?

Снятие с регистрационного учета

В каждом регионе есть свои правовые акты, определяющие ответственность за ухудшение жилищных условий. В Петербурге это закон № 409-61, где в статье 3 перечислены основания для отказа в предоставлении квартиры:

  • раздел или обмен недвижимости;
  • вселение посторонних;
  • отчуждение помещения;
  • выселение гражданина по решению суда за невыполнение договора социального найма;
  • расторжение договора по инициативе нанимателя.

Там же сказано, что петербуржцы, которые получили новую квартиру от города, а потом намеренно ухудшили свои жилищные условия, должны ждать 10 лет, прежде чем подать новую заявку.

Также в региональном законе содержится важное уточнение: вселение в квартиру супругов и несовершеннолетних детей не является намеренным ухудшением жилищных условий. Поэтому семья, которой стало тесно в квартире, потому что родился ребенок, может смело подавать заявку на новое жилье.

  • Совершение каких-либо сделок, направленных на изменение порядка пользования квартирой (например, соглашение о выделе доли или об определении порядка пользования комнатами в квартире);
  • Совершение жильцами сделки обмена жилья, при котором ухудшаются их жилищные условия;
  • Намеренное (фиктивное) расторжение брака.
  • Вселение детей, родителей и иных лиц, объединенных с проживающими в квартире гражданами признаками родства или свойства и ранее проживавшими (зарегистрированными по месту жительства) в другом жилом помещении на территории Российской Федерации;
  • Расторжение городом с жильцами квартиры договор найма или договора социального найма за нарушение жильцами его условий;
  • Совершение сделок дарения, мены, купли-продажи, на основании которой жильцы квартиры произвели отчуждение принадлежащего им жилья или части жилого помещения, после чего они получили право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязательными условиями всех вышеперечисленных действий является то, что они совершаются самими жильцами квартиры (или комнаты в коммунальной квартире), и результатом совершения ими таких действий является то, что приходящаяся на каждого проживающего в квартире (или комнате в коммунальной квартире) площадь уменьшается до такой степени, что становится возможным их постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в городе Москве это общая площадь менее 10 кв.м. на одного человека в отдельной квартире или 15 кв.м. на одного человека в коммунальной квартире) или разделение ранее заведенных на них учетных дел (что дает очередникам право на предоставление нескольких отдельных квартир в рамках улучшения жилищных условий).

Однако, вышеперечисленные случаи вовсе не означают, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеют право совершать вообще никаких действий с занимаемым (или принадлежащим им на праве собственности) жильем, рискуя быть внесенными в список граждан, намеренно ухудшивших свои жилищные условия.

Распространена ситуация, когда люди не знали, что их действия подпадают под определение статьи 53 ЖК РФ. Например, один из членов семьи дарит долю квартиры, в которой проживал до брака, родителям. Затем семья пытается встать в очередь на жилье от государства, но получает отказ. И неважно, что наличие доли в квартире никак не улучшало положение этой семьи — площадь была слишком мала для совместного проживания с родителями.

Но если жилищная комиссия отказала в постановке на учет безосновательно, можно восстановить справедливость через суд. Обращайтесь к нам, и вы получите:

  • консультацию юриста по жилищному праву;
  • помощь в составлении искового заявления;
  • защиту в суде.

К действиям, не являющимся ухудшением жилищных условий, не относятся:

  • Вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
  • Вселение супруга (супруги), родителей, иных категорий граждан, находящихся в определенной степени родства, при соблюдении установленных законом норм;
  • Правовые операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
  • Отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
  • В случае признания судом как недействительной сделки с жилым помещением.

Немало вопросов и разночтений возникает и при толковании законодательных норм и правовых положений в отношении жилищных вопросов, касающихся такой значительной категории граждан, как военнослужащие.

Что же может быть отнесено к намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих? В соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений», военнослужащий лишается права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье в случае осуществления определенных действий.

К подобного рода шагам относятся следующие:

  1. Преднамеренное изменение порядка пользования жилыми помещениями;
  2. Обмен;
  3. Несоблюдение оговоренных условий договора социального найма жилого помещения;
  4. Развод, при котором имело место выделение долей жилого помещения;
  1. Отчуждение частей или всего жилого помещения, в результате чего происходит нарушение (в сторону уменьшения) учетной нормы, касающейся количества квадратных метров, которые должны приходиться на каждого члена семьи военнослужащего.

К отчуждению относятся следующие действия:

  • Добровольный переход жилплощади от одного собственника к другому в результате дарения;
  • Операции по купле-продаже.

При возникновении подобных прецедентов следует лишение права на улучшение жилищных условий сроком на 5 лет. Лишь по истечении этого срока военнослужащий имеет право на повторное обращение по поводу улучшения жилищных условий.

Что касается военнослужащих, то предоставление им социального жилья осуществляется на основании Приказа Министерства обороны № 1280 от 30.09.2010.

В п. 4 настоящего нормативного документа указано, что умышленная корректировка в худшую сторону условий проживания может наступить в результате совершения лицом, проходящим военную службу, определенных действий, которые могут выражаться в существенном уменьшении жилой площади.

Некоторые военнослужащие совершенно сознательно идут на такое уменьшение. Например, они могут совершить любую сделку, результатом которой будет отчуждение всего жилья или же только его доли.

Кроме того, умышленное ухудшение может произойти вследствие изменения порядка пользования жильем, которое может выражаться в неуплате услуг ЖКХ.

Также в том случае, если действия военнослужащего ведут к порче жилого помещения, в результате оно перестает отвечать техническим и санитарным нормам.

Что делать если сняли с очереди на улучшение жилищных условий

Законодательно определено наказание граждан, которые своими добровольными действиями ухудшают свои жилищные условия, в форме отказа на срок пять лет в регистрации органами местной власти как лиц, нуждающихся в дополнительной жилплощади. Возможно также привлечение к ответственности (административной, уголовной) за махинации с мерами государственной социальной поддержки.

Однако определение факта преднамеренности действий в случае постановки на учет в органах местной власти с целью улучшения своих условий проживания — дело достаточно тонкое и спорное — так как, нет определенного нормативного документа, который четко определили бы грань между:

  • действительно бедственным положением человека;
  • его сознательными действиями по части ухудшения жилищных условий.

Поэтому нередко подобные дела решаются и оспариваются гражданами в судебном порядке.

В своей личной практике я сталкивался с таким достаточно часто. Обычно ситуация возникает тогда, когда дети женятся, выходят замуж и ищут возможные способы, чтобы жить отдельно от родителей. Даже прописка молодого супруга/супруги на квадратных метрах свой половины уже можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий. Подобные ситуации регулируются законодательством (ст. 56 ЖК).

Если будут выявлены и доказаны неправомерны действия, то семья лишается права на получение отдельного жилья по молодежной программе сроком на пять лет или же все члены семьи просто исключаются из этой программы. Из личного опыта могу сказать, что я встречал много семей, которые навсегда потеряли право участвовать в программе как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Ситуация усложняется тем, что действие Жилищного Кодекса не одинаково для всех регионов. Что именно подразумевается под этим понятием, решают органы самоуправления на местах. Но существуют единые признаки, характеризующие намеренное ухудшение жилищных условий:

  • человеком были совершены действия, целью которых является постановка на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  • лицо не числится как нуждающийся улучшении условий жизни;
  • совершенные действия считаются преднамеренными, имеют характер злого умысла, чтобы попасть в число нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • совершенные действия уже привели к тому, что человек был взят на учет для улучшения условий жизни.

Подобные ситуации являются основополагающими, чтобы признать условия жизни неудовлетворительными. Но в ходе разбирательств часто выявляется, что это было намеренное ухудшение жилищных условий. Судебная практика имеет массу доказательств подобных фактов. На основании ст. 49 ЖК некоторые подобные действия квалифицируются как намеренные:

  • съемщик социального жилья прописал в нем родственника и затем мотивировал это тем, что квадратных метров недостаточно;
  • необоснованное расторжение недействительной сделки ренты;
  • отказ от сделки дарения;
  • самовольное поселение и прописка временных жильцов.

Основные способы ухудшения условий жизни, которые могут быть признаны умышленными при постановке на учет для получения жилья:

  • Изменение статуса недвижимости. В частности – превращение жилья в нежилое помещение. Это явно сознательное действие. Если владельцу больше негде жить, то может рассматриваться как умышленное ухудшение условий.
  • Уменьшение жилой площади недвижимости. Это может быть, например, превращение зала или спальни в большую кладовку или гардеробную. Подобных вариантов может быть множество, однако они крайне редко рассматриваются как ухудшение условий проживания и, что в данном контексте более важно, такие действия и не являются, фактически, ухудшением. Дело в том, что сейчас при определении площади жилья, приходящегося на каждого из прописанных лиц, используется не жилая, а общая площадь квартиры. Таким образом, администрации будет все равно, как используются помещения и какой они имеют статус до тех пор, пока недвижимость остается жилой.
  • Отказ от заключения договора социального найма. Некоторые лица уже даже после постановки на учет хотят получить не просто какое-то жилье, а очень хорошую квартиру. Как следствие, они могут отказаться заключать договор социального найма, если предложенная квартира их не устраивает. Такие действия считаются умышленными и не дают права требовать чего-то лучшего.
  • Нарушение условий договора социального найма или нарушение условий проживания в квартире. Чаще всего в таких ситуациях подразумевается неоплата коммунальных услуг на протяжении долгого срока (от нескольких месяцев до нескольких лет). В результате владелец/жилец квартиры будет выселен из занимаемой им недвижимости при расторжении договора социального найма в одностороннем порядке или при аресте квартиры. Оба варианта действий также являются умышленными. Исключение составляют ситуации, когда человеку действительно нечем платить за коммуналку и он может это доказать.
  • Прописка новых жильцов. Это самая распространенная и спорная схема. С одной стороны, нельзя назвать умышленными действия, когда собственник квартиры прописывает своих родителей, родственников, жену, ребенка и так далее. Особенно если им больше негде жить. С другой стороны, чаще всего для намеренного ухудшения жилищных условий используется именно эта схема: собираются все доступные родственники и прописываются в одной квартире. Так как количество занимаемой площади будет меньше любой нормы, появляется возможность стать на учет. Подобные ситуации обычно рассматриваются в индивидуальном порядке. Кроме того, в некоторых регионах действуют строгие правила, определяющие, вселение каких лиц и при каких условиях является умышленным или неумышленным действием.
  • Жилья или его продажа с получением квартиры меньшей площади. Самый простой пример: продажа двухкомнатной квартиры с последующим приобретением однокомнатной. Формально – жилищные условия ухудшились, но фактически человек пошел на такую сделку сам, а значит все сделал умышленно. Исключение делается только для отдельных ситуаций, когда продажа была вынужденным шагом.

Следует учитывать один важный момент: умышленными указанные действия станут только в том случае, если после реализации чего-то из описанного выше человек сразу же пытается стать на учет.

Вне зависимости от того, что намеренно ухудшать жилищные условия является по законодательству недопустимым действием, серьезная санкция за данное правонарушение не предусмотрена.

В соответствии со статьей 53-ей Жилищного кодекса закреплено только то, что граждане, если совершат действия, ухудшающие жилищные условия, на протяжении 5 лет не смогут становиться в очередь в качестве нуждающихся в улучшении условий жилья. Данный срок будет отсчитываться с момента совершения действий.

Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В формулировке отказов в постановке на очередь факт намеренного ухудшения жилищных условий прослеживается наиболее часто, что подтверждается практикой жилищных комиссий муниципальных образований. Итак, закон устанавливает последствия намеренного ухудшения жилищных условий, однако не разъясняет, что же именно понимать под «намеренным ухудшением». Это обстоятельство создает богатую почву для «вольного толкования» данной нормы органами местного самоуправления, что нередко приводит к необоснованным отказам в постановке на очередь и в конечном итоге к судебному разбирательству.

Анализ практической деятельности жилищных комиссий позволяет достаточно четко разграничить примеры намеренного и ненамеренного ухудшения жилищных условий.

Классические примеры намеренного ухудшения жилищных условий:

1) Брат дарит дом своей двоюродной сестре, которая зарегистрирована и проживает в другом городе и спустя неделю подает заявление о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

2) Собственник жилого дома площадью, в несколько раз превышающей принятую в муниципальном образовании учетную норму вселяет в данный дом своих племянников, друзей знакомых и т.д. до тех пор, пока площадь дома не станет менее учетной нормы на одного проживающего и сразу же подает заявлении о признании его нуждающимся в жилье.

3) Сын, зарегистрированный в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери и проживающий в ней в качестве члена ее семьи, регистрируется в принадлежащей ему комнате в общежитии площадью менее учетной нормы и подает заявление о постановке его на очередь.

4) Дедушка дарит квартиру своему внуку и спустя год подает заявление в жилищную комиссию о постановке его на очередь.

Таким образом: основополагающими являются действия самих граждан, которые привели к ухудшению жилищной ситуации.

Нередко бывает, что жилищные условия были ухудшены не самими гражданами, а иными лицами. Например, в случае, когда собственник жилья выселяет проживающих совместно с ним граждан через суд. Или наоборот вселяет кого – либо, в результате жилищная ситуация граждан, проживающих совместно с ним ухудшается. Очевидно, что в данном случае нельзя считать эти действия намеренным ухудшением жилищных условий. В данных случаях граждане не сами совершают действия по ухудшению жилищных условий и никак не могут повлиять на эти события.

Встречаются и случаи ненамеренного ухудшения жилищных условий. Классическими примерами ненамеренного ухудшения жилищной ситуации, например, являются: переезд одного из супругов к другому после регистрации брака, рождение ребенка и многие другие. По смыслу своему семья предполагает совместное проживание, поэтому регистрацию одного супруга по адресу другого нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, равно как и рождение детей.

Намеренное ухудшение жилищных условий: чем это грозит очереднику на квартиру

Такое понятие, как ухудшение жилищных условий в нашем законодательстве появилось сравнительно недавно. Соотечественники, преследуя алчные цели, часто намеренно ухудшают свои условия проживания, рассчитывая на помощь государства в их улучшении. Но многие не понимают, что подобны действия считаются преступлением и за это грозит определенное наказание.

Законодательная база в этом направлении несовершенна. Но это не является поводом для того, чтобы попытаться обойти законы и преднамеренными действиями попытаться добавить себе квадратных метров. Это может лишь вас права на улучшение жилищных условий, в лучшем случае, на 5 лет.

Развод как ухудшение жилищных условий — судебная практика

Сегодня развод как ухудшение жилищных условий является нормальной судебной практикой.

Судьи руководствуются статьей 53 ЖК РФ во время разрешения споров. Некоторые семьи намеренно разводятся, чтобы одну из сторон можно было признать нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Если фиктивность разрыва семейных отношений будет доказана, то применяются предусмотренные законом санкции.

Согласно положениям ЖК РФ, ухудшение жилищных условий — это действия семьи, которые приводят к тому, что все ее члены или некоторые из них получают жилье более низкого качества. Часто это происходит в результате развода, когда супруги продают свою квартиру с цель приобрести две небольших. Предусмотрено два случая снижения качества жизни: непреднамеренное и умышленное. Стоит рассмотреть их более подробно.

Оно сводится к тому, что в силу различных жизненных обстоятельств семья или отдельные ее члены становятся малоимущими. Также возможно ухудшение жилищных условий по другим объективным причинам:

  • увеличение числа членов семьи;
  • выселение в судебном порядке;
  • развод;
  • пожар или затопление соседями;
  • различные стихийные бедствия, которые привели к снижению качества объекта недвижимости;
  • выделение детям доли в квартире, в результате чего снижается доля родителей;
  • покупка жилья, качество которого ниже, в результате невозможности содержать имеющееся.

Все это считается объективными причинами, которые влекут к снижению уровня жизни. Они позволяют обратиться в жилищный отдел районной администрации для постановки на очередь с целью получения жилья от государства.

Оно происходит с корыстной целью. Если граждане не попадают под условия программы помощи нуждающимся, они часто умышленно разводятся, чтобы доказать, что являются малоимущими. Согласно ст. 53 ЖК РФ, если будет доказано желание супругов таким образом получить недвижимость от государства, то их снимают с очереди на жилье, а также запрещают обращаться с данным вопросом в течение 5 лет.


Похожие записи: