Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в Томске

23.11.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в Томске». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:

Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).

Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.

Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.

Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.

Томичам будут предоставлять жилье большей площади по договорам соцнайма

Для oпpeдeлeния cтeпeни блaгoycтpoeннocти жизни в ЖК PФ oпpeдeлeнa coциaльнaя нopмa жилoй плoщaди нa oднoгo чeлoвeкa. Ee пpинимaют кaк ocнoвнoю пpи cyбcидиpoвaнии, выдaчe кoмнaты/дoмa/квapтиpы, oпpeдeлeнии кoммyнaльныx плaтeжeй. Дaнный вид нopмaтивa зaвиcит oт пapaмeтpoв:

  • кoличecтвo чeлoвeк;
  • ypoвeнь жилoгo oбecпeчeния тeppитopии;
  • вид и тип пpeдocтaвляeмoгo жилья.

Cтaтья 50 ЖК oпpeдeляeт двa видa нopмaтивoв:

Пpeдocтaвлeния — кoличecтвo квaдpaтypы, иcпoльзyeмoe для pacчeтa oбщeй плoщaди пpoживaния. Pacчeт пpoизвoдитcя пpи пpeдocтaвлeнии пoмeщeний ceмьe coглacнo дoгoвopy нaймa. B бoльшинcтвe peгиoнoв paзмep oпpeдeлeн в 18 кв.м. Paзмep cчитaeтcя минимaльным и в нeкoтopыx cлyчaяx мoжeт быть yвeличeн (нaпpимep, пpeдocтaвили кoмнaтy, oднoкoмнaтнyю квapтиpy, жильe oтдaнo ceмьe c xpoничecким бoльным). Квaдpaтypa тaкжe yвeличивaeтcя для coтpyдникoв opгaнoв внyтpeнниx дeл чeй чин нe нижe пoлкoвникa, a тaкжe лицaм, имeющим yчeнyю cтeпeнь.

Учeтнaя нopмa плoщaди жилoгo пoмeщeния — этo минимyм квaдpaтypы нa чeлoвeкa, пpинимaeмый для пpизнaния ceмьи нyждaющeйcя в блaгoycтpoйcтвe. Для гpaждaн, чьe пoмeщeниe пo квaдpaтype мeньшe дaннoгo пoкaзaтeля, cyщecтвyeт peгиcтpaция и oчepeдь нa yлyчшeниe. Нo дaннoe пpaвo кacaeтcя тoлькo ceмeй или гpaждaн, кoтopыe pacпoлaгaют cтaтycoм мaлoимyщиe или мaлooбecпeчeнныe. Пpи pacчeтe cтeпeни нyждaeмocти yчитывaютcя вce пpoпиcaнныe в жильe гpaждaнe (нa пocтoяннoй или вpeмeннoй ocнoвe).

Для ocoбыx cлoeв нaceлeния, нyждaющиxcя в гocyдapcтвeннoй пoмoщи ycтaнoвлeны иныe жилищныe нopмы.

Pacceлeниe гpaждaн пpoизвoдитcя в жильe из мaнeвpeннoгo фoндa мyниципaльнoгo нaзнaчeния, чaщe вceгo людeй ceлят в oбщeжития. Пpи этoм дoлжны иcпoлнятьcя нopмaтивы pacпpeдeлeния, нo нa пpaктикe нoвoe жильe мoжeт oкaзaтьcя мeньшe пepвoнaчaльнoгo.

Нaпpимep, пpи пpивaтизaции aвapийнoй плoщaди в oбмeн пpeдocтaвляeтcя тa жe квaдpaтypa или минимaльнaя coглacнo зaкoнoдaтeльным aктaм.

Пpoцeдypa пepeceлeния из дaнныx ycлoвий coпpoвoждaeтcя пpимeнeниeм пpaвил:

  • жильe пpeдocтaвляeтcя пoд дoгoвop coциaльнoгo нaймa;
  • кoмнaтa или пoмeщeниe блaгoycтpoeны;
  • жилплoщaдь paвнa cтapoй плoщaди или пpeвышaeт ee.

Кaтeгopия oтличaeтcя ocoбым oтнoшeниeм влacтeй и пpaвoм пoлyчeния жилoгo пoмeщeния нa иныx ycлoвияx, нeжeли гpaждaнcкиe лицa. Для вoeнныx пpимeнимы нopмaтивы в зaвиcимocти oт cитyaций pacпpeдeлeния и нaличия ceмьи являeтcя пpeдeл oт 18 дo 25 кв.м. Квaдpaтypa oпpeдeляютcя peгиoнaльными влacтями.

Для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • паспорта (для детей до 14 лет – свидетельства о рождении) всех членов семьи;
  • выписка из домовой книги;
  • документы, подтверждающие родство (свидетельства о рождении, документы об усыновлении, решение суда и т.д.);
  • документ, подтверждающий право на льготное предоставление жилого имущества;
  • правоустанавливающие документы на жилое имущество;
  • документы, подтверждающие факт признания жилого помещения непригодным для проживания (если есть);
  • медицинское заключение о наличии у одного из членов семьи тяжелого хронического заболевания (если есть);
  • заключение о невозможности выделить отдельную комнату в квартире больному заразной формой туберкулеза (если есть);
  • кадастровый паспорт на занимаемое жилье (если есть);
  • технический паспорт на жилье (если есть) – берется в Бюро технической инвентаризации (БТИ);
  • документы о всех объектах жилого имущества заявителя и членов его семьи за последние 5 лет;
  • нотариально заверенная доверенность (при обращении через представителя).

Точный перечень документов уточните в Администрации города.

Скачать заявление о постановке на учет

Часть документов предоставляется в уполномоченный орган по межведомственным запросам, если заявитель не подал их самостоятельно.

Для оформления договора социального найма на государственную квартиру необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление о заключении договора;
  • паспорт заявителя;
  • паспорта и свидетельства о рождении (для детей до 14 лет) всех членов семьи;
  • документы, подтверждающие родство (для лиц, которые включаются в договор социального найма);
  • справка о составе семьи (или выписка из домовой книги);
  • свидетельство о заключении/расторжении брака (если есть);
  • ордер на жилое помещение (договор социального найма или решение о выделении жилого помещения);
  • справка об оплате коммунальных услуг;
  • нотариально заверенная доверенность (при обращении через представителя).

Дополнительно могут потребоваться следующие документы: свидетельство о смерти, решение суда, свидетельство о перемене имени/фамилии/отчества, технический паспорт на жилое помещение, копия финансового лицевого счета. Точный перечень документов уточните в Администрации города.

Предоставляются копии всех документов вместе с оригиналами.

Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:

  1. Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
  2. Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
  3. Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Есть еще санитарная норма на 1 человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.

Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.

В основном по регионам Норма жилья на 1 человека составляет 18 кв. м.

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан

Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2021 году.

Регион Минимальное количество кв.м. на одного человека
Учетная норма кв.м. на человека Норма предоставления кв.м. на человека
Москва и Московская область 10 18
Ленинградская область (Спб) 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах);
15 кв.м (в коммунальных квартирах).
Пермский край 12 15
Ярославская область 12 17
Омская область 15 18
Екатеринбург 10 16
Ростовской области 6-10 18
Краснодар 10 18
Нижний Новгород и Нижегородской области 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
12 кв.м. (в коммунальных квартирах).
13
Волгоград 11 12-18
Красноярск, Ставрополь 12 15 кв. м на каждого члена семьи;
18 кв. м — одиноко проживающего.
Курганская область, Петропавловск-Камчатский 13 15
Новосибирск 12 15
Саратов 10 кв.м. Семья из:
  • 3 и более чел. — 16 кв. м.
  • 2 чел. в браке — 32 кв. м.
  • 2 чел. связаны родственными отношениями — 44 кв. м.

Проживающий один — 30 кв. м.

Самара 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
13 кв.м. (в коммунальных квартирах).
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м.
Проживающий один — 26 кв. м.
Уфа (Республики Башкортостан) 12 14

Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.

Давайте сразу разберёмся в понятиях. Жилая площадь — это не квадратура квартиры. Согласно законам, жилая площадь — это размер комнат, т. е. помещений, предназначенных для проживания. Кухня, санузел, кладовки не считаются жилыми «квадратами». Но они учитываются при определении общей площади жилья — это площадь всех помещений квартиры, кроме балкона, лоджии, террасы. Разрабатывая нормативы, госорганы обычно подразумевают жилую площадь.

В России существует 4 норматива для жилой площади:

  • санитарная норма;
  • норма предоставления;
  • учётная норма;
  • социальная норма.

Все эти нормативы показывают минимум территории, необходимой человеку для жизни. Разница в том, что каждая норма применяется только в конкретных, обозначенных законом ситуациях. Например, там, где работает санитарная норма, не работает учётная норма и так далее. Поэтому и числовые показатели для каждой нормы свои, они, как правило, друг с другом не совпадают.

Все нормы рассчитываются как количество кв. м. на 1 человека. Если квартиру получает семья, то значение нормы нужно умножить на количество членов семьи.

Нормирование жилых метров нужно государству для разных целей:

  • просчитать размер помещения, которое нужно предоставить человеку или семье для более или менее нормальной жизни (по договору социального найма, в общежитии, при переселении из аварийного жилища и т. п.);
  • вычислить размер субсидии, если гражданин на неё претендует;
  • если кто-то хочет прописаться в квартире — выяснить, хватит ли всем места;
  • определить стоимость коммунальных услуг, размер льготных скидок.

Что такое норма жилой площади на одного человека?

Норма предоставления жилплощади — минимальный размер жилья, который может получить человек от муниципалитета по договору социального найма (ст. 50 ЖК). Конкретное количество метров определяется местными властями исходя из возможностей муниципального жилищного фонда. Поэтому цифры по стране могут отличаться. Но самые распространённые значения нормы предоставления следующие:

  • 33 кв. м. — если живёт один человек;
  • 42 кв. м. — для двух человек;
  • 18 кв. м. на одного человека — для семьи из 3 и более человек.

Жилая площадь квартиры по норме предоставления будет зависеть от количества человек в семье. Например, если в регионе действует «классическая» норма предоставления, то семья из 4 человек получит жильё размером 72 кв. м. (18 х 4 = 72).

Уровень регулирования прав военнослужащих далек от идеала и требует доработки. Норма жилого помещения на основании договора соцнайма, которая находится в федеральной собственности или со временем, будучи федеральной, перешла в муниципальную собственность, составляет не меньше 18 кв. Размер площади может превышать определенную норму, которая описана выше, но не больше чем на девять квадратных метров на жильца. Также норма может быть увеличена в случае предоставления жилья одинокому человеку, родственнику погибшего военнослужащего или уволенного со службы. Кроме норм распределения жилья, для военнослужащих предусмотрены дополнительные социальные меры по обеспечению жильем. В частности, если семье военнослужащего, который проходит службу по контракту, приходиться брать жильем в наем, то для этих целей предусмотрены компенсации.

Санитарная норма (далее — СН) — самый минимальный показатель того, сколько нужно квадратов человеку для жизни. Помещение не может быть меньше СН, иначе жить в нём будет невозможно. Санитарная норма общая для всей страны и равна 6 кв. м. на человека. Из-за её скромности по СН рассчитывают размер помещений только для временного размещения людей: комнат в общежитии (ст. 105 ЖК), в манёвренном жилье — временном жилище, которое государство предоставляет в особых случаях, например, на время капремонта дома (ст. 106 ЖК).

Например, площадь комнаты в общежитии — 25 кв. м. Значит, в такую комнату можно поселить максимум 4 человека (25 кв. м./6 кв. м. = 4,17).

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Сколько жилой площади положено на человека?

Ссылаясь на документы жилищного законодательства, это обязательный минимум квадратных метров, на которые может претендовать гражданин при оформлении договора социального найма. Согласно статье 50 ЖК РФ, каждое муниципальное образование должно устанавливать свои значения показателя.

Норма предоставления в разных городах России различна.

В качестве примера были взяты текущие цифры квадратных метров на человека:

Область, ГородМинимальное значение, кв.м.Среднее значение, кв.м.Максимальное значение, кв.м.
Московская область, Москва 18 18 18
Воронежская область, Воронеж 14 14 – 18 18
Ярославская область, Ярославль 17 17 17
Белгородская область, Старый Оскол 18 18 18
Белгородская область, Белгород 18 18 18
Белгородская область, Губкин 17 17 – 18 18
Омская область, Омск 18 18 18

Следовательно, жилищная норма ниже этих цифр не имеет права на существование. В противном случае, гражданин имеет право вынести дело на судебное разбирательство.

На федеральном уровне норма для военных семей устанавливается повсеместно, условия действуют на всей территории Российской Федерации. Общероссийская норма для военных составляет 18 кв. м.

Учётная норма касается тех граждан, которые проживают в социальном или муниципальном жилье.

Как и с нормой предоставления, учётная регулируется на местном уровне. А потому может различаться даже в одном областном центре.

Подробнее с текущими учётными показателями в разных городах Российской Федерации можно ознакомиться в таблице:

Область, Город Значение, кв.м.
Московская область, Москва 10 (для отдельных квартир)
15 (для коммунальных квартир)
Воронежская область, Воронеж 11
Ярославская область, Ярославль 12
Белгородская область, Старый Оскол 14
Белгородская область, Губкин 13
Белгородская область, Белгород 15
Омская область, Омск 15

Официальное упоминание об обеспечении военнослужащих жильём указано в статье Федерального закона №117, вступившем в силу вначале 2005 года: указан минимум предоставления и допустимый предел превышения этой нормы.

В случае оформления военнослужащим ипотеки, эти показатели учитываться не будут; только в случае расчётов жилищной субсидии принимаются во внимание показатели нормы обеспечения.

Уволенный до истечения 10-летнего срока службы, военный офицер имеет право претендовать на минимум – 18 квадратных метров. При чём, 18 квадратных метров – санитарная норма на него и всю его семью.

Офицеры, получившие почётное звание РФ, могут претендовать на увеличение показателя нормы обеспечения до 25 квадратных метров.

Есть несколько случаев, когда обязательно учитывают норму по жилой площади.

  1. При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь.
  2. Когда вселяются временные жильцы.
  3. Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
  4. Проводится раздел объекта недвижимого имущества.
  5. Нанимателя выселяют.
  6. Нужно начислить плату за жилплощадь.

В Жилищном Кодексе РФ есть статья 50, которая и посвящена данному вопросу.

В этом тексте пишется о том, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Показатель сохраняет различный уровень в разных регионах и субъектах. В субъектах РФ ответственность за установку индивидуальных норм ложится на плечи местных органов власти. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.

Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.

Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:

  • Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
  • Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
  • Информацию о том, сколько людей составляет семью.

Определяется местными органами власти. Расчёт данной нормы требует рассмотрения множества факторов:

  • Демографический и социальный состав семей, состоящих на учёте.
  • Особенности самого жилого фонда.
  • Обеспеченность населения жильём в том или ином конкретном регионе.
  • И так далее.

В каждом регионе эта норма имеет определённый размер, который определяется индивидуально. Учётная норма может быть изменена для конкретных групп граждан, включая военнослужащих и инвалидов. Но уменьшение или увеличение учётной нормы происходит только на основании Федерального акта. Важными документами для этого становятся законы самих субъектов, либо указы Президента РФ.

Учётная норма нужна, чтобы понять, требуется ли улучшить жилищные условия конкретным гражданам. При этом во внимание принимают не только территорию жилых комнат, но и так называемых мест общего пользования.


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТАРКО-САЛЕ
4 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

11 августа 2017 г. № 122
г. Тарко-Сале


Об установлении учётной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества, в целях признания граждан малоимущими и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма



В соответствии со статьёй 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», Законами Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», от 02 июня 2010 года № 61-ЗАО «О регулировании отдельных отношений в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования», Уставом муниципального образования город Тарко-Сале Собранием депутатов муниципального образования город Тарко-Сале решено:

Номер 1747
Дата 20.07.2012
Тип документа Постановление
Орган издания Администрация города
Файлы
  • Постановление (размер 0.06 Mb)

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.

Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Учетная норма — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2005 № 408 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в г. Калининграде» утверждена учетная норма площади жилого помещения в г. Калининграде в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, для граждан, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах.

Кроме того, установлена минимальная норма предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения, предоставляемого на каждого члена семьи, и 20 кв. м для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма.

Социальном наймом называют сделку, в ходе которой человек получает недвижимость в пользование. По закону данная мера регламентируется ЖК РФ, а именно 7 и 8 главой.Предоставление жилья положено далеко не всем лицам, а лишь тем, кто в этом нуждается.

  1. Гражданин с пакетом документов обращается в специализированный орган, чаще всего им является органы социальной защиты населения;
  2. После проверки документов на соответствие, будет получено положительное или отрицательное решение.

    В случае отказа необходимо ознакомиться с причинами (возможно просто не верно заполнено заявление или же не хватает определенного документа).

    Отказ обязательно должен быть мотивированным и в письменной форме, так будет проще подать жалобу в вышестоящий орган;

  3. Если было принято положительное решение, гражданина поставят на учет, как нуждающегося и присвоят порядковый номер, по которому можно отслеживать движении очереди;
  4. Как только очередь подойдет, государственный орган должен оповестить вас любым способом (позвонить и сообщить лично, или же отправить заказное письмо);
  5. Осмотр недвижимости, которую предлагают вам и заключение договора;
  6. Заселение в жилье и получение регистрации.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма

  1. Малоимущие граждане, у которых в собственности отсутствует недвижимость;
  2. Граждане, проживающие в домах, которые признали аварийным или при сносе дома. Аварийным жилье признается тогда, когда проживанием в нем опасно, а снос дома может быть и ввиду того, что планируется строить объект государственного значения (энергетические станции, газопровод, дорога).

    Но в основном недвижимость признают аварийным, а только после этого она подлежит сносу.

  3. Дети, которые остались без попечения родителей, а именно сироты. К сиротам относятся как выпускники интернатов, так и дети, находящиеся под опекой до достижения совершеннолетия;
  4. Лица, которые имеют хронические заболевания, перечень которых приведет в 51 статье ЖК РФ.
  1. Инвалидам первой и второй группы;
  2. Сотрудникам МВД, которые во время службы получили травмы;
  3. Люди, которые проживали или ликвидировали Чернобыльскую АЭС.
  1. Собственники жилья, которое признали непригодным для дальнейшего использования;
  2. Участникам ВОВ;
  3. Люди, у которых на руках имеется решение суда.

Совсем недавно сироты выходя из интерната не имели никакой недвижимости, хотя бы для ночлега, поэтому выходили в суд с иском о предоставлении жилья вне очереди.

После получения решения им предоставляли недвижимость.

[su_note note_color=»#df9ea1″ text_color=»#0b0c0b» radius=»20″]Сейчас же для минимизации вне очередников сделали специализированную компенсацию, которую можно получать до получения жилого помещения.

В среднем компенсация за аренду в городе составит 10 000 рублей, а в сельской местности – 5 000 рублей.Получить жилье по договору социального найма могут только лица, имеющие гражданство РФ.

[/su_note]

  1. Обязательные:
    • Документ удостоверяющий личность;
    • Справка о составе семьи;
    • Документ из банка, где будут прописаны доходы и наличие сбережений на ваше имя и на супругу (если она имеется);
    • Выписка из органов Росреестра, которая подтвердит отсутствие в собственности недвижимости (у всех членов семьи). Если в семье 5 человек, то должно быть 5 справок;
    • Справка о месте прописки.
  2. Дополнительные – относят те документы, которые подтверждают льготу, например, можно отнести справки подтверждающие:
    • инвалидность;
    • сиротство;
    • наличие болезней и т.д.
  1. Частный дом или его половина;
  2. Квартира;
  3. Комната.

По договору социального найма присутствует четкое указание, которому необходимо следовать.

Не вся недвижимость подходит под социальный найм, она обязательно должна соответствовать:

  1. Полностью изолированная;
  2. Недвижимость обязательно должна быть жилой;
  3. Город должен соответствовать месту прописки и подачи документов.

    Государство может предложить квартиру в соседней области или сельской местности, но, если гражданин отказывается, очередь за ним сохраняется.

  1. Для одного человека – 33 квадратных метра;
  2. Для двух человек – 42 метра квадратных;
  3. На каждого третьего человека и последующих по 18 метров квадратных.

Если в фонде отсутствует недвижимость, то норму может быть уменьшена на 10%.

После предоставленной жилой собственности государство становится наймодателем, а гражданин получивший имущество – наниматель. Соответственно между ними заключается договор, где прописаны обязанности и права сторон.

  1. Вселять членов семьи только с разрешения собственника недвижимости;
  2. Оплачивать коммунальные услуги и арендную плату.
  1. Обеспечивать подачу коммунальных услуг;
  2. Проводить капитальный ремонт.

Договор может содержать и другие условия, которые могут быть добавлены туда после желания одной из сторон. Стоимость

Вне очереди его могут получить граждане:

  • страдающие хроническим заболеванием, протекающим в тяжелой форме;
  • инвалиды (I группа), участвовавшие в боевых действиях;
  • судьи;
  • инвалиды и пожилые люди при условии их отказа от услуг стационарной организации, обеспечивающей социальное обслуживание, если жилье, которое они занимали до переезда в социальное учреждение им вернуть не могут;
  • родители или законные представители детей, инфицированных ВИЧ, при условии совместного проживания с несовершеннолетним, больным ВИЧ;
  • реабилитированные;
  • родители-воспитатели, организовавшие семейный детдом, должны получить коттедж или многокомнатную квартиру по договору социального найма;
  • дети-инвалиды, воспитывавшиеся в условиях стационарной организации соц. обслуживания, в 18-летнем возрасте, если они могут производить самообслуживание и жить самостоятельно.

ЖК РФ отменил льготное предоставление жилых помещений на условиях соц. найма. Оно возможно только в двух случаях:

  • для категорий граждан, обозначенных во 2-й части 57-й статьи ЖК РФ, посвященной внеочередному предоставлению квартир и домов;
  • когда предоставляется специальное жилье нуждающимся в нем (малоимущие к этой категории не относятся).

Принципы, согласно которым сейчас предоставляется социальное жилье, заключает в себе Жилищный Кодекс РФ. По сравнению с ЖК РСФСР, он не дает оснований для предоставления квартир в порядке первоочередности многодетным семьям, инвалидам труда, при появлении в семье близнецов, спасателям и другим гражданам, список категорий которых ранее был в 36 статье Жилищного Кодекса РСФСР.

Основания для получения гражданином РФ дома, квартиры или комнаты в социальный найм:

  • Полное отсутствие места для проживания.
  • Жилое помещение имеет недостаточную площадь на каждого члена семьи (меньше нормы установленной законом).
  • Помещение не соответствует нормам безопасности или находится в аварийном состоянии.
  • Гражданин или кто-то из членов его семьи страдают тяжелой формой заболевания, при котором совместное проживание не допускается.

Решение об отказе в постановке на учет выдается в течении 3-х рабочих дней со дня подачи заявления. В таком документе обязательно указывают причину отказа, это может быть:

  1. Сознательное ухудшение условий проживания за последние 5 лет, а именно:
    • обмен благоустроенного жилья на аварийное;
    • продажа или передача в дар пригодной для проживания недвижимости;
    • подселение к себе третьих лиц (исключение – супруги, родители и дети);
    • доказаная вина гражданина в причинении вреда собственному жилищу.
  2. Предоставление не полного или не действительного пакета документов.
  3. Собранные документы не подтверждают право кандидата, претендовать на социальное жилье.

Внимание! Отказ в постановке на учет можно обжаловать в судебном порядке.

О некоторых вопросах предоставления жилья по договору социального найма

Граждане, имеющие право претендовать на выделения жилплощади из государственного фонда, подразделяются на категории:

  • Малоимущие.
  • Военнослужащие.
  • Многодетные семьи.
  • Жильцы ветхих и аварийных домов (процедуру переселения из ветхого жилья по договору социального найма мы подробно рассматриваем здесь).
  • Дети-сироты.
  • Ветераны и инвалиды ВОВ.
  • Граждане с тяжелыми хроническими заболеваниями.

Для того чтобы стать в очередь на получение жилья в социальный найм, необходимо собрать и предоставить следующие документы:

  1. заявление на предоставление жилья, в нем необходимо детально обосновать свою потребность и объяснить невозможность самостоятельного решения жилищного вопроса. Заявление подписывают все члены семьи;
  2. копии идентификационных документов для всех членов семьи:
    • удостоверение личности (паспорт, ИНН, пенсионные свидетельства);
    • подтверждение родственных связей (свидетельства о браке, свидетельства о рождении);
  3. документы подтверждающие права владения текущем жильем (выписка из единого госреестра недвижимости, договор социального найма);
  4. справки о доходах и налогооблагаемом имуществе каждого заявителя;
  5. актуальная выписка из домовой книги;
  6. справка о постановке заявителя и его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилье;
  7. письменное согласие на обработку данных;
  8. другие дополнительные справки и выписки, индивидуальные для каждого отдельного случая.
  • Скачать бланк заявления на получение муниципального жилья по договору социального найма
  • Скачать образец заявления на получение муниципального жилья по договору социального найма

Предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется в порядке очереди, которая разделена на три группы:

  1. Внеочередное получение.
  2. Первая очередь.
  3. Получение на общих основаниях.

Правовыми актами не установлен ни минимальный, ни максимальный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено.

Право получит жилье вне очереди, получают следующие категории граждан:

  • проживающее в ветхом и аварийном жилье;
  • больные тяжелыми заболеваниями, опасными для окружающих;
  • действующие и ушедшие в отставку судьи со стажем работы в должности не менее 20 лет, либо ставшие инвалидами в период работы;
  • прокуроры и сотрудники Следственного комитета РФП;
  • спасатели, профессионально работающим в аварийно-спасательных службах;
  • сотрудники ОВД РФ, не имеющие жилого помещения по месту службы;
  • граждане, выселяемые из социального жилья в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.

Данный список не является полным, так как государственные органы управления могут предоставляет право первоочередного получение жилья и другим категориям граждан.

С января 2013 г. дети-сироты не имеют права на получение жилья вне очереди.

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
(часть шестая введена Федеральным законом от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ)
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ)

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.


Похожие записи: