Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества в 2021 году

25.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РГ + Россия 24: Обновлен порядок признания недвижимости бесхозяйной

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 августа 2014 г.

Регистрационный N 33405

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40, 43; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3611; N 52, ст. 6410, 6419; 2010, N 15, ст. 1756; N 25, ст. 3070; N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4562, 4594; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7056, 7061; N 50, ст. 7347, 7359, 7365; N 51, ст. 7448; 2012, N 24, ст. 3078; N 27, ст. 3587; N 29, ст. 3998; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7619, 7643; 2013, N 14, ст. 1651; N 19, ст. 2328; N 30, ст. 4072, 4077, 4083, 4084; N 44, ст. 5633) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Министр А. Улюкаев

Написать комментарий

      Оформление объекта ИЖС допускается только при наличии уведомлений о соответствии построенного дома разрешенным параметрам. Поэтому дом нужно возводить в соответствии с градостроительными нормами. Дом на садовом участке тоже важно строить согласно правилам застройки, но для регистрации достаточно одного технического плана. Упрощенный порядок регистрации домов в СНТ (без уведомлений) действует до 1 марта 2026 года.

      Обязанность по постановке многоквартирного дома на учет со всеми квартирами целиком лежит на застройщике. Участнику долевого строительства останется только зарегистрировать право собственности.

      Государственная регистрация прав собственности на недвижимость и сделок с ним будет осуществляться в небольшие сроки. Так, например, при постановке жилья на кадастровый учет и регистрация в Росреестре будет занимать не более 10 дней. При выполнении этих действий через МФЦ процедура займет не более 12 дней. Отдельно друг от друга эти процедуры занимают еще меньше рабочего времени.

      ВНИМАНИЕ !!! При простой регистрации прав на жилье в Росреестре потребуется затратить не более 7 дней, а при обращении в МФЦ – не более 9 дней. Также при простой постановке на кадастровый учет необходимо ждать 5 дней, а через МФЦ – 7.

      В Федеральном законе №218-ФЗ устанавливаются сроки, в которые должна происходить регистрация в Росреестре и МФЦ после получения судебных решений, которые вступили в законную силу. Также установлены сроки при получении актов от государственных органов, которые имеют право на их издание, а также при регистрации ипотеки, получении наследства и иных действий.

      Если же собственник утрачивает право собственности на свое жилье в связи с тем, что попал на различные рода махинаций, в законе имеется несколько условий, при выполнении которых собственнику будет выплачена однократная компенсация. Эти условия распространяются только на тех владельцев, которые являются добросовестными владельцами или приобретателями. Такие выплаты будут производиться за счет финансового бюджета, причем сумма выплаты по сравнению с большинством производимых сделок будет незначительной. Ее размер не будет превышать 1 миллиона рублей для физических и юридических лиц.

      Согласно нововведенному Федеральному закону приостановится выдача свидетельств о государственной регистрации прав на имущество. Вместо этого вводится новый документ – выписка из ЕГРН. Ее выдача также закреплена в ином нормативном акте, который является сопутствующим для Федерального закона. Им является Приказ Минэкономразвития №378.

      В нем отражены четыре вида выписки:
      • Выписка, которая отражает все характеристики и права жилья, которое было зарегистрировано в Росреестре или МФЦ;
      • Выписка, подтверждающая факт перехода права от собственника к покупателю;
      • Выписка, в которой указана дата момента получения Росреестром или МФЦ заявления или иных документов, отправленных для последующего оформления кадастрового учета или проведения процедуры регистрации;
      • Выписка, в которой указываются права конкретных лиц на то имущество, которое имеется или было у них в собственности.

      Для получения этих документов необходимо направить электронный запрос или лично посетить одно из отделений Росреестра. За полученный документ придется внести денежные средства, размер которых увеличился в сравнении с выпиской из ЕГРП. Так для того, чтобы получить бумажную версию документа гражданам придется заплатить 750 рублей, а юридическому лицу 2200 рублей. В случае оформления электронной выписки граждане оплачивают 300 рублей, а организации 600 рублей.

      При необходимости существует возможность дополнительной услуги, согласно которой документ будет доставлен курьеров в назначенное место. За эту услугу также придется внести дополнительную оплату.

      В соответствии с законом выписка предоставляется в сроки, указанные в законе. Они не должны превышать более трех рабочих дней.

      Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

      ВНИМАНИЕ !!! Для того чтобы проверить готовность документов необходимо перейти на официальный сайт Росреестра. Там перейдя по соответствующей вкладке, откроется страница проверки. На ней необходимо указать номер заявки (его выдают после передачи заявления в регистрирующий орган), пройти спам проверку произведя введение указанных на картинке символов в специальное поле и нажать кнопку проверить.

      Процедура занимает всего несколько секунд. После чего гражданину открывается возможность просмотреть статус готовности документов.

      • Семейное право
      • Наследственное право
      • Земельное право
      • Трудовое право
      • Автомобильное право
      • Уголовное право
      • Недвижимость
      • Финансы
      • Налоги
      • Льготы
      • Ипотека

      Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 225 ГК РФ. Бесхозяйной является вещь, которая

      • не имеет собственника или
      • собственник которой неизвестен либо,
      • от права собственности на которую собственник отказался, если иное не предусмотрено законами.

      Если это не исключается правилами ГК РФ о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности .

      Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

      См. также Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899).

      Судебный процессуальный порядок признания имущества бесхозяйным (движимые и недвижимые вещи) регулируется гл. 33 ГПК РФ.

      Порядок постановки на учет бесхозяйных объектов

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      г.Москва, ул. 1-я Останкинская, дом 35 24 декабря 2015 года Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Меньшовой О.А., при секретаре Лоскутовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6919/2015 по заявлению Управы района Ростокино города Москвы о признании брошенной движимой вещи бесхозяйным имуществом,

      Заявитель Управа района Ростокино города Москвы обратилась в суд с заявлением о признании брошенной движимой вещи бесхозяйным имуществом, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в результате проверки территории района Ростокино города Москвы, по адресу: г.Москва, *выявлено *, имеющее признаки бесхозяйного, * «*», *отсутствует, *.

      Владелец уведомлен об эвакуации посредством размещения на стекле уведомления о необходимости приведения *в состояние, не позволяющее идентифицировать его как брошенное, или перемещения его собственником в места, позволяющие хранить * без создания помех в организации благоустройства территории в срок до 05.06.2015 г. Указывая на то, что * в настоящее время перемещен на стоянку временного хранения по адресу: г.Москва, ул. Джамгаровская, вл. 7, установить владельца *не представляется возможным, заявитель просил признать * * «*», *отсутствует, * бесхозяйным и признать право собственности города Москвы на данное *.

      Представитель заявителя Соловьев А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

      Представитель заинтересованного лица ГБУ «*ные дороги СВАО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил объяснения относительно заявленных требований, в соответствии с которыми * * «ВАЗ», *отсутствует, цвет зеленый поступило на хранение ГБУ «*ные дороги СВАО» на основании акта №383/13 от 17.06.2015 г., и в настоящее время находится по адресу: г.Москва, ул.

      Джамгаровская, вл. 7, просил рассматривать

      дело в его отсутствие.

      Представитель Департамента городского имущества города Москвы в

      судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил, об отложении слушания дела не просил.

      На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть

      отсутствие не явившихся лиц.

      Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

      В соответствии с Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 г. №157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы», Управа района как орган исполнительной власти наделена правом на обращение в суд в целях признания бесхозяйных объектов, за исключением объектов капитального строительства и бесхозных объектов наружного освещения и архитектурно-художественной подвески, собственностью города Москвы.

      Судом установлено, что на территории района Ростокино города Москвы по адресу: г. Москва, ул. *районной комиссией по работе с брошенным разукомплектованном автотранспортом района Ростокино, в составе представителя управы района Ростокино, представителя управляющей организации ГБУ «Жилищник района Ростокино», представителя ОМВД по району Ростокино было выявлено разукомплектованное *: «*», *отсутствует, *. Данный факт подтверждается актом №13 от 03.06.2015г. о выявленном разукомплектованном *, имеющем признаки брошенного, составленный комиссией по работе с брошенным разукомплектованном автотранспортом района Ростокино.

      Глава 33 ГПК РФ устанавливает порядок признания движимой вещи бесхозяйной и признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Введение в данную главу положений, устанавливающих порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, обусловлено наличием норм материального права в ГК, согласно которым признание права муниципальной собственности на такую вещь осуществляется в судебном порядке (ст. 225 ГК).

      Кроме того, поскольку ГК (ст. 225, 226) предусматривает различный порядок признания бесхозяйными движимых и недвижимых вещей, то это также нашло свое отражение в комментируемой главе, посвященной регулированию вопросов рассмотрения и разрешения дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь.

      Приложение № 5

      к постановлению администрации

      муниципального образования «Намский наслег»

      Верхневилюйского улуса (района)

      Республики Саха (Якутия)

      от 15.07.2014 № 10

      Положение о порядке выявления,

      учета и оформления права муниципальной собственности

      на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное в границах территории

      муниципального образования «Намский наслег» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)

      1. Общие положения

      Настоящее Положение о порядке выявления, учета и оформления права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное в границах территории муниципального образования «Намский наслег» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», методическими рекомендациями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).

      2. Выявление, обеспечение учета бесхозяйного недвижимого имущества

      иоформление документов, необходимых для его постановки на учет

      • Правовые основы деятельности
      • Нормативные акты
      • Постановления Европейского Суда по правам человека
      • Судебная практика
      • Конституционный Суд
      • Верховный Суд
      • Научно-методические материалы
      • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
      • По иным вопросам надзорной деятельности
      • Статистические данные
      • Об использовании выделяемых бюджетных средств
      • О деятельности органов прокуратуры
      • Новости Генеральной прокуратуры России
      • Новости прокуратур субъектов федерации
      • События Генеральной прокуратуры
      • Мероприятия и встречи
      • Интервью и выступления
      • Печатные издания
      • Видео
      • К сведению СМИ
      • Инфографика
      • Конкурс
      • Участие в конкурсе
      • Этапы конкурса
      • Итоги конкурса
      • Аккредитация СМИ
      • Информационные материалы
      • Социальные ролики
      • Наглядные материалы
      • Прокурор разъясняет
      • Порядок обращения граждан
      • График приема
      • Интернет приемная
      • Уведомления об экстремизме
      • Статусы уведомлений
      • Прямая линия для предпринимателей

      В 2021 году, сроки остались прежними 5 рабочих дней для обратившихся в Росреестр и на 2 дня больше для обработки через МФЦ.

      Регистрация ипотечного объекта недвижимости составляет семь рабочих дней. Договор с ипотекой в силу закона, заверенные нотариусом, проходят регистрацию в течении 3 рабочих дней. Ранее этот срок был больше, в пределах недели.

      Как поставить дом на кадастровый учет в 2021 году: порядок и особенности

      Оно оформляется:

      1. власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
      2. Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.

      Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.

      Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

      • на недвижимость – 15 лет;
      • на иные виды имущества – 5 лет.

      Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

      • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
      • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
      • при нахождении клада (ст. 233);
      • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

      Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

      Бесхозяйное имущество исключается из реестра в случаях:

      1. Принятия объекта вновь во владение субъектом, ранее отказавшимся от этого.
      2. Госрегистрации прав собственности на имущество в порядке, предусмотренном в законодательстве.
      3. Передачи объекта лицу в силу приобретательной давности.
      4. Госрегистрации права лица, ранее неизвестного, в соответствии с чем имущество и было поставлено на учет.

      Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.

      Право на бесхозяйные вещи возникает:

      • у муниципальных образований;
      • у населенных пунктов федерального уровня.

      Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.

      Новый закон о регистрации недвижимости с 1 января 2021 года

      Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и снятие таковых с него производится согласно положениям Постановления Правительства № 580.

      Регистрационные действия с бесхозяйными имущественными ценностями уполномочены осуществлять:

      • Росреестр – по объектам, располагающимся на территории двух и более регистрационных округов;
      • местные органы Росреестра – по иной недвижимости, находящейся в рамках территории одного определенного округа.

      В заявлении необходимо указать:

      1. Наименование объекта.
      2. Описание основных характеристик.
      3. Доказательства отказа хозяина от права собственности на вещь.
      4. Подтверждения тому, что субъект вступил во владение объектом.

      Для недвижимости дополнительно указывают дату внесения сведений в ЕГРП и орган, осуществивший данную процедуру. Кроме этого, предъявляются доказательства, свидетельствующие об отсутствии законного владельца у объекта.

      Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.

      Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:

      • до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
      • собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
      • заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
      • внести сумму обязательной госпошлины;
      • подать акты на рассмотрение в суд.

      Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.

      Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:

      1. Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
      2. Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
      3. Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.

      После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности.

      Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

      Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

      • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
      • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

      Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

      • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
      • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

      Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

      сельского поселения Пионерский

      Компетентными сотрудниками судебного органа принимаются заявления на рассмотрение только в сопровождении определенного пакета актов. Заявителю требуется собрать следующий список документов, прилагаемых к иску о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:

      • паспорт истца;
      • бумаги, заполненные специальной комиссией, которая проводила осмотр бесхозяйной недвижимости;
      • квитанция об уплаченной пошлине за подачу иска;
      • акт, взятый из ЕГРП;
      • доказательная база;
      • акты, свидетельствующие о права владения предыдущих хозяев строения.

      Важно! Весь перечень указанных актов в суд требуется предоставлять в нескольких копиях. Количество экземпляров должно соответствовать количеству человек, принимающих участие в судебном разбирательстве.

      Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

      • на недвижимость – 15 лет;
      • на иные виды имущества – 5 лет.

      Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

      • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
      • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
      • при нахождении клада (ст. 233);
      • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

      1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

      Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.

      2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.

      Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

      Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.

      1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»1 (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

      1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 29, ст. 4344.

      2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

      федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

      территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

      На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

      3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

      В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

      4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

      прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

      проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

      внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

      5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):

      органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

      исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

      В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

      6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации2.

      2 В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

      муниципального района Шигонский

      Все процедуры, связанные с постановкой и снятием с учета недвижимости, регламентированы Законом № 218-ФЗ (). Этот нормативный акт распространяется на все видов объектов. Основанием для обращения в Росреестр при постановке объекта на учет является технический план. Он изготавливается в соответствие с Приказом МЭР № 953 (). Если же объект перестал существовать, снять его с учета в ЕГРН можно на основании акта обследования. Он оформляется по Приказу МЭР № 861 ().

      Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен — здесь

      При снятии с учёта всякого объекта недвижимости принято подавать составленное заявление и пакет с требуемой документацией. Обязательное условие — наличие акта обследования. После принятия одобрительного решения строение снимают с учёта, а хозяину выдают справку в форме выписки из государственного реестра.

      Стоит рассмотреть подробно все этапы дела. Наиболее затратной по времени частью считается подготовка акта обследования. Документ напоминает технический план, является его упрощённым видом. Составлять подобные справки могут только аттестованные кадастровые инженеры. Сделать работу самостоятельно и сэкономить на услугах не выйдет. Работник должен обязательно приехать на точку.

      Специалист сверяет реальное состояние строения с тем, что указано в российском реестре по недвижимости. После обследования компетентный профессионал оформляет акт в электронной форме, заверяет полученный документ виртуальной печатью. Акт обследования считается основанием для снятия строения с государственного учёта.

      После получения документа хозяин обращается в органы по кадастру. При подаче владелец прилагает правоустанавливающую документацию с заявлением.

      Если Вы считаете, что Ваша ситуация подходит под исключение, то обязательно проконсультируйтесь у наших специалистов. Мы поможем найти самое оптимальное решение!

      Снять с учета недвижимость можно в Росреестре. Это ведомство ведет госреестр ЕГРН, рассматривает заявления и документы от собственников. Также документы на снятие можно представить через учреждения МФЦ, но сама процедура все равно пройдет в Росреестре.

      Специалисты Росреестра не занимаются обследованиями зданий и помещений, не выезжают на место. Чтобы получить данные об утрате существования объекта, чиновникам нужен акт обследования. Чтобы инженер мог составить указанный документ, он должен обладать квалификационным аттестатом. Список всех специалистов, имеющих право составить акт, доступен на портале Росреестра.

      Комментарий эксперта. Росреестр не будет рассматривать справки о сносе дома, составленные самим собственником. Эти документы можно представить кадастровому инженеру при заключении договора. Если снос или демонтаж осуществляется по решению суда, документы и доказательства собирает истец. Подробнее о вариантах снятия с учета вы можете узнать у консультантов Смарт Вэй.

      221-ФЗ не определяет строгий порядок для обращения граждан по поводу снятия их недвижимого имущества с учёта. Порядок подачи такой же, как и для любого другого обращения.

      Рекомендуем ознакомиться:

      Снятие обременения по ипотеке: документы из росреестра

      Заявление, чтобы исключить объект с кадастрового учета, подаётся одним из нижеуказанных способов:

      1. На портале Росреестре через раздел «Электронные услуги».
      2. При личном обращении в кадастровые органы по месту нахождения объекта.
      3. Через отделения МФЦ.
      4. Направлением через почту.

      Собственники вправе самостоятельно выбрать способ подачи заявления. При направлении заявления через почту все прилагаемые документы необходимо заверить у нотариуса.

      Перед личным посещением уполномоченных органов рекомендуется заранее записаться на приём. Сделать это можно также на сайте Росреестре через раздел «Офисы и приёмные».

      При подаче заявки онлайн необходимо иметь электронную подпись цифрового формата. Если таковой у заявителя не имеется, то оформить её можно на том же сайте Росреестра в личном кабинете.

      Государственная пошлина за рассмотрение заявления не предусмотрена.

      После того, как заявление было подано, статус приёма и рассмотрения можно отслеживать в личном кабинете на сайте Росреестра. Для этого нужно найти в списке запросов искомое заявление и нажать на ссылку «Просмотреть статус запроса». Данная функция доступна при подаче заявления любым из указанных способов. Однако на сайте сведения о статусе заявления будут отражаться со дня регистрации её сотрудниками кадастра.

      Об учете бесхозяйного имущества

      Если говорить о процедурах, которые связаны с постановкой недвижимости на учет или её снятием, стоит обратиться к закону номер 218-ФЗ. Данный закон относится к любому виду объекта. В Росреестр вы можете обратиться с техническим планом объекта. Технический план должен быть изготовлен в строгом соответствии с приказом МЭР №861.

      Для изучения причин сноса или разрушения здания стоит обратиться к другим нормативным актам. Если дом сгорел, то его можно снять с учёта, используя при этом постановление из уголовного дела, также можно использовать справку МЧС. Тут используются уже другие законы и нормы.

      • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
      • территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

      На учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

      [3]

      • прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов;
      • проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
      • внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
      • органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
      • исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

      В связи с часто поступающими вопросами относительно порядка осуществления ГКУ и принятия на учет объекта недвижимости как бесхозяйного, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области дает разъяснение понятий «постановка бесхозяйного объекта недвижимости на кадастровый учет» и «принятие объекта недвижимости на учет как бесхозяйного».

      Бесхозная недвижимость обретет собственника в лице муниципалитета

      Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество определен в п.3 ст.225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган (а именно, комитет по управлению муниципальным имуществом) обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, оно должно быть принято на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учет осуществляется по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество.

      О постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества необходимо удостовериться, что у данной недвижимости не имеется собственника либо он неизвестен.

      Бесхозяйным является имущество:

      — не имеющее собственника;

      — собственник которого неизвестен;

      — от права собственности на которое собственник отказался.

      Собственник имущества, права на которые зарегистрированы в Государственном учреждении юстиции «Регистрационная палата по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Читинской области» (далее — «Регистрационная палата»), либо ранее — в соответствующей организации технической инвентаризации, может отказаться от прав на это имущество, выразив свои волеизъявления в виде заявления об отказе от права собственности или в иной письменной форме, свидетельствующей об отказе от прав. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности иным лицом.

      В соответствии с п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

      В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда.

      Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

      В принципе, ограничений и конкретного перечня законодательство не устанавливает. Есть список объектов, которые невозможно «присвоить», но в остальном почти никаких ограничений.

      Нельзя «забрать себе» бесхозяйственные вещи, если они являются:

      • отходами различного назначения (бытовыми, химическими, биологическими, строительными);
      • лом металла (в том числе остатки производства, а также сломанные или пораженные ржавчиной элементы);
      • продукцию с явным производственным браком (ограничение касается непищевой);
      • отходов сплава.

      Если бесхозяйственное имущество признается таковым на основании решения собственника, то тот обязательно уведомляется.

      Если на учет принимают объект с «неизвестным» собственником или вовсе без такового, то уведомление приходит заявителю. В документе прописываются изменения, внесенные в Единый госреестр недвижимости. Теперь имущество считается бесхозным.

      Впереди важная стадия – попытка «закрепить» его за собой. Чтобы получить права собственности, придется обратиться в суд общей юрисдикции. Но здесь не все так просто.


      Похожие записи: