Дотации регионам России в 2018 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дотации регионам России в 2018 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Принципы, по которым федеральная власть распределяет дотации регионам, меняются достаточно часто. В 2018 году действует уже одиннадцатая по счету методика дотирования регионов.
Тем не менее, общая суть не меняется. В основе расчета дотаций лежит так называемая финансовая обеспеченность региона на душу населения. В бюджете региона должна быть заложена некая минимальная сумма средств на каждого проживающего.
Бюджет региона, условно говоря, не должен быть меньше суммы, равной количеству жителей, умноженному на определенную величину в рублях.
Величина средств на каждого жителя региона разнится для разных республик или областей страны. Например, в таких регионах, как Камчатка, Чукотка или Якутия, в бюджете нужно закладывать в разы больше средств на каждого жителя только потому, что стоимость бюджетных услуг, которые получают все жители России, здесь в разы выше.
Для того, чтобы подсчитать точную сумму дотации для региона, федеральная власть считает приблизительную сумму средств, которую регион может собрать в свою пользу с местного бизнеса и тем самым наполнить собственный бюджет. Недостающие до финансовой обеспеченности на душу населения средства и будут составлять сумму дотации для региона.
Дотационными регионами в России является абсолютное их большинство — 73 из 85.
При этом дотации распределяются очень неравномерно. Пять регионов получает 30% всех федеральных дотаций. Это Дагестан, Саха Якутия, Камчатский и Алтайский края, а также Чеченская Республика.
13 регионов получат ровно половину всех федеральных дотаций. То есть, столько же, сколько еще 60 российских субъектов федерации.
Не входят в число дотационных регионов только крупные промышленные области и республики вроде Татарстана или Свердловской области, нефтедобывающие регионы вроде Ханты-Мансийского АО, а также Москва и Санкт-Петербург, которые собирают огромные налоги с миллионов проживающих и с местного бизнеса.
Дагестан Республика
Саха (Якутия) Республика
Камчатский край
Алтайский край
Чеченская Республика
Ставропольский край
Бурятия Республика
Крым Республика
Башкортостан Республика
Тыва Республика
Ростовская область
Курганская область
Брянская область
Забайкальский край
Ивановская область
Кабардино-Балкарская Республика
Кировская область
Чувашская Республика — Чувашия
Чукотский автономный округ
Алтай Республика
Ингушетия Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Тамбовская область
Северная Осетия Республика
Архангельская область
Краснодарский край
Карелия Республика
Приморский край
Саратовская область
Волгоградская область
Челябинская область
Кемеровская область
Межбюджетные трансферты, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе, не имеют целевого направления (ст. 6 БК РФ). Однако, отсутствие целевого назначения не свидетельствует об отсутствии контроля за использованием средств. Они выделяются для выравнивания уровня бюджетов субъектов федерации, направлены на удовлетворение общественных, социальных интересов, на поддержание экономического и социального благосостояния субъекта и граждан в нем проживающих.
Соответственно, будет целесообразно просчитать, сколько денег приходится на одного жителя дотационного региона.
«Донорская игла»: Татарстан мог бы в одиночку прокормить треть регионов России
Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:
Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты. Донор – это регион или город, который отдает часть своего бюджета на «залатывание бюджетных дыр» убыточных регионов. Список доноров: Республика Татарстан (Татарстан), Калужская обл., Ленинградская обл., Московская обл., Самарская обл., Сахалинская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Естественно, основные доноры – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, остальные субъекты с положительным балансом «вносят посильную лепту». Более-менее свежих данных по количеству отдаваемых донорами денег, к сожалению, нет – эту информацию Минфин в свои отчеты не вносит. Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):
Может показаться, что в 2020 году ситуация улучшилась – суммы дотаций уменьшились по сравнению с 2019 годом. На самом деле это не так – просто на 2020 и 2021 год власти ввели новшество: 30% от денег, которые должны быть распределены между субъектами РФ, отправлялись в резервный фонд, который будет задействован в случае крайней необходимости. Поэтому регионам пришлось «затянуть пояса». Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно. Дотационные регионы России 2018Если вы думаете, что самый богатый регион – Москва/Московская область, то вы сильно заблуждаетесь. Топ-10 регионов по поступлению денег в бюджет в 2018 и 2019 годах:
Отметим, что «самый богатый» не означает, что региону не требуются дотации – Красноярский край, Оренбургская область и Иркутская область получили деньги из федерального бюджета, находясь в топ-10 по полученным налогам. С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые. Учитывая, что в 2020 начался коронакризис, который в текущем 2021 году только начинает стихать, дать какой-либо уверенный прогноз не представляется возможным. Скорее всего, реальные поступления в бюджет в 2021 году сократятся, и от того, насколько они сократятся, будет зависеть объем дотаций на 2022 год. Можно ожидать дальнейшего углубления расслоения регионов. В России существует распределение бюджета – «лишние деньги» из богатых регионов перенаправляются на текущие нужды регионов нуждающихся. Самый крупный поставщик денег в России – Ханты-Мансийский АО, за ним идет Москва. Самый нуждающийся регион – Республика Дагестан. В целом регионов с отрицательным годовым балансом – куда больше, чем прибыльных регионов.
Приказ Минфина России от 15 ноября 2017 г. № 1029 “Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации” Определен перечень регионов — получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 г. В него вошли 73 региона. Они не вправе заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения регионального бюджета, бюджетов территориальных ГВБФ и бюджетов входящих в его состав муниципалитетов исполнительным органом власти региона. 12 регионов не являются в 2018 г. получателями вышеуказанных дотаций. Приведен их перечень. Определены перечни регионов, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% или 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета. В этих регионах реализуются меры по повышению эффективности использования бюджетных средств. Также определен перечень регионов, в бюджетах которых расчетная доля трансфертов из федерального бюджета (кроме субвенций и предоставляемых из Инвестиционного фонда РФ субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета. Этим регионам разрешено размещать бюджетные средства на банковских депозитах. Приказ вступает в силу с 01.01.2018. Источник: ИА «ГАРАНТ» В России всего три региона-донора, остальные дотационные или банкротыОфициально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону. Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:
Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам. Параллельно с перераспределением налогов в центр, на регионы стали «навешивать» дополнительные расходные обязательства – их суммы стали вдвое больше. Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:
Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне). Однако есть и другие оценки количества регионов-доноров:
Несколько лет назад в России была череда массовых акций протеста, на которых протестующие призывали перестать «кормить Кавказ» – намекая, очевидно, что регионы Северо-Кавказского федерального округа лидируют по сумме получаемых из федерального бюджета дотаций. К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:
Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям). Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет. При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно. Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации. Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов. При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы. Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ. Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов. Список дотационных регионов Украины 2014 Недавно украинская газета «Капитал» опубликовала данные о распределение дотаций по областям Украины. Ниже представлены дотационные регионы Украины. Данные идут по возрастанию – от наименьшей величины к наибольшей. 1. Черниговская область – 1 370 000 гривен. 2. Кировоградская область – 1 470 000 гривен. 3. Харьковская область – около 3 200 000 гривен. 4. Одесская область – около 3 200 000 гривен. 5. Львовская область – 3 920 000 гривен. 6. Днепропетровская область – 4 040 000 гривен. 7. Донецкая область – 5 090 000 гривен. Больше всего кодов у Москвы и Московской области, что объясняется большим число машин у жителей региона. Пояснения и комментарии Новый формат В Правительстве обсуждается вопрос изменения формата автомобильных номеров в 2018 году. Планируется отказаться от номеров регионов и увеличить комбинацию из цифр и букв. Привязка к номеру региона в настоящее время потеряла актуальность, так как регион прописки собственника транспортного средства и регион регистрации транспортного средства могут не совпадать — автомобилистам разрешается сохранять старые номера. Увеличение комбинации из букв и цифр позволит избежать дефицита вариантов для регионов с большим числом машин и сделает номера более близкими к европейскому формату. Кроме того, обсуждается возможность установки в номера электронных чипов для удалённого считывания регистрационных данных транспортного средства. Таблица кодов Регионы в таблице отсортированы по номеру и разбиты для удобства на блоки по десять записей. В скобках после названия региона указаны года, в которые выдавались автомобильные номера с соответствующим кодом региона. Для таких регионов введены новые коды, которые перечислены в конце списка с указанием года ввода в действие. Регионы без указания в скобках используют только один код, который актуален по настоящее время. На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:
Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.
Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:
Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности. Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени. Бюджет-2018: Определены самые богатые регионы и лидеры по дотациямК сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:
В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации. В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:
Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития. Алексей Макурин, «АиФ»: Считается, что в России только 13 регионов-доноров, которые зарабатывают деньги для остальных 72. Это действительно так? Наталья Зубаревич: Нет, это неправильный счёт. Донорами почему-то называют только субъекты Федерации, которые не получают из центра дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности — т. е. на сокращение разрыва между разными регионами по доходам бюджета на душу населения. Но эта дотация составляет только треть всех трансфертов из федерального бюджета. Есть ещё субсидии и субвенции, которые так называемые доноры тоже получают. Есть расходы, которые делают в регионах федеральные министерства напрямую из своих бюджетов. Как правило, в более сильных регионах дотация совсем небольшая, а объём налогов, перечисляемых в федеральный бюджет, выше. Однако точно учесть все эти финансовые потоки трудно. Единственная попытка была предпринята в начале нулевых годов, и по тем оценкам получилось, что как минимум 25–30 регионов России отдают центру больше, чем получают обратно. — Какой налог даёт региональным бюджетам больше всего денег? — На доходы физлиц. Но для развитых регионов очень важен налог на прибыль с общей ставкой 20%. При этом если раньше субъектам Федерации доставалось 18% денег, перечисленных бизнесом, то с 2017 г. эту долю сократили до 17%, перераспределив ещё 1% в пользу федерального бюджета. В первую очередь это было сделано для того, чтобы взять больше денег у Москвы, где сбор налога на прибыль самый высокий. И по той же причине центр забирает себе весь НДС. Если бы этот налог поступал в региональные бюджеты, очень большая его доля тоже доставалась бы Москве. — Но насколько справедливо и экономически обоснованно собранные деньги в итоге перераспределяются по стране? Определены самые дотационные регионы РоссииВ нашей таблице приводятся точные суммы дотаций для всех российских регионов. Следует учитывать – эти цифры являются определенным лукавством и не отражают всех тонкостей уровня дотационности отдельно взятого региона. Скажем, Дагестан неизменно является лидером данного рейтинга по большей части по причине большой численности жителей (больше 3 миллионов). Но процент бюджета, формирующийся посредством дотаций, здесь не столь высок, как в той же Чечне. Чеченская республика хоть и занимает 5 место в рейтинге дотационных регионов, зависит от них больше всех. 84% бюджета республики формируется посредством дотаций и иных поступлений из общефедерального бюджета. Казна Крыма формируется за счет дотаций на 67%, хоть в рейтинге он и занимает лишь 8 место.
Дотационными регионами принято называть те области (субъекты), которым перечисляют деньги из федерального бюджета. Причем, делается это на безвозмездной основе, то есть их не нужно возвращать назад в федеральный бюджет. На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список. На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:
Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме. Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.
Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:
Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности. Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени. Самые богатые и самые бедные регионы России: кто кого кормит?К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:
В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации. В следующем году суммарные дотации регионам России достигнут 645,1 млрд руб., подчеркивают в Минфине. Главноуправляющий ведомства Антон Силуанов отмечает снижение процентов по новым займам для регионов. Текущий показатель не будет превышать учетную ставку ЦБ (9,25%). При этом Минфин перейдет сверху новую методику расчета необходимых дотаций, что позволит решить проблему долговой нагрузки. Традиционно крупнейшим получателем дотаций остается Дагестан, тот или иной получит из государственной казны 59 млрд руб. По сравнению с прошлым годом смета республики получит больше на 6,6 млрд руб. На втором месте остается Республика Саха – общие дотации около 44 млрд руб. Замыкает тройку лидеров Камчатский местность – более 39 млрд руб. Данные регионы сохраняют значительную зависимость от финансовой поддержки правительства, дотации обеспечивают до самого 40% бюджетных поступлений. Кроме того, к категории высокодотационных продолжают относиться следующие регионы:
Около этом 84% доходов бюджета Чечни состоит из различных перечислений из федерального центра. Подобного рода показатель для Крыма составляет 67%. В Минфине отмечают, что финансовая поддержка некоторых регионов в 2018 году имеет важное значение сократится. Более того, на перечисления из федерального бюджета не стоит калькулировать следующим регионам:
Изменение принципа расчета дотаций позволит сократить долговую нагрузку регионов. До этих пор о необходимости решения данного вопроса заявил президент РФ Владимир Путин. Размер дотаций в 2018 году: 59,06 млрд руб. Изменение к 2017 году: +6,65% Основные отрасли производства региона: сельское хозяйство, виноделие, рыболовство, народные промыслы, добыча нефти, добыча природного газа, легкая и химическая промышленности, машиностроение, производство электроэнергии. Основная часть бюджета регионов сформировалась за счет привлечения неналоговых и налоговых поступлений. В 2018 году субъекты РФ смогли собрать с населения и предприятий 10,22 трлн руб. По сравнению с 2017 годом, в прошлом году местные власти смогли собрать на 13,8% средств больше. При этом Минфин РФ устанавливал план по неналоговым и налоговым сборам в 9,03 трлн руб. По итогу регионы смогли перевыполнить плановые показатели на 13,2%. Регионы, которым удалось собрать больше всего государственных сборов с жителей и компаний:
Два региона отличились отрицательными показателями. По сравнению с 2017 годом, в 2018 году Республика Марий Эл недобрала государственных сборов на 3,5%, а Республика Крым – на 8,1%. Ниже будут приведены таблицы, которые показывают регионы с максимальными и минимальными поступлениями от конкретного вида обязательных платежей в бюджет. Названы самые дотационные регионы РоссииФедеральный бюджет в 2018 году профинансировал субъекты РФ на 2,08 трлн руб. По сравнению с 2017 годом, главной казне страны пришлось увеличить расходы на 22,4%. При этом безвозмездные поступления сформировали только 16,8% от общего дохода регионов России. Больше всего дотаций и субсидий было направлено в:
Субъекты РФ, которые справлялись самостоятельно и привлекли меньше всего безвозмездных поступлений:
По сравнению с 2017 годом, в 2018 годом из бюджетов субъектов РФ ушло на расходы почти на 10% больше. Затраты составили 11,87 трлн руб. Самым «щедрым» регионом признана Республика Хакасия, которая увеличила затраты на 22,5%. Самым экономным субъектом РФ стала Республика Мордовия, уменьшившая расходы на 3,4%. Рост зарплат сотрудников бюджетных организацийНа выплату зарплат сотрудникам бюджетных организаций регионы потратили 3,92 трлн руб. По России доход бюджетников в среднем увеличился на 14,6%. Больше всего на зарплату сотрудникам потратилась Республика Тыва, выделив для этого почти половину своего бюджета – 48,7%. Меньше всего на выплату зарплат потратилась Астраханская область – всего 22,6% от общей суммы бюджета. 2018 год стал для бюджетов субъектов РФ профицитным – удалось остаться «в плюсе» на 510 млрд руб. Самый профицитный бюджет зарегистрирован в Москве – региону удалось сохранить 61,5 млрд руб. Самым дефицитным регионом стала Московская область – она ушла «в минус» на 31,7 млрд руб. 70 субъектов РФ смогли окончить 2018 год с положительным результатом. И лишь 15 российских регионов ушли в дефицит. Ранее Минфин РФ планировал всеобщий дефицит в 1,1 трлн руб., однако итоги года показали себя с самой лучшей стороны.
Видео 17303
Фото 14900
Фото Видео 23979
26746
30933
Фото 9873 Похожие записи: |