Перспективы налогообложения недвижимого имущества

23.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перспективы налогообложения недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
8. Налог на имущество организаций и физических лиц — это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, а также движимое и недвижимое имущество граждан.
12. Для достижения целей ставились следующие задачи:

На сегодняшний день Российским налоговым законодательством предусмотрено три имущественных налога. Первый – налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ). Плательщиками налога являются организации, имеющие на балансе движимое и недвижимое имущество, учитываемое в составе основных средств. В качестве налоговой базы выступает среднегодовая стоимость основных средств, учитываемых по остаточной стоимости. Ставки устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут превышать максимальной ставки в 2,2 %, установленной НК РФ. Получателями налога являются региональные бюджеты.

Второй действующий сегодня налог, базой для начисления которого является имущество налогоплательщика, – земельный (гл. 31 НК РФ). Его платят организации и физические лица, владельцы земельных участков. Налоговая база равна кадастровой стоимости участков, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилыми строениями, а также дачных участков. В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%. Налог пополняет бюджет на местном уровне.

Третий – налог на имущество физических лиц. Он установлен ст. 15 НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Физическое лицо, имеющее в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, является плательщиком налога. Базой является инвентаризационная стоимость объектов. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка – 2%. Поступления от уплаты налога пополняют местную казну.

Новый налог на недвижимость: перспективы введения

Идея заменить все имущественные налоги одним, заодно изменив порядок расчета и ставки для увеличения налоговой нагрузки и пополнения бюджета, витает в умах законотворцев с 2004 года. Именно тогда в Думу был внесен законопроект, призванный узаконить изменения.

Проект ФЗ № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» принят в первом чтении и сейчас находится на рассмотрении. Обсуждение законопроекта зашло в тупик, поскольку эта инициатива разбилась о множество проблем, которые требовали немедленного решения.

Суть нововведения – замена двух налогов одним. Законопроект предусматривает, что для налогоплательщиков – физических лиц и организаций будет введен новый местный налог на недвижимость. Главное нововведение, которое отличает новый налог на имущество от всех старых имущественных налогов – это размер налоговой базы.

…главное нововведение, которое отличает новый налог на имущество от всех старых имущественных налогов – это размер налоговой базы…

Раньше имущественные налоги не были бюджетообразующими, потому что база для исчисления имела или кадастровую или инвентаризационную оценку, в десятки раз отличную от оценки рыночной.

Новый налог будет взиматься с оценочной стоимости объектов налогообложения. Оценку будет проводить некий государственный орган по методике, которая на сегодняшний день не разработана. Важно то, что оценка стоимости объектов недвижимости по новым правилам приводит к тому, что имущественный налог мы заплатим с рыночной стоимости имущества.

Первое думское чтение, как упоминалось выше, законопроект прошел. Почему же тогда ежегодно откладывается введение такого нужного для экономики России в целом и каждого ее гражданина в частности налога? Есть проблемы, и немалые. В первую очередь рассмотрим социальные:

1) увеличение налоговой нагрузки на собственников обычных квартир. Текущий доход налогоплательщика может не позволить ему платить непомерно много. Ведь имущество, составляющее налоговую базу, могло быть унаследовано или приобретено в собственность в порядке бесплатной приватизации. Фактическая неспособность человека уплачивать налог на недвижимость может привести к дополнительным социальным проблемам;ежегодная переоценка недвижимости требует дополнительных финансовых и временных затрат. Такая оценка предполагает ежегодный осмотр. Для проведения осмотра объекта недвижимости необходимо участие ее собственника. У налогоплательщика не всегда найдется время для приема уполномоченных лиц. Непонятно и то, кто за оценку заплатит;

2) несправедливость налогообложения. На территории одного и того же региона могут быть объекты недвижимости со сходными параметрами, но разной рыночной стоимостью. В результате налоговая нагрузка на представителей одного социального слоя будет различной. Социально-политические причины могут привести к перекладыванию налоговой нагрузки с неблагополучных слоев населения на средний класс и предприятия. Это облегчит жизнь одних за счет других. Государство же не прогадает;трудности администрирования. Налог на недвижимость трудно ввести в действие, но еще труднее его будет собирать. Чтобы его правильно исчислить, необходимо собрать, обработать и периодически актуализировать огромные массивы информации;трудности оценки недвижимости и определения актуальной налоговой ставки. Как оценивать имущество, на сегодняшний день не знает никто. Планируется производить оценку рыночной стоимости объектов недвижимости на основе применения методов массовой оценки. По каким критериям будет отбираться массив, насколько процедура и результат оценки будут понятны налогоплательщику, об этом законопроект умалчивает. Помимо отсутствия адекватного нормативного обеспечения, касающегося проведения оценки стоимости недвижимости, нет специалистов должной квалификации, которые оценку будут производить;отсутствует государственный кадастр недвижимости. В настоящее время в России не реализована задача по формированию кадастра, а вопрос регистрации прав на единые объекты недвижимости законодательно не урегулирован. Мероприятия по формированию государственного кадастра и результатов государственной кадастровой оценки недвижимости, по мнению «Роснедвижимости», могут быть завершены не ранее 2012 года;не определен получатель налогового платежа. До сих пор остается не ясно, к какому уровню налогообложения целесообразно отнести налог на недвижимость и в бюджет какого уровня должен зачисляться этот налог. Скорее всего, налог действительно будет уплачиваться в бюджеты субъектов РФ, поскольку именно они, в большинстве своем, являются дотационными;увеличение налогового бремени для населения приведет к потерям в строительной отрасли. Для некоторых граждан приобретение недвижимости является долгосрочным инвестированием средств. В результате введения налога на недвижимость такие капиталовложения перестают быть выгодными. Строители потеряют и клиентов, и прибыли.

Трудности преодолимы, как считают авторы законодательной инициативы. И продолжают работу по реформированию системы налогообложения и введению нового налога на недвижимость. Среди плюсов называют следующие:

1) введение налога на недвижимость сократит число имущественных налогов, упростит процедуру их исчисления, улучшит администрирование и сократит расходы на него;

2) его введение позволит наполнить местные бюджеты и сделает прозрачнее расходование средств от налоговых поступлений;

3) налоговое бремя среди населения будет распределено равномерно. Новый налог на недвижимость не будет противоречить основным принципам действующего налогового законодательства о равенстве всех налогоплательщиков и прозрачности налоговой базы;

4) увеличение налоговой нагрузки сократит спрос на недвижимость за счет отказа обеспеченных людей инвестировать деньги в эту отрасль. Это приведет к снижению цен на жилье;

5) организации смогут на законном основании вывести из-под налогообложения активную часть основных средств.

Удивляет аргумент инициативной группы, высказанный в пользу нового налога: «Большинство стран в мире такой налог платят». С этим трудно поспорить — во многих странах владельцы имущества являются плательщиками налога, связанного с приобретением права собственности на это имущество. Но налогоплательщики большинства стран, уплачивая налоги, получают от государства социальные преференции в виде строительства новых больниц, детских садов, школ и прочих учреждений. Наполняемость бюджета и прозрачность трат местных чиновников может стать главным средством мотивации платить налоги, в том числе и в случае, если налоговая нагрузка растет.

В заключение законотворцам хотелось бы пожелать решить все технические, правовые и организационные проблемы, связанные с внедрением новаций в налоговую систему РФ. Всех вышеперечисленных проблем, связанных с введением нового налога на недвижимость можно избежать. Введения этого налога уже не один год требует президент России. Вот и в середине 2010 года в бюджетном послании президента сказано, что подготовка введения налога на недвижимость, расчет которого будет осуществляться исходя из рыночной стоимости имущества, должна быть ускорена.

Думается, что перспективы у налога на недвижимость хороши не для всех участников бюджетных отношений. Государство сможет пополнить бюджет, и это положительная сторона нового налога. Для плательщиков же налога его размер может стать непомерно большим. Либо за всех заплатит средний класс, для которого эти траты будут «налогом на роскошь» в завуалированной форме. К чему это приведет, покажет жизнь.

Сверчкова Дина Юрьевна, юрист юридической компании «Налоговик»

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Перспективы развития налогообложения недвижимости в Российской Федерации

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Написать комментарий

      Согласно методике определения налоговой базы по объектам недвижимости, разъяснённой в ст.375 НК РФ, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Но в отношении некоторых объектов, которые внесены в ЕГРН, определение налоговой базы происходит на основе их кадастровой стоимости (отдельные нюансы оговорены в ст.378 НК РФ).

      В первую очередь к таким объектам относятся:

      • административно-торговые здания;
      • нежилые помещения, предназначенные для офисов;
      • торговые точки;
      • точки общепита и бытового обслуживания населения;
      • объекты недвижимости иностранных организаций;
      • объекты недвижимости и незавершённого строительства, размещённые на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и (или) «ИЖС».

      Очевидно, что, в соответствии с действующим законодательством, в случае с имуществом организаций действуют две схемы налогообложения: исходной точкой расчёта становится либо кадастровая, либо среднегодовая/балансовая стоимость объектов предприятия.

      В большинстве случаев кадастровая стоимость оказывается заметно выше балансовой; немудрено, что собственники предприятий отнюдь не стремятся к тому, чтобы имеющиеся у них объекты недвижимости были зафиксированы в Перечне объектов недвижимого имущества, для которых именно кадастровая стоимость является налоговой базой.

      Замечу, что такой Перечень ежегодно составляется в каждом регионе РФ. Он формируется с выше упомянутой ч.2 ст. 378 НК РФ. При этом необходимо учитывать рекомендации ФНС России, данные в Письме от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 «О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 НК РФ». Согласно этому документу, невозможно применить двойное налогообложение по отношению к помещениям, которые находятся в здании, оценённом по кадастровой стоимости. Однако такая норма не делает кадастровую стоимость объекта ниже балансовой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что собственники зданий/помещений, находящихся в упомянутых в Перечне объектах, при любой законной возможности стремятся исключить их оттуда.

      Но как это сделать? «Зелёный свет» — тем, кто не занимается:

      • оказанием бытовых услуг населению;
      • сферой общественного питания;
      • торговлей;
      • сдачей в аренду помещений под офисы.

      Чтобы убрать объект из Перечня, нужно иметь лицензии, договоры, а также уставные документы с указанными кодами ОКВЭД, подтверждающие, что вы не занимаетесь перечисленными выше родами деятельности. В этом случае можно не сомневаться, что ваше имущество будет исключено из списка кадастровых объектов. Спорные вопросы, как правило, успешно разрешаются в судебных инстанциях, — уже есть соответствующие прецеденты, подкреплённые положительными решениями Верховного суда РФ (№ 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116).

      Однако собственникам предприятий, чья деятельность подпадает под выше перечисленные виды, не следует опускать руки. Просто следите за регулярным обновлением того Перечня, который актуален для вашего региона — тем более, что никто не обязан извещать вас о включении вашей собственности в этот список. Изменения вносятся постоянно, благодаря чему в список попадают даже те объекты, которые теоретически не должны там находиться. И если вы сможете доказать, что вашему объекту там точно не место, настаивайте на своей правоте. Требуйте исключения объекта из Перечня и перевода на балансовую базу налогообложения.

      Чтобы добиться этого, понадобится вызвать специалиста, ответственного за формирование Перечня в вашем регионе. Инспектор должен провести очный осмотр принадлежащего вам объекта недвижимости и составить соответствующий акт.

      Приведу такой пример. На сегодняшний день санкт-петербургский Перечень подобных объектов включает в себя более 5 тысяч позиций, однако документы об этом есть далеко не у всех. А бывает и по-другому: собственники какого-нибудь НИИ либо заводского административного корпуса попросту не знают о включении их объекта в пресловутый Перечень — составители Перечня считают эти объекты «офисными». Соответственно, уплата налогов происходит на основании балансовой стоимости имущества. В результате ФНС РФ в конце налогового года начисляет недоимку, что становится неприятным сюрпризом для владельцев.

      Мы уже говорили о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности у юрлиц, чаще всего оказывается выше, чем кадастровая. Но бывает и наоборот. В таких случаях попадание в Перечень становится желанной целью.

      Физлица могли поменять систему расчёта налога на имущество, если налог, начисленный по балансовой стоимости, существенно выше налога, рассчитанного по стоимости кадастровой — если, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ, речь идёт о территориях, где единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц не была установлена. Нюансы были подробно разъяснены в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825.

      Но в соответствии с законодательными новеллами этот механизм утратил свою актуальность: теперь физлица платят налоги на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Юридические лица тоже не могут самостоятельно становиться на учёт в Перечень и выбирать способ расчёта, по которому они будут платить имущественный налог. То есть это принципиально иная налоговая позиция, и здесь, соответственно, работают другие принципы налогообложения.

      Если балансовая стоимость имущества предприятия превышает кадастровую, и в то же время у вас есть причины считать отсутствие вашего объекта в Перечне незаконным, обращайтесь с заявлением об этом в соответствующие структуры и требуйте проведения внепланового обследования объекта. То есть доказывайте, что вы имеет законное право на включение вашей собственности в Перечень.

      Одним из вариантов снижения имущественного налога является разделение одного крупного объекта недвижимости на несколько. В частности, в Санкт-Петербурге внесённые в Перечень объекты облагаются налогом, который рассчитывается на основе кадастровой стоимости — но лишь в тех случаях, когда их площадь превышает 1 тыс. кв. м. Кстати, совсем недавно, вплоть до 2019 года, лимит метража был гораздо выше — 3 тыс. кв. м. В такой ситуации собственникам крупных объектов приходилось применять лайфхак по «дроблению» помещений, чтобы не оказаться в Перечне.

      Уже к 2022 году, в соответствии с новеллами Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на территории РФ должен быть завершён процесс оценки земельных участков (недвижимости — к 2023 году). И не исключено, что уже в 2024 году предприятия-собственники будут платить имущественные налоги, рассчитанные в соответствии с кадастровой стоимостью. А значит, такой вариант сокращения расходов просто потеряет свою актуальность.

      управляющий партнер консалтинговой компании TOP LINE

      Наталья Ненашева рекомендует сначала обратиться к профессиональному оценщику и провести экспертизу его заключения через оценочное СРО.

      После этого нужно подать исковое заявление в суд, который назначит дополнительную экспертизу за счет истца, если разница стоимости по кадастру и оценке составляет более 5%. Вся процедура может занять до четырех месяцев. Если суд принят решение в пользу истца, то будет установлена новая кадастровая стоимость объекта недвижимости, — уточнила эксперт.

      Проблемы и перспективы введения налога на недвижимое имущество физических лиц.

      С 2021 года был изменен только один критерий, определяющий необходимость расчета и уплаты налога с продажи. Все объекты, приобретенные с этого времени, должны быть во владении хозяина не меньше 5 лет. В этом случае платить налог с продажи не нужно.

      Если недвижимость куплена до 2021 года, то налог не нужно платить от продажи помещений, которые в собственности больше 3 лет. В новых правилах есть исключения. Необходимо 3 лет владения, чтобы не платить налог:

      • недвижимость получена как подарок;
      • передана в наследство;
      • была приватизирована.

      Есть право использования налогового вычета. Его размер равен 250 тыс. рублей. Доход от продажи объекта является прибылью гражданина, поэтому для физических лиц применяется ставка НДФЛ – 13%. Если он не живет в России 183 дня в году и не получал за это время доходы, то считается нерезидентом. В этом случае ставка равна 30%.

      Как легально уменьшить налог на недвижимое имущество? Согласно Налоговому кодексу РФ, льготы по налогу на имущество (вплоть до полного освобождения для объектов в конкретных видах деятельности) предусмотрены для общественных организаций инвалидов, учреждений уголовно-исполнительной системы, резидентов особых экономических зон и некоторых других категорий налогоплательщиков.

      В некоторых регионах, как например в Нижегородской области, налоговые льготы применяются в том случае, если собственник объекта недвижимости применяет спецрежимы (ЕНВД, УСН, ЕСХН), а объект налогообложения не входит в перечень объектов согласно пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.

      Чтобы снизить налог, в налоговой нужно оспорить применение в расчетах налога кадастровой, а не остаточной стоимости, чтобы объект недвижимости облагался не по ст. 378.2 Налогового кодекса, а по ст. 375.

      Если это сделать не получится, то выходом может стать снижение величины кадастровой стоимости объекта (в случае если она превышает рыночную стоимость) — в комиссии при Росреестре или в суде. Если будет принято решение в вашу пользу, итогом станет новая кадастровая стоимость объекта коммерческой недвижимости.

      • Земельный налог, налог на имущество и налог с продажи недвижимости
      • Способы увода недвижимости. Договор купли-продажи
      • Рыночная цена для определения налогооблагаемой базы
      • Как самому рассчитать налог на недвижимость по-новому
      • Сдача физлицом нежилого помещения в аренду и уплата НДС
      • Как рассчитать эффективность инвестиций в недвижимость
      • Расчет налога на коммерческую недвижимость и как снизить налог на имущество организаций
      • Инвестиции в коммерческую недвижимость Саратова, интересное видео с канала Sergio Mioni в Youtube

      Для раскрытия темы налогообложения коммерческой недвижимости необходимо сначала определиться с понятием коммерческой недвижимости. Само определение достаточно широко и включает множество объектов. Если обобщить и попытаться вывести общее правило, то можно заключить, что коммерческим имуществом можно назвать любую недвижимость, не являющуюся жилой без арендатора, предназначенную для получения прибыли и прочих коммерческих целей.

      Все нормы и правила налогообложения изложены в Налоговом Кодексе РФ, а конкретнее в его 32 главе.

      Ранее Налог на недвижимость назывался Имущественным налогом. В настоящее время ( в 2021 году) налог на недвижимость рассчитывается из Кадастровой стоимости объекта, размера доли владения недвижимостью и налоговой ставки. Величина налога варьируется в зависимости от региона и назначения коммерческого объекта, но на подавляющем большинстве территорий действует ставка с максимумом в 2 % от этой стоимости.

      • Здания сетей общественного питания (от столовых и до баров).
      • Торговые центры.
      • Офисные помещения.
      • Цехи производства.
      • Складские помещения и т.д.

      Также, коммерческая недвижимость делится на разные виды по своему назначению. Недвижимость бывает:

      • Свободного назначения.
      • Социальная (например, библиотека).
      • Индустриальная (складские помещения).
      • Предназначенная для сдачи в аренду.

      В Управлении ФНС России по Нижегородской области напомнили, что для собственников-организаций исчисление налога исходя из среднегодовой стоимости имущества производится по ставке 2,2%, исходя из кадастровой стоимости — по ставке 2%. Для отдельных категорий плательщиков, включая субъектов инвестиционной деятельности, предусмотрены дифференцированные ставки.

      Налоговая ставка в Нижегородской области составляет 2% по отношению к таким объектам, как административное-деловые и торговые центры, недвижимость иностранных организаций и нежилые помещения, предусматривающие по документам размещение в них офисов, торговых точек, а также точек общественного питания и бытового обслуживания.

      Часть III. Налог на недвижимость: основные понятия

      Определяется налоговая база, выбирается метод оценки имущества, облагаемого налогом. Налоговики субъектов РФ (крупных городов, областей) используют при начислении налога понятие инвентаризационной стоимости. Эти данные задействованный юрист поможет заблаговременно уточнить, обратившись в БТИ.

      Узнаётся кадастровая стоимость, при этом выделяются конкретные объекты. Кадастровая стоимость после законодательных нововведений устанавливается по выписке из ЕГРН. Такой порядок действует уже больше года — с 01.01.2017 г. Добиваться получения выписки иностранец может путём обращения в Росреестр или же в МФЦ гос. услуг.

      Система расчёта кадастровой стоимости объекта, что принадлежит иностранному гражданину, работает по тому же принципу, что и в случаях, когда собственником недвижимости становится россиянин.

      Оценка недвижимости для целей налогообложения является важнейшей функцией системы управлении в народном хозяйстве и оказывает сущест-венное влияние как на формирование хозяйственно-финансовых связей ор-ганизаций и государства, так и на их структуру. В развитых странах поимущественное налогообложение обычно связано с объектами недвижимости и их рыночной оценкой, что объективно продиктовано экономическими законами рыночного хозяйства.

      Для целей налогообложения налогооблагаемая база может включать в себя землю и строения, находящиеся на ней. В зависимости от организации налога на недвижимость земля и строения могут облагаться раздельно или совместно по стоимости, определяемой в соответствии с выбранной методикой. Две составные части налога на недвижимость обладают своими особенностями.

      Одной из важных особенностей налога на землю является его нейтральность по отношению к принятию решения экономическими агентами, являющимися плательщиками данного налога. Так, независимо от того существует ли налог на землю или нет, величина альтернативных издержек не изменяется. Кроме того, неэластичность базы данного налога позволяет собирать достаточные доходы без негативного влияния на производственные процессы.

      Налог на недвижимость — налог, которым облагается объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину какой-либо страны.

      Если предлагаются привилегии, значит в расчётах их следует учитывать, иначе придётся платить лишние деньги. Но не стоит надеяться, что государственные или местные чиновники сами поспешат предупредить физлицо о возможности платить налоги по меньшим ставкам.

      Только консультация с опытным юристом, прекрасно разбирающимся во всех нюансах налогообложения, поможет россиянину или иностранцу получить неожиданную выгоду.

      1. Лицо, приобретающее недвижимость на льготных условиях, не должно использовать эту собственность в предпринимательских целях.
      2. Любую из разновидностей недвижимости можно приобрести на льготных условиях и на тех же условиях использовать ее, если собственник – обладатель льгот. Налогоплательщик, желающий уплатить налог с учётом льгот, сам выбирает один объект из нескольких.
      3. Новый обладатель имущества может указать несколько оснований для получения льгот. К примеру, он единовременно может быть пенсионером и лицом, пострадавшим при аварии на космодроме. И всё же льготой он может воспользоваться только один раз.
      4. Налогоплательщику полагается обратиться в налоговую инспекцию, функционирующую в том районе, где расположен недвижимый объект. Должны быть обозначены все виды недвижимости, из которых выбирался подходящий объект льготного налогообложения согражданами или иностранцами.
      5. Любыми допустимыми налоговыми льготами при покупке имущества могут воспользоваться россияне или иностранцы. В этом состоит отличие данного вида налогообложения от налога на доходы физлиц, известного как НДФЛ. Другими словами, иностранец может уплатить налог на имущество на льготных условиях:
      • если он имеет заслуги перед РФ;
      • если он получил соответствующий документ в период существования СССР;
      • при том состоянии дел, когда в назначении льгот заинтересованы местные власти;
      • если это лицо воспользуется помощью грамотного юриста, который поможет ему разобраться в условиях налогообложения, чтобы платить по минимуму.

      Важно

      Но особенность заключается в следующем:

      • продажа недвижимости юридическим лицом признаётся в качестве коммерческой деятельности и облагается налогом именно в части полученной прибыли;
      • на юридических лиц не распространяются никакие льготы, за исключением тех, что были предоставлены отдельным организациям в соответствии с постановлением правительства либо решением местной администрации;
      • юридические лица – нерезиденты могут осуществлять на территории РФ любые действия лишь посредством своих представительств, через которые и осуществляется исполнение налоговой обязанности;
      • ответственность юридических лиц – нерезидентов гораздо больше, чем у физических лиц.

      Таким образом, осуществление продажи недвижимости, пусть даже жилой, юридическими лицами, не являющимися резидентами России, довольно сложный и затратный процесс.
      Кроме того, иностранный гражданин вправе будет получить имущественный налоговый вычет — но только при условии, что:

      • получит в России или за рубежом доходы, облагаемые российским НДФЛ — например, заработную плату;
      • на момент получения соответствующих доходов, а также оформления вычета будет иметь статус налогового резидента РФ.

      То есть, иностранный гражданин, уплативший НДФЛ по ставке в 13%, вправе вернуть его — в сумме, не превышающей 13% от стоимости купленной квартиры (но не более 260 тыс.

      Каждый объект недвижимости, подлежащий налогообложению, рассматривается отдельно.

      Если права на объект недвижимости принадлежат дольщикам, тогда общую сумму налоговых выплат они разделят между собой с учётом размера долей каждого совладельца.

      Другими словами, если конкретному дольщику принадлежит только пятая часть купленной квартиры, тогда он заплатит налог, соответствующий исключительно этой доли (лишь 20 % от суммы налога за всю квартиру). Остальные дольщики обязаны оплачивать суммы налогов, пропорциональные долям, что принадлежат каждому из них отдельно.

      Если приобретается совместная собственность (доли не выделяются), тогда расчёт производится с учётом того обстоятельства, что все доли равные.

      Расчёт налоговых выплат производится ежегодно (ст. 405 НК РФ). Последний календарный год, за который следует уплатить налог, длился с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

      Следует уплатить налог непременно до 1 декабря того года, что следует после истечения налогового периода. То есть налог за обладание недвижимым имуществом, которым сограждане или иностранцы владели в течение 2020 года, они обязаны оплатить до 01.12.2018 г.

      Налог на имущество организаций: пять вариантов экономии

      Какие объекты недвижимости подлежат налогообложению, необходимо знать для подачи в территориальный налоговый орган сведений об имеющемся недвижимом имуществе. Информация предоставляется однократно на каждый объект.

      Налоговыми инспекциями в адрес граждан, являющихся налогоплательщиками, направляются налоговые уведомления с размером налога, подлежащего уплате. Налогообложение объектов недвижимости носит императивный характер.

      Поэтому неуплата налогов влечет следующие негативные для налогоплательщика последствия:

      • начисление на неуплаченную сумму пеней;
      • наложение налоговым органом штрафа;
      • взыскание недоимки, пеней, штрафов.

      Текст: Вера Матусевич

      В рамках проекта по развитию системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, разработанного Международным Банком реконструкции и развития, Москву посетил руководитель земельной службы Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Поль Мунро-Фор. На встрече г-н Мунро-Фор поделился своим опытом и видением пути развития массовой оценки и системы налогообложения недвижимости в России.

      История налогов в России выступает частью всемирной истории налогов — науки, предметом которой является установление закономерностей в использовании тех или иных методов налогообложения в отдельные исторические периоды в разных странах.

      На наш взгляд, создание целостного представления о состоянии и перспективах развития налогообложения в нашей стране невозможно без всестороннего изучения накопленного опыта в этом направлении, рассмотрения и анализа крупнейших мероприятий в налоговой сфере, выявления проблем и противоречий на различных этапах государственного строительства, представления о роли и значимости отдельных налогов в укреплении финансового положения России.

      Как нам представляется, именно с этих позиций, было бы целесообразно рассмотреть эволюцию налогообложения недвижимости в России, начиная с дореволюционного и заканчивая современным периодом.

      Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в., способствовали широкому развитию налогообложения в России. В течение 1875 — 1898 г.г. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала в себя как прямые, так и косвенные налоги. В числе первых ведущие позиции принадлежали таким платежам, как поземельный налог и налог с недвижимых имуществ. Значение этих составляющих в доходах казны, а так же общий подход в их применении можно определить следующим образом.

      Поземельный налог, заменивший подушное обложение, был введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими сословиями платило и дворянство. Налогообложению подлежали все земли, за исключением тех, которые являлись казенными. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 до 17 копеек с десятины в зависимости от качества земли. Существенной особенностью поземельного налогообложения в данный период является использование такого подхода, при котором объектом обложения являлись не только собственно участки земли, но и доходы от ее владения или использования. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 млн. руб.(105, с. 13)

      К числу достаточно крупных относился и налог на недвижимость, которым в то время облагались жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения. Для России это был новый налог, введенный вместо подушной подати с горожан. Вместе с тем, несмотря на свою новизну, уже в 1890 г. этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн. руб. из 4,14 млн. руб. прямых налогов, а в следующем году — 2,8 млн. руб. (105, с. 14)

      Следует отметить, что уже к 1913 г. основные налоговые поступления в городской бюджет Москвы давал оценочный сбор с недвижимых имуществ. К этому времени на его долю приходилось 7163,6 тыс. руб., что составляло 58,2% всех доходов от местных налогов и пошлин (105, с. 186).

      Заслуживают внимания реформы, проводившиеся на рубеже XIX — XX вв. по инициативе таких деятелей, как СЮ. Витте и П.А. Столыпин. Состояние Российской экономики на этом этапе характеризуется огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Вместе с тем, в этот период нельзя дать такую же положительную оценку развитию прямых налогов. Поступления по ним увеличивались главным образом за счет экономического роста, при этом их доля в общей сумме доходов снизилась с 9,5 до 6,7%.Но даже в условиях минимального интереса к прямым налогам со стороны государства имущественное налогообложение оказалось одним из центральных вопросов того времени. Подтверждением этому является тот факт, что в период осуществления реформ СЮ. Витте был введен только один новый прямой налог -квартирный налог (с 1894г.) и повышен размер налогообложения с городской недвижимости.

      Целью введения квартирного налога являлось обложение доходов налогоплательщиков на основе внешних признаков, таких, например, как площадь квартиры, косвенно показывающая величину получаемого ее владельцем дохода.

      Обращает на себя внимание тот факт, что налоговая база квартирного налога рассчитывалась на основе доходности квартиры. При этом, если квартира сдавалась внаем, ее доходность определялась исходя из фактического размера наемной платы, а если использовалась только для проживания самого владельца квартиры, — исходя из потенциально возможной наемной платы, которую мог бы получить владелец квартиры при ее сдаче внаем.

      С точки зрения современности подобный дифференцированный подход заслуживает внимания, так как для построения справедливого налогообложения необходимо учитывать характер использования недвижимости: в коммерческих целях (получение дохода) или в целях личного потребления (проживания собственника), что в свою очередь предопределяет порядок формирования налоговой базы.

      Другим немаловажным моментом явилось то, что налоговая нагрузка на владельцев квартир распределялась с применением прогрессивной шкалы квартирного налога. Следовательно, еще в дореволюционный период справедливое распределение налогового бремени ставилось далеко не на последнее место в налоговой политике государства.

      Одна из важнейших причин, обуславливающая взимание налогов на недвижимость, состоит в необходимости рационализации использования земельных ресурсов и капитальных сооружений, с учетом их наиболее эффективного размещения в разных отраслях экономики. Достигается это установлением налога в размере, соотносимым с рентой, которую мог бы получать владелец недвижимого имущества в случае если бы использовал его в наилучшем, то есть наиболее доходном, направлении. Данная мера позволяет оживлять рынок недвижимости и создает экономические условия для аккумуляции недвижимости у тех собственников, которые в состоянии оплачивать необходимую сумму налога.

      С точки зрения стимулирования наиболее эффективного распоряжения недвижимостью, налог позволяет также исключить, или, по крайней мере, существенно ограничить, приобретение недвижимости в спекулятивных целях.

      С налогообложением недвижимости связаны значительные сложности как экономического, так и политического характера. В число первых входят в основном вопросы выбора формы налогообложения недвижимости, определения налоговой базы, расчета стоимости объектов налогообложения, ставки налога, льгот и изъятий из налогооблагаемой базы, а также различий в налогообложении некоторых видов недвижимости (например, сельскохозяйственных угодий, индустриальных районов, частного жилья). Принятие решений о последних двух моментах налогообложения недвижимости находится в области политики, так как затрагивает интересы не всего общества в целом, а лишь некоторой его части, причем, как правило, имеющей весомый политический голос. В результате чего на практике возникает много проблем, требующих немедленного решения.

      Одним из основополагающих критериев построения нового налога на недвижимость является формирование реальной налоговой базы, представляющей собой единство двух составляющих: земли и расположенной на ней недвижимости. Подобный подход следует рассматривать как принципиально новое решение в сравнении с ранее применявшейся методикой отдельного обложения земельных участков и имеющего к ним прямое отношение недвижимого имущества. Введение единой базы недвижимости является следствием изменения критерия классификации облагаемых объектов: ранее здания, строения, сооружения, жилье и т. д. входили составной частью в общее понятие «имущество», которое в свою очередь попадало под действие одноименного налога, а земельные участки представляли собой объект совершенно самостоятельного земельного налога. С применением налога на недвижимость существовавший ранее своего рода законодательный барьер, разделявший две теснейшим образом взаимосвязанные составляющие, утрачивает свое первоначальное значение, так как исходным пунктом для вовлечения того или иного объекта в сферу налогообложения является его принадлежность к недвижимости, само происхождение которой без наличия земельного фактора является абсурдным.

      В соответствии с изложенным, на наш взгляд, объединение земли и имущества в качестве единого объекта налога имеет вполне объективное начало, имеющее как экономическое, так и юридическое основание.

      Для того чтобы систематизировать дальнейшие рассуждения по поставленному в данной части работы вопросу, считаем необходимым отметить ряд узловых моментов, заслуживающих особого внимания:

      — во-первых, какие преимущества имеет объединение в качестве единого объекта налога земли и недвижимости, в сравнении с применявшимся ранее раздельным подходом их обложения, как для самих налогоплательщиков, так и в целях упорядочения государственной регистрации и учета данных элементов в целом;

      — во-вторых, проанализировать в динамике современные показатели состава и структуры недвижимости на примере Тамбовской области по двум указанным направлениям, выявив при этом действительное состояние учета, имеющее место на практике;

      — в-третьих, на основе изучения современных тенденций в налогообложении недвижимости выяснить наличие и происхождение наиболее спорных, трудных и проблематичных аспектов, создающих барьеры для достижения поставленной цели, а так же указать условия, при которых они могут быть решены.

      Остановимся подробнее на каждом из представленных направлений. Прежде всего, следует отметить, что рассмотрение земли и недвижимости в качестве единого целого, имеет два основных положительных момента: формирование достоверной информационной базы о состоянии и владении данными объектами, и, как логическое продолжение, создание условий для более справедливого распределения налогового бремени.

      Глава 5. ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Кадастровая стоимость объекта налогообложения (жилой дом, жилое помещение, единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение)

      Ставка налога

      До 10 млн. рублей (включительно)

      0,1 процента

      Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)

      0,15 процента

      Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)

      0,2 процента

      Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно)

      0,3 процента

      Решением Совета народных депутатов г. Владимира были установлены налоговые ставки, приведенные в таблице 2 [12].

      Таблица 2

      • Процентный риск и факторы его определяющие
      • Анализ налоговых поступлений в Российской Федерации за 2015-2016 год
      • О необходимости мониторинга фас РФ информационного фона по крупным сделкам в целях улучшения бизнес-климата Российской Федерации
      • Организационно-распорядительный документооборот

      Оценка недвижимости для целей налогообложения является важнейшей функцией системы управлении в народном хозяйстве и оказывает сущест-венное влияние как на формирование хозяйственно-финансовых связей ор-ганизаций и государства, так и на их структуру. В развитых странах поимущественное налогообложение обычно связано с объектами недвижимости и их рыночной оценкой, что объективно продиктовано экономическими законами рыночного хозяйства.

      Для целей налогообложения налогооблагаемая база может включать в себя землю и строения, находящиеся на ней. В зависимости от организации налога на недвижимость земля и строения могут облагаться раздельно или совместно по стоимости, определяемой в соответствии с выбранной методикой. Две составные части налога на недвижимость обладают своими особенностями.

      Одной из важных особенностей налога на землю является его нейтральность по отношению к принятию решения экономическими агентами, являющимися плательщиками данного налога. Так, независимо от того существует ли налог на землю или нет, величина альтернативных издержек не изменяется. Кроме того, неэластичность базы данного налога позволяет собирать достаточные доходы без негативного влияния на производственные процессы.

      Налог на недвижимость — налог, которым облагается объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину какой-либо страны.

      Налогообложение недвижимости является одним из важных направлений реформирования налогообложения в России. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от налогообложения имущества в 2012 г. составили 137,8 млрд. руб., что составляет 3,7 % общей суммы налоговых доходов и лишь 1,0 % к ВВП. В сравнении с предыдущим годом их доля в налоговых доходах снизилась на 0,6 %.

      В настоящее время существующая система имущественных налогов имеет ряд недостатков, выражаются в следующем:

      • сдерживание инвестиций, вызванное затруднением расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов, особенно средне- и долгосрочных;
      • невыгодное обновление основных фондов предприятий-производителей, так как налогом на имущество облагается остаточная стои-мость основных фондов;
      • нестабильность поступлений в бюджет платежей за землю, в результате ежегодно изменяющихся ставок земельного налога и арендной платы;
      • существующая разница в налогообложении имущества юридических и физических лиц не стимулирует снижение налогового бремени путем пере-оформления объектов на физических лиц;
      • расходы на управление налогом на имущество физических лиц в от-дельных районах превышают его сборы и не обеспечивают справедливого распределения налогового бремени;
      • налогом на имущество физических лиц не облагается значительная часть вновь построенных объектов, имеющих высокую стоимость;
      • устарели методики определения налогооблагаемой базы налога на имущество физических лиц;
      • жилье лучшего качества и местоположения по остаточной стоимости дешевле, чем крупнопанельные новостройки, а рыночная стоимость их значительно выше.

      При подготовке проекта Налогового кодекса Министерством финансов эти недостатки существующей системы имущественных налогов были учтены. Налоговый кодекс предусмотрел возможность замены налогов на имущество организаций и физических лиц и земельного налога консолидированным налогом на недвижимость по решению органов власти субъектов РФ.

      Одним из направлений реформирования налоговой системы является со-здание системы налогообложения недвижимости на основе рыночной стоимости. Целями реформирования налоговой системы в области налого-обложения недвижимости являются:

      • стимулирование развития рынка недвижимости и его легализации;
      • эффективное использование земли, зданий и сооружений.

      В мировой практике налогообложения недвижимости наблюдается тенденция к налогообложению единого комплекса «земля и недвижимое имущество, находящееся на ее поверхности».

      Налогом на недвижимость облагаются: земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные водные объекты и леса.

      Плательщиками налога на недвижимость являются: юридические и физические лица, обладающие вещными правами на недвижимость, находя-щуюся в государственной или муниципальной собственности; собственники недвижимости, находящейся в частной и иных формах собственности.

      Базой налогообложения является стоимость объекта недвижимости. Налоговая база определяется на основе стоимости земельного участка и иного недвижимого имущества, зафиксированной на определенную дату, с последующей целевой индексацией. Организации имеют право самостоятельно определять базу налогообложения. Для физических лиц стоимость недвижимости определяется налоговыми органами.

      Целесообразным является предложение о выделении как отдельного объекта налогообложения так называемой доходной недвижимости. К ней предполагается отнести недвижимость, использование которой способно приносить прибыль благодаря ее индивидуальным особенностям (помещения магазинов, ресторанов, отелей, учреждений игорного бизнеса, финансово-кредитных учреждений).

      Налог на имущество организаций и физических лиц — это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, а также движимое и недвижимое имущество граждан.

      Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). В настоящее время они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.

      Устанавливая налог на имущество, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу.

      Кроме того, при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

      Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.

      Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом, произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.

      С 2020 года меняются правила налогообложения имущества физлиц

      Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.

      Предмет исследования — нормы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на имущество предприятий.

      Для достижения целей ставились следующие задачи:

      определить сущность и дать характеристику имущественного налогообложения;

      установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество, базу налогообложения;

      проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения и предоставляемые льготы;

      исследовать поступление имущественных налогов и сборов;

      рассмотреть вопросы оптимизации налога на имущество, перспективы и пути его дальнейшего развития.

      Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

      Вторая глава посвящена особенностям порядка расчета и уплаты налога в бюджет и анализу поступлений имущественных налогов и сборов.

      В третьей главе исследованы перспективы и дальнейшее развитие налога на имущество.

      Список использованных источников включает 45 наименований.

      1. Общая характеристика налога на имущество

      Налоговая декларация по налогу на имущество организации Скачать 44168 0 0

      … 1 квартал 2008 года. С этого момента старая форма декларации, утвержденная Приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению» перестала применяться[10]. Заключение Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается …

      Доходы региональных бюджетов. Налог на имущество организаций Скачать 30180 0 0

      … субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное. 3. Налог на имущество организаций Налог на имущество организаций (далее в настоящей главе — налог) устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Налоговым …

      Налог на имущество организации Скачать 67379 0 0

      … [31]Налоговый кодекс Российской Федерации. (Часть вторая): ФЗ РФ от 05.08.2000 №117-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система – Сетевая версия [32] Кислов А.П. Налог на имущество организаций // Документы и комментарии для бухгалтера и юриста, 2003 №22.- С.33 [33] Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 января 2003 г № Ф04/213-729/ …

      Налог на имущество организаций и его реформирование Скачать 20093 0 0

      … отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. 2. Реформирование налога на имущество организаций Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10.07. …

      Отечественная система прямого налогообложения формировалась, развивалась и изменялась почти всегда под влиянием изменений в политической структуре государства, а также под влиянием общественного развития и исторических событий.

      Объединение древнерусского государства началось только с конца 9 века. Основной формой налогообложения были реквизиции в княжескую казну, которые назывались данью. Первоначально он носил нерегулярный характер и имел форму искупления побежденных народов, а затем превратился в систематический прямой налог.

      В XIII веке, после монголо-татарского нашествия и завоевания Руси, дань Золотой Орды стала действовать как форма эксплуатации русского народа. Единицей налогообложения в городах был двор, в сельской местности — хозяйство. Существует 14 известных видов «бремени Орды», основным из которых был «выход», который взимается с каждой мужской души и со скота.

      В конце первой четверти XIV в. Выступления русских городов и политическое объединение России вокруг Москвы создали условия для свержения монголо-татарского ига. Оплата «выхода» была остановлена ​​Иваном III, после чего началось создание налоговой системы России, в том числе первых российских косвенных и прямых налогов.

      Основным прямым налогом был налог на еду с крестьян и сельских жителей. Помимо дани, выручкой была казна. Сдаются в аренду пахотные земли, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Особое значение для формирования молодого московского государства стали иметь целевые налоговые сборы. Но акцизы и пошлины продолжали занимать ведущее место в налоговой системе, основными из которых были таможня и вино.

      В царствование Ивана III были заложены первые основы налоговой отчетности. Итак, введение первой налоговой декларации — купонного письма — восходит к этому времени. Площадь земельных участков была переведена в условные налоговые единицы «плуги», на основании которых взимались прямые налоги.

      Ивану Грозному удалось увеличить доходы правительства за счет сбора налогов. Был введен дифференцированный подход: налог зависел от обилия или нехватки земли. Многие пошлины в натуральной форме в это время были заменены денежной арендной платой.

      Во времена правления Алексея Михайловича (1629-1676) финансовая система России несколько упростилась благодаря созданию в 1655 году Счетной палаты.

      В эпоху Петра I (1672-1725) были проведены масштабные преобразования. Питер попытался укрепить финансовое положение России, и к традиционным налогам добавлялось все больше новых налогов: налог на все население мужского пола, который составлял 50% доходов бюджета; гербовый сбор; налог на душу населения на такси; налоги с гостиниц; печи; налог на бороду; военные налоги; налоги со сплавных судов; от продажи съедобных; с наймом домов и пр.

      Царствование Екатерины I (1725-1730) ознаменовалось ослаблением налогового бремени: воздушные налоги были снижены, была введена система рассрочки уплаты штрафов. Царствование Анны Иоанновны (1730-1740) характеризуется серьезными налоговыми реформами: в армию была переведена обязанность по сбору налога на душу населения, на службу вербовки была заменена денежная служба, изменилась система сбора горного налога.

      Налоговая система начала улучшаться и развиваться только во времена правления Екатерины II (1762-1796): многие хозяйства и монополии были отменены. В 1775 году Екатерина II внесла радикальные изменения в налогообложение купцов. Она отменила все частные налоги на рыболовство и подоходный налог с торговцев и установила плату за гильдию. В то время прямые налоги в бюджете России играли второстепенную роль по сравнению с косвенными налогами.

      Прямые налоги являются неотъемлемой частью экономической системы любой страны. Во всех экономически развитых странах прямые налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. В нашей стране основную долю в структуре налоговых поступлений федерального бюджета составляют косвенные налоги. Это можно считать одной из особенностей российской фискальной политики, поскольку распространенность косвенных налогов характерна для развивающихся стран. Но в настоящее время предпринимаются попытки сместить акцент в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны.

      Основными прямыми налогами в наше время являются: подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, корпоративный подоходный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на азартные игры и другие. И каждый год в эти налоги вносятся определенные изменения (налоговые ставки снижаются, налоговые ставки увеличиваются; условия и порядок уплаты налогов в бюджет меняются).

      Сегодня в западных странах накоплен огромный, теоретически обобщенный и значимый опыт сбора и использования прямых налогов. Но сосредоточиться на их практике очень сложно, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять приоритетного внимания специфике экономических, социальных и политических условий современной России.

      До тех пор, пока не будет разработана авторитетная, целостная концепция налоговой реформы и ее правовой формы, результаты любого исследования в этой области будут оставаться не чем иным, как точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время Налоговый кодекс претендует на роль нового, профессионально составленного с учетом предыдущих ошибок и сбоев налогового законодательства, но это не лишено недостатков.

      Рассмотрим, какую роль играет доля имущественных налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов РФ. Имущественные налоги, которые должны уплачивать организации, имеющие соответствующий объект налогообложения, – это налог на имущество организаций, транспортный налог и земельный налог. Согласно ст.14 ст.15 гл.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, транспортный налог и налог на имущество организаций – региональные налоги, земельный – местный налог. Рассмотрим структуру поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.
      Таб1. Начисление и поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской федерации за январь-декабрь 2010г.
      млн.руб.

      Начислено к уплате в текущем году Поступило платежей в бюджетную систему Российской Федерации — всего В том числе
      Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами
      6 071 657,1 7 695 785,0 6 822 952,0 497 655,0 131 509,8 235 768,2

      1. Коституция Российской Федерации,- М.: Юрайт Д999.-48 е.- (серия «Российское федеральное законодательство»),

      2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 1 октября 2001 г. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА М), 2001. — 376 с.

      3. Закон РФ от 11 декабря 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» // Консультант

      4. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003 1 «О налогах на имущество физических лиц» // Консультант

      5. Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» // Консультант

      6. Закон РФ «О разграничении государственной собственности на землю» // Российская газета. 2001. — 23 июня. -4с.

      7. Земельный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. -80 с.

      8. Инструкция Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» // Консультант

      9. Инструкция МНС РФ от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению закона Российской Федерации «О плате за землю»» // Консультант

      10. Инструкция МНС РФ от 2 ноября 1999 г. № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»» // Консультант

      11. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. М.: Изд-во «Ось — 89», 1998.-112 с.

      12. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Официальный текст. М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 144 с.

      13. Основы Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.// Справочная система ГАРАНТ.

      14. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре».- М.: «Книга сервис», 2004.-16 с.

      15. Федеральный закон № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года// Консультант

      16. Федеральный закон РФ от 20.07.1997 года №110 (ред. От 20.11.1999) «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери » // Консультант

      17. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»// Справочная система ГАРАНТ.

      18. Закон Оренбургской области от 27.11 2003 г. № 613170 III- 03 «О налоге на имущество организаций» // Консультант

      19. Постановление Оренбургского городского совета от 25 декабря 2003 г. № 29 « Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель города Оренбурга» // Консультант


      Похожие записи: