Обязательное страхование пассажиров — порядок возмещения компенсаций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное страхование пассажиров — порядок возмещения компенсаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В современном понимании, это договоренность между транспортной организацией (перевозчиком) и компанией с лицензией на страховую деятельность. Перевозчик отвечает за безопасное перемещение людей, а страховщик компенсирует все возникающие потери и убытки пассажиров. Страхованию подлежит их жизнь, здоровье и личное имущество. Оно имеет силу для любого пассажирского транспорта, помимо легкового такси.
До недавнего времени существовала обязательная страховка для пассажиров на определенные разновидности транспортного обслуживания, но с 2013 года она заменена обязательным страхованием ответственности перевозчика (ОСГОПП). Все страховые взносы для пассажира учитываются в стоимости проезда, а дополнительная, обязательная выплата не производится. Одновременно, он обладает правом на добровольные формы страховки, расширяющее границы компенсационных выплат на лечение при транспортных происшествиях.
Насколько важно личное страхование пассажиров
Обязательной страховке в рамках ОСГОПП подлежат такие транспортные услуги:
- железнодорожные пассажирские услуги при обеспечении любых видов сообщения;
- воздушные перевозки на всех видах пассажирских самолетов и вертолетов;
- все виды морских пассажирских перевозок;
- водные разновидности транспортных средств для внутренних перевозок;
- автобусные услуги при перевозке людей по любым магистралям, в т.ч. в черте города;
- электрофицированный, городской, общественный транспорт.
Отсутствие договора ОСГОПП не освобождает транспортную организацию от ответственности, и она будет вынуждена компенсировать все потери согласно действующим нормам. Информация о страховой компании, обслуживающей ОСГОПП, должна быть доступной для пассажиров
В Российской Федерации с 01.01.2013 года действует специальный закон от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ с изменениями и дополнениями. Он позволил четко определить порядок страхования людей во всех сложных случаях их перемещения на общественном транспорте.
Закон решает такие важные задачи:
- обеспечение общих условий компенсации потерь пассажирам;
- регулирование нестыковок, вызванных использованием транспорта разных ведомств;
- регламентация порядка предоставления страховых компенсаций и установление минимальных объемов выплат, увязанных с МРОТ.
Особый порядок страхования предусматривается для пассажиров метрополитена. Безусловному возмещению подлежат все несчастные случаи, произошедшие непосредственно внутри вагона. За его приделами вина метрополитена должна быть доказана.
Нормативы и правила не действительны для легковых такси. Это не означает, что пассажир остается незащищенным в этом виде транспорта. Ответственность владельца такси определяется законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Страховыми считаются такие случаи: травмы, отравления, смерть и порча личного имущества во время перевозки. Закон не действует при таких условиях:
- при совершении пострадавшим преступления во время поездки;
- при попытке суицида в пути следования;
- случаи сопротивления требованиям администрации (водителя);
- при грубом нарушении правил перевозки на данном виде транспорта.
Следует учитывать, что указанный Закон не распространяется на международное и пригородное сообщение, водное перемещение внутри поселения и водные переправы
При подтверждении страхового обстоятельства пострадавший пассажир обязательно получит (за исключением вышеприведенных случаев) страховое возмещение. Оно зависит от степени ущерба. Можно привести характерные примеры минимальных компенсаций:
- ушиб или небольшие повреждения – от 200 рублей;
- переломы костей, в т.ч. верхних и нижних конечностей – от 220 тыс. рублей;
- черепно–мозговые травмы – от 65000 рублей;
- серьезные телесные повреждения – 200000 рублей;
- прерывание беременности в результате чрезвычайного обстоятельства – 1 млн.рублей.
В случае гибели человека, его родственники получат компенсацию не менее 2025 тыс. рублей. На такую же сумму могут претендовать люди, ставшие инвалидами 1 группы в результате транспортного происшествия. При утрате или повреждении личного имущества компенсация зависит от его стоимости. Минимальная сумма выплат – 20 тыс. рублей.
Стоимость ОСГОПП зависит от вида транспорта. Дороже всего обойдется страхование морских перевозок. Минимальная цена страховки пассажиров автобуса в городской черте составляет 4000 рублей/год, а междугородного сообщения – около 25000 руб/год. Однако при отсутствии страховки расходы при ДТП окажутся в сотни раз больше.
Как и где оформляют
Личное страхование в добровольном порядке действительно на поездки, при которых используется застрахованный транспорт. Появляется возможность получить компенсацию на лечение в пределах 100-600 тыс.рублей, при повреждениях полученных в результате несчастного случая, а также временной нетрудоспособности и инвалидности. Стоимость полиса зависит от страховой суммы.
Договор о добровольном страховании пассажира заключается в страховой компании на основании заявления страхователя на конкретную поездку. Его можно подать лично в офисе страховщика или «онлайн», войдя на сайт компании. В договоре обязательно оговаривается страховая сумма, перечень страховых случаев и тарифы компенсаций по ним, права и обязанности страхователя и страховщика.
Для оформления договора необходимы такие сведения:
- ФИО заявителя и его паспортные данные, место проживания, контактный телефон;
- вид транспортной услуги, номер рейса и маршрут;
- дата поездки, начальный и конечный пункт следования, время в пути.
Страховщик на полном законном основании может запросить официальные данные о состоянии здоровья лица, желающего получить страховой полис. При этом страхователь не имеет право скрывать обстоятельства, способные спровоцировать страховой случай. Договор вступает в силу после оплаты страховки и действует в течение оговоренного срока.
Что делать при фиксации страхового обстоятельства (травмирование или порча имущества) и куда обращаться при получении травмы? Прежде всего, следует обратиться к водителю или официальному лицу на большом транспортном средстве и сообщить о происшествии. Водитель должен вызвать скорую помощь и сотрудника ГИБДД. Важно, потерпевшему взять акт о причинении вреда здоровью или нанесении ущерба имуществу. Официальное лицо или транспортная организация должны незамедлительно сообщить о фиксации страхового обстоятельства страховщику, обслуживающему полис. При личном страховании на добровольных условиях потерпевший сам извещает страхователя.
Срок обращения в страховую компанию по вопросу компенсации не лимитируется. В принципе, потерпевший может обратиться в любое удобное для него время. Для получения страховки он пишет заявление страховщику и предоставляет подтверждающие документы.
При крупном ДТП, когда пострадал и водитель, соответствующий акт составляется ГИБДД или другими уполномоченными службами по виду транспорта. Для определения степени ущерба необходимо пройти освидетельствование в медицинском учреждении.
Надо особо отметить, что отсутствие полиса ОСГОПП у перевозчика не может служить поводом для отказа от компенсации. В этом случае транспортная организация должна компенсировать ущерб своими средствами. Для этого следует подать официальное заявление руководителю и зарегистрировать его. При отказе от добровольной компенсации, вопрос выносится в службу транспортного надзора, которая может лишить перевозчика лицензии на транспортные услуги.
Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г., предусмотрено обязательное страхование пассажиров. Согласно этому закону, практически все перевозки подлежат страхованию. Страховые взносы в случае с воздушным транспортом платит авиакомпания, а компенсацию от страховой компании получает пострадавший пассажир.
Размеры максимальных страховых выплат установлены государством:
- 2,25 млн рублей — в случае причинения серьёзного вреда жизни, который мог привести или привёл к смерти пассажира;
- 2 млн рублей — за причинение вреда здоровью пассажира;
- 23 тыс. рублей — за причинение вреда его имуществу.
При наступлении страхового случая пострадавший получает процент от указанной выше страховой суммы — соразмерно степени ущерба. Реальные суммы выплат в большинстве случаев невелики.
Добровольная полётная страховка покрывает значительно больше рисков по сравнению с обязательной и позволяет рассчитывать на компенсацию в следующих случаях:
- Получение вреда жизни и здоровью. Здесь не задействовано государство, поэтому максимальную сумму компенсации выбирает будущий пассажир, а процент в зависимости от степени ущерба определяет страховая компания. Сумма компенсации по добровольной страховке может быть выше, чем при обязательном страховании. При этом пассажир имеет право получить компенсации по обеим страховкам. И это достойный ответ на вопрос, нужно ли страхование на время полёта.
- Задержка рейса больше чем на 4 часа. В этом случае пассажиру возмещаются расходы на проживание, питание, приобретение нового билета и другие затраты, связанные с задержкой.
- Потеря, повреждение или задержка багажа — дополнительно к обязательной компенсации от авиакомпании.
- Отмена поездки. В этой ситуации пассажир может вернуть стоимость невозвратных билетов. Такие авиабилеты стоят значительно дешевле обычных, на них часто действуют скидки. Но если планы по непредвиденным причинам изменятся (например, из-за попадания в ДТП, госпитализации, пожара в квартире и т. д.), вернуть потраченные деньги или изменить даты путешествия на другие не получится — и билеты просто сгорят. Полётная страховка позволяет вернуть за них деньги. В сумме невозвратные билеты с дополнительной страховкой обойдутся дешевле, чем обычные. Стоит ли покупать страховку на самолёт в этом случае? Однозначно.
Получить компенсацию при отмене поездки не только за авиабилеты, но и за оплаченные отели и любые туруслуги поможет страховка от невыезда.
Как пассажиру автобуса получить компенсацию за ДТП
Первый шаг — обратиться к представителям авиакомпании или аэропорта, чтобы составить акт о происшествии, и получить подтверждающий документ, на основе которого будет проводиться выплата компенсации.
Второй шаг — связаться со страховой компанией, представиться, назвать номер и срок действия полиса, своё местоположение, описать ситуацию и следовать указаниям диспетчера.
Наличие полиса ОСГОП строго необходимо для любых транспортных средств, принадлежащих предприятиям-перевозчикам и служащих для транспортировки пассажиров.
Такие характеристики, как тип ТС (микроавтобус, автобус и т. д.), его марка и модель, вместимость, проходимость и другие особенности не играют никакой роли. Исключение из правила составляют лишь поезда метро и легковые машины такси – для них приобретение такого полиса не является необходимостью.
Необходимость приобретения страховки ОСГОП при эксплуатации личного (принадлежащего физическому лицу) автобуса зависит от целей этой эксплуатации. Так, если на нем осуществляется безвозмездная транспортировка друзей и знакомых либо членов семьи, то приобретение полиса не требуется. Если же автобус служит для перевозки пассажиров за деньги, то наличие ОСГОП становится обязательным. В противном случае при нанесении увечий или другого ущерба своим пассажирам водителю придется выплачивать компенсацию из собственного кармана.
Размер страховой компенсации зависит от произошедшего страхового случая:
- смерть пассажира – компенсация составляет до 2 025 000 рублей, а ее выплата осуществляется в пользу родственников погибшего;
- ущерб здоровью пассажира – лимит компенсации в этом случае равняется 2 000 000 рублей;
- имущественный ущерб (повреждение вещей, принадлежащих пассажирам, во время их перевозки) – компенсация может доходить до 25 000 рублей.
Более точный размер компенсации может быть определен комиссией на основании конкретного ущерба, полученного гражданином. Так, к примеру, оцениваются следующие типы повреждений:
- повреждение глаза (эрозия роговицы травматического характера) – 100 000 рублей;
- проникающее ранение – 100 000 рублей;
- перелом носа (в том случае, если при лечении проводились операции либо выполнялась фиксация) – 200 000 рублей;
- повреждение барабанной перепонки, ставшее результатом прямой травмы – 100 000 рублей;
- разрыв нервных стволов конечностей (рук либо ног) – 400 000 рублей;
- сотрясение мозга различной тяжести (если впоследствии проводилось лечение в амбулаторных условиях не менее 10 суток) – 60 000 рублей;
- перелом костей свода черепа – 300 000 рублей.
При получении пассажиром комплексных повреждений компенсация за лечение рассчитывается следующим образом: все указанные в эпикризе травмы переводятся комиссией в процентное соотношение от общего количества повреждений (100%), после чего полученные величины умножаются на 2 000 000 рублей (то есть на максимально возможный размер компенсации).
Правда ли, что пассажиров страхуют при поездке в общественном транспорте?
Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) для большего удобства перевозчиков и проверяющих их лиц (инспекторов Транспортного надзора) запустил приложение “Калькулятор ОСГОП“. Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом и позволяет практически моментально и в режиме онлайн рассчитать точную стоимость будущего страхового полиса. Кроме этого, калькулятор имеет функцию личного кабинета и сохраняет все расчеты, которые будут доступны при дальнейших обращениях к нему (например, при новом оформлении полиса в следующем году).
Перед тем как начать разговор о регрессном требовании, следует напомнить, что же это такое. Регрессным называют такое требование страховой компании, которое отменяет выплату компенсации страхователю в ряде случаев. Возмещать ущерб пострадавшей стороне при этом придется самому перевозчику из личных средств. Так, к регрессным требованиям, относящимся к полису ОСГОП, являются:
- умысел (ситуация, при которой водитель специально совершил дорожное происшествие);
- состояние алкогольного опьянения;
- состояние наркотического опьянения (либо управление ТС под действием психоактивных средств);
- отсутствие прохождения медицинского контроля перед началом рейса;
- отсутствие прохождения периодического медицинского контроля;
- отказ от медицинского освидетельствования на факт употребления алкоголя /запрещенных препаратов;
- отсутствие у водителя водительского удостоверения (отсутствие необходимой категории, временное лишение права управлять транспортными средствами);
- нарушение перевозчиком трудового режима и режима отдыха водителя (управление водителем ТС в состоянии крайней усталости);
- выпуск перевозчиком в рейс транспортного средства с техническими повреждениями, при которых его эксплуатация недопустима (например, неисправность тормозной системы);
- иные случаи, если они предусмотрены законодательно.
Стоит обратить внимание и на то, что на другие виды автомобильного страхования (например, на ОСАГО) также распространяется регрессное требование.
Как я уже говорил, полис ОСГОП является обязательным для любых перевозчиков (что, собственно, даже отражено в его названии). Отсутствие данного документа при перевозке пассажиров может повлечь за собой довольно серьезные штрафные санкции со стороны государства, а именно:
- для ответственных лиц, совершающих управление транспортным средством (водителей) – штраф до 50 000 рублей;
- для автотранспортного предприятия, допустившего подобное нарушение – до 1 000 000 рублей.
Стоит напомнить и о том, что в случае аварии и при отсутствии действующего полиса страхования ответственности перевозчика, компании придется лично возмещать ущерб пострадавшим. Размер подобной компенсации может доходить до 1 000 000 рублей на одного человека.
Пассажирам всех видов транспорта повысят компенсации за аварии
Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года
Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.
3. В отношении перевозок пассажиров внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном) настоящий Федеральный закон применяется с учетом особенностей, установленных статьей 31 настоящего Федерального закона.
4. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам легковыми такси.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Страхование ответственности перевозчика грузов и пассажиров
Перевозчик должен предоставлять следующие данные:
- наименование страховой компании, ее местонахождение;
- номер, дата и длительность действия страхового договора.
Эта информация должна размещаться на сайте перевозчика, в месте продажи билетов и в самом транспорте.
При несоблюдении правил предусматриваются следующие штрафы:
- до 1 млн. рублей при отсутствии полиса (для должностного лица – до 50 тыс.)
- до 30 тысяч рублей за отсутствие данных о страховом договоре (до 3 тыс. для должностного лица).
В случае нарушения обязательств со стороны перевозчика предусматривается ответственность по статье 11.31 КоАП.
Страховка ответственности перевозчика покрывает риски, связанные со следующими обстоятельствами:
- Травмирование, ранение либо гибель одного либо нескольких пассажиров, пребывающих на транспортном средстве при аварии или ином событии, связанным с использованием транспорта страхователем.
- Потеря либо частичное повреждение багажа независимо от его вида ввиду событий, предусматриваемых законом.
- Потеря, недостача, полная утрата либо повреждение груза, переданного для доставки.
- Нарушение сроков, определенных для доставки людей или грузов в место назначения (если причина включена в перечень оснований для компенсации).
- Нарушения при выдаче: безосновательные задержки, отсутствие необходимой документации, подтверждающей право получателя забрать доставленный груз.
- Неправильная засылка отправления груза.
- Увечья и смерть людей, что находились рядом с транспортным средством страхователя, потеря чужого имущества ввиду неправильной эксплуатации транспорта, который был застрахован.
В указанных случаях страховщик должен компенсировать ущерб всем пострадавшим из-за страхователя.
Тариф будет определяться конкретным страховым риском. Закон определяется следующие минимальные лимиты компенсации:
- при нанесении вреда здоровью и жизни потерпевшего – от 2025 рублей;
- за ущерб имуществу пассажиров – от 600 рублей за кг багажа;
При наличии иного имущества предусматривается дополнительная выплата в размере от 11 тысяч рублей. При смерти пассажира максимальный размер выплаты – 160 000 рублей.
- Автострахование
- ОСАГО
- КАСКО
- Недвижимость
- Жизнь и здоровье
- ОМС
- ДМС
- Пенсионное и социальное
- Бизнес
- Финансы
- Инвестиции
- Кредит
- Туризм
- Ещё
- Страховые компании РФ
Перевозчики обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц, при осуществлении перевозчиками транспортной деятельности. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на всех перевозчиков, осуществляющих транспортную деятельность на территории Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренными пунктами 2, 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.
1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров и третьих лиц при осуществлении транспортной деятельности по перевозке пассажиров и грузов на территории Российской Федерации.
2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:
а) причинения вреда самому страхователю или его работникам, при исполнении ими служебных обязанностей по перевозке пассажиров в соответствии с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями с перевозчиком;
б) причинения морального вреда при возникновении обязанности по возмещению упущенной выгоды.
в)причинения вреда личности или имуществу других лиц при участии транспортного средства в соревнованиях, испытаниях либо во время учебной езды в специально отведенных для этого местах, а также при погрузке или выгрузке транспортного средства, в том числе на водных переправах;
г) в связи с загрязнением окружающей природной среды;
д) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
е) причинения водителем (пилотом, оператором, машинистом и т.д.) вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию;
ж) причинения вреда перевозимым в качестве багажа ценностям, включая
слитки драгоценных металлов и изделия из них;
драгоценные камни и ювелирные изделия;
банкноты и монеты;
облигации, платежные средства и ценные бумаги иного рода;
произведения искусства;
антикварные и уникальные изделия, предметы коллекций;
проездные документы, паспорта и другие удостоверяющие личность документы; слайды, фотоснимки, фотонегативы, фильмокопии, деловые бумаги, чертежи, планы, схемы, модели;
предметы религиозного культа;
домашних и племенных животных, растения и семена;
з) обязанности перевозчика возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).
При наступлении гражданской ответственности перевозчика в указанных в настоящем пункте случаях причиненный им вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Договор страхования заключается на срок действия лицензии на осуществление соответствующей транспортной деятельности страхователя или период кратный календарному году.
2. Договор страхования должен быть заключен, а предусмотренный договором страховой взнос оплачен до начала периода, на который распространяется действие договора.
3. Иностранные перевозчики, осуществляющие транспортную деятельность по перевозке пассажиров и грузов на территории Российской Федерации должны застраховать свою ответственность на условиях настоящего Федерального закона на весь период нахождения их на территории Российской Федерации.
1. Государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
2. Страховой тариф по обязательному страхованию гражданской ответственности пассажирского перевозчика перед пассажирами и третьими лицами установить в размере 0,5 процента от суммы выручки, полученной перевозчиком за перевозку пассажиров, перед которыми застрахована его гражданская ответственность.
3. Страховой тариф по обязательному страхованию гражданской ответственности грузоперевозчика перед третьими лицами установить в размере 0,5 процента от суммы выручки, полученной перевозчиком за перевозку грузов.
4. Страховые организации, проводящие операции по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика, образуют страховые резервы, непосредственно предназначенные для осуществления страховых выплат, направляя на эти цели не менее 70 процентов от полученных страховых премий.
5. Средства страховых резервов, предназначенные на выплату страховых возмещений по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика, не могут быть использованы для выплат по другим видам страхования.
6. Страховщики могут формировать резерв финансирования мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций на транспорте за счет отчислений от поступивших страховых платежей по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами и третьими лицами. Предельный уровень указанных резервов и порядок их использования устанавливается федеральным органом по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.
7. Страховщики могут создавать специальный целевой резерв, формируемый за счет отчислений от страховых премий в целях обеспечения исполнения обязательств страховщиков по договорам обязательного страхования, в сумме не более 5% от премии по данному виду страхования.
8. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее чем 1 год. Изменение размера страховых тарифов (их предельного уровня), порядок их применения страховщиками при определении страховой премии, а также размеры страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров утверждаются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа по надзору за страховой деятельностью и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии по договору обязательного страхования в течение срока его действия, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам.
8*. Страховые тарифы по краткосрочному страхованию гражданской ответственности перевозчиков-нерезидентов на время осуществления ими транспортной деятельности по перевозке пассажиров и грузов на территории Российской Федерации устанавливаются федеральным органом по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.
_________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание «КОДЕКС».
1. Документом, удостоверяющим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, является страховой полис.
2. Форма страхового полиса устанавливается федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.
3. В целях организации контроля за осуществлением страхования перевозчиками может вводиться специальный отличительный знак (страховая карточка), предназначенная для размещения на лобовом стекле транспортного средства или включенная в состав внутренней экипировки транспортного средства, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством транспорта и Министерством путей сообщения.
4. Страховой полис и специальные отличительные знаки (страховые карточки) для каждого транспортного средства Страхователя выдаются страхователю Страховщиком после оплаты страхового взноса (первой его части). Специальный отличительный знак (страховая карточка) без страхового полиса установленной формы недействителен.
5. В состав внутренней экипировки каждого пассажирского транспортного средства должна быть включена информация о страховой организации, заключившей договор страхования с перевозчиком, с указанием почтового адреса, номера телефона и факса.
Запрещается перевозка пассажиров транспортными средствами, владельцы которых не имеют документа, подтверждающего действующее в отношении этого транспортного средства обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажирам и третьим лицам.
Запрещается эксплуатация грузовых транспортных средств, владельцы которых не имеют документа, подтверждающего действующее в отношении этого транспортного средства обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный третьим лицам.
Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика
1. Страховым случаем является наступление гражданской ответственности перевозчика в результате свершившегося события, предусмотренного настоящим Законом, а именно — причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату .
2. В соответствии с настоящим Законом Страховщик принимает на себя:
2.1. Расходы по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров и третьих лиц.
2.2. Расходы по возмещению ущерба имуществу пассажиров и третьих лиц.
3. Факт причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших и третьих лиц должен быть подтвержден документами в соответствии с Приложением 1* к настоящему Закону.
__________________
Приложение в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».
4. В соответствии с настоящим Законом, не признается страховым случаем причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и третьих лиц, а требования потерпевших лиц к перевозчику или страховщику не подлежат удовлетворению, если ответственность возникла в результате:
4.1. Всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий; гражданской войны, народных волнений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения багажа по требованию органов власти; актов саботажа или террористических актов.
4.2. Прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии или радиоактивных материалов.
4.3. Умышленных действий пассажиров и третьих лиц, направленных на наступление страхового случая, в том числе связанных с:
а) алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением пассажира, в результате которого был причинен вред его жизни, здоровью или имуществу.
б) совершения пассажиром и третьим лицом противоправного действия, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем.
в) самоубийством.
4.4. Перевозок пассажиром в качестве багажа контрабандных грузов и грузов незаконной торговли.
За оформление добровольной страховки при оформлении электронного билета придется выложить 150 руб. Если же покупать билет в кассе, то можно самостоятельно выбрать стоимость полиса и конкретную страховую компанию. Чем выше стоимость полиса, тем больше размер компенсационной выплаты при условии наступления страхового случая. За полис при покупке билета в кассе придется отдать 50-200 руб. При стоимости страховки 50 руб. размер возмещения составит 500 тыс. руб., а при стоимости в 200 руб. – 2 млн. руб.
Страховка действует на протяжении всей поездки, начиная от прибытия пассажира на станцию для посадки, заканчивая покиданием станции прибытия после приезда к месту назначения.
Компенсационные выплаты предусматриваются только при условии наступления страхового случая, и на этой теме мы остановимся подробнее.
Существует несколько случаев, при которых выплачивается компенсация:
- При причинении вреда здоровью пассажира, включая случаи с последующим установлением группы инвалидности;
- При наступлении смерти пассажира от несчастного случая или утере им работоспособности на временной или же постоянной основе;
- При порче и утрате имущества, которое принадлежало пассажиру.
Конкретные риски указываются в договоре страхования. В полис могут быть включены и дополнительные риски. Также предусматривается возможность увеличения суммы компенсационных выплат в зависимости от конкретных условий программы страхования.
Есть перечень случаев, при которых пассажир лишается права на получение страховки. Так, основанием для выплаты не будет самоубийство пассажира или причинение вреда здоровью в результате несчастного случая, если пассажир в это время был нетрезвым.
Намеренное причинение вреда здоровью тоже не будет основанием для получения компенсационной выплаты. Хронические заболевания, которые могли обостриться не по вине перевозчика, лишают пассажира права на получение страховки.
Если несчастье произошло с пассажиром в поезде, нужно через проводника вызвать начальника поезда для оформления соответствующего акта. После завершения поездки нужно посетить врача и получить у него справку. С собранными документами следует обратиться к страховщику.
Страховщик для рассмотрения вопроса о назначении выплат имеет право запросить дополнительные документы.
Ответственность перевозчиков перед пассажирами
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.12.2013 N 332-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 29.07.2017 N 277-ФЗ, от 29.12.2017 N 442-ФЗ, от 18.12.2018 N 473-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
25 мая 2012 года
Одобрен
Советом Федерации
6 июня 2012 года
1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
1. Обязательное страхование вводится в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, создания единых условий возмещения причиненного вреда, а также установления процедуры получения выгодоприобретателями возмещения вреда. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
2. Основными принципами обязательного страхования являются:
1) гарантированность возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров, за счет выплаты страхового возмещения или осуществления компенсационной выплаты в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;
2) защита посредством обязательного страхования имущественных интересов перевозчика в случае возникновения его гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
3) определение размера причиненного вреда и порядка его возмещения независимо от вида транспорта и вида перевозок.
1. Гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном) подлежит страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
2. В случае, если указанные в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении им перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров, или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее чем указанные в настоящем Федеральном законе, обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
4. Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
5. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
6. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона), и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
7. При наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать каждого потерпевшего, персональные данные которого имеются у перевозчика, о:
1. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации орган транспортного контроля и надзора.
2. Контроль за исполнением перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования.
3. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, предусмотренных частями 6 — 9 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется при проверках, проводимых в том числе по поступившим в орган транспортного контроля и надзора обращениям и заявлениям потребителей.
1. Договор обязательного страхования является договором в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) и заключается в письменной форме на основании письменного или устного заявления страхователя в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) страховщиком страхователю. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
2. Договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.
3. Договор обязательного страхования является публичным договором.
4. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования любому обратившемуся за этим перевозчику.
1. Объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)
3. Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования.
4. Срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года. При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.
5. В договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров.
Обязательное страхование пассажиров предусмотрено в перечисленных сферах:
- на любых видах транспорта, которые попадают под влияние транспортного кодекса и устава;
- осуществление перевозки пассажиров по отдельным от автодорожного полотна путям;
- транспортировка людей с использованием метрополитена, при этом страховым случаем не считается нанесение вреда здоровью или имуществу за пределами вагона метро.
Размер страховой выплаты напрямую зависит от вида используемого транспорта в момент происшествия. При этом страховой взнос за одного пассажира также различный. Самый большой взнос предусмотрен при перевозке на водном транспорте. Его размер варьируется от 22,5 до 45,5 рублей. Самый низкий тариф предусмотрен для пригородных поездов и составляет от семи до пятнадцати копеек.
Для получения возмещения от страховой компании, пострадавшему или человеку, взявшего на себя организацию похорон, в случае гибели пассажира, необходимо действовать в следующей последовательности:
- Оформить заявление в произвольной форме на получение страховой выплаты.
- Предоставить его страховщику.
- Собрать требуемый пакет документации, в том числе подтверждающие свершение несчастного случая. Они должны отражать полную информацию о пострадавшем, о причинах и обстоятельствах транспортного происшествия, о полученных увечьях, травм и других форм повреждений.
- При нанесении вреда здоровью одновременно нескольким пассажирам, допускается предоставление документов об обстоятельствах несчастного случая в единственном экземпляре.
- После регистрации заявления и получения необходимых документов страховщиком, ему предоставляется тридцать дней на выплату компенсации по страховому случаю или на отказ в возмещении ущерба, с разъяснением причин.
Пострадавшему пассажиру рекомендуется сохранять чеки, квитанции, которые подтверждают понесенные затраты на лечение. Страховщик вправе произвести независимую экспертизу, которая позволит оценить степень нанесенного вреда здоровью.
Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ
В РФ действует закон «Об обязательном личном страховании пассажиров». В рамках законодательства транспортные предприятия оформляют страховые полисы на свою ответственность. Благодаря этому, компенсации за травмы и порчу имущества будет осуществлять не компания, перевозившая пассажиров, а страховая организация.
Нижний и верхний пороги выплат по ОСГОП рассчитываются Постановлениями Центробанка России. Они универсальны для всех перевозчиков, независимо от типа используемого ими транспорта и разновидности перевозки.
Важно! К страховым случаям по ОСГОП относятся различные ситуации, когда пассажиры автобуса, иного транспорта пострадали, было повреждено их имущество. Продолжительность страхования исчисляется с момента захода и до выхода из транспорта.
Работа общественного транспорта – дело важное и нужное, но не избавленное от риска человеческого фактора. Какой бы надежной ни была компания-перевозчик, доставляет людей все равно человек. И от ошибок он не застрахован.
Зато от его ошибок застрахованы те, кого он везет. Да, страхование пассажиров общественного транспорта – это требование закона (ФЗ-67).
Но чтобы оно работало на пользу застрахованных, они должны знать, как действовать при наступлении неблагоприятных событий.
По задумке законодателя, страховка ответственности перевозчика пассажиров, известная транспортникам страны как ОСГОПП (или ОСГОП), задумана с целью:
- Защиты финансовых интересов держателей полиса страхования – перевозчиков, которые в силу специфики бизнеса работают без основных средств (ликвидных активов). То есть при наступлении ответственности попросту не располагают средствами для покрытия ущерба, причиненного по вине их сотрудников.
- Обеспечения возможности компенсировать через страхование пострадавшим расходы на лечение и восстановление утраченного имущества.
Правовую базу ОСГОПП составляет не только 67-ФЗ. Последний определяет понятия пассажира и устанавливает требование по оформлению транспортной компанией полиса на каждую единицу задействованного транспорта. Кроме него, условия работы инструмента страхования задают следующие акты.
- Постановления Правительства РФ:
- №1378 (таблица расчета компенсаций по страхованию при увечьях);
- №1484 (порядок расчета трафика пассажиров для определения страховой премии при оформлении договора страхования ответственности перевозчика);
- №1164 (порядок расчета возмещений за причиненный ущерб здоровью).
- Указание Центробанка № 4175-У (в нем установлены тарифы для транспортных компаний).
Хотя стоимость страховки заложена в цену проездных билетов и покрывается самими застрахованными, объектом выступает ответственность транспортной компании. То есть набор рисков здесь стандартный для любого аналогичного договора. Так, обязательное страхование пассажиров включает (покрывает) риски:
- повреждения, порчи имущества всех, кто находится в салоне, кроме водителя и кондуктора, иных членов экипажа (так 67-ФЗ определяет группу пассажиров);
- ущерба здоровью держателей проездных билетов;
- причинения вреда жизни.
Рекомендуем: Страховка для путешествий за границу в СК «Альфастрахование»
Обязательное страхование пассажиров любого общественного транспорта покрывает любые риски, согласно вышеперечисленным пунктам, за исключением случаев:
- осознанного нанесения вреда жизни и здоровью самим пассажиром;
- управления транспортным средством в состоянии опьянения;
- управления транспортом лица, которое не имеет прав на такие действия;
- стандартных пунктов исключений в большинстве страховых договоров (военные, забастовочные риски, радиационные атаки, народные волнения).
На август 2018 года страхование всех пассажиров в общественном транспорте обязательно для компаний, которые осуществляют перевозки:
- автобусами (рейсовые, междугородние, международные поездки);
- троллейбусами;
- трамваями;
- маршрутными такси (микроавтобусами);
- поездами;
- самолетами (перелеты по России, для международных рейсов действуют правила Монреальской конвенции, к которой РФ присоединилась в марте 2017-го);
- речными и морскими судами (круизными, паромными, перевозочными, прогулочными).