ФЗ об упрощенном порядке регистрации прав на недвижимое имущество

26.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ об упрощенном порядке регистрации прав на недвижимое имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Даже учитывая более простую схему регистрации, пакет документов не так уж мал.

Для постановки на регистрационный учет нужно будет представить:
  1. Декларация, описывающая сам объект недвижимости. Форма ее строго регламентирована. Бланк декларации можно найти на официальном сайте Регистрационно-кадастровой службы. Заполнять декларацию нужно абсолютно на все объекты недвижимости: жилые дома, гаражи, бани, беседки, сараи, амбары, теплицы, погреба и другие вспомогательные строения. Если на участке несколько строений, то каждое из них декларируется в отдельности.

Подают вышеуказанный документ всегда в двух оригиналах по каждому недвижимому объекту. Первый подлинник остается на руках у лица, подающего документы, а второй будет храниться в регистрирующем органе.

ВНИМАНИЕ !!! Услуги по заполнению деклараций оказывают ряд юридических консультаций. Но и самостоятельно можно заполнить данный документ. Инструкция по правильному заполнению декларации представлена на указанном сайте Росреестра.

  1. Копия общегражданского паспорта лица, подающего документы на регистрацию. При личной подаче документов оригинал паспорта необходимо иметь при себе.
  1. Документы не обязательно подавать лично. Это может сделать представитель владельца недвижимости при условии оформления доверенности на подачу документов для постановки на регистрационный учет. Доверенность должен заверить своей подписью и гербовой печатью нотариус.
  1. Само заявление об осуществлении действий по регистрации объекта индивидуального жилищного строительства. Подается оно в единственном экземпляре.
  1. Квитанция, которая подтверждает внесение государственной пошлины в надлежащем размере.

ВНИМАНИЕ !!! В настоящее время физические лица оплачивают регистрационные действия в размере 2000 рублей. Этот документ не обязательно подавать сразу. Оплатить можно позднее. Но процесс рассмотрения документов регистрационная служба начнет только после подтверждения уплаты пошлины.

  1. Надлежащим образом оформленный кадастровыми специалистами технический план недвижимого объекта.
  1. Документ, определяющий право данного лица на тот земельный участок, на котором возведено соответствующее строение.

Оформление в собственность дома по упрощенной схеме

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Изменения в Закон о государственной регистрации недвижимости по пунктам

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав). (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4.-5. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.

1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее — реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — опорные межевые сети). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

Что такое дачная амнистия и как ей воспользоваться

1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 — 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

4. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее — исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее — образованный объект недвижимости);

6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

Одним из главных грядущих событий является объединение двух баз по недвижимости — Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) и создание на их основе Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Создание одного реестра, содержащего сведения о правах на недвижимость, об ограничениях и технических характеристиках, существенно упростит процедуры кадастрового учета и регистрации прав.

В настоящее время оформление сделок на рынке недвижимости выглядит следующим образом. Человек сначала должен пойти в кадастровую палату и по- ставить объект недвижимости на кадастровый учет. И только затем он может начать заниматься регистрацией прав. При этом заявителю необходимо подавать разные пакеты документов в Росреестр и кадастровую палату для проведения данных процедур. Все это, конечно, очень неудобно.

Вступление в силу Закона о недвижимости упростит процесс оформления документов на недвижимость и сэкономит время заявителя. С января 2017 года заявители смогут получать услуги по кадастровому учету объекта и регистрации прав на него одновременно. В регистрирующий орган нужно будет подать одно заявление, и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более семи дней, а на постановку на кадастровый учет — не более пяти дней.

Однако в тексте закона предусмотрено не так много случаев, когда государственная регистрация права и кадастровый учет объекта действительно осуществляются одновременно, а именно:

  • при создании объекта недвижимости, для которого не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • образовании объекта недвижимости;
  • прекращении существования объекта недвижимости;
  • государственной регистрации ограничений и обременений.

Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав. Закон о недвижимости позволяет при личном обращении подавать сведения без привязки к месту нахождения недвижимости, то есть желающий пройти процедуры госрегистрации сможет обратиться в любое удобное подразделение Росреестра или МФК. По ныне действующему законодательству заявитель должен обращаться в территориальный орган по месту расположения объекта недвижимости.

Законом о недвижимости предусмотрено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменений сведений, содержащихся в ЕГРН, ранее внесенные сведения сохраняются. То есть появляется история объекта недвижимости — в реестре будут сохраняться все операции по нему, которые можно будет получить в одной выписке.

Выписка из ЕГРН с 01.01.2017 года будет теперь главным документом, подтверждающим право собственности гражданина на недвижимость. Форм выписок из ЕГРН несколько, все они утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378. Приказом предусмотрены следующие формы выписки:

  • форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  • форма выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости;
  • форма выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
  • форма выписки о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • порядок заполнения утвержденных форм.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, представляются Росреестром в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. При этом Закон о недвижимости сокращает не только сроки регистрации, сведения из Единого реестра недвижимости также будут представляться быстрее. Если необходима выписка об объекте недвижимости, ее можно будет получить в течение трех дней вместо пяти.

Статья 62 Закона о недвижимости содержит норму о том, что сведения ЕГРН являются актуальными только на момент их предоставления из реестра. Это очень важное уточнение, поскольку уже в день выдачи документа сведения, содержащиеся в реестре, могут измениться, и соответственно лицо, запрашивающее сведения, должно понимать, что на них не следует полагаться длительное время.

Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 утверждены расценки за представление сведений, содержащихся в ЕГРН. По сравнению с расценками ЕГРП они выросли.

Так, стоимость выписки из ЕГРН об объекте недвижимости в виде бумажного документа для физических лиц составит 750 руб., для юридических лиц — 2200 руб. За представление выписки в электронном виде размер платы меньше (это касается всех форм выписок): 300 руб. для физического лица и 600 руб. для юридического. Тарифы вступают в силу с 01.01.2017.

В настоящее время плата за представление выписки о зарегистрированных правах на объект недвижимости в бумажном виде составляет 200 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических, в электронном виде — 150 и 300 руб. соответственно.

Введена новая услуга — достав — ка документов курьером. Для того чтобы органы регистрации прав доставили готовые документы в любое удобное место и время, всего лишь нужно при подаче заявления указать способ получения «курьерская доставка». Данная услуга является платной.

Еще одно нововведение — кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться без участия правообладателя. Закон о недвижимости предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведом — ственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправле- ния, судов и нотариусов при принятии ими решений. Например:

  • МВД России — информацию об изменении сведений о физлице;
  • ФНС России — информацию об изменении сведений об организациях и ИП;
  • органов ЗАГС — сведения о смерти человека;
  • нотариусов — сведения о выдаче свидетельства о праве на на — следство.

Хочется надеяться, что тесное межведомственное взаимодействие будет способствовать усложнению всевозможных мошеннических действий на рынке недвижимости.

Однако, как всегда, не все так гладко. Есть моменты, которые станут сложнее.

Значительно увеличен перечень оснований для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав. В статье 26 Закона о недвижимости закреплено 55 оснований. При этом вызывает опасение возможность «широкого» применения такого основания приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав, как непредставление (непоступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам (подп. 5 п. 1).

Можно получить отказ по причине непредставления в Росреестр информации по межведомственным запросам не из-за отсутствия сведений как таковых, а из-за того, что уполномоченный орган не представил соответствующих сведений в установленный законом срок.

Вместе с тем Законом о недвижимости предусмотрено, что в случае если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается, то есть получается, что увеличивается и перечень оснований для отказа.

1 Сроки регистрационных действий сокращены, а сроки для при — остановки увеличены. Сроки приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав составят:

  • три месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
  • шесть месяцев — по инициативе заявителя. При этом в Законе о недвижимости уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.

2 Действующий в настоящее время закон не предусматривает условий, при которых документы у заявителя не будут приняты. Закон о недвижимости закрепляет причину, по которой в приеме документов могут отказать. Такой причиной является невозможность установить либо подтвердить личность заявителя.

3 Закон о недвижимости предусматривает, что если пакет документов отправляется по почте, то все документы из данного пакета должны быть заверены у нотариуса, иначе заявление не будет рассмотрено. На сегодняшний момент нужно заверить у нотариуса только подпись гражданина на заявлении.

4 Нет гарантий неприкосновенности зарегистрированного права: нужно прекратить практику истребования у добросовестного владельца (приобретателя) во всех случаях, а пострадавшей стороне только выплачивать возмещение. Наш реестр продолжает сохранять условие о том, что зарегистрированное право может быть оспорено. И получается, что оно может быть оспорено всегда. То есть нет ситуации, когда зарегистрированное право — это действительно объективно существующее неоспоримое право. То есть полагаться на него в гражданском обороте все равно нужно с оглядкой на оспоримость. В Англии, на — пример, каждый может внести запись в реестр в отношении недвижимости. Если по истечении 12 лет никто не оспорил, то право становится «вечным», «неоспоримым». Это и создает стабильность гражданского оборота.

Волнующем вопросом задаются садоводы — «Дачная амнистия до 1 марта 2020 или до 2026?». Сегодня её можно разделить на две части:

  1. Дачная амнистия земельная — действует до марта 2020 года;
  2. Дачная амнистия в части строений — продлили до 01.03.2026 года.

Внимание! Вступил новый закон отменяющий уведомление о начале и конце строительства дома до 1 марта 2021 года только для садовых домов (статья 6 закона № 267-ФЗ от 02.08.2019). Для построек на землях ИЖС и ЛПХ всё остается по прежнему.

Федеральный закон № 340-ФЗ, вступивший в действие с 04.08.2018 года, внес изменения в порядок строительства садовых и жилых домов на участках земли, предназначенных для ИЖС, ЛПХ и садоводства. Теперь возведение и реконструкция объектов недвижимости на таких землях требует уведомления местной администрации.

Законом вводится более четкое понятие индивидуального жилого дома (п. 39 ст. 1 ГК):

  • этажность которого определяется по надземным этажам — не более трех и высотой дома не более 20 метров;
  • дом не должен быть разделен на несколько объектов недвижимости.

Уведомлять о строительстве и реконструкции домов, построенных на участках под садоводство и огородничество, не требуется до 01.03.2021. До этой даты регистрация объектов происходит на основании технического паспорта, где имеется декларация на объект недвижимости. Поэтому садоводам и дачникам до 1 марта рекомендуется зарегистрировать свои объекты в рамках «Дачной амнистии».

В случае, если застройщик получил разрешение на строительство, но до 04.08.2018 не зарегистрировал в Росреестре завершенный объект, ему потребуется известить администрацию об окончании строительства и получить соответствующее уведомление.

Зачастую граждан волнует вопрос дороговизны услуг кадастровых инженеров. Решение этого вопроса было дано в ведение региональных властей, которых наделили правом устанавливать максимальный порог цен на кадастровые работы. Но предельные цены действуют только до 1 марта 2021 года. Таким образом:

  • на территории Московской области действует максимальная цена услуг за 1 сотку в 450 руб., но не более 7000 руб. за один земельный участок;
  • в регионах эти тарифы ниже, например Владимирская область установила для кадастрового определения «амнистируемого» участка тариф в 4 тыс. рублей.

Государство создает все условия для быстрого оформления недвижимости гражданами для учета таких объектов, заполняя базы достоверными сведениями об их количестве и характеристиках. Но основным моментом, является налогообложение земли и строений имущественным налогом и пополнение казны. Именно поэтому многие граждане не стремятся оформлять право собственности жилого дома на дачном участке, несмотря на угрозы признания их самовольными постройками.

Закон о регистрации недвижимости изменили

Тут тоже не всё односложно. Так как амнистия преодолевает 4 этап и состоит из нескольких законов, то для разных строений свои правила.

Для построек на земле под садоводство. Жилой дом и садовый дом до 01.03.2021 года можно регистрировать на основе декларации на объект недвижимости и технического плана. Но если участок под домом не стоит на кадастре и не зарегистрирован в Росреестре. Заметим, что при садовой амнистии не нужно иметь ни разрешений, ни уведомлений о планируемом строительстве, ни о завершении строительства.

Крымским органами власти также был разработан правовой документ, упрощающий механизм регистрации прав на имущество. Он вступил в юридическую силу в начале 2021 года и внес изменения в закон «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым «.

На основании этого документа механизм оформления имущественных прав

упрощен в отношении следующих категорий недвижимых объектов:

В соответствии с принятым нормативным документом единственным условием осуществления регистрации в государственном органе является предоставление документа, являющегося основанием пользования этим объектом (распоряжение или приказ администрации).

В случае если владение недвижимостью было ранее зарегистрировано в реестре, предоставление документа, являющегося основанием имущественного права, не требуется.

Однако данная процедура не осуществляется в отношении тех объектов, которые только строятся или имеют статус построенных, но сведения о них в реестре отсутствуют.

О дачной амнистии смотрите в следующем видеосюжете:

Приватизировать дачный участок стало сложнее. Государственные регистраторы больше не верят на слово и вместо декларации просят предоставить технический план строений. Упрощенная система оформления построек на садовых и дачных участках больше не работает. Такие новшества содержит последняя редакция закона о дачной амнистии 93 ФЗ вступившая в действие с 1 января 2017 года.

Как уже говорилось дачная амнистия некий универсальный термин. Он включает в себя и правила упрощенной регистрации, и отсрочку в получении разрешительной документации на строительство, а также вопросов приватизации земель, вернее, их сроков. Ведь в чистом виде приватизация это бесплатная передача недвижимости от государства (муниципалитета) в частные руки.

Вопрос: На что распространяется дачная амнистия?

В Государственной Думе зарегистрирован законопроект, предусматривающий возможность регистрации прописки на даче. Сейчас такая возможность тоже есть. Но воспользоваться ею можно только по решению суда. Дом должен подходить для круглогодичного проживания и быть привязанным к какому-то населенному пункту. Избушка в чистом поле для этой цели не подходит.

Времени, чтобы успеть дачной амнистией воспользоваться, с каждым днем остается все меньше. Не стоит забывать, что с наступлением 2018 года ни со зданиями, ни с землей, которая не узаконена, нельзя будет проводить никаких юридических действий: продать, подарить, передать по наследству. Надеяться, что срок амнистии еще раз сдвинут, не стоит. А также следует помнить, что законы о штрафных санкциях и налоге в двойном размере вступят в действие уже в ближайшее время.

№ 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»

Милованова M.M.

Необходимо приготовить документ, на основании которого будет производиться регистрация права:

  • акт о предоставлении земли (в собственность, иное обладание, но не в аренду), изданный гос. (муниципальным) органом, учреждением или предприятием (кому принадлежал участок до передачи частному лицу);
  • свидетельство о праве собственности, владения или пользования гражданина на участок старого образца (актуальное и соответствующее законодательству на момент его выдачи, но до вступления в силу ФЗ №122 от 21.07.1997 г.),
  • выписка из похозяйственной книги о наличии у лица права на земельный участок (это касается только земель для ведения личного подсобного хозяйства);
  • протокол общего собрания колхоза, решение администрации совхоза о предоставлении надела;
  • договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве (если первоначальный собственник сменился). Такие документы подаются вместе с теми, которые подтверждают правомочие прежнего правообладателя.

Перечисленные документы могут быть у гражданина на руках, а могут — в муниципальных архивах.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Ознакомиться с документом, который подписал В.Путин, можно на официальном сайте правовой информации. По сути, закон о «дачной амнистии» приняли для того чтобы:

  • разрешить упрощенное оформление документов на владение дачными участками и всеми строениями, расположенными на нем;
  • зарегистрировать дачные дома, садовые постройки, бани, гаражи, сараи, летние кухни;
  • позволить владельцам распоряжаться дачным имуществом, например, продавать его, обменивать, сдавать в наем и арендовать его.

Согласитесь, что земельные участки, которые получали еще наши бабушки, вначале были просто участками земли под засадку огородов. Постепенно на этих участках построили домики, баньки, навесы, подвалы и другие необходимые постройки. Многие в те годы строили эти объекты без всяких разрешительных документов. Все они остались незарегистрированными.

«Дачная амнистия» действовала 13 лет. И только с 4 августа 2018 года приняли новую поправку, которая изменила упрощенный порядок оформления документов. В Градостроительный кодекс ввели новые требования. Теперь предполагается уведомительный порядок оформления бумаг:

  • владелец земельного участка должен заранее уведомить органы местного строительного надзора о предполагаемом строительстве. Например, вы пожелали выстроить садовый домик для хранения инструментов. Или возвести баньку на огороде. Вам нужно построить или расширить дачный домик. Обо всем этом нужно уведомить органы надзора за строительством. Здесь будут контролировать параметры строящегося объекта, следить за процессом стройки, проверять возможность строительства в данном месте. Проконтролируют и качество строящегося объекта. На основании этого уведомления в последствии будут оформлять права на владение этим строением;
  • после завершения строительства, в эти же строительные органы нужно вновь отправить уведомление о завершении строительства.

Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ

Если вы начали строить объект еще до 4 августа 2018 года и не завершили его строительство, то для вас будут действовать следующие правила:

  • в контролирующий строительный орган нужно предъявить только завершающее уведомление об окончании строительства. Ведь если вы не предоставили уведомление о начале стройки, то теперь уже и не сможете этого сделать. Поэтому ввели бессрочное упрощение процедуры оформления документов;
  • органы стройнадзора должны будут проверить объект на его соответствие техническим нормам. Эти нормы должны соответствовать параметрам Градостроительного кодекса РФ.

Еще одним усовершенствованием закона станет изменение правил подачи документов в Росреест. Чтобы зарегистрировать права на объект, орган стройнадзора проверяет соблюдение норм строительства.

А затем направляет заключение в Росреестр. Зачастую на этом этапе бывают нарушения и задержки.

Предлагается упростить подачу документов, предоставив владельцам дачных участков самим отправлять эти документы в Росреестр.

Предлагается продлить действующие правила приобретения земельных участков и для членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (СНТ). На данный момент члены СНТ могут приобретать участки бесплатно.

Для этого не требуется проведение торгов, если данный участок земли предоставлен СНТ до того, как вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации.

Необходимо лишь принятие решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления.

Чтобы получить садовый участок нужно:

  • предоставить схему расположения участка на кадастровом плане территории (подготавливает сам заявитель);
  • протокол общего собрания СНТ.

Дачную амнистию можно определить как упрощенная процедура регистрации в собственность граждан дачных земельных участков, и расположенных на них объектов недвижимости.

Такая схема оформления действовала далеко не всегда! Ранее для оформления собственности на дачную постройку, нужно было подготавливать большое количество бумаг и заниматься дополнительными вопросами, например, получать акт ввода строения в эксплуатацию.

Поскольку большинство дачников являются гражданами пожилого возраста, для них такая процедура оформления была достаточно сложной. В результате чего, на участках возводились строения, которые не были оформлены надлежащим образом.

А значит и право собственности на такие объекты не было зарегистрировано, а у дачников не возникла обязанность уплаты подоходного налога за данное недвижимое имущество.

Помимо этого, если эти объекты юридически «не существуют», то они и не могут быть застрахованы. Это используют в незаконных целях страховые компании, выдающие страховки на постройки, не прошедшие регистрацию.

А в случае наступления страхового случая, выходит, что получить страховое возмещение за строение, которое по документам не существует, по действующему законодательству нельзя.

Для чего и был принят закон, который позволяет владельцам дачных участков получить право собственности на землю и дачные постройки по упрощенной схеме.

В чем заключается смысл дачной амнистии? Суть закона состоит в том, что владелец участка может оформить собственность на него, а также на дачный домик и другие хозяйственные постройки, по специальной, упрощенной процедуре.

Такая процедура заключается в оформлении законных прав на строения на дачном участке, без предоставления в службу Росреестра разрешительной документации на строительство, без которой в обычном порядке нельзя оформить право собственности на объект недвижимости.

При владении участком на правах бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения, дачник имеет право приватизации на безвозмездной основе земли, в соответствии с законом о дачной амнистии.

Земельные участки выдавались гражданам на основе вышеуказанных прав до 2001 г., т.е. до момента принятия ЗК РФ, отменившего действие указанных двух прав.

На сегодняшний день физические лица могут выкупить землю или получить их бесплатно как льготники. Но права на участки должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Подводя итог, смысл дачной амнистии можно определить как упрощенный порядок оформления пользователями участками земли права собственности на бесплатной основе.

Новый закон о регистрации недвижимости

Строились они без всяких разрешительных документов. Но пришла пора узаконивать многочисленные постройки. И оказалось, что это не так-то просто. А без документа дачку ни продать, ни подарить. Процесс же узаконивания оказался чрезвычайно долгим, а часто и тупиковым.

Напомним, что прежде при оформлении права на загородную недвижимость юридическую силу имели документы и справки БТИ, свидетельства о праве собственности, договоры, завещания, свидетельства о праве на наследство. Новый закон наделил такой же силой целый перечень других документов: акты, свидетельства, выписки из хозяйственных книг, справки, подтверждающие факт получения гражданином объекта недвижимости или права на него.

Вступивший в юридическое действие в 2006 году документ должен был действовать на территории страны до наступления марта 2015 года. Однако в феврале указанного года, Президентом был подписан документ, продлевающий срок осуществления регистрации на основании упрощённой процедуры до наступления 1.03.2018 года

.

До наступления этой даты собственниками может быть произведено оформление права на объект, использующийся для осуществления индивидуального строительства

на нем.

Что касается участков, используемых для других целей (возведение подсобных помещений, автомобильных гаражей

), то введенным законом упрощенный механизм не ограничивался каким-то сроком.

Однако в 2014 году вступили изменения, в соответствии с которыми дачная амнистия на подобные земельные участки будет действовать до наступления 2021 года.

2. Каждый объект недвижимости оформляется отдельно. Для дома необходимо подтверждение факта его создания и характеристики. В случае неоконченного строительства от заявителя требуется предоставление разрешения на проведение работ, предусмотренных ст.25.3,п.5 (№122. ФЗ). На реконструкцию дома это требование не распространяется. Срок оформления продлится еще долгое время, значит можно все успеть.

Отдельный механизм оформления собственности заработает для СНТ (садоводческого независимого товарищества). В садоводстве льготы будут действовать до 31.12.2020. Лицам, интересующимся получением выписки в Севастополе, а также постановкой или внесением объектов в огороднический список, следует уточнить алгоритм действий.

В 2015 году после продления периода действия нормативного документа вступили в юридическую силу изменения, в соответствии с которыми процедура регистрации имущественных прав на индивидуальный объект строительства до 2021 года можно будет осуществить без получения предварительного разрешения

на строительство и разрешения на начало эксплуатации недвижимости.

В 2021 году были введены изменения, в соответствии с которыми для земельных участков, на которых осуществляется садоводство и огородничество, после наступления января 2021 года необходимо будет предоставление технических паспортов

, оформленных сотрудниками бюро технической экспертизы или независимыми инженерами по кадастру.

Федеральным законом уточняется обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по образованию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Федеральным законом предусматривается, что органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществляют в установленном указанными органами порядке информирование граждан о порядке строительства объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Госдума приняла масштабные поправки в процедуру регистрации недвижимости

Крымским органами власти также был разработан правовой документ, упрощающий механизм регистрации прав на имущество. Он вступил в юридическую силу в начале 2021 года и внес изменения в закон «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым «.

На основании этого документа механизм оформления имущественных прав

упрощен в отношении следующих категорий недвижимых объектов:

В соответствии с принятым нормативным документом единственным условием осуществления регистрации в государственном органе является предоставление документа, являющегося основанием пользования этим объектом (распоряжение или приказ администрации).

В случае если владение недвижимостью было ранее зарегистрировано в реестре, предоставление документа, являющегося основанием имущественного права, не требуется.

Однако данная процедура не осуществляется в отношении тех объектов, которые только строятся или имеют статус построенных, но сведения о них в реестре отсутствуют.

О дачной амнистии смотрите в следующем видеосюжете:

Приватизировать дачный участок стало сложнее. Государственные регистраторы больше не верят на слово и вместо декларации просят предоставить технический план строений. Упрощенная система оформления построек на садовых и дачных участках больше не работает. Такие новшества содержит последняя редакция закона о дачной амнистии 93 ФЗ вступившая в действие с 1 января 2017 года.

  • Дачная амнистия действует на земельные участки, которые выдавались гражданам до 30 октября 2001 года в бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение — п. 1 и 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. Участки могут быть дачными, огородными, ИЖС или ЛПХ. Граждане, которые получили такие земельные участки до 30 октября 2001 года, могут зарегистрировать их собственность в упрощенном порядке — подробности по ссылке. Данное упрощение бессрочно.
  • На построенные садовые/дачные дома — п. 12 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Упрощение действует до 1 марта 2021 года — ст. 5 Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ. Чтобы зарегистрировать такой дом в собственность, достаточно оформить на него несколько документов — подробности по ссылке.
  • На хозпостройки (баню, гараж, сарай и т.п) — п. 17 ст. 51 ГрК РФ и п. 11 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Упрощение действует до 1 марта 2021 года — ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 N 267-ФЗ. В чем упрощение прочтите ниже — ссылка.

Небольшое отступление — если нужна бесплатная юридическая консультация, напишите онлайн юристу справа внизу или позвоните на 8 (круглосуточно и без выходных для всех регионов РФ).

Здесь все зависит от нескольких факторов: 1) На каком участке построен жилой дом — на ИЖС и ЛПХ или на садовом/дачном участке. 2) На какой стадии строительства находится дом — еще не построен, частично построен или уже построен. Каждую ситуацию я разобрала ниже по ссылке.

Другие статьи

Как изменить ВРИ: с ИЖС в ЛПХ; с ЛПХ в ИЖС; С ИЖС в «коммерческую недвижимость»; садовый/дачный участок в ИЖС.

Каким образом происходит регистрация прав на объекты, подпадающие под действие программы дачной амнистии?

Если для подтверждения прав на недвижимость гражданами выбрана дачная амнистия, зарегистрировать дом на участке поможет следующий алгоритм действий:

  • получение любого документа, подтверждающего законность выделения земельного участка (например, постановление местной администрации);
  • оформление схемы размещения земельного участка на территории СНТ;
  • обращение за изготовлением технического плана на строение;
  • в учреждение Росреестра подается заявление о регистрации прав собственности, при этом передача бесплатно в собственность происходит одновременно с постановкой на учет в реестре ЕГРН;
  • по итогам указанных процедур правообладатели получают выписку из реестра ЕГРН.

Таким образом, перечень необходимых документов для регистрации прав по дачной амнистии будет различаться при оформлении в собственность строений или земельных наделов.

Дачная амнистия продлена до 2026 года: как оформить дом в СНТ?

Субъекты, обладающие правом на дачную амнистию, перечислены в Федеральном законе № 93-ФЗ. В их состав входят граждане, получившие земельные наделы для ведения садоводства, огородничества, подсобного хозяйства или частного строительства.

Основания для предоставления земли не имеют значения, так как закон допускает регистрацию прав на участки, выделенные на праве бессрочного пользования или иным аналогичным обстоятельствам.

Необходимо учитывать, что дачная амнистия участка или дома в СНТ не только требует предоставления различного пакета документов, но и напрямую связана с датой выделения земли или постройкой объекта.

Действие нового закона распространяется и на земельные участки. Член СНТ (ранее ДНТ) вправе оформить в собственность бесплатно участок, сформированный из участка, переданного СНТ или ДНТ до вступления в силу Земельного кодекса РФ, а именно до 30 октября 2001 года.

Такая возможность предоставлена садоводам (бывшим дачникам) до 1 марта 2022 года.

Приобрести право на участок в ЕГРН садоводы могут без проведения межевания. Отсутствие уточненных границ не препятствует регистрации жилых домов в СНТ.

Порядок регистрации и оформления всех документов должен соответствовать Федеральному закону № 218-ФЗ, этот документ устанавливает четкий состав оснований для обращения на регистрационную процедуру.

Поскольку декларация для регистрации строений в настоящее время не является основанием для обращения в службу Росреестра, гражданам необходимо предоставить бланк технического паспорта.

Полный перечень документации, которая позволит надлежащим образом закрепить права на возведенный дом, будет включаться в себя:

  • любой распорядительный документ о выделении земли, в котором будет указано целевое назначение участка — строительство частного дома (такими документами могут являться постановления или ордеры местных органов власти, или различных государственных учреждений);
  • технический план на строение, изготовленный кадастровым инженером;
  • акт согласования места размещения коммуникаций (данный документ не нужно представлять в учреждение Росреестра, однако, потребуется для составления техплана);
  • заявление о постановке объекта на учет в кадастровых органах и проведении регистрационных действий;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Данных документов достаточно для регистрации прав в упрощенной форме по программе дачной амнистии.

Под ней понимаются правовые нормы, установленные для упрощения порядка регистрации участков земли для жилищных нужд, личного садоводства, частных домов построенных на таких земельных участках, а также гаражей. Закон, которым был установлен упрощённый порядок, в широких кругах получил название «закон о дачной амнистии».


Похожие записи: