Ответственные лица за недвижимое имущество

25.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственные лица за недвижимое имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их отягощений осуществляется на основе одновременности совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства и государственной регистрации прав.

Государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по местонахождению недвижимого имущества.

На основании решения Министерства юстиции Украины государственная регистрация права собственности и других вещных прав в определенных случаях может проводиться в пределах нескольких административно-территориальных единиц, или независимо от местонахождения недвижимого имущества.

Государственная регистрация обременений вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства, что влечет установление, изменение или прекращение прав, их обременений одновременно с совершением такого нотариального действия, проводится нотариусом, которым совершено соответствующее нотариальное действие.

В случае если в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства, что влечет установление, изменение или прекращение прав, их обременений одновременно с совершением такого нотариального действия, необходимо проводить несколько регистрационных действий или регистрационные действия в отношении нескольких объектов, государственная регистрация прав проводится постепенно по мере завершения предыдущей регистрационной действий.

В случае если в пределах одного наследственного дела осуществляется одновременно выдача нескольких свидетельств о праве на наследство, следствием проведения нескольких регистрационных действий в отношении различных субъектов вещного права или регистрационных действий по нескольким объектам, государственная регистрация прав проводится после выдачи таких свидетельств о праве на наследство.

При проведении государственной регистрации права собственности в результате выдачи нотариусом свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов) или свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов) если публичные торги (аукционы) не состоялись на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства, что реализовывалось, в том числе в качестве предмета ипотеки, нотариус одновременно проводит также государственную регистрации прекращения ипотеки в отношении такого имущества.

Государственная регистрация прекращения обременения прав в результате снятия нотариусом запрета на отчуждение недвижимого имущества в соответствии с Законом Украины «О нотариате» проводится нотариусом, которым снят соответствующий запрет на отчуждение недвижимого имущества одновременно с его снятием.

В случае нотариального удостоверения сделки, правовое последствие которого связывается с наступлением определенного обстоятельства, а также в случае, если в результате совершения нотариального действия образуются новые объекты недвижимого имущества, что требует осуществления собственником действий, направленных на формирование (создание) недвижимого имущества, государственная регистрация прав проводится после наступления определенного обстоятельства, формирования (создания) недвижимого имущества любым государственным регистратором.

При наличии уважительных причин (чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила) государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства, что влечет установление, изменение или прекращение прав, их обременений одновременно с совершением такого нотариального действия может быть проведена другим нотариусом по договоренности с ним и с предварительным письменным уведомлением соответствующего территориального органа Министерства юстиции Украины с указанием уважительных причин, сведений о нотариусе , который будет проводить государственную регистрацию прав и срока отсутствия.

Передача заявлений на проведение государственной регистрации прав к другому нотариусу осуществляется с помощью программных средств ведения Государственного реестра прав соответствующим территориальным органом Министерства юстиции Украины.

В случае смерти нотариуса, объявления его умершим или безвестно отсутствующим в порядке, установленном законом, или если нотариус по состоянию здоровья не может совершить действия, прекращения или приостановлении деятельности такого нотариуса, передача заявлений на проведение государственной регистрации прав к другому нотариусу осуществляется по решению соответствующего территориального органа Министерства юстиции Украины.

Аккредитованные субъекты больше не будут осуществлять государственную регистрации прав на недвижимое имущество. Государственными регистраторами являются:

  1. гражданин Украины, имеющий высшее образование по специальности правоведение, что отвечает квалификационным требованиям, установленным Министерством юстиции Украины и находится в трудовых отношениях с субъектом государственной регистрации прав;
  2. нотариус;
  3. государственный, частный исполнитель — в случае наложения / снятия таким исполнителем ареста на недвижимое имущество при принудительном исполнении р��шений в соответствии с законом.

Как грамотно оформить права собственности на недвижимость в БТИ

Аккредитованные субъекты не будут осуществлять регистрацию юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц, общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, на основании документов, представленных в бумажной форме, проводится в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по месту нахождения юридического лица или общественного формирования, что не имеет статуса юридического лица.

По приказу Министерства юстиции Украины государственная регистрация юридических лиц, общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, на основании документов, представленных в бумажной форме, в определенных случаях может проводиться в пределах нескольких административно-территориальных единиц, или независимо от места нахождения юридического лица или общественного формирования, что не имеет статуса юридического лица, в пределах Украины.

Государственная регистрация физических лиц — предпринимателей на основании документов, представленных в бумажной и электронной форме, а также государственная регистрация юридических лиц, общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, на основании документов, представленных в электронной форме, проводится независимо от их места нахождения.

Государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, в результате нотариального удостоверения сделки, предметом которой является отчуждение (передача) доли учредителя (участника) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридического лица (кроме акционерных обществ , обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью), в результате выдачи свидетельства о праве на наследство на долю учредителя (участника) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридического лица (кроме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью) проводится нотариусом, которым совершено соответствующее нотариальное действие, сразу после совершения удостоверительной надписи на документе или подписания документа, кроме случаев нотариального удостоверения сделки, правовое последствие которой связывается с наступлением определенного обстоятельства. При наличии уважительных причин (чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила) государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, в результате совершения соответствующего нотариального действия может быть проведена другим нотариусом по договоренности с ним и по предварительному письменному уведомлению соответствующего территориального органа Министерства юстиции Украины с указанием уважительных причин, сведений о нотариусеа, проводить государственную регистрацию изменений в сведения о юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре, и срока отсутствия.

Передача заявлений на проведение государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, к другому нотариусу осуществляется с помощью программных средств ведения Единого государственного реестра соответствующим территориальным органом Министерства юстиции Украины.

При государственной регистрации изменений, подлинность подписей участников, которые голосовали за решение об определении размера уставного капитала и размеров долей участников общества с ограниченной или общества с дополнительной ответственностью, об исключении участника из общества удостоверяется нотариально с обязательным использованием специальных бланков нотариальных документов. Если в случаях, предусмотренных законом, такое решение принимается без учета голосов участника в связи с наступлением определенного обстоятельства, представляется документ, подтверждающий наступление такого обстоятельства.

Подлинность подписей на заявлении о вступлении в общество, удостоверяется нотариально, с обязательным использованием специальных бланков нотариальных документов. Вместе с таким документом подается нотариально заверенная копия свидетельства о праве на наследство. В подтверждение правопреемства юридического лица используются сведения Единого государственного реестра, в том числе учредительные документы такого юридического лица, содержащиеся в Едином государственном реестре.

Подлинность подписей на заявлении о выходе из общества удостоверяется нотариально с обязательным использованием специальных бланков нотариальных документов. Если в соответствии с законом или уставом общества требуется согласие других участников на выход из общества, подается также такое согласие, подлинность подписей на котором удостоверяется нотариально.

Нотариально удостоверяется и акт приема-передачи доли в обществе.

Требование относительно нотариального заверения подлинности подписи не распространяется на государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, которые вносятся на основании документов, созданных на портале электронных сервисов и подписанных с использованием средств электронной идентификации с высоким уровнем доверия.

Закон вступит в силу через 10 дней после опубликования.

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

Глава 70 — Гражданского кодекса

Передача имущества в управление. Первое, что волнует собственника имущества, который является плательщиком НДС:

нужно ли при передаче имущества (недвижимости) в управление начислять налоговые обязательства по НДС?

Ответ простой: нет, не нужно!

Если управитель недвижимости является плательщиком ЕН, возникает вопрос:

какую сумму следует включать в свой налогооблагаемый доход? Всю выручку по договору управления имуществом или только свое вознаграждение?

  • Договором управления имуществом является договор, по которому собственник имущества передает другому субъекту хозяйствования на определенный срок и за плату имущество в управление.
  • Управителем имущества может быть и плательщик ЕН (как юридическое, так и физическое лицо), главное, чтобы он был плательщиком НДС (ЕН группы 3 по ставке 3 %). Договор об управлении имуществом нужно зарегистрировать как отдельного плательщика НДС.
  • Факт передачи недвижимого имущества в управление и его возврат из управления не являются поставкой, а потому начислять налоговые обязательства при осуществлении таких операций не нужно. При этом не будет и «компенсирующих» налоговых обязательств по НДС.
  • В налогооблагаемый доход управителя — плательщика ЕН группы 3 безопаснее включить весь доход, полученный от управления имуществом (выручку). Чтобы в ЕН-доходе учитывать лишь плату за управление, стоит получить индивидуальную налоговую консультацию.

Для начала выясним, какое имущество относится к недвижимости. В соответствии со статьей 181 Гражданского Кодекса Украины (ГКУ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения. Проще говоря, это земля и сооружения на ней построенные: предприятие как целостный имущественный комплекс, жилые дома, квартиры, жилые и нежилые помещения и т.д. Отдельно стоит выделить объекты незавершенного строительства – они тоже могут быть предметом сделки, например, купли-продажи. К недвижимости также относятся такие объекты, как морские суда и космические корабли, но нас в разрезе данной статьи они интересовать не будут.

К движимому имуществу относятся объекты, которые можно свободно перемещать в пространстве.

Для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, следует обратиться к субъекту государственной регистрации (Центр предоставления административных услуг – ЦНАП) или к нотариусу с заявлением.

Заявление о государственной регистрации прав подается отдельно по каждому объекту недвижимого имущества. Исключение: в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение с одновременным приобретением прав на земельный участок, на котором они расположены, подается одно заявление о государственной регистрации прав на такие объекты.

К заявлению прилагаются документы, перечень которых зависит от того, какое право регистрируется и документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.

Документы, необходимые для регистрации права собственности на отдельный объект недвижимости (жилое помещение, квартиру):

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. В случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи имущественных прав
  4. В случае приобретения лицом беспроцентных облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости, документами, подтверждающими приобретение в собственность, является договор купли-продажи облигаций и документ, согласно которому осуществилось закрепление
  5. В случае участия лица в фонде финансирования строительства документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является выданная управляющим такого фонда справка о праве доверителя на приобретение в собственность объекта инвестирования
  6. Документ, подтверждающий приобретение в собственность лицом закрепленного за лицом объекта инвестирования, предусмотренный законодательством (инвестиционный договор, договор о долевом участии, договор купли-продажи имущественных прав, справка из кооператива о членстве и уплате взноса в полном объеме и т.п.)
  7. Технический паспорт на объект недвижимого имущества.

Для регистрации права собственности на новострой:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код + копия
  3. договор о совместной деятельности или договор простого товарищества
  4. письменное заявление совладельцев о распределении долей в общей собственности на новый объект недвижимого имущества
  5. документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица (доверенность)
  6. сведения о кадастровом номере
  7. справка (выписка) из Реестра адресов о присвоении почтового адреса
  8. технический паспорт на объект недвижимого имущества
  9. документ, удостоверяющий принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Для регистрации права собственности на новосформированный земельный участок:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. решение суда, вступившее в законную силу
  4. государственный акт
  5. свидетельство о праве собственности
  6. свидетельство о праве на наследство
  7. договор дарения
  8. договор купли-продажи
  9. правоустанавливающий документ на земельный участок
  10. документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица
  11. выписка из Государственного земельного кадастра
  12. решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении документации по землеустройству

Для государственной регистрации реконструированного объекта:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. Договор о совместной деятельности или договор простого товарищества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, реконструкция которого осуществлялась в результате совместной деятельности)
  4. Письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на реконструированный объект недвижимого имущества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, которое приобретается в общую долевую собственность)
  5. технический паспорт
  6. Декларация или сертификат готовности объекта к эксплуатации
  7. Документ, удостоверяющий право собственности на объект недвижимого имущества до его реконструкции (кроме случаев, когда право собственности на такой объект уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).

Для регистрации права собственности по решению суда:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
  4. решение суда
  5. технический паспорт

Для регистрации права собственности в связи с передачей в собственность юридического лица в качестве взноса:

  1. Паспорт гражданина Украины, копия
  2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
  3. Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
  4. согласие супруги
  5. Письменное согласие всех совладельцев
  6. Решение органа или лица, уполномоченного учредительными документами юридического лица или законом
  7. Акт приема-передачи имущества или другой документ, подтверждающий факт передачи такого имущества (протокол, решение общего собрания, решения суда)
  8. Документ, удостоверяющий прав�� собственности лица на имущество, передаваемое в собственность юридического лица (кроме случая, когда право собственности на такое имущество уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).

Государственная регистрация права собственности и других вещных прав (кроме ипотеки) проводится в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав.

По желанию заявителя регистрация может быть проведена быстрее, в срок от двух часов до двух рабочих дней, но размер платы за услуги по регистрации при этом будет значительно выше.

Государственная регистрация обременений, ипотек прав проводится в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня регистрации заявления.

Государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия нотариусом проводится безотлагательно после завершения нотариального действия.

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Государственная регистрация недвижимости

Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

  • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
  • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Исчерпывающий перечень объектов, которые в 2019 году должны быть в обязательном порядке зарегистрированы, содержится в статьях Гражданского кодекса. Перечень такого имущества включает:

  • жилые дома и помещения;
  • коммерческие помещения;
  • сооружения иного назначения;
  • имущественные комплексы;
  • земля и недра;
  • объекты лесного фонда;
  • иные объекты, определяемые как недвижимое имущество.

И в соответствии с Законодательством организации имеют право обладать любыми из перечисленных видов. В то же время количество, масштабы и стоимость имущества, которым распоряжается юр.лицо, могут быть ограничены, если они нарушают интересы общества.

Важно!
не допускается оформление юридическими лицами в собственность объектов, пользоваться которыми имеет право только государство.

Правом на регистрацию недвижимости в собственность в РФ наделены различные категории субъектов:

  • граждане России и других стран, а также лица без гражданства;
  • юридические лица независимо от организационной формы, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ или иного государства;
  • международные организации различного профиля;
  • муниципальные образования;
  • непосредственно РФ и входящие в нее субъекты;
  • другие страны.

Как видно из приведенной информации, Законом возможности организаций оформлять в собственность недвижимые объекты практически не ограничиваются. Не имеет принципиального значения ни форма компании, ни место ее регистрации. Однако в Гражданском кодексе прописаны некоторые нюансы, уточняющие особенности прав собственности юрлиц.

В частности, организация, зарегистрировавшая свои права на то или иное имущество, становится его единоличным владельцем, получающим полный перечень полномочий. Другими словами, недвижимость, зарегистрированная на компанию, де-юре принадлежит ей – не руководителю, а именно организации.

Получение ее членами и руководством доли в регистрируемом имуществе возможно только в том случае, если это условие допускается выбранной организационно-правовой формой. Право собственности может быть оформлено не только на покупаемое юрлицом имущество, но и внесенное в качестве доли в уставной капитал.

Коммерческие предприятия могут полноценно распоряжаться принадлежащим им имуществом, в том числе и для выведения прибыли. Некоммерческие же организации в силу характера своей деятельности может выводить доходы чрез недвижимость только для их использования в своей деятельности.

Единственным способом, которым может проводиться регистрация объекта недвижимости юридическим лицом, является внесение соответствующих сведений в ЕГРП. После выполнения данной процедуры право собственности закрепляется официально – в дальнейшем его можно оспорить только в судебном порядке.

Одной из характерных особенностей этой процедуры является то, что недвижимость может быть получена в результате разных действий. В частности, это может быть договор купли-продажи, дарения, получение имущества по праву наследования.

Поэтому и комплект документов, которые надо подать в Росреестр, существенно различается в зависимости от ситуации. Для упрощения процедуры подготовки и непосредственно регистрации рекомендуется своевременно заручиться поддержкой компетентных юристов, имеющих достаточный опыт работы с имущественными правами юридических лиц.

Нормативно-правовая база

Действующим законодательством процедура регистрации недвижимости на юр.лицо максимально унифицирована. В частности, в Федеральном законе №122-ФЗ отражена единая последовательность действий, которой должны придерживаться все компании независимо от регистрационной формы:

  • Направление полностью готового пакета документов в территориальный регистрирующий орган. Сделать это можно как лично, так и через портал «Госуслуги», собственный сайт Службы госрегистрации, МФЦ или отделение Федеральной кадастровой палаты. Можно также отправить бумаги почтой.

Важно!
При отправке документов Почтой России в обязательном порядке делайте опись всего содержимого – это будет вашим подтверждением отправки полного комплекта документации в спорных ситуациях.

  • Проверка сотрудниками Росреестра полноты поданного пакета документов. Как показывает практика, нехватка какой-либо бумаги в первоначальном комплекте может существенно затянуть процедуру регистрации.
  • После подтверждения полноты пакета документации – получение расписки, подтверждающей принятие заявления к рассмотрению.
  • Экспертная оценка подготавливаемого перехода права собственности на предмет возможности проведения и законности.
  • Анализ ситуации на предмет расхождений между фактическими и заявляемыми правами на регистрируемый объект.
  • Обновление либо добавление сведений об искомом недвижимом имуществе в ЕГРН.
  • При успешном проведении процедуры – предоставление организации-собственнику выписки, подтверждающей ее права.

Как правило, вся процедура регистрации занимает до 12 рабочих дней. После того, как юридическому лицу выдается свидетельство о праве собственности, оно получает полный спектр прав использовать зарегистрированное имущество.

В определенных случаях в оформлении права собственности будет отказано. Причины отказа в регистрации могут быть различными:

  • предоставление в Росреестр неверных либо изначально сфальсифицированных сведений об имуществе;
  • при подготовке необходимых документов не были соблюдены те или иные законодательные требования;
  • подлинность предоставленных документов вызывает у специалистов Росреестра обоснованные сомнения;
  • на имущество наложен запрет на проведение с ним операций любого характера;

При вынесении отказа в регистрации заявитель имеет право обжаловать его в судебном порядке. Однако для оспаривания негативного решения Росреестра необходимо составить достаточную доказательственную базу, подтверждающую неправомерность отказа.

Для этого рекомендуется заручиться поддержкой компетентных юристов, имеющих достаточный практический опыт разбирательств с регистрирующими органами.

Регистрация недвижимости на юр.лицо, как квартиры в жилом доме, так и офисного здания, требует сбора достаточно большого пакета документации. И этому этапу нужно уделить особое внимание, поскольку неправильно оформленные документы могут существенно затянуть выполнение поставленной задачи. И в это время права организации на использование еще не зарегистрированного имущества будут существенно ограничены.

Вот стандартный перечень документов, которые необходимо предоставить в Росреестр:

  • заявление, заполненное по установленной форме;
  • квитанция об оплате госпошлины – для юридических лиц она на сегодняшний день составляет 22 000 рублей;

Важно!
Размеры пошлины, уплачиваемой за проведение регистрационных действий, различаются по сумме в зависимости от характера таких действий.

  • паспорт представителя организации-собственника и доверенность на проведение регистрационных действий;
  • документы, подтверждающие правоспособность юрлица, которое заявляет свои права на искомый объект недвижимости;
  • справка о наличии сооружений на земельном участке (если регистрируется право собственности на землю);
  • документы, подтверждающие правомерность эксплуатации регистрируемого объекта;
  • подтверждение прав на земельный участок, на котором планируется вести строительство (если регистрируется право собственности именно на участок под застройку);
  • разрешение на ведение строительства (при регистрации недавно завершенного сооружения);
  • сведения об источниках финансирования приобретения недвижимости;
  • документация, подтверждающая отсутствие каких-либо претензий со стороны третьих лиц;
  • документы из кадастровой службы и БТИ;
  • справка о присвоении регистрируемому объекту недвижимости постоянного адреса.

Предоставление госрегистратору полного пакета необходимых документов – обязательное условие быстрого и легкого проведения процесса регистрации.

В то же время нужно учитывать, что в зависимости от индивидуальной специфики ситуации могут требоваться дополнительные документы.

Поэтому для определения их полного перечня, а также соблюдения всех требований Росреестра рекомендуется обращаться за помощью к опытным юристам, знающим все тонкости регистрации прав юридического лица на объект недвижимости.

При проведении любых сделок и других процедур, сопровождающихся возникновением или изменением права собственности на недвижимое имущество, в кадастровую службу в обязательном порядке должны предоставляться соответствующие сведения.

На сегодняшний день уведомить контролирующий орган можно непосредственно в процессе регистрации имущества в Росреестре – именно эта организация уполномочена на ведение кадастрового учета. Если же проигнорировать это требования, то дальнейшие регистрационные действия станут невозможны.

В то же время Законом №221-ФЗ предусмотрены некоторые случаи, при которых возможна регистрация прав собственности на недвижимость без постановки ее на кадастровый учет. К таким исключениям относятся ситуации, когда недвижимый объект продается либо покупается, меняет собственника по договору дарения, получает обременение или избавляется от него, сдается или берется в аренду.

Важно!
Указанные исключения касаются только тех объектов, сведения о которых уже внесены в ОГРН.

Возможна и обратная ситуация – постановка недвижимости на государственный кадастровый учет без регистрации права собственности. Это возможно в том случае, если искомое имущество физически перестает существовать, не является чьей-либо собственностью либо если меняются его основные параметры.

Размер налога на имущество зависит от того, к какой группе относится рассматриваемый вариант. Существует несколько видов, которые подразделяются на простые и сложные. К простым следует причислять отдельно стоящие объекты, а также вещи. Сложными являются цельные большие здания, заводы, а также шахты.

Группы Виды
Земли и недра (включая водоемы) Для жилья
Жилые помещения Для общественных целей
Нежилые строения Для бизнеса и предпринимательства
Прочие сооружения (в том числе инженерные) Для сельскохозяйственных нужд

Определения понятий движимого и недвижимого имущества Налоговый кодекс не содержит. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ их следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.

О том, что такое недвижимое имущество, сказано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также недвижимостью являются:

— подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

— жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В пункте 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам законом может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Проверка регистрации движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения

В соответствии со статьей No 130 Гражданского кодекса РФ, к объектам недвижимого имущества можно отнести следующее:

  1. Прежде всего это участки земли и все что с ними связано (здания, строения, помещения, объекты незавершенного строительства, располагающиеся на них; содержимое земных недр: полезные ископаемые, подземные источники, гейзеры, шахты, прииски и т.д.). То есть такое имущество, перемещение которого невозможно, либо повлечет за собой несоразмерные затраты и нанесет ущерб его функциональности.
  2. Объекты капитального строительства, относящиеся к жилому и нежилому фонду. В этой категории разделяют жилую и коммерческую недвижимость. К жилой относят все строения, предполагающие наличие условий для длительного проживания людей: одноэтажные и многоэтажные дома, квартиры, комнаты, коттеджи, дачные капитальные строения и т.д. Коммерческой недвижимостью считаются нежилые постройки, приносящие непосредственный или создающие условия для получения опосредованного дохода. К ним относят торговые центры, гостиницы, автостоянки и паркинги, офисные здания, производственные комплексы, цеха и заводы.
  3. Крупные воздушные, речные и морские суда, а также объекты космического назначения (космические станции, спутники, ракеты). Несмотря на отсутствие привязки к земле, данные виды собственности относятся к категории недвижимого имущества и требуют государственной регистрации.
  4. Инженерные коммуникации. В отдельную категорию недвижимого имущества инженерные коммуникации были вынесены Постановлением Правительства РФ «О государственном тех. учете и инвентаризации объектов градостроительной деятельности» в 2000 году. На основании этого законодательного акта собственники любых сооружений, оснащенных тепло-, электросетями, газо- и водопроводом, а также имеющие во владении объекты хозяйственного назначения, включенные в перечень инженерных коммуникаций (станции мелиорации, водозаборные скважины, трансформаторные подстанции), обязаны отдельно зарегистрировать их в Росреестре и получить право собственности.

Для бюджетного учреждения имущественные отношения также очень важны. Подобное имущество классифицируется стандартным образом — делится на движимое и недвижимое. Происходит это в соответствии с обычными правилами, применяемыми для классификации собственности физических или юридических лиц. В моменты расчета налога и его последующей оплаты необходимо будет руководствоваться стандартными и едиными для всех законодательными нормами. Также имеются некоторые отличия. Заключаются они прежде всего в режиме владения определенными объектами и применяемом к ним налогообложении.

Со всеми тонкостями процесса деления имущества на движимое и недвижимое нужно ознакомиться всем собственникам. Очень важно сделать это прежде, чем возникнет необходимость его регистрации, так как имеются особые моменты, позволяющие в некоторых случаях экономить финансовые средства.

Таким образом, объекты, находящиеся в собственности, относятся к недвижимому имуществу. Люди могут владеть землей, домами, зданиями или производственными мощностями, а также лодками или воздушными судами. В каждом из этих случаев перед собственником возникает необходимость не только следить за сохранностью, но и оплачивать полагающиеся налоги и сборы. Все расчеты, относящиеся к имуществу, производятся в рамках правовых норм.

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Комплексное развитие территорий (КРТ) коснется, прежде всего, Москвы, Казани, Тюмени, Новосибирска, Кемерово, т. е. городов с населением не менее миллиона жителей. Не исключаются и другие населенные пункты в более, чем 15 регионах страны. Закон о КТР регулирует замену ветхого или аварийного жилья при имеющейся адресной программе.

Программа запускается только при наличии согласия не менее двух третей жильцов дома, который предполагается снести. Право принятия решения имеют региональные органы власти и правительство, она может быть начата и по инициативе собственников земли и недвижимости в границах территории реновации.

В отличие от предыдущей версии закона, КТР можно проводить и на территориях с процентом ветхого и аварийного жилья менее 50 – теперь точное количество домов не оговаривается.

Цель закона – ускоренное расселение и решение проблем граждан, проживающих в аварийно-опасных объектах.

Регистрация объекта недвижимости для юридических лиц

Статья 31. Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

  1. Орган по государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, за необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав, уклонение от государственной регистрации прав.

    Федеральный орган в области государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на предприятие как имущественный комплекс, объект недвижимого имущества, расположенный на территории более одного регистрационного округа, в Едином государственном реестре прав, за необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав и уклонение от государственной регистрации прав на данные объекты недвижимого имущества, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним.

    Ответственность за точность данных, своевременность их предоставления об объектах недвижимого имущества несут организации по учету соответствующих объектов.

  2. Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Налоговом кодексе РФ нет определения для понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». За их трактовкой принято обращаться к ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи». Однако ошибка в определении статуса имущества может привести к нарушениям при уплате налогов — ведь движимое имущество с 1 января 2019 года не облагается налогом на имущество. В случае путаницы налогоплательщику может грозить уплата недоимки и споры с ФНС.

Рассказываем, как отличить движимое от недвижимого — и что делать, если неправильный статус вещи все-таки закрался в декларацию по налогу на имущество организации.

Объект недвижимости — это исключительно правовая категория, которой соответствует определенная совокупность признаков.

Что относится к недвижимости в соответствии с ГК РФ

По ст. 130 и 133.1 ГК РФ, к недвижимости относятся:

1) объекты в силу своих природных свойств (признаков) (абз. 2 п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25), а именно:

1.1) земельные участки (части земной поверхности, имеющие индивидуальные характеристики);

1.2) объекты, прочно связанные с земельными участками — то есть, по сути, все, что находится под и/или над земельным участком и прочно связано с ним, в том числе:

— участки недр;

— здания и сооружения;

— жилые и нежилые помещения в них;

— предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если их границы описаны в порядке, установленном законодательством о государственном кадастровом учете;

2) некоторые (в том числе и движимые) объекты в силу прямого указания закона — то есть когда они подчинены правовому режиму недвижимых вещей:

2.1) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты;

2.2) единый недвижимый комплекс, который представляет собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически (в том числе железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.) либо расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРН зарегистрировано право собственности на совокупность этих объектов в целом как на одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК РФ).

Есть три основных признака, по которым вещь относится к недвижимому имуществу.

Приказ пишется от лица руководителя предприятия или уполномоченного на подписание такого рода документов сотрудника. Непосредственно его составлением занимается

  • или секретарь организации,
  • или начальник какого-либо структурного подразделения,
  • или бухгалтер.

В любом случае, это должен быть работник, который имеет достаточную квалификацию и знаком с правилами составления приказов.

Правильно оформленный приказ позволяет грамотно и, главное, законно, избавиться от ненужного имущества, с полным соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета.

Об имуществе лица, исключенного из ЕГРЮЛ

В целях установления сохранности имущества организации проводят инвентаризацию. Порядок ее проведения регламентируется Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина N 49 от 13.06.95.

Инвентаризация также необходимо для выявления основных фондов, непригодных к эксплуатации, либо дальнейшее использование которых в деятельности компании нецелесообразно. Образец приказа на проведение инвентаризации основных средств можно скачать в конце статьи.

Проведение проверки может быть обязательным и инициативным. Обязательна инвентаризация в следующих случаях (п.1.5 Методических указаний):

  • составление годовой отчетности (допускается проведение инвентаризации основных фондов раз в три года);
  • смена материально ответственного лица;
  • выявление фактов порчи, хищения имущества;
  • стихийных бедствий.

Для проведения инвентаризации руководство компании назначает комиссию. В нее целесообразно включить представителей администрации, работников инженерных и технических служб, финансовых сотрудников. Проводится проверка в присутствии лица, ответственного за сохранность имущества.

При выявлении морально устаревшего или испорченного оборудования комиссия может принять решение о ремонте, восстановлении ОС либо о его ликвидации.

На сегодняшний день унифицированного, единого и обязательного к применению образца данного документа нет. Поэтому руководители предприятий и организаций могут писать приказ в свободном виде или пользоваться шаблоном документа, который применяется внутри компании (необходимо помнить, что самостоятельно разработанные формы документов нужно регистрировать во внутренней учетной политике фирмы). Независимо от того, какой именно вариант будет выбран, приказ должен содержать ряд обязательных сведений. К ним относятся:

  • полное наименование предприятия,
  • дата и номер приказа,
  • название,
  • модель,
  • марка,
  • инвентарный номер,
  • а также причины списания основного средства.

Важный нюанс: в данном приказе может значиться как один объект, так и целая группа списываемых основных средств. Второй вариант обычно бывает в результате плановой инвентаризации имущества компании.

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н
) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания. Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Однако в силу
п. 4 Положения
о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование. Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования. Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах. То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано. Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н
указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении»
до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается
.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

Закон не устанавливает определенной формы приказа. Поэтому документ составляется в свободной форме, утвержденной в компании.
Он должен соответствовать основным правилам документооборота и содержать обязательные пункты:

  • название организации;
  • дата и наименование компании;
  • название компании и номер документа;
  • в связи с чем возникла необходимость в списании – физический или моральный износ;
  • ссылка на законодательный акт и другую нормативную документацию;
  • подробное описание объекта: серийный номер, модель, год выпуска и характеристики;
  • состояние основного средства: период эксплуатации, остаточная стоимость;
  • обозначение конкретного времени для ликвидации объекта и демонтажа;
  • перечисление членов комиссии, контролирующих процесс;
  • задачи для комиссии;
  • визы всех указанных лиц и дата оформления документа.

Важно! Без визы руководства приказ считается не действительным.

Что рекомендуется знать при оформлении:

  • С распоряжением должны ознакомиться все заинтересованные и указанные в документе лица.
  • Оформляется бланк в одном экземпляре. При необходимости с него можно снять копии.
  • Если списание ОС происходит в бюджетном учреждении, то оно должно согласовываться с федеральными органами. Для этого им направляется перечень средств и акт с подписями комиссии.
  • Печати компании на приказах не проставляются. Исключение составляют ситуации, когда такое условие оговорено в нормативной документации организации.
  • В распоряжении оговаривается срок его действия. Если такого пункта нет, то срок действия составляет один год.

Пока приказ действует, он хранится у секретаря предприятия, после чего передается на хранение в архив.
В архивном отделе распоряжения хранятся на протяжении пяти лет.

При оформлении не допускается совершение ошибок и описок.

Основанием для продажи основного средства становится специальный приказ по предприятию. При таких обстоятельствах имущество также списывается.

Такое распоряжение будет идентично списанию в связи с износом. В основании необходимо отобразить, что производится продажа.

Пример составления приказа

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И СДЕЛОК С НЕЙ

Материально-ответственными могут быть сотрудники компании, занимающие совершенно разные позиции штатного расписания. К ним относятся:

  • бухгалтеры;
  • завхозы;
  • водители;
  • кладовщики и т.д.

Иными словами, все те, кто работает с финансовыми потоками предприятия, имеет в своем распоряжении и пользуется в работе товарно-материальными ценностями, являющимися собственностью организации, становятся материально-ответственными лицами.

Материальная ответственность на работников не переходит автоматически: для ее возложения, ровно как и для передачи ее от одного работника другому издаются соответствующие распоряжения.

Инвентаризация проходит пять этапов:

  1. Издание соответствующего приказа.
  2. Утверждение состава комиссии.
  3. Проверка.
  4. Оформление приема-передачи имущества.
  5. Издание указания о возложении ответственности на нового сотрудника.

Стандартная форма приказа о смене материально-ответственного сотрудника на сегодняшний день на законодательном уровне не установлена.

То есть работники предприятий могут писать документ, исходя из собственных представлений о нем и руководствуясь потребностями организации. Единственное, что важно учесть – чтобы структура, состав и стиль приказа соответствовали нормам распорядительной документации.

Кроме того, если внутри компании есть свой шаблон документа, разработанный и утвержденный руководством, то ориентироваться при формировании всех прочих приказов нужно именно на него.

Организация проводит инвентаризацию ТМЦ по Основному складу. Материально ответственное лицо — Иванов А.П.

Поле Склад заполняется из справочника Склады. Поле Ответственное лицо будет заполнено автоматически при условии, что в карточке склада было указано Ответственное лицо.

В программе 1С не предусмотрено закрепление нескольких МОЛ за одним складом, но такая ситуация на практике встречается достаточно часто. Например, это актуально для склада, где кладовщики работают в сменном режиме.

Если в Организации за одним складом закреплено несколько МОЛ, то в карточке склада можно не выбирать Ответственное лицо. В документе Инвентаризация товаров заполнить только Склад. В печатных формах перечень МОЛ следует занести вручную.

На вкладке Проведение инвентаризации заполняется:

  • период проведения инвентаризации;
  • номер и дата приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации;
  • причина проведения инвентаризации.

Что касается оформления, то тут составители приказа также вольны выбирать: делать его в рукописном варианте или печатном. Только во втором случае приказ надо распечатать. Для распечатки подойдет как простой лист бумаги, так и бланк с нанесенными на него реквизитами и логотипом фирмы.

Приказ делается в одном подлинном экземпляре. При необходимости он ксерокопируется и все дополнительные копии заверяются должным образом и передаются по месту назначения (например, начальникам структурных подразделений предприятия).

Мы уже писали о том, как отразить результаты инвентаризации в учете. Напомним: если в результате проверки выявлены излишки и (или) недостачи, руководитель издает приказ, содержащий следующие указания:

  1. Компенсировать выявленные недостачи за счет виновных лиц.
  2. Списать недостачи на результаты деятельности госучреждения (согласно полномочиям руководителя).
  3. Назначить расследование в отношении выявленных недостач.
  4. Отразить излишки в учете по соответствующим счетам.

Право оперативного управления – это особая разновидность вещных прав наряду с правом собственности, с правом хозяйственного ведения и в сравнении с ними право оперативного управления уступает по объему правомочий.

В соответствии с гражданским законодательством РФ право оперативного управления – это право учреждений и казенных предприятий владеть, пользоваться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями их деятельности, назначением такого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжаться таким имуществом с согласия его собственника.

Собственник имущества при этом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, которые были выделены ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения или казенного предприятия имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.

Рассмотрим подробнее права, а также ограничения прав учреждений и казенных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления в следующих разделах.

Оперативное управление имуществом – это узкоотраслевое вещное право, его регламентирует ГК РФ, его ст. 269. Такой объект имущества находиться во владении государства либо муниципалитета, распоряжение им возможно только с разрешения владельца. Процедура подобного управления должна быть зарегистрирована, согласно закона. Что интересно такое понятие, как и схема ведения дел используется только странах постсоветского пространства.

Прежде чем разбираться в этом понятии, следует понять, что вообще такое вещные права. Согласно закона у каждого человека существуют вещные и обязательственные права. В этом аспекте следует рассмотреть особенные черты интересующих нас прав, среди них:

  1. Это абсолютное право. То есть имеется в виду, что человек, который владеет чем-либо, в противоставление другим людям, которые не являются истинным владельцем подобного имущества. По закону это огромное количество людей не имеет права нарушать полномочия истинного владельца.
  2. Оно может признаваться только в том случае, когда это прописано в нормах закона и предусмотрено ним.
  3. Объектом может выступать только одна единственная вещь, ее параметры и применение в этом случае не имеет значения.

Теперь можно рассматривать оперативное управление, как ограниченное вещное право, оно отличается объемом полномочий, который имеется у владельца. В этом случае что-либо находиться в собственности одного лица и при этом во владении другого лица оно также есть, но при этом возможности управления ограничены.

Важно! Подобные права могут возникать вне воли владельца, в следствии действия права следования, когда права идут за вещью.


Похожие записи: