Сделки с недвижимостью находящейся в муниципальной собственности

27.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сделки с недвижимостью находящейся в муниципальной собственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под сделкой в гражданском законодательстве России понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153). По мнению некоторых ученых, в частности В.И. Ресина, сделка (или как он ее еще называет — операция) представляет собой не только действия граждан, но и «юридический факт, порождающий тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки».

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что сделки характеризуются определенными признаками, а именно:

сделка — волевой акт (действия граждан и юридических лиц);

обязательно соблюдение действующего законодательства при совершении сделки;

сделка направлена на возникновение, прекращение, изменение гражданских прав и обязанностей;

сделка порождает гражданские отношения, т.к. именно гражданское законодательство определяет правовые последствия, наступающие после совершения сделки.

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ СДЕЛОК С МУНИЦИПАЛЬНЫМ НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Этот вариант связан с большими рисками, но при этом вам не потребуется приватизировать своё жильё. На начальных этапах эта задача не потребует вмешательства компаний и организаций, но дальнейшие действия и исход ситуации будет, всё же зависеть от риелторской компании.

Дело в том, что обмен является таковым только на бумагах, на деле это продажа с буфером. Буфер – это недвижимость, которая находится в собственности у риелторской конторы.

При осуществлении продажи, покупатель, сперва приобретает буферную жилплощадь, после чего меняется с вами, и по итогам сделки получает вашу квартиру, а вы в свою очередь получаете деньги от риелторов, по обратной процедуре купли-продажи.

Для осуществления обмена муниципальной квартиры вам потребуется полный пакет документов на квартиру и некоторые справки, предоставление которых потребуется в администрацию, для получения разрешения на обмен. Вам понадобится:

  • Паспорта всех прописанных в квартире;
  • Справка о составе семьи, выписывается из домовой книги в ЖКУ;
  • Выписка с лицевого счёта, подтверждающая отсутствие задолженностей;
  • Льготные справки, если таковые имеются;
  • Ордер или договор найма;
  • Документы, подтверждающие ваше право на приватизацию;
  • Кадастровые документы, в том числе копия кадастрового плана квартиры;
  • Отказ от приватизации, заверенный нотариусом;

Кроме пакета документов обязательных к предоставлению, вам понадобится соблюсти следующие условия:

  • Все лица, прописанные в квартире должны иметь адрес, по которому они будут прописаны после сделки, при этом количество выписываемых жильцов должно соответствовать количеству прописываемых;
  • Обмениваемая жилплощадь должна быть больше 15 квадратных метров.

В данном случае, вы, как продавец можете столкнуться с тем, что покупатель передумает. Приватизация в данном случае уже будет запущена и обратить её будет нельзя. Рекомендуем вам, предусмотреть такое развитие событий и заключить с покупателем предварительное соглашение с задатком. Это позволит вам не прогадать и удостовериться в благонадёжности клиента.

Итог

Сегодня во многих населённых пунктах открывают организации МФЦ. Данная система нацелена на систематизированную подачу документов, по принципу «одного окна». Обратившись сюда, вы сможете в наиболее короткий срок приватизировать свою недвижимость.

Предварительная приватизация позволит вам заранее предусмотреть факт продажи, а в случае если вы проживёте в квартире ещё 3 года, то сможете сэкономить ещё и на налоге.

(2 оценок, среднее: 4,00 из 5) Загрузка…

Источник: https://zakon.center/kvartira/kuplya-prodazha/mozhno-li-prodat-bez-eyo-privatizatsii.html

Несмотря на то что программа приватизации в нашей стране работает уже более двадцати лет, еще есть жилье, где недвижимое имущество не передано в частную собственность.

В нем можно жить, но продавать, дарить и передавать по наследству не получится. Казалось бы, на этом можно и завершить статью. Но, как и в других случаях, есть «лазейки», посредством которых, и невозможное становится возможным.

Поговорим о том, как продать муниципальную квартиру без приватизации.

Как только «новоиспеченный» собственник получает свидетельство Росреестра о собственности, он может продавать квартиру. Поэтому сделку можно осуществить сразу же. Однако здесь нужно учесть некоторые детали.

По договору купли-продажи придется заплатить НДФЛ. Не подлежит налогообложению продажа лишь в случае, если приватизированная недвижимость в собственности более 3 лет (статья 217, пункт 17 Налогового кодекса).

В то же время собственник может рассчитывать на возврат суммы, если продажа осуществляется в связи с приобретением нового жилья. Это право имущественного вычета. Но оно действует только три года и распространяется на тех, кто является плательщиком НДФЛ.

Неприватизированными квартирами называют жилье, которое принадлежит государству и по документам не является частным. Поэтому в данном случае жильцы выступают как наниматели, тогда как государство – это владелец.

Раньше на вопрос «можно ли продать неприватизированную квартиру» ответ был «нет», т.к. подобное жилье подлежало только обмену.

Однако сейчас граждане находят все новые варианты продажи такой недвижимости, но законно ли это?

  • Новая статья на сайте: «Новая программа от Сбербанка «СберПремьер»: особенности и условия», 15.05.2021
  • Новая статья на сайте: «Банковский вклад: что такое, виды, обязанности банка, права вкладчиков», 11.05.2021
  • Новая статья в разделе «Блог», 08.05.2021

Дипломная работа: Исследование сделок с муниципальным недвижимым имуществом

  • ТОП-10 популярных материалов из категории «ЖКХ и ЖКУ», 16.09.2020
  • Подбор материалов по теме мигрантов на дачах и методов борьбы с ними, 06.08.2020
  • Подборка материала за ноябрь 2020 года, 05.12.2020
  • Подборка статей за январь 2021 года, 01.02.2021
  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Гражданский процесс», 07.09.2020

В рассматриваемом деле истцом выступает прокурор Гурьевского городского округа Калининградской области. Судом установлено, что прокурор в интересах муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» обратился с иском к администрации Гурьевского городского округа и гражданину К. для признания недействительным договора. Согласно документу, во владение К. был передан земельный участок. Соглашение датируется 29.10.2012 г., заключено между администрацией Гурьевского района и ответчиком К. Прокурор также требовал вернуть участок в государственную собственность, т.е. в распоряжение Гурьевского городска округа.

По мнению суда, доводы прокурора, защищающего интересы неопределенного круга лиц, основаны на верном токовании положений материального права.

В соответствии со ст. 8 135-ФЗ от 29.07.1998 г., при продаже государственной или муниципальной собственности ее стоимость должна быть определена в рамках оценки.

При этом, оценка стоимости не нужна в случаях, когда стоимость установлена нормативно-правовыми документами.

Согласно закону об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области, при подписании договора купли-продажи по государственным земельным участкам их стоимость определяется в размере, соразмерном рыночной стоимости за участок, свободный от каких-либо построек, если такой договор заключается по решению соответствующего ведомства. Рыночная стоимость земель устанавливается исходя из положений законодательства РФ в сфере оценочной деятельности.

Согласно материалам дела, 29.06.2012 г. администрация Гурьевского района и ответчик К. заключили договор аренды участка земли для целей индивидуального строительства последним. Затем ответчик обратился с заявлением в администрацию о расторжении арендного договора и предоставлении указанного земельного участка ему в постоянное владение.

В печатном издании «Наше время» было опубликовано объявление о намерении предоставить участок в собственность и приеме заявлений на его выделение. 29.10.2012 г. администрация Гурьевского района на основании заявления К. и оценки стоимости, проведенной оценочной компанией, приняла постановление. Согласно документу, арендный договор с К. расторгается и участок переходит в его собственность. Об этом свидетельствует договор, подписанный сторонами.

Ст. 28 Земельного кодекса предусмотрено, что государственные и муниципальные земли предоставляются в собственность за определенную плату. Таким образом, администрация могла рассчитать стоимость подлежащего передаче объекта в собственность ответчика К., принимая во внимание расчеты независимого оценщика.

Согласно приложенным к делу документам следует, что при передаче во владение ответчику К. участка стоимость выкупа установлена администрацией с учетом подготовленного Отчета об оценке. Оценку заказывал непосредственно ответчик, и стоимость участка по ней составила 9 тысяч рублей. Следовательно, говорить о том, что оценка проведена независимой стороной, нет оснований. 15.01.2015 г. на спорный участок было зарегистрировано право собственности с внесением в ЕГРН.

Для внесения ясности в дело прокуратурой Гурьевского района был направлен запрос о проведении оценки стоимости земли в данную оценочную компанию. Руководство фирмы представило в адрес зампрокурора Гурьевского района письменное заверение, что никаких работ по оценке стоимости земель в Калининградской области компанией не проводилось. Дополнительно 19.10.2016 г. судом в указанной компании была уточнена информация о проведенной ранее оценки, в результате получен отрицательный ответ. Документы, подтверждающие проведение оценки земельного участка, к делу не прилагаются.

Суд также запрашивал оценку состояния земельного участка, принадлежащего ответчику К. Согласно описанию, оформленному ревизионным управлением, участок не ухожен, имеет многолетние заросли, обводнен, следов строительства на нем не имеется и он не используется в соответствии с назначением.

Также суд запросил в кадастровом ведомстве справку об участке. Согласно документу, кадастровая стоимость объекта, включенного в государственный кадастр недвижимости, на 01.10.2012 г. составляет 233 000 рублей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что К. не смог привести доказательства того, что выкупная стоимость участка в размере 9 тысяч рублей равнозначна его рыночной стоимости, Суд решил, что выкуп ответчиком К. участка был осуществлен без учета его рыночной стоимости. Из-за этого возникла ситуация, нарушающая права муниципалитета на получение доходов от реализации объекта, которые могли бы быть использованы для нужд муниципального образования, населения городского округа за счет средств муниципального бюджета. Положениями ст. 166 ГК установлено, что сделка признается ничтожной, если она нарушает интересы других лиц. В данном случае нарушены права населения муниципального образования.

Суд правомерно удовлетворил заявление прокурора, признав договор передачи земли в собственность недействительным и указав на перечисленные последствия недействительности.

Что касается указания на истечение срока давности рассмотрения дела, суд также верно определил дату, с которой исчисляется давность: с 03.03.2016 г., когда прокурору района прокуратурой области было поручено провести проверку. Мероприятие было инициировано после обращения руководства городского округа о вероятности нарушения норм законодательства. В обращении указывалось, что по спорному участку между К. и администрацией неправомерно заключен договор передачи земли.

Иных доказательств того, что прокурор узнал гораздо раньше о неправомерном заключении договора о передаче во владение ответчику К. участка и нарушении интересов муниципалитета, на рассмотрение в суд сторонами не представлено.

Доводы заявителя о том, что прокурор знал об уголовном деле в отношении искомой оценочной компании, возбужденном в 2012 г. в связи с деятельностью этой организации, не являются достаточными для отмены решения.

Доводы ответчика К. о том, что рыночная стоимость участка была установлена на основании правильной оценки, судом изучены и по ним сделан вывод, что они не являются основанием для отмены решения. Итак, решение суда первой инстанции областным судом оставлено без изменений.

Таким образом, исходя из рассмотренного дела, сделаны следующие выводы:

  • Продажа муниципального участка без организации аукциона является нарушением интересов других лиц, имеющих право на участие в таких торгах;
  • Оформление в собственность и регистрация права собственности не являются препятствием для признания сделки недействительной;
  • Для определения рыночной стоимости государственной недвижимости, необходима независимая оценка.

Вопрос: Землю купил у администрации, а прокурор внес иск о признании сделки ничтожной, хотя я уже возвел дом, что делать?

По сути, экономический спор возник после того, как представитель хозяйствующего субъекта приобрел у органов местной власти земельный участок.

Вопрос, который требует глубокого изучения: по существующим ли правовым позициям Гражданского Кодекса РФ в части ФЗ №100 прокурор на сделку купли-продажи, указывая на ее ничтожность?

В данном случае имеет место презумпция оспоримости. То есть уличить действия прокурора в нарушении закона можно в срок до одного года после вынесения судебного решения по делу.

Следует пересмотреть ст. ст. 168, 426 ГК РФ, а также п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. №25, где прописан ряд моментов в части заключения сделок и посягания на публичные интересы в рамках антимонопольного законодательства. Кроме того, в ст. 27 Земельного Кодекса РФ рассматриваем ограничения оборотоспособности земельных участков.

Выход – оспорить действия прокурора через обращение в Арбитражный Суд с иском о признании неверного толкования сделки прокурором.

Вопрос: Может ли администрация города продавать землю без объявления цены? Ответ: Цена земельного участка, объявленного администрацией города к продаже в закрытом формате, может не оглашаться. Процедура реализации проходит в таком случае без публичных торгов, но цена должна быть сформирована в размере не ниже ее кадастровой стоимости. Когда цена не регламентируется, следует обратиться с жалобой в Федеральную Антимонопольную Службу, как к органу контроля по ценообразованию и правилами проведения процедуры торгов. Кроме того, возможно нарушается ст. 18 ФЗ-№ 135 «О защите конкуренции».

Исключение из правил: Муниципальное (государственное) имущество отчуждается / продается без цены с привязкой к Положению Правительств РФ №549 от 22.07.2002 г., в котором покупателем признается определенный перечень претендентов. Есть и иные случаи, о которых мы можем рассказать в ходе консультаций.

Вывод: Нормы материального права трактуются региональными судами на местах по-разному. Но доказать свою правоту не всегда удается, даже если на Вашей стороне истина. Вопрос: Что делать, если администрация продала земельный участок с неправильными границами? Ответ: Такие случаи, к сожалению, не являются редкостью, но ошибки в данном случае поправимы.

Во-первых, необходимо разобраться, в какую сторону ошиблись кадастровые инженеры при определении размера участка. Если Вы купили участок, к примеру 10 соток, а выяснилось, что участок всего 8 соток и это Вас не устраивает, нужно будет обращаться в суд для расторжения сделки купли-продажи. Если же участок оказался меньше, но он вас устраивает, то нужно обратиться в администрацию с заявлением о возврате средств за 2 сотки.

Во-вторых, необходимо понять, какого рода ошибка. Техническая она или юридическая? Если инженер или сотрудник Росреестра допустил описку в документах, то это техническая ошибка и она исправляется достаточно просто. Нужно изготовить новый межевой план).

В любом случае ошибка исправима, но, если она идет вразрез с интересами собственника, здесь поможет только обращение в суд. Администрация будет ссылаться на ошибку кадастровых инженеров и навряд ли можно будет получить от них что-то кроме ответа на заявление. Поэтому, если размеры границ Вас не устраивают и нарушаются тем самым интересы, то решать вопрос необходимо только в судебном порядке. Вопрос: В 2016 году муниципальный орган при предоставлении земельного участка посредственно подошел к аренде и допустил ряд нарушений, в 2020 году арендатор решил выкупить земельный участок и муниципальный орган выявил эти нарушения. Какие могут быть действия? Ответ: Нарушения, которые выявил муниципальный орган, могут рассматриваться как возможные к устранению и невозможные для устранения. К примеру, если границы земельного участка были неверно определены, но муниципальный орган готов вновь отмежевать земельный участок и тем самым внести в договор аренды поправку (это устранимое нарушение). Если земельный участок изначально имел с/х назначение, а в документах прописано ИЖС (индивидуальное жилое строительство) и сооружение уже возведено на участке, то такое нарушение будет рассматривать уже в Суде. Но если нарушение не одно, тогда уже можно говорить о некомпетентности или умысле специалистов муниципалитета.

Арендатор в данном случае является стороной потерпевшей, поэтому все убытки которые были причинены по вине арендодателя (муниципального органа), будут возмещены арендатору, в соответствии со статьей 1082 ГК РФ. Самое основное последствие, которое последует за обнаружением нарушений — это расторжение договора аренды муниципальным органом через суд. Однако, именно здесь арендатор должен выступить со встречным иском о возмещении убытков. Вопрос: Имеет ли право губернатор продать имущество муниципалитета?

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Сделки с недвижимостью и их регистрация

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:

  • Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
  • Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.

В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.

Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:

  • По соглашению сторон.
  • В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
  • Истек срок аренды.
  • Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.

Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).

Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И СДЕЛОК С НЕЙ

В процессе аренды муниципального имущества выполняются эти проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ76. Долг перед арендодателем.
  • ДТ19 КТ76. НДС по платежам.
  • ДТ76 (открывается субсчет) КТ68. Удержание НДС с арендодателя.
  • ДТ68 КТ51. Перечисление НДС в бюджет.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
  • ДТ76 КТ51. Погашение долга перед арендодателем.

ВАЖНО! Объект налогообложения образуется в дату оплаты аренды. На протяжении 5 суток фирма должна заполнить счет-фактуру с указанным налогом.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

1. Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

2. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

3. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

1. При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества.

2. При отсутствии или недостижении соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости.

Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.

В случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может: признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости, либо установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок.

3. Правила настоящей статьи не применяются при прекращении действия договора аренды земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства (статья 239.1), при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 279), а также прекращении прав на земельный участок ввиду его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

При переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

4.1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Субъект малого или среднего бизнеса, который арендует государственные или муниципальные здания, в случае их приватизации одновременно с земельным участком, на котором они находятся, не может претендовать на установление выкупной цены исходя из кадастровой стоимости таких объектов. Она должна быть определена на основе отчетов об оценке рыночной стоимости недвижимости (Определение ВС РФ от 06.06.2017 № 306-ЭС17-737 по делу № А55-4072/2016).

Общество с ограниченной ответственностью (далее — общество) арендовало у муниципалитета семь нежилых зданий по договору, заключенному в 2006 г. В 2010 г. между департаментом управления имуществом муниципального образования (далее — департамент) и обществом был также заключен договор аренды земельного участка, предназначенного для эксплуатации арендованных зданий как единого комплекса. Оба договора аренды были зарегистрированы в установленном законом порядке.

За время действия договоров аренды общество несколько раз (в 2009, 2013, 2014 г.) обращалось в департамент с заявлениями о выкупе арендуемых зданий. Поскольку департамент игнорировал данные обращения, общество обратилось в суд и выиграло спор: департамент обязали принять решение об условиях приватизации нежилых зданий и занимаемого ими земельного участка, направить обществу проект договора купли-продажи.

Спустя несколько месяцев между обществом и департаментом финансов и экономического развития муниципального образования был заключен договор купли-продажи зданий, которые являлись муниципальной собственностью, а также земельного участка. Цена недвижимости была определена на основании отчетов об оценке рыночной стоимости и составила 2,5 млн руб. за здания и 98 млн руб. за земельный участок.

Право собственности общества на эти объекты было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Общество, полагая, что выкупная стоимость земельного участка была определена с нарушениями, а именно без применения льготной ставки, действующей на момент обращения с соответствующим заявлением, обратилось в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи в части установления цены выкупаемого земельного участка, а также об установлении выкупной стоимости земельного участка в размере 23,6 млн руб.

4.2. СДЕЛКИ С ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ

При выкупе объекта недвижимости, имеющего коммерческое назначение, между сторонами должен составляться договор аренды, в котором отдельным пунктом описывается порядок и условия проведения данной процедуры. Если такой документ отсутствует, законодательство позволяет оформить новое соглашение, в котором в обязательном порядке должна быть отражена стоимость сделки, сроки проведения расчетов, детально описано помещение.

Обойти право на выкуп можно в следующих случаях:

  1. Договор аренды был расторгнут в одностороннем порядке.
  2. Арендатор нарушил условия сделки, которые законодательством определены как существенные.
  3. На момент подписания соглашения возникли форс-мажорные обстоятельства.
  4. В договоре прописана возможность для арендатора отказаться от выкупа.

Если арендуемое помещение не было включено в список объектов, подлежащих приватизации, то собственник должен подать заявление. Его будут рассматривать в течение трех дней, после чего включат недвижимость в соответствующий реестр. После этого подается заявление на приватизацию, проводится подготовка документов, выполняется оценка помещения (этим вопросом занимается инвентаризационная комиссия или независимые оценщики). При отсутствии спорных моментов в течение месяца информация о приватизации будет опубликована в специализированных СМИ и отражена в соответствующем бюллетене.

Государственная или муниципальная структура может отказать индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации в выкупе арендуемого объекта недвижимости. Основанием в данном случае может стать несоответствие поступившего от претендента предложения нормам Федерального законодательства. В такой ситуации отказ в письменном виде направляется коммерсанту в течение 30 дней с момента получения от него заявления.

Льготный выкуп арендуемых нежилых помещений:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

В России существует Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ, позволяющий выкупить арендуемое у государства или города помещение по преимущественному праву – когда-то действие этого закона должно было закончиться в 2013 году, потом в 2015-м. И вот теперь действие закона вновь продлено, на сей раз до июля 2018 года.

Итак, для начала разберемся, почему же именно «преимущественное право» и как его реализовать в Санкт-Петербурге (в иных субъектах Российской Федерации по аналогии).

Что интересно, ранее (в частности, до 1 января 2009 года) организации и индивидуальные предприниматели могли воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых ими помещений, только если им было направлено уведомление о предстоящей приватизации такого помещения с предложением его выкупа. На сегодняшний они вправе по своей инициативе обратиться за реализацией права преимущественного выкупа недвижимого имущества, которое арендуют.

Дело в том, что имущество у города можно купить только на торгах. Такой порядок установлен законодательством о защите конкуренции (ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Однако ФЗ № 159 позволяет приобрести помещение у города без участия в торгах. Более того, на торгах стоимость помещения будет лишь увеличиваться, а на основании преимущественного права выкупа можно приобрести помещение по максимально низкой цене, предложенной городом.

В ФЗ № 159 указано три основных критерия, которые должны быть соблюдены для осуществления преимущественного права выкупа помещения у города:

  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является субъектом малого и среднего предпринимательство;
  • по состоянию на 01.07.2015 имущество арендуется им непрерывно в течение двух и более лет;
  • отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, по неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи.
  • Если есть желание выкупить арендуемое помещение и все указанные выше пункты выполнены, то можно действовать.

    Обращаем внимание, что в законе существуют и иные условия, но они специфичны, относятся далеко не ко всем желающим выкупить помещение. Общие же правила перечислены выше.

    4.3. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

    Под сделкой понимается юридическое действие, в результате которого граждане приобретают или утрачивают имущественные права на объект, выступающий предметом договора при её проведении между физическими или юридическими лицами.

    Юридически, участники процедуры определяются сторонами. Одна сторона передаёт другой стороне имущественные права, сопровождая процесс оформлением, с участием документации, регламентированной гражданским правом.

    Сделки принято делить на два типа: действительные и недействительные.

    Недействительные прецеденты делят на виды:

    1. Оспоримые, недействительность которых признаётся только судебным решением.
    2. Ничтожные, недействительность которых не требует судебного решения в силу их несостоятельности.

    Они отличаются от действительных тем, что не порождают гражданско-правовых последствий. Каждый действительный договор имущественного характера такие последствия влечёт для обеих сторон. Он преследует цель, которая выражается в правовых последствиях (см. Оспоримые и ничтожные сделки).

    Единой общепризнанной классификации нет, поэтому группы компонуются по совокупности свойств или признаков:

    1. По числу участвующих сторон – односторонние, двусторонние, многосторонние.
    2. По присутствию имущественных обязанностей контрагента – возмездные, безвозмездные.
    3. По моменту возникновения – реальные, консенсуальные.
    4. В соответствии с юридическим целеполаганием, значением для сторон – каузальные, абстрактные.
    5. По зависимости их юридической силы от сопутствующих объективных обстоятельств – условные, обычные.
    6. По размеру стоимости участвующего в процедуре объекта – мелкие, крупные.
    7. По способу проведения – устные, письменные, нотариально удостоверенные, прошедшие регистрацию.

    Перечисленные группы ассимилируются в правоотношениях имущественного характера, в том числе, возникающих на рынке недвижимости.

    Прецедент обеспечивается взаимодействием двух сторон – субъектом и объектом.

    Субъект волеизъявляет собственное участие в имущественной процедуре, направленной на управление объектом.

    Стоит отметить, что все имущественные процедуры, проводимые с недвижимостью, определяются как крупные.

    Для них требуются письменные соглашения и по преимуществу, удостоверение нотариуса и регистрация в записях Росреестра. В остальном, они способны дифференцироваться по свойствам.

    Юридические прецеденты имущественного характера, связанные с объектами недвижимости, выступают в разновидностях:

    • купля-продажа;
    • мена или обмен;
    • дарение или пожертвование;
    • завещание;
    • аренда;
    • безвозмездное пользование (ссуда);
    • рента.

    В них присутствуют, в разной степени, характеристики видов гражданских правоотношений. За счёт этого способы передачи имущества приобретают законодательную опору и вступают в силу после требуемого юридического оформления.

    Заведомо нужно предоставить сведения об отсутствии препятствий в виде запретов и обременений, не допускающих недвижимость к участию в гражданских правоотношениях.

    Перед подписанием основного соглашения часто оформляется предварительный договор.

    Им стороны подтверждают свое согласие заключить главную сделку некоторое время спустя.

    Например, когда будет полностью освобождено помещение или покупатель накопит требуемую сумму средств для приобретения квартиры.

    Важно, что уже на стадии предварительного договора фиксируются цена квартиры и срок ее продажи.

    Предварительный договор должен включать в себя все те основные пункты, которые будут присутствовать и в последующем соглашении по купле — продаже. Иными словами оговариваются предмет предстоящей сделки (описание квартиры), стоимость недвижимости и процедура расчетов, а также срок заключения основного договора.

    Нередки случаи, когда через некоторое время после заключения сделки она признается судом недействительной и договор расторгается. В этом случае придется возвращать деньги, а что делать, если они уже потрачены? Учтите, что срок исковой давности по сделкам с недвижимостью составляет от 1 года до 10 лет, в зависимости от конкретных обстоятельств.

    Чаще всего, чтобы признать сделку с недвижимостью недействительной, срок оспаривания составляет 3 года с момента обнаружения обстоятельств, послуживших причиной для иска. Поэтому нужно заранее знать, какие условия позволяют обращаться в суд.

    Любая сделка заключается на добровольной основе. Если какой-либо из сторон удастся доказать, что она приняла решение по причине давления из вне, то суд расторгнет такую сделку. Поэтому любое принуждение — потенциальная причина неприятностей в дальнейшем. Если же вас принуждают к совершению сделки, постарайтесь это зафиксировать.

    Суть договора мены состоит в том, что стороны договора приобретают в собственность имущество без использования денежных знаков. или с минимальным их использованием. Денежные средства в договоре мены используются для выплаты разницы в стоимости передаваемого имущества, если одно обмениваемое имущество имеет большую стоимость по сравнению с другим.

    Если Продавец не видит оплаты или принципиально не признает, что средства поступили на его счет, Покупатель рискует не получить обещанное ему по договору имущество. Например, если договор заключен на условиях предоплаты, оспаривание Продавцом факта получения денег согласно ст. 486 ГК РФ может стать основанием:

    • приостановления передачи имущества Покупателю;
    • выставления Покупателю претензии;
    • отказа Продавца от договора.

    Если Продавец принимает решение урегулировать спор путем направления претензии, конфликт может быть исчерпан при подтверждении Покупателем факта перевода денег. Однако, в случае прекращения сотрудничества, Покупатель может лишиться как потраченных средств, так и купленного по договору имущества. Если по сделке приобреталась дорогостоящая вещь (автомобиль или иная техника), оспаривание Продавцом факта оплаты и расторжение договора нанесет Покупателю существенные убытки.

    Не получив денежные средства, Продавец имеет право потребовать:

    • оплаты цены за переданное имущество;
    • перечисления процентов за просрочку;
    • возмещения ущерба, который возник у Продавца из-за просрочки.

    При направлении в суд заявления с требованием оплаты товара или возмещения ущерба, Покупателю придется потратить время и нервы на сбор подтверждающих документов и судебные разбирательства, а также на юридическое сопровождение конфликта.

    1. Комментируемая статья определяет правила исполнения договора купли-продажи недвижимого имущества, связанные с обязательным соблюдением особого порядка передачи проданного объекта недвижимости. В п. 1 данной статьи речь идет о том, что передача недвижимости от продавца к покупателю в обязательном порядке оформляется специальным документом — подписываемым сторонами передаточным актом либо иным документом о передаче.

    Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи содержит диспозитивное правило, согласно которому обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. При этом согласно положению абз. 2 п. 1 ст. 224 ГК РФ вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Однако законом или договором может быть предусмотрено иное. В частности, если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, то вещь признается переданной ему с этого момента (п. 2 ст. 224 ГК).

    Указанное положение находит свое подтверждение и в судебно-арбитражной практике. В частности, в соответствии с Определением ВАС РФ от 17 апреля 2008 г. N 4823/08 было отказано в передаче дела по иску о регистрации перехода права собственности на нежилые помещения для пересмотра в порядке надзора, так как, если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не требуется подписание сторонами отдельного документа о передаче отчуждаемого из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

    Стороны своим соглашением могут установить и какой-либо иной порядок передачи недвижимой вещи. Так, например, арбитражными судами было подтверждено надлежащее исполнение продавцом обязательства по передаче недвижимости покупателю в ситуации, когда фактически недвижимость была передана ранее в рамках существовавших между сторонами арендных отношений, а в договоре купли-продажи было указано, что данный договор имеет силу передаточного акта.

    Рассматриваемая норма является специальной по отношению к общему правилу п. 1 ст. 224 ГК РФ, которое не предусматривает необходимость подтверждения вручения вещи специальным документом о передаче (передаточным актом).

    В отличие от общего правила ст. 224 ГК РФ, в соответствии с комментируемой статьей обязательство считается исполненным только при наличии двух юридических фактов: 1) вручения имущества покупателю; 2) подписания сторонами документа о передаче.

    Введение указанного требования в отношении недвижимости вполне оправданно, учитывая особый правовой режим данных объектов права в системе объектов гражданского оборота. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Кроме того, в соответствии с общим правилом п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

    Учитывая действующий в отношении недвижимого имущества правовой режим, представляется, что именно документ о передаче подтверждает состоявшееся вручение покупателю недвижимого имущества его продавцом. К примеру, нельзя считать обязательство исполненным в результате передачи продавцом покупателю ключей от помещения. В силу необходимости подтверждения государством существующего права только передаточный акт свидетельствует, что состоялось вручение недвижимого имущества покупателю именно с теми индивидуально-определенными характеристиками, которые стороны определили в договоре.

    2. Уклонение одной из сторон договора от подписания передаточного акта рассматривается как отказ от исполнения договора продажи недвижимости и может повлечь за собой различные неблагоприятные последствия. В частности, покупатель вправе потребовать передачи ему вещи (п. 2 ст. 463, а также ст. 398 ГК) либо возмещения причиненных убытков, продавец же может требовать от покупателя принять товар или сам отказаться от исполнения договора. Также стороны могут использовать санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (гл. 25 ГК), например взыскать предусмотренную договором неустойку.

    3. Подписание продавцом и покупателем передаточного акта лишь удостоверяет факт исполнения ими договора купли-продажи недвижимости в части передачи имущества и не влияет на переход права собственности на недвижимую вещь, поскольку возникновение права собственности у приобретателя недвижимой вещи законом связывается с момент��м государственной регистрации данного права (п. 2 ст. 223 и п. 1 ст. 551 ГК), а не с передачей вещи.


    Похожие записи: