Уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе

23.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты » Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 05 апреля 2016 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О свободном порте Владивосток» ФЗ РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости Приняты изменения в ряд законов Приказ Минэкономразвития об утверждении требований к определению площади здания, помещения Приказ Минэкономразвития России о перечне специальностей среднего профессионального образования

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее — кадастровые отношения).

2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Ведение государственного кадастра недвижимости

Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.

Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.

Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
  • подробное описание границ объекта;
  • его месторасположение;
  • площадь объекта.

В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:

  • учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
  • кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
  • кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
  • кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
  • сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
  • сведения об обременении вещных прав;
  • другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:

  1. единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
  2. общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
  3. актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
  4. сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
  5. хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
  6. после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.

Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.

Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.

Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.

Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:

  1. кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
  2. внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
  3. исправление ошибок учёта;
  4. снятие с учёта.

Информационное взаимодействие осуществляется с:

  1. государственными органами;
  2. органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
  3. собственниками и правообладателями недвижимости.

Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.

Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:

  1. гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
  2. юридическим лицом;
  3. органом государственной власти.

Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.

Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.

Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:

  1. решения о внесении сведений;
  2. решения об отказе внесения сведения.

Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).

Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Нередко при оформлении документов на свои объекты недвижимости гражданам необходимо внести изменения в их характеристики, в том числе в части изменения почтового адреса.

В связи этим сообщаем, что в настоящее время правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014г. № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (далее — Правила), где указано, что правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

На основании указанных Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства. Адрес должен отвечать признакам уникальности, обязательности, легитимности.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов, изменение, аннулирование адресов, отнесено к полномочиям городских, сельских поселений, городских округов.

Соответственно, орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости принимает решение о присвоении адресов, изменению, аннулированию адресов объектов недвижимости и предоставляет копию такого решения правообладателю объекта недвижимости по его запросу.

Стоит отметить, что после получения соответствующего решения, необходимо внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в части вышеуказанных сведений.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре) адрес объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

Для изменения адреса объекта недвижимости любое лицо может обратиться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости. С заявлением представляется копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (п.13, ч.1, ст.22 Закона о кадастре).

Однако, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе или не поступили из соответствующих уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия, то орган кадастрового учета вправе запросить их самостоятельно.

При этом необходимо понимать, что запрос органа кадастрового учета ориентирован на получение уже готовых документов на определенный объект адресации, а не на их изготовление уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Такой переход на новые правила ведения реестра не повлек дополнительных проблем для собственников недвижимости, так как ранее выданные правоустанавливающие документы сохранили свое юридическое значение.

В состав государственного реестра недвижимости ЕГРН включаются сведения, полученные в результате кадастрового учета и государственной регистрации прав:

  1. дата и основания возникновения прав на объект недвижимости;
  2. кадастровый номер объекта;
  3. дата и основания постановки на кадастровый учет;
  4. целевое назначение недвижимого имущества;
  5. основные технические характеристики – этажность, площадь и т.д.;
  6. зарегистрированные обременения на недвижимое имущество.
  7. тип объекта (например, дом, квартира и т.д.);

Из перечня указанных сведений, только кадастровый номер остается неизменным на весь период существования объекта. Остальная информация может неоднократно меняться в процессе владения, пользования или распоряжения недвижимостью.

Если пакет бумаг подает представитель заявителя, то ему надо иметь с собой нотариально заверенную доверенность. После принятия заявки об изменении адреса земельного участка, Росреестр или МФЦ выдаст расписку об их получении на руки, с указанием перечня бумаг и даты получения. Расписка должна быть выдана в день получения соответствующим органом таких документов.

Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости

Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, возникающей по ходу сделки- это необходимость внести изменения в документы, а именно поменять Свидетельство о государственной регистрации права собственности, в связи с изменением почтового адреса объекта.

Важно Первоначальное событие для начала процедуры изменения адреса является вынесение Постановления местной Администрации.

Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (Постановление Правительства №1221 от 19.11.14г.). Адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать трем требованиям:

  • Уникальность (один и тот же адрес может быть присвоен только одному объекту недвижимости, за исключением присвоения одного адреса земельному участку и зданию, расположенному на нем)
  • Обязательность (каждому объекту адресации в обязательном порядке должен быть присвоен адрес)
  • Легитимность (должна быть соблюдена процедура присвоения объекту адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр)

За присвоение, изменение и аннулирование адреса плата не взимается.

Если в старом Свидетельстве фигурировало Свидетельство о рождении на собственника несовершеннолетнего, а на момент внесения изменений уже выдан паспорт после 14 лет,то это еще 200 рублей. Сроки внесения изменений – 20 дней, а по факту до 30 дней задержки.
Для сокращения сроков сделки можно подать подготовленные документы и заявление об изменении адреса одновременно с договором купли-продажи объекта недвижимости. В основной договор купли-продажи вносится новый адрес объекта недвижимости.
Таким образом можно сократить сроки сделки почти на целый месяц. Но есть опасность, что если что-то не так пойдет с изменением адреса, то и саму сделку не зарегистрируют.

Желательно заранее внести изменения и получить новое Свидетельство для «чистоты» сделки, для ипотеки понадобится, для Органов опеки и так далее.

Данные государственного кадастра, вносимые в реестр, могут быть учтенными и временными. Учтенные сведения — это занесенные в ГКН объекты недвижимости, на которые установлены имущественные права (осуществлена госрегистрация прав собственности или аренды).

Сведения имеют статус временные — что это значит? Сведения об объектах, права на которые не установлены. Они хранятся в реестре в течение одного года, а на землю – в течение двух.

Если в течение этого срока имущественные права не будут установлены (с выдачей свидетельства о собственности), то сведения из государственного кадастра исключаются (Закон о кадастре, часть 4, статьи 24 и 25, часть 5, статья 24).

Информацию об интересующем имуществе в реестре может получить каждый, как юридическое, так и физическое лицо. Она предоставляется по желанию заказчика в электронном виде и на бумажном носителе.

Существуют объекты, к которым общего доступа нет. Ограничение связано с их стратегической важностью для страны, особым режимом существования.

Порядок предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости

Все земельные участки и другая недвижимость, независимо от их принадлежности, должны быть зафиксированы.

Для этого ведется специальный учет, в котором отражаются все данные о территориях: место расположения, границы, площадь, собственник, номер, назначение. Он называется Государственный кадастр недвижимости.

Для внесения данных в него заинтересованному лицу следует подготовить определенные документы и обратиться в уполномоченный орган власти. Таковым является Росреестр.

В соответствии с требованиями действующего законодательства ведение кадастрового учета возложено на федеральные органы исполнительной власти. В данном случае основа системы – это Росреестр. На указанный орган возложен довольно большой круг обязанностей.

Некоторыми из них являются:

  1. Регистрация прав на недвижимость.
  2. Ведение ЕГРП.
  3. Государственный кадастровый учет.
  4. Ведение реестра соответствующих специалистов и органов, а также надзор за их деятельностью.
  5. Рассмотрение жалоб по вопросам ГКУ.
  6. Выдача лицензий по осуществлению кадастровой деятельности.
  7. Формирование каталогов и других баз данных.
  8. Определение кадастровой цены на недвижимость.

Также Росреестр вправе запрашивать информацию, необходимую для реализации своей деятельности, привлекать к решению поставленных задачи специалистов из других организаций.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Более подробный список обязанностей и прав содержится в Постановлении № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Кадастровый учет складывается из нескольких последовательных этапов. Прежде всего, осуществляется прием обращения заинтересованного лица. После этого заявление и все переданные документы подвергаются детальному анализу, на предмет их полноты и достоверности. Затем необходимые сведения надо вносить в ЕГРН.

Завершается процедура выдачей инициатору ответа. В некоторых случаях заинтересованное лицо может получить отказ. В таких ситуациях направленные документы должны быть возвращены заявителю. Для этого у Росреестра есть пять рабочих дней.

При этом орган кадастрового учета должен уведомить заявителя о самом факте отказа и о причинах, послуживших этому.

Состоять сведения об объекте недвижимости, которые должны быть включены в кадастр, должны из пунктов, указанных в статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.

Их структура такова:

  1. Вид объекта недвижимости, например, участок земли, сооружение, здание, помещение, место для парковки.
  2. Кадастровый номер и дата его присвоения.
  3. Место расположения объекта.
  4. Учетный номер, который присваивался ранее.
  5. Сведений о ликвидации объекта.
  6. Номер объекта, в результате преобразования которого образовалась новая недвижимость.
  7. Основные характеристики. К ним относятся – площадь, протяженность, глубина, объем, высота, этажность.
  8. Степень готовности объекта строительства. Она указывается в процентах.
  9. Сведения о расположении помещений и строений общего пользования.
  10. Материалы наружных стен.
  11. Год ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.
  12. Номера регистрации кадастровых специалистов и даты заключения договоров на осуществление работ соответствующего характера.
  13. Вид помещения, то есть является ли оно жилым или нет.

В кадастр также, как правило, включаются дополнительные сведения об объекте недвижимости:

  1. Стоимость.
  2. Картографические данные лесных, водных и других природных объектах, которые расположены в пределах объекта, если таковым является земельный участок.
  3. Оценка категории территории.
  4. Вид разрешенного использования объекта.
  5. Сведения о близости или частичном вхождении в зону с особыми условиями, в том числе и экономическими либо охраняемой территории.
  6. Данные о включении объекта в реестр культурного наследия.
  7. Наименование здания или сооружения.
  8. Назначение и функции предприятия.
  9. Данные о результатах земельного надзора.

Более подробный перечень содержится в статье 8 Закона № 128-ФЗ.

Как внести изменения в кадастровые сведения об объекте недвижимости?

Многие до сих пор путаются в аббревиатурах ЕГРН, ЕГРП, ГКН, кадастр, реестр недвижимости и т. п. Что они означают? Какие сведения можно узнать и т. п. Но здесь нет ничего сложного. Главное — разобраться. Этот реестр велся на основании Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации

прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В процессе учета и оформления объектов происходит присвоение индивидуального номера участка, который содержит данные об объекте, в том числе о его размерах и материала, из которого он изготовлен, либо типа земли на которой он стоит, а также его стоимость.

По общему правилу, паспорт предоставляется через 5 дней, после обращения заявителя. Однако если объект не был поставлен на учет, то срок предоставления данных увеличивается до 2-х недель.

ГКН

— систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Гос границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах МО, границах НП, о тер-ых зонах и зонах с особыми условиями использования тер-ий. Объекты: а) з.у; б) здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства; в) границы РФ, субъектов РФ, МО, НП, тер-ых зон, зон с особыми условиями использования тер-ий.

В основном, кадастровые номера вызывают интерес у потенциальных покупателей недвижимости, так как с их помощью можно получить исчерпывающую информацию об объекте, в том числе и его официальную стоимость.

  • технический или межевой план,
  • постановление администрации, на основани которого произведено изменение разрешенного вида использования земельного участка
  • документ, подтверждающий правомерность изменения назначения помещения или здания,
  • документ со сведениями о собственнике или адресе объекта
    недвижимости и др.

Проводить оценку стоимости объектов.

В каком виде можно получить сведения из ГКН? (читать далее…)

Поправками в законодательство предусмотрено обязательное внесение в паспорт данных о границах территории для участков. Без указанной информации совершать какие-либо манипуляции с участком, связанные с его продажей будет невозможно. Данная поправка вступит в действие с 2021 года. Для этого, с 2015 года, Росреестром проводится тотальная ревизия границ.

Что касается таких сложных проектов, как планы территории : технические и кадастровые, то информация по ним предоставляется в течение 15-ти дней. Кадастровый паспорт

Документы, необходимые для получения сведений из ГКН

Современные технологии позволяют иметь доступ к интересующей информации в режиме онлайн. Росреестр – не исключение. На портале государственного учреждения любой желающий может получить общую информацию об объекте. Однако там представлена лишь информация, не имеющая приватности.

В основном, используется инженерами для проведения кадастровых и межевальных работы, в связи с этим, особую значимость для иных категорий лиц не несет.

Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42

В кадастровой выписке находятся наиболее полные сведения, касающиеся квартиры, дома, земельного участка или же любого другого объекта недвижимости. Объем данных, которые требуется предоставить, следует искать самостоятельно.

Все сведения, которые должны находиться в документе, нужно будет указывать в заявлении о необходимости получения такого документа.

Например, данные, касающиеся наличия либо отсутствия различных ограничений на использование земельного участка или иной собственности, указаны в разделе, описывающим его части. Данные, имеющие отношение к кадастровой стоимости, расположены в разделе основных сведений о земле.

Кадастровая выписка необходима в случае, когда происходит юридическая подготовка к проведению процедуры межевания. Без нее провести ни одну кадастровую работу не получится, так как в ней находятся сведения, касающиеся координат характерных точек, расположенных на границах земельного участка.

Здесь же будут содержаться данные собственников либо арендаторов земель, расположенных по соседству. С ними, скорее всего, придется согласовывать границы участка. Если возникнет проблема наложения земель друг на друга, то вопрос тоже придется решать с ними. Следует учитывать, что предоставление кадастровой выписки осуществляется на возмездной основе.

Кадастровая справка содержит в себе данные, касающиеся кадастрового номера и стоимости недвижимого имущества. На базе сведений, полученных из этой бумаги, рассчитывается налог на этот объект, она также требуется в процессе оформления документов, необходимых для получения кредита, наследства или выкупа данного объекта.

Ее могут затребовать судебные органы в случае определенных споров, связанных с данным имуществом. Ключевым преимуществом справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости является то, что ее выдают абсолютно бесплатно.

  • Законодательство
  • Аналитика и Прогнозы
  • Материнский капитал
  • Земельный вопрос
  • О приватизации
  • Строительство
  • Экономика
  • Ипотека
  • Риэлторы
  • Налоги
  • События
  • Разное
  • ЖКХ
  • Нотариат
  • Мнения
  • Юридический вопрос
  • Новости компаний
  • Дизайн интерьеров
  • Отделка и Ремонт

18. Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4) о снятии с учета объекта недвижимости; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

5) об аннулировании и исключении из ГКН сведений об объектах недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным статусом сведений; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

6) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 N 137)

8) о внесении изменений в сведения ГКН о местоположении границ и площади земельного участка без согласия его правообладателя при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 N 137)

в Реестр соответствующих сведений. Внесение сведений в Реестр или изменение содержащихся в Реестре сведений подтверждается подписанием внесенных сведений простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, принявшего соответствующее решение, с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени (с точностью до минуты) внесения (изменения) в Реестр соответствующих сведений. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения о внесении изменений в сведения ГКН о местоположении границ и площади земельного участка без согласия его правообладателя при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре, такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2015 N 137)

19. При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка принимается решение:

63. В Реестр вносятся следующие общие сведения о земельном участке:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок);

2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Законом о кадастре кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

4) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (далее — исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;

5) кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;

6) номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) категория земель, к которой отнесен земельный участок;

8) разрешенное использование земельного участка;

9) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления;

10) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

10.1) учетный номер особой экономической зоны, если земельный участок расположен в границах такой зоны; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

11) сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество (лесопарк)), участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);

12) сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.), наименование водного объекта (при его наличии);

13) сведения об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, в объеме сведений, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

14) условный номер земельного участка, образованного (образуемого) в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

15) отметка о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка; для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

вид, наименование, реквизиты (дата и номер) акта о предоставлении земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такой акт; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав

73. В Реестр вносятся следующие общие сведения о здании:

1) вид объекта недвижимости (здание);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано существующее здание;

5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего здания;

6) кадастровые номера помещений, расположенных в здании; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание. Если здание расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;

7.1) номер кадастрового квартала, в котором находится здание; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8) назначение здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом);

8.1) наименование здания (указывается наименование здания при его наличии, например храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

9) площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра;

10) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

11) материал наружных стен;

12) год ввода в эксплуатацию здания после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

13) сведения о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

реквизиты решений Правительства Российской Федерации, органов охраны объектов культурного наследия о включении здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об отнесении здания к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране, об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

регистрационный номер, вид и наименование этого объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — в отношении здания, являющегося объектом культурного наследия; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

76. В Реестр вносятся следующие общие сведения о сооружении:

1) вид объекта недвижимости (сооружение);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) было образовано сооружение;

5) кадастровые номера объектов недвижимости, образуемых из существующего сооружения;

6) кадастровые номера помещений, расположенных в сооружении; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) кадастровый номер земельного участка, на котором расположено сооружение. Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков;

7.1) номер кадастрового квартала(ов), в котором находится сооружение; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8) назначение сооружения;

8.1) наименование сооружения (указывается наименование сооружения при его наличии, например газопровод «Южный поток»); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8.2) тип и значение основной характеристики сооружения; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

протяженность в метрах с округлением до 1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

глубина, глубина залегания в метрах с округлением до 0,1 метра; площадь, площадь застройки в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

объем в кубических метрах с округлением до 1 кубического метра; высота в метрах с округлением до 0,1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

9) количество этажей, в том числе подземных этажей при наличии этажности; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

10) год ввода в эксплуатацию сооружения после завершения его строительства или год завершения данного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

11) сведения о включении сооружения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении сооружения к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

79. В Реестр вносятся следующие общие сведения об объекте незавершенного строительства:

1) вид объекта недвижимости (объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата его внесения в ГКН;

3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

4) кадастровый номер (номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) был образован объект незавершенного строительства;

5) номер кадастрового квартала, в котором находится объект незавершенного строительства; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

6) кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства. Если объект незавершенного строительства расположен на нескольких земельных участках, — кадастровые номера всех таких земельных участков; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

7) степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

8) тип и проектируемое значение основной характеристики объекта незавершенного строительства, являющегося сооружением, строительство которого не завершено: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

протяженность в метрах с округлением до 1 метра; глубина, глубина залегания в метрах с округлением до 0,1 метра; площадь, площадь застройки в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

объем в кубических метрах с округлением до 1 кубического метра; высота в метрах с округлением до 0,1 метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

9) проектируемое назначение объекта незавершенного строительства. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

80. В Реестр вносятся следующие сведения о местоположении объекта незавершенного строительства на земельном участке:

1) обозначения характерных точек контура объекта незавершенного строительства;

2) координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения.

80.1. В случае пространственного описания объекта незавершенного строительства в Реестр вносятся следующие сведения: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2015 N 555)

1) координаты (в метрах с округлением до 0,01 метра с указанием погрешности определения) точек пересечения: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2015 N 555)

проекций конструктивных элементов объекта незавершенного строительства с контуром такого сооружения (например, если объект незавершенного строительства переменной этажности, высоты, глубины); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2015 N 555)

контура объекта незавершенного строительства с контурами иных объектов незавершенного строительства, зданий, сооружений; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2015 N 555)

82. В Реестр вносятся следующие общие сведения о помещении:

1) вид объекта недвижимости (помещение);

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его внесения в ГКН;

3) назначение помещения (жилое или нежилое; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

3.1) вид жилого помещения (комната, квартира) — в отношении жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

5) кадастровый номер (номера) помещения (помещений), в результате преобразования которого (которых) было образовано существующее помещение;

6) кадастровые номера помещений, образуемых из существующего помещения;

7) кадастровый номер здания или сооружения, в котором расположено помещение;

8) кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната;

9) номер кадастрового квартала, в котором находится здание, сооружение, в котором расположено помещение; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

10) площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

11) сведения о включении помещения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также сведения об отнесении помещения к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

реквизиты решений Правительства Российской Федерации, органов охраны объектов культурного наследия о включении помещения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об отнесении помещения к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране, об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

регистрационный номер, вид и наименование этого объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — в отношении помещения, являющегося объектом культурного наследия; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

регистрационный номер учетной карты объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, вид и наименование этого объекта — в отношении помещения, являющегося выявленным объектом культурного наследия. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

85. Кадастровые дела представляют собой раздел ГКН, состоящий из:

1) кадастровых дел объектов недвижимости;

2) кадастровых дел территориальных зон;

3) кадастровых дел зон с особыми условиями использования территорий;

3.1) кадастровых дел особых экономических зон; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

3.2) кадастровых дел поверхностных водных объектов. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

4) кадастровых дел кадастрового деления;

5) кадастровых дел геодезической основы ГКН;

6) кадастровых дел картографической основы ГКН;

7) кадастровых дел участков Государственной границы Российской Федерации;

8) кадастровых дел границ между субъектами Российской Федерации;

9) кадастровых дел границ муниципальных образований;

10) кадастровых дел границ населенных пунктов; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

11) кадастровых дел проектов межевания территории; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

12) кадастровых дел территорий объектов культурного наследия. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

Абзацы 12 — 13 — Исключены. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

Кадастровые дела ранее учтенных земельных участков государственного земельного кадастра являются составной частью кадастровых дел объектов недвижимости ГКН.

86. В кадастровое дело помещаются документы, на основании которых внесены сведения в ГКН об объектах недвижимости, территориальных зонах, проектах межевания территорий, территориях объектов культурного наследия, зонах с особыми условиями использования территорий, особых экономических зонах, поверхностных водных объектах, кадастровом делении, геодезической и картографической основе ГКН, участках Государственной границы Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов. (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376, от 24.11.2015 N 878)

Абзац 2 — Исключен. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

87. Абзац 1 — Исключен. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

Документы в кадастровое дело включаются по мере их поступления в орган кадастрового учета.

88.-89. Пункты утратили силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

90. Кадастровое дело идентифицируется: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

видом кадастрового дела в соответствии с пунктом 85 Порядка; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

кадастровым номером объекта недвижимости (для кадастровых дел объектов недвижимости); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

Сроки оказания услуги

1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на установленный порядок ведения государственного кадастра, государственного кадастрового учета недвижимого имущества и правила кадастровой деятельности. Указанные порядок и правила основаны на нормах Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп.) и имеют целью обеспечивать контроль за состоянием фонда недвижимого имущества.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с упомянутым выше Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе, предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными упомянутым выше Законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровых работ).

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости, в также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел (см. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (РГ. 2010. 9 апр.).

2. В ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрены основания, а в ст. 17 — сроки осуществления кадастрового учета.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановкой на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений об этом объекте.

Постановка на учет, учет изменений, учет части объекта недвижимости или снятие его с учета осуществляются в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя — в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя, если иные сроки не установлены указанным Федеральным законом.

Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов (ч. 2 ст. 17 указанного Федерального закона).

При этом датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

  • 1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);
  • 2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);
  • 3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

Объективная сторона состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в ч. 1 комментируемой статьи, состоит в несвоевременном или неточном внесении сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости.

3. В ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» регламентируется порядок предоставления по запросам заинтересованных лиц сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц в виде:

  • 1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
  • 2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • 3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • 4) кадастрового плана территории;
  • 5) кадастровой справки.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок, предоставляются в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок не может превышать пятнадцати или тридцати рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.

  1. ГКН
  2. Состав сведений об объекте недвижимости содержащихся в кадастре
  3. Порядок внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
  4. Список документов
  5. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по составу и порядку внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
  6. Пример по составу и порядку внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
  7. Заключение
  8. Образцы заявлений и бланков
  9. Список законов

В главе 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указывается, что систематизация данных об объектах недвижимости является одной из основных задач комплекса. Состав сведений кадастра недвижимости включает:

  1. Описание объекта.
  2. Данные о собственнике.
  3. Местоположение строения.
  4. Стоимость.

Дополнительно в состав сведений ГКН вносятся:

  1. Указание того, к какому объекту он привязан.
  2. Кадастровый номер недвижимости.
  3. Координаты объекта.

Информация вносится в базу постоянно по стандартной технологии, единой для всей территории государства. Занимается внесением подобных данных Кадастровая палата. Для того чтобы объект был внесен в ГНК необходимо:

  1. Подать заявку на постановку и снятие с кадастрового учета.
  2. Определить стоимость имущества в соответствии с кадастром.
  3. Присвоить учетный номер.
  4. Произвести учет изменений объекта.

Ввести данные об имуществе в ГНК, при помощи составления кадастровой карты, где отмечаются разграничения по земельным участкам территории.

После проведения всех этих действий объект считается внесенным в государственный кадастр недвижимости.

Принципиальной особенностью базы считается общедоступность информации. Если Федеральным законом не установлен запрет, то запрос можно направить относительно любого участка или здания.

Заявка подается лично или посредством электронного портала государственных услуг.

Гражданка П. подала в свое время заявление на постановку в госкадастр своего жилого помещения. Через некоторое время ею был получен кадастровый паспорт.

Когда дошло дело до совершения сделки с этим объектом выяснилось, что в паспорте не указана стоимость имущества и соответственно, невозможно рассчитать госпошлину, которую необходимо оплатить.

Повторно обратившись в Росреестр с требованием переделать паспорт, П. получила ответ, в котором ей предложили по новой собрать все документы и ждать несколько недель, пока будут внесены изменения. Женщина указала руководству на то, что ошибку допустил сотрудник ведомства. Общего языка найдено не было, и П. вынуждена была подать заявление в суд о нарушении своих прав.

В результате суд принял решение в ее пользу и обязал Росреестр без предоставления документации в течение трех дней внести изменения в документ.

Категории получателей

Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для кадастрового учета, статья 27 – основания для отказа в проведении кадастрового учета.

Нужно ли соблюдать обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановке кадастрового учета?

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года No 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее – Закон No 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен статьей 26.1, вступающей в силу с 1 декабря 2016 года. Указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете. При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

С 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года No 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, – к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

С 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года No 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» также изменяется наименование Закона о кадастре на Федеральный закон «О кадастровой деятельности».

Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.

– пересечение одной из границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, или границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, за исключением установленных случаев (пункты 20, 21, 27, 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункты 2, 6, 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);

– поступление возражений в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и отсутствие в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, документов, подтверждающих снятие указанных возражений (пункт 24 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 7 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);

– нарушение законного порядка согласования местоположения границ земельных участков или отсутствие согласования местоположения границ, за исключением установленных законом случаев (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);

– отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута (пункт 26 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 2.1 Закона о кадастре);

– несоответствие размера образуемого или измененного земельного участка установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (пункт 28 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);

– образование земельного участка из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев (пункт 29 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 6 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);

– отличие площади земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов (пункт 30 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);

– изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ, не обусловленное образованием земельного участка или уточнением его границ (пункт 31 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 4 статьи 27 Закона о кадастре);

– превышение площади земельного участка в связи с уточнением сведений на установленную законом величину (пункт 32 части 1 статьи 26 Закона о кадастре и пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);

– отличие площади земельного участка от площади, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов (пункт 42 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);

– истечение срока действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы (пункт 51 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 9 части 2 статьи 27 Закона о кадастре).

Закон о регистрации аналогично Закону о кадастре указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 6 статьи 27 Закона о кадастре).

Кроме того, в отношении помещений, законодательно установлено, что не допускается постановка на кадастровый учет, если:

– помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (пункт 34 части 1статьи 26 Закона о регистрации и часть 7 статьи 27 Закона о кадастре);

– имеется полное или частичное совпадение местоположения помещения с местоположением другого помещения, за исключением преобразуемого объекта, а также совпадение местоположения квартиры и комнаты в ней (пункт 50 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 3 части 2 статьи 26 Закона о кадастре).

1. Действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в постановке на кадастровый учет навеса для ожидания транспорта, указывая на то, что ему был предоставлен земельный участок именно для возведения спорного объекта, имеющего прочную связь с землей, а демонтаж его без ущерба назначению невозможен.

Суды отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Судами с учетом представленных в дело доказательств было установлено, что спорный объект является типовым, изготовлен в заводских условиях, состоит из готовых модулей и представляет собой металлический каркас с ограждающими конструкциями из ударопрочного стекла и стеклопакетов; части комплекса и соединительные элементы поставляются в разобранном состоянии; собранная конструкция крепится на бетонную площадку анкерными болтами, обеспечивающими временную прочную связь с такой площадкой; установка комплекса производится без устройства заглубленного фундамента, который свидетельствовал бы о наличии прочной связи с землей. Суды признали недоказанным, что демонтаж либо перемещение объекта (его отдельных частей) нанесут существенный ущерб конструкции, исключающий возможность использования комплекса по назначению. Кроме того, суды также установили, что земельный участок предоставлен заявителю в целях размещения остановочно-торгового комплекса (временного объекта) на условиях краткосрочной аренды.

Исходя из указанного, суды признали оспариваемое решение органа кадастрового учета об отказе в постановке на кадастровый учет спорного объекта соответствующим пункту 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Основания для оказания услуги, основания для отказа

Предприниматель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта незавершенного строительства – трех железобетонных свай, вбитых в землю.

Орган кадастрового учета приостановил, а затем отказал в постановке на кадастровый учет спорного объекта незавершенного строительства, сославшись на положения пунктов 1 и 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, указав на то, что он является арендатором земельного участка под строительство объекта, им получена разрешительная документация на строительство, ГК РФ и Закон о кадастре исходят из существования самостоятельного объекта недвижимости – объекта незавершенного строительства, кадастровым инженером был заверен технический план, содержащий сведения о спорном объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет этого объекта.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды указали на то, что спорный объект – три железобетонные сваи, вбитые в землю, на момент обращения общества с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет не является созданным объектом незавершенного строительства в смысле статьи 130 ГК РФ и Закона о кадастре.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года No 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Работы, выполненные в данном случае, не свидетельствуют о сооружении фундамента строящегося объекта недвижимости.

Однако в случае выполнения строительных работ, в результате которых будет возведен самостоятельный объект недвижимого имущества, предприниматель не лишен возможности обратиться за постановкой на кадастровый учет созданного объекта (объекта незавершенного строительства).

Орган кадастрового учета отказал Т. в осуществлении кадастрового учета части одноэтажного жилого дома, указав, что кадастровый учет частей здания не производится.

Считая данный отказ незаконным, Т. обратилась в суд.

Судом установлено, что ранее одноэтажный жилой дом блокированной застройки находился в долевой собственности Т. и А.

Решением суда, вступившим в законную силу, право долевой собственности прекращено. Т. выделена доля в виде отдельного блока, состоящего из трех комнат, кухни, коридора, уборной и кладовки, имеющего отдельный выход на территорию общего пользования, систему отопления и индивидуальные инженерные коммуникации.

Статья 16 ЖК РФ к числу жилых помещений относит часть жилого дома.

В части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался приведенными правовыми нормами и исходил из того, что данный одноэтажный жилой дом состоит из двух блоков, являющихся самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования.

При таких обстоятельствах части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее — кадастровые отношения).

2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

3. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

4. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее — кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы).

5. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также — объекты недвижимости).

6. Положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

7. Положения настоящего Федерального закона применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

1. Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

2. Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

3. Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

4. Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее — публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».


Похожие записи: