Право на недвижимое имущество полученное от приватизации

26.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на недвижимое имущество полученное от приватизации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Нужно ли регистрировать ранее возникшее право на квартиру

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

В муниципальной коммунальной квартире на станции ВДНХ жили две семьи, обладающие в равной степени правами на приватизацию, включая молодого человека, с одной стороны, и девушку, с другой.

Родители девушки и родители молодого человека в один прекрасный момент съехали, оставив молодых людей в одной квартире.

К этому времени у пары сложились отношения и был заключен брак, а семьи параллельно оформили приватизацию.

Через пару лет брак «не заладился» и начался передел собственности.

Спор возник относительно приватизированной квартиры – с одной стороны — куча родственников, участвовавших в приватизации, с другой стороны – супруги, считающие приватизированную квартиру подлежащей разделу как совместно нажитое имущество.

Естественно, суд выносил решение в соответствии с законодательством, регулирующим приватизацию помещений жилищного фонда и признал квартиру не подлежащей разделу при разводе семейной пары.

Однако шума было много, и судебные заседания проходили очень напряжённо с судебными штрафами и выдворением особо эмоциональных участников из зала заседания.

Краткий перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению на приватизацию:

  • Документы, удостоверяющие личность гражданина и иных лиц, которые имеют прописку в объекте.
  • Прежний договор об аренде или найма социального типа.
  • Ордерный документ на объект (как восстановить ордер на квартиру, если он утерян, подробнее здесь).
  • Документальное разрешение на приватизацию ото всех лиц, прописанных в объекте.
  • Документация технического характера на объект.
  • Выписки из книги домового типа (должны быть заверены).
  • Сведения об оплате платежей коммунального типа за прошедшие три месяца.
  • Документ, подтверждающий, что данный гражданин ранее не получал услуги приватизации.

В некоторых случаях могут потребовать дополнительные документы после рассмотрения заявления. Кроме того, весь перечень документов, который может потребоваться, изначально можно посмотреть в специализированном органе, который занимается данными вопросами. Обычно такая информация указывается на стендах.

Все нюансы раздела приватизированной квартиры

В тексте документа указываются:

  • адрес, количество комнат и подсобных помещений, а также метраж объекта, который передается в собственность;
  • стороны договора;
  • соотношение долей, если собственников более одного;
  • подписи всех участников сделки.

При получении новым собственником договора можно считать, что приватизация вошла в завершающую стадию.

В нем указываются все требования и условия, при которых граждане получают право собственности.

Договор подтверждает, что жилое помещение передано гражданину посредством специального штампа, проставленного на документе представителем муниципалитета, уполномоченного заверять данные бумаги. Сторонами, участвующими в составлении соглашения, считаются жильцы, которые претендуют на право собственности и муниипалитет.

В 2019 году договорной характер сделки регулируют несколько правовых актов, таких как:

При этом ГК РФ содержит общие правила составления договоров, в том числе и приватизационных. Переход прав собственности и ее регистрацию регулирует ФЗ № 218, в котором прописаны условия проведения приватизации.

Участвовать в программе могут все граждане РФ, при этом перерегистрация прав собственности не является обязательной.

  • Каждый вправе сам решать – оформлять ли квартиру или продолжать жить в ней по договору социального найма.
  • Начальным этапом вступления в программу является обращение с заявлением в муниципальные органы, на территории которых находится данное жилое помещение.
  • Признание права получения жилья в собственность осуществляется на основании пакета документов, представленных гражданином, требующихся в соответствии с российским законодательством.

Законодательством определено, что в процедуре имеют право участвовать только те, кто имеет постоянную регистрацию по данному адресу основании договора социального найма.

  1. При определении собственника квартиры устанавливается – один ли гражданин претендует на жилье, или оно будет делиться на доли между несколькими претендентами.
  2. Необходимо помнить, что право приватизировать жилое помещение предоставляется каждому гражданину один раз, исключением являются граждане, которые участвовали в программе будучи несовершеннолетними, после достижения ми возраста 18 лет они получают это право еще раз.
  3. Необходимо учитывать, что приватизация квартиры военнослужащими, если они проживают в закрытых военных городках, невозможна, то же самое касается служебного жилья МВД РФ или комнаты в общежитии.
  • Самое сложное во время оформления собственности — соблюсти все необходимые условия и собрать все необходимые документы, часто процесс длится не один месяц.
  • Многие не имеют возможности и необходимых знаний для того, чтобы соблюсти все процедуры, поэтому обращаются за помощью к специалистам в этой области.
  • В случае обращения к юристам необходимо:
  • заключить договор об оказании юридических услуг;
  • оформить доверенность, заверить ее у нотариуса, тогда сотрудники юридической фирмы смогут действовать от имени клиента.

Если же вы решили оформить и собрать все документы самостоятельно, необходимо внимательно изучить весь перечень требуемых документов, заранее узнать, где, в какой организации выдают ту или иную справку, какое время эта справка действительна, чтобы не пришлось тратить свое время и повторно заказывать какие-либо документы.

Для оформления договора о приватизации, муниципалитет должен располагать определенной информацией о жильцах квартиры, самом объекте недвижимости.

Вся требуемая информация содержится в следующих документах:

  • паспорт или свидетельство о рождении всех участников программы;
  • заявление от всех прописанных в квартире о согласии на приватизацию;
  • заверенные нотариусом заявления тех жильцов, которые не желают участвовать в программе;
  • техпаспорт на жилое помещение;
  • договор социального найма, который подтверждает, что жильцы используют объект на законных основаниях
  • справки, подтверждающие, что все заявители ранее не использовали право на приватизацию.

Все эти сведения станут основанием для регистрации права собственности в Росреестре.

Договор приватизации – что это за документ, как правильно оформить, нюансы

Лицо, которое решилось на приобретение приватизированной квартиры, в первую очередь должно ознакомиться с документами на квартиру, проверить статус жилья по общедоступным реестровым сведениям. Для начала нужно заказать выписку из кадастрового органа. Стоимость такой выписки составляет всего 200 рублей и доступна она абсолютно любому лицу, даже тому, кто не является собственником.

Кроме того, в публичной кадастровой карте можно проверить статус жилья по его адресу. Однако сведения в данном источнике не всегда достоверны и не дают полной картины ситуации.

Что касается документации, то следует ознакомиться с теми бумагами, на основании которых нынешние собственники владеют квартирой:

  1. Соглашение о приватизации. Следует обратить внимание на круг лиц, которые указаны в соглашении в качестве участников приватизации, а также на отметки государственного органа, осуществившего приватизацию.
  2. Свидетельство о регистрации права собственности в государственном реестре. Согласно законодательству, право собственности, не поставленное на учёт, не признаётся государственными органами и не является основанием для распоряжения имуществом.

Если же квартира находится в общей совместной либо долевой собственности нескольких лиц, то следует получить письменное согласие каждого из них на продажу. А при наличии среди владельцев несовершеннолетних и недееспособных лиц следует потребовать от продавца разрешение от органа опеки и попечительства на продажу доли такого совладельца.

Если же жильё находится в долевой собственности с чётко выделенными долями, необходимо позаботиться о том, чтобы покупателю были переданы свидетельства о праве собственности на долю, которые оформляются нотариусом при осуществлении раздела собственности по долям.

После заключения письменного соглашения составляется также акт приёма-передачи жилья, после чего осуществляется оплата договорной стоимости. Лишь после этого покупатель сможет зарегистрировать жильё на своё имя в уполномоченном органе.

При покупке квартиры опасность все же не столь существенная. Ведь если права малолетнего были нарушены в 1994 году, то сейчас гражданину уже 22 года. Значит, время для судебной защиты прав уже прошло.

Доказать гражданину, что жилплощадь приватизирована с нарушениями, будет очень сложно. Судьи считают, то гражданин после 18 лет должен был точно знать, что его права нарушены. Если не обратился раньше в суд, значит, пропустил срок.

Для этого и нужно заявление от несостоявшихся владельцев, что они претензий не имеют. Дата подписания заявления и будет считаться днем, когда гражданин узнал об ущемлении своих прав.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ)

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

Подпункт 8 пункта 2 статьи 3 применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением: (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

8.1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 01.04.2019 N 45-ФЗ)

8.2) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

4. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ

Основным законодательным актом, который регулирует все положения процедуры приватизации, является ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», закрепляющий что:

  • приватизировать жилище могут те граждане, которые зарегистрированы в данной квартире на постоянной основе;
  • оформление требует согласия всех совершеннолетних лиц, проживающих в муниципальном или государственном жилье;
  • в случае, если в квартире проживает несовершеннолетний, от него может потребоваться согласие при условии, что ему исполнилось 14 лет;
  • правом воспользоваться приватизацией могут все граждане страны, но только один раз, и т.д.

Данный нормативный акт является основным источником правил приватизации, а также средством регулирования действий как граждан, так и уполномоченных на проведение процедуры органов.

Ответы на приведенные выше вопросы можно найти в ФЗ №1541-1, регулирующем процесс приватизации. Общий порядок устанавливает статья 2 этого Закона. В частности, в ней сказано, что граждане, которые занимают жилые помещения государственного либо муниципального фонда на условиях соцнайма, вправе с согласия совместно проживающих с ними лиц, достигших совершеннолетия, а также возраста 14-18-ти лет, приватизировать недвижимость.

Первое и самое основное для чего осуществляется приватизация жилья, так это то, что вы становитесь единым собственником квартиры и можете проводить с ней различные операции, такие как: продажа, обмен, дарение и передача в наследство. Также вы сможете спокойно сдавать ее в аренду, чего нельзя было сделать, когда квартира была частью социального договора. Тогда было необходимо разрешения собственника, которое не так уж и легко получить.

Конечно, стоит отметить и тот факт, что никто не посмеет выселить вас с вашего жилья без объяснений и предоставления альтернативного жилья.

Из недостатков можно отметить лишь тот факт, что вам каждый год придется определенную сумму налога на ваше имущество, но эта цифра не так велика, как может показаться на первый взгляд. Стоит отметить и то, что вам придется самостоятельно делать ремонт в жилых помещениях за свои деньги, а не государственные. И такие операции, как замена труб или утепление дома тоже придется оплатить из своего кармана. Но это не идет ни в какое сравнение с тем фактом, что вы получаете огромный капитал в виде собственной недвижимости.

Если же не желаете становиться совладельцем квартиры, то смело можно оформить отказ от приватизации, который сделать очень легко, но при этом необходимо нотариально его заверить. Данная ситуация предусмотрена законом и не запрещается. Поэтому отказавшемуся лицу нужно будет написать официальное заявление, в котором он напишет отказ от участия в приватизации в пользу другого члена семьи. При этом отказавшейся не потеряет своих прав на проживание на территории данной квартиры, но не сможет претендовать на ее долю или в дальнейшем распоряжаться ей по своему усмотрению.

Существует два допустимых способа оформления отказа от квартиры, когда приватизируют муниципальное жилье:

Каждый имеет свои особенности, плюсы и минусы. При выборе конкретного варианта нужно ориентироваться по требованиям действующего Административного регламента того муниципального образования, где находится приватизируемая квартира и происходит переоформление.

Нотариальное оформление требуется, когда заявитель не желает или не способен лично подать его сотруднику администрации при регистрации пакета приватизационных документов. Например, если гражданин находится в другом городе, не может присутствовать по состоянию здоровья или попросту не желает тратить свое время.

Самое главное, что нужно запомнить отказавшимся, это то, что отказ от приватизации оформляется вручную и лично гражданином, который решил не участвовать в приватизации. В подобном документе нужно указать свои паспортные данные и заполнить дополнительный бланк с информацией. Затем это заявление заверяется нотариально, и пути обратно нет. Впоследствии, вы не сможете претендовать на какие-то права в данной приватизированной недвижимости.

Нельзя не сказать, что отказ от приватизации может пагубно сказаться на других участниках процесса. Документ отказа в пользу другого лица должен быть правильно оформлен, согласно правам и законам, и приложен к огромному пакету документов, который также включает:

  • Заявление, подписанное всеми членами семьи;
  • Удостоверяющие документы;
  • Ордер или справка о праве проживать в данной квартире;
  • Доверенность с согласием проводить подобные операции от лица других граждан или их отказ;
  • Справка из БТИ;
  • Выписка из архивной книги;
  • Выписка из ЕГРП о статусе приватизированной квартиры;
  • Выписка об отсутствии задолженности по коммунальным услугам. А если такие есть, то вам придется их погасить в первую очередь.

Если же был проведен ремонт c изменением планировки, то нужно будет предоставить узаконивающий документ. А если приватизируют жилье, в котором проживают несовершеннолетние, то понадобиться разрешение родителей на представление их интересов в данном вопросе. Более подробный список документов вы сможете найти в центре приватизации или узнать после консультации с нотариусом.

Все граждане, которые зарегистрированы по постоянному месту жительства в жилом помещении на основании договора социального найма имеют право участвовать в приватизации.

Совершеннолетнее дееспособное лицо имеет право на отказ от участия в процессе приватизации, по своему желанию.

Кроме этого, если совершеннолетний гражданин до момента приватизации выпишется из муниципальной квартиры, то он в своем случае потеряет право на участие в ее приватизации.

Но стоит учитывать следующее: если в квартире с самого рождения было зарегистрировано несовершеннолетнее лицо, оно будет иметь право участвовать в приватизации даже при снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

Сделка по приватизации обязательно требует согласия от всех совместно проживающих совершеннолетних граждан, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Все эти граждане вправе подавать заявления о намерении участвовать в приватизации.

Жилые помещения могут передаваться в общую долевую собственность, а также в собственность одного из проживающих в квартире лиц.

Не достигшие совершеннолетия лица «автоматически» становятся обязательными участниками приватизации.

Гражданин, который отсутствовал в момент приватизации, но, в свою очередь, имеет право в ней участвовать, сохраняет его за собой после возвращения с военной службы или с места лишения свободы.

В ст. 252 ГК РФ содержится положение, что общее недвижимое имущество, которое принадлежит нескольким собственникам, можно разделить по соглашению между ними.

Лишить собственника своей части в квартире после приватизации можно только в следующих случаях:

  1. Если достигнуто добровольное согласие дольщика. В результате переговоров стороны приняли взаимное решение, которое устраивает всех собственников.
  2. Лишение права собственности на основании судебного решения. Бывают такие случаи, когда судом выносится решение о прекращении права собственности либо выставление доли квартиры на торги. Такая ситуация возможна при задолженности по коммунальным платежам в больших размерах или равных стоимости доли.
  3. Еще один вариант — принудительный выкуп малозначительной доли. Когда часть имущества собственника мала и ее невозможно реально выделить, кроме этого она не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может лишить собственника малозначительной доли, заменив на обязательство остальных участников выплатить ему компенсацию.

Пример

Имеется трехкомнатная квартира, собственниками которой являются Иванов и Петров. Иванов имеет долю в размере 5/6, а Петров 1/6. Иванов обратился в суд с требованием принудительного выкупа доли Петрова, на основании ее малозначительности.

Специально организованная судом комиссия определила, что часть квартир, которая принадлежит Петрову, действительно малозначительна, не имеет существенного интереса и не может быть отдельно выделена.

Оценку комиссии Петров не оспаривал и получив свою денежную компенсацию, перестал быть собственником малозначительной доли.

Недвижимое имущество может находиться в общей собственности, где для каждого лица определяется его конкретная часть (долевая собственность) или вовсе без определения долей (совместная собственность).

Для того чтобы приватизировать жилое помещение обязательно потребуется разрешение всех граждан, которые имеют право получить конкретный объект в свое владение.

Оформление квартиры в собственность

Существуют три основных вида собственности:

  1. Индивидуальная собственность (только один собственник);
  2. Долевая (несколько владельцев с четко выделенной частью имущества);
  3. Совместная (несколько владельцев общего имущества, которое не разделено на доли).

Долевая приватизация представляет собой владение и пользование жилым имуществом по соглашению всех участников приватизации. Если выделить долю не представляется возможным, собственнику может быть выплачена денежная сумма равная стоимости части имущества.

Если все участники приватизации совместно решили распределить доли самостоятельно, то такое разделение имущества должно быть оформлено соответствующим соглашением, которое требует нотариального удостоверения.

В тех случаях, когда участники приватизации не могут самостоятельно договориться о разделе имущества, и равная долевая собственность их тоже не устраивает, такой спор полномочен решить суд.

Если один из участников приватизации решил отказаться от своей части, то она делится поровну на остальных претендентов.

Выделение доли в приватизированной квартире может происходить в натуре или в процентном соотношении. Каждый участник приватизации имеет право на свою часть недвижимого имущества.

Чтобы выделить долю в натуре, необходимо обратиться в суд с заявлением, приложив к нему необходимые документы на саму квартиру.

Разделить квартиру в натуре смогут только в том случае, если каждому собственнику достанется полноценная изолированная комната такой квартиры.

Для этого судом создается специализированная комиссия, которая определяет на месте возможен ли выдел доли или нет. В последствии на основании решения комиссии суд выносит свое мотивированное решение.

Данный документ четко определяет, какая конкретная часть недвижимого имущества и ее размер будет принадлежать конкретному лицу после регистрации такого документа.

соглашения начинается с даты и места составления договора, а также в нем указываются:

  • реквизиты сторон (паспортные данные, адреса регистрации);
  • вид имущества (квартира, дом);
  • его местоположение (адрес, подъезд, этаж);
  • полные технические характеристики недвижимости (количество комнат, квадратура);
  • сведения о том, какая доля имущества будет принадлежать каждому лицу;
  • иная информация (когда документ вступает в силу, количество экземпляров и т.д.);
  • подписи сторон.

Для его правильного составления лучше обратиться к квалифицированному нотариусу, который поможет учесть все нюансы, а также заверит документ.

Термином «приватизация» обозначается процесс, в результате которого имущество, прежде находившееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся частным лицам или организациям. Обычно этим словом обозначают лишь бесплатное оформление жилья, однако на самом деле приватизированы могут быть любые объекты – от предприятий до природных ресурсов.

В России приватизация началась вместе с экономическими реформами 90-х годов после распада СССР. Хотя интенсивность процесса и резко снизилась, до сих пор разгосударствление во многих сферах продолжается. В значительной части предприятий государство планирует сохранить за собой лишь минимальный контроль («золотую акцию»), передав большую часть акций частным владельцам.

Когда квартира считается приватизированной

Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:

  • Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
  • Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
  • Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
  • Конкурсная продажа.
  • Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
  • Продажа через публичное предложение.
  • Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
  • Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
  • Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.

Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:

  1. Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
  2. Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
  3. Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.

Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.

ВАЖНО: Перечень способов и порядок преобразования, приведённые выше – исчерпывающие. Никакие другие способы или варианты в России применяться не должны.

А теперь посмотрим, кто может выступать в качестве нового владельца имущества и что конкретно может быть приватизировано.

В качестве покупателей при приватизации могут выступать как физические, так и юридические лица. Однако здесь есть ряд ограничений. В частности, ст. 5 ФЗ № 178 устанавливает, что в процессе не могут принимать участие следующие лица:

  • Сами УП и учреждения, как государственные, так и муниципальные.
  • Общества, в уставных капиталах которых доля государства или местного самоуправления выше 25%. Это ограничение не касается случаев, когда приватизация имущества происходит путём внесения его в увеличивающийся уставной капитал (ст. 25 указанного закона).
  • Компании, которые зарегистрированы в офшорах. Какая территория или государства считается офшорной зоной, устанавливает заранее Минфин России.
  • Компании, которые сами офшорными не являются, но находятся под их контролем (согласно законодательству о защите конкуренции).

ВАЖНО: Все перечисленные выше ограничения не касаются недвижимости – земли и построек. Как бы ни повернулось дело, недвижимое имущество физически останется на месте, а его правовой статус может быть урегулирован заново.

Кроме того, хозяйственные общества не могут быть покупателями приватизируемых долей в своём капитале, ранее принадлежавших государству или местному самоуправлению. Приобретать эти доли могут только третьи лица, пусть даже и участвующие в обществе.

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.

Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:

  • дом не должен относиться к категории аварийных;
  • помещение не является общежитием;
  • оно не находится на территории городка при воинской части;
  • оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).

ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.

Есть также условие, относящееся и к приобретателю жилья в бесплатном порядке: он либо не должен был вообще ранее участвовать в приватизационном процессе, либо участвовал, будучи несовершеннолетним. После того, как однократное право взрослого реализовано, муниципальные квартиры можно лишь выкупать, но не получать бесплатно.

Прежде, чем приступить к оформлению квартиры в собственность, следует ознакомиться с законодательными нормами.

Базовым документом является ФЗ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». В начале этого года в него были внесены изменения, по которым оформление муниципального жилья в собственность не ограничено временными рамками.

Напомним, ранее властями планировалось, что приватизационный процесс должен был завершиться весной 2021 года.

То есть, теперь москвичи вправе приватизировать собственную квартиру в удобное для них время при условии готовности всех необходимых документов.

Причастными к приватизации могут быть все заявители, которые зарегистрированы в муниципальной квартире. При этом возраст граждан во внимание не принимается. Поэтому совладельцами площадей могут стать даже совсем маленькие дети.

Быть включённым в приватизационный процесс является правом, а не обязанностью лица. Например, если в браке только жена приватизировала квартиру, то она будет являться и ее собственностью. Впрочем, в случае развода её супруг сохранит за собой право пользования жильём.

Не вправе быть задействованными в приватизации люди (за исключением несовершеннолетних), которые уже раньше получили жилье таким способом.

Для столичных жителей существует административный регламент Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы. Его текст можно скачать на нашем ресурсе.

В данном документе расписан весь процесс оформления квартир в собственность: состав и порядок подачи документов, процедура их рассмотрения, сроки осуществления приватизации. А также из текста упомянутого правового акта станет понятно, чем завершается предоставления помещения в индивидуальную собственность.

Ст. 4 закона 1541-1 определяет категории жилья, которое нельзя приватизировать. К ним относятся:

  • жильё в аварийном состоянии;
  • комнаты в общежитиях;
  • жилые помещения в закрытых военных городках;
  • служебные квартиры (за исключением жилфонда сельхозпредприятий);
  • помещения жилфонда стационарных учреждений соцзащиты, находящегося в сельской местности.

При этом в той же статье закона оговаривается, что собственники жилья, относящегося к двум последним категориям перечня (либо его распорядители с согласия собственников), могут принимать решения о приватизации таких помещений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы проверим и исправим информацию.


Похожие записи: