Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов

09.12.2021 0 Автор admin

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками — физическими лицами в случае перерасчета им транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога (далее — налоги) предлагаем учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@ «Об утверждении формы налогового уведомления» при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел «Перерасчет налога» по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию — по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации — по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее — регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

4) определением кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания её значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;

5) получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;

6) иными ошибками (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу, в вышеперечисленных случаях налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия / отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При этом следует понимать, что Кодексом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления, за исключением общей нормы о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Кроме того, положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/673@ и от 26.05.2016 № ММВ-7-12/338@ «Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных» не исключено направление налоговых уведомлений с перерасчетом налогов как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов, так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

С учетом изложенного налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

В случае, если до истечения предельного срока рассмотрения обращения, информация, позволяющая определить наличие / отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных Кодексом. Дальнейшее выполнение соответствующих действий мониториться структурным подразделением налоговой инспекции, ответственным за формирование налоговых обязательств по налогам.

Письмо от 30.06.2020 № БС-4-21/10580@

Предположим, земельный налог или налог на имущество вырос по незаконным основаниям (к примеру, из-за увеличения задним числом кадастровой стоимости по решению органов власти).

Надо понимать, что простое игнорирование налоговых сумм, с которыми вы не согласны, не отменит доначислений, сделанных налоговиками.

Более того, если вы вовремя их не уплатите, вам начислят пени. Считать их будут начиная с 04.12.2018 — даже если доначислен налог за 2015 г. Ведь обязанность по уплате имущественных налогов возникает у граждан не ранее даты получения уведомления.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА


ПИСЬМО


от 1 декабря 2016 года N БС-4-21/22888@


О перерасчетах налогов на имущество физических лиц

____________________________________________________________________
Отменено на основании
письма ФНС России от 21 августа 2018 года N СД-4-21/16186@
____________________________________________________________________



В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками — физическими лицами в случае перерасчета им транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога (далее — налоги) предлагаем вам учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ «Об утверждении формы налогового уведомления» при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел «Перерасчет налога» по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию — по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации — по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов, обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее — регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст. 408 НК РФ (п. 1 ст. 408 НК РФ).

Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.

В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.

В случае если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ с учетом положений п. 8 ст. 408 НК РФ для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

В случае если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ с учетом положений п. 8 ст. 408 НК РФ для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

[1]

В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с п. 5 ст. 408 НК РФ.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

Сумма налога за первые 4 налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений п. 9 ст.

408 НК РФ по следующей формуле:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

где Н — сумма налога, подлежащая уплате.

В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений п. п. 4 — 6 ст. 408 НК РФ;

Н1 — сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 408 НК РФ, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 403 НК РФ, без учета положений п. п. 4 — 6 ст. 408 НК РФ;

Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений п. п. 4 — 6 ст. 408 НК РФ) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст. 404 НК РФ, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 г. в соответствии с Законом N 2003-1, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 НК РФ начиная с 1 января 2015 г.;

К — коэффициент, равный:

0,2 — применительно к 1-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ;

0,4 — применительно ко 2-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ;

0,6 — применительно к 3-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ;

0,8 — применительно к 4-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ.

Возник вопрос о перерасчете земельного налога за предыдущие 3 года.

Разъяснено, что перерасчет налога может быть осуществлен в следующих ситуациях.

Если органами, осуществляющими кадастровый учет, госрегистрацию прав, ведение госкадастра недвижимости, в результате технической ошибки или судебного решения скорректирована налоговая база в периоде, за который налогоплательщику уже было направлено уведомление, то налоговые органы пересчитывают сумму земельного налога и направляют уточненное налоговое уведомление, но не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.

Также налоговые органы пересчитывают земельный налог и направляют новое налоговое уведомление в связи с получением от органов, представляющих сведения для исчисления земельного налога, ранее не поданной в установленном порядке информации о прекращении (возникновении) права собственности на участок, о кадастровой стоимости участка, об изменении адреса места жительства физлица.

Кроме того, при предоставлении налогоплательщиком заявления на льготу по земельному налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления, также производится перерасчет земельного налога.

Если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате, он должен быть перечислен в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом уведомление должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом осуществляется за период такого перерасчета.

Новая редакция Ст. 52 НК РФ

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Не применяется с 1 января 2017 г.

Налогоплательщик (организация и (или) физическое лицо) самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

В случаях, указанных в Кодексе, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Кодексом.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю (ст. ст. 27 — 29 НК РФ)) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

По общему правилу, закрепленному ст. 52 Кодекса, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Комментируемой статьей также установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

[3]

В случаях, если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление направляется в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
  2. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  3. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.
  4. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
  5. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.

Изменились правила перерасчета налогов физических лиц

  • Налоговое планирование
  • Аудит налогов
  • Организация налогового учета
  • Учетная политика
  • Возврат налогов
  • Налоговая нагрузка
  • Налоговые льготы
  • Налоговая ответственность
  • Налоговые споры
  • Налоговые проверки
  • Оффшоры
  • Оптимизация налогов
  • Налоговая отчетность
  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Страховые взносы
  • Налог на имущество
  • НДФЛ
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • УСН
  • ЕНВД
  • ЕСХН
  • Регистры налогового учета

Несколько отступим от последовательности, изложенной в рассматриваемом письме N БС-4-21/22888@, и начнем комментарий с тезиса, изложенного в его второй части. Здесь приведены возможные ситуации, обусловливающие необходимость осуществления перерасчета налогов. По мнению руководства налоговой службы, обстоятельствами для перерасчета налогов могут быть:

  • обращение налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении. Такое обращение требует взаимодействия налоговой инспекции с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими представление сведений в соответствии со статьей 85 НК РФ (далее — регистрирующие органы);
  • представление налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;
  • издание нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;
  • определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания ее значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;
  • получение налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений:
    • о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения;
    • об изменении адреса места жительства физического лица;
    • иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;
  • иными ошибками (некорректной настройкой справочников НСИ, ошибками в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу в вышеперечисленных случаях налоговая инспекция должна:

  • провести проверку на предмет подтверждения наличия (отсутствия) установленных законодательством оснований для перерасчета налогов:
    • направить запрос в регистрирующие органы;
    • проверить информацию о наличии налоговой льготы;
    • определить дату начала применения актуальной налоговой базы и т.п.;
  • обработать полученные сведения и внести необходимые изменения в информационные ресурсы:
    • базы данных;
    • карточки расчетов с бюджетом и т.п.

Напомним, что статья 85 НК РФ обязывает органы, осуществляющие:

  • кадастровый учет, ведущие государственный кадастр недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • регистрацию транспортных средств, —

сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Предоставление государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) урегулировано административным регламентом (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н).

Если на вопросы, содержащиеся в письменном запросе, требуется получение информации от органа (организации, должностного лица), указанного в статье 85 НК РФ, должностное лицо должно руководствоваться пунктом 101 регламента. В нем сказано, что сотрудник ИФНС должен не позднее 7 рабочих дней со дня регистрации письменного заявления направить запрос в соответствующий орган (организацию, должностному лицу), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, включая региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.

Указанный запрос, направляемый с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также полученный ответ на этот запрос не позднее следующего рабочего дня фиксируются в информационном ресурсе инспекции ФНС России с указанием номера соответствующего документа и даты его отправки (даты получения ответа на запрос).

НК РФ при этом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления. Исключение составляет общая норма о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

И здесь для налоговиков возникает ограничение в виде 31 декабря года, в котором осуществляется перерасчет налога, если такой перерасчет затрагивает третий по счету предыдущий налоговый период. Ведь в случае направления уведомления в следующем году указанный предыдущий налоговый период становится четвертым по счету, а по нему в силу упомянутого пункта 2 статьи 52 НК РФ отсутствует возможность осуществления начисления налогов.

В начале же комментируемого письма ФНС России обратилась к пункту 6 статьи 58 НК РФ. Согласно этой норме в случае перерасчета налоговой инспекцией ранее исчисленного налога налогоплательщик должен уплатить налог по налоговому уведомлению в указанный в нем срок. При этом, как и первоначальное уведомление, «корректировочное» налоговое уведомление должно быть направлено налогоплательщику не позднее 30 рабочих дней до наступления указанного в нем срока.

То есть налоговики на местах должны определить срок уплаты перерассчитанной суммы налога, исходя из даты оформления уведомления.

Пункт 2.4 Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных (утв. Приказом ФНС России от 26.05.2016 N ММВ-7-12/338@) предписывает обеспечить передачу оператору почтовой связи налоговых уведомлений не позднее чем за 30 рабочих дней до срока уплаты налогов.

С учетом вышеизложенного руководство ФНС России настойчиво рекомендовало подчиненным налоговым инспекциям в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принять исчерпывающие меры, направленные:

  • на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении;
  • либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), —

с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

Направить налоговые уведомления с перерасчетом налогов налоговики вправе:

  • как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов;
  • так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

Я вернул излишне уплаченный налог на имущество

Может случиться так, что до истечения предельного срока рассмотрения обращения налоговая инспекция не получит информацию, позволяющую определить наличие (отсутствие) оснований для перерасчета налогов. В этом случае в итоговом ответе на обращение налоговая инспекция должна проинформировать налогоплательщика о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений. При этом ему сообщается о том, что:

  • новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо
  • будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных НК РФ.

А дальше структурное подразделение налоговой инспекции, ответственное за формирование налоговых обязательств по налогам, осуществляет мониторинг выполнения соответствующих действий.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов) работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней:

  • проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);
  • определяет новый срок уплаты налога. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления указанного в нем срока;
  • информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России.

При неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов приведенный 30-дневный срок в исключительных случаях может быть продлен не более чем на 30 дней.

После завершения процесса формирования налогового уведомления упомянутый ответственный работник ИФНС информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию за исключением пользователей личного кабинета налогоплательщика.

Напомним, что налогоплательщики — физические лица, получившие доступ к личному кабинету, получают от налоговой инспекции в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Такие документы налогоплательщикам — физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету, на бумажном носителе по почте не направляются. Чтобы получить бумажное уведомление, пользователь личного кабинета должен направить в любую налоговую инспекцию по своему выбору уведомление о необходимости его получения на бумажном носителе (п. 2 ст. 11.2 НК РФ).

В случае же неполучения налогового уведомления при личном обращении им принимаются меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Руководство ФНС России поручило управлениям ФНС России по субъектам РФ довести разъяснения, изложенные в комментируемом письме, до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов. Налоговики также должны обеспечить наличие на информационных стендах по месту приема налогоплательщиков типового листа информирования (форма типового листа информирования приведена в приложении к комментируемому письму).

Март 2017 г.

Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

Налоговая инспекция сможет производить перерасчет налогов не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления. Такие изменения предусмотрены принятым Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Но при этом перерасчет не допускается, если результат приведет к увеличению ранее уплаченных сумм вышеуказанных налогов физлиц. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России.

Заявление должно состоять из следующих частей:

  • «Шапка». В этом блоке нужно указать наименование налогового органа, сведения о заявителе и его контактные данные.
  • Основная часть. Здесь необходимо указать номер уведомления налоговой инспекции; дату его получения налогоплательщиком; кадастровый номер и адрес недвижимости или данные о другом имуществе, при налогообложении которого была допущена ошибка; документальные доказательства неверности произведенных расчетов суммы обязательств.
  • Список прилагаемых документов.
  • Дата составления заявления и подпись налогоплательщика.

Перерасчет личных имущественных налогов

В перерасчете сумм обязательств по уплате имущественного налога может быть отказано по следующим причинам:

  • отсутствие оснований для проведения перерасчета;
  • наличие ошибок в предоставленных документах;
  • отсутствие справок, подтверждающих обоснованность проведения перерасчета;
  • предоставление недостоверных данных налогоплательщиком.

Если причиной отказа является наличие ошибок в документах или отсутствие справок, подтверждающих обоснованность проведения перерасчета, рекомендуется устранить данные недостатки и подать заявление повторно.

Если налогоплательщик считает, что отказ в перерасчете ничем не обоснован, он имеет право обратиться с жалобой в вышестоящие органы ФНС, прокуратуру или подать иск в суд.

Значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2011–2012 гг. в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.

В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог, как правило, в 3–5 раз превышающий прежний размер налога.

В силу действия ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником земельных участков в арбитражном суде. И в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость устанавливается на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Собственники земельных участков, как правило, успешно оспаривают установленную кадастровую стоимость земельных участков. Но при этом сталкиваются со второй волной споров, связанных с порядком применения новой (рыночной) стоимости для расчета земельного налога.

Многие налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость земельных участков, представили уточненные декларации по земельному налогу за прошлые налоговые периоды.

В первом случае — когда вы еще не платили, решить вопрос намного легче и быстрее. Заявление в ИФНС о перерасчете налога на имущество не имеет специальной формы — она не установлена ни НК РФ, ни актами ФНС или Минфина, значит, вы пишите его в произвольной форме.

Стандартные правила написания заявлений в ИФНС:

  • составить «шапку» в правом верхнем углу, указав адресата и адресанта; рекомендуется написать свой рабочий телефон и электронную почту, чтобы инспекция имела различные способы связи с вами;
  • написать текст самого обращения — необходимо писать в деловом стиле и указывать все факты: номер уведомления, дату получения письма, кадастровый номер и адрес квартиры (или другого имущества, по которому произошла ошибка), доказательства неверности начисленной суммы;
  • под основным текстом обязательно указать дату — дату подачи, и свою подпись с расшифровкой.
  • Важно! Согласно ст.52 НК РФ ИФНС может пересчитать суммы и выслать новое уведомление только за 3 последних года. Если вы обнаружили ошибку за несколько лет, то можете требовать пересчитать налог за трехлетний период.

    Следовательно, вы можете ходатайствовать о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2020 в 2020 году, но за более раннее время исправить ошибку и вернуть излишек невозможно.

    Правила доначисления налога на имущество физических лиц за прошлые периоды или, наоборот, уменьшения при изменении кадастровой стоимости определены ст.403 НК РФ.

    Так, если стоимость изменена из-за ошибок, допущенных в ЕГРН, и если налог на имущество рассчитан неверно даже за несколько лет, то ошибка будет учтена с года, когда стало применяться ошибочное значение.

    Если изменение внесено после оспаривания кадастровой стоимости и удовлетворения иска комиссией, то оно учитывается с года, в котором подано заявление на оспаривание, т. е. все предыдущие года, даже если вы платили больше, не будут пересчитаны, поэтому необходимо быть бдительным.

    Важно!

    Кадастровая стоимость в ЕГРН обновляется раз в 3 года, и после очередного обновления уже невозможно оспорить предыдущее значение.

    Если вы оплатили налоги по неправильным расчетам, то вместе с заявлением на перерасчет или после него вы можете подать заявление на возврат излишка или его зачет в будущих периодах — по правилам ст.78 НК РФ. Рассмотрение такого заявления длится до 1 месяца, а возврат осуществляется в течение еще 1 месяца после принятия решения. Вернуть можно излишки за 3 года.

    Под имущественными налогами физических лиц понимаются земельный налог (гл. 31 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ)), транспортный налог (гл. 28 НК РФ) и налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).

    Кроме того, сразу обозначим, что в данном материале не рассматриваются аспекты, для каких категорий граждан предусмотрены льготы, так как это отдельная тема для исследования.

    В данном материале мы рассмотрим ситуацию, когда возникла необходимость использовать льготу на предшествующие налоговые периоды. Так, например, вы в 2019 году узнали, что законодательством вашего региона предусмотрена льгота по земельному налогу для инвалидов I группы в размере 100% на один земельный участок. При этом вы являетесь инвалидом I группы с 2010 года, а земельный налог всегда исправно оплачивали в полном объеме в соответствии с полученными из налоговой инспекции налоговыми уведомлениями.

    Возникает вполне резонный вопрос: а можно ли воспользоваться льготой на предыдущие налоговые периоды и вернуть сумму налога, которую вы излишне уплатили?

    Можно, но с учетом некоторых особенностей.

    Во-первых, немаловажно, что перерасчитать налог налоговая инспекция может только за 3 налоговых периода, предшествующих году обращения.

    В соответствии с абз. 1 п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 (транспортный налог) и п. 1 (земельный налог) и 2 (налог на имущество физических лиц) ст. 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Перерасчет, предусмотренный абзацем 1 настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в п. 1 (земельный налог) и 2 (налог на имущество физических лиц) ст. 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

    Соответственно, если вы обратились за перерасчетом налога за предшествующие периоды в связи с имеющейся льготой в 2019 году, то налоговая инспекция сможет перерасчитать вам сумму налога только за 2018, 2017 и 2016 год.

    Никакой дискриминации и ущемления ваших прав в этом нет. С бытовой точки зрения, конечно, кажется несправедливым, что вы платили налог, хотя могли и не платить. Но с формально-юридической точки зрения ущемления ваших прав и желания государства собрать с вас все возможное в данном случае нет.

    Налоговая льгота носит исключительно заявительный порядок. В случае если со стороны налогоплательщика не последовало волеизъявления в виде документального обращения, то налоговый орган самостоятельно не будет интересоваться наличием у налогоплательщика льготы и перерасчитывать ему сумму налога. Таковой обязанности налоговой инспекции не содержит ни один нормативно-правовой акт.

    Соответственно, если налогоплательщик «опоздал» с реализацией своего права на использование льготы, то налоговый орган, действуя в рамках предоставленных полномочий, исполняет волю налогоплательщика только в пределах, установленных законом.

    Во-вторых, к заявлению о перерасчете налога формально не требуется прилагать обосновывающие льготу документы, но практика такова, что для облегчения процедуры и ускорения процесса лучше все-таки это сделать.

    Так, в рассматриваемом примере, имеет смысл приложить справку бюро медико-социальной экспертизы, которая подтверждает наличие инвалидности. При этом справка должна обосновывать перерасчет налога за каждый налоговый период, за который вы хотите получить перерасчет (2018, 2017 и 2016 год). В случае, если освидетельствование на предмет наличия инвалидности вы проходили каждый год (кажется абсурдным, но такое имело место быть), то справки прилагайте на каждый налоговый период.

    В соответствии с п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ налогоплательщики – физические лица, имеющие право на налоговые льготы по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (далее – налоговые льготы), установленные законодательством о налогах (в т. ч. в виде освобождения от уплаты налогов, уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, предоставления дополнительных налоговых вычетов), представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

    То есть вы не обязаны прилагать документы, подтверждающие право на льготу, но можете это сделать, так как именно вы как налогоплательщик более заинтересованы в ее получении.

    В-третьих, к заявлению нужно приложить заявление на возврат излишне уплаченного налога.

    В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

    Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

    То есть возвратить излишне уплаченный налог инспекция имеет право только после поступления соответствующего распорядительного документа, которым в рассматриваемой ситуации после перерасчета будет выступать письменное заявление налогоплательщика. Заявление о возврате переплаты по налогу можно заполнить по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 г. № ММВ-7-8/182@.

    При этом обратите внимание, что прослеживается связи с трехлетним ограничением перерасчета налога. Вернуть вы можете налог в течение 3 лет с момента уплаты и перерасчитать инспекция налог может только за 3 предшествующих года. Конечно, идеального совпадения по срокам, скорее всего, не будет, но тесная связь сроков в налоговом праве имеет место быть.

    Таким образом, в настоящей статье описана возможность вернуть излишне уплаченный налог в связи с применением льготы. Надеюсь, кому-то она покажется полезной и поможет вернуть свои деньги.

    Случаев пересчета НДФЛ достаточно много: это и счетная ошибка, и отзыв работника из отпуска, излишнее удержание НДФЛ с работника как с нерезидента, если он фактически является резидентом, выплата промежуточных дивидендов иностранцам, представление работником документов, подтверждающих вычет на ребенка… Каждый из случаев перерасчета имеет свои особенности.

    Перед тем как производить пересчет НДФЛ, необходимо понять, подпадает ли ваш случай под перерасчет НДФЛ. Рассмотрим основные случаи.

    Перерасчет единого налога

    Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

    Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

    Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
    Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

    С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

    Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

    Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

    Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

    В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

    В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

    В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

    Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

    В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

    Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

    1. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
    2. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
    3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
    4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.

    Перерасчет суммы транспортного налога – это изменение его суммы в результате открывшихся дополнительных условий. Перерасчет налога может быть произведен как в большую, так и в меньшую сторону.

    Налоговое уведомление, которое поступает по месту прописки один раз в году, содержит информацию о расчетах за последний налоговый период (суммы необходимо оплатить до наступления даты, указанной в документе) и перерасчеты по налогам (при их наличии).

    Перерасчет транспортного налога осуществляется на основании документов, которые подтверждают наличие такого права, и заявления на перерасчет налога на транспортное средство физического лица.

    Бланк заявления вы можете получить непосредственно в региональном отделении налоговой службы, в которое вы его подаете.

    Передать заявление можно:

    • лично;
    • по доверенности;
    • пользуясь услугами Почты России.

    Как в электронном виде подать заявление на перерасчет транспортного налога? С помощью официального сайта ФНС, но для этого необходимо иметь личный кабинет или же подтвержденную электронную подпись.

    Бланк заявления нужно заполнить следующим образом:

    Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов

    Разработан типовой лист информирования физлиц по вопросу перерасчета имущественных налогов. В нем указано следующее.

    Если в налоговом уведомлении содержатся неточные (неактуальные) сведения либо не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты, то гражданин может направить в инспекцию соответствующее обращение. Для этого используются сервисы «Личный кабинет налогоплательщика» или «Обратиться в ФНС России», размещенные на официальном сайте Службы.

    Если имеются основания для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления, то инспекция не позднее 30 дней совершает следующие действия. Она должна обнулить ранее начисленную сумму налога и пеней, сформировать новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и разместить его в Личном кабинете налогоплательщика. Если гражданин не является пользователем данного сервиса, уведомление направляется в установленном порядке. Ответ на обращение поступит в т. ч. в случае отсутствия основания для перерасчета налога. 30-дневный срок может быть продлен не более чем на аналогичный период при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

    Раз в год каждый владелец транспортного средства получает налоговое уведомление по месту регистрации с информацией о расчетах по налогам.

    Задолженность должна быть погашена до указанной в документе даты. Если неправильно начислили транспортный налог, владелец вправе требовать перерасчет.

    После его проведения сумма переплаты может быть зачтена в счет оплаты налога в следующем налоговом периоде либо полностью возвращена. Для этого необходимо подать соответствующее заявление.

    Перерасчет транспортного налога для физических лиц в 2019 г. проводится на основании ошибки в налоговом уведомлении, а именно:

    • неточности в указании мощности автомобиля, облагаемого налогом;
    • применении неверной налоговой ставки;
    • расчета размера налога без учета имеющейся у человека льготы.

    Подать заявление и необходимые документы можно несколькими способами:

    • при личном посещении налоговой инспекции;
    • через другого человека по доверенности;
    • на сайте ФНС (требуется регистрация в личном кабинете либо подтвержденная электронная подпись);
    • бумажным письмом по почте.

    При выборе личного посещения налоговой подготовьте 2 экземпляра заявления: один возьмет инспектор, второй с отметкой о принятии и указанием даты останется у вас.

    Если вы решили воспользоваться услугами Почты России, отправляйте заявление письмом с описью вложения. Это позволит вам доказать дату и факт отправки заявления в случае возникновения спорной ситуации.

    Когда встречается ошибка в транспортном налоге, по заявлению автовладельца сотрудники ФНС должны самостоятельно выяснить ее причину, пересчитать сумму и направить новое уведомление.

    В графе «Исчисленная сумма налога» должна отразиться правильная сумма, а в графе «Сумма налога, исчисленная ранее» – ошибочная, которая была указана в первоначальном уведомлении.

    На рассмотрение и проверку информации по заявлению налогоплательщика ФНС отводится 30 дней с момента регистрации заявления. До истечения этого срока автовладельцу должны отправить уведомление с исправленными данными.

    При предоставлении неполного пакета документов по запросу налогового органа и в некоторых других случаях время рассмотрения заявления могут продлить, но максимум на 30 рабочих дней.

    Пересчет налогов за прошлые периоды

    Налог на имущество физических лиц один из немногих налогов, уплаченные средства по которому поступают в муниципальный бюджет. Суммы налога рассчитываются за каждую недвижимую вещь, находящуюся в собственности налогоплательщика, если она поименована в НК РФ как объект налогообложения.

    В большинстве регионов России налог на имущество рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. При этом Налоговый кодекс России устанавливает лишь максимально возможную налоговую ставку, при этом ее конкретные значения устанавливаются тем городом или районом, в котором проживает налогоплательщик (это обусловлено статусом налога на имущество физических лиц как местного налога). Иногда расчет налога осуществляется на основании инвентаризационной стоимости объекта – такая ситуация возможна в тех регионах, в которых еще не был принят закон о переходе на кадастровую стоимость объекта при исчислении налога, однако на настоящий момент почти все регионы уже перешли на расчет по кадастровой стоимости. Кроме того, Налоговый кодекс обязывает региональные власти до 2020 года принять законы о кадастровой стоимости. Узнать точную ставку налога, а также методику его расчета в Вашем районе/городе можно в местной налоговой инспекции или на официальном сайте Федеральной налоговой службы России.

    Налог уплачивается раз в год. Саму оплату нужно совершить до 1 декабря, причем вносится она за год, предшествовавший году оплаты (например, до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог на имущество за 2018 год). За месяц до срока уплаты налоговая инспекция отправляет уведомление налогоплательщику.

    Согласно разъяснениям ФНС существует 2 таких случая:

    1) Налоговое уведомление содержит устаревшие или ошибочные сведения

    2) Не были начислены льготы, полагающиеся Вам по налогу на имущество физических лиц

    Обратите внимание, что налоговая инспекция не будет заниматься перерасчетом налога в отсутствие заявления налогоплательщиком одной из указанных причин перерасчета. При получении налогового уведомления с ошибками или при отсутствии в нем причитающихся Вам льгот необходимо незамедлительно подготовиться к составлению заявления в местную налоговую инспекцию, так как Вы можете успеть изменить сумму еще до истечения срока по уплате налога. Однако даже если Вы уже уплатили налог по недостоверному уведомлению, закон разрешает налогоплательщику требовать перерасчет ряда налогов, которые уплачиваются в уведомительном порядке, в течение 3 налоговых периодов, то есть за последние 3 календарных года. Именно в этот срок необходимо обнаружить ошибку в налоговом уведомлении.

    Все вышеописанные ситуации представляют собой быстрый и эффективный способ восстановить Ваши нарушенные налоговые права, если налоговая инспекция признает допущенную ошибку или посчитает Ваши аргументы убедительными. Однако нередко налоговый орган не соглашается с даже самыми разумными доводами налогоплательщика. В данном случае не обойтись без помощи налогового юриста, поскольку Вас ожидает прохождение процедуры налогового спора. Если Вам повезет доказать свою позицию в вышестоящей инстанции налоговой службы, то еще можно рассчитывать на скорейшее решение возникшей проблемы, однако если налоговики на всех уровнях не согласятся с Вами, то единственным способом вернуть деньги станет судебный процесс.

    Первое, что должно насторожить плательщика налога на имущество, — это существенное изменение суммы по квитанции по сравнению с предыдущими годами. Однако и при этом не стоит сразу подозревать ИФНС в ошибке.

    Из чего состоит ваш налог? Из базы, ставки и коэффициента. Базой выступает кадастровая или инвентаризационная стоимость — часть регионов применяет одну величину, другая часть — вторую. Вы можете узнать, какая величина принимается за базу в вашем регионе, из сводной информации о переходе. Скачать ее можно отсюда.

    Если на вашей территории принята кадастровая стоимость, то изменение суммы налога может быть связано с обновлением кадастровых данных в ЕГРН — раз в 3 года актуализируется информация о вашем имуществе.

    Также причиной может быть переходный период в вашем регионе: согласно ст.408 НК РФ после перехода субъекта России к кадастровому методу оценки недвижимости ваш налог увеличится, поскольку кадастровая стоимость выше инвентаризационной в несколько раз. И даже после этого увеличения в первые 3 года переход будет постепенным — с увеличением суммы каждый год на 20%. И такое повышение может быть причиной изменения налога, а не неправильный расчет налога на имущество.

    Если же в вашей местности действует инвентаризационная стоимость, то причиной увеличения или уменьшения начисленной суммы может быть изменение коэффициента-дефлятора. Этот коэффициент ежегодно устанавливается Министерством экономического развития и необходим для приведения инвентаризационной стоимости в соответствие с темпами инфляции в стране.

    Актуальный коэффициент вы найдете в приказе ведомства № 579, принятом 30 октября 2020 года.

    Зная все величины для расчета, вы можете произвести его самостоятельно, опираясь на ст.403 — 404 и ст.408 НК РФ, либо воспользоваться калькуляторов ФНС.

    В первом случае — когда вы еще не платили, решить вопрос намного легче и быстрее. Заявление в ИФНС о перерасчете налога на имущество не имеет специальной формы — она не установлена ни НК РФ, ни актами ФНС или Минфина, значит, вы пишите его в произвольной форме.

    Стандартные правила написания заявлений в ИФНС:

    Следовательно, вы можете ходатайствовать о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2020 в 2020 году, но за более раннее время исправить ошибку и вернуть излишек невозможно.

    Также нужно учесть, что практикуется перерасчет налога на имущество физических лиц в рамках ОКТМО: если ваше имущество находится в разных регионах, то и ОКТМО в квитанции будут разные, и подавать заявления нужно в разные инспекции. Но вы можете не ехать лично в другой регион, а воспользоваться одним из способов:

    Причиной для перерасчета могут быть не только ошибки, но и возникновение права на освобождение от уплаты имущественного налога — например, плательщик стал пенсионером или инвалидом, но не знал о своем праве несколько лет. В таких случаях также можно использовать льготу как бы обратной силой — за 3 года.

    К заявлению прилагаются документы:

    • уведомление, которое пришло от ИФНС и содержит неверную сумму;
    • решение суда или комиссии о пересмотре кадастровой стоимости, об изменении ее размера и пр. — если перед этим вы оспаривали кадастровую стоимость;
    • иные документы, подтверждающие ошибку в уведомлении — выписка из ЕГРН, технические документы на имущество и пр.

    После рассмотрения вашего обращения вам будет выслан ответ:

    Уведомление выглядит так:

    В соответствии с налоговым уведомлением заявитель обязан уплатить имущественный налог. Заявитель является пенсионером и ветераном труда. Заявитель просит произвести пересчет земельного налога в соответствии с налоговым уведомлением и применить льготы в соответствии с действующим законодательством.

    ИФНС России №__ по г. _________ адрес: ________________________________

    Налогоплательщика: _____________________ адрес: ________________________________

    Заявление о перерасчете налога на имущество

    В соответствии с налоговым уведомлением №________ год я обязан уплатить имущественный налог в размере ______ руб., ___ коп. Я являюсь пенсионером, Ветераном труда. Порядок налогообложения имущества физических лиц регламентируется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон). В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Статьей 4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлен исчерпывающий перечень льготных категорий граждан, освобождаемых от уплаты налога на имущество физических лиц, согласно которым: — лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы по месту нахождения зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества; — при возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право; — в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика; — возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации .

    Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.78-79 Налогового кодекса РФ , Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»

    прошу:

    1. Произвести перерасчет земельного налога в соответствии с налоговым уведомлением №798081 год и применить льготы в соответствии с действующим законодательством.

    Приложение:

    1. Копия пенсионного удостоверения; 2. Копия удостоверения ветерана труда; 3. Копия налогового уведомления.

    1. В случае неправильно начисленного налога и даже оплаченного можно подать заявление на уточнение платежей, чтобы налоговая пересчитала налог на имущество за три года или менее.
    2. Если причина неверных сумм в кадастровой стоимости, то необходимо обращаться в суд или специальную комиссию по спорам о кадастровой стоимости.
    3. Оплаченные суммы можно вернуть или зачесть при начислении новых налогов.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

    При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога. Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

    • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
    • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

    Добавим, что до 2020 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

    По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2020 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.


    Похожие записи: