Дотации регионам России в 2018 году

14.12.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дотации регионам России в 2018 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Принципы, по которым федеральная власть распределяет дотации регионам, меняются достаточно часто. В 2018 году действует уже одиннадцатая по счету методика дотирования регионов.

Тем не менее, общая суть не меняется. В основе расчета дотаций лежит так называемая финансовая обеспеченность региона на душу населения. В бюджете региона должна быть заложена некая минимальная сумма средств на каждого проживающего.

Бюджет региона, условно говоря, не должен быть меньше суммы, равной количеству жителей, умноженному на определенную величину в рублях.

Величина средств на каждого жителя региона разнится для разных республик или областей страны. Например, в таких регионах, как Камчатка, Чукотка или Якутия, в бюджете нужно закладывать в разы больше средств на каждого жителя только потому, что стоимость бюджетных услуг, которые получают все жители России, здесь в разы выше.

Для того, чтобы подсчитать точную сумму дотации для региона, федеральная власть считает приблизительную сумму средств, которую регион может собрать в свою пользу с местного бизнеса и тем самым наполнить собственный бюджет. Недостающие до финансовой обеспеченности на душу населения средства и будут составлять сумму дотации для региона.

Дотационными регионами в России является абсолютное их большинство — 73 из 85.

При этом дотации распределяются очень неравномерно. Пять регионов получает 30% всех федеральных дотаций. Это Дагестан, Саха Якутия, Камчатский и Алтайский края, а также Чеченская Республика.

13 регионов получат ровно половину всех федеральных дотаций. То есть, столько же, сколько еще 60 российских субъектов федерации.

Не входят в число дотационных регионов только крупные промышленные области и республики вроде Татарстана или Свердловской области, нефтедобывающие регионы вроде Ханты-Мансийского АО, а также Москва и Санкт-Петербург, которые собирают огромные налоги с миллионов проживающих и с местного бизнеса.

Дагестан Республика

59 065 832,5

Саха (Якутия) Республика

43 944 997,7

Камчатский край

39 357 697,2

Алтайский край

27 129 122,5

Чеченская Республика

27 078 463,8

Ставропольский край

19 202 709,7

Бурятия Республика

18 298 640,3

Крым Республика

17 714 025,6

Башкортостан Республика

16 433 477,4

Тыва Республика

15 732 671,2

Ростовская область

13 851 965,4

Курганская область

12 996 957,2

Брянская область

12 805 744,9

Забайкальский край

12 131 146,2

Ивановская область

11 636 525,0

Кабардино-Балкарская Республика

11 085 531,8

Кировская область

10 007 230,0

Чувашская Республика — Чувашия

9 917 143,0

Чукотский автономный округ

9 774 052,9

Алтай Республика

9 645 506,4

Ингушетия Республика

9 197 281,2

Карачаево-Черкесская Республика

9 134 791,1

Тамбовская область

9 112 852,8

Северная Осетия Республика

8 983 902,7

Архангельская область

8 824 435,8

Краснодарский край

8 737 922,3

Карелия Республика

8 542 541,4

Приморский край

8 516 042,5

Саратовская область

8 495 340,2

Волгоградская область

8 288 733,1

Челябинская область

7 589 422,7

Кемеровская область

Межбюджетные трансферты, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе, не имеют целевого направления (ст. 6 БК РФ). Однако, отсутствие целевого назначения не свидетельствует об отсутствии контроля за использованием средств. Они выделяются для выравнивания уровня бюджетов субъектов федерации, направлены на удовлетворение общественных, социальных интересов, на поддержание экономического и социального благосостояния субъекта и граждан в нем проживающих.

Соответственно, будет целесообразно просчитать, сколько денег приходится на одного жителя дотационного региона.

«Донорская игла»: Татарстан мог бы в одиночку прокормить треть регионов России

  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Просмотр
  • История

Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:

Субъекты Сумма, тысяч рублей
Республика Дагестан 61 518 775,0
Республика Саха (Якутия) 38 571 040,5
Камчатский край 34 149 057,0
Чеченская Республика 28 710 667,5
Республика Крым 20 418 974,3
Алтайский край 19 234 295,5
Ставропольский край 17 887 429,1
Республика Тыва 16 066 441,0
Республика Бурятия 15 568 468,1
Чукотский автономный округ 12 782 544,1
Кабардино-Балкарская Республика 12 459 465,0
Республика Ингушетия 9 645 857,3
Курганская обл. 9 151 459,6
Республика Алтай 9 106 684,5
Ивановская обл. 8 461 903,9
Кировская обл. 8 391 869,7
Брянская обл. 8 359 072,5
Карачаево-Черкесская Республика 8 018 399,7
Республика Северная Осетия — Алания 8 006 369,0
Чувашская Республика — Чувашия 7 268 934,9
Республика Башкортостан 6 722 002,0
Забайкальский край 6 437 927,4
Ростовская обл. 5 678 982,0
Тамбовская обл. 5 041 283,3
Республика Карелия 4 960 574,0
Республика Марий Эл 4 853 090,4
Краснодарский край 4 398 104,7
Архангельская обл. 4 132 655,7
Волгоградская обл. 4 129 097,2
Саратовская обл. 4 114 285,8
Приморский край 3 743 122,6
Омская обл. 3 705 119,3
Пензенская обл. 3 645 628,9
Воронежская обл. 3 364 328,1
Челябинская обл. 3 332 741,8
Республика Калмыкия 3 251 440,8
Республика Адыгея (Адыгея) 2 947 665,3
Кемеровская обл. 2 892 983,8
Орловская обл. 2 798 918,4
Новосибирская обл. 2 736 963,9
Псковская обл. 2 697 683,7
Оренбургская обл. 2 663 856,0
Томская обл. 2 491 740,7
Владимирская обл. 2 430 504,0
Хабаровский край 2 367 778,7
Магаданская обл. 2 094 003,2
Севастополь 2 000 684,3
Удмуртская Республика 1 985 564,8
Курская обл. 1 960 738,8
Тверская обл. 1 957 873,5
Нижегородская обл. 1 953 335,3
Рязанская обл. 1 950 840,5
Иркутская обл. 1 650 931,8
Амурская обл. 1 477 849,7
Астраханская обл. 1 444 833,0
Республика Хакасия 1 413 410,3
Калининградская обл. 1 401 127,6
Смоленская обл. 1 388 732,2
Костромская обл. 1 364 852,2
Республика Мордовия 1 353 055,9
Ульяновская обл. 1 311 398,6
Пермский край 1 254 191,2
Вологодская обл. 1 023 709,4
Белгородская обл. 960 702,3
Красноярский край 889 411,3
Новгородская обл. 751 258,6
Еврейская автономная обл. 612 025,6
Тульская обл. 543 160,6
Липецкая обл. 398 018,2
Ярославская обл. 370 682,7
Республика Коми 264 449,9
Мурманская обл. 14 732,3

Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.

Донор – это регион или город, который отдает часть своего бюджета на «залатывание бюджетных дыр» убыточных регионов.

Список доноров: Республика Татарстан (Татарстан), Калужская обл., Ленинградская обл., Московская обл., Самарская обл., Сахалинская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Естественно, основные доноры – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, остальные субъекты с положительным балансом «вносят посильную лепту». Более-менее свежих данных по количеству отдаваемых донорами денег, к сожалению, нет – эту информацию Минфин в свои отчеты не вносит.

Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):

2019 2020 2021
Респ. Дагестан 66 265 836,8 58 395 004,4 61 518 775,0
Респ. Саха (Якутия) 46 907 224,4 35 928 069,9 38 571 040,5
Камчатский край 37 389 812,3 32 402 936,3 34 149 057,0
Чеченская Респ. 30 440 585,9 27 354 420,3 28 710 667,5
Алтайский край 26 837 816,6 18 977 607,2 19 234 295,5
Ставропольский край 22 083 116,2 17 597 742,4 17 887 429,1
Респ. Крым 20 371 129,4 19 872 802,6 20 418 974,3
Респ. Бурятия 19 874 889,0 15 447 994,0 15 568 468,1
Респ. Тыва 16 932 597,8 15 173 903,9 12 782 544,1
Респ. Башкортостан 15 611 803,5 7 137 233,2 6 722 002,0

Может показаться, что в 2020 году ситуация улучшилась – суммы дотаций уменьшились по сравнению с 2019 годом. На самом деле это не так – просто на 2020 и 2021 год власти ввели новшество: 30% от денег, которые должны быть распределены между субъектами РФ, отправлялись в резервный фонд, который будет задействован в случае крайней необходимости. Поэтому регионам пришлось «затянуть пояса».

Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно.

Дотационные регионы России 2018

Если вы думаете, что самый богатый регион – Москва/Московская область, то вы сильно заблуждаетесь. Топ-10 регионов по поступлению денег в бюджет в 2018 и 2019 годах:

Субъект Налоговые поступления в 2019, рублей Налоговые поступления в 2018, рублей
Ханты-Мансийский АО – Югра 3072250672 1985463484
Москва 1428030549 1265525556
Ямало-Hенецкий АО 1220680319 943921479
Санкт-Петербург 664897484 621529636
Республика Татарстан 490322755 328566826
Красноярский край 388512599 267655450
Московская обл. 357793433 325487387
Оренбургская обл. 300831894 194447903
Самарская обл. 291176949 224876734
Иркутская обл. 270113319 180180790

Отметим, что «самый богатый» не означает, что региону не требуются дотации – Красноярский край, Оренбургская область и Иркутская область получили деньги из федерального бюджета, находясь в топ-10 по полученным налогам.

С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые.

Учитывая, что в 2020 начался коронакризис, который в текущем 2021 году только начинает стихать, дать какой-либо уверенный прогноз не представляется возможным. Скорее всего, реальные поступления в бюджет в 2021 году сократятся, и от того, насколько они сократятся, будет зависеть объем дотаций на 2022 год.

Можно ожидать дальнейшего углубления расслоения регионов.

В России существует распределение бюджета – «лишние деньги» из богатых регионов перенаправляются на текущие нужды регионов нуждающихся. Самый крупный поставщик денег в России – Ханты-Мансийский АО, за ним идет Москва. Самый нуждающийся регион – Республика Дагестан. В целом регионов с отрицательным годовым балансом – куда больше, чем прибыльных регионов.

Приказ Минфина России от 15 ноября 2017 г. № 1029 “Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации”

Определен перечень регионов — получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 г. В него вошли 73 региона. Они не вправе заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения регионального бюджета, бюджетов территориальных ГВБФ и бюджетов входящих в его состав муниципалитетов исполнительным органом власти региона.

12 регионов не являются в 2018 г. получателями вышеуказанных дотаций. Приведен их перечень.

Определены перечни регионов, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% или 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета. В этих регионах реализуются меры по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Также определен перечень регионов, в бюджетах которых расчетная доля трансфертов из федерального бюджета (кроме субвенций и предоставляемых из Инвестиционного фонда РФ субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета. Этим регионам разрешено размещать бюджетные средства на банковских депозитах.

Приказ вступает в силу с 01.01.2018.

Источник: ИА «ГАРАНТ»

В России всего три региона-донора, остальные дотационные или банкроты

Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.

Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:

  • в 1993 году было 35 регионов-доноров;
  • в 1997 году – 8 регионов;
  • в 2001 году – 25 регионов;
  • в 2015 году – 14 регионов;
  • сейчас – 13 регионов.

Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.

Параллельно с перераспределением налогов в центр, на регионы стали «навешивать» дополнительные расходные обязательства – их суммы стали вдвое больше.

Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек населения) Миграционный прирост (на 1000 человек населения) ВРП, в % от ВВП ВРП на душу населения, рублей
Калужская область 3,9 28 860,4 -4,7 1,9 0,56 411 565,3
Московская область 2,7 43 996,8 -1,2 13,9 5,08 509 545,2
Москва 1,2 66 377,1 0,8 7,8 20,99 1 263 698,0
Ненецкий АО 8,1 78 703,3 5,1 -8,9 0,37 6 288 467,9
Ленинградская область 4,1 30 430,1 -5,3 23,7 1,29 535 717,3
Санкт-Петербург 1,5 42 718,0 0,8 5,2 5,16 727 210,6
Татарстан 3,3 33 371,4 0,5 0,7 2,82 543 522,4
Самарская область 3,7 28 018,4 -3,1 -0,1 1,80 422 024,7
Свердловская область 4,8 35 711,3 -1,9 -0,3 2,86 495 115,9
ХМАО-Югра 2,5 50 497,6 7,3 -2,1 4,69 2 127 213,5
ЯНАО 2,1 79 933,6 8,7 -3,2 3,29 4 581 150,1
Тюменская область 4,5 29 023,8 2,8 10,3 1,35 680 908,9
Сахалинская область 5,3 51 705,7 -0,5 -0,7 1,03 1 577 910,3
В целом по РФ 4,8 33 010,2 -1,6 0,9 100 510 253,1

Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).

Однако есть и другие оценки количества регионов-доноров:

  • 4 региона – Москва, Санкт-Петербург, ХМАО и ЯНАО, как регионы, дающие 60% федерального бюджета;
  • 10 регионов с учетом их чистого вклада в федеральный бюджет.

Несколько лет назад в России была череда массовых акций протеста, на которых протестующие призывали перестать «кормить Кавказ» – намекая, очевидно, что регионы Северо-Кавказского федерального округа лидируют по сумме получаемых из федерального бюджета дотаций.

К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек) Миграционный прирост (на 1000 человек) ВРП на душу населения, рублей Дотации, рублей Дотации на 1 человека, рублей
Дагестан 11,6 26 359,7 10,8 -3,6 204 197,4 59 065 832,5 19,1
Якутия 6,9 42 427,8 5,9 -3,0 951 220,2 43 944 997,7 45,4
Камчатский край 4,9 48 277,3 -0,5 -2,2 639 848,2 39 357 697,2 125,1
Алтайский край 6,1 22 528,7 -4,2 -3,2 215 768,4 27 129 122,5 11,6
Чеченская Республика 13,7 23 184,8 16,3 -2,4 125 471,2 27 078 463,8 18,6
Ставропольский край 5,0 23 236,3 -0,5 -1,4 237 436,5 19 202 709,7 6,9
Бурятия 9,3 24 071,7 3,4 -4,7 204 770,0 18 298 640,3 18,6
Крым 6,0 21 170,2 -3,5 2,5 187 726,0 17 714 025,6 9,3
Башкортостан 4,9 28 572,5 -0,8 -2,2 343 509,4 16 433 477,4 4,1

Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).

Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.

При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.

Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.

Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.

При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.

Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.

Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов.

Список дотационных регионов Украины 2014 Недавно украинская газета «Капитал» опубликовала данные о распределение дотаций по областям Украины. Ниже представлены дотационные регионы Украины. Данные идут по возрастанию – от наименьшей величины к наибольшей.

1. Черниговская область – 1 370 000 гривен. 2. Кировоградская область – 1 470 000 гривен. 3. Харьковская область – около 3 200 000 гривен. 4. Одесская область – около 3 200 000 гривен. 5. Львовская область – 3 920 000 гривен. 6. Днепропетровская область – 4 040 000 гривен. 7. Донецкая область – 5 090 000 гривен.

Больше всего кодов у Москвы и Московской области, что объясняется большим число машин у жителей региона. Пояснения и комментарии Новый формат В Правительстве обсуждается вопрос изменения формата автомобильных номеров в 2018 году.

Планируется отказаться от номеров регионов и увеличить комбинацию из цифр и букв.

Привязка к номеру региона в настоящее время потеряла актуальность, так как регион прописки собственника транспортного средства и регион регистрации транспортного средства могут не совпадать — автомобилистам разрешается сохранять старые номера.

Увеличение комбинации из букв и цифр позволит избежать дефицита вариантов для регионов с большим числом машин и сделает номера более близкими к европейскому формату. Кроме того, обсуждается возможность установки в номера электронных чипов для удалённого считывания регистрационных данных транспортного средства.

Таблица кодов Регионы в таблице отсортированы по номеру и разбиты для удобства на блоки по десять записей.

В скобках после названия региона указаны года, в которые выдавались автомобильные номера с соответствующим кодом региона.

Для таких регионов введены новые коды, которые перечислены в конце списка с указанием года ввода в действие. Регионы без указания в скобках используют только один код, который актуален по настоящее время.

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Бюджет-2018: Определены самые богатые регионы и лидеры по дотациям

К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:

  • Уменьшением предприятий в самых разных отраслях.
  • Неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке.
  • Невостребованностью Российской продукции в других странах.

В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

Алексей Макурин, «АиФ»: Считается, что в России только 13 регионов-доноров, которые зарабатывают деньги для остальных 72. Это действительно так?

Наталья Зубаревич: Нет, это неправильный счёт. Донорами почему-то называют только субъекты Федерации, которые не получают из центра дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности — т. е. на сокращение разрыва между разными регионами по доходам бюджета на душу населения. Но эта дотация составляет только треть всех трансфертов из федерального бюджета. Есть ещё субсидии и субвенции, которые так называемые доноры тоже получают. Есть расходы, которые делают в регионах федеральные министерства напрямую из своих бюджетов. Как правило, в более сильных регионах дотация совсем небольшая, а объём налогов, перечисляемых в федеральный бюджет, выше. Однако точно учесть все эти финансовые потоки трудно. Единственная попытка была предпринята в начале нулевых годов, и по тем оценкам получилось, что как минимум 25–30 регионов России отдают центру больше, чем получают обратно.

Какой налог даёт региональным бюджетам больше всего денег?

— На доходы физлиц. Но для развитых регионов очень важен налог на прибыль с общей ставкой 20%. При этом если раньше субъектам Федерации доставалось 18% денег, перечисленных бизнесом, то с 2017 г. эту долю сократили до 17%, перераспределив ещё 1% в пользу федерального бюджета. В первую очередь это было сделано для того, чтобы взять больше денег у Москвы, где сбор налога на прибыль самый высокий. И по той же причине центр забирает себе весь НДС. Если бы этот налог поступал в региональные бюджеты, очень большая его доля тоже доставалась бы Москве.

Но насколько справедливо и экономически обоснованно собранные деньги в итоге перераспределяются по стране?

Определены самые дотационные регионы России

В нашей таблице приводятся точные суммы дотаций для всех российских регионов.

Следует учитывать – эти цифры являются определенным лукавством и не отражают всех тонкостей уровня дотационности отдельно взятого региона. Скажем, Дагестан неизменно является лидером данного рейтинга по большей части по причине большой численности жителей (больше 3 миллионов). Но процент бюджета, формирующийся посредством дотаций, здесь не столь высок, как в той же Чечне.

Чеченская республика хоть и занимает 5 место в рейтинге дотационных регионов, зависит от них больше всех. 84% бюджета республики формируется посредством дотаций и иных поступлений из общефедерального бюджета. Казна Крыма формируется за счет дотаций на 67%, хоть в рейтинге он и занимает лишь 8 место.

Регион России Величина дотаций, млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,2
Республика Бурятия 18,3
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика – Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,2
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия – Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,5
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,8
Курская область 3,77
Костромская область 3,7
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,6
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения Севастополь 2,6
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,3
Калужская область 0,27
Республика Татарстан 0
Ленинградская область 0
Московская область 0
Самарская область 0
Сахалинская область 0
Свердловская область 0
Тюменская область 0
город федерального значения Москва 0
город федерального значения Санкт-Петербург 0
Ненецкий автономный округ 0
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 0
Ямало-Ненецкий автономный округ 0

Дотационными регионами принято называть те области (субъекты), которым перечисляют деньги из федерального бюджета. Причем, делается это на безвозмездной основе, то есть их не нужно возвращать назад в федеральный бюджет.

На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список.

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Самые богатые и самые бедные регионы России: кто кого кормит?

К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:

  • Уменьшением предприятий в самых разных отраслях.
  • Неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке.
  • Невостребованностью Российской продукции в других странах.

В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.

В следующем году суммарные дотации регионам России достигнут 645,1 млрд руб., подчеркивают в Минфине.

Главноуправляющий ведомства Антон Силуанов отмечает снижение процентов по новым займам для регионов. Текущий показатель не будет превышать учетную ставку ЦБ (9,25%).

При этом Минфин перейдет сверху новую методику расчета необходимых дотаций, что позволит решить проблему долговой нагрузки.

Традиционно крупнейшим получателем дотаций остается Дагестан, тот или иной получит из государственной казны 59 млрд руб. По сравнению с прошлым годом смета республики получит больше на 6,6 млрд руб. На втором месте остается Республика Саха – общие дотации около 44 млрд руб. Замыкает тройку лидеров Камчатский местность – более 39 млрд руб.

Данные регионы сохраняют значительную зависимость от финансовой поддержки правительства, дотации обеспечивают до самого 40% бюджетных поступлений. Кроме того, к категории высокодотационных продолжают относиться следующие регионы:

Район Дотации, млрд руб.
Алтайский край 27,13
Чечня 27,08
Ставропольский край 19,2
Бурятия 18,3
Крым 17,71

Около этом 84% доходов бюджета Чечни состоит из различных перечислений из федерального центра. Подобного рода показатель для Крыма составляет 67%.

В Минфине отмечают, что финансовая поддержка некоторых регионов в 2018 году имеет важное значение сократится. Более того, на перечисления из федерального бюджета не стоит калькулировать следующим регионам:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Свердловская область;
  • Ханты-Мансийский АО;
  • Татреспублика;
  • Самарская область.

Изменение принципа расчета дотаций позволит сократить долговую нагрузку регионов. До этих пор о необходимости решения данного вопроса заявил президент РФ Владимир Путин.

Размер дотаций в 2018 году: 59,06 млрд руб.

Изменение к 2017 году: +6,65%

Основные отрасли производства региона: сельское хозяйство, виноделие, рыболовство, народные промыслы, добыча нефти, добыча природного газа, легкая и химическая промышленности, машиностроение, производство электроэнергии.

Основная часть бюджета регионов сформировалась за счет привлечения неналоговых и налоговых поступлений. В 2018 году субъекты РФ смогли собрать с населения и предприятий 10,22 трлн руб. По сравнению с 2017 годом, в прошлом году местные власти смогли собрать на 13,8% средств больше.

При этом Минфин РФ устанавливал план по неналоговым и налоговым сборам в 9,03 трлн руб. По итогу регионы смогли перевыполнить плановые показатели на 13,2%.

Регионы, которым удалось собрать больше всего государственных сборов с жителей и компаний:

Наименование региона

Прирост неналоговых и налоговых поступлений в %

Вологодская область

24,4

Ленинградская область

24,9

Республика Карелия

25,5

Республика Хакасия

30,1

Ханты-Мансийский автономный округ

41,2

Тюменская область

44,4

Два региона отличились отрицательными показателями. По сравнению с 2017 годом, в 2018 году Республика Марий Эл недобрала государственных сборов на 3,5%, а Республика Крым – на 8,1%.

Ниже будут приведены таблицы, которые показывают регионы с максимальными и минимальными поступлениями от конкретного вида обязательных платежей в бюджет.

Названы самые дотационные регионы России​

Федеральный бюджет в 2018 году профинансировал субъекты РФ на 2,08 трлн руб. По сравнению с 2017 годом, главной казне страны пришлось увеличить расходы на 22,4%. При этом безвозмездные поступления сформировали только 16,8% от общего дохода регионов России.

Больше всего дотаций и субсидий было направлено в:

  • Сахалинскую область – финансирование пришлось увеличить почти в 8 раз в сравнении с 2017 годом;

  • Ямало-Ненецкий автономный округ – безвозмездные поступления в субъект РФ увеличили в 5 раз;

  • Астраханскую область – увеличение финансирования в 1,9 раз;

  • Москву – федеральный бюджет выделил в 1,85 раз больше;

  • Республику Хакасию – безвозмездные поступления в регион увеличили в 1,81 раз;

  • Костромскую область – увеличение финансирования в 1,7 раз.

Субъекты РФ, которые справлялись самостоятельно и привлекли меньше всего безвозмездных поступлений:

Наименование региона

Уменьшение поступлений в %

Магаданская область

-7,5

Пермский край

-7,5

Тверская область

-7,8

Краснодарский край

-8,8

Самарская область

-14,3

По сравнению с 2017 годом, в 2018 годом из бюджетов субъектов РФ ушло на расходы почти на 10% больше. Затраты составили 11,87 трлн руб.

Самым «щедрым» регионом признана Республика Хакасия, которая увеличила затраты на 22,5%. Самым экономным субъектом РФ стала Республика Мордовия, уменьшившая расходы на 3,4%.

Рост зарплат сотрудников бюджетных организаций

На выплату зарплат сотрудникам бюджетных организаций регионы потратили 3,92 трлн руб. По России доход бюджетников в среднем увеличился на 14,6%.

Больше всего на зарплату сотрудникам потратилась Республика Тыва, выделив для этого почти половину своего бюджета – 48,7%. Меньше всего на выплату зарплат потратилась Астраханская область – всего 22,6% от общей суммы бюджета.

2018 год стал для бюджетов субъектов РФ профицитным – удалось остаться «в плюсе» на 510 млрд руб. Самый профицитный бюджет зарегистрирован в Москве – региону удалось сохранить 61,5 млрд руб. Самым дефицитным регионом стала Московская область – она ушла «в минус» на 31,7 млрд руб.

70 субъектов РФ смогли окончить 2018 год с положительным результатом. И лишь 15 российских регионов ушли в дефицит. Ранее Минфин РФ планировал всеобщий дефицит в 1,1 трлн руб., однако итоги года показали себя с самой лучшей стороны.

Видео 17303

Фото 14900

Фото Видео 23979

26746

30933

Фото 9873


Похожие записи: